Научная статья на тему 'КООРДИНАЦИОННЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ТЕХНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ЮНЫХ ТЕННИСИСТОК'

КООРДИНАЦИОННЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ТЕХНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ЮНЫХ ТЕННИСИСТОК Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
72
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕННИС / ТЕСТ "100 МЯЧЕЙ" / ДВИГАТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Валдзинска Ева, Валдзински Томаш, Нижниковски Томаш

Цель исследования - получение информации о координационных детерминантах технических навыков теннисисток в возрасте 9 и 11 лет. Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие теннисистки (n = 60), рост (9 лет ± 6,1 - 137 ± 5,7 см; 6; 11 лет ± 7,2 - 148 ± 5,2 см), масса тела (9 лет - 34 ± 1,9 кг; 11 лет - 43 ± 2,3 кг). Для оценки технических навыков теннисисток использовали тест «100 мячей». Для контроля двигательно-координационных способностей применяли следующие тесты: некоторые тесты EUROFIT («Фламинго», теппинг-тест), тест слаломного бега Сполдинга, тест челночного бега, спайдер-тест, «Прыжки через скакалку», «Прыжки в шестиугольнике», тест старосты, зрительно-моторный тест, тест простой реакции и тест сложной реакции. Результаты исследования и выводы. В группе 9-летних теннисисток результат теста простой реакции показал лучшие прогностические свойства (он обуславливает 19% дисперсии в тесте «100 мячей»). В группе 11-летних теннисисток результат теста челночного бега независимо составляет 38% дисперсии зависимой переменной. Вывод: эффективность выполнения теста «100 мячей» зависит от разных прогностических параметров двигательно-координационных способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Валдзинска Ева, Валдзински Томаш, Нижниковски Томаш

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COORDINATION DETERMINANTS OF TECHNICAL SKILLS OF YOUNG FEMALE TENNIS PLAYERS

Objective of this study was to obtain knowledge on coordination determinants of technical skills of female tennis players aged 9 and 11. Materials and methods. The study included female tennis players (n= 60), body height (9 yrs ± 6.1 -137± 5.7 cm; 6; 11 yrs±7.2 -148± 5.2 cm), body mass (9 yrs - 34± 1.9 kg; 11 yrs - 43± 2.3 kg). To assess the female tennis players' technical skills the test of 100 balls was applied. To control coordination motor abilities, the following tests were used: certain EUROFIT tests (the flamingo test, tapping the discs), the Spalding slalom running test, the shuttle run test, the Spider test, jumps over a skipping rope, jumps in the hexagon, the Starosta test, the eye-hand test, the test of simple reaction and the test of complex reaction. Results. It was discovered that in the group of 9-year-old female tennis players, the simple reaction test result demonstrates the best predictive properties (it accounts for 19% of the variance in the test of 100 balls). In the group of 11-year-old female tennis players, the result of the shuttle run test independently accounts for 38% of the variance of the dependent variable. Conclusion. The effectiveness of performing the test of 100 balls depends on different predictors of coordination motor abilities.

Текст научной работы на тему «КООРДИНАЦИОННЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ТЕХНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ЮНЫХ ТЕННИСИСТОК»

координационные детерминанты технических навыков юных теннисисток

УДК/UDC 796.015

Поступила в редакцию 17.07.2020 г.

Информация для связи с автором: tomasz.niznikowski@awf-bp.edu.pl

Магистр Ева Валдзинска1

Кандидат педагогических наук Томаш Валдзински' Доктор педагогических наук, профессор Томаш Нижниковски2 1Государственный университет прикладных наук в Ломже, Польша 2Академия физического воспитания Юзефа Пилсудского в Варшаве, Факультет физического воспитания и здоровья в Бяла Подляске, Польша

COORDINATION DETERMINANTS OF TECHNICAL SKILLS OF YOUNG FEMALE TENNIS PLAYERS

Master Ewa Waldzinska1 PhD Tomasz Waldzinski1

Dr.Hab., Professor Tomasz Niznikowski1, 3

1 Lomza State University of Applied Sciences 2Jozef Pilsudski University of Physical Education in Warsaw, Department of Physical Education and Health in Biala Podlaska, Poland3

Аннотация

Цель исследования - получение информации о координационных детерминантах технических навыков теннисисток в возрасте 9 и 11 лет. Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие теннисистки (п = 60), рост (9 лет ± 6,1 - 137 ± 5,7 см; 6; 11 лет ± 7,2 - 148 ± 5,2 см), масса тела (9 лет - 34 ± 1,9 кг; 11 лет - 43 ± 2,3 кг). Для оценки технических навыков теннисисток использовали тест «100 мячей». Для контроля двигательно-координационных способностей применяли следующие тесты: некоторые тесты EUROFIT («Фламинго», теппинг-тест), тест слаломного бега Сполдинга, тест челночного бега, спайдер-тест, «Прыжки через скакалку», «Прыжки в шестиугольнике», тест старосты, зрительно-моторный тест, тест простой реакции и тест сложной реакции.

