Научная статья на тему 'КООРДИНАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ВОЙСК (СИЛ) ВОЕННОГО ОКРУГА'

КООРДИНАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ВОЙСК (СИЛ) ВОЕННОГО ОКРУГА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
124
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООРДИНАЦИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ / ТЕХНИЧЕСКОЕ ПРИКРЫТИЕ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Фомин Алексей Анатольевич, Феллер Генрих Моисеевич, Серебряков Денис Васильевич

Рассматриваются особенности координации управления транспортным обеспечением войск (сил) военного округа, обосновывается необходимость уточнения ее сути и содержания, предлагаются практические рекомендации по согласованию, упорядочению действий органов управления и должностных лиц с различной ведомственной подчиненностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Фомин Алексей Анатольевич, Феллер Генрих Моисеевич, Серебряков Денис Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COORDINATION AS A FUNCTION OF MANAGING TRANSPORT SUPPORT OF TROOPS/FORCES IN THE MILITARY DISTRICT

The paper looks at the specific features of coordinating control of transportation support of troops/forces in a military district, substantiates the need to specify its essence and content, and suggests practical recommendations on coordinating and regulating actions by control bodies and officials of varying departmental subordination.

Текст научной работы на тему «КООРДИНАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ВОЙСК (СИЛ) ВОЕННОГО ОКРУГА»

Координация как функция управления транспортным обеспечением войск (сил) военного округа

АА. ФОМИН, кандидат технических наук

Г.М. ФЕЛЛЕР, кандидат военных наук

Д.В. СЕРЕБРЯКОВ, кандидат технических наук

АННОТАЦИЯ ABSTRACT

Рассматриваются особенности координации управления транспортным обеспечением войск (сил) военного округа, обосновывается необходимость уточнения ее сути и содержания, предлагаются практические рекомендации по согласованию, упорядочению действий органов управления и должностных лиц с различной ведомственной подчиненностью.

Координация, взаимодействие, интеграционные процессы, эффективность управления, техническое прикрытие путей сообщения, логистическая методология.

The paper looks at the specific features of coordinating control of transportation support of troops/forces in a military district, substantiates the need to specify its essence and content, and suggests practical recommendations on coordinating and regulating actions by control bodies and officials of varying departmental subordination.

KEYWORDS

Coordination, interaction, integration processes, control efficiency, technical covering of communications, logistic methodology.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ системы управления транспортным обеспечением войск (сил) военных округов вызвано развитием инфраструктуры транспорта, возросшими потребностями ВС РФ в воинских перевозках, изменением характера ведения военных действий. Пространственный размах территории страны, недостаточная развитость коммуникаций, рассредоточенное расположение и оптимизированная численность соединений и частей войск (сил) военных округов требуют решения проблемы совершенствования управления транспортным обеспечением войск (сил), так как от этого во многом зависит надежность поддержания непрерывности перевозочного процесса в условиях военного времени, когда нормальная эксплуатация путей сообщения может быть нарушена разрушениями важных объектов инфраструктуры транспорта, потерями пропускной и провозной способности.

Следует отметить что в настоящее время основное внимание в научных исследованиях уделяется совершенствованию отдельных элементов системы транспортного обеспечения войск (сил) военных округов, а именно: подготовке путей сообщения; эксплуатации, техническому прикрытию и восстановлению объектов инфраструктуры транспорта; оптимизации состава используемых при этом сил и средств1,2. А результатов исследований по теме, относящейся к совершенствованию управления транспортным обеспечением, опубликовано очень мало.

Анализ современных требований, предъявляемых к управлению транспортным обеспечением войск (сил) военного округа, позволяет сделать однозначный вывод о необходимости кардинального повышении оперативности, надежности и качества управления. Однако выполнение этих требований в современных условиях усложнилось по многим причинам.

