Научная статья на тему 'ЖИВУЧЕСТЬ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОСТИ ТРАНСПОРТНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ'

ЖИВУЧЕСТЬ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОСТИ ТРАНСПОРТНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
400
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Ключевые слова
ОБЪЕКТЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ / ТЕХНИЧЕСКОЕ ПРИКРЫТИЕ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ / ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ / УСТОЙЧИВОСТЬ ТРАНСПОРТНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / INFRASTRUCTURE FACILITIES / ORGANIZATIONAL AND TECHNOLOGICAL INTEGRITY / TECHNICAL SUPPORT OF RAILWAYS / RECONSTRUCTION OF RAILWAYS / TRANSPORTATION STABILITY FUNCTION

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Феллер Генрих Моисеевич

Анализируются сложившиеся взгляды на содержание термина «живучесть железных дорог», обосновывается необходимость его уточнения, предлагаются понятие и содержание составляющих его компонентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Феллер Генрих Моисеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RAILWAY PERSISTENCE AS SUSTAINABILITY OF ARMED FORCES TRANSPORTATION

Attitudes concerning the content of the term ‘railway persistence’ are analyzed, the need of clarification is justified, the concept and content of its components are proposed.

Текст научной работы на тему «ЖИВУЧЕСТЬ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОСТИ ТРАНСПОРТНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ»

Живучесть железных дорог

как фактор устойчивости транспортного обеспечения Вооруженных Сил

Полковник в отставке Г.М. ФЕЛЛЕР, кандидат военных наук

АННОТАЦИЯ

Анализируются сложившиеся взгляды на содержание термина «живучесть железных дорог», обосновывается необходимость его уточнения, предлагаются понятие и содержание составляющих его компонентов.

SUMMARY

Attitudes concerning the content of the term railway persistence' are analyzed, the need of clarification is justified, the concept and content of its components are proposed.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

KEYWORDS

Объекты инфраструктуры, организационно-технологическая целостность, техническое прикрытие железных дорог, восстановление железных дорог, устойчивость транспортного обеспечения.

Infrastructure facilities, organizational and technological integrity, technical support of railways, reconstruction of railways, transportation stability func-

tion.

В СВЯЗИ с высокой уязвимостью транспорта и необходимостью выполнения крупномасштабных воинских перевозок как внутри стратегических направлений, так и между ними к транспортному обеспечению и прежде всего к мероприятиям по подготовке путей сообщения, их техническому прикрытию и восстановлению предъявляются высокие требования. Их совокупность отождествляется с устойчивостью функционирования транспортных коммуникаций, в том числе и с живучестью железных дорог.

Живучесть железных дорог во все времена — показатель непрерывности перевозочного процесса в условиях военного времени, когда их нормальная эксплуатация осложняется разрушениями важных объектов, потерями пропускной и провозной способности. В современных условиях проблема живучести приобретает осо-

бую актуальность из-за возросших возможностей противника по выводу из строя транспортной инфраструктуры государства на всю глубину его территории как при непосредственной угрозе агрессии, так и в военное время. В первую очередь это относится к поражению критически важных объектов: крупных железнодо-

рожных и автодорожных мостов, транспортных узлов, что может привести к длительным перерывам в движении транспортных средств. Исторически сложившаяся система обеспечения живучести железных дорог сегодня уже не в полной мере соответствует тем преобразованиям, которые произошли в Вооруженных Силах и, в частности, кардинальном реформировании транспортной сферы.

Такое положение обусловлено рядом причин. Прежде всего в связи с возросшими требованиями к обеспечению мобильности транспортного обеспечения Вооруженных Сил. Весьма поверхностно учитываются происходящие преобразования в Вооруженных Силах, связанные с системой их материально-технического обеспечения и мобилизационной подготовкой транспорта. Внедряемая децентрализация управления транспортной инфраструктурой значительно снизила оперативность принятия решений при выполнении воинских перевозок в нештатных ситуациях, что обусловило проблемы транспортного обеспечения в целом и особенно в сложных условиях. Продолжается переход от дорожного к полигонному уровню управления железнодорожным транспортом с включением в его состав трех-че-тырех филиалов ОАО «РЖД» с отработкой новой технологии руководства перевозочным процессом. Существуют и другие причины.

