Научная статья на тему 'МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ - ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАБЛАГОВРЕМЕННОЙ ПОДГОТОВКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА К РАБОТЕ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ'

МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ - ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАБЛАГОВРЕМЕННОЙ ПОДГОТОВКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА К РАБОТЕ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
284
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ВОЙСКА (ЖДВ) / СЛУЖБА ВОЕННЫХ СООБЩЕНИЙ / RAILROAD / RAILROAD TRANSPORT / RAILROAD TROOPS / MILITARY COMMUNICATIONS SERVICE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Целыковских Александр Александрович, Махонько Виктор Петрович, Шувалов Денис Владимирович

Рассматриваются проблемы и перспективы развития межведомственного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в области обороны и транспорта, Открытое Акционерное общество «Российские железные дороги» (ОАО РЖД), а также организаций транспортного строительства по вопросу заблаговременной подготовки железных дорог к работе в военное время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERDEPARTMENTAL INTERACTION AS THE BASIS OF ORGANIZING IN ADVANCE PREPARATION OF RAILROAD TRANSPORT FOR WARTIME OPERATION

The paper regards the problems and development prospects of interdepartmental interaction between federal executive bodies in the area of defense and transport, Russian Railways open joint-stock company, and also organizations of transport construction in matters of timely preparation of railroads for wartime functioning.

Текст научной работы на тему «МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ - ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАБЛАГОВРЕМЕННОЙ ПОДГОТОВКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА К РАБОТЕ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ»

Межведомственное взаимодействие — основа организации заблаговременной подготовки железнодорожного транспорта к работе в военное время

Генерал-майор запаса А.А. ЦЕЛЫКОВСКИХ, доктор военных наук

Полковник В.П. МАХОНЬКО, доктор военных наук

Подполковник Д.В. ШУВАЛОВ, кандидат технических наук

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

Рассматриваются проблемы и перспективы развития межведомственного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в области обороны и транспорта, Открытое Акционерное общество «Российские железные дороги» (ОАО РЖД), а также организаций транспортного строительства по вопросу заблаговременной подготовки железных дорог к работе в военное время.

The paper regards the problems and development prospects of interdepartmental interaction between federal executive bodies in the area of defense and transport, Russian Railways open joint-stock company, and also organizations of transport construction in matters of timely preparation of railroads for wartime functioning.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

KEYWORDS

Железная дорога, железнодорожный транспорт, железнодорожные войска (ЖДВ), служба военных сообщений.

Railroad, railroad transport, Railroad Troops, military communications service.

СКЛАДЫВАЮЩАЯСЯ в современных условиях военно-политическая обстановка в ряде регионов мира, особенно на Ближнем Востоке, возникновение узлов политической и военной напряженности вдоль западных и южных границ Российской Федерации вынуждают органы государственного и военного управления постоянно поддерживать высокий уровень боевой готовности Вооруженных Сил1. Опыт ежегодных крупномасштабных учений показывает, что в случае возникновения угрозы национальной безопасности и необходимости применения войск (сил) потребуется в кратчайшие сроки принимать решения по оперативному сосредоточению группировок войск на направлениях возникновения угрозы2. Это потребует в зависимости от складывающейся оперативной обстановки выполнения в сжатые сроки значительных по объему воинских перевозок на достаточно большие расстояния3.

Вследствие географического положения Российской Федерации и развития ее транспортной инфраструктуры железнодорожный транспорт в настоящее время является основным видом транспорта, используемым для массовых перевозок войск и воинских грузов4.

Приоритетность основных воинских перевозок железнодорожным транспортном определяется следующими неоспоримыми преимуществами:

• монополией государства на использование железных дорог, возможностью оперативного переориентирования элементов и мощностей железнодорожного транспорта для их функционирования в интересах обороны;

• возможностью оперативного смещения вектора интересов использования железных дорог из коммерческого поля в военное;

• высокими пропускными и провозными способностями железных дорог;

• возможностью обеспечения регулярности перевозок независимо от климатических условий, времени года и суток;

• значительной скоростью доставки грузов;

• относительно невысокой себестоимостью по сравнению с автомобильным и воздушным видами транспорта при перевозке на большие расстояния;

• высокой безопасностью движения и более низким уровнем ущерба окружающей среде.

Предшествующий опыт выполнения перевозок войск в годы Великой Отечественной войны5, а также в современных военных конфликтах подтверждают неоспоримость вывода о преобладающем характере использования для перевозок войск и воинских грузов именно железнодорожного транспорта. Так, анализ объемов выполненных воинских перевозок по видам транспорта в Афганистан и Чеченскую Республику показывает, что основная часть войск была переброшена по железной дороге. При этом выбор в пользу железнодорожного транспорта допускал даже постройку новых объектов железнодорожного транспорта в интересах Вооруженных Сил6.

