УДК 796.332 DOI: 10.14526/2070-4798-2022-17-3-75-82
Координационная подготовка футболистов 8-10 лет: направленность,
содержание, условия
Костюнина Л.И.*, Дугуфана Багайоко, Маркин М.О.
Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова
г. Ульяновск, Россия ORCID: 0000-0003-1551-6838, likost@mail.ru* dougoufanabagayoko11@gmail.com mar12312@yandex.ru
Аннотация: В статье рассмотрены содержательные аспекты координационной подготовки футболистов 8-10 лет. Материалы и методы исследования. Достижение цели исследования было обусловлено применением комплекса методов исследования (теоретический анализ специальной научно-методической литературы, результатов диссертационных исследований; педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики). Педагогическое исследование было организовано на базе «ФГБОