Научная статья на тему 'КИТАЙСКО􏰀ПАКИСТАНСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОРИДОР: ИТОГИ И ВЫЗОВЫ 2017—2018 гг.'

КИТАЙСКО􏰀ПАКИСТАНСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОРИДОР: ИТОГИ И ВЫЗОВЫ 2017—2018 гг. Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1032
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Китайско􏰀пакистанский экономический ко􏰀 ридор / China􏰀Pakistan Economic Corridor (СPEC)

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Замараева Наталья Алексеевна

Проанализированы первый этап реализации Ки􏰀 тайско􏰀пакистанского экономического коридора (КПЭК) и цели Долгосрочного плана КПЭК на 2017—2030 гг., определившего при􏰀 оритетные направления проекта: транспорт, энергетика, индустри􏰀 альные парки, модернизация сельскохозяйственной инфраструкту􏰀 ры, туризм. Рассмотрены специальные экономические зоны, зако􏰀 нодательство по которым предусматривает льготы для китайских кампаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHINA􏰀PAKISTAN ECONOMIC CORRI􏰀 DOR: RESULTS AND CHALLENGES (2017—2018)

The article analyzes the first stage of the implementation of the China􏰀Pakistan Economic Corridor (СPEC) and the main priorities of the Long􏰀Term Plan for China􏰀Pakistan Economic Corridor (2017—2030): transport, energy projects, in􏰀 dustrial parks, modernization of agricultural infrastructure, tourism. The author also pays attention to the Special Economic Zones, the legislation of which presumes tax privileges for Chinese campaigns.

Текст научной работы на тему «КИТАЙСКО􏰀ПАКИСТАНСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОРИДОР: ИТОГИ И ВЫЗОВЫ 2017—2018 гг.»

DOI: 10.24411/2618-6888-2018-10023

Н.А. Замараева

КИТАЙСКО-ПАКИСТАНСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОРИДОР: ИТОГИ И ВЫЗОВЫ 2017—2018 гг.

Аннотация. Проанализированы первый этап реализации Китайско-пакистанского экономического коридора (КПЭК) и цели Долгосрочного плана КПЭК на 2017—2030 гг., определившего приоритетные направления проекта: транспорт, энергетика, индустриальные парки, модернизация сельскохозяйственной инфраструктуры, туризм. Рассмотрены специальные экономические зоны, законодательство по которым предусматривает льготы для китайских кампаний.

Ключевые слова: Китайско-пакистанский экономический коридор.

Диалог Пакистана и Китая, заявляющих об их «единой судьбе», строится на базе провозглашенного двумя странами принципа «всепогодных отношений и многомерного стратегического партнерства»1.

Официальный протокол внешнеполитических ведомств КНР и Пакистана (ИРП) подчеркивает, что двусторонние связи основаны на началах взаимного доверия, равенства, невмешательства, гармо-

ничного сосуществования и взаимовыгодного сотрудничества на основе общей повестки дня социально-экономического развития и одинакового восприятия региональных и глобальных вызовов. К последним относятся: нестабильность и неопределенность мирового развития, отсутствие драйверов роста мировой экономики, увеличивающийся разрыв между богатыми и бедными, терроризм, киберо-пасность, инфекционные заболевания, беженцы, продовольственная безопасность, нехватка воды, климатические изменения.

Заявления глав государств Китая и Пекина о «единой судьбе» их народов вызывало много вопросов как в самих этих странах, так и у мировой общественности. Официальные документы, принятые столицами, и меры по имплементации проекта КПЭК в 2017—2018 гг. дали ответы на некоторые из них.

