DOI: 10.24411/2618-6888-2018-10023
Н.А. Замараева
КИТАЙСКО-ПАКИСТАНСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОРИДОР: ИТОГИ И ВЫЗОВЫ 2017—2018 гг.
Аннотация. Проанализированы первый этап реализации Китайско-пакистанского экономического коридора (КПЭК) и цели Долгосрочного плана КПЭК на 2017—2030 гг., определившего приоритетные направления проекта: транспорт, энергетика, индустриальные парки, модернизация сельскохозяйственной инфраструктуры, туризм. Рассмотрены специальные экономические зоны, законодательство по которым предусматривает льготы для китайских кампаний.
Ключевые слова: Китайско-пакистанский экономический коридор.
Диалог Пакистана и Китая, заявляющих об их «единой судьбе», строится на базе провозглашенного двумя странами принципа «всепогодных отношений и многомерного стратегического партнерства»1.
Официальный протокол внешнеполитических ведомств КНР и Пакистана (ИРП) подчеркивает, что двусторонние связи основаны на началах взаимного доверия, равенства, невмешательства, гармо-
ничного сосуществования и взаимовыгодного сотрудничества на основе общей повестки дня социально-экономического развития и одинакового восприятия региональных и глобальных вызовов. К последним относятся: нестабильность и неопределенность мирового развития, отсутствие драйверов роста мировой экономики, увеличивающийся разрыв между богатыми и бедными, терроризм, киберо-пасность, инфекционные заболевания, беженцы, продовольственная безопасность, нехватка воды, климатические изменения.
Заявления глав государств Китая и Пекина о «единой судьбе» их народов вызывало много вопросов как в самих этих странах, так и у мировой общественности. Официальные документы, принятые столицами, и меры по имплементации проекта КПЭК в 2017—2018 гг. дали ответы на некоторые из них.
Сотрудничество двух стран в последние годы охватывает многие сферы: как таковая деятельность по сооружению Китайско-пакистанского экономического коридора, оборонное сотрудничество и выступление объединенным дипломатическим «фронтом» на международной арене. Пакистан признателен Китаю за неизменную поддержку в вопросе расширения состава Группы ядерных поставщиков, в урегулировании Кашмирского кризиса согласно резолюциям СБ ООН, за решительное содействие в обретении Пакистаном полноправного членства в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и т. д. В рамках четырехсторонней координационной группы. Пекин способствует усилиям Исламабада по урегулированию ситуации в соседнем Афганистане. На постоянной основе проводятся двусторонние консультации по контролю над вооружениями и их нераспространению.
«Разнонаправленные» внутриполитические события в 2017— 2018 гг. в Исламабаде и Пекине не внесли коррективы в их отношения. Хотя Пакистан и пережил политический кризис, начавшийся с отстранения Верховным судом от власти премьер-министра ИРП Миан Мухаммада Наваз Шарифа, однако «обезглавливание» правящей партии не нарушило конструкцию государственно-демократических институтов страны.
В Китае, наоборот, XIX съезд Коммунистической партии Китая (КПК), прошедший в октябре 2017 г., взял курс на концентрацию партийной и государственной власти в руках председателя КНР. Это
подтвердило рост авторитарных тенденций в стране, свидетельствуя о размывании практики коллективного руководства и сведении на нет его системы сдержек и противовесов.
На международной арене Пекин четко следует намеченным планам расширения экономического пространства Китая через создание современной сети торговых и иных коммуникационных связей под эгидой инициативы «Один пояс, один путь» (ОПОП). На территории Пакистана ныне реализуется ее составной пилотный проект — Китайско-пакистанский экономический коридор2.
Пекин и Исламабад рассматривают ОПОП как новую форму глобализации и упреждающий ответ на вызовы современности. Ме-гапроект «взрывает» созданную в ХХ в. постколониальную систему транспортировки товаров и услуг на мировые рынки и между странами-контрагентами. Особенностью концепции ОПОП, как подчеркивают обе столицы, является ее опора на азиатские ценности. И Исламабад горд тем, что стоит «на пороге геоэкономической революции, цель которой — восстановить и реформировать глобаль-
3
ное экономическое управление» .