Прежде всего это связано с тем, что система транспортного обеспечения является объектом управления, в котором органы управления, привлекаемые силы и средства, а также выполняемые мероприятия находятся в постоянной взаимозависимости и взаимосвязи. На рисунке 1 приведены элементы системы управления транспортным обеспечением войск (сил) военного округа с отражением структурных компонентов транспортных систем общего и необщего пользования, а также органов военного управления, подчиненных и не подчиненных Департаменту транспортного обеспечения МО РФ (ДТО МО РФ). Из рисунка видно, что железнодорожные войска (ЖДВ), ранее являвшиеся составной частью сил транспортного обеспечения при организации технического прикрытия железных дорог, вышли из его подчинения, как и трубопроводные части, подразделения инженерно-аэродромного и авиаци-онно-технического обеспечения.

Рис. 1. Элементы системы управления транспортным обеспечением войск (сил) военного округа

Этот факт затрудняет согласование управленческих решений с соответствующими структурами внутри военного ведомства. Следует также отметить, что органы управления транспортом общего пользования имеют не только различные формы собственности, но и органы управления с различной ведомственной подчиненностью и разной интеллектуализацией управления. Все это приводит к необходимости согласования действий различных управленческих структур, представленных на рисунке 1.

Можно констатировать наличие противоречия между возросшими требованиями к управлению транспортным обеспечением войск (сил) и проблемами обеспечения согласованности, упорядоченности действий органов управления с различной ведомственной подчиненностью. Как показывает практика, сложность управления при таких условиях обусловливается: масштабами, количеством, составом решаемых проблем и сложными между ними связями; неопределенностью событий и возможными рисками, требующими у должностных лиц глубоких профессиональных знаний, опыта, широкой эрудиции; необходимостью оперативно, непрерывно и своевременно принимать решения. Возможным направлением решения указанной проблемы может стать поиск путей обеспечения координации управления транспортным обеспечением войск (сил). От ее решения в значительной мере будут зависеть оперативность и качество управления транспортным обеспечением при выполнении крупномасштабных перевозок войск (сил) и материально-технических средств, наращивание боевого потенциала в сложных условиях обстановки.

Под координацией (от лат. со — совместно, ordinare — упорядочение, взаимосвязь, согласование, приведение

в соответствие)3 управления транспортным обеспечением следует понимать процесс согласования, упорядочения действий органов управления МО РФ, других оборонных ведомств, федеральных органов исполнительной власти, министерств, ведомств и органов управления на видах транспорта при планировании и выполнении мероприятий, проводимых по единому замыслу и плану, гарантирующих удовлетворение потребностей войск (сил) в перевозках в мирное и военное время. Применяемый при этом управленческий процесс, связанный с согласованием и упорядочением, направлен на выработку решений по реализации комплекса инженерно-строительных и организационно-технических мероприятий по подготовке транспортной инфраструктуры, техническому прикрытию путей сообщения, организации воинских перевозок, обеспечению транспортной безопасности, координации управления4.

Говоря о роли координации в системе управления транспортным обеспечением войск (сил), следует отметить следующее. Исходя из общепринятых представлений о системах управления5, управление транспортным обеспечением войск (сил) военного округа представляется многогранным процессом, включающим определенные функции, основными из которых являются планирование, организация, руководство, координация, контроль. Приведенные на рисунке 2 функции управления вследствие координации объединяются в рамках общего замысла и принимаемых решений. При этом создаются условия для согласования вопросов, связанных с выработкой, принятием и доведением решений до исполнителей, упорядочением их действий, получением и анализом информации о результатах, проведением необходимых корректировок и т. п.

Рис. 2. Координация как функция управления транспортным обеспечением войск (сил)

Перечисленные на рисунке 2 функции управления осуществляются в рамках постоянного информационного взаимодействия субъектов управленческой деятельности (должностных лиц, подразделений, других структур), при которой происходит обмен сведениями, необходимыми для ориентирования в сложившейся ситуации и выработки по ней решения.