Сотрудничество двух стран в последние годы охватывает многие сферы: как таковая деятельность по сооружению Китайско-пакистанского экономического коридора, оборонное сотрудничество и выступление объединенным дипломатическим «фронтом» на международной арене. Пакистан признателен Китаю за неизменную поддержку в вопросе расширения состава Группы ядерных поставщиков, в урегулировании Кашмирского кризиса согласно резолюциям СБ ООН, за решительное содействие в обретении Пакистаном полноправного членства в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и т. д. В рамках четырехсторонней координационной группы. Пекин способствует усилиям Исламабада по урегулированию ситуации в соседнем Афганистане. На постоянной основе проводятся двусторонние консультации по контролю над вооружениями и их нераспространению.

«Разнонаправленные» внутриполитические события в 2017— 2018 гг. в Исламабаде и Пекине не внесли коррективы в их отношения. Хотя Пакистан и пережил политический кризис, начавшийся с отстранения Верховным судом от власти премьер-министра ИРП Миан Мухаммада Наваз Шарифа, однако «обезглавливание» правящей партии не нарушило конструкцию государственно-демократических институтов страны.

В Китае, наоборот, XIX съезд Коммунистической партии Китая (КПК), прошедший в октябре 2017 г., взял курс на концентрацию партийной и государственной власти в руках председателя КНР. Это

подтвердило рост авторитарных тенденций в стране, свидетельствуя о размывании практики коллективного руководства и сведении на нет его системы сдержек и противовесов.

На международной арене Пекин четко следует намеченным планам расширения экономического пространства Китая через создание современной сети торговых и иных коммуникационных связей под эгидой инициативы «Один пояс, один путь» (ОПОП). На территории Пакистана ныне реализуется ее составной пилотный проект — Китайско-пакистанский экономический коридор2.

Пекин и Исламабад рассматривают ОПОП как новую форму глобализации и упреждающий ответ на вызовы современности. Ме-гапроект «взрывает» созданную в ХХ в. постколониальную систему транспортировки товаров и услуг на мировые рынки и между странами-контрагентами. Особенностью концепции ОПОП, как подчеркивают обе столицы, является ее опора на азиатские ценности. И Исламабад горд тем, что стоит «на пороге геоэкономической революции, цель которой — восстановить и реформировать глобаль-

3

ное экономическое управление» .

Приоритетной областью сотрудничества КНР и Пакистана, несомненно, является КПЭК. Исламабад осознает, что для Китая этот проект — «золотые ворота» в Пакистан. Ибо, во-первых, он предоставляет КНР кратчайший путь для выхода на мировые рынки благодаря своему уникальному геостратегическому местоположению, соединяя четыре важных региона — Западный Китай, Южную, Центральную, Западную Азию; а, во-вторых, стимулирует экономическую активность Южного Синьцзяна, который в настоящее время располагает слабой производственной базой. Китайская цель пакистанского коридора, озвученная председателем КНР, генеральным секретарем ЦК КПК Си Цзиньпином на XIX съезде КПК, — «оптимизировать архитектонику региональной открытости, увеличивать динамику расширения открытости западной части страны» .

Проект КПЭК ставит целью уменьшение разрыва в экономическом и социальном развитии четырех провинций Пакистана, а в стратегическом плане — задачу дальнейшей интеграции национальных экономик стран, расположенных вдоль ОПОП. Например, уже заявлены к разработке экономические коридоры «Индия—Китай— Бутан», а также «Китай—Пакистан—Тегеран». Имплементация пла-

нов КПЭК потребует преобразования торговых коридоров во многовекторные экономические. Это в свою очередь возможно при синхронизации устойчивого роста промышленного сектора в экономике с процессами модернизации инфраструктуры, что необходимо для квалитативного увеличения объемов бизнеса и расширения транспортных потоков.