Можно констатировать существование противоречий между возросшими требованиями к транспортному обеспечению Вооруженных Сил и проблемой обеспечения живучести железных дорог, от решения которой в значительной мере зависит полнота и качество крупномасштабных перевозок войск (сил) и материально-технических средств, наращивание боевого потенциала в сложных условиях обстановки. Одним из путей решения указанной проблемы может быть пересмотр сложившихся взглядов на содержание термина «живучесть железных дорог» с обозначением противоречий, уточнения его содержания и составляющих компонентов данного понятия.

В научных исследованиях, выполненных в Военной академии материально-технического обеспечения и Военном институте железнодорожных войск и военных сообщений, под живучестью железных дорог понимается их способность сохранять и быстро восстанавливать перевозочный процесс в условиях военного времени. В разработанных способах обеспечения живучести железных дорог предлагаемые мероприятия ограничены в основном двумя направлениями. В первом из них речь идет о мероприятиях, направленных на сокращение объема разрушений путем противодействия противнику силами и средствами ПВО, ПРО, РЭБ,

Полнота и качество крупномасштабных перевозок войск (сил) и материально-технических средств, наращивание их боевого потенциала составляют основу транспортного обеспечения Вооруженных Сил.

маскировки, охраны и обороны, других «активных» мер. Второе направление имеет целью снижение объемов восстановительных работ после воздействия противника за счет технического прикрытия объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, их дублирования, рассредоточения, резервирования и других «пассивных» мероприятий. При оценке живучести железных дорог в настоящее время используется критерий экономического характера, так как он отражает прогнозируемые объемы восстановительных работ и связанные с ними затраты сил и средств по ликвидации последствий разрушений.

Полагаем целесообразным дополнить его критерием оперативного характерау позволяющим оценивать совокупность структурных, функциональных и управленческих компонентов работы железной дороги, взаимодействующих в перевозочном процессе. Такое взаимодействие достигается не только комплексом активных и пассивных инженерно-технических мероприятий, но и способностью железных дорог сокращать перерыв движения поездов в непредвиденных обстоятельствах, сохраняя в заданных пределах качественные показатели перевозок, которые зависят и от человеческого фактора.

Существует другая причина, обусловливающая необходимость уточнения сложившихся взглядов на рассматриваемый вопрос. Живучесть железных дорог должна обеспечиваться не только в военное время, но и при опасностях техногенного и природного характера, а также терроризме, который приводит не только к авариям и другим чрезвычайным ситуациям, но и оказывает сильное психологическое воздействие на людей.

Живучесть железных дорог должна обеспечиваться как в военное времяу так и при опасностях, возникающих в мирное время.

Под живучестью железных дорогу как представляется, должна пониматься способность противостоять угрозам их нормальному функционированию, а при возникновении разрушений и потерь сохранять свою организационно-технологическую целостность и готовность восстанавливать прерванное движение поездов в заданные сроки. В такой формулировке содержание термина «живучесть железных дорог» позволяет органам государственной власти, силовым структурам и транспортным ведомствам рационально планировать и осуществлять деятельность по выработке целей и приоритетов для повышения устойчивости транспортного обеспечения Вооруженных Сил, снижать финансовые затраты при их реализации.

Инженерные и технические компоненты рассматриваемого понятия широко используются в научных работах при оценке эффективности мероприятий, обеспечивающих живучесть путей сообщения. На практике в общем виде показатель живучести железных дорог оценивается функцией, представленной выражением:

рж _ дротц рпрот у(восст)^ ^

где: |3Ж, Ротц, рпрот у(восст) показатели живучести, надежности организационно-технологической целостности, надежности противодействия угрозам, надежности восстановления прерванного движения поездов.

В данном выражении надежность организационно-технологи-неской целостности (3отц характеризует степень мобилизационной готовности структурных, функциональных и управленческих компонентов железной дороги с учетом состава привлекаемых наличных и потенциальных ресурсов, обеспечивающих непрерывность перевозок в непредвиденных ситуациях, а также уровня профессиональной и психологической подготовки кадров и т. п.

Надежность противодействия угрозам рпрот зависит от ряда факторов: степени уязвимости объектов руязв. вероятности реализации угроз нормальному функционированию транспорта рреал; вероятности перерыва движения поездов рпер. В общем виде надежность противодействия угрозам рпрот может оцениваться функцией, приведенной в зависимости 2.