Результаты исследования и выводы. В группе 9-летних теннисисток результат теста простой реакции показал лучшие прогностические свойства (он обуславливает 19% дисперсии в тесте «100 мячей»). В группе 11-летних теннисисток результат теста челночного бега независимо составляет 38% дисперсии зависимой переменной. Вывод: эффективность выполнения теста «100 мячей» зависит от разных прогностических параметров двигательно-координационных способностей.

Kлючевые слова: теннис, тест «100 мячей», двигательно-координационные способности.

Annotation

Objective of this study was to obtain knowledge on coordination determinants of technical skills of female tennis players aged 9 and 11. Materials and methods. The study included female tennis players (n= 60), body height (9 yrs ± 6.1 -137± 5.7 cm; 6; 11 yrs±7.2 -148± 5.2 cm), body mass (9 yrs -34± 1.9 kg; 11 yrs - 43± 2.3 kg).

To assess the female tennis players' technical skills the test of 100 balls was applied. To control coordination motor abilities, the following tests were used: certain EUROFIT tests (the flamingo test, tapping the discs), the Spalding slalom running test, the shuttle run test, the Spider test, jumps over a skipping rope, jumps in the hexagon, the Starosta test, the eye-hand test, the test of simple reaction and the test of complex reaction.

Results. It was discovered that in the group of 9-year-old female tennis players, the simple reaction test result demonstrates the best predictive properties (it accounts for 19% of the variance in the test of 100 balls). In the group of 11-year-old female tennis players, the result of the shuttle run test independently accounts for 38% of the variance of the dependent variable. Conclusion. The effectiveness of performing the test of 100 balls depends on different predictors of coordination motor abilities.

Keywords. tennis, 100 balls test, coordination motor abilities.

Введение. Поиск путей достижения высоких спортивных результатов является одной из самых главных задач современного спорта. Для ее решения ведется активный поиск знаний о методах, направленных на оптимизацию тренировочного процесса на разных этапах спортивного совершенствования [2, 4, 5]. Многие профессионалы считают, что в процессе подготовки молодого игрока помимо обучения и совершенствования технических и тактических умений и навыков также важно развивать фундаментальные и специфичные виды спорта, общефизические и двигательно-координационные способности. Последние способствуют развитию фундаментальных двигательных навыков, в том числе основ техники, что имеет большое значение на последующих этапах подготовки и содействует достижению более высокого уровня спортивного мастерства [1, 3, 7].

Нет сомнений в том, что координационные навыки имеют фундаментальную ценность для теннисистов. В исследованиях оптимизации тренировочного процесса многие авторы пытались выявить факторы, определяющие уровень спортивных результатов в теннисе, и отмечали их разнообразие. Некоторые исследователи отводят важную роль таким координационным способностям, как равновесие тела, ритмизация, зрительно-моторная координация, время простой и сложной реакции, кинестетическая дифференциация движений, время одного движения, частота движений и ловкость [6, 8].

Цель исследования - получение информации о координационных детерминантах технических навыков теннисисток в возрасте 9 и 11 лет.

Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие теннисистки (п = 60), рост (9 лет ±

Результаты линейно-регрессионного анализа в группах 9-летних и 11 -летних теннисисток, цель которого заключалась в определении координационных предикторов высокого уровня технических навыков (тест «100 мячей»)

Возраст Тест B SE ß R2 AR2 Fизменений Pизменений

Модель 1

(Постоянная) -106.64 58.51 0.19 0.19 13.62 <0.001

Тест простой реакции 4.47 1.21 0.44***

9 лет Модель 2

(Постоянная) -45.51 61.72 0.24 0.07 5.78 0.019

Тест простой реакции 4.78 1.17 0.47***

Прыжки в шестиугольнике -4.75 1.98 -0.27*

Модель 1

(Постоянная) 522.08 59.81 0.38 0.38 36.24 <0.001

Тест челночного бега 5 х 8.23 м -26.34 4.38 -0.62***

Модель 2

(Постоянная) 586.92 60.91 0.44 0.08 8.07 0.006

11 лет Тест челночного бега 5х 8.23 м -17.58 5.16 -0.41**

Тест слаломного бега Сполдинга -16.55 5.82 -0.34**

Модель 3

(Постоянная) 622.21 61.90

Теппинг-тест -3.04 1.52 -0.19* 0.47 0.04 4.03 0.050

Тест челночного бега 5 х 8.23 м -16.40 5.06 -0.39**

Тест слаломного бега Сполдинга -15.59 5.70 -0.32*

* - p < 0.05; ** - p < 0.01; *** - p < 0.001

6,1-137 ± 5,7 см; 11 лет ± 7,2-148 ± 5,2 см), масса тела (9 лет -34 ± 1,9 кг; 11 лет - 43 ± 2,3 кг). Испытуемые тренировались три раза в неделю в клубах Подляского региона. Их разделили на соответствующие возрастные группы.

