Научная статья на тему 'Координация движений всего тела у студентов младших курсов университета'

Координация движений всего тела у студентов младших курсов университета Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
258
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ МЛАДШИХ КУРСОВ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / КООРДИНАЦИЯ / ТЕСТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ / JUNIOR STUDENTS / PHYSICAL DEVELOPMENT / COORDINATION / PHYSICAL TRAINING TESTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Маскаева Татьяна Юрьевна, Урываев Юрий Викторович, Греков Юрий Алексеевич, Руцкий Дмитрий Алексеевич

Целью настоящей работы было изучение координации движений всего тела у студентов младших курсов транспортного вуза, как показателя индивидуальной чувствительности к физической нагрузке и укачиванию. Предполагалось, что высокие подростки менее адаптированы к физической нагрузке и, вероятно, менее координированы при выполнении тестов, затрачивая больше энергии, чем другие. Исследование было проведено с участием 96 студентов 1-2 курсов Российского университета транспорта. В работе использовались следующие методы исследования: антропометрия, 2-х мерная фотометрия контуров тела, аудиометрия, выполнение тестов на координацию. Полученные результаты показали, что в общем числе испытуемых студентов оказалось в два раза меньше, чем студенток, что соответствует демографии РФ. Студенты и студентки, отнесенные к мезоморфному типу телосложения имеют более одинаковый рост, чем массу тела. В той и другой подгруппах масса тела более соразмерна росту у мезоморфных учащихся, нежели чем у долихоморфных. Тест броска мяча на точность выполняют лучше юноши, чем девушки. Это подтверждает преимущество координации верхних конечностей и мышц тела, чем участвующих ног. Результаты тестов на координацию показали индивидуальные отличия. Обнаружено преобладание точности броска у долихоморфных праворуких юношей и леворуких девушек. Это половое различие обусловлено сегментарной и межполушарной асимметрией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Маскаева Татьяна Юрьевна, Урываев Юрий Викторович, Греков Юрий Алексеевич, Руцкий Дмитрий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Coordination of whole-body motions among the junior courses students of the university

To investigate the whole-body motions coordination among the junior course’s students of the different constitution and sex for revealing the individual sensibility to physical exertion and travel sickness has been the aim of the article. Hypothesis taller students are more sensible to physical exertion, thus, being worse coordinated in whole-body movements, detected with the physical tests. Method. 96 students participated in the regular and improved (2D counter photometry, et.) anthropometry and 6 tests for muscle-skeletal parts of the body coordinating (running, leaping, ball throwing into ring over shoulder, slipping stick catch, keep standing with eyes opened or closed, on one or both legs). Results. Male students, participating in the research, appeared to be twice fewer than females, the prevalence, depicting the demographic figures in the Russian Federation. In both groups’ students, assumed as meso-morphal, length was more stable, than body mass. Tests have revealed the individuality of the participants by the body configuration. Taller males and females have exhibited more prompt running, especially in the straight ones, than to and for. Male students have leaped better with fewer errors. Ball throwing into ring over shoulder should be performed by explicit side coordination under accurate goal image. The test has executed more precisely by dolichomorpher right-handed male students and left-handed females. Gender differences might be caused by the segmental and interhemispheric asymmetry.

Текст научной работы на тему «Координация движений всего тела у студентов младших курсов университета»

перестроения. Анализ этого явления также является темой отдельного рассмотрения.

ВЫВОДЫ

Подытоживая вышесказанное, можно сказать, что, в целом, без Шведа, команда «Химки» выступила успешнее, что выразилось, как в количестве побед, так и в качественно лучшем соотношении рейтингов игры в нападении и в защите. Анализ четырёх факторов, связанных с атакующими действиями (а вышел из строя самый результативный игрок), выявил тот факт, что изменение в сторону понижения эффективного процента попадания мало и несущественно, впрочем, как и увеличение этого показателя у соперников. Интересная ситуация сложилась с собственными потерями команды БК «Химки», изменения в которых существенны, но не логичны, так как с учётом выбывшего игрока, доля потерь которого доходила до половины от всех потерь и даже больше, их количество должно было сократиться, но оно, наоборот, в среднем, увеличилось. Возможно, что в этом кроется некоторая недоработка тренерского штаба, из-за которой «Химки» недополучили некоторое количество побед. Привлекает внимание и то обстоятельство, что в отсутствии Шведа увеличилась эффективность борьбы за отскок на своём и чужом щитах. Особенно значимые изменения в этих показателях касались игры в обороне.

