260
Внешнеэкономическая политика КНР
К.В. Антипов
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОРИДОР «КНР—ПАКИСТАН» ОТКРЫВАЕТ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ НА ЗАПАД*
Аннотация. В статье освещаются некоторые новые аспекты отношений Китая и Пакистана, свидетельствующие о важном сдвиге в реализации концепции нового Шелкового пути. Беспрецедентное инвестиционное соглашение в объеме 46 млрд долл. свидетельствует о ключевом значении двустороннего партнерства для обеих стран и является важным шагом в консолидации позиций КНР на Ближнем Востоке, обеспечивающим Пекину устойчивый доступ к арабской нефти.
Ключевые слова: экономический коридор, порт Гвадар, морские коммуникации КНР, поставки нефти с Ближнего Востока.
Как показали итоги состоявшегося в апреле 2015 г. государственного визита в Пакистан председателя КНР Си Цзиньпина, Китай приступил к системной реализации масштабных планов по продвижению концепции Шелкового пути, обнародованной в сентябре 2013 г. Проведенные в 2013—2014 гг. китайско-пакистанские встречи на высшем уровне и особенно — успешный визит в Пакистан премьера Госсовета КНР Ли Кэцяна в мае 2014 г. и ответный визит премьер-министра Пакистана Н. Шарифа в ноябре 2014 г. позволи-
* Используя термин «Шелковый путь», автор подразумевает стратегию развития Китая, представленную концепциями «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути 21-го века».
Экономический коридор «КНР—Пакистан»...
261
ли Китаю подготовить необходимые условия для реализации нового этапа стратегии Шелкового пути на пакистанском направлении. Как подчеркивалось в статье Си Цзиньпина, опубликованной накануне визита в апреле 2015 г., «я чувствую себя так, как будто еду в дом своего брата»1.
Основным результатом визита стало подписание китайской и пакистанской сторонами крупных соглашений по дальнейшему развитию «экономического коридора Китай—Пакистан», который приобрел статус ключевого проекта по развитию Шелкового пути. Закрепленная соглашениями программа сотрудничества оценивается в 46 млрд долл., она поднимает роль китайско-пакистанских отношений и значение «экономического коридора» на качественно новый уровень. При этом Пакистан фактически выдвинулся на роль главного партнера КНР в реализации стратегии Шелкового пути на нынешнем этапе. В Пекине рассчитывают, что построение «экономического коридора» позволит на практике закрепить принципы развития и сформировать модель дальнейшего продвижения концепции Шелкового пути.
«Всепогодное партнерство» и стремление представить его как своего рода высокий стандарт для отношений с другими партнерами на Шелковом пути нашли отражение в ряде важных политических заявлений, сделанных Си Цзиньпином в ходе государственного визита. Так, выступая в парламенте Пакистана, Си Цзиньпин подчеркнул необходимость совместно «создать образец для построения азиатского сообщества с единой судьбой». При этом он заявил, что «в ходе данного визита мы с президентом Пакистана Мамнуном Хуссейном и премьер-министром Мианом Навазом Шарифом единогласно решили повысить уровень отношений двух стран до уровня всепогодного стратегического сотрудничества и партнерства»2. Необходимо отметить, что зафиксированное в итоговых документах положение о «всепогодных отношениях стратегического сотрудничества и партнерства» Китай использует исключительно для описания отношений с Пакистаном. В настоящее время по китайской официальной градации оно является высшим мерилом достигнутого уровня сотрудничества и доверительности в двусторонних отношениях с иностранным государством. Характерная для китайско-пакистанского политического обмена динамика укрепления отношений
262
Внешнеэкономическая политика КНР
нашла отражение и в красочных выражениях итогового заявления сторон, подписанного в Исламабаде: «С новыми соглашениями железная дружба стала стальной!»3. «Политический багаж», полученный китайской дипломатией в Пакистане в апреле 2015 г., сыграл большую роль в дальнейшем продвижении идей о построении «азиатского сообщества с единой судьбой» и «установлении международных отношений нового типа», с которыми Си Цзиньпин вновь выступил несколько дней спустя на Азиатско-Африканской конференции и мероприятиях по случаю 60-й годовщины Бандунгской конференции стран Азии и Африки в Джакарте4.
