Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ СЛУЖБЫ ВОЕННЫХ СООБЩЕНИЙ'

СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ СЛУЖБЫ ВОЕННЫХ СООБЩЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
545
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / RUSSIA / СССР / USSR / ВОИНСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ / СЛУЖБА ВОЕННЫХ СООБЩЕНИЙ (ВОСО) / MILITARY COMMUNICATIONS SERVICE (MCS) / ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ / HISTORY OF CREATION / ПЁТР I / ГЕНЕРАЛ-ВАГЕНМЕЙСТЕР / WAGEN-MEISTER GENERAL / ЗАВЕДУЮЩИЙ ПЕРЕДВИЖЕНИЕМ ВОЙСК / TROOP MOVEMENT HEAD / ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ / RAILWAYS / MILITARY TRANSPORTATIONS / PYOTR I

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кириченко Александр Викторович, Мартыненко Илья Владимирович

В статье на основе архивных и других документов рассказывается о возникновении, становлении и развитии отечественной службы военных сообщений.On the basis of archival and other documents, the article tells about the origin, formation and development of the domestic service of military communications.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ СЛУЖБЫ ВОЕННЫХ СООБЩЕНИЙ»

и

cj

А.В. КИРИЧЕНКО, И.В. МАРТЫНЕНКО

A.V. KIRICHENKO, I.V. MARTYNENKO

СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ СЛУЖБЫ ВОЕННЫХ СООБЩЕНИЙ

CREATION AND DEVELOPMENT OF THE SERVICE OF MILITARY COMMUNICATIONS

Сведения об авторах. Кириченко Александр Викторович — директор Института международного транспортного менеджмента Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, заведующий кафедрой портов и грузовых терминалов, капитан 1 ранга запаса, доктор технических наук, профессор (Санкт-Петербург. E-mail: KirichenkoAV@gumrf.ru);

Мартыненко Илья Владимирович — полковник запаса (Москва. E-mail: martinenko.il@yandex.ru).

Аннотация. В статье на основе архивных и других документов рассказывается о возникновении, становлении и развитии отечественной службы военных сообщений.

Ключевые слова: Россия; СССР; воинские перевозки; Служба военных сообщений (ВОСО); история создания; Пётр I; генерал-вагенмейстер; заведующий передвижением войск; железные дороги.

Information about authors. Aleksandr Kirichenko - Chief of the Institute of International Transport Management, State University of Maritime and Inland Shipping named after Admiral S.O. Makarov, Head of the Department of Ports and Cargo Terminals, Captain 1 Rank (res.), D. Sc. (Tech.), Professor (St. Petersburg. E-mail: KirichenkoAV@gumrf.ru);

Ilya Martynenko - Colonel (res.) (Moscow. E-mail: martinenko.il@yandex.ru).

Summary. On the basis of archival and other documents, the article tells about the origin, formation and development of the domestic service of military communications.

Keywords: Russia; USSR; military transportations; Military Communications Service (MCS); history of creation; Pyotr I; WagenMeister General; troop movement head; railways.

Искусное использование путей сообщения в военных целях и достижение войсками высокой подвижности на всех этапах военной истории России являлось и является неотъемлемой составляющей военного искусства. Успешное ведение боевых действий невозможно без обустройства путей сообщения и совершенствования транспортных средств, от эффективности которых во многом зависят ход и исход сражений, а то и всей войны.

В ЭТИХ целях с возрастанием масштабов и сложности задач транспортного обеспечения русской армии в октябре 1708 года по указанию великого реформатора Петра I была учреждена вагенмейстерская служба. Она подчинялась генерал-квартирмейстеру (начальнику штаба) армии и включала: генерал-вагенмейстера армии, его помощника вагенмейсте-ра-лейтенанта, вагенмейстеров полков, армейский и полковые транспорты (обозы)1.

Вагенмейстерская служба явилась прообразом и положила начало развитию службы военных сообщений, которая в русской армии создавалась как единая военно-транспортная управленческая структура на существовавших в то время видах путей сообщения. Сам термин «военные сообщения» исходит из понятий «военные водяные со-

общения» и «военные дороги». Они возникли в связи с расширением пространственных раз-махов театров военных действий и увеличением численности вооружённых сил, а следовательно, и с возросшим значением использования водных и сухопутных путей сообщения в военных целях, необходимостью их специальной подготовки и выполнения всё возрастающих объёмов перевозок войск и воинских грузов.