ЛИТЕРАТУРА

1. Афанасьев, В.В. Математическая статистика в командных видах спорта / В.В. Афанасьев, И. Н. Непряев. - Ярославль : [б.и.], 2006. - 119 с.

2. Лаптев, A.B. Комплексная методика повышения эффективности бросков с дистанции в студенческом баскетболе : дис. ... канд. пед. наук / Лаптев A.B. - Малаховка, 2014. - 144 с.

3. Тихомиров, А.К. Анализ технико-тактических действий в атаке у хоккеистов команд КХЛ в ходе игр / А.К. Тихомиров, Я.В. Сираковская, О.В. Ильичёва II Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 11 (65). - С. 361-369.

REFERENCES

1. Afanasyev, V. V. and Nepryaev, I.N. (2006), Mathematical statistics in team sports,, Yaroslavl.

2. Laptev, A.V. (2014), A comprehensive methodology for increasing the effectiveness of shots from a distance in student basketball, dissertation, Malakhovka.

3. Tikhomirov, A.K., Sirakovskaya, Ya.V., Ilichova, O.V. (2018), "Analysis of technical and tactical actions in an attack by hockey players of the KHL teams during the games", Uchenye zapiski universi-teta im. P.F. Lesgafta, No. 11 (65), pp. 361-369.

Контактная информация: ilichovao@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 02.08.2019

УДК 378.172

КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ ВСЕГО ТЕЛА У СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ

КУРСОВ УНИВЕРСИТЕТА

Татьяна Юрьевна Маскаева, кандидат педагогических наук, доцент, Юрий Викторович Урываев, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, Юрий Алексеевич Греков, кандидат педагогических наук, доцент, Российский университет транспорта, г. Москва; Дмитрий Алексеевич Руцкий, аспирант, Московский городской педагогическийуниверситет, г. Москва

Аннотация

Целью настоящей работы было изучение координации движений всего тела у студентов младших курсов транспортного вуза, как показателя индивидуальной чувствительности к физической нагрузке и укачиванию. Предполагалось, что высокие подростки менее адаптированы к физической нагрузке и, вероятно, менее координированы при выполнении тестов, затрачивая больше энергии,

чем другие. Исследование было проведено с участием 96 студентов 1-2 курсов Российского университета транспорта. В работе использовались следующие методы исследования: антропометрия, 2-х мерная фотометрия контуров тела, аудиометрия, выполнение тестов на координацию. Полученные результаты показали, что в общем числе испытуемых студентов оказалось в два раза меньше, чем студенток, что соответствует демографии РФ. Студенты и студентки, отнесенные к мезоморфному типу телосложения имеют более одинаковый рост, чем массу тела. В той и другой подгруппах масса тела более соразмерна росту у мезоморфных учащихся, нежели чем у долихоморфных. Тест броска мяча на точность выполняют лучше юноши, чем девушки. Это подтверждает преимущество координации верхних конечностей и мышц тела, чем участвующих ног. Результаты тестов на координацию показали индивидуальные отличия. Обнаружено преобладание точности броска у долихоморфных праворуких юношей и леворуких девушек. Это половое различие обусловлено сегментарной и меж-полушарной асимметрией.

Ключевые слова: студенты младших курсов, физическое развитие, координация, тесты физической подготовленности.

