Научная статья на тему 'КООРДИНАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВОПОРЯДКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ АСПЕКТЫ'

КООРДИНАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВОПОРЯДКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
24
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООРДИНАЦИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРАВОПОРЯДОК / ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / СТРУКТУРНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / НАЧАЛЬНИК / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Моисеев Н.Д.

Статья посвящена вопросам научного обоснования понятия «координация» применительно к исполнению уголовного наказания в виде лишения свободы. В качестве основной теоретической проблемы выделено различное содержание понятия «координация», а также особенности его организации и информационного обеспечения в условиях исправительного учреждения. Также предложена формулировка исходя из задач стоящих перед структурными подразделениями исправительного учреждения и определенных уголовно-исполнительным законодательством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Моисеев Н.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COORDINATION OF THE ACTIVITIES OF STRUCTURAL UNITS OF A CORRECTIONAL INSTITUTION AS ONE OF THE MEANS OF ENSURING LAW AND ORDER: THEORETICAL AND ORGANIZATIONAL ASPECTS

The article is devoted to the issues of scientific substantiation of the concept of coordination in relation to the execution of criminal punishment in the form of imprisonment. The main theoretical problem is the different content of the concept of "coordination", as well as the features of its organization and information support in a correctional institution. The formulation is also proposed based on the tasks facing the structural units of the correctional institution and defined by the penal enforcement legislation.

Текст научной работы на тему «КООРДИНАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВОПОРЯДКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ АСПЕКТЫ»

DOI 10.47643/1815-1329_2023_5_198 УДК 343.85

КООРДИНАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВОПОРЯДКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ АСПЕКТЫ Coordination of the activities of structural units of a correctional institution as one of the means of ensuring law and order: theoretical and organizational aspects

МОИСЕЕВ Николай Дмитриевич,

доцент кафедры организации оперативно-розыскной деятельности, Академия ФСИН России.

390000, Россия, Рязанская обл., г. Рязань, ул. Сенная, 1. E-mail: sherhov007@mail.ru;

Moiseev Nikolay Dmitrievich,

Associate Professor of the Department of Organization of operational and investigative Activities Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. 390000, Russia, Ryazan region, Ryazan, Sennaya str., 1. E-mail: sherhov007@mail.ru

Краткая аннотация: Статья посвящена вопросам научного обоснования понятия «координация» применительно к исполнению уголовного наказания в виде лишения свободы. В качестве основной теоретической проблемы выделено различное содержание понятия «координация», а также особенности его организации и информационного обеспечения в условиях исправительного учреждения. Также предложена формулировка исходя из задач стоящих перед структурными подразделениями исправительного учреждения и определенных уголовно-исполнительным законодательством.

Abstract: The article is devoted to the issues of scientific substantiation of the concept of coordination in relation to the execution of criminal punishment in the form of imprisonment. The main theoretical problem is the different content of the concept of "coordination", as well as the features of its organization and information support in a correctional institution. The formulation is also proposed based on the tasks facing the structural units of the correctional institution and defined by the penal enforcement legislation.

Ключевые слова: координация, взаимодействие, правопорядок, исполнение наказания, исправительные учреждения, структурные подразделения, начальник, управленческие решения.

Keywords: coordination, interaction, law and order, execution of punishment, correctional institutions, structural units, chief, management decisions.

Для цитирования: Моисеев Н.Д. Координация деятельности структурных подразделений исправительного учреждения как одно из средств обеспечения правопорядка: теоретический и организационный аспекты // Аграрное и земельное право. 2023. № 5(221). С. 198-201. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_5_198.

For citation: Moiseev N.D. Coordination of the activities of structural units of a correctional institution as one of the means of ensuring law and order: theoretical and organizational aspects // Agrarian and Land Law. 2023. No. 5(221). pp. 198-201. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_5_198.

Статья поступила в редакцию: 28.03.2023

Комплексную профилактическую деятельность персонала исправительных учреждений, на наш взгляд, нельзя рассматривать обособленно от управленческой, и прежде всего, координационной деятельности. Организационные процессы содержат в себе социальную сущность, а профилактическая деятельность структурных подразделений исправительного учреждения должна быть сбалансирована и предполагает необходимость в координации.