На судоходных водных путях специально назначались из числа морских офицеров смотрители водных участков и пристаней, приставы пристаней, команды «флотских служителей», продовольственные магазины (склады). На использовавшихся дорогах создавались этапные участки и станции (остановочные пункты) с помещениями для отдыха и обогрева отдельных команд, а также дорожные продовольственные

магазины и склады с запасами фуража. Для «наблюдения» за их бесперебойной деятельностью, организации содержания и охраны дороги, движения и обеспечения колонн войск, команд и транспортов назначались станционные офицеры с караульными командами. Для руководства работой военных дорог и водных путей в соответствии с вновь при-

Эмблема ВОСО 1830 г.

Отправление гвардейской артиллерии

1877 г.

нятым в январе 1812 года «Учреждением для управления большой действующей армией» в составе Главного штаба была введена должность директора военных сообщений2.

Тем самым утверждалась уже сложившаяся структура военных сообщений, соответствовавшая структуре транспорта того времени и включавшая в себя сухопутные и водные пути сообщения, а также учреждалась Служба военных сообщений.

В 1846 году вместо «Учреждения для управления большой действующей армией» был введён новый «Устав для управления армиями в мирное и военное

Солдаты в вагоне, оборудованном для перевозки войск

1904-1905 гг.

время», в соответствии с которым была введена должность инспектора военных сообщений.

Первые железные дороги общего пользования в Российской империи были построены и сданы в эксплуатацию: Санкт-Петербургско-Царскосельская в 1837 году, Варшавско-Венская в 1848 году, Санкт-Петербургско-Московская в 1851 году. А первые массовые перевозки войск по железным дорогам были организованы в 1848 году. Так, в августе из Санкт-Петербурга в Колпино было перевезено целое соединение (1-я гренадерская дивизия). Всего на этом участке в 1848 году были перевезены войска численностью до 8 000 человек, а в 1849 году уже до 15 тыс. человек3. В том же году были осуществлены крупные перевозки войск по Варшавско-Венской железной дороге (четыре пехотные дивизии и три артиллерийские бригады). Таким образом, выполнение перевозок в июне 1848 года положило начало использованию железных дорог в качестве военных сообщений вооружённых сил России.

Организация воинских перевозок по железной дороге осуществлялась под наблюдением специально назначавшихся в пункты погрузки войск офицеров Генерального штаба. Тем самым было положено начало зарождению органов военных сообщений на железнодорожном транспорте.

Организационно специальная Служба военных сообщений на железнодорожном транспорте в современной структуре была учреждена приказом военного министра № 183 от 6 июня 1868 года. При Главном штабе под председательством его начальника и в составе генералов и офицеров Генерального штаба, членов ведомства путей сообщения и уполномоченных агентов железных дорог и пароходных обществ образовывался Комитет по передвижению войск железными дорогами и водою. Управляющим делами этого комитета назначался заведующий передвижениями войск по всем железным дорогам и водным путям империи. На железных дорогах и пароходных линиях вводились должности постоянных представителей военного ведомства — заведующих пере-

движением войск, а на крупных железнодорожных станциях, в портах и на пристанях — наблюдающих за прибытием и отправлением войск4.

К концу 1860-х годов вводятся должности заведующих передвижением войск на железнодорожных линиях и водных путях сообщения, а с 1912 года — комендантов железнодорожных участков.

На должности заведующих передвижением и наблюдающих за прибытием и отправлением войск назначались офицеры Генерального штаба. Для их подготовки в Академии Генерального штаба в 1868 году был учреждён специальный курс и составлен учебник по изучению военных сообщений и организации воинских перевозок5.

Таким образом,организационная структура Службы военных сообщений на железных дорогах России, включавшая в современном понятии центральный и линейные органы, была учреждена в июне 1868 года, т.е. накануне Франко-прусской войны. При образовании военных округов в них также создавались окружные, а в действующей армии — полевые управления военных сообщений. В их состав входили военно-дорожное, этапное и почто-во-телеграфное отделения. Для подготовки и эксплуатации путей сообщения на ТВД формировались военно-дорожные команды, преобразованные в 1870 году в военные железнодорожные команды. С возрастанием задач по строительству и восстановлению железных дорог с 1876 года стали формироваться отдельные железнодорожные батальоны,а с 1886 года — железнодорожные бригады. Для централизованного руководства железнодорожными батальонами и бригадами в Управлении военных сообщений Генерального штаба в 1900 году было образовано специальное (седьмое) отделение по заведованию железнодорожными войсками.