Технические навыки теннисисток оценивали при помощи теста «100 мячей». Для контроля двигательно-координационных способностей применяли следующие тесты: некоторые тесты EUROFIT («Фламинго», теппинг-тест), тест слаломного бега Сполдинга, тест челночного бега, спайдер тест, «Прыжки через скакалку, «Прыжки в шестиугольнике», тест старосты, зрительно-моторный тест, тест простой реакции и тест сложной реакции.

Нормальность распределений оценивали с помощью теста Шапиро-Уилка. Поскольку они были нормальными, использовали параметрические тесты. Впоследствии проводился корреляционный анализ с использованием многомерного линейно-регрессионного анализа с последовательным методом ввода предикторов в модель. Цель состояла в том, чтобы выяснить, какая модель координации в двух возрастных группах будет наиболее эффективной для прогнозирования технических навыков. Предикторы, представленные в анализе, были результатами последующих координационных тестов, а зависимая переменная - результатом теста «100 мячей».

Результаты исследования и их обсуждение. В группе 9-летних теннисисток результат теста простой реакции характеризовался наилучшими прогностическими свойствами (он обусловил 19 % дисперсии в тесте «100 мячей»). Включение результатов измерений прыжков в модель привело к тому, что общий процент объясненной дисперсии составил 24 % (см. таблицу).

В группе 11-летних девочек результат теста челночного бега составил 38 % дисперсии зависимой переменной. Однако включение в модель теста слаломного бега Сполдинга и теппинг-теста привело к статистически значимому увеличению процента объясненной дисперсии (на 8 % и 4 %) до уровня 47 % вариаций, объясняемых разработанной моделью, включавшей три таких предиктора. Стоит отметить, что все они отрицательно коррелировали с зависимой переменной. Чем ниже были показатели в теппинг-тесте, тесте слаломного бега Сполдинга и тесте челночного бега, тем

выше они были в тесте «100 мячей» в этой возрастной группе. Вывод. Эффективность выполнения теста «100 мячей» зависит от различных предикторов двигательно-координационных способностей. Примечательно, что в группе 9-летних теннисисток 19 % дисперсии объясняется тестом простой реакции (предиктор), а 24 %% - тестом простой реакции и прыжками в шестиугольнике. В свою очередь, в группе 11-летних теннисисток предикторы, объясняющие дисперсию, были следующими: тест челночного бега (38 %%), тест челночного бега и тест слаломного бега Сполдинга (44 %%), тест челночного бега и теппинг-тест (47 %%). Полученные данные подтверждают значимость выбранных тестов и их прогностическую ценность.

Литература

1. Самойлова М.В. Formation of motor skills in junior tennis players based on indicative activities / М.В. Самойлова, Н.Л. Бородавкина. -Teoria i praktika fiziceskoj kul'tury. - 2020. - № 1. - 92-94.

References

1. Samoylova M.V., Borodavkina N.L. (2020). Formation of motor skills in junior tennis players based on indicative activities. Teoria i praktika fizicheskoy kultury. 1, 92-94.

2. Fernandez-Fernandez, J., Sanz-Rivas, D., Kovacs, M.S., Moya, M. (2015). In-season effect of a combined repeated sprint and explosive strength training program on elite junior tennis players. Journal of Strength & Conditioning Research, 29 (2), 351-7.

3. Kolman N.S., Kramer, T., Elferink-Gemser, M.T., Huijgen, B.C.H., Visscher, C. (2019). Technical and tactical skills related to performance levels in tennis: A systematic review. Journal of Sports Sciences, 37(1), 108-121.

4. Kramer, T., Huijgen, B.C., Elferink-Gemser, M.T., Visscher, C. (2016). A Longitudinal Study of Physical Fitness in Elite Junior Tennis Players. Pediatric Exercise Science, 5, 1-27.

5. Kovacs, M., Mundie, E., Eng, D., Bramblett, J., Kovacs, M.J., Hosek, R. (2015a). How did the Top 100 Professional Tennis Players (ATP) succeed: An analysis of ranking milestones. Journal of Medical and Science in Tennis, 20(2), 50-57.

6. Meckel, Y., Hophy, A., Dunsky, A., Eliakim, A. (2015). Relationships between physical characteristics and ranking of young tennis players. Central European Journal of Sport Sciences and Medicine, 10(2), 5-12.

7. Sogut, M. (2017). A comparison of serve speed and motor coordination between Elite and Club Level Tennis Players. Journal of Human Kinetics, 55,171-176.

8. Ugur Ozer, Cem Sinan Aslan (2018). The Effects of Mini Tennis Training on 8-11 Aged Girls' Coordination and Reaction Time. Turkish Journal of Sports Medicine. 53(2):76-82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.