Необходимо отметить, что соглашения о развитии китайско-пакистанского «коридора» опираются на фундаментальные политические решения, принятые в КНР с начала развертывания политики Шелкового пути. Уже к концу 2014 г. стало очевидно, что «две инициативы» Си Цзиньпина по развитию континентального и морского направлений Шелкового пути по существу приобрели статус приоритетной политики китайского руководства, стали основой государственного планирования и включены в общую стратегию развития КНР на длительную перспективу. При этом одной из главных задач развертывания политики Шелкового пути является интеграция ряда направлений деятельности, которая осуществлялась Китаем в предшествующий период как за рубежом, так и внутри страны. Об этом свидетельствует, например, прозвучавшее в докладе о работе правительства на 3-й сессии ВСНП 12 созыва в марте 2015 г. заявление премьера Госсовета КНР Ли Кэцяна: «Мы соединим развитие экономического пояса Шелкового пути и морского Шелкового пути 21-го века с развитием и открытием вовне соответствующих регио-нов»5. По существу, речь идет о том, что теперь значительная часть усилий Китая будет связана с интеграцией фактически уже осуществлявшихся в различных странах Азии, Африки и Европы в течение многих лет проектов двустороннего сотрудничества в многостороннюю систему экономического развития, а также привязкой последней к планам внутреннего роста. Именно стыковка «двух путей», а также объединение разрозненных проектов в «коридоры», локальные и региональные системы, а затем — в более широкие конгломераты трансазиатского и межконтинентального масштаба могут усилить экономическую эффективность Шелкового пути. Предложение
Экономический коридор «КНР—Пакистан»...
263
широкомасштабной модели международного сотрудничества призвано также обеспечить преимущество китайской стратегии Шелкового пути над проектами, продвигаемыми в Азии США — такими, например, как выдвинутая в 2002 г. Хиллари Клинтон американская концепция «Новый Шелковый путь».
Примечательно, что среди проектов, отмеченных в докладе Ли Кэцяна, на первое место был поставлен «экономический коридор Китай—Пакистан», ориентированный на продвижение Шелкового пути в ближневосточном направлении. Как показал дальнейший ход событий, этот проект и стал ведущим, ключевым направлением нынешнего этапа развития всей стратегии. Особое значение «экономического коридора» в том, что он включает пакистанский порт Гвадар на побережье Индийского океана. Это открывает Китаю кратчайший путь на Ближний Восток и непосредственно — к нефтяным источникам на Аравийском полуострове, откуда в настоящее время поступает свыше 60 % импортируемой КНР нефти. Использование порта Гвадар позволит Китаю сократить протяженность нынешних морских перевозок нефти с 12 до 3 тыс. км с последующей перевалкой на сухопутные транспортные системы и прямой доставкой в Синьцзян (Западный Китай). Такая возможность будет обеспечена строительством в зоне Гвадара, в соответствии с китайско-пакистанскими соглашениями, развитой транспортно-логистической системы, включающей железные и автомобильные дороги, нефтепроводы и газопроводы, телекоммуникации, оптико-волоконную связь и т. п., а также созданием крупных хранилищ нефти. Одним из важнейших преимуществ этого маршрута является то, что он позволяет Китаю снизить военно-политические риски поставок нефти, исключив из логистики перевозок Малаккский пролив, а также Южно-Китайское и Восточно-Китайское моря, где наблюдается рост международной напряженности, связанный с территориальными спорами между КНР и некоторыми соседними государствами.
