Научная статья на тему 'Особенности двигательных качеств студентов Прибайкалья с учетом типов их конституции'

Особенности двигательных качеств студентов Прибайкалья с учетом типов их конституции Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
70
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ТИП КОНСТИТУЦИИ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Колокольцев М.М.

Проведено соматотипологическое обследование и дана характеристика основных двигательных качеств 1286 юношей студентов Иркутского государственного технического университета. Из схем соматотипирования использована методика Б.А Никитюка, А.И. Козлова (1990). Установлено, что студенты различных конституциональных типов телосложения имеют типоспецифические особенности биомеханики физических упражнений свои ведущие двигательные способности и качества, для развития которых необходимы специфические наборы упражнений и методов, свои двигательные режимы в учебной программе вуза и самостоятельных оздоровительных занятиях физической культурой. В большинстве случаев студенты мезоморфного и брахиморфного типов телосложения имеют преимущество перед своими сверстниками других соматотипов, особенно в уровнях развития общей выносливости, силовых, скоростно-силовых способностей и гибкости. Юноши долихоморфного типа телосложения показывают заметно более высокие результаты в скоростных и координационных видах испытания (тесты «Челночный бег 10х5» и «Бег на 100 м»). Результаты проведенного исследования указывают на необходимость учета соматотипологических особенностей организма студентов для использования дифференцированной физической подготовки студентов на учебных и самостоятельных занятиях физической культурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Колокольцев М.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности двигательных качеств студентов Прибайкалья с учетом типов их конституции»

ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ПРИБАЙКАЛЬЯ С УЧЕТОМ ТИПОВ ИХ КОНСТИТУЦИИ

УДК/UDC 796.011

Поступила в редакцию 16.12.2014 г.

Доктор медицинских наук, профессор М.М. Колокольцев1

1 Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, Иркутск

FEATURES OF MOTOR QUALITIES OF STUDENTS OF BAIKAL REGION WITH REGARD TO THEIR SOMATOTYPES

Dr.Med, Professor M.M. Kolokol'tsev1

1 National Research Irkutsk State Technical University, Irkutsk

Информация для связи с автором: mihkoll@mail.ru

Аннотация

Проведено соматотипологическое обследование и дана характеристика основных двигательных качеств 1286 юношей - студентов Иркутского государственного технического университета. Из схем соматотипирования использована методика Б.А Никитюка, А.И. Козлова (1990). Установлено, что студенты различных конституциональных типов телосложения имеют типо-специфические особенности биомеханики физических упражнений - свои ведущие двигательные способности и качества, для развития которых необходимы специфические наборы упражнений и методов, свои двигательные режимы в учебной программе вуза и самостоятельных оздоровительных занятиях физической культурой. В большинстве случаев студенты мезоморфного и брахиморфного типов телосложения имеют преимущество перед своими сверстниками других соматотипов, особенно в уровнях развития общей выносливости, силовых, скоростно-силовых способностей и гибкости. Юноши долихоморфного типа телосложения показывают заметно более высокие результаты в скоростных и координационных видах испытания (тесты «Челночный бег 10х5» и «Бег на 100 м»). Результаты проведенного исследования указывают на необходимость учета соматотипологических особенностей организма студентов для использования дифференцированной физической подготовки студентов на учебных и самостоятельных занятиях физической культурой.

Ключевые слова: студенты, тип конституции, двигательные качества, физическая культура.

Annotation

The critical decline of health of students has strengthened the relevance of scientific research on integrative issues of medicine, biology, anthropology, physical culture and sport.

A somatotypological research was carried out and the basic motor qualities of 1,286 male students of Irkutsk State Technical University were characterized. The technique of B.A. Nikityuk, A.I. Kozlov (1990) was used among somatotyping schemes.

It has been found that students of different constitutional somatotypes have type-specific features of biomechanics of exercises - its leading motor abilities and qualities developed using a specific set of exercises and techniques, their motor modes in the curriculum of the university and independent recreational classes of physical education. In most cases, students of brachymorphic and mesomorphic somatotypes have an advantage over their peers of other somatotypes, especially in the levels of development of general endurance, strength, speed and strength abilities and flexibility. Boys of the dolichomorphic somatotype have significantly better results in speed and coordination forms of tests (tests of 10x5 shuttle run and 100m run).