Вместе с тем железнодорожный транспорт обладает и определенными недостатками, основными из которых являются:

• высокая уязвимость инфраструктуры железнодорожного тран-

спорта в результате воздействия противника;

• большой расход сил и средств, требующийся для восстановления инфраструктуры железнодорожного транспорта в результате воздействия противника;

• ярко выраженные демаскирующие признаки как объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, так и мест разворачиваемых восстановительных работ.

Для ликвидирования или сведения существующих недостатков к минимуму заблаговременно в мирное время до начала боевых действий федеральными органами исполнительной власти, государственной корпорацией ОАО «РЖД» и организациями транспортного строительства решается комплекс задач по подготовке железнодорожного транспорта к работе в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время (рис. 1)7. Исходя из многообразия этих задач, подготовка объектов железнодорожного транспорта к выполнению воинских перевозок носит разносторонний характер. В ней участвуют федеральные органы исполнительной власти в области обороны и транспорта, владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, организации транспортного строительства. Федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ) представлены: в области обороны — штабами различных уровней управ-

ления, Департаментом транспортного обеспечения МО РФ, Железнодорожными войсками РФ, органами военных сообщений (ВОСО); в области транспорта — Министерством транспорта Российской Федерации, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере железнодорожного транспорта.

Владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования выступает ОАО «Российские железные дороги» и его филиалы — Управления железных дорог. Владельцами парка железнодорожного подвижного состава являются различные дочерние общества ОАО РЖД, частные собственники на рынке парка грузовых вагонов и услуг по ремонту тяговых средств и подвижного состава.

К инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования (далее — инфраструктура) относится транспортная инфраструктура, включающая железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы, систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование инфраструктуры здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.

Опыт ежегодных крупномасштабных учений показывает, что в случае возникновения угрозы национальной безопасности и необходимости применения войск (сил) потребуется в кратчайшие сроки принимать решения по оперативному сосредоточению группировок войск на направлениях возникновения угрозы. Это потребует, в зависимости от складывающейся оперативной обстановки, выполнения в сжатые сроки значительных по объему воинских перевозок на достаточно большие расстояния.

Разработка I предложений Н по подготовке путей сообщения в интересах у Вооруженных Сил у

Строительство новых и развитие существующих железнодорожных линий

Разработка Плана оперативного оборудования территории РФ

Техническое прикрытие железных дорог

Ж

^ & Оценка уязвимости объектов транспортной Л отрасли

Подготовка высококвалифици рованных специалистов в транспортной

отрасли {бакалавриат, специалитет, магистратура)

Гражданская оборона на железнодорожном транспорте

Повышение эффективности и безопасности функционирования ране портного комплекса

Повышение /ровня защищенности объектов транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства

Рис. 1. Задачи по заблаговременной подготовке инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования к работе в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время

Всем элементам инфраструктуры железнодорожного транспорта требуется заблаговременная подготовка к функционированию в военное время. В мирное время комплекс этих работ на железных дорогах общего пользования выполняется в основном организациями и предприятиями ОАО «РЖД». Кроме того, на договорной основе привлекаются и другие организации в области транспортного строительства. Железнодорожные пути необщего пользования объектов Министерства обороны Российской Федерации в мирное время реконструируют и развивают Железнодорожные войска Российской Федерации8. Контроль выполнения мероприятий в рамках этих задач осуществляет служба военных сообщений Вооруженных Сил Российской Федерации.

Анализ задач, представленный на рисунке 1, позволяет утверждать, что у военных и гражданских организаций имеются схожие задачи государственного значения, выполнение которых представителями различных федеральных органов исполнительной власти изолированно друг от друга невозможно. Вместе с тем в настоящее время межведомственное взаимодействие, позволяющее решить основные проблемные вопросы по заблаговременной подготовке железных дорог, затруднено вследствие следующих причин:

• значительное сокращение в 2010— 2012 годах численности Железнодорожных войск РФ и органов военных сообщений, приведшее к значительному усложнению, а также снижению эффективности взаимодействия Министерства обороны с гражданскими организациями по вопросу использования железных дорог в интересах Вооруженных Сил, создаваемой десятилетиями до момента сокращения;

• низкая заинтересованность гражданских организаций и предприятий

в выполнении государственных задач в области обороны, которая влечет за собой поиск возможностей по уклонению от мероприятий планирования совместных действий с Железнодорожными войсками РФ;