Выход на первый план данного проекта свидетельствует, что главным геополитическим вектором на новом этапе остается продвижение Китая в западном направлении, к источникам энергоресурсов на Ближнем Востоке и в Африке6. В 2015 г. Китай продолжил наращивать импорт нефти с Ближнего Востока, одновременно сокращая закупки в странах Латинской Америки и Западной Африки.
264
Внешнеэкономическая политика КНР
Так, в январе-феврале было отмечено резкое увеличение поставок из Саудовской Аравии (свыше 13 %), а также из ОАЭ7. При этом в апреле 2015 г. Китай вышел на 1-е место в мире по закупкам нефти, впервые отодвинув американские компании на второй план8. По заявлению министра нефти Саудовской Аравии Али аль-Наими, спрос китайских компаний на поставки сырой нефти будет увеличиваться и впредь. Закреплению и дальнейшему наращиванию этой тенденции способствуют форсированные шаги китайской дипломатии по созданию зоны свободной торговли с Саудовской Аравией. Указывая на центральную роль Ближнего Востока в реализации политики Шелкового пути, министр иностранных дел КНР Ван И еще в начале 2014 г. заявлял, что именно данный регион станет местом стыковки морского и континентального направлений этого стратегического проекта9. Такой подход, получивший подтверждение в упомянутом докладе премьера Ли Кэцяна, является одним из главных обоснований того, что китайско-пакистанский экономический коридор стал ключевым проектом в развитии Шелкового пути. Избрав пакистанское направление, Пекин отвел Исламабаду роль одного из важнейших партнеров в реализации своей политики на Ближнем Востоке и, возможно, в исламском мире в целом. В связи с этим обращает на себя внимание мнение, высказанное британскими экспертами: «Китайцы не просто предлагают строительство столь необходимой инфраструктуры, но также делают Пакистан ключевым партнером» в осуществлении грандиозного экономического и стратегического проекта10.
Экономические параметры
Принятая Китаем и Пакистаном программа нового этапа экономического сотрудничества общей стоимостью 46 млрд долл. не имеет прецедентов в истории отношений КНР с какой-либо страной. Она стала возможной как результат многолетней кооперации двух стран в освоении ряда объектов на территории Пакистана, и в первую очередь — в развитии порта Гвадар и сооружении дорожной инфраструктуры. На данном этапе свыше 10 млрд долл. предполагается вложить в такие проекты, как развитие глубоководного порта Гвадар
Экономический коридор «КНР—Пакистан»...
265
на берегу Индийского океана (622 млн долл.) и нового международного аэропорта Гвадар (250 млн долл.), строительство автомобильных и железнодорожных трасс, соединяющих этот порт с перспективным экономическим центром в Западном Китае г. Кашгар (Синьцзян). В свою очередь Кашгар имеет транспортный выход в центральные районы Китая, а также на территорию стран СНГ, открывает возможность прямого доступа к побережью Каспийского моря. В этой части проект предполагается выполнить до конца 2017 г. Стоит отметить, что с 2013 г. порт Гвадар передан в оперативное управление китайской государственной компании China Overseas Ports Holding, а в 2015 г. вступает в силу соглашение о передаче его в аренду Китаю на 40 лет. Помимо этого, до 2021 г. намечено осуществить строительство и модернизацию целого ряда магистралей между крупнейшими политико-экономическими центрами Пакистана.