The results of this study indicate the need to take into account somatotypological characteristics of students to use differentiated physical training of students at academic classes and independent classes of physical education.

Keywords: students, somatotype, motor qualities, physical culture.

Введение. Снижение показателей здоровья студенческой молодежи до критического уровня усилило актуальность научно-исследовательских работ по интегративным вопросам медицины, биологии, антропологии, физической культуры и спорта [1]. На территории Прибайкалья, куда входит территория Иркутской области, состояние здоровья населения усложняется непростой социально-экономической обстановкой, а также негативной природно-климатической и экологической ситуацией. Последнее подтверждается тем, что 6 крупных городов региона входят в состав 20 самых неблагоприятных по экологии населенных пунктов РФ [8]. В настоящее время физическая культура рассматривается как достаточно эффективное, немедикаментозное средство оздоровления населения и продления его сроков жизни. Физическое воспитание студентов вузов в России -

это неразрывная составная часть их высшего образования, результат комплексного педагогического воздействия на личность будущего специалиста в процессе формирования его профессиональной компетенции [2, 3, 5].

Однако сложившаяся в стране к настоящему времени методика занятий по физической культуре в вузах эффективна далеко не для всех, поскольку в учебные группы объединены студенты с различным уровнем физической подготовленности, развития, типов конституции, а соответственно, и физической работоспособности. Заметное снижение уровня физической подготовленности студентов, а следовательно, снижение возможностей их здоровья свидетельствуют о несоответствии организации процесса физического воспитания в вузе современным требованиям. В связи с этим проблема научного совершенствования учебного

и

га у

г.

ч—

. О (и

■ -О

с

га

^

О (и .с Н

процесса по физическому воспитанию обучающихся стоит остро на всех кафедрах физической культуры вузов. Современные представители теории и методики физического воспитания сходятся во мнении о необходимости учета индивидуальных особенностей развития и типологического состояния организма занимающегося [3]. В последние годы в регионе Прибайкалья начали проводиться научные исследования, касающиеся изучения взаимосвязи двигательных возможностей девушек - студенток вуза с учетом конституциональных характеристик их организма [4]. Вместе с тем подобные вопросы среди студентов-юношей остаются не в полной мере изученными. В силу этого изучение вопросов выявления характера взаимосвязи между физической подготовленностью и типологическими характеристиками телосложения студентов-юношей, уроженцев Прибайкалья, с использованием схемы соматотипирования по Б.А Ники-тюку, А. И. Козлову [4] с учетом с возраста остается востребованной.

Цель исследования - выявить особенности взаимосвязи двигательных качеств с соматотипологическими характеристиками юношей, уроженцев Прибайкалья, для индивидуализации учебных и самостоятельных занятий физической культурой в университете.

Методика и организация исследования. По методике В. В. Бунака (1941) были проведены антропометрические измерения (длина и масса тела, окружность грудной клетки, ширина плеч) у студентов Иркутского государственного технического университета (ИрГТУ). Всего обследовано 1286 юношей-славян, уроженцев Иркутской области в возрасте 17-20 лет, из них 996 были отнесены к 1-й (основной) и 290 - ко 2-й (подготовительной) функциональным группам здоровья для занятий физической культурой. Из схем соматотипирования использовалась методика Б. А. Никитюка и А. И. Козлова [6], которая основана на анализе длиннотно-широтных соотношений тела человека. Для лиц мужского пола учитывается относительная ширина плеч по формуле: ширина плеч/длина тела х100. Информацию о метаболизме организма получали на основании анализа значений измерительных признаков, характеризующих развитие жирового компонента. Значимыми являются 4 кожно-жировые складки: под нижним углом лопатки, на задней поверхности плеча, на животе справа от пупка и на латеральной поверхности голени. Поскольку абсолютные значения толщины кожно-жировой складки зависят от общих размеров тела, в данной схеме соматотипирования учитывается суммарная толщина четырех складок в процентах от длины тела. Данная методика информативна, имеет преимущества перед субъективными схемами конституциональной диагностики и удобна для массового обследования различных контингентов при оценке морфологических особенностей их организма.