В процессе взаимодействия устанавливается контакт двух и более сторон, происходящий, как правило, в рамках подчиненности близких по уровню управления структур. Одна из сторон, являясь субъектом управления, направляет управленческие команды другой — объекту управления, который функционирует в соответствии с полученными указаниями. Обратная связь между ними позволяет вносить коррективы в процесс взаимодействия.

Координация как функция управления позволяет анализировать и определять: кто, что и когда делает, с кем и как взаимодействует, в каком порядке передает результаты собственного труда другим участникам перевозочного процесса и насколько эффективно они пользуются результатами деятельности. Координация различных уровней управления, функциональных подразделений и отдельных должностных

лиц позволяет сосредоточиться на обеспечении не своих собственных интересов, а интересов транспортного обеспечения войск (сил) в целом. Координацией обеспечивается также разделение решаемых различными службами округа задач и проведение мероприятий регулирования при возникновении отклонений от заданных параметров перевозочного процесса. Кроме того, ею поддерживаются целостность и устойчивость соответствующих мероприятий, которые могут выполняться определенными функциями, такими как превентивная, регулирующая, устраняющая, стимулирующая.

Превентивная функция способствует рациональному планированию мероприятий транспортного обеспечения и направлена на формулирование целей, прогнозирование обстановки, принятие решений и обеспечение необходимых мероприятий, предвидение проблем и возможных трудностей при их возникновении.

Регулирующей функцией учитывается влияние факторов внешней и внутренней среды, оказывающих влияние на оперативность, непрерывность и скрытность управления, эффективность функционирования системы. Она способствует поддержанию работы системы управления

Координация как функция управления позволяет анализировать и определять: кто, что и когда делает, с кем и как взаимодействует, в каком порядке передает результаты собственного труда другим участникам перевозочного процесса и насколько эффективно они пользуются результатами деятельности. Координация различных уровней управления, функциональных подразделений и отдельных должностных лиц позволяет сосредоточиться на обеспечении не своих собственных интересов, а интересов транспортного обеспечения войск (сил) в целом.

в штатном режиме и сохранению установленного режима деятельности.

Устраняющая функция необходима для согласования вопросов, связанных с ликвидацией последствий неправильных решений и возникших при этом сложностей, проблем, перебоев в выполнении запланированных мероприятий. Она предусматривает приведение в соответствие всех параметров транспортного обеспечения с учетом заданных к нему требований.

Стимулирующая функция имеет целью улучшение работы всей системы управления и ее отдельных элементов при возникновении сложностей в процессе работы. Для выполнения данной функции используются различные формы мотивации и поощрения по итогам обсуждения возникающих проблем на совещаниях, командно-штабных учениях, конференциях. Особая роль отводится техническим средствам связи и управления, обеспечивающим быстрое оценивание результатов труда и реагирование на отклонения от установленных норм в перевозочном процессе, маневрирование ресурсами и согласование функций управления.

На практике в общей системе управления могут выделяться два основных направления координации. Одно из них координирует деятельность структурных подразделений системы, представленной на рисунке 1. Другое — имеет целью обеспечить согласованность между отделами

и службами системы управления установлением рациональных связей между ними. При этом согласованности должны подвергаться наиболее важные решения: выявление причин отклонения от плановых заданий; определение состава дополнительных работ и порядка их выполнения, размеров резервов; перераспределение обязанностей и ответственности между должностными лицами; принятие мер по устранению отклонений.

Таким образом, координация способствует динамизму работы всей системы управления; гармоничной взаимосвязи ее структурных подразделений; маневрированию технологическими и трудовыми ресурсами системы в связи с изменением или уточнением задач.

Очевидно, что согласование вопросов, относящихся к деятельности управления транспортного обеспечения военного округа, управления железнодорожных войск, органов управления ОАО «РЖД» и других ведомств потребует разработки комплекса административных, юридических и методических документов с последующей их апробацией, экспертизой, утверждением и внедрением.