Примечательно, что, хотя основой проекта коридора является транспортная составляющая (автомобильные и железные дороги через хребет Каракорум, 120 тоннелей, мосты, порт Гвадар и др.), наибольшие расходы будут связаны с развитием его экономической зоны и созданием энергетического комплекса. Так, до 37 млрд долл. планируется вложить в производство электроэнергии: строительство тепловых угольных электростанций, ГЭС, переработка солнечной энергии, создание развитой системы энергосетей. В частности, китайская компания Zonergy Limited планирует осуществить крупнейший в мире инвестиционный проект в объеме 1,5 млрд долл. по переработке солнечной энергии (900 мегаватт) на базе предприятия Quaid-e-Azam Solar Park в Бахавалпуре. Выполнение основной энергетической программы позволит Пакистану не только увеличить свой энергобаланс на 10 400 мегаватт, но и осуществлять экспорт в значительных объемах в соседние страны, также остро нуждающиеся в электроэнергии (Иран, Афганистан). Кроме того, предусмотрены дополнительные вложения в размере 18,2 млрд долл., которые позволят к 2021 г. увеличить производство энергии еще на 6120 мегаватт11. Заложенный в таком подходе геоэкономический замысел соответствует одной из главных задач Шелкового пути по использованию локальных проектов для укрепления позиций КНР в региональном масштабе, создания новых узлов международного со-
266
Внешнеэкономическая политика КНР
трудничества, формирующихся на основе китайских экономических инициатив.
Крупным шагом в консолидации регионального партнерства на базе китайско-пакистанского сотрудничества явилось соглашение о включении в транспортную инфраструктуру Гвадара ирано-пакистанского газопровода, продукция которого сможет направляться также и в Китай.
Важной особенностью проекта «экономического коридора» является то, что его финансирование планируется осуществить на двусторонней основе за счет средств Китая и Пакистана, без привлечения средств недавно учрежденного Азиатского банка инфраструктурных инвестиций или созданного правительством КНР Фонда Шелкового пути. Как заявил помощник министра иностранных дел КНР Лю Цзяньчао, «в настоящее время мы не рассматриваем использования этих механизмов для предоставления финансиро-вания»12.
Проблемы безопасности Шелкового пути
Вместе с тем перспективы и роль китайско-пакистанского экономического коридора нельзя рассматривать в отрыве от проблем безопасности, которые решаются в рамках стратегии Шелкового пути. Специфика ситуации состоит в том, что на данном этапе развитие Шелкового пути практически на всех направлениях связано с высокими политическими, военными и иными рисками. Снижение этих рисков является системной задачей этой стратегии, и выбор путей для ее решения представляет значительный интерес для исследования современной политики Китая. Как неоднократно отмечали китайские и международные эксперты, инвестиции в «коридор» могут служить интересам безопасности КНР, содействовать политике, которую Китай активно продвигает в русле стратегии Шелкового пути, тесно увязывая возможности ее осуществления с задачами социально-экономического развития сотрудничающих сторон. В трактовке китайских лидеров такая связь выступает как взаимообусловленный процесс, обеспечивающий возможность обоюдовыгодного сотрудничества только при условии взаимных гарантий безопасно-
Экономический коридор «КНР—Пакистан»...
267
сти. Как говорилось в выступлении Си Цзиньпина на открытии ежегодной Азиатской конференции в Боао в марте 2015 г., «для построения сообщества общей судьбы нам нужно в сотрудничестве добиваться общей, всесторонней и устойчивой безопасности»13.
В связи с этим необходимо обратить внимание на то, что в настоящее время на пакистанском направлении китайцы уделяют особое внимание преодолению социальных причин политической нестабильности, повышению занятости населения и т. п. Кроме того, несмотря на длительное преобладание военного сотрудничества, в предыдущий период в китайско-пакистанских отношениях также был накоплен опыт экономического сотрудничества, учитывавшего и определенные социальные аспекты. Наряду с крупными военными поставками, а также всевозможной помощью строительство «экономического коридора» на территории Пакистана осуществлялось китайскими компаниями уже в течение ряда лет, еще со времен президентства Первеза Мушаррафа (2001—2008 гг.). Так, например, ключевой объект «коридора» — порт Гвадар был сдан в эксплуатацию еще в 2007 г. Теперь очевидно, что с политической точки зрения строительство в Пакистане китайскими компаниями крупных хозяйственных объектов играло положительную роль в ослаблении социальной напряженности в этой стране, отвечало интересам значительной части пакистанских элит и способствовало закреплению двусторонних отношений между несколькими поколениями китайских и пакистанских руководителей. Открывшаяся перспектива многомиллиардных инвестиций с развитием Шелкового пути дала толчок к дальнейшему изменению баланса интересов двух стран в пользу экономического сотрудничества, при сохранении тесного взаимодействия в военной и военно-технической областях. В связи с этим стоит обратить внимание на то, что в отличие от Китая Соединенным Штатам не удалось найти основу для устойчивого сотрудничества с Пакистаном. Хотя американские затраты в период 2002—2014 гг. и составили 31 млрд долл., эти вложения осуществлялись, главным образом, в сферу военного сотрудничества, и в конечном счете эффективность их в качестве политического фактора оказалась невелика.