• постоянная оптимизация организационных структур гражданских организаций в области транспортного строительства, не позволяющая планировать совместное применение Железнодорожных войск РФ и организаций на длительный период;

• переход предприятий и организаций, имеющих мощности по восстановлению, строительству и ремонту железнодорожных коммуникаций, в созданные в качестве юридического лица дочерние предприятия с передачей им имеющихся мощностей (при этом федеральные органы исполнительной власти не могут привлекать их к выполнению государственных задач на безвозмездной основе);

• постоянные изменения штатов гражданских организаций в области строительства транспорта не позволяют организовать плановое взаимодействие;

• недостаточность, а в ряде случаев отсутствие у отдельных гражданских организаций в области строительства транспорта требуемых производственных мощностей не позволяют восстанавливать объекты железных дорог в соответствии с установленными нормами;

• низкий уровень подготовки гражданских специалистов в организации эксплуатационной работы в интересах выполнения воинских перевозок ведет к непониманию сущности и необходимости проведения мероприятий заблаговременной подготовки объектов железнодорожного транспорта и, как следствие, к некачественному их выполнению.

Результаты анализа вскрытых проблемных вопросов свидетельствуют о необходимости разработ-

ки новых направлений повышения эффективности межведомственного взаимодействия по подготовке железных дорог в интересах обеспечения обороноспособности государства, к которым можно отнести:

• непрерывный межведомственный мониторинг экономического и хозяйственного состояния государства по использованию железных дорог (особое значение приобретает анализ сети железных дорог с их характеристиками, а также состава, технического оснащения и возможностей предприятий и организаций, обеспечивающих функционирование железных дорог в мирное время);

• выявление организаций, предприятий и их потенциальных возможностей по обеспечению бесперебойного функционирования железнодорожного транспорта на этапе нарастания военной угрозы и в военное время;

• учет возможностей организаций и предприятий регионального уровня в области строительства — подобный «региональный учет» позволит более качественно оценивать

Предшествующий опыт выполнения перевозок войск в годы Великой Отечественной войны, а также в современных военных конфликтах подтверждают

неоспоримость вывода о преобладающем характере использования для перевозок войск и воинских грузов именно железнодорожного транспорта. Так, анализ объемов выполненных воинских перевозок по видам транспорта в Афганистан и Чеченскую Республику показывает, что основная часть войск была переброшена по железной дороге. При этом выбор в пользу железнодорожного транспорта допускал даже постройку новых объектов железнодорожного транспорта в интересах Вооруженных Сил.

экономический и хозяйственный потенциал организаций и предприятий, анализировать и в последующем более эффективно синтезировать силы и средства, необходимые для обеспечения бесперебойного функционирования железнодорожного транспорта в интересах обороны;

• наделение Железнодорожных войск РФ представительскими функциями в целях реальной оценки экономического и хозяйственного потенциала организаций и предприятий в области транспортного строительства в каждом регионе, располагающем сетью железных дорог.

Министр обороны РФ генерал армии С. Шойгу на конференции по межведомственному взаимодействию 30 ноября 2018 года выразил убежденность в том, что в интересах повышения качества межведомственного взаимодействия Вооруженных Сил и других федеральных органов исполнительной власти в регионах Российской Федерации должны быть созданы центры управления экономикой и хозяйством, куда должны войти представители Железнодорожных войск РФ во вновь создаваемые органы управления. При этом данные войска должны быть представлены в регионах соответствующим аппаратом специалистов, способных оценивать экономическое и хозяйственное состояние региона в интересах действий Железнодорожных войск РФ и обеспечения живучести железных дорог, а также делать предложения в соответствующие федеральные органы исполнительной власти. Создание и функционирование региональных центров управления экономикой и хозяйством с привлечением специалистов Железнодорожных войск РФ позволит более эффективно планировать совместное применение соединений и частей железнодорожных войск и организаций по транспортному строительству при

решении задач обеспечения живучести объектов железнодорожного транспорта как в период непосредственной угрозы агрессии, так и в военное время. Примером эффективного выполнения представительских функций может стать современная структура службы ВОСО с официально уполномоченными представителями Министерства обороны РФ при органах управления на различных видах транспорта общего пользования.

