Научная статья на тему 'ВЕХИ ИСТОРИИ СЛУЖБЫ ВОЕННЫХ СООБЩЕНИЙ'

ВЕХИ ИСТОРИИ СЛУЖБЫ ВОЕННЫХ СООБЩЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
191
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — А Шемраев С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЕХИ ИСТОРИИ СЛУЖБЫ ВОЕННЫХ СООБЩЕНИЙ»

64

Е.Ю. ШИРОКОВ

Основное отличие РН «Союз-2-3» от РН «Союз-2-1б» заключается в использовании нового центрального блока прежней длины, но несколько большего диаметра, что позволяет увеличить его заправку на 50 т. На центральном блоке предполагается установить маршевый двигатель НК-33-1, который является модификацией созданного в 1969—1977 годах для «лунной» Ракеты-носителя «Н-1» двигателя НК-33. РН «Союз-2-3» позволит выводить на круговую орбиту ПН массой до 12 т.

В заключение еще раз воздадим должное МБР Р-7, которая явилась уникальным техническим достижением наших конструкторов. За полувековую эксплуатацию было осуществлено свыше 1700 запусков. Ни одна ракета в мире не изготавливалась в таком количестве и не обладала столь высокой надежностью.

Вехи истории Службы военных сообщений

Майор С.А. ШЕМРАЕВ

СЛУЖБА военных сообщений (ВОСО), одна из старейших служб Вооруженных Сил Российской Федерации, прошла большой и сложный путь своего развития. Еще в «Уставе воинском» 1716 года, утвержденном Петром I, указывалось, что в полевом управлении русской армии доставка войск и воинских грузов, использование дорог в военных целях, их ремонт и содержание находятся в ведении особого учреждения, возглавляемого генералом-вагенмейстером. Пути сообщения, используемые в интересах войск, в сочетании со специальным армейским транспортом стали называться «военные сообщения». В 1812 году согласно «Учреждению для управления большой действующей армией» планирование и организацию передвижения войск на театре военных действий осуществляли директор военных сообщений и генерал-вагенмейстер, подчиненные непосредственно состоявшему при начальнике Главного штаба армии дежурному генералу, а орган, обеспечивающий выполнение этих задач, стал называться Службой ВОСО. Таким образом, уже в начале XIX века в России сложилась система военных сообщений.

Дальнейшее свое развитие органы военных сообщений получили с появлением железных дорог и началом опытных воинских перевозок на участке Петербург — Колпино Петербургско-Московской железной дороги. Здесь впервые сконструировали и испытали специальный подвижной состав для перевозки войск. В 1851 году были разработаны первые руководства о перевозке войск по железной дороге и осуществлена крупная перевозка войск из Петербурга в Москву на расстояние 650 км, для которой потребовалось девять поездов по 14—19 вагонов в каждом.

Возрастание значения железных дорог для армии обусловило необходимость создания на них службы военных сообщений — органов, которые должны были планировать, организовывать и обеспечивать воинские перевозки. Следует отметить, что эта служба в России возникла раньше, чем на железных дорогах Англии, Франции и Германии, опережавших тогда нас в железнодорожном строительстве. Вначале

руководство воинскими перевозками объединялось в Военном министерстве, а в последующем в системе военного ведомства выделили самостоятельную Службу ВОСО.

24 ноября того же 1851 года было отдано первое циркулярное распоряжение военного ведомства об использовании железной дороги для воинских перевозок, что и послужило началом возникновения Службы военных сообщений на железных дорогах России. В те времена скорость движения поездов при выполнении воинских перевозок составляла не выше 15 верст в час, стоянка на крупных станциях, во время которой личный состав получал горячую пищу, длилась пять часов.

Крымская война 1853—1856 годов наглядно показала необходимость строительства железных дорог для обороны Российского государства. В 1862 году Служба ВОСО структурно вошла в Главный штаб, который ведал вопросами дислокации и передвижения войск (с 1868 года представлена в нем Комитетом по передвижению войск железными дорогами и по воде). На театре военных действий Службу ВОСО возглавлял инспектор военных сообщений, подчинявшийся начальнику штаба действующей армии. В ее задачи входили вопросы как эксплуатации, так и разрушения и восстановления путей сообщения. К концу 60-х годов XIX века были введены должности заведующих передвижением войск на железнодорожных линиях и водных путях сообщения, а несколько позже — с 1912 года — комендантов железнодорожных участков.