COORDINATION OF WHOLE-BODY MOTIONS AMONG THE JUNIOR COURSES

STUDENTS OF THE UNIVERSITY

Tatyana Yurevna Maskaeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Yury Viktorovich Uryvaev, the doctor of medical sciences,professor, honored 'worker of science of the Russian Federation, Yury Alekseevich Grekov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian University Transport, Moscow; Dmitriy Alekseevich Rutskiy, thepost-graduate student, Moscow City University

Annotation

To investigate the whole-body motions coordination among the junior course's students of the different constitution and sex for revealing the individual sensibility to physical exertion and travel sickness has been the aim of the article. Hypothesis - taller students are more sensible to physical exertion, thus, being worse coordinated in whole-body movements, detected with the physical tests. Method. 96 students participated in the regular and improved (2D counter photometry, et.) anthropometry and 6 tests for muscle-skeletal parts of the body coordinating (running, leaping, ball throwing into ring over shoulder, slipping stick catch, keep standing with eyes opened or closed, on one or both legs). Results. Male students, participating in the research, appeared to be twice fewer than females, the prevalence, depicting the demographic figures in the Russian Federation. In both groups' students, assumed as meso-morphal, length was more stable, than body mass. Tests have revealed the individuality of the participants by the body configuration. Taller males and females have exhibited more prompt running, especially in the straight ones, than to and for. Male students have leaped better with fewer errors. Ball throwing into ring over shoulder should be performed by explicit side coordination under accurate goal image. The test has executed more precisely by dolichomor-pher right-handed male students and left-handed females. Gender differences might be caused by the segmental and interhemispheric asymmetry.

Keywords: junior students, physical development, coordination, physical training tests.

ВВЕДЕНИЕ

Современные описания многообразных движений обучаемых практически не систематизированы [3], метрология тела и движений субъективна [7, 8]. Биомеханика сокращений мышц требует обновления [4, 5, 12].

Координация головы, рук, ног, частей тела во времени относительно друг друга и пространства кратко обеспечивает активность скелетных мышц для перемещения тела без падений. Тесты на координацию тела - способ обнаружения «locus minoris resistentia» студента, «крепость» тела (индекс Пинье А., 1901) или тип телосложения (Шелдон У, 1940) [8]. Тесты на координацию движений выбраны и анализируются, исходя из физиологических механизмов (онтогенез «замысла» движений, Выготский Л.С., 1924), удержания равновесия [10].

Термин «координация движений тела» столетиями создавали ученые (физиологическое развитие, Сеченов И.М., Рефлексы головного мозга, 1866), (физическое воспитание,

Лесгафт П.Ф.,1875), (ловкость отдельных движений, Бернштейн Н.А.,1947, поза и перемещение, Анохин П.К.,1945), энтузиасты самолечения («контрология», Джозеф X. Пилатес, 1883-1967) (калланетика, Каллан Пинкни, сменившая пол Pfeiffer Pinckney, 1939-2012), (Баланчивадзе Г.,1904-1983) и «ничейный» термин «mind body», вобравший принципы древней йоги, суставной гимнастики, растяжек, пр.

Координация движений тела - это соотношение смещений головы, рук, ног, частей тела во времени относительно друг друга и пространства. Сущность координации - обеспечить положение тела при локомоции или удобного покоя. Это поза, опора на ноги, напряжение мышц покоя и движения, как произвольные («задуманные»), так и бессознательные.

Биомеханика движений обновила медицинскую метрологию - более точный тест нарушения равновесия, чем проба Ромберга, так называемую тандемную ходьбу «веревочкой». Спортивная метрология включила стабилометрию - 2-х мерную характеристику качаний (кучности центра равновесия стоящего человека за 51 секунду с открытыми глазами и такого же времени с закрытыми) [13, 15]. Появилась методика захвата движения (motion capture, mocap) - видеозапись движений человека для оценки походки и равновесия [14].

Показатель координации выбран нами для создания в ближайшее время количественной экспресс оценки физического развития студентов мужского и женского пола, имеющих разное телосложение (долихо-, мезо- и брахио- морфные). Существующие тесты количественно определяют функции отдельных анатомических систем.