Опорной координационной платформой реализации КПЭК является Совместный комитет сотрудничества (СКС). СКС на 7-й ежегодной сессии (ноябрь 2017 г.) анонсировал Долгосрочный план КПЭК на 2017—2030 гг. (ДП), в основу которого положены Программа правительства Пакистана «Видение 2015» и планы социально-экономического развития Китая, одобренные XIX съездом КПК. Интересы ДП требуют от сторон создания результативного механизма межправительственных связей, действующего на основе ранее подписанных документов: Двустороннего соглашения о защите инвестиций, Соглашения о свободной торговле, Соглашения о торговле услугами в зонах свободной торговли, Соглашения по расширению и углублению двустороннего торгово-экономического сотрудничества, Рамочного соглашения по энергетическому сотрудничеству и Пятилетнего плана развития китайско-пакистанского торгово-экономического сотрудничества.

Еще в 2015 г. стороны одобрили проект КПЭК по формуле «1+4» (Западный Китай + 4 провинции Пакистана). ДП — это дальнейшее и детальное развитие данной формулы. При подписании в 2015 г. инвестиционного пакета документов по проекту КПЭК на сумму 46 млрд долл. (в 2018 г. сумма инвестиций достигла 62 млрд долл.) сторонами были запланированы три этапа его имплементации:

Первый этап (2015—2022/23 гг.) — это сооружение энергетических и инфраструктурных (дорожных) объектов, строительство и расширение возможностей порта Гвадар (аэропорт, причалы, промышленная площадка), социальных объектов (госпитали на 100 коек), реализация различных программ тренинга для местного персонала.

Второйэтап (2020/22—2025 гг.) — этап промышленного сотрудничества (строительство промышленных объектов, ремонт и укладка железнодорожного полотна, например, 160 км трассы «Карачи— Пешавар»). Одним из ключевых пунктов второго этапа является соз-

дание индустриальных парков и специальных экономических зон (СЭЗ) и зон свободной торговли (ЗСТ).

Третий этап (2025—2030 гг.) — ввод в эксплуатацию всех промышленных и социальных объектов КПЭК. Это позволит Пакистану, по оценкам экспертов, войти в число стран со средним уровнем дохода.

Укрепление стратегических отношений между КНР и Пакистаном в последние годы дало новый толчок их торгово-экономическим связям. Объем товарооборота вырос в среднем на 18.8 %, также отмечен рост двусторонних инвестиций. Китай еще в 2015 г. стал крупнейшим источником иностранного капитала для Пакистана. Макроэкономические показатели ИРП значительно улучшились. Стороны настроены на изыскание и других ресурсов кооперации.

Долгосрочный план КПЭК поставил цель к 2020 г. достичь следующих «промежуточных результатов»:

• во-первых, построить основные транспортные магистрали и инфраструктурные объекты с тем, чтобы КПЭК принял «зримые очертания»;

• во-вторых, устранить к 2025 г. все «узкие места», тормозящие экономическое и социальное развитие объектов КПЭК. Убежденность сторон в достижимости поставленных целей основывается, как записано в официальных документах, на факторе «всепогодного стратегического партнерского сотрудничества, концепции гармонии, инклюзивности, взаимной выгоде и устойчивости». Локомотивом, конечно, выступает КНР.

Китайская сторона взяла ответственность за планирование, финансирование, строительство и эксплуатацию проектов на своей территории; а на территории Пакистана стороны совместно разрабатывают технико-экономические обоснования, несут бремя финансовых обязательств, совместно возводят проекты, управляют ими и получают выгоду с учетом стоимости рисков. Стороны также подтвердили, что строительство будет осуществляться с учетом новейших технических достижений, опыта сооружения других международных объектов.

Ключевыми областями сотрудничества в рамках ДП являются: транспорт, энергетика, инфраструктура, порт Гавадар и промыш-

ленные/особые экономические зоны. Достижение поставленных целей возможно, как считает Исламабад, при условии создания благоприятных условий для иностранных, в первую очередь китайских, инвестиций. Это диктует необходимость совершенствования действующего законодательства и нормативных актов.