Как подчеркивают китайские и пакистанские представители, строительство «коридора» должно в целом изменить социально-эко-
268
Внешнеэкономическая политика КНР
номическую ситуацию в пакистанской провинции Белуджистан и прилегающем географическом ареале, создать в этой провинции зону экономического роста и тем самым улучшить положение и «изменить судьбу» местных племен, традиционно являющихся одним из главных источников радикализма, терроризма и нестабильности в Афгано-Пакистанском регионе.
Для сотрудничества КНР с Пакистаном такой подход актуален, поскольку в прошлые годы в этой стране неоднократно происходили нападения на китайских представителей со стороны местных радикальных и криминальных группировок, среди граждан КНР имелись серьезные жертвы. Высокие риски сохраняются и в настоящее время, причем их основные причины коренятся прежде всего в политических противоречиях пакистанских элит и столкновении их экономических интересов. Примечательно в связи с этим то, что китайско-пакистанские соглашения вызвали негативную реакцию со стороны части политической верхушки белуджей, особенно выходцев из Гвадара. По заявлениям ряда местных представителей, решения о развитии данного региона были приняты без учета их интересов. Резкие возражения выразили, например, деятели Белуджской национальной партии Менгал, Белуджского национального фронта, Белуджской республиканской партии, а также воинствующих организаций Фронт освобождения Белуджистана, Армии освобождения Белуджистана и др.14 Как заявил министр планирования и развития Белуджистана Хамид Хан Ачакзай: «Мы не примем этого соглашения и окажем сильное сопротивление»15.
В то же время, как неоднократно отмечалось, угрозу для проекта могут представлять и активизирующие подрывную деятельность уйгурские сепаратисты, осуществляющие взаимодействие с террористическими организациями в афгано-пакистанской зоне, а также среднеазиатских странах СНГ. Фактор социально-политической нестабильности и террористические угрозы традиционно осложняли втягивание данного региона в процессы глобализации и развития. В общественном мнении Запада Пакистан до сих пор представлен как «несостоявшееся государство» и «проходной двор международного терроризма». В свете этого переход Китая к развитию крупнейшего инвестиционного проекта на территории Пакистана несомненно может иметь большое значение не только для формирова-
Экономический коридор «КНР—Пакистан»...
269
ния новых подходов к решению экономических задач развития в мировых зонах нестабильности, но и создает крупный прецедент в решении актуальных задач безопасности.