С победой Великой Октябрьской социалистической революции возникла необходимость ведения военных действий на фронтах Гражданской войны и остро встал вопрос о системе управления воинскими перевозками. В связи с этим было принято решение о расформировании контрреволюционной Ставки верховного главнокомандующего и образовании Высшего военного совета Республики (5 марта 1918 года*), куда передали управление военных сообщений. 8 мая 1918 года приказом № 339 народного комиссара по военным делам был создан Всероссийский главный штаб, в составе которого также имелось управление ВОСО. Эти два органа руководства военными сообщениями Республики существовали параллельно до 2 сентября того же года, после чего они объединились в Центральное управление военных сообщений (ЦУП ВОСО) при Высшем военном совете Республики. Приказом от 7 октября 1918 года № 49 установлено, что ЦУП ВОСО является высшим органом военных сообщений. В составе штабов фронтов, армий, военных округов создали управления военных сообщений, а на железных дорогах — линейные органы военных сообщений (управления начальников передвижения войск и военные комендатуры). Центральному управлению военных сообщений в ту пору были подчинены железнодорожные войска, автомобильные, этапно-транспортные и рабочие части, военные учреждения почтовой, телеграфной и телефонной связи.

Объем воинских перевозок по железным дорогам за годы Гражданской войны и иностранной военной интервенции составил 33 454 оперативных и 6679 снабженческих поездов, в которых было перевезено 24,5 млн человек и 2,5 млн лошадей. Удельный вес оперативных перевозок в общем объеме воинских перевозок достиг 83,4 %, среднее время нахождения в пути воинских поездов — 6 суток, а их среднесуточная скорость — 250—300 км.

К особенностям деятельности железнодорожного руководства в предвоенные пятилетки следует отнести составление плана формирования поездов и техническое планирование всей эксплуатационной работы сети, что способствовало улучшению функционирования узлов, станций, участков и целых направлений, а также ускорению продвиже-

* Эта дата считается днем образования органов военных сообщений Красной Армии.

ния вагонопотоков. В этот период большой вклад в подготовку путей сообщения к работе внесли начальники военных сообщений Красной Армии М.М. Аржанов, Э.Ф. Аппога, А.Е. Крюков, Н.И. Трубецкой.

Вероломное нападение фашистской Германии и вынужденный отход наших войск в начальный период Великой Отечественной войны поставили железнодорожный транспорт в исключительно трудное положение. Из-за временного отступления войск протяженность железных дорог все время сокращалась, к концу 1941 года она снизилась на 42 % по сравнению с довоенным уровнем. Среднесуточная погрузка войск и материальных средств в первые дни войны составила около 40 % общей погрузки на всей сети железных дорог. На контроле органов военных сообщений только по централизованному плану одновременно находилось до 1,7 тыс. оперативных эшелонов и до 12 тыс. транспортов. Для более оперативного управления Службой приказом Народного комиссариата обороны от 22 октября 1941 года № 0370 были изданы положения о начальниках военных сообщений фронтов и армий, которыми разграничивались функции полевых и линейных органов военных сообщений, а на железных дорогах постановлением Государственного Комитета Обороны (ГКО) от 14 декабря 1941 года № 1024 создана этапная служба с открытием этапных комендатур, впоследствии переименованных в этапно-заградительные.

В феврале 1942 года в составе ГКО был образован транспортный комитет, на который возлагались задачи по общему планированию и координации работы всех видов транспорта, а ЦУП ВОСО, по существу, выполняло функции его штаба.

С громадными трудностями была сопряжена работа транспорта по осуществлению эвакуационных перевозок: в короткие сроки в тыл перебазировались целые отрасли промышленности, сотни фабрик и заводов, а также значительное количество транспортных средств, материалов и сырья. Доставка материальных средств войскам по железной дороге шла под беспрерывными бомбежками. Эксплуатация фронтовых железных дорог осуществлялась линейными железнодорожными подразделениями и созданными в ходе войны военно-эксплуатационными формированиями Народного комиссариата путей сообщения (НКПС) и железнодорожными эксплуатационными полками (первые формирования НКПС — военно-эксплуатационные управления и военно-эксплуатационные отделения — были созданы в период битвы под Москвой в октябре 1941 года).

Гигантскую работу по восстановлению железных дорог на освобождаемой от противника территории выполняли железнодорожные войска и специальные формирования. За время войны ими было восстановлено и приведено в эксплуатационное состояние 80 136 км только главных путей, 2756 больших и средних мостов.

На железных дорогах было хорошо организовано медико-санитарное обслуживание и продовольственное обеспечение перевозимых военнослужащих. Для медико-санитарного обслуживания войск развернули изоляционно-пропускные пункты, дезинфекционные отряды, банно-прачечные и банно-дезинфекционные поезда и сеть санитарно-контрольных пунктов. За 1944 год было помыто 27,2 млн перевозимых в эшелонах и командах бойцов, продезинфицировано 31,6 млн комплектов обмундирования. За годы войны военно-продовольственные пункты выдали более 217 млн горячих обедов, более 500 млн пайков сухих и на котловое довольствие, выпекли 157 млн кг хлеба.