I. Транспорт. Основным условием реализации КПЭК является строительство интегрированной транспортной системы по маршрутам коридора (автомобильные дороги, железные дороги, порты, авиационная и иная инфраструктура). Это необходимо для стимулирования экономического и социального развития регионов (включая обеспечение бесперебойного доступа к источникам воды и электроэнергии, формирование социальной инфраструктуры и подготовку квалифицированных рабочих кадров). В 2017—2018 гг. заложен первый камень в строительство и/или модернизацию автодорог «Кашгар—Исламабад», «Пешавар—Исламабад—Карачи», «Суккур—порт Гвадар» и дороги «Дера—Исмаил Хан—Кветта—Со-храб—Гвадар».

Стороны подтвердили важность увеличения пропускной способности существующих железнодорожных магистралей (например, ML-1, через модернизацию и строительство новых путей). Развитие города и порта Гвадар продиктовало строительство скоростной автодороги Ист-Бэй и нового международного аэропорта для эффективного использования преимуществ ЗСТ на побережье Ормузского пролива.

Одновременно с развитием дорожной и железнодорожной инфраструктуры стороны запланировали расширение информационных коммуникаций: строительство и эксплуатацию локальных сетей связи и сетей радиовещания и телевидения, прокладку трансграничных оптико-волоконных кабелей между Китаем и Пакистаном и создание магистральных волоконно-оптических сетей и линий связи вдоль КПЭК.

II. Запланированные энергетические проекты продиктовали необходимость укреплять сотрудничество в нефтегазовой отрасли (включая разведку и освоение полезных ископаемых), строительства электрических сетей, реализации крупных проектов теплоэнергетики, гидроэнергетики, газификации угля и возобновляемой энергетики.

III. Индустриальные парки рассматриваются как новая форма расширения индустриального сотрудничества в области химической, фармацевтической, машиностроительной, металлургической, легкой промышленности, производстве бытовой техники и строительных материалов. Стороны согласились развивать торговую логистику, улучшать инвестиционную среду, повысить уровень либерализации и оптимизировать структуру двусторонней торговли. Важно использовать преимущества портов для интенсификации перевозок, учредить специальные таможенно-надзорные зоны вдоль маршрутов КПЭК, способствовать расширению инвестиционных возможностей предприятий и улучшать работу транснациональных промышленных объектов.

IV. Модернизация аграрной инфраструктуры требует строительства современной сельскохозяйственной промышленности. Китай и Пакистан поставили цель обеспечить переход от традиционного к современному сельскому хозяйству. Планы включают строительство инфраструктуры вдоль маршрутов КПЭК, подготовку кадров, обмен техническими данными и сотрудничество в ключевых отраслях: растениеводстве, животноводстве, лесном хозяйстве; производстве, переработке, хранении и транспортировке сельскохозяйственной продукции, освоении новых земель и ирригации заболоченных площадей.

V. Туризм. Использовать потенциал и преимущества туристических ресурсов в регионах вдоль КПЭК и вблизи пограничных районов; особенно вдоль железных дорог и автомагистралей; совместно проводить разработку и строительство трансграничных туристических маршрутов. Особой привлекательностью для китайской стороны отличается прибрежная полоса Индийского океана. Беспрецедентным и весьма важным является решение правительства Пакистана о безвизовом въезде китайских граждан в Пакистан.

Для решения задач, поставленных ДП на 2017—2030 гг., Китай использует инвестиционные и финансовые возможности, заложенные сторонами в пакете документов КПЭК. Партнеры, например, взяли обязательство выработать модели инвестирования и финансирования, учитывающие специфику проектов.

Создание Китаем поддерживающих финансовых институтов — ключевое обстоятельство для реализации инициативы ОПОП. На

протяжении нескольких лет уже функционируют инвестиционные структуры, например, Фонд Шелкового пути и Азиатский Банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ). Важным результатом 7-й конференции СКС стало решение о дополнительном финансировании Банком развития Китая (БРК) проекта КПЭК.