Приоритетной областью сотрудничества КНР и Пакистана, несомненно, является КПЭК. Исламабад осознает, что для Китая этот проект — «золотые ворота» в Пакистан. Ибо, во-первых, он предоставляет КНР кратчайший путь для выхода на мировые рынки благодаря своему уникальному геостратегическому местоположению, соединяя четыре важных региона — Западный Китай, Южную, Центральную, Западную Азию; а, во-вторых, стимулирует экономическую активность Южного Синьцзяна, который в настоящее время располагает слабой производственной базой. Китайская цель пакистанского коридора, озвученная председателем КНР, генеральным секретарем ЦК КПК Си Цзиньпином на XIX съезде КПК, — «оптимизировать архитектонику региональной открытости, увеличивать динамику расширения открытости западной части страны» .
Проект КПЭК ставит целью уменьшение разрыва в экономическом и социальном развитии четырех провинций Пакистана, а в стратегическом плане — задачу дальнейшей интеграции национальных экономик стран, расположенных вдоль ОПОП. Например, уже заявлены к разработке экономические коридоры «Индия—Китай— Бутан», а также «Китай—Пакистан—Тегеран». Имплементация пла-
нов КПЭК потребует преобразования торговых коридоров во многовекторные экономические. Это в свою очередь возможно при синхронизации устойчивого роста промышленного сектора в экономике с процессами модернизации инфраструктуры, что необходимо для квалитативного увеличения объемов бизнеса и расширения транспортных потоков.
Опорной координационной платформой реализации КПЭК является Совместный комитет сотрудничества (СКС). СКС на 7-й ежегодной сессии (ноябрь 2017 г.) анонсировал Долгосрочный план КПЭК на 2017—2030 гг. (ДП), в основу которого положены Программа правительства Пакистана «Видение 2015» и планы социально-экономического развития Китая, одобренные XIX съездом КПК. Интересы ДП требуют от сторон создания результативного механизма межправительственных связей, действующего на основе ранее подписанных документов: Двустороннего соглашения о защите инвестиций, Соглашения о свободной торговле, Соглашения о торговле услугами в зонах свободной торговли, Соглашения по расширению и углублению двустороннего торгово-экономического сотрудничества, Рамочного соглашения по энергетическому сотрудничеству и Пятилетнего плана развития китайско-пакистанского торгово-экономического сотрудничества.
Еще в 2015 г. стороны одобрили проект КПЭК по формуле «1+4» (Западный Китай + 4 провинции Пакистана). ДП — это дальнейшее и детальное развитие данной формулы. При подписании в 2015 г. инвестиционного пакета документов по проекту КПЭК на сумму 46 млрд долл. (в 2018 г. сумма инвестиций достигла 62 млрд долл.) сторонами были запланированы три этапа его имплементации:
Первый этап (2015—2022/23 гг.) — это сооружение энергетических и инфраструктурных (дорожных) объектов, строительство и расширение возможностей порта Гвадар (аэропорт, причалы, промышленная площадка), социальных объектов (госпитали на 100 коек), реализация различных программ тренинга для местного персонала.
Второйэтап (2020/22—2025 гг.) — этап промышленного сотрудничества (строительство промышленных объектов, ремонт и укладка железнодорожного полотна, например, 160 км трассы «Карачи— Пешавар»). Одним из ключевых пунктов второго этапа является соз-
дание индустриальных парков и специальных экономических зон (СЭЗ) и зон свободной торговли (ЗСТ).
Третий этап (2025—2030 гг.) — ввод в эксплуатацию всех промышленных и социальных объектов КПЭК. Это позволит Пакистану, по оценкам экспертов, войти в число стран со средним уровнем дохода.
Укрепление стратегических отношений между КНР и Пакистаном в последние годы дало новый толчок их торгово-экономическим связям. Объем товарооборота вырос в среднем на 18.8 %, также отмечен рост двусторонних инвестиций. Китай еще в 2015 г. стал крупнейшим источником иностранного капитала для Пакистана. Макроэкономические показатели ИРП значительно улучшились. Стороны настроены на изыскание и других ресурсов кооперации.