Органы военных сообщений на фронтовых и прифронтовых железных дорогах имели в своем подчинении части ПВО воинских поездов,

которые сопровождали составы с людьми и наиболее важные транспорты (в 1944 году насчитывалось 10 полков и 14 отдельных дивизионов ПВО по 40 и 20 взводов в каждом из них соответственно). Части ПВО воинских поездов отразили около 6 тыс. атак вражеской авиации, сбили 132 самолета, истребили 523 и взяли в плен 222 диверсанта.

Общий объем воинских железнодорожных перевозок за годы войны составил 442,2 тыс. поездов (19714,5 тыс. вагонов). Военно-санитарные поезда перевезли более 5 млн раненых и больных. Среднесуточная скорость продвижения эшелонов в мае-июне 1945 года составляла 600 км, снабженческих транспортов — до 450 км. По внутренним водным путям сообщения за годы войны было перевезено более 4 млн бойцов и командиров, 212 тыс. лошадей, много боевой техники, переведено несколько сотен подводных и надводных боевых кораблей. Подразделения гражданского воздушного флота и части авиации дальнего действия доставили около 2,7 млн человек (включая раненых) и около 300 тыс. т различных грузов. В целом же за время Великой Отечественной войны доли видов транспорта в перевозках материальных средств по объему грузооборота составили: железнодорожного — 79,7 %, водного 17,7 %, автомобильного — 2,5 % и воздушного — 0,1 %. За исключительную стойкость, инициативу и личную храбрость при выполнении воинских перевозок около 7 тыс. офицеров военных сообщений были награждены орденами и медалями Советского Союза. Множество ответственных задач по организации и выполнению воинских перевозок в годы войны успешно решал личный состав органов военных сообщений, возглавляемых генералами Н.И. Трубецким, И.В. Ковалевым, А.Г. Черняковым, С.В. Хвоще-вым, А.В. Добряковым, Е.В. Тулуповым, М.Х. Аунсом, К.А. Рассаловым, П.П. Засориным, С.Н. Кресиком, Г.Г. Молдовановым, Я.И. Щепеннико-вым и многими другими. Большой вклад в подготовку офицерских кадров внесли руководители Военно-транспортной академии и ее профессорско-преподавательский состав. Среди них Г.А. Высотский, Д.И. Танский, С.В. Завадский, В.В. Звонков, Н.П. Востоков и др.

После окончания Великой Отечественной войны органам военных сообщений и работникам транспорта пришлось решать сложные задачи — выполнять значительные по объему перевозки, связанные с демобилизацией личного состава и возвращением в страну различного рода материальных средств, находящихся за границей. Эта работа была проведена организованно и в установленные сроки. Удалось восстановить и нарастить мощности всех видов транспорта. К 1965 году протяженность железных дорог увеличилась более чем на 18 тыс. км, автомобильных (с твердым покрытием) — примерно в 2 раза, внутренних водных путей

— на 14 %. Грузооборот за послевоенные 20 лет возрос: железных дорог

— более чем в 6 раз, речного транспорта — почти в 7,5, а автомобильного транспорта — примерно в 28 раз. Многократно возросли перевозки воздушным транспортом и перекачка нефтепродуктов по трубопроводам.

В 1961 году была проведена реорганизация Службы ВОСО. Объем и характер ее работ стали более обширны и многогранны, значительно усложнились задачи по подготовке всех видов транспорта в оборонном отношении и использованию их для удовлетворения потребностей Вооруженных Сил в перевозках. В целом же в 1960-е годы было введено в строй 7 тыс. км железнодорожных линий. Строились магистральные железнодорожные направления, укрепившие транспортные связи центра страны с районами Средней Азии, Забайкалья, Дальнего Востока. Техническое перевооружение железных дорог позволило повысить весовые нормы поездов, увеличить их длину и скорость движения. Из новых магистральных автомобильных дорог можно назвать трассы

Москва — Киев, Москва — Волгоград, Куйбышев — Уфа — Челябинск. Совершенствовалась работа транспорта, росли темпы перевозок войск, улучшались координация функционирования всех видов транспорта и всестороннее обеспечение перевозимых войск.

В 1979—1989 годах органы военных сообщений обеспечивали перевозку войск в Афганистан, а затем их эвакуацию.

В последующие годы в связи сокращением и выводом Вооруженных Сил в сжатые сроки были осуществлены перевозки личного состава, боевой техники и имущества из стран дальнего и ближнего зарубежья. Так, из состава Западной группы войск железнодорожным и морским транспортом было вывезено 6 армий (22 дивизии, 47 бригад, 42 отдельных полка) общей численностью более полмиллиона человек, 123 629 единиц техники и вооружения, около 3 млн т материальных средств.