Цель исследования - изучить координацию движений всего тела у студентов младших курсов разного телосложения и пола, как показателя индивидуальной чувствительности к физической нагрузке и укачиванию.

Гипотеза - высокие подростки менее адаптированы к физической нагрузке и, вероятно, менее координированы при выполнении тестов, затрачивая больше энергии, чем дру-

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняли участие 96 студентов первого-второго курсов Российского университета транспорта (всего 33 юноши 63 девушки) в возрасте 16-18 лет во время занятий физической культурой. Методика включала антропометрию (рост, вес, окружность грудной клетки на выдохе) с расчетом Индекса Пинье, 2-х мерную фотометрию контуров тела, аудиометрию. Отдельные показатели систематизированы [3]. Изучение координационных способностей испытуемых проводилось с помощью следующих тестов: 1. Челночный бег 3^10 м. [9]; 2. Бег 30 м. [9]; 3. Прыжок в длину с места [9]; 4. Дифференцирование силы прыжка. Прыжок 50% от мах. Испытуемому дается задание выполнить прыжок, равный половине его максимального прыжка в длину с места (выполняется три попытки). Подсчитывалась средняя ошибка трех попыток; 5. Бросок мяча в цель, стоя спиной к цели (П. Хиртц, 1985). Испытуемый стоит за линией броска, спиной к цели (на полу обруч). Ему необходимо, бросая баскетбольный мяч над головой или над плечом, попасть в цель, находящуюся на расстоянии 2 м. После объяснения и демонстрации следует одна пробная и 5 зачетных попыток; 6. Падение палки - реакция, см. Преподаватель держит пронумерованную гимнастическую палку вертикально за верхний конец на вытянутой руке. Вес палки 420 г. Испытуемый держит открытую кисть около нижнего конца палки. Через 1-2 с. преподаватель отпускает палку, а испытуемый должен ее как можно быстрее поймать (сжать кисть). Результат - расстояние от нижнего края палки до места хвата испытуемым со стороны мизинца. Выполнять поочередно правой и левой рукой. В протокол заносилось 6 измерений (3 правой и 3 левой рукой); 7. Статическая координация была оценена с помощью пробы Ромберга. Нами применялись усложнённая проба (поза Ромберга 3). В позе Ромберга 3 испытуемый стоит на одной ноге, а стопа другой прикладывается к коленной чашке опорной ноги. Руки на поясе, голова прямо. По команде испытуемый закрывает глаза. Дается 3 попытки, высчитывалась средняя величина.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Антропометрия выборки студентов показала следующее. Половой состав изученной выборки студентов - 33 юноши и 66 девушек, т.е. превышение подростков женского пола, соответствует демографии РФ. При анализе тела конкретного человека (Шелдон УД954) из-за большого числа девушек одинакового роста (155-177 см) ранжирование девушек на долихо-, мезо- и брахиморфных подростков проведено по максимуму различия соседних и соотношению роста и массы тела (рисунок 1). Параметры роста и массы тела у студентов

Рисунок 1. - Степени согласованности роста (абсцисса) и веса (ордината) кластеров («облачка») у студентов (слева, п=33) и студенток (справа, п=63) разного телосложения.

Выборка вызывает трудности выделения пределов высокого и среднего роста у студентов и студенток, причем как по средним, так и по наиболее часто встречающимся величинам из-за малости выборок. Однако, только придерживаясь свойств учащихся выбранного вуза, удастся выполнить поставленную цель.

Более вариабелен показатель массы тела, чем роста. Соответственно, «крепость» телосложения (индекс Пинье) более вариабельна не только у высоких юношей, но и у девушек. Часто встречаются студенты одного роста, но разной массы тела: среди студенток -27%, среди студентов - 24%, т.е. примерно одинаково. Это отражает биологическую закономерность стабильности средних и вариабельности крайних типов [8]. Вместе с тем, это есть принцип онтогенеза развития тела [1]. Полученные результаты совпадают с обнаруженной нами ранее тенденцией увеличения длины тела за счет ног [6].