Особенно важно обеспечить согласование вопросов по применению специальных формирований ОАО «РЖД», сил и средств железнодорожных и дорожных войск, автотранспортных частей и других структур при решении внезапно возникающих

задач, реализация которых возможна лишь при их готовности к действиям в обстановке, подобной военному времени. При этом в системе управления транспортным обеспечением войск (сил) военного округа единому руководству должны подчиняться не только силы, средства и органы управления транспортом общего пользования, но и службы: военных сообщений, автомобильно-дорожная, вспомогательного флота, ракетного топлива и горючего и другие структуры. От согласованности их действий зависит устойчивость управления перевозочным процессом в мирное и военное время. Перечень подлежащих согласованию вопросов весьма обширен, например, при организации технического прикрытия железных дорог управленческие структуры ОАО «РЖД» согласовывают с местными органами исполнительной власти ряд вопросов. Основными из них являются: выделение земельных участков, строительных материалов и каналов связи; согласование порядка хранения запасов строительных материалов для технического прикрытия, маршрутов выдвижения строительной техники к объектам прикрытия, карьерам добычи песка; организация культурного досуга. Подобная координация устанавливается со всеми управленческими структурами, причастными к транспортному обеспечению. При этом утверждается перечень вопросов, подлежащих согласованию со всеми управленческими структурами, приведенными на рисунке 1.

В управлении транспортного обеспечения округа необходима координация деятельности, способствующая отслеживанию обстановки на транспорте, связанной как с крупномасштабными чрезвычайными ситуациями, так и с автомобильными авариями. Это позволит оперативно воздействовать на ход выполнения всех видов воинских перевозок.

Особую значимость приобретает координация управления транспортным обеспечением при согласовании совместных действий в процессе выполнения мероприятий, обеспечивающих живучесть транспортной системы в военное время. Этим самым обеспечивается устойчивость выполнения воинских перевозок в интересах поддержания стратегической мобильности войск (сил) военного округа в любых условиях обстановки. Такая координация осуществляется при выделении сил и средств военного округа для защиты транспортной системы от высокоточного оружия, ее охраны и обороны. При определенных условиях в управлении транспортного обеспечения округа могут быть предусмотрены рабочие места для представителей других министерств и ведомств, которые задействованы в транспортном обеспечении войск (сил).

Немаловажным является согласование совместных действий сил и средств соответствующих структур различных видов транспорта при организации:

Важно обеспечить согласование вопросов по применению специальных формирований ОАО «РЖД», сил и средств железнодорожных и дорожных

войск, автотранспортных частей и других структур при решении внезапно возникающих задач, реализация которых возможна лишь при их готовности к действиям в обстановке, подобной военному времени. При этом в системе управления транспортным обеспечением войск (сил) военного округа единому руководству должны подчиняться не только силы, средства и органы управления транспортом общего пользования, но и службы: военных

сообщений, автомобильно-дорожная, вспомогательного флота, ракетного топлива и горючего и другие структуры.

• технического и эксплуатационного прикрытия транспортных коммуникаций;

• производственной деятельности сил и средств, привлекаемых к техническому прикрытию, охране и обороне объектов транспортной инфраструктуры в мирное и военное время;

• при решении вопросов обеспечения надежности технического прикрытия железнодорожных и автомобильно-дорожных мостов. Мосты, исходя из опыта локальных войн последних лет, рассматриваются одними из первоочередных целей воздействия противника. Например, во время военной операции США и НАТО против Союзной республики Югославия в 1999 году 80 % применения высокоточного оружия приходилось на железнодорожные и автомобильно-дорожные мосты. В результате было разрушено 36 мостов, вывод из строя которых парализовал транспортную систему страны на длительное время.

Координация управления транспортным обеспечением может быть особенно востребована в сложных условиях обстановки. При этом должностные лица в любое время должны знать состояние воинского эшелона, дорожной части и других подразделений, меру их готовности к выполнению задач по предназначению.