Следует отметить, что основы взаимодействия Министерства обороны РФ, Министерства транспорта, ОАО «РЖД», а также частных организаций по организации заблаговременной подготовки транспорта должны закладываться в систему подготовки специалистов транспортной отрасли. Это обусловлено необходимостью выполнения перевозок в период военных конфликтов любых уровней не только при достаточно развитой инфраструктуре железных дорог, но и при высоком уровне подготовки специалистов железнодорожного транспорта, позволяющем органам управления осуществлять воинские перевозки войск в заданных объемах и в точно установленные сроки. Однако современное состояние и возможности системы подготовки гражданских специалистов железнодорожного транспорта позволяют говорить о ряде объективно существующих негативных факторов, которые определяют ненадлежащую готовность данного контингента к работе в интересах обеспечения обороноспособности государства. К ним относятся:

• устойчивая тенденция сокращения должностных лиц мобилизационных органов транспорта, контролирующих уровень подготовки должностных лиц к выполнению обязанностей по переходу на режим работы военного времени;

• отсутствие в учебной программе повышения квалификации специалистов железнодорожного транспорта дисциплин, предусматривающих получение системных знаний в области мобилизационной подготовки транспорта и эксплуатации железных дорог в мобилизационный период и военное время;

• сокращение военных кафедр железнодорожных вузов, отвечавших за подготовку студентов по организации работы железных дорог в оборонных целях.

Очевидно, что неправильные и неумелые действия работников железнодорожного транспорта при организации эксплуатационной работы даже в условиях мирного времени могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций с человеческими жертвами, значительному материальному ущербу, нанесению вреда окружающей среде, длительным перерывам в движении поездов. Поэтому руководство ОАО «РЖД» в настоящее время уделяет большое внимание повышению квалификации персонала, в том числе и специалистов по гарантированному выполнению массовых воинских перевозок. Это обусловлено также следующими основными факторами, определяющими характер перевозочного процесса в мобилизационный период и военное время:

• резкое возрастание объемов различных видов перевозок (воинских, эвакуационных, для обеспечения экономических нужд страны), изменение организации эксплуатационной работы по их выполнению;

• воздействие противника по объектам железнодорожного транспорта;

• изменения в технологии работы железнодорожных участков и станций, связанные со спецификой выполняемых операций по погрузке, продвижению и выгрузке полносоставных воинских поездов;

• предъявление специальных требований к организации поездной, грузовой работы железнодорожных участков и станций;

• перевозка большого количества опасных грузов (в том числе, взрывчатых материалов);

• нехарактерные для условий мирного времени постоянные изменения объемов и структуры обслуживаемых поездопотоков, связанные с динамичностью оперативно-стратегической обстановки.

Особенную актуальность задача повышения квалификации персонала железнодорожного транспорта приобретает в условиях происшедшего с 2012 года значительного сокращения специалистов службы военных сообщений, которые являются полномочными представителями МО РФ на видах транспорта и обладают требуемым уровнем квалификации в области подготовки и организации работы железных дорог в оборонных целях.

Как показал анализ, существующая в настоящее время система повышения квалификации персонала железных дорог не в состоянии обеспечить дополнительную подготовку специалистов для выполнения воинских перевозок в мобилизационный период и военное время9. Вполне очевидно, что решение этой задачи требует применения эффективных технологий предоставления образовательных услуг. Одним из наиболее перспективных направлений повышения уровня квалификации специалистов является подготовка персонала на основе дистанционной формы обучения без отрыва от производства. На современном уровне технического развития и оснащения железнодорожной отрасли реализация дистанционного обучения на базе новых технологий не только возможна, но и может быть весьма эффективна для повышения уровня

подготовки специалистов к работе в интересах выполнения массовых воинских перевозок. Образовательные услуги могут поставляться всем пространственно удаленным потребителям в режиме реального времени и в любой форме отображения, включая и общение с квалифицированным профессорско-преподавательским составом. Также предусматривается использование оперативных средств двухстороннего обмена информацией и электронных учебных материалов. Естественно, что такой подход представляется возможным при условии, что эту подготовку будут вести специалисты самого высокого методического уровня, имеющие значительный опыт в организации воинских железнодорожных перевозок, с привлечением специалистов-практиков службы военных сообщений и Железнодорожных войск РФ.

Следует отметить, что в настоящее время практически весь научно-методический потенциал в области подготовки и организации эксплуатационной работы железных дорог в мобилизационный период и военное время сосредоточен в Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва и ее филиале — Военном институте (Железнодорожных войск и военных сообщений). Вместе с тем решение задачи повышения эффективности подготовки специалистов железнодорожного транспорта требует формирования современной учебно-методической базы, а также координации деятельности образовательных организаций Министерства обороны и Министерства транспорта Российской Федерации. Принципиальная схема формирования требуемых компетенций в области заблаговременной подготовки железнодорожного транспорта представлена на рисунке 2.

я О И

и

Примечание: ТП — техническое прикрытие; ВО — военный округ.