Анализ результатов отдельных тестов у юношей и девушек разного телосложения представлен на рисунке 2.

Проба Ромберга средняя

Захват палки лев.р.

Захват палки пр.р.

Челноч бег 40

Метание на

Бег 30м

Прыжок в длину

Ошибка прыжка средняя, %

Челноч бег Проба 40 Ромберга, средняя Захват палки лев.р.

Захват палки пр.п.

точность

Метание на точность

Бег 30м

Прыжок в длину Ошибка прыжка средняя, %

I I - Мезоморфные Н - Долихоморфные

Рисунок 2. - Результаты тестирования девушек (слева) и юношей (справа).

Как видно из рисунка, бег на 30 м проще по координации челночного и выше по скорости. Кроме того, более высокие показатели у долихоморфных, скорее всего, обусловлены поворотом направления бега, снижающего общую скорость бега. Об этом свидетельствует и большее число ошибок. Эти различия скорее зависят от способа оценки [5]. Причем долихоморфные студенты и студентки бегут быстрее. Это соответствует

обнаруженному ранее увеличению роста за счет ног, а не удлинения тела.

Аналогичны закономерности выполнения прыжка - они лучше у долихоморфных с сильными ногами учащихся.

Бросают мяч через себя в обруч лучше юноши, чем девушки. Это подтверждает преимущество координации верхних конечностей и мышц тела, чем ног [7, 15]. Но тест оценивает не столько исполнение, сколько «замысел» (воображение невидимого обруча, параметры мяча, свои усилия, опыт движения тела, Выготский С.Л., 1927), (акцептор результата действия, Анохин П.К., 1945) [10]. И вновь обнаружена лучшая точность броска у долихоморфных учащихся. Правда, в разной степени у «праворуких» («правосторонняя» асимметрия) студентов и «леворуких» студенток. Это тендерное различие обусловлено сегментарной и межполушарной асимметрией [11].

Тест захвата скользящей палки оказался более длиннолатентным сравнительно с ладонным рефлексом на тактильный стимул у учащихся. Это может объясняться недопониманием инструкции и «неожиданностью» старта падения палки, объявляемого инструктором. Реакция схватывания палки правой и левой рукой у долихоморфных студенток равны. У мезоморфных студенток короче латенция схватывания правой рукой. Это указывает на развитие хватательного рефлекса левой руки у мезоморфных (опора для ребенка при выполнении разных бытовых движений).

У долихо- и мезоморфных студентов средние латенций правой руки больше, чем левой. Правосторонняя асимметрия рук динамичнее у долихоморфных, чем мезоморфных. Значит, не только ноги, но и руки стабилизируются (при освоении навыка) быстрее. Заметно отстают захваты правой рукой от левой, особенно у мезоморфных.

Наиболее ёмок по времени и результатам тест на устойчивость тела. В целом, качания более выражены у женщин, чем мужчин (длинные, более подвижные ноги студенток слабее мужских). Избирательные пробы показали, что студентки устойчивее и подвижнее в тандемных движениях тела. Вероятно, такая неустойчивость обусловлена невысоким расположением центра тяжести тела (признак «длинных ног»).

Качественные варианты пробы устойчивости показали, что исключение зрения у большинства студенток (68%) и многих студентов (33%) вызывает переступание или падение. Боковая асимметрия также характерна для высоких студенток и студентов примерно в равной степени. Вариант стойки на одной ноге практически не смог выполнить ни один студент. Степени устойчивости оцениваются также динамически - обучением при повторении.