В состав Службы военных сообщений к середине июня 1917 года наряду с её представительствами при органах управления видами транспорта общего пользования входили военно-продовольственные пункты на путях сообщений, дорожные, транс-

портные (обозные), этапные, поч-тово-телеграфные, железнодорожные, автомобильные, охраны путей сообщения войска, части и учреждения. Общая численность Службы военных сообщений к этому времени составляла около 330 тыс. человек.

После Октябрьской революции в связи с необходимостью ведения военных действий на фронтах Гражданской войны остро встал вопрос о системе управления воинскими перевозками. С расформированием бывшей Ставки Верховного Главнокомандования и образованием Высшего военного совета Республики 5 марта 1918 года ему было передано Управление военных сообщений, существовавшее при Ставке. Этот день считается днём образования органов военных сообщений Красной армии.

8 мая 1918 года приказом народного комиссара по военным делам № 339 был создан Всероссийский главный штаб, в составе которого также имелось Управление военных сообщений. Эти два высших органа руководства военными сообщениями Республики существовали параллельно до 2 сентября 1918 года, когда они были объединены при Высшем военном совете Республики в единое Центральное управление военных сообщений (ЦУПВОСО)6.

Приказом Высшего военного совета Республики № 49 от 7 октября 1918 года было установлено, что ЦУПВОСО является высшим органом военных сообщений Республики. В составе штабов фронтов, армий, военных округов были созданы управления военных сообщений, а на железных дорогах — линейные органы военных сообщений — управления начальников передвижения войск и военные комендатуры. Центральному управлению военных сообщений были в ту пору подчинены железнодорожные войска, автомобильные, этапно-транспортные и рабочие части, военные учреждения почтовой, телеграфной и телефонной связи.

Объём воинских перевозок по железным дорогам за годы Гражданской войны и иностранной военной интервенции составил 33 454 оперативных поезда (40 401 эшелон) и 6679 снабженческих поездов, всего — 40 133 поезда, в которых были переве-

зены 24,5 млн человек и 2,5 млн лошадей. Удельный вес оперативных перевозок в общем объёме воинских перевозок составил 83,4 проц., среднее время нахождения воинских поездов в пути составляло 6 суток, а их среднесуточная скорость — 250—300 км7.

Одной из особенностей работы железнодорожного транспорта являлось составление планов формирования поездов и техническое планирование всей эксплуатационной работы сети, что способствовало улучшению работы узлов, станций, участков и целых направлений, а также ускорению продвижения ваго-нопотоков.

Органы железнодорожного транспорта и военных сообщений обеспечили Красной армии проведение широкого манёвра войсками. Достаточно сказать, что в период Гражданской войны и иностранной военной интервенции между фронтами перевозилось до 70 проц. всех сил Красной армии, при этом некоторые дивизии перевозились до пяти раз.

В годы мирного строительства Служба военных сообщений получила дальнейшее развитие. В августе 1921 года на ЦУПВОСО Штаба РККА были возложены задачи по подготовке путей сообщения и военныхдорог на территории Советского государства, а также по контролю движения

войск и воинских грузов. В декабре 1921 года приказом Реввоенсовета Республики было объявлено Положение об управлении военных сообщений военного округа. Начальник военных сообщений РККА являлся членом Военного совета Республики.

Выполняя свой интернациональный долг, Советский Союз на протяжении длительного периода оказывал всестороннюю помощь китайскому народу. Так, в 1924 году, когда возникла опасность английской интервенции против революционного Гуанчжоус-кого правительства, Советское государство по просьбе Сунь Ятсена направило в Китай своих специалистов, различное вооружение, боеприпасы и оборудование. 8 октября 1924 года первый советский корабль «Воровский» доставил в Гуанчжоу эти грузы.