Наличие в системе технического прикрытия железных дорог структур, подчиненных и не подчиненных управлению транспортного обеспечения военного округа, обусловливает необходимость проведения ряда преобразований по всем видам работ. Оно может облегчить разграничение, например, функций, прав и обязанностей начальников управления транспортного обеспечения и железнодорожных войск, а также ОАО «РЖД» при определении оптимального состава сил и средств технического прикрытия железнодорожных направлений (участков).

Специфическим компонентом координации управления системой транспортного обеспечения является необходимость обеспечения технической и технологической сопряженности при взаимодействии различных видов транспорта.

Техническая сопряженность обусловлена унификацией погрузочно-вы-грузочных устройств и средств механизации на каждом виде транспорта; взаимосогласованной увязкой параметров транспортных средств; конструктивной совместимостью отдельных элементов транспортной инфраструктуры, включая систему связи для руководства работой пунктов стыка. В наиболее полном объеме она должна проявляться на станциях взаимодействия железнодорожного и автомобильного транспорта. В этом случае автомобильный транспорт, являющийся штатной единицей воинских частей, служит связующим элементом в логистической цепи доставки грузов конкретному получателю.

Технологическая сопряженность предполагает придание эксплуатационным параметрам подвижного состава и погрузочно-выгрузочным операциям так называемой единой технологии. Такой подход позволяет применять оптимальные методы организации перегрузочного процесса: прямой

Важным является согласование совместных действий сил и средств структур транспорта при организации прикрытия транспортных коммуникаций; производственной деятельности сил и средств прикрытия, охраны и обороны объектов; обеспечении надежности прикрытия мостов.

перегрузкой; временным складированием; рациональным подбором типов и марок транспортных средств. При этом основу взаимодействия должны составлять согласованные плановые задания, графики движения и обработки вагонов и автомобилей, непрерывная взаимная информация о ходе транспортного процесса.

Особую значимость в координации управления приобретает согласование отрабатываемых документов с последующей их апробацией, утверждением и внедрением. При определенных условиях в управлении транспортного обеспечения военного округа может разрабатываться плановая таблица координации действий органов управления. Она должна включать: перечень осуществляемых мероприятий в мирное и военное время, способы и сроки их выполнения; наименование коммуникационных направлений с расположенными на них объектами транспортной инфраструктуры; состав органов управления, выделяемых сил и средств; варианты действий сил; сигналы оповещения и управления; ответственных за выполнение задач лиц.

Подводя итог приведенным выше рассуждениям, следует отметить, что затронутые в статье вопросы лишь в общем виде раскрывают роль координации управления транспортным

Специфическим компонентом координации управления системой

транспортного обеспечения является необходимость обеспечения технической и технологической сопряженности при взаимодействии различных видов транспорта.

обеспечением войск (сил) военного округа. Она способствует выработке у должностных лиц системного мышления, способности собирать многомерную задачу согласования действий разнородных сил в единый план с непрерывным управлением. В перспективе темы, связанные с этой проблемой, могут быть расширены разработкой взаимосогласованных методик планирования и осуществления соответствующих мероприятий. Возможны создание и постоянный мониторинг системы управления с учетом интересов различных органов управления, а также уточнение нормативно-правовых документов, отражающих преобразования в системе транспортного обеспечения Вооруженных Сил.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Бондарь М.С., Шувалов Д.В. О развитии межведомственного взаимодействия в целях использования железных дорог в интересах обороны страны // Военная Мысль. 2019. № 6. С. 90—97.

2 Топоров А.В., Бабенков В.И., Бирюков Ю.А. Методологические подходы к оценке военно-экономической эффективности восстановления объектов военной инфраструктуры // Научные проблемы МТО ВС РФ. 2019. № 3(13). С. 9—19.

3 Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1984. С. 626.

4 Горяинов И.О., Феллер Г.М. Транспортное обеспечение Вооруженных Сил: поиск путей совершенствования понятийного аппарата // Военная Мысль. 2015. № 5. С. 73.

5 Файоль А. Управление — это наука и искусство / Файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. М.: Республика, 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.