Долгосрочный план КПЭК поставил цель к 2020 г. достичь следующих «промежуточных результатов»:
• во-первых, построить основные транспортные магистрали и инфраструктурные объекты с тем, чтобы КПЭК принял «зримые очертания»;
• во-вторых, устранить к 2025 г. все «узкие места», тормозящие экономическое и социальное развитие объектов КПЭК. Убежденность сторон в достижимости поставленных целей основывается, как записано в официальных документах, на факторе «всепогодного стратегического партнерского сотрудничества, концепции гармонии, инклюзивности, взаимной выгоде и устойчивости». Локомотивом, конечно, выступает КНР.
Китайская сторона взяла ответственность за планирование, финансирование, строительство и эксплуатацию проектов на своей территории; а на территории Пакистана стороны совместно разрабатывают технико-экономические обоснования, несут бремя финансовых обязательств, совместно возводят проекты, управляют ими и получают выгоду с учетом стоимости рисков. Стороны также подтвердили, что строительство будет осуществляться с учетом новейших технических достижений, опыта сооружения других международных объектов.
Ключевыми областями сотрудничества в рамках ДП являются: транспорт, энергетика, инфраструктура, порт Гавадар и промыш-
ленные/особые экономические зоны. Достижение поставленных целей возможно, как считает Исламабад, при условии создания благоприятных условий для иностранных, в первую очередь китайских, инвестиций. Это диктует необходимость совершенствования действующего законодательства и нормативных актов.
I. Транспорт. Основным условием реализации КПЭК является строительство интегрированной транспортной системы по маршрутам коридора (автомобильные дороги, железные дороги, порты, авиационная и иная инфраструктура). Это необходимо для стимулирования экономического и социального развития регионов (включая обеспечение бесперебойного доступа к источникам воды и электроэнергии, формирование социальной инфраструктуры и подготовку квалифицированных рабочих кадров). В 2017—2018 гг. заложен первый камень в строительство и/или модернизацию автодорог «Кашгар—Исламабад», «Пешавар—Исламабад—Карачи», «Суккур—порт Гвадар» и дороги «Дера—Исмаил Хан—Кветта—Со-храб—Гвадар».
Стороны подтвердили важность увеличения пропускной способности существующих железнодорожных магистралей (например, ML-1, через модернизацию и строительство новых путей). Развитие города и порта Гвадар продиктовало строительство скоростной автодороги Ист-Бэй и нового международного аэропорта для эффективного использования преимуществ ЗСТ на побережье Ормузского пролива.
Одновременно с развитием дорожной и железнодорожной инфраструктуры стороны запланировали расширение информационных коммуникаций: строительство и эксплуатацию локальных сетей связи и сетей радиовещания и телевидения, прокладку трансграничных оптико-волоконных кабелей между Китаем и Пакистаном и создание магистральных волоконно-оптических сетей и линий связи вдоль КПЭК.
II. Запланированные энергетические проекты продиктовали необходимость укреплять сотрудничество в нефтегазовой отрасли (включая разведку и освоение полезных ископаемых), строительства электрических сетей, реализации крупных проектов теплоэнергетики, гидроэнергетики, газификации угля и возобновляемой энергетики.
III. Индустриальные парки рассматриваются как новая форма расширения индустриального сотрудничества в области химической, фармацевтической, машиностроительной, металлургической, легкой промышленности, производстве бытовой техники и строительных материалов. Стороны согласились развивать торговую логистику, улучшать инвестиционную среду, повысить уровень либерализации и оптимизировать структуру двусторонней торговли. Важно использовать преимущества портов для интенсификации перевозок, учредить специальные таможенно-надзорные зоны вдоль маршрутов КПЭК, способствовать расширению инвестиционных возможностей предприятий и улучшать работу транснациональных промышленных объектов.
IV. Модернизация аграрной инфраструктуры требует строительства современной сельскохозяйственной промышленности. Китай и Пакистан поставили цель обеспечить переход от традиционного к современному сельскому хозяйству. Планы включают строительство инфраструктуры вдоль маршрутов КПЭК, подготовку кадров, обмен техническими данными и сотрудничество в ключевых отраслях: растениеводстве, животноводстве, лесном хозяйстве; производстве, переработке, хранении и транспортировке сельскохозяйственной продукции, освоении новых земель и ирригации заболоченных площадей.