Осенью 1929 года совершались массовые железнодорожные перевозки нескольких общевойсковых соединений Красной армии, на которые была возложена задача по разгрому китайских милитаристов на советско-маньчжурской границе. Чтобы сократить сроки доставки материальных средств на Дальний Восток, улучшить контроль за их соблюдением и упростить охрану воинских грузов в пути следования, была применена маршрутизация перевозок, т.е. отправка основных видов материальных средств(боеприпасы,

• ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Перевозка броневиков на фронт

1915 г.

горючее и смазочные материалы, продовольствие и др.) полносоставными поездами со станций отправления на распорядительные станции фронтов. При этом все транспорты с внутренних железных дорог направлялись на две сортировочные станции — Свердловск и Челябинск. На этих станциях формировались прямые поезда на Дальний Восток. Перевод воинских транспортов с внутренних железных дорог на сортировочные станции осуществлялся по специально разработанным планам8.

В предвоенный период Службе военных сообщений неоднократно приходилось на практике решать задачи по организации перевозок войск и материальных средств. Так было при обеспечении боевых действий Красной армии на Дальнем Востоке (конфликт на КВЖД в 1929 г.), оказании помощи испанскому народу в борьбе против империализма и фашизма (1936—1939 гг.), в ходе операций Красной армии у оз. Хасан (1938 г.) и на р. Халхин-Гол (1939 г.), в кампании по освобождению Западной Белоруссии и Западной Украины (1939 г.) и по обеспечению действий наших войск в Советско-финляндской войне (1939—1940 гг.).

Значительная работа была проделана органами военных сообщений в период подготовки и проведения кампании по освобождению Западной Белоруссии и Западной Украины. Объём воинских перевозок составил около 6 000 эшелонов (свыше 300 тыс. вагонов). Для организации воинских перевозок и управления ими

были развёрнуты отделы военных сообщений фронтов и армий, а также другие полевые органы военных сообщений.

Большого напряжения в работе органов военных сообщений потребовало обеспечение операций Красной армии в войне с Финляндией в сложных условиях Северо-Западного театра военных действий и суровой зимы. Руководство работой по организации воинских перевозок и управлению ими в полосе действий войск Северо-Западного фронта (Карельский перешеек) осуществлялось отделом военных сообщений фронта, отделами военных сообщений армий, входивших в состав фронта, и управлением военно-транспортной службы на Октябрьской железной дороге.

На основе изучения и обобщения опыта работы органов военных сообщений в период войны с Финляндией были пересмотрены отдельные вопросы подготовки органов военных сообщений, железнодорожных, дорожных и автомобильных войск. В январе 1941 года произведена реорганизация железнодорожных войск с изменением штатов и табелей.

Большую работу по подготовке путей сообщения к работе в военное время проделали начальники Службы военных сообщений Красной армии (в период 1918— 1941 гг.) М.М. Аржанов, Э.Ф. Аппо-га, А.Е. Крюков, Н.И. Трубецкой.

Вероломное нападение фашистской Германии и вынужденный отход наших войск в начальный период войны поставили железнодорожный транспорт в

исключительно трудное положение. Из-за временного отхода войск протяжённость железных дорог всё время сокращалась и к концу 1941 года снизилась на 42 проц. от довоенного уровня. Среднесуточная погрузка войск и материальных средств в первые дни войны составила около 40 проц. общей погрузки на всей сети железных дорог. На контроле органов военных сообщений одновременно находились до 1,5— 1,7 тыс. оперативных эшелонов и до 10—12 тыс. транспортов только по централизованному плану9.

В феврале 1942 года в составе Государственного Комитета Обороны (ГКО) был образован Транспортный комитет во главе с И.В. Сталиным, на который возлагались задачи по общему планированию и координации работы всех видов транспорта, а ЦУПВОСО, по существу, выполняло функции штаба Транспортного комитета.

В первые месяцы войны с целью более оперативного управления службой приказом НКО № 0370 от 22 октября 1941 года было объявлено Положение о начальниках военных сообщений фронтов и армий, разграничены функции полевых и линейных органов военных сообщений, а на железных дорогах в соответствии с постановлением ГКО от 14 декабря 1941 года № 1024 была создана этапная служба с открытием этапных комендатур, которые впоследствии (1942 г.) были переименованы в этапно-заградительные.