ВЫВОДЫ

Примененные методики подтверждают важность системности анализа выборок, комбинирования групп, визуализации математического расчета данных. Полученные результаты следует рассматривать как оценку координации движений тела именно студентов младших курсов РУТ, а не излишне большой выборки, ориентированной на абстрактные показатели телосложения. Студенты университета транспорта - будущие профессионалы, готовящиеся к работе на разных видах транспорта, непрерывно переходящим в современных условиях на высокие и сверхвысокие скорости. Сохранять и тренировать координацию студентов следует под контролем адекватных и эффективных экспресс методик. Предложенные методы пригодны для обследования учащихся ВУЗов и школ. Индивидуализация по полу и конституции перспективна и необходима. Изученные особенности студентов подтверждают выдвинутую гипотезу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бальсевич, В.К. Онтокинезиология человека: монография /В.К. Бальсевич. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.

2. Бериштейи, H.A. О построении движений : монография / H.A. Бернштейн. - М. : Государственное издательство медицинской литературы, 1947. - 254 с.

3. Дмитриева, Н. В. Индивидуальное здоровье и полипараметрическая диагностика функциональных состояний организма / Н.В. Дмитриева, О.С. Глазачев ; под общ. ред. К.В. Судакова. -М. : Горизонт, 2000. - 213 с.

4. Дубровский, В.И. Биомеханика : учебник для сред, и высш. учеб. заведений / В.И. Дубровский, В.Н. Федорова. - М. : Владос-Пресс, 2003. - 672 с.

5. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В.М. Зациорский. - М. : Советский спорт, 2009. - 199 с.

6. Скелетные звенья тела студентов младших курсов вуза / Т.Ю. Маскаева, Ю.В. Урываев, Ю.А. Греков, Д.А. Руцкий II Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 3 (169). -С. 195-201.

7. Мартиросов, Э.Г. Применение антропологических методов в спорте, спортивной медицине и фигнесе : учебное пособие для студентов вузов / Э.Г. Мартиросов, С.Г. Руднев, Д.В. Николаев. - М. : Физическая культура, 2010. - 119 с.

8. Никитюк, Б.А. Морфология человека / Б.А. Никитюк, В.П. Чтецов ; Московский гос. унт. - М.: Изд-во МГУ, 1983. - 320 с.

9. Официальный сайт всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». - URL : http://gto.ru/ (дата обращения: 07.02.2019).

10. Урываев, Ю.В. Физиология центральной нервной системы. Начала системной интеграции. Практикум : учебное пособие / Ю. В. Урываев, Р. Г. Донцов. - Москва : Аспект Пресс, 2007. -159 с.

11. Male Superiority in Spatial Navigation: Adaptation or Side Effect? / E. Clint, E. Sober, T. Garland, J. Rhodes II The Quarterly Review of Biology. - 2012. - Vol. 87 (4). - P. 290-313.

12. Hamill, J. Biomechanical Basis of Human Movement / J. Hamill, K. Knutzen, T. Derrick. -TWW ; Fourth, North American edition, 2014. - 496 p.

13. Gait disorders in adults and the elderly : clinical guide / W. Pirker, R. Katzenschlager II Wiener Klinische Wochenschrift. - 2017. - 129 (3-4). - P. 81 -95.

14. Clinical gait and balance scale (GABS): validation and utilization / M. Thomas, J. Jankovic, M. Suteerawattananon, S. Wankadia [et al.] II Journal ofthe Neurological Sciences. - 2004. - № 217. - P. 89-99.

15. Winter, D.A. Biomechanics and motor control of human movement / D.A. Winter. - New Jersey : John Wiley and Sons, 2009. - 384 p.

REFERENCES

1. Balsevich, V.K. (2000), Human onkinesiology: monograph, Publishing Theory and practice of physical culture, Moscow.

2. Bernstein, N.A. (1947), On the construction of movements: monograph, Medical Fiterature Publisher, Moscow.

3. Dmitrieva, N. V. (2000), Individual health and polyparametric diagnostics of the functional: monograph, Horizon, Moscow.

4. Dubrovsky, V.I. (2003), Biomechanics: studies, Vlados-Press, Moscow.

5. Zatsiorsky, V.M. (2009), Physical qualities of an athlete:fundamentals of the theory and methods of education, Soviet Sport, Moscow.