рпрот = ^ (руязв^ рреал^ ^пер)

Степень уязвимости объектов железной дороги оценивается вероятностью возможного их выхода из строя при возникновении опасностей. Она зависит от важности и расположения объектов, прогнозируемых опасностей и средств поражения, прочности сооружений и устройств, состава привлекаемых сил и средств защиты. Наиболее уязвимыми объектами являются железнодорожные мосты, так как их разрушение приводит к нарушению непрерывности перевозок на сроки, несравнимые с продол-

Вероятность возможного выхода из строя объектов железных дорог зависит от их важности и расположения, прогнозируемых опасностей, прочности сооружений и состава

привлекаемых для защиты сил и средств.

жительностью вывода из строя станций, узлов и других объектов. Уязвимость данных объектов обусловливается степенью их защиты от противоправных действий нарушителей и террористов, диверсионно-разведывательных групп, незаконных вооруженных формирований. Указанные силы могут представлять опасность для подавляющего числа станций погрузки (выгрузки) войск и воинских грузов, погрузочно-выгрузочных и временных перегрузочных районов и других элементов военных сообщений.

Надежность восстановления прерванного движения поездов у(восст) характеризует способность привлекаемых сил и средств сокращать перерыв движения поездов, прерванного в результате возникновения чрезвычайных ситуаций и в военное время. Она может оцениваться для железнодорожного направления (участка, объекта) зависимостью 3.

у(восст)=£>уео (з)

где: у(восст) — надежность восстановления прерванного движения поездов;

0 — математическое ожидание объема перевозок за расчетный период времени по железнодорожному направлению (участку, объекту) при возникновении перерыва в движении поездов из-за разрушений и потерь, тыс. тонн (пар поездов);

0 — математическое ожидание объема перевозок за расчетный период времени по железнодорожному направлению (участку, объекту) при отсутствии перерыва в движении поездов, тыс. тонн (пар поездов);

у(т) — допустимая продолжительность перерыва движения поездов по железнодорожному направлению (участку, объекту).

Утверждать, что достигнутая живучесть железных дорог соответствует целям транспортного обеспечения Вооруженных Сил, можно лишь в том случае, если значения рот\рпР°т^(восст) окажутся близкими к показателям, которые задаются соответствующими штабами и командующими. Для реализации такой оценки потребуются сложные расчеты методом математического моделирования технического состояния железнодорожных направлений (участков, объектов), технологии перевозочного процесса, прогнозирования различных угроз, оценки уязвимости транспортных объектов

и воинских поездов при возникновении чрезвычайных ситуаций и в военное время.

Изложенные рассуждения могут служить основой для определения основных направлений обеспечения живучести железных дорог, приведенных в таблице.

Исследованию указанных мероприятий посвящен ряд работ, которые составляют основу содержательной части современной теории и практики обеспечения живучести железных дорог. Каждая из них может быть уточнена и дополнена по результатам анализа технического состояния и возможностей эксплуатируемых железных дорог. Вместе с тем ряд мероприятий, отражающих влияние живучести железных дорог на устойчивость транспортного обеспечения Вооруженных Сил, нуждается в дополнительных системных исследованиях. К таким мероприятиям относятся: первое — поиск путей создания организационно-технологической целостности железной дороги с учетом транспортного потенциала; второе — повышение надежности технического прикрытия объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта; третье — выработка единых принципов планирования мероприятий, обеспечивающих живучесть железных дорог.

Направлениями обеспечения живучести железных

дорогу нуждающихся в дополнительных исследованиях могут быть: поиск путей создания организационно-технологической целостности железной дороги с учетом транспортного потенциала; повышение надежности технического прикрытия объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта; выработка единых принципов планирования мероприятий, обеспечивающих живучесть железных дорог.

Основные направления, обеспечивающие живучесть железных дорог

Таблица

Основные направления обеспечения живучести железных дорог

I

Обеспечение организационно-технологической целостности железной дороги

Противодействие угрозам нормальному функционированию железных дорог

<и ^

Я V И

¥ « 2

У >. СО

сь О то О Я

= и о ^ о

® си

^ О о с

я я £

я я

М со

о V

н ч

а . • 2 н 8

I а а & а

^ § |н

I а >я 2

! I

ы >я н

§ В 11 н

а 5 я я >

Й ® и 3 И

£5 (и Н ев ^

§ §§ вь

Ю о, * °

О ч 2 2 « ~ ^ я ° 00 - —

о я

с 5

си Я К Н к ж о

н Й о " т 2 2 о а

Я 03 со

« н ™ 0 0« Н Я

° О я*

£ з 8

«ЛЯ

о <и <и И И я

Я о о

Я . И £ ^ О От ^

к си я

I" 8.