С громадными трудностями была сопряжена работа транспорта по осуществлению эвакуационных перевозок. В короткие сроки были перебазированы в тыл целые отрасли промышленности, сотни фабрик и заводов,а также значительное количество транспортных средств, материалов и сырья.

Массовые воинские перевозки в период битвы под Москвой, выполненные в исключительно сложной обстановке как из глубокого тыла, так и в пределах фронтов, явились для органов военных сообщений, железных дорог и железнодорожных войск не только проверкой их возможностей и способностей, но и источником накопления опыта, приобретения практических

навыков, которые были использованы в дальнейшем.

Эксплуатация фронтовых железных дорог осуществлялась линейными железнодорожными подразделениями и созданными в ходе Великой Отечественной войны военно-эксплуатационными формированиями НКПС и железнодорожными эксплуатационными полками. Первые специальные формирования НКПС

— военно-эксплуатационные управления (ВЭУ) и военно-эксплуатационные отделения (ВЭО)

— были созданы в период битвы под Москвой в октябре 1941 года10.

С ноября 1943 года на ЦУПВОСО возлагались функции руководства деятельностью частей противовоздушной обороны, обеспечивавших воинские перевозки. К началу войны для этих целей были подготовлены 360 зенитно-пулемётных вагонов (ЗПВ), что давало возможность развернуть только 12 зенитно-пулемётных рот.

Органы военных сообщений на фронтовых и прифронтовых железных дорогах имели в своём подчинении части ПВО воинских поездов, которые сопровождали поезда с людьми и наиболее важные транспорты. В 1944 году их насчитывалось 10 полков (по 40 взводов в каждом) и 14 отдельных дивизионов ПВО (по 20 взводов в каждом). Частями ПВО воинских поездов было отражено около 6 000 атак вражеской авиации, сбито 132 самолёта, уничтожены 523 диверсанта и 222 взяты в плен11.

За годы войны всеми видами транспорта был выполнен та-

кой объём воинских перевозок, какого до этого не знала история. Так, по железнодорожному транспорту он составил свыше 440 тыс. поездов (около 20 млн вагонов); водным транспортом были перевезены свыше 4 млн воинов Красной армии, 4,5 тыс. танков, 110 тыс. орудий, более 21 млн т грузов и более 785,5 тыс. раненых и больных; автомобильными частями — 146 млн т грузов; воздушным транспортом — около 3 млн человек и свыше 300 тыс. т грузов. Объём перевозок войск на Дальний Восток летом 1945 года составил 1700 эшелонов12.

За исключительную стойкость, инициативу и личную храбрость при выполнении воинских перевозок около 7 000 офицеров военных сообщений были награждены орденами и медалями Советского Союза. Многие ответственные задачи по организации и выполнению воинских перевозок в годы войны решал личный состав органов военных сообщений, возглавляемых генералами Н.И. Трубецким, И.В. Ковалёвым, А.Г. Черняковым, С.В. Хвощевым, А.В. Добряковым, Е.В. Тулуповым, М.Х. Аунсом, К.А. Рассаловым, П.П. Засори-ным, С.Н. Кресиком, Г.Г. Молдо-вановым, Я.И. Щепенниковым и многими другими.

Большой вклад в подготовку офицерских кадров внесли руководители Военно-транспортной академии, её факультетов, профессорско-преподавательский состав: Г.А. Высотский, Д.И. Танский, С.В. Завадский, член-корреспондент Академии наук СССР В.В. Звонков, Н.П. Вос-токов и др.

Военный комендант железнодорожной станции

1923 г.

После окончания Великой Отечественной войны органам военных сообщений и работникам транспорта пришлось решать множество сложных задач: выполнять значительные по объёму перевозки, связанные с демобилизацией, возвращением в страну различного рода материальных средств, находившихся за границей. Эта работа была проведена организованно и в установленные сроки. Начались восстановление и наращивание мощностей всех видов транспорта.

В 1961 году была проведена реорганизация Службы военных сообщений. Объём и характер

Танки идут к фронту Встреча победителей на Белорусском вокзале

столицы

1945 г.

• ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Погрузка танкового подразделения

работ службы стали более широкими и многогранными, значительно увеличилась сложность решавшихся ею задач по подготовке всех видов транспорта в оборонном отношении и использованию их для удовлетворения потребностей Вооружённых сил в перевозках.