О масштабах усилий, которые будут приложены с обеих сторон в связи с этим, свидетельствует достигнутое соглашение о целенаправленном создании Пакистаном элитной дивизии для обеспечения безопасности объектов сотрудничества с КНР в зоне «экономического коридора». Как отмечают западные эксперты, инвестиции в 46 млрд долл. подразумевают, что «пакистанская армия обеспечит поддержание общественного порядка»16. В состав дивизии планируется включить до 12 тыс. человек, она также будет располагать подразделениями авиационной поддержки. Активное участие пакистанских военных в обеспечении безопасности Шелкового пути может иметь также важное международное значение, учитывая объективное расширение возможностей китайской дипломатии для оказания конструктивного воздействия на индийско-пакистанские отношения, а также на традиционные связи военных с Саудовской Аравией, с афганскими кругами и др. Как полагают некоторые эксперты Брукингского центра, Пакистан отказал Саудовской Аравии в предоставлении вооруженных подразделений для операции в Йемене, рассчитывая использовать их для сотрудничества с КНР и защиты Шелкового пути17. Не исключено вместе с тем, что в перспективе вооруженные подразделения Пакистана могут привлекаться для охраны объектов Шелкового пути и на других опасных направлениях, например, в Афганистане, Ираке, Сирии. Вместе с тем принятое в апреле 2015 г. решение правительства Пакистана о закупке в КНР 8 подводных лодок на сумму 5 млрд долл. свидетельствует о потенциальной возможности распространения китайско-пакистанского сотрудничества по защите Шелкового пути и на морской участок в зоне порта Гвадар. Подобное решение могло бы оказаться актуальным в связи с происходящими изменениями в отношениях Китая со Шри Ланкой, которая до сих пор рассматривалась в Пекине как один из важных элементов в обеспечении безопасности и надежности морских коммуникаций КНР в западной части Индийского океана. Принятый в Коломбо курс на сближение с США после прихода к власти Майтрипала Сирисена в качестве нового президента в январе 2015 г. может оказать сдерживающее влияние на дальнейшее
270
Внешнеэкономическая политика КНР
строительство китайскими компаниями в Шри Ланке крупных объектов морской логистики, а также их использование в интересах ВМС КНР.
Заключение
Разъясняя на встрече с журналистами значение и итоги визита Си Цзиньпина в Пакистан, министр иностранных дел КНР Ван И отметил, что Китай «считает Пакистан своим самым близким другом». Этим еще раз было подчеркнуто приоритетное значение китайско-пакистанского «экономического коридора» в осуществлении Шелкового пути. Вместе с тем он назвал китайско-пакистанские отношения «китайско-пакистанским сообществом с единой судьбой» и указал, что эти отношения являют собой «образцовый пример для углубления взаимосвязей между Китаем и сопредельными странами и создания азиатского сообщества с единой судьбой». Кроме того, как сказал Ван И, «председатель Си Цзиньпин недавно на ежегодной конференции Азиатского форума Боао выдвинул инициативу построения сообщества с единой судьбой для всего человечества на основе сообщества с единой судьбой в сопредельном регионе»18. Это еще раз продемонстрировало «модельное значение» китайско-пакистанского сотрудничества. Его дальнейшее исследование позволит выявить важные особенности процесса глобализации внешней политики Китая на современном этапе.
Примечания
1 Pak-China Dosti Zindabad. H.E. Xi Jinping President of the People's Republic of China //Daily Times. 15.04.2015. URL: http://www.dailytimesxom.pk/national/19-Apr-2015/pak-china-dosti-zindabad
2
Си Цзиньпин в парламенте Пакистана выступил с важной речью на тему «Создание китайско-пакистанского сообщества с единой судьбой, открытие нового пути сотрудничества и взаимного выигрыша» // Синьхуа. 22.04.2015. URL: http://russian.people.com.cn/n/2015/0422/c31520-8881773.html
3
Чжунба шэнмин чжэй утяо жан «Батэ» ляньчэн ган (Пять разделов Совместного китайско-пакистанского заявления превращают «железный Пакистан» в
Экономический коридор «КНР—Пакистан»...
271
стальной) // Синьхуашэ. 21.04.2015. URL: http://news.xinhuanet.com/world/2015-04/21/c_127714310.htm
4 См.: Ван И о зарубежной поездке Си Цзиньпина. Создание сообщества с единой судьбой, установление международных отношений нового типа // Синьхуа. 25.04.2015. URL: http://russian.people.com.cn/n/2015/0426/c31521-8883 777.html).