° с

я § « £

5 £

4 ¡5

§ э а

Я (_ Л

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о ак яО о

3 • о °

И 3 ЗЯ

сх о рц ^ »

ПК О 2 Л Я Я я

1 5

СЗ Оч

^ о к 9

я

с О и § я О

(и я ю О

о я я

Л)

н Я « я « я

х

Ю 1)

о н

л

>» о

Й I

>> <и

<и я

я I

«и 5

Я сг-

О *

Я И

са о

о о-

н ч:

О ев

и Й

0) (Я

я м

щ п

св о

Й £

о С>

М- «

о С

с

Св

2 3

« О ю

Я я Я

Я о О*

8 § 3

2 2 ®

I Я * и

>> я ^

^ о й

Я 3 щ

Й I я

О 2 О я я & л X

Й о О «

я ч я Й 8« §

Он Я о ц

<и <и Я 3

Я Я м

О « 2

с Ч й

- <и

в я

си

0) СХ М О

н о ! Я

я

ю

о л я

Ы о ев

ев 12

Я ь

с О

о со § С (X я

03

о

и

О

гя ю о

<и я я <и

Я )Я

я я

£ к 3

« о * о & Я С с н

• ^ та

Й ° Ч

1

щ Х О

С 3 & §

5 « с §

§ 8

х о. 5 з"

з о о. 8 Э 9 2 §

2 § I 8

1 | Р *

Я

о Щ 5 о 5 « я 5

3 Н О & « о л 2

§ 5 ^^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

<и СХ ^ С

я я О

о я

^ 2

• о

я Я

У си

я н

О ЗЯ

8 §

О ев

ев Е со Я

а о

сх

(и н

ю

>я °

О X

3 3

о. Я

^ я

3 =в

«1 55

о

« я

Он 4

си ¡г

V т

(и о

я н

о т

си си

ю л

о

Восстановление движения поездов, прерванного вследствие разрушений и потерь

Первое из перечисленных мероприятий является одним из приоритетных направлений повышения устойчивости транспортного обеспечения Вооруженных Сил.

Изменившийся характер и масштабы воздействия противника обусловливает необходимость повышения надежности технического прикрытия железных дорог и особенно — железнодорожных мостов. Например, во время военной операции НАТО против Союзной Республики Югославии в 1999 году, более 8о % высокоточного оружия применялось по железнодорожным и автодорожным мостам, вывод из строя которых парализовал транспортную систему страны на длительное время. Для реализации данного мероприятия необходимо разрабатывать новую проектную документацию, основывающуюся на оценке объемов разрушений не от ядерного, а от высокоточного оружия, а значит, и на менее затратных потребностях в силах и средствах.

Третье мероприятие должно выполняться на основе обоснованной методики прогнозирования характера и масштаба возможных угроз нормальному функционированию железной дороги в мирное и военное время. До сих пор по этому вопросу приоритетными являются два подхода. В одном из них живучесть определяется уровнем технического прикрытия и восстановления железной дороги, в другом — степенью ее боевого обеспечения. При таких подходах к оценке живучести влияние других факторов, влияющих на продолжительность перерыва в движении поездов, а значит, и на устойчивость транспортного обеспечения, не учитывается.

Поэтому в основу планирования мероприятий, обеспечиваю-

щих живучесть железной дороги, должен быть положен принцип разделения ее объектов на отдельные группы по степени важности в транспортном обеспечении Вооруженных Сил в сложных условиях обстановки, и определения для каждого из них своего показателя.

Важными объектами железной дороги являются система управления, пункты обеспечения перевозок, устройства энергоснабжения и др. По каждому из указанных объектов должен определяться показатель, наиболее полно отвечающий целям транспортного обеспечения Вооруженных Сил, и устанавливаться требуемое его значение. Так, для крупного железнодорожного моста на фронтальном железнодорожном направлении основной характеристикой может служить продолжительность перерыва в движении поездов при выводе его из строя; для объектов системы управления — снижение оперативности управляющего воздействия на ход перевозочного процесса и т. п. Рекомендации органам управления относительно выбора данных показателей должны вырабатываться на основе экспертных оценок и математических методов исследования операций.

В заключение следует отметить, что в статье рассмотрен лишь концептуальный подход к анализу сложившихся взглядов на суть и содержание термина «живучесть железных дорог». Изложенные взгляды могут способствовать решению проблемы поддержания устойчивости транспортного обеспечения Вооруженных Сил и созданию необходимых условий для поддержания непрерывности перевозок войск (сил) и материально-технических средств при возникновении чрезвычайных ситуаций и в военное время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.