При разработке ДП Пекин настаивал, чтобы Исламабад выделял больше средств из национального и провинциальных бюджетов на проект КПЭК. В свою очередь федеральное и провинциальные правительства ИРП взяли обязательства направлять капиталовложения и финансировать объекты коридора из целевых бюджетных средств, а также путем кредитования и выпуска облигаций на внутреннем и внешнем рынках капитала. Кроме того, для снижения общих затрат они обязались уделить пристальное внимание оптимизации процессов финансирования и т. д. Финансовая же стратегия Поднебесной предусматривала и расширение роли юаня в экономике ИРП. Но уже на этапе переговоров пакистанская сторона заявила, что не готова к широкому обращению китайской валюты.

Создание промышленных парков и специальных экономических зон (СЭЗ) является одним из приоритетных направлений проекта КПЭК. Основная цель СЭЗ — дать оперативный ответ властей ИРП на просьбу Китая сформировать льготные условия для ведения малого и среднего бизнеса. Это позволит Пакистану стимулировать рост экономики и производственные процессы в стране, обеспечить эффективную реализацию экспортной продукции, создать новые рабочие места.

Инвестиционная политика Китая в отношении ИРП имеет свою специфику. В Долгосрочном плане определены отрасли, которые планируется перевести с территории КНР в Пакистан. В первую очередь это сталелитейная, фармацевтическая, химическая промышленность. Одновременно предусматривается работа по подготовке к созданию в Пакистане индустриальных парков и специальных экономических зон по примеру Шанхайской экспериментальной зоны. Особе внимание уделено развитию ЗСТ в Гвадаре.

Китай планирует перевести в Пакистан частные неконкурентные предприятия или те, которые отличаются высокими производственными затратами на рабочую силу, или же обладающие технологически устаревшей производственной базой.

Пекин в принципе настаивает на дальнейшем проникновении государственного и частного китайского капитала в экономику Пакистана, но в первую очередь КНР заинтересована в расширении для себя тех сегментов пакистанского рынка, где компании из Поднебесной уже имеют прочные позиции. Например, Haier в бытовой технике, ChinaMobile и Huawei в области телекоммуникаций и China Metallurgical Group Corp. в горнодобывающей промышленности. В то же время китайские компании не планируют вкладываться в уже действующие крупные промышленные объекты ИРП.

Установки долгосрочного китайско-пакистанского экономического сотрудничества требуют реализации взаимовыгодных инвестиционных начинаний. Ставя эту цель, Пекин выдвинул идею создания в ИРП особых, «исключительных» зон (специальных экономических зон). В настоящее время ведение бизнеса в СЭЗ осуществляется в соответствии с Законом ИРП о СЭЗ от 2012 г. Федеральное и провинциальные правительства вправе самостоятельно создавать экономические зоны или в сотрудничестве с частными предприятиями различных форм собственности (включая государственно-частное партнерство), или с частными лицами.

Запланировано учредить 33 экономические зоны в рамках КПЭК во всех 4 провинциях его пролегания, на территории столичного округа Исламабад, в Гилгит-Балтистане, в агентствах Территории племен федерального управления и Азад Кашмире, в порту Ка-сим близ Карачи и в порту Гвадар5. Успех СЭЗ зависит от многих факторов, в основном от оптимальности сочетания налоговых и тарифных стимулов, ускорения и упрощения процедуры таможенной очистки товаров, стабильности связей с поставщиками и производителями, от конъюнктуры мирового рынка и т. д. Для привлечения китайских инвестиций Исламабад предоставил налоговые стимулы, например, однократное освобождение от таможенных пошлин и налогов на оборудование, ввозимое в Пакистан; освобождение учредителей СЭЗ от всех налогов на доходы сроком на 5 лет начиная с даты подписания Соглашения о развитии СЭЗ. Предусмотрено предоставление долгосрочных государственных льготных кредитов, в отдельных случаях — кредитов с нулевой процентной ставкой.