V. Туризм. Использовать потенциал и преимущества туристических ресурсов в регионах вдоль КПЭК и вблизи пограничных районов; особенно вдоль железных дорог и автомагистралей; совместно проводить разработку и строительство трансграничных туристических маршрутов. Особой привлекательностью для китайской стороны отличается прибрежная полоса Индийского океана. Беспрецедентным и весьма важным является решение правительства Пакистана о безвизовом въезде китайских граждан в Пакистан.
Для решения задач, поставленных ДП на 2017—2030 гг., Китай использует инвестиционные и финансовые возможности, заложенные сторонами в пакете документов КПЭК. Партнеры, например, взяли обязательство выработать модели инвестирования и финансирования, учитывающие специфику проектов.
Создание Китаем поддерживающих финансовых институтов — ключевое обстоятельство для реализации инициативы ОПОП. На
протяжении нескольких лет уже функционируют инвестиционные структуры, например, Фонд Шелкового пути и Азиатский Банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ). Важным результатом 7-й конференции СКС стало решение о дополнительном финансировании Банком развития Китая (БРК) проекта КПЭК.
При разработке ДП Пекин настаивал, чтобы Исламабад выделял больше средств из национального и провинциальных бюджетов на проект КПЭК. В свою очередь федеральное и провинциальные правительства ИРП взяли обязательства направлять капиталовложения и финансировать объекты коридора из целевых бюджетных средств, а также путем кредитования и выпуска облигаций на внутреннем и внешнем рынках капитала. Кроме того, для снижения общих затрат они обязались уделить пристальное внимание оптимизации процессов финансирования и т. д. Финансовая же стратегия Поднебесной предусматривала и расширение роли юаня в экономике ИРП. Но уже на этапе переговоров пакистанская сторона заявила, что не готова к широкому обращению китайской валюты.
Создание промышленных парков и специальных экономических зон (СЭЗ) является одним из приоритетных направлений проекта КПЭК. Основная цель СЭЗ — дать оперативный ответ властей ИРП на просьбу Китая сформировать льготные условия для ведения малого и среднего бизнеса. Это позволит Пакистану стимулировать рост экономики и производственные процессы в стране, обеспечить эффективную реализацию экспортной продукции, создать новые рабочие места.
Инвестиционная политика Китая в отношении ИРП имеет свою специфику. В Долгосрочном плане определены отрасли, которые планируется перевести с территории КНР в Пакистан. В первую очередь это сталелитейная, фармацевтическая, химическая промышленность. Одновременно предусматривается работа по подготовке к созданию в Пакистане индустриальных парков и специальных экономических зон по примеру Шанхайской экспериментальной зоны. Особе внимание уделено развитию ЗСТ в Гвадаре.
Китай планирует перевести в Пакистан частные неконкурентные предприятия или те, которые отличаются высокими производственными затратами на рабочую силу, или же обладающие технологически устаревшей производственной базой.
Пекин в принципе настаивает на дальнейшем проникновении государственного и частного китайского капитала в экономику Пакистана, но в первую очередь КНР заинтересована в расширении для себя тех сегментов пакистанского рынка, где компании из Поднебесной уже имеют прочные позиции. Например, Haier в бытовой технике, ChinaMobile и Huawei в области телекоммуникаций и China Metallurgical Group Corp. в горнодобывающей промышленности. В то же время китайские компании не планируют вкладываться в уже действующие крупные промышленные объекты ИРП.
Установки долгосрочного китайско-пакистанского экономического сотрудничества требуют реализации взаимовыгодных инвестиционных начинаний. Ставя эту цель, Пекин выдвинул идею создания в ИРП особых, «исключительных» зон (специальных экономических зон). В настоящее время ведение бизнеса в СЭЗ осуществляется в соответствии с Законом ИРП о СЭЗ от 2012 г. Федеральное и провинциальные правительства вправе самостоятельно создавать экономические зоны или в сотрудничестве с частными предприятиями различных форм собственности (включая государственно-частное партнерство), или с частными лицами.