Майор Службы военных сообщений в парадной форме

1945 г.

г еч

На основе изучения опыта Великой Отечественной войны, результатов военно-научной работы, опыта учений офицеры военных сообщений повышали свои знания и совершенствовали практические навыки в организации перевозок и управлении ими, подготовке путей сообщения в оборонных целях и повышении их живучести.

Совершенствование транспортного обеспечения и технологии перевозок, повышение устойчивости работы транспорта и внедрение новых транспортных средств, улучшение качества управления перевозочным процессом и его всестороннее обеспечение — эти и многие другие задачи находились в центре внимания личного состава органов военных сообщений.

В послевоенные годы были выполнены перевозки военных специалистов и воинских грузов различными видами транспорта в связи с участием нашей страны в ряде локальных войн и военных конфликтов.

В 1979—1989 гг. органы военных сообщений обеспечивали перевозку войск в Афганистан, а затем их вывод оттуда. В последующем в связи с сокращением и выводом войск в сжатые сроки были осуществлены перевозки личного состава, боевой техники и имущества из стран дальнего и ближнего зарубежья. Например, из Западной группы войск железнодорожным и морским транспортом вывезены 6 армий (22 дивизии, 47 бригад, 42 от-

дельных полка) общей численностью более 500 тыс. человек, 123 629 единиц техники и вооружения, около 3 млн т материальных средств.

В период с 30 ноября 1994 по 1 января 1997 года при проведении ограниченным контингентом российских войск совместно с внутренними и пограничными войсками операции по разоружению незаконных вооружённых формирований в Чечне в целях восстановления конституционного порядка личный состав Службы военных сообщений ВС РФ выполнял задания правительства по организации воинских перевозок в Чеченскую Республику.

После постановки задач министром обороны РФ на проведение операции ЦУПВОСО МО РФ, работая в ограниченных по времени условиях совместно с МПС, оперативно приступило к выполнению подготовительных мероприятий. В результате форсированной работы ЦУПВОСО МО РФ был подготовлен и представлен на утверждение начальника Генерального штаба ВС РФ план воинских перевозок.

Для того чтобы воинские перевозки при проведении чеченской кампании были выполнены своевременно, Службой ВОСО был реализован целый комплекс организационных и технических мероприятий. К числу таких относятся проведение совместных совещаний с руководством МПС, координация совместных действий по выработке решений на организацию этих перевозок. Задача заключалась во всесторонней подготовке более 200 железнодорожных станций, в т.ч. около 30 станций на СевероКавказской железной дороге, для выгрузки войск и различных материальных средств, качественном планировании перевозок, непосредственной организации погрузки эшелонов и транспортов, осуществлении диспетчерского контроля хода погрузки, продвижения и выгрузки воинских эшелонов и транспортов и многом другом.

Штаб командования Объединённой группировки войск(сил) в Чечне был обеспечен всесторонней информацией о подходе резервов и их местоположении, составе и времени прибытия в пункты назначения.

Весь объём перевозок выполнен в заданные сроки, что было обусловлено достижением высоких скоростей на маршрутах перевозок, чётким и слаженным взаимодействием органов ВОСО и МПС России на всех уровнях управления. Опыт переброски войск в Чечню и организации их всестороннего обеспечения ещё раз показал, что железнодорожный транспорт является важнейшим при подготовке и в ходе ведения как крупномасштабных боевых действий, так и при выполнении специфических задач.

Органы военных сообщений, являясь связующим звеном между транспортом и Министерством обороны (его полномочными представителями), продемонстрировали эффективность своей деятельности, высокий профессионализм при решении поставленных перед ними задач.

В настоящее время Служба военных сообщений решает специфические и важные для боевой готовности войск задачи мирного и военного времени:обеспечивает транспортные потребности войск (сил флота) и осуществляет контроль подготовки путей сообщения в интересах Вооружённых сил РФ. Проводившиеся в стране экономические реформы (подчас не до конца продуманные и скоропалительные) в своё время обусловили дезинтеграцию промышленного производства и транспорта, разукрупнение предприятий магистрального транспорта при общем снижении их производственных возможностей и экономических показателей.