Эйфория от заключения в 2015 г. крупнейшего в истории Пакистана инвестиционного контракта быстро сменилась настроениями

суровых буден. Исламабад был уверен, что СЭЗ будут стимулировать развитие инновационных отраслей в Пакистане. Однако на практике Китай сначала предпочитает вывозить в Пакистан вредные производства и устаревшую технологию, хотя в том же Долгосрочном плане КПЭК (2017—2030 гг.) поставлена цель повышения эффективности текстильной и швейной промышленности ИРП за счет расширения их масштабов и увеличения производства продукции с высокой добавленной стоимостью. Другим примером является призыв в ДП развивать промышленность Пакистана, начиная со сборки импортных деталей и комплектующих до производства деталей на местах. Эти положения Долгосрочного плана направлены на то, чтобы превратить Пакистан в огромный швейный цех и длинную сборочную линию бытовых приборов.

В дальнейшем риски для Исламабада только возрастут. Местные жители опасаются, что товары, произведенные на льготных условиях в СЭЗ, будут экспортированы на внутренний рынок Пакистана, вытесняя тем самым изделия местной промышленности. Политика снижения налоговых льгот для китайского бизнеса уже принесла Исламабаду первые горькие плоды. Так, экспорт Пакистана в Китай упал почти на 8 % во второй половине 2016 г., в то время как импорт из КНР вырос на 29 %6.

Следующим горьким уроком для Пакистана стало осознание того, что его нынешний устаревший парк грузовых автомобилей не в состоянии эффективно осуществлять трансграничные перевозки в рамках КПЭК и требует капитальной реконструкции. В противном случае на пакистанские дороги «хлынут» китайские грузовики. Потери до 2 % ВВП только из-за устаревшей системы грузоперевозок поставили власти страны перед необходимостью, во-первых, реформирования системы грузоперевозок, во-вторых, снижения пошлин на импорт грузовых автомобилей (численность автомобильного парка Пакистана критически низка); в-третьих, общей модернизации сферы грузоперевозок. Дезинтегрированность транспортной отрасли создает дополнительные препятствия на пути международной торговли. (Ныне целых семь различных министерств и агентств ИРП занимаются индустрией логистики). И, наконец, в-четвертых, Пакистан поставлен перед необходимостью ратифицировать все международные конвенции, касающиеся автомобильной промышлен-

ности, и таможенные конвенции, что также требует времени, усилий и внимательного анализа последствий имплементации указанных документов на почве ИРП.

Важным вопросом повестки дня 7-й сессия ОКС стала безопасность китайского персонала, работающего на стройплощадках КПЭК. ИРП создала подразделения по охране правопорядка и обеспечения его безопасности. Но отдельные нападения на китайцев продолжаются. Поэтому власти Пекина вновь подняли вопрос об охране объектов Коридора.

Внешнеполитический аспект КПЭК. Практическая реализация проекта КПЭК усилила позиции стран-партнеров в регионе. После ее анонсирования, инициатива ОПОП получила поддержку более чем 100 стран и международных организаций, свыше 60 из которых подписали соглашения о сотрудничестве в рамках «Пояса и пути». Соблюдая принцип многовекторности своей дипломатии, Пекин в 2017—2018 гг. получил подтверждение о присоединении к инициативе ОПОП также Афганистана и Ирана.

Пекин пошел дальше, выдвинув в июне 2017 г. «Концепцию морского сотрудничества» в рамках инициативы ОПОП. Цель концепции заключается в интенсификации сопряжения стратегий и совместных действий со странами, через которые пролегают сухопутный и морской Шелковые пути7. Так, Пекин предложил связать КПЭК с экономическим коридором «Бангладеш—Китай—Индия— Мьянма (БКИМЭК)». Отныне два проект (КПЭК и БКИМЭК) будут развиваться параллельно.

К концу 2017 г. инвестиции Китая в инфраструктуру КПЭК превысили 62 млрд долл. При этом, в силу ряда причин, американская помощь Исламабаду в последние годы сократилась и рычаги влияния Вашингтона на Исламабад ослабевают.