6. Maskaeva, T.Yu. (2019), "Training loads: audio and heart rate monitoring", Uchenye zapiski universitetaP. F. Lesgafta, Vol. 169,No. 3. pp. 195-201.

7. Martirosov, E.G. (2010), Application of anthropological methods in sports, sports medicine and fitness, Physical culture, Moscow.

8. Nikityuk, B.A. (1983), Human morphology, Publishing House of Moscow State University, Moscow.

9. Official site of the All-Russian sports and sports complex Ready for Labor and Defense" available at: http://gto.ru (accessed: 07.02.2019).

10. Uryvaev, Yu.V. (2007), Physiology ofthe central nervous system: beginnings of system integration: studies, Aspect Press, Moscow.

11. Clint, E., Sober, E., Garland, T. and Rhodes, J. (2012), "Male Superiority in Spatial Navigation: Adaptation or Side Effect?", The Quarterly Review of Biology, Vol. 87 (4), pp. 290-313.

12. Hamill, J., Knutzen, K., and Derrick T. (2014), Biomechanical Basis of Human Movement, TWW, Fourth, North American edition.

13. Pirker, W., Katzenschlager, R. (2017), "Gait disorders in adults and the elderly: clinical guide", Wiener Klinische Wochenschrift, 129(3-4), pp. 81-95.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Thomas, М., Jankovic, J., Suteerawattananon, М., Wankadia, S. et al (2004),"Clinical gait and balance scale (GABS): validation and utilization", Journal ofthe Neurological Sciences, No. 217, pp. 89-99.

15. Winter, D.A. (2009), Biomechanics and motor control of human movement, John Wiley and Sons, New Jersey.

Контактная информация: mty777@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 02.08.2019

УДК 796.011

АПРОБАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ САМОТЕСТИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ИХ ВОВЛЕЧЕННОСТИ В ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Анна Игоревна Маточкина, кандидат философских наук, научный сотрудник, Александр Владимирович Малинин, научный сотрудник, Дмитрий Николаевич Пухов, научный сотрудник, Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры

Аннотация

В данном материале приводятся данные результатов исследования, направленного на апробацию использования мобильных устройств для самотестирования физического состояния детей школьного возраста. Проводилась оценка надежности функционирования разработанного программного алгоритма и процедуры измерения в условиях проведения стандартной функциональной пробы «Сит-тест». Также в рамках данного исследования анализировалась возможность создания системы сбора и анализа пульса человека на основе данных с мобильных устройств.

Ключевые слова: дети школьного возраста, пульсометрия, самотестирование физического состояния, функциональная проба, программное обеспечение.

TESTING THE TECHNOLOGY OF SELF-TESTING FOR PHYSICAL CONDITION OF SCHOOL-AGED CHILDREN TO INCREASE THEIR INVOLVEMENT IN

PHYSICAL EDUCATION

Anna Igorevna Matochkina, the candidate of philosophical sciences, researcher, Aleksandr Vladimirovich Malinin, the researcher,

Dmitri Nikolaevich Pukhov, the researcher, St. Petersburg Research Institute ofPhysical Culture

Annotation

This article presents the results of the study aimed at testing the use of the mobile devices for self-testing the physical condition ofthe children at school age. The reliability ofthe developed software algorithm and measurement procedure is evaluated. It considered the possibility of establishing the system for the collection and analysis of pulse ofthe person using the mobile device.

Keywords: school-age children, heart rate, self-testing ofphysical condition, functional test, soft-

B общемировой практике спортивной медицины, физиологии и педагогики на протяжении многих лет не теряет актуальности проблема разработки информативных и простых в использовании экспресс-методов диагностики и контроля физического состояния человека. Среди них ведущие позиции по праву занимает метод пульсометрии [1]. Традиция диагностики состояния человека путем исследования его пульса уходит корнями глубоко в прошлое [2, 3]. Отдельного упоминания заслуживает тенденция к переходу к технологиям быстрого и массового сбора данных о пульсе [4].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.