Координация обеспечивает согласованность действий, взаимодействие всех субъектов, участвующих в решении задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой. Объективная необходимость в координации вызвана, прежде всего, усложнением связей внутри системы, следовательно, нужны специальные действия, имеющие своей целью согласование всего множества связей для получения системного эффекта [1, С. 7].

В крупных организациях с высокой степенью специализации и распределения обязанностей достижение требуемого уровня координации требует от субъекта управления определенных усилий. Чем больше степень разделения труда и чем теснее взаимозависимость подразделений, как, например, в исправительном учреждении, тем важнее целенаправленное сочетание их усилий, тем значительнее необходимость в координации. Очевидно, что если деятельность исправительного учреждения распределена между десятками подразделений с большим числом сотрудников, то потребность в координации неизмеримо возрастает. Так, Н.П. Барабанов указывает, что необходимость взаимодействия структурных подразделений и координации их деятельности возникает при решении оперативно-служебных задач, обеспечение которых возможно с участием не менее двух субъектов, когда для достижения поставленных целей наряду с распределением функций, осуществляемых с учетом профессиональной принадлежности, предусматривается выполнение функций, реализация которых предполагает совместные действия [2, С. 151].

Р.А. Фатхутдинов говорит о том, что координация - центральная функция аппарата управления по установлению связей, организации взаимодействия и согласованности работы компонентов системы, оперативной диспетчеризации выполнения планов и заданий. Координация может осуществляться по выполнению любых функций и работ, между любыми компонентами системы или внешней среды [3, С. 93].

Координация, по мнению Б.З. Мильнера, представляет собой процесс распределения деятельности во времени, обеспечения взаимо-

действия определенных или всех частей организации в интересах выполнения стоящих перед ней задач. Она обеспечивает целостность, устойчивость организаций [4, С. 133].

Как мы видим, авторы выделяют ряд признаков, которые характерны для координации. Во-первых, координация - это управленческая деятельность. Во-вторых, координация служит для согласования деятельности всех структурных подразделений организации, обеспечения взаимодействия. В-третьих, посредством координации сохраняется целостность, устойчивость организации.

Учитывая специфику функционирования исправительных учреждений, на наш взгляд, координацию можно определить как деятельность субъекта управления по согласованию деятельности всех структурных подразделений исправительного учреждения, для достижения общей цели.

Координационная деятельность, как и взаимодействие, присуща любому управленческому циклу и направлена на предвидение проблем и трудностей, предназначена для устранения перебоев в работе исправительного учреждения после того, как они произошли, на сохранение существующей схемы работы, на улучшение деятельности системы или существующей организации даже при отсутствии конкретных проблем.

Уровень координационных процессов в системе управления исправительным учреждением определяется и степенью самостоятельности структурных подразделений, входящих в него, которые участвуют в достижении общей цели по обеспечению правопорядка, что свидетельствует о взаимосвязи всех элементов организационной структуры исправительного учреждения. Важно подчеркнуть, что ни одно структурное подразделение не имеет в своем распоряжении нужного количества ресурсов, которое оказалось бы достаточно для достижения целей деятельности.

Руководитель учреждения координирует или организует действия всех структурных подразделений, направляя их усилия на достижение общей цели - обеспечение правопорядка. Используя предоставленные ему права основного субъекта управления, начальник исправительного учреждения оказывает властное воздействие на сотрудников в процессе решения ими задач, связанных с обеспечением правопорядка, устраняет противоречия, которые возникают между взаимодействующими подразделениями, и принимает соответствующее решение.

В то же время необходимо иметь в виду, что начальник исправительного учреждения организует взаимодействие с целью обеспечения правопорядка как непосредственно, так и опосредованно, через других субъектов организации взаимодействия - своих заместителей, оперативных дежурных, начальников структурных подразделений.

Координация деятельности между структурными подразделениями исправительного учреждения по обеспечению правопорядка достигается, в первую очередь, посредством принятия начальником учреждения соответствующего управленческого решения. Как и любое управленческое решение, оно должно основываться на анализе информации о состоянии оперативной обстановки в исправительном учреждении и в первую очередь правопорядка.

Принятие управленческого решения невозможно без информационного обеспечения. На координацию деятельности всех служб оказывает влияние внутренняя информация, накапливаемая и поступающая от функциональных структурных подразделений исправительного учреждения. Она характеризует различные стороны деятельности учреждения и носит оперативный характер, отражает состояние исполнения наказания, в том числе и правопорядка. Информация внутреннего порядка обеспечивает взаимодействие между звеньями системы, объединяет их в единое целое, обеспечивает движение к стоящей перед системой общей цели.

Координация деятельности структурных подразделений исправительных учреждений по обеспечению правопорядка возможна на основе создания эффективной информационной системы. Большинство руководителей такое слежение осуществляют эпизодически, в основном по фактам негативных явлений.

Информационное обеспечение - важнейший элемент управляемой системы, и оно предназначено для отражения информации, характеризующей состояние управляемого объекта и являющейся основой для принятия управленческих решений. Слежение предусматривает непрерывное наблюдение за состоянием показателей обстановки на основе систематически накапливаемой соответствующей информации.

В основе создания информационной системы всегда лежит проблема, при детальном изучении которой следует обратить внимание на следующие вопросы: 1) факторы, способствовавшие возникновению проблемы; 2) объекты управляющего воздействия; 3) методы, с помощью которых можно разрешить проблему; 4) определение субъектов, чья деятельность способна разрешить проблему; 5) ресурсные возможности учреждения [5, С. 122].

Уяснение перечисленных вопросов позволяет руководителю исправительного учреждения определиться в источниках информации, ее видах, объеме, способах сбора. Дальнейшее развитие информационного обеспечения позволяет организовать в исправительном учреждении более четкий процесс обработки информации, непрерывный обмен между всеми структурными подразделениями.

Для принятия решений в целях координации деятельности структурных подразделений исправительного учреждения по обеспечению правопорядка начальник исправительного учреждения должен, прежде всего, иметь информацию о факторах, оказывающих влияние на состояние правопорядка в учреждении и взаимодействие структурных подразделений. Условием успешного осуществления руководителем управленческой деятельности является его умение производить анализ оперативной обстановки, который позволяет: а) видеть перспективу развития органа и планировать соответствующие мероприятия; б) принимать обоснованные управленческие решения; в) постоянно быть в курсе решения основных задач органа; г) упреждать наступление нежелательных событий; д) своевременно замечать и соответственно реагировать на различные отклонения нужного направления деятельности органа; е) маневрировать силами и средствами органа, вносить необходимые изменения в их расстановку.

Для определения состояния правопорядка в учреждении начальник должен владеть информацией:

- о движении осужденных в исправительном учреждении. Контроль должен осуществляться непрерывно. Содержание информации составляют количественные и качественные показатели о движении и составе осужденных. Организация слежения за количественными и качественными показателями позволяет обеспечить оптимальное соотношение в отрядах различных категорий осужденных, в том числе предрасположенных к совершению противоправных действий; недопущение чрезмерной концентрации криминогенного состава осужденных в отдельных отрядах, осложнения оперативной обстановки в них; своевременное внесение изменений в профилактические учеты, организацию целенаправленной оперативно-розыскной, индивидуальной профилактической и воспитательной работы;

- о складывающейся криминогенной ситуации; структуре профилактических учетов, в частности, о лицах, склонных к совершению противоправных действий; выявленных осужденных, совершивших или намеревающихся совершить преступления, иные правонарушения; фактах изъятия запрещённых предметов и веществ в результате проведения обысков в жилой и производственной зонах, досмотров осужденных, граждан, транспортных средств, грузов, посылок, бандеролей, передач; возбужденных в учреждении уголовных делах;

- о состоянии правопорядка в районе дислокации исправительного учреждения, регионе, стране. Для этого используется информация, поступающая от субъектов внешней сферы, обеспечивающих охрану правопорядка в регионе.

Информацию о состоянии правопорядка руководитель исправительного учреждения получает как от субъектов управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, так и от других субъектов правоохранительной системы.