С начала осуществления программы реформ на транспорте многие государственные предприятия преобразовались в акционерные общества. Изменились принципы взаимоотношений органов ВОСО с транспортными предприятиями негосударственных форм собственности. Продолжается процесс реформирования основного вида транспорта — железнодорожного. Органы военных сообщений в создавшихся условиях оказываются в общем ряду многочисленной транспортной клиентуры. Задача, которую они вынуждены решать, — вписаться в происходящие в отрасли реформы, чтобы изменения на железнодорожном транспорте не повлияли на бое-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вую и мобилизационную готовность Вооружённых сил, прошли без какого-либо ущерба для их транспортного обеспечения.

Необходимо отметить, что с переходом предприятий и организаций транспортного комплекса к рыночным отношениям работа Службы военных сообщений на всех уровнях управления усложнилась, её объёмы увеличились.

Воинские перевозки выполняются на договорной основе, договоры на их выполнение заключаются по итогам конкурсных торгов. Производятся поиск и разработка новых, более эффективных форм и методов организации воинских перевозок, принимаются меры, способствующие поддержанию состояния и возможностей железнодорожного транспорта по обеспечению потребности Вооружённых сил в перевозках на достаточном уровне.

Со всеми этими и другими проблемами пришлось столкнуться офицерам органов военных сообщений в своей служебной деятельности и решать их. Так, проблемы, связанные с возникновением таможенных барьеров и новых государственных границ, решались путём заключения двусторонних соглашений по организации межгосударственных перевозок.

В течение ряда лет органы ВОСО выполняли перевозки в рамках единой межведомственной унифицированной системы тылового и технического обеспечения в интересах ряда федеральных органов исполнительной власти, где законодательством предусмотрена военная служба, перевозки по призыву в интересах всех министерств и ведомств, имеющих воинские формирования; производили обеспечение их бланками воинских перевозочных документов и осуществляли проверку законности их использования.

Реформа системы военного управления существенным образом затронула Службу военных сообщений. В настоящее время Управление ВОСО организационно входит в Департамент транспортного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации. Окружные, флотские и линейные органы ВОСО также существенно реформирова-

ны. Основными направлениями дальнейшего развития Службы военных сообщений являются: совершенствование системы всестороннего обеспечения войск (сил флота) в транспортном отношении; совершенствование боевой готовности, оператив-ной,боевой и мобилизационной подготовки органов военных сообщений; совершенствование системы управления воинскими перевозками с учётом изменений системы управления транспортом; исследование и разработка мероприятий по совершенствованию мобилизационно-техни-ческой подготовки железнодорожного, морского, внутреннего водного и воздушного транспорта; перестройка кадровой политики системы подготовки и воспитания офицеров службы военных сообщений с учётом современных требований.

Бережно сохраняя и приумножая многолетний опыт Службы ВОСО, её генералы, офицеры и служащие прилагают все свои силы и знания, чтобы удовлетворить потребности Вооружённых сил РФ во всех видах воинских перевозок, качественно решать все возложенные на них задачи.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 История службы военных сообщений и железнодорожных войск Советской армии: учебное пособие / Под ред. Г.Н. Караева. Ч. 1. Л.: ВТА им. Л.М. Кагановича, 1952. С. 13.

2 Там же. С. 28.

3 Караев Г.Н. Возникновение службы военных сообщений на железных дорогах России (1851—1878). М.: Воениздат, 1949. С. 27.

4 Там же. С. 67.

5 В интересах Вооружённых сил / Под ред. Ю.К. Воронцова. М.: Воениздат, 1989. С. 18.

6 Военные сообщения за 50 лет / Под ред. С.В. Хвощева, А.В. Добрякова. М.: Воениздат, 1967. С. 20.

7 Там же. С. 23.

8 Там же. С. 37.

9 Там же. С. 47.

10 Материалы Международной научно-практической конференции «Железнодорожный транспорт в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов. Роль железнодорожного транспорта в решающих операциях войны. Московская битва» // Железнодорожный транспорт. 2005. № 6. С. 15.

11 Тыл Вооружённых сил в документах. М.: Воентехлит, 2000. С. 586.

12 Военные сообщения в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. / Под ред. С.В. Хвощева. М.: Воениздат, 1963. С. 247.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.