В период с 30 ноября 1994 года по 1 января 1997 года при проведении ограниченным контингентом Российских войск совместно с внутренними и пограничными войсками операции по разоружению незаконных вооруженных формирований в Чечне в целях восстановления конституционного порядка личный состав Службы военных сообщений ВС РФ выполнял задания правительства по организации воинских перевозок в Чеченскую Республику. После постановки задачи министром обороны РФ на проведение операции ЦУП ВОСО МО РФ совместно с Министерством путей сообщения (МПС) оперативно приступили к выполнению подготовительных мероприятий. В результате форсированной работы в условиях ограниченного времени Центральным управлением был подготовлен и представлен на утверждение начальника Генерального штаба ВС РФ план воинских перевозок, для выполнения которого провели комплекс организационных и технических мероприятий. Весь объем перевозок был выполнен в заданные сроки. Этого удалось достичь благодаря высоким скоростям на маршрутах перевозок, четким и слаженным действиям органов ВОСО и МПС РФ на всех уровнях управления. Всего за весь период проведения операции было перевезено 209 воинских эшелонов, около семи тыс. вагонов, кроме того, было доставлено 3477 воинских транспортов, около 18 тыс. вагонов с боеприпасами, вооружением, военной техникой и другими материальными средствами. Опыт переброски войск в Чечню и организации их всестороннего обеспечения еще раз показал, что железнодорожный транспорт является важнейшим транспортом при подготовке и в ходе ведения крупномасштабных боевых действий, а также при выполнении специфических задач.

В настоящее время Служба военных сообщений ВС РФ решает необходимые, важные для боевой готовности Вооруженных Сил задачи — обеспечивает транспортные потребности войск (сил флота) и осуществляет контроль за подготовкой путей сообщения в интересах обеспечения обороноспособности страны. Главным в строительстве и совершенствовании Службы ВОСО в условиях модернизации Вооруженных Сил является приведение ее возможностей в соответствие с задачами войск и организационными изменениями в структуре и дислокации группировок ВС РФ. При этом делается все возможное для сохранения имеющегося потенциала органов военных сообщений, использования действующих и разработки новых способов организации перевозок, сохранения оптимальной структуры Службы ВОСО и системы управления воинскими перевозками.

Органы военных сообщений являются полномочными представителями Министерства обороны РФ на железнодорожном, морском, речном и воздушном транспорте. Они предназначены для организации

воинских перевозок, разработки предложений по подготовке путей сообщения в интересах Вооруженных Сил. На всех видах транспорта органам ВОСО предоставлено право решать с командованием перевозимых войск и должностными лицами на транспорте все вопросы, касающиеся воинских перевозок.

Строительство и повседневная деятельность органов ВОСО протекают в непростых условиях. Прежде всего, это «болезненный» переход к новым экономическим отношениям, отсутствие новых нормативно-правовых документов, устаревшая материально-техническая база, ослабление внимания к мобилизационной работе (а в ряде случаев и ее свертывание), значительное повышение тарифов на воинские перевозки, недостаточный объем финансирования воинских перевозок. Эти и другие проблемы, с которыми приходится сталкиваться офицерам органов военных сообщений в своей служебной деятельности, они стараются решать оперативно. Так, вновь возникшие вопросы, связанные с образованием таможенных барьеров и новых государственных границ, решаются путем заключения двухсторонних соглашений по организации межгосударственных перевозок. Чтобы преодолеть трудности, связанные с обеспечением войск Калининградского особого района (транзит через Литву и Беларусь), ЦУП ВОСО совместно с заинтересованными управлениями и службами Министерства обороны предложило организовать судоходную линию Санкт-Петербург — Калининград с использованием сил и средств Балтийского флота и гражданского транспорта Северо-Западного региона.

Основными направлениями дальнейшего развития Службы военных сообщений являются:

совершенствование системы всестороннего обеспечения войск (сил флота) в транспортном отношении;

совершенствование боевой готовности, оперативной, боевой и мобилизационной подготовки органов военных сообщений;

совершенствование системы управления воинскими перевозками с учетом изменений системы управления транспортом;

проведение исследований и разработка мероприятий по совершенствованию мобилизационно-технической подготовки железнодорожного, морского, речного и воздушного транспорта;

перестройка кадровой политики системы подготовки и воспитания офицеров службы военных сообщений с учетом современных требований.

В заключение отметим, что совершенствование транспортного обеспечения и технологии перевозок, повышение устойчивости работы транспорта и внедрение новых транспортных средств, улучшение качества управления перевозочным процессом и его всестороннее обеспечение — эти и многие другие задачи всегда находятся в центре внимания личного состава органов военных сообщений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.