5 Li Keqiang. Report on the Work of the Government //Xinhua. 16.03.2015. URL: http://www.npc.gov.cn/englishnpc/Special_12_3/2015-03/17/content_1909942.htm
6 См., напр.: Антипов К. О некоторых аспектах эволюции ближневосточной политики Китая // Проблемы Дальнего Востока. 2014. № 2. С. 27—37; Титаренко М.Л., Ларин А.Г., Матвеев А.В. Китайская стратегия «продвижения на Запад» и новый Шелковый путь // Проблемы Дальнего Востока. 2014. № 3.
7
Gronholt-Pedersen, Jacob. In oil price war, Gulf producers grab market share in Asia // Gulf Times. 07.02.2015. URL: http://www.reuters.com/article/2015/02/06/ us-asia-gulf-crude-idUSKBN0LA0J720150206
8
Gronholt-Pedersen, Jacob and Gloystein, Henning. China becomes world's top crude buyer despite economy stuttering // Reuters. 11.05.2015. URL: http://www. reuters.com/article/2015/05/11/china-crude-imports-idUSL4N0XW1TO20150511
9 Ding Ying. Peace in the Middle East // Beijing Review. 2014. № 2. URL: http:// www.bjreview.com.cn/world/txt/2014-01/07/content_589489.htm
10 Boone Jon. China president arrives in Pakistan to sign ?30bn 'land corridor' agreement // The Guardian. 20.04.2015. URL: http://www.theguardian.com/world/ 2015/apr/20/china-president-xi-jinping-pakistan-land-corridor-agreement
11 Mehreen Zahra-Malik. China commits $45.6 billion for economic corridor with Pakistan // Reuters. 21.11.2014. URL: http://www.reuters.com/article/2014/11/21/ us-pakistan-china-idUSKCN0J51C120141121
12
Teddy Ng. US $46 billion Pakistan-China Corridor will not use Asian bank funds // The South China Morning Post. 17.04.2015. URL: http://www.scmp.com/news/china/ diplomacy-defence/article/1768131/infrastructure-deals-chinese-presidents-agenda-pakistan
13
Security Matters // Beijing Review. 2015.№ .15. URL: http://www.bjreview. com.cn/special/2015-04/02/content_681508.htm
14 Kiyya Baloch. Can China's Gwadar Port Dream Survive Local Ire? // The Diplomat. 17.12.2014. URL: http://thediplomat.com/2014/12/can-chinas-dream-of-a -pakistan-port-survive-local-ire/
15 Qamar Zaman. Politicians hit out at 'unfair' Pakistan-China Economic Corridor // Tribune. 22.04.2015. URL: http://tribune.com.pk/story/874049/politicians-hit-out-at-unfair-pakistan-china-economic-corridor/
272
Внешнеэкономическая политика КНР
16 Goldman, David P. Pax Sinica in the Middle East? Not anytime soon // Asia Times. 05.05.2015. URL: http://atimes.com/2015/05/a-pax-sinica-in-the-middle- east -not-anytime-soon/
17
Riedel, Bruce. The Pakistani Pivot from Saudi Arabia to China «2015 U.S.-Islamic World Forum», April 23, 2015. URL: http://www.brookings.edu/blogs/ order-from-chaos/posts/2015/04/22-pakistani-pivot-riedel?hs_u=konstant2005@yand ex.ru&utm_campaign=Foreign+Policy&utm_source=hs_email&utm_medium=email &utm_content=17287862&_hsenc=p2ANqtz-90yhfWdQYOfhBoeKr-ifRXRjicBZxUw PCJ0iGUKJ4SDxO45lmnq5RHurTdzVcEFzHDzTE8vBjW_OEb4J6KsYSkL3XEPA& _hsmi=17287864
18 Создание сообщества с единой судьбой, установление международных отношений нового типа. Ван И о зарубежной поездке Си Цзиньпина // Жэньминь жибао он-лайн. 25.04.2015. URL: http://russian.people.com.cn/n/2015/0426/c31521 -8883777.html