Запланировано учредить 33 экономические зоны в рамках КПЭК во всех 4 провинциях его пролегания, на территории столичного округа Исламабад, в Гилгит-Балтистане, в агентствах Территории племен федерального управления и Азад Кашмире, в порту Ка-сим близ Карачи и в порту Гвадар5. Успех СЭЗ зависит от многих факторов, в основном от оптимальности сочетания налоговых и тарифных стимулов, ускорения и упрощения процедуры таможенной очистки товаров, стабильности связей с поставщиками и производителями, от конъюнктуры мирового рынка и т. д. Для привлечения китайских инвестиций Исламабад предоставил налоговые стимулы, например, однократное освобождение от таможенных пошлин и налогов на оборудование, ввозимое в Пакистан; освобождение учредителей СЭЗ от всех налогов на доходы сроком на 5 лет начиная с даты подписания Соглашения о развитии СЭЗ. Предусмотрено предоставление долгосрочных государственных льготных кредитов, в отдельных случаях — кредитов с нулевой процентной ставкой.
Эйфория от заключения в 2015 г. крупнейшего в истории Пакистана инвестиционного контракта быстро сменилась настроениями
суровых буден. Исламабад был уверен, что СЭЗ будут стимулировать развитие инновационных отраслей в Пакистане. Однако на практике Китай сначала предпочитает вывозить в Пакистан вредные производства и устаревшую технологию, хотя в том же Долгосрочном плане КПЭК (2017—2030 гг.) поставлена цель повышения эффективности текстильной и швейной промышленности ИРП за счет расширения их масштабов и увеличения производства продукции с высокой добавленной стоимостью. Другим примером является призыв в ДП развивать промышленность Пакистана, начиная со сборки импортных деталей и комплектующих до производства деталей на местах. Эти положения Долгосрочного плана направлены на то, чтобы превратить Пакистан в огромный швейный цех и длинную сборочную линию бытовых приборов.
В дальнейшем риски для Исламабада только возрастут. Местные жители опасаются, что товары, произведенные на льготных условиях в СЭЗ, будут экспортированы на внутренний рынок Пакистана, вытесняя тем самым изделия местной промышленности. Политика снижения налоговых льгот для китайского бизнеса уже принесла Исламабаду первые горькие плоды. Так, экспорт Пакистана в Китай упал почти на 8 % во второй половине 2016 г., в то время как импорт из КНР вырос на 29 %6.
Следующим горьким уроком для Пакистана стало осознание того, что его нынешний устаревший парк грузовых автомобилей не в состоянии эффективно осуществлять трансграничные перевозки в рамках КПЭК и требует капитальной реконструкции. В противном случае на пакистанские дороги «хлынут» китайские грузовики. Потери до 2 % ВВП только из-за устаревшей системы грузоперевозок поставили власти страны перед необходимостью, во-первых, реформирования системы грузоперевозок, во-вторых, снижения пошлин на импорт грузовых автомобилей (численность автомобильного парка Пакистана критически низка); в-третьих, общей модернизации сферы грузоперевозок. Дезинтегрированность транспортной отрасли создает дополнительные препятствия на пути международной торговли. (Ныне целых семь различных министерств и агентств ИРП занимаются индустрией логистики). И, наконец, в-четвертых, Пакистан поставлен перед необходимостью ратифицировать все международные конвенции, касающиеся автомобильной промышлен-
ности, и таможенные конвенции, что также требует времени, усилий и внимательного анализа последствий имплементации указанных документов на почве ИРП.
Важным вопросом повестки дня 7-й сессия ОКС стала безопасность китайского персонала, работающего на стройплощадках КПЭК. ИРП создала подразделения по охране правопорядка и обеспечения его безопасности. Но отдельные нападения на китайцев продолжаются. Поэтому власти Пекина вновь подняли вопрос об охране объектов Коридора.
Внешнеполитический аспект КПЭК. Практическая реализация проекта КПЭК усилила позиции стран-партнеров в регионе. После ее анонсирования, инициатива ОПОП получила поддержку более чем 100 стран и международных организаций, свыше 60 из которых подписали соглашения о сотрудничестве в рамках «Пояса и пути». Соблюдая принцип многовекторности своей дипломатии, Пекин в 2017—2018 гг. получил подтверждение о присоединении к инициативе ОПОП также Афганистана и Ирана.