Рис. 2. Схема формирования требуемых компетенций в области заблаговременной подготовки железнодорожного транспорта

Учебная дисциплина :Восстановление железных дорог»

Учебная дисциплина «Техническое прикрытие ■^-•железных дорог»

Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии A.B. Хрулёва

1 1

Знания основ мобилизационной подготовки транспорта; знания состава, структуры и возможностей сил и средств для ТП и т.д.

Межведомственная группа повышения квалификации руководящего состава

центральных органов управления

Знания организации работы военно-эксплуатационных формирований железнодорожного транспорта; умения организовывать планирование работ по ТП и тд.

Знания способов регулирования поездопотоков, погрузки и выгрузки на железных дорогах в операциях, и т.д.

Межведомственная группа повышения квалификации руководящего состава органов управления регионального уровня

Учебная дисциплина «Мобилизационная подготовка транспорта»

Межведомственная группа повышения квалификации специалистов линейных органов управления

2 недели

1 месяц

1 мес

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

III уровень

Руководящий состав ФОИВ в области транспорта, обороны и ОАО «РЖД»

II уровень —

Региональные управления ФОИВ в области транспорта, руководящий состав филиалов ОАО «РЖД», управлений дорог, органов военного управления ВО, органов управления соединений ЖДВ

уровень

Специалисты железнодорожного транспорта, а также линейных органов BOCQ, командиры воинских частей ЖДВ

Высшие учебные заведе^ Линистерствэ транспорта Российской Федерации

Учебная дисциплина «Военная эксплуатация железных дорог»

В заключение необходимо подчеркнуть актуальность и важность вопроса организации межведомственного взаимодействия при решении вопросов заблаговременной подготовки железнодорожного транспорта в интересах обеспечения обороноспособности государства. Именно в такой постановке может быть обеспечено устойчивое функционирование транспортной системы, заключа-

ющееся в ее способности сохранять или быстро восстанавливать перевозочные функции в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного или военного характера с целью удовлетворения транспортных потребностей государства и общества на уровне, обеспечивающем их жизнедеятельность, все сферы развития и национальную безопасность России в целом.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Указ Президента Российской Федерации от 25 декабря 2014 года № Пр-2976 «О Военной Доктрине Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 05.11.2019).

2 «Центр 2019»: итоги учений // Военное обозрение. 23.09.2019. URL: https:// topwar.ru/162701-centr-2019-itogi-uchenij. html (дата обращения: 05.11.2019).

3 Топоров А.В., Целиковских А.А. Развитие способов материально-технического обеспечения войск (сил) в современных условиях // Научный вестник Вольского военного института материального обеспечения. 2018. № 1 (45). С. 6—10; Соколов В.В., Кавецкий В.Н., Махонько В.П. Состояние и проблемы организации воинских железнодорожных перевозок // Военная Мысль. 2012. № 7. С. 59—65.

4 Шувалов Д.В. Железнодорожный транспорт как важнейший элемент транспортного обеспечения военной организации государства. Научные проблемы материально-технического обеспечения военной организации государства / Материалы VI Международной научно-практической конференции: в 2 ч. Пермь, 2019. С. 249—255.

5 Похилюк А.В., Шувалов Д.В., Шувалова М.А. Организация функционирования железнодорожного транспорта при обороне Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Вестник Брянского государственного университета. 2019. № 2 (40). С. 67—74.

6 Железнодорожные войска России. Кн. 4. В период мирного строительства 1945—1991 / под ред. Г.И. Когатько. М.: ООО «Русь-Стиль XXI век», 2002. 352 с.; Использование бронепоездов в Чечне // Военное обозрение. 12.02.2013. URL: https://topwar.ru/24136-ispolzovanie-bronepoezdov-v-chechne.html (дата обращения: 05.11.2019).

7 Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 397 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта» // СПС Гарант. URL: https://base.garant.ru/187259/ (дата обращения: 05.11.2019); Бондарь М. С., Шувалов Д.В. О развитии межведомственного взаимодействия в целях использования железных дорог в интересах обороны страны // Военная Мысль. 2019. № 6. С. 90—97.

8 Шувалов Д.В. Анализ задач, выполняемых Железнодорожными войсками на объектах учебно-практических работ в мирное время // Вестник Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хру-лёва. 2018. № 1 (13). С. 126—131.

9 Куранова О.Н., Дергачев С.А., Пебе-дева Н.А. Влияние уровня подготовки персонала железнодорожного и воздушного транспорта на эффективность выполнения перевозок // Проблемы математической и естественно-научной подготовки в инженерном образовании: сборник трудов IV Международной научно-методической конференции / под ред. В.А. Ходаковского. 2017. С. 92—95.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.