Помимо указанной информации, начальник исправительного учреждения при организации взаимодействия и координации деятельн ости структурных подразделений изучает и оценивает:

- показатели работы каждого структурного подразделения за предыдущий период;

- имеющиеся в наличии силы и средства для решения задачи;

- кадровый состав, а именно: укомплектованность структурных подразделений, уровень образования сотрудников, стаж работы в органах уголовно-исполнительной системы, личные качества, психологическую совместимость и устойчивость, умение действовать в чрезвычайных обстоятельствах;

- материально-техническую и производственную базу учреждения.

После проведённого анализа полученной информации начальник учреждения должен определить субъектов взаимодействия, которые непосредственно будут задействованы в мероприятиях по обеспечению правопорядка. Хотя задача обеспечения правопорядка является важнейшей для всех структурных подразделений и сотрудников исправительного учреждения, но они обладают различной компетенцией, набором сил, средств и методов в данной сфере. Поэтому целесообразно для решения задач по обеспечению правопорядка привлекать структурные подразделения, непосредственной функцией которых является укрепление правопорядка. Таковыми в исправительном учреждении в первую очередь являются: оперативный отдел, отдел безопасности, воспитательный отдел, отдел охраны, психологическая и медицинская служба. Привлечение именно данных структурных подразделений объясняется их специализацией. В своём составе эти службы имеют сотрудников, которые наиболее глубоко и всесторонне подготовлены для решения таких задач.

Состав субъектов взаимодействия по обеспечению правопорядка, а также силы и средства, задействованные для этого, зависят от:

- общего состояния оперативной обстановки и правопорядка в исправительном учреждении (обычные условия, сложная обстановка, чрезвычайные обстоятельства);

- объёма выполняемой задачи (задача частная или оперативная);

- срока её выполнения (день, неделя, месяц и т.д.);

- места (вся территория исправительного учреждения, жилая или производственная зона, отдельный отряд или производственный объект и т.д.).

После определения субъектов взаимодействия начальник учреждения должен поставить для них задачу, на решение которой будут направлены совместные действия, и отдельно задачи каждому структурному подразделению. Если же отсутствует чёткое разграничение задач, то это влечёт за собой:

- несогласованность действий всех структурных подразделений;

- перекладывание решения данной задачи на выполнение одного, двух структурных подразделений;

- выполнение возложенных на подразделение функций, задач не в полном объёме, неэффективно;

- обращение за помощью к другим подразделениям, является внезапным, неспланированным и приводит к тому, что те, в свою очередь, не располагают достаточной информацией и зачастую не готовы участвовать в совместных мероприятиях по обеспечению правопорядка.

В решении по координации деятельности структурных подразделений исправительного учреждения начальник должен определить:

- компетенцию взаимодействующих сторон;

- порядок обмена информацией;

- персональную ответственность руководителей и каждого сотрудника за организацию взаимодействия;

- порядок взаимодействия структурных подразделений при осложнении оперативной обстановки в исправительном учреждении;

- вопросы материально-технического обеспечения.

При координации деятельности структурных подразделений начальник учреждения, по возможности, должен наиболее полно исполь-

зовать так называемые неформальные процессы, улучшающие деятельность формально спроектированной структуры. Эти процессы как необходимы, так и неизбежны. Учёт при координации неформальной структуры позволит избежать потерь времени по установлению необходимых связей, конфликтов между взаимодействующими субъектами, повысить качество и эффективность выполнения поставленной задачи.

Очевидно, что при координации в решении оперативных задач по обеспечению правопорядка, возникающих в деятельности исправительного учреждения ежедневно, основная нагрузка должна ложиться на заместителей начальника учреждения по отдельным направлениям работы, руководителей структурных подразделений, оперативных дежурных, а также на иных, специально выделенных и уполномоченных начальником учреждения субъектов взаимодействия.

Необходимость в координации деятельности структурных подразделений со стороны заместителей предопределена, прежде всего, тем, что они имеют более полную информацию о деятельности подчинённых им структурных подразделений, о состоянии дел на определённом направлении деятельности исправительного учреждения, следовательно, могут оперативнее воздействовать на изменения обстановки. Передача части полномочий по координации заместителям позволяет начальнику учреждения сосредоточиться на решении вопросов, имеющих важное значение для функционирования всего исправительного учреждения, хотя это не освобождает его от обязанности контролировать процесс координации и в необходимых случаях вносить изменения.