Пекин пошел дальше, выдвинув в июне 2017 г. «Концепцию морского сотрудничества» в рамках инициативы ОПОП. Цель концепции заключается в интенсификации сопряжения стратегий и совместных действий со странами, через которые пролегают сухопутный и морской Шелковые пути7. Так, Пекин предложил связать КПЭК с экономическим коридором «Бангладеш—Китай—Индия— Мьянма (БКИМЭК)». Отныне два проект (КПЭК и БКИМЭК) будут развиваться параллельно.
К концу 2017 г. инвестиции Китая в инфраструктуру КПЭК превысили 62 млрд долл. При этом, в силу ряда причин, американская помощь Исламабаду в последние годы сократилась и рычаги влияния Вашингтона на Исламабад ослабевают.
Сомневающейся стороной в вопросе присоединения к ОПОП остается Индия. Проект КПЭК пополнил список «непримиримых» пунктов индийско-пакистанской повестки. В первые дни после подписания соглашения о КПЭК Индия обвинила Китай в попытках захвата спорных территорий в Кашмире, дальнейших притязаниях КНР на доминирование в регионе, призывая уважать суверенитет Индии во имя улучшения региональных связей. Китай опроверг опасения в отношении КПЭК. В мае 2015 г. во время визита пре-
мьер-министра Индии Н. Моди в Китай Си Цзиньпин подчеркнул, что проект ставит целью повышение благосостояния народов и процветание всего обширного региона.
Соглашение о финансировании Китаем строительства Китайско-пакистанского экономического коридора перевело Кашмирский конфликт с двустороннего уровня (Индия, Пакистан) на трехсторонний (Индия, Пакистан, Китай) в силу того, что участок маршрута КПЭК проходит по Гилгит-Балтистану — административному району на севере «пакистанской части» Джамму и Кашмира. Нью-Дели считает этот участок спорной территорией.
Сложность состоит и в том, что проект КПЭК ставит под сомнение торгово-экономические договоренности и инфраструктурные проекты стран-членов СААРК. А ведь именно меридианные транспортные коридоры открывают Индии путь в Афганистан и Иран через территорию Пакистана.
Индия обеспокоена также тем, что западные участки КПЭК (в случае благоприятного развития ситуации в Афганистане) выведут Китай и Пакистан на углеводородные и торговые рынки Центральной Азии. Этим обстоятельством отчасти объясняется участие Пекина во многих международных форматах (трех-, четырех- и двусторонних) по урегулированию ситуации в Афганистане.
Особые опасения КПЭК вызывает и у Вашингтона. Проект предусматривает создание мультимодальных логистических хабов, и реализация первого этапа КПЭК предоставит Пекину к 2022 г. беспрепятственный выход через порт Гвадар в Ормузский пролив и далее — на рынки сопредельных континентов. Но главное, Пекин получит возможность контроля над движением нефтетанкеров из ближневосточных стран в США, которые являются одним из крупнейших потребителей сырой нефти с Ближнего Востока.
Один из факторов, уравновешивающих растущее могущество Поднебесной, Вашингтон усмотрел в лице Индии. Анонсируя Стратегию США в Афганистане и Южной Азии (август 2017 г.), президент Д. Трамп заявил, что Афганистан является «квинтэссенцией» внешней политики США, и посему отказался от вывода американских войск из ИРА с целью получить возможность «на месте» противодействовать реализации планов ОПОП. Одновременно Вашинг-
тон усилил стратегическое партнерство с Индией в сферах безопасности и экономики.
По информации пакистанских СМИ, Нью-Дели, имея поддержку в лице Вашингтона, уже с 2015 г. усилил давление на сепаратистов в пакистанском Белуджистане, подталкивая их к негативному отношению к проекту КПЭК. Сепаратистские настроения сыграли свою роль в обострении напряженности между властями Белуджистана и федеральным правительством. Власти приложили немалые усилия, убеждая местное население в том, что именно оно является первым выгодоприобретателем КПЭК.
Особую озабоченность у Нью-Дели вызывает порт Гвадар. В рамках проекта КПЭК он представляет собой точку сопряжения сухопутного маршрута КПЭК и «Морского Шелкового пути XXI в.» — двух составляющих инициативы «Один пояс, один путь». Индия обеспокоена активизацией китайско-пакистанского военно-морского сотрудничества в порту. Но главное, после завершения строительных работ в Гвадаре и обустройства там инфраструктуры для слива сырой нефти с танкеров КПЭК сможет гарантировать поставки углеводородов из стран Персидского залива через Пакистан в Китай.