Сомневающейся стороной в вопросе присоединения к ОПОП остается Индия. Проект КПЭК пополнил список «непримиримых» пунктов индийско-пакистанской повестки. В первые дни после подписания соглашения о КПЭК Индия обвинила Китай в попытках захвата спорных территорий в Кашмире, дальнейших притязаниях КНР на доминирование в регионе, призывая уважать суверенитет Индии во имя улучшения региональных связей. Китай опроверг опасения в отношении КПЭК. В мае 2015 г. во время визита пре-

мьер-министра Индии Н. Моди в Китай Си Цзиньпин подчеркнул, что проект ставит целью повышение благосостояния народов и процветание всего обширного региона.

Соглашение о финансировании Китаем строительства Китайско-пакистанского экономического коридора перевело Кашмирский конфликт с двустороннего уровня (Индия, Пакистан) на трехсторонний (Индия, Пакистан, Китай) в силу того, что участок маршрута КПЭК проходит по Гилгит-Балтистану — административному району на севере «пакистанской части» Джамму и Кашмира. Нью-Дели считает этот участок спорной территорией.

Сложность состоит и в том, что проект КПЭК ставит под сомнение торгово-экономические договоренности и инфраструктурные проекты стран-членов СААРК. А ведь именно меридианные транспортные коридоры открывают Индии путь в Афганистан и Иран через территорию Пакистана.

Индия обеспокоена также тем, что западные участки КПЭК (в случае благоприятного развития ситуации в Афганистане) выведут Китай и Пакистан на углеводородные и торговые рынки Центральной Азии. Этим обстоятельством отчасти объясняется участие Пекина во многих международных форматах (трех-, четырех- и двусторонних) по урегулированию ситуации в Афганистане.

Особые опасения КПЭК вызывает и у Вашингтона. Проект предусматривает создание мультимодальных логистических хабов, и реализация первого этапа КПЭК предоставит Пекину к 2022 г. беспрепятственный выход через порт Гвадар в Ормузский пролив и далее — на рынки сопредельных континентов. Но главное, Пекин получит возможность контроля над движением нефтетанкеров из ближневосточных стран в США, которые являются одним из крупнейших потребителей сырой нефти с Ближнего Востока.

Один из факторов, уравновешивающих растущее могущество Поднебесной, Вашингтон усмотрел в лице Индии. Анонсируя Стратегию США в Афганистане и Южной Азии (август 2017 г.), президент Д. Трамп заявил, что Афганистан является «квинтэссенцией» внешней политики США, и посему отказался от вывода американских войск из ИРА с целью получить возможность «на месте» противодействовать реализации планов ОПОП. Одновременно Вашинг-

тон усилил стратегическое партнерство с Индией в сферах безопасности и экономики.

По информации пакистанских СМИ, Нью-Дели, имея поддержку в лице Вашингтона, уже с 2015 г. усилил давление на сепаратистов в пакистанском Белуджистане, подталкивая их к негативному отношению к проекту КПЭК. Сепаратистские настроения сыграли свою роль в обострении напряженности между властями Белуджистана и федеральным правительством. Власти приложили немалые усилия, убеждая местное население в том, что именно оно является первым выгодоприобретателем КПЭК.

Особую озабоченность у Нью-Дели вызывает порт Гвадар. В рамках проекта КПЭК он представляет собой точку сопряжения сухопутного маршрута КПЭК и «Морского Шелкового пути XXI в.» — двух составляющих инициативы «Один пояс, один путь». Индия обеспокоена активизацией китайско-пакистанского военно-морского сотрудничества в порту. Но главное, после завершения строительных работ в Гвадаре и обустройства там инфраструктуры для слива сырой нефти с танкеров КПЭК сможет гарантировать поставки углеводородов из стран Персидского залива через Пакистан в Китай.