Координатором при решении задачи обеспечения правопорядка является то структурное подразделение, которое обладает в данном направлении большей компетенцией и полномочиями, для которого оно является непосредственной повседневной функцией. Но в процессе решения задач по обеспечению правопорядка инициатива организации взаимодействия и координации может исходить и от других структурных подразделений.

Важным в этой связи является и вопрос о том, кто должен координировать деятельность взаимодействующих подразделений, когда они являются равноправными субъектами. Если проблема затрагивает одно подразделение в большей мере, чем все остальные, то руководитель этого подразделения, естественно, больше подходит для роли руководителя и координатора. В случае, когда периодически меняются роли тех или иных подразделений (например, при решении комплексной, многоцелевой задачи), выбор координатора становится предметом особого изучения с точки зрения его личных качеств и опыта. В других случаях подразделения, имеющие особый доступ к информации (например, оперативный отдел), могут оказывать доминирующее влияние на принятие решений. Тогда целесообразным становится функцию координации при взаимодействии поручить руководителю одного из таких подразделений.

Несмотря на то, что при координации деятельности взаимодействующих структурных подразделений начальник учреждения должен более широко использовать возможности других субъектов координации, он остаётся главным координатором и контролирует выполнение поставленных задач. Приняв решение, поставив задачи и всесторонне обеспечив их выполнение указанными субъектами, начальник должен сосредоточить своё внимание на контроле за функционированием всей системы и достижением основной цели глобального управленческого решения.

На этом этапе особенно интенсифицируется определённый вид работы, больше связанный с упорядочением всех связей. Если на этапе целеполагания, оценки ситуации, принятия решений организационная структура только складывается, то на этапе принятых решений она должна действовать как отлаженный организм, способный обеспечить взаимодействие всех звеньев управленческой системы, скоординировать взаимодействие различных структурных подразделений, найти ресурсы, мотивировать отдельных людей к деятельности.

Решение начальника по координации деятельности структурных подразделений может выражаться в различной форме - это планы работы учреждения, издание соответствующих приказов, инструкций, распоряжений, устные указания. Форма и способ выражения решения по координации зависит, прежде всего, от важности решаемых задач, срока их решения, количества задействованных структурных подразделений.

Как и любая управленческая деятельность, процесс координации непременно анализируется, подводятся его итоги и дается оценка его эффективности.

Библиогра фия:

1. Герасимов А.П. Организация взаимодействия в управлении органами внутренних дел. М., 1986. С.7.

2. Барабанов Н.П., Кутуков С.А. Теоретические, правовые и организационные основы взаимодействия структурных подразделений исправительного учреждения по обеспечению правопорядка: монография - Рязань : Акад. права и упр. Минюста России, 2004 - 235 с.

3. Фатхутдинов Р.А. Управленческие решения. М., 2001. С.93.

4. Мильнер Б.З. Организация программно-целевого управления. М., 1980. С.133.

5. Кутуков С.А., Моисеев Н.Д. Организационно-управленческие факторы, влияющие на эффективность взаимодействия структурных подразделений исправительного учреждения по обеспечению правопорядка. // Право и государство: теория и практика. 2020. № 6 (186). С. 121 -123.

References:

1. Gerasimov A.P. Organization of interaction in the management of internal affairs bodies. M., 1986. P.7.

2. Barabanov N.P., Kutukov S.A. Theoretical, legal and organizational bases of interaction of structural units of a correctional institution to ensure law and order: monograph - Ryazan : Akad. Rights and administrative regulations of the Ministry of Justice of Russia, 2004 - 235 p.

3. Fatkhutdinov R.A. Managerial decisions. M., 2001. P.93.

4. Milner B.Z. Organization of program-target management. M., 1980. P.133.

5. Kutukov S.A., Moiseev N.D. Organizational and managerial factors affecting the effectiveness of interaction of structural units of correctional institution for law enforcement. // Law and the State: theory and practice. 2020. No. 6 (186). pp. 121 -123.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.