Согласно методике исследования в изучаемой популяции юношей диапазон изменений признака разбивается на интервалы: (-М-3 в, - М-0,67 в); (М-0,67 в, М+0,67 в); (М+0,67 в, М+Зв), где М - среднее арифметическое значение, в - среднее квадратическое отклонение. Затем определяется интервал, которому принадлежит данное значение признака. В случае, если закон распределения показателя близок к нормальному, в интервал (М-0,67 в, М+0,67 в) попадет около 50 % значений данного признака и примерно по 25 % будет отнесено к «крайним» группам [6].

Таким образом осуществляется деление обследуемых юношей на группы: долихо-, мезо- и брахиморфов на основании относительной ширины плеч и гипо-, нор-мо- и гипертрофов на основании относительной толщины

кожно-жировой складки. Соматотип, характеризующийся совпадением характеристик долихоморфии и гипотрофии, расценивается как астенический; мезоморфии и нормо-трофии - как нормостенический; брахиморфии и гипертрофии - как гиперстенический. Возможна другая комбинация признаков: долихоморфный - нормотроф, мезоморфный -гипертроф, брахиморфный - гипотроф и т. д.

Медицинский осмотр студентов для определения функциональной группы их здоровья осуществлялся врачами поликлиники № 11 г. Иркутска, к которой прикреплены студенты НИ ИрГТУ. Функциональную группу здоровья для занятий физической культурой в вузе определяли врачи, на основании Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 августа 2010 г. № 613 н, г. Москва «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий». По материалам обследования сформирована компьютерная база данных, расчеты показателей были проведены с использованием пакета прикладных программ «^айвйса 6.0». Для оптимизации и автоматизации расчетов первичного цифрового материала и его анализа был разработан авторский программный комплекс «Анализ данных физического здоровья населения» (Государственная регистрация программы для ЭВМ, № 2010612275, от 26.03.2010).

Для оценки основных двигательных качеств юношей использовались тесты, разработанные Всероссийским научно-исследовательским институтом физической культуры [8]; для оценки быстроты - бег на 100 м (с); скоростной выносливости и ловкости - челночный бег 10 разх5 м (с); силы и силовой выносливости мышц верхнего плечевого пояса - подтягивание (раз); скоростно-силовой выносливости мышц - сгибателей туловища - подъем туловища (раз); гибкости - наклоны туловища (см); динамической силы мышц нижних конечностей - прыжок в длину с места (см); общей выносливости - бег на 1000 м (м/с).

Рассчитывали среднее арифметическое значение показателей - М, среднеквадратичное отклонение - в, и стандартную ошибку - т. В соответствии с рекомендациями О. Ю. Ребровой [7] в работе использовались параметрические методы обработки материала с учетом нормального гауссовского распределения изучаемых количественных признаков во всех возрастных группах. Достоверности различий средних величин независимых выборок оценивали с помощью критерия Стьюдента. Различия между значениями показателей при уровне р<0,05 считали статистически значимыми.

Результаты исследования и их обсуждение. Юноши различных конституциональных соматотипов отличаются по уровню двигательных возможностей организма. Наилучшее значение показателей скоростной выносливости и ловкости (тест «Челночный бег 10 раз х 5 м») регистрируются у 18-летних юношей, отнесенных к долихоморфным гипотрофам (астеникам) - 15,4±0,2 с, худший результат -у 19-летних представителей этого же типа, но отнесенных к гипертрофам (17,3±0,2 с, р<0,05). При анализе значений показателей другого двигательного качества - быстроты -тест «Бег на 100 м» - отмечена аналогичная закономерность распределения характеристик (р<0,05).