Китай отверг опасения Индии касательно проекта КПЭК, подчеркнув, что эта экономическая инициатива не направлена против третьих сторон и не имеет отношения к территориальным спорам. Инициатива ОПОП является открытой и всеобъемлющей формой сотрудничества. Пекин высказал это положение в период пограничного конфликта между Индией и Китаем на плато Доклам (август 2017 г.). И, урегулировав этот пограничный конфликт, Китай, по его мнению, создал для Индии благоприятные международные условия и предоставил дополнительное время для присоединения к инициативе ОПОП.

В начале 2018 г. КПЭК вновь был раскритикован Индией. Вопрос касался строительства дамбы-ГЭС «Диамер-Бхаша» на пакистанской территории — объекта стоимостью 12—14 млрд долл. и проектной мощностью 4500 МВт. Огромный новый резервуар будет регулировать подачу воды на сельскохозяйственные угодья. Начало строительных работ запланировано на июль 2018 г. Китайская компания построит плотину в течение 10 лет. Это водохранилище в первую очередь крайне важно для продовольственной безопасности Па-

кистана. Долгосрочный план КПЭК на 2017—2030 гг. содержит раздел, посвященный созданию зон для развития сельского хозяйства. Эти зоны рассматриваются в качестве одного из решений будущих проблем продовольственной безопасности ИРП. В давних планах Китая и Пакистана присутствуют и другие гидроэнергетические начинания, например, проект гидроэлектростанции «Бунджи» мощностью 7100 МВт на р. Инд в Гилгит-Балтистане, которая станет первой в каскаде малых ГЭС.

Индия ранее выступала против какого-либо строительства в бассейне р. Инд, заявляя, что этот регион является ее суверенной территорией. В мае 2018 г. «водное противостояние» между Исламабадом и Нью-Дели обострилось в связи с открытием (inauguration) премьер-министром Индии Н.Моди в «оккупированном Кашмире»8 проекта «Кишан Ганга» по производству гидроэлектроэнергии годовой мощностью 330 МВт. (Нью-Дели в 2017 г. на своей стороне Кашмира приступил к строительству каскада дамб. Стоимость проекта — 15 млрд долл.). Исламабад высказал опасения, что электростанции нарушат поступление в Пакистан жизненно важных для него водо-потоков Инда.

В целом отношения между Пакистаном и Индией в рассматриваемый период оставались напряженными. Затяжной конфликт между двумя странами вдоль линии контроля в Кашмире не способствует ни стабильности и развитию в Южной Азии, ни региональному миру и спокойствию. Китай предложил двум сторонам свое посредничество, которое можно рассматривать как конструктивный фактор в деле улучшения пакистано-индийских связей.

Примечания

1 Adviser's Remarks at Joint Press Briefing with Chinese Foreign Minister. URL: http://mofa.gov.pk/pr-details.php?mm=NTA5OA

2 Полный текст доклада, с которым выступил Си Цзиньпин на XIX съезде КПК // Синьхуа. URL: http://russian.news.cn/2017-11/03/c_13672 6299.htm

3 Opening Ceremony of the Thematic Session on Think Tank Exchanges of the Belt and Road Forum on 14 May 2017 at Beijing. URL: http:// http://mofa.gov.pk/ pr-details.php?mm=NTAwNw

4 Полный текст доклада, с которым выступил Си Цзиньпин...

5 CPEC SEZs: myth and reality. URL: https://www.dawn.com/news/1334589

6 For Pakistanis, China 'friendship' road runs one way URL: http://gulfnews.com/ news/asia/pakistan/for-pakistanis-china-friendship-road-runs-one-way-1.2068158

7 Международное радио Китая. URL: http://russian.cri.cn/3060/2017/06/22/ 1s608127.htm

8 The Nation (Islamabad). 19.05.2018. URL: https://nation.com.pk/19-May-2018 /pakistani-delegation-leaves-for-washington-against-kishan-ganga-project?show=previe

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.