Китай отверг опасения Индии касательно проекта КПЭК, подчеркнув, что эта экономическая инициатива не направлена против третьих сторон и не имеет отношения к территориальным спорам. Инициатива ОПОП является открытой и всеобъемлющей формой сотрудничества. Пекин высказал это положение в период пограничного конфликта между Индией и Китаем на плато Доклам (август 2017 г.). И, урегулировав этот пограничный конфликт, Китай, по его мнению, создал для Индии благоприятные международные условия и предоставил дополнительное время для присоединения к инициативе ОПОП.
В начале 2018 г. КПЭК вновь был раскритикован Индией. Вопрос касался строительства дамбы-ГЭС «Диамер-Бхаша» на пакистанской территории — объекта стоимостью 12—14 млрд долл. и проектной мощностью 4500 МВт. Огромный новый резервуар будет регулировать подачу воды на сельскохозяйственные угодья. Начало строительных работ запланировано на июль 2018 г. Китайская компания построит плотину в течение 10 лет. Это водохранилище в первую очередь крайне важно для продовольственной безопасности Па-
кистана. Долгосрочный план КПЭК на 2017—2030 гг. содержит раздел, посвященный созданию зон для развития сельского хозяйства. Эти зоны рассматриваются в качестве одного из решений будущих проблем продовольственной безопасности ИРП. В давних планах Китая и Пакистана присутствуют и другие гидроэнергетические начинания, например, проект гидроэлектростанции «Бунджи» мощностью 7100 МВт на р. Инд в Гилгит-Балтистане, которая станет первой в каскаде малых ГЭС.
Индия ранее выступала против какого-либо строительства в бассейне р. Инд, заявляя, что этот регион является ее суверенной территорией. В мае 2018 г. «водное противостояние» между Исламабадом и Нью-Дели обострилось в связи с открытием (inauguration) премьер-министром Индии Н.Моди в «оккупированном Кашмире»8 проекта «Кишан Ганга» по производству гидроэлектроэнергии годовой мощностью 330 МВт. (Нью-Дели в 2017 г. на своей стороне Кашмира приступил к строительству каскада дамб. Стоимость проекта — 15 млрд долл.). Исламабад высказал опасения, что электростанции нарушат поступление в Пакистан жизненно важных для него водо-потоков Инда.
В целом отношения между Пакистаном и Индией в рассматриваемый период оставались напряженными. Затяжной конфликт между двумя странами вдоль линии контроля в Кашмире не способствует ни стабильности и развитию в Южной Азии, ни региональному миру и спокойствию. Китай предложил двум сторонам свое посредничество, которое можно рассматривать как конструктивный фактор в деле улучшения пакистано-индийских связей.
Примечания
1 Adviser's Remarks at Joint Press Briefing with Chinese Foreign Minister. URL: http://mofa.gov.pk/pr-details.php?mm=NTA5OA
2 Полный текст доклада, с которым выступил Си Цзиньпин на XIX съезде КПК // Синьхуа. URL: http://russian.news.cn/2017-11/03/c_13672 6299.htm
3 Opening Ceremony of the Thematic Session on Think Tank Exchanges of the Belt and Road Forum on 14 May 2017 at Beijing. URL: http:// http://mofa.gov.pk/ pr-details.php?mm=NTAwNw
4 Полный текст доклада, с которым выступил Си Цзиньпин...
5 CPEC SEZs: myth and reality. URL: https://www.dawn.com/news/1334589
6 For Pakistanis, China 'friendship' road runs one way URL: http://gulfnews.com/ news/asia/pakistan/for-pakistanis-china-friendship-road-runs-one-way-1.2068158
7 Международное радио Китая. URL: http://russian.cri.cn/3060/2017/06/22/ 1s608127.htm
8 The Nation (Islamabad). 19.05.2018. URL: https://nation.com.pk/19-May-2018 /pakistani-delegation-leaves-for-washington-against-kishan-ganga-project?show=previe