В двигательном тесте на выносливость - «Бег на 1000 м» -наилучший результат установлен у 20-летних юношей нормо-стенического типа конституции. В среднем они пробежали дистанцию за 3:44,7±0:02,1 м/с. 19-летними представителями долихоморфного гипертрофического типа телосло-

36

http://www.teoriya.ru

№ 7 • 2015 Июль | _1и!у

жения на эту дистанцию было затрачено 4:15,3±0:16,4 м/с, что по времени больше на 17,2 % (р<0,05). Юноши других конституциональных типов по общей выносливости занимают промежуточное положение между этими соматотипами. При этом у студентов всех типов конституции к 19-20 годам уровень общей выносливости повышается, что объясняется наиболее активным периодом занятий физической культурой на кафедре университета. В тесте «Подтягивание», характеризующем силовые способности мышц верхнего плечевого пояса, наилучшие значения имеют 20-летние представители нормостенического мезоморфного сома-тотипа (12,3±0,4 раза), а у 19-летних гипертрофов долихоморфного типа конституции результат в 1,7 раза меньше (7,0±2,8 раза, р<0,05). Положительная динамика увеличения этого показателя с возрастом отмечена у юношей -представителей всех соматотипов, за исключением гипертрофов мезоморфного и брахиморфного типов конституции (р<0,05), что у них может быть связано со значительной массой тела.

При тестировании скоростно-силовой выносливости мышц туловища (тест «Подъем туловища») значимых различий среди молодых людей разных соматических типов не выявлено во всех возрастах, что, по-видимому, объясняется отсутствием связи между этим двигательным качеством и конституциональными особенностями человека в этом возрастном периоде онтогенеза организма.

Наибольшее значение показателя в тесте на гибкость («Наклон туловища») зарегистрировано у 20-летних гипертрофов мезоморфного типа (20,4±1,4 см), а наименьшее -у 18-летних гипотрофов долихоморфного типа конституции (13,1±3,4 см). Достоверное увеличение гибкости в возрастном диапазоне от 17 до 20 лет, связанное с содержанием учебных занятий на кафедре физической культуры, отмечено в 6 из 9 соматотипов.

Наибольшее значение показателя в тесте «Прыжок в длину с места», характеризующем динамическую силу мышц нижних конечностей, установлено у 19-летних юношей, отнесенных к гипотрофам брахиморфного типа (248,1±5,2 см), а наименьшее - у юношей-гипертрофов долихоморфного типа (224,8±6,2 см). Положительная динамика результатов в данном тесте с возрастом отмечена лишь у юношей 5 из 9 соматотипов, что свидетельствует о необходимости усиления внимания преподавателей кафедры упражнениям, направленным на увеличение нагрузки на эту группу мышц во время учебных и самостоятельных занятий физической культурой. Выводы

• Студенты различных конституциональных типов телосложения имеют типоспецифические особенности биомеханики физических упражнений - свои ведущие двигательные способности и качества, для развития которых необходимы специфические наборы упражнений и методов, свои двигательные режимы в учебной программе вуза и самостоятельные оздоровительные занятия физической культурой.

• В большинстве случаев студенты мезоморфного и брахиморфного типов телосложения имеют преимущество перед своими сверстниками других соматотипов, особенно в уровнях развития общей выносливости, силовых, скоростно-силовых способностей и гибкости. Юноши долихоморфного типа телосложения показывают заметно более высокие результаты в скоростных и координационных видах испытаний (тесты «Челночный бег 10х5» и «Бег на 100 м»).

• Результаты проведенного исследования указывают на необходимость учета соматотипологических особенностей организма студентов для использования дифференцированной физической нагрузки студентов в учебных и самостоятельных занятиях физической культурой.

Литература

1. Агаджанян Н.А. Учение о здоровье и проблемы адаптации / Н.А. Агаджанян, Р.М. Баевский, А.П. Берсенева. - Ставрополь: изд-во СГУ, 2000. - 204 с.

2. Бальсевич В.К. Непрерывное физкультурное образование / В.К. Бальсевич, Т.И. Попов, Н.И. Санникова // Теория и практика физ. культуры - 2004. - № 12. - С. 10-13.

3. Бальсевич В.К. Новые технологии формирования физической культуры школьника / В.К. Бальсевич, Л.И Лубышева // Проблемы совершенствования физического воспитания учащихся общеобразовательных школ: сб. науч. работ междунар. семинара. - М., 1993. - С. 42-50.

4. Колокольцев М.М. Двигательные возможности студенток технического вуза с различными типами телосложения / М.М. Колокольцев, Е.А. Койпышева // Вестник ИрГТУ. - 2014. - № 1 (84).

- С. 210-215.

5. Лубышева Л.И. Технология и реализация инновационных проектов совершенствования систем физического воспитания на региональном уровне / Л.И. Лубышева // Воспитание, образование, тренировка - 2002. - № 3. - С. 2-6

6. Никитюк Б.А. Новая техника соматотипирования / Б.А. Никитюк, А.И.Козлов // Новости спортивной и медицинской антропологии / ред. Б.А. Никитюк. - М.: Спортинформ, 1990. - Вып. 3. - С. 121-141.

7. Реброва О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ STATISTICA / О.Ю. Реброва. - М.: Медиа Сфера, 2002. - 305 с.

8. Савченков М.Ф. Здоровье населения и окружающая среда / М.Ф. Савченков // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). - 2010.

- № 3. - С. 124-127.

9. Тяпин А.Н. Физкультурный паспорт / А.Н. Тяпин, Ю.П. Пузырь, Л.А.Захаров [и др.] // Метод. руководство по тест-программе. -М., 1998. - 25 с.

References

1. Aghajanyan, N.A. Uchenie o zdorov'e i problemy adaptatsii (Teaching on health and adaptation problems) / N.A. Aghajanyan, R.M. Baevsky, A.P. Berseneva. - Stavropol: Pub. h-se of Stavropol State University, 2000. - 204 P.

2. Bal'sevich, V.K. Nepreryvnoe fizkul'turnoe obrazovanie (Continuous physical culture education) / V.K. Bal'sevich, T.I. Popov, N.I. Sannikova // Teoriya i praktika fiz. kul'tury - 2004. - № 12. - P. 10-13.

3. Bal'sevich, V.K. Novye tekhnologii formirovaniya fizicheskoy kul'tury shkol'nika (New technologies of formation of physical culture of schoolchild) / V.K. Bal'sevich, L.I. Lubysheva // Problemy sovershenstvovaniya fizicheskogo vospitaniya uchashchikhsya obshcheobrazovatel'nykh shkol: sb. nauch. rabot mezhdunar. seminara (Problems of improvement of physical education of secondary schoolchildren: Proc. of Intern. workshop). - Moscow, 1993. - P. 42-50.

4. Kolokol'tsev, M.M. Dvigatel'nye vozmozhnosti studentok tekhnicheskogo vuza s razlichnymi tipami teloslozheniya (Motor abilities of female students of technical university with different somatotypes) / M.M. Kolokol'tsev, E.A. Koypysheva // Vestnik IrGTU. 2014. № 1 (84). P. 210-215.

5. Lubysheva, L.I. Tekhnologiya i realizatsiya innovatsionnykh proektov sovershenstvovaniya sistem fizicheskogo vospitaniya na regional'nom urovne (Technology and implementation of innovative projects for improvement of systems of physical education at regional level) / L.I. Lubysheva // Vospitanie, obrazovanie, trenirovka - 2002. - № 3. -P. 2-6.

6. Nikityuk, B.A. Novaya tekhnika somatotipirovaniya (New technique of somatotyping) / B.A. Nikityuk, A.I. Kozlov // Novosti sportivnoy i meditsinskoy antropologii (News of sports and medical anthropology) / Ed. by B.A. Nikityuk. - Moscow: Sportinform, 1990. - Iss. 3. - P. 121-141.

7. Rebrova, O.Yu. Statisticheskiy analiz meditsinskikh dannykh. Primenenie paketa prikladnykh programm STATISTICA (Statistical analysis of medical data. Use of STATISTICA application package) / O.Yu. Rebrova. - Moscow: Media Sfera, 2002. - 305 P.

8. Savchenkov, M.F. Zdorov'e naseleniya i okruzhayushchaya sreda (Public health and environment) / M.F. Savchenkov // Sibirskiy meditsinskiy zhurnal (Irkutsk). - 2010. - № 3. - P. 124-127.

9. Tyapin, A.N. Fizkul'turny pasport (Sports passport) / A.N. Tyapin,Yu.P. Puzyr', L.A.Zaharov [et al.] // Metod. rukovodstvo po test-programme (Study guide for test program). - Moscow, 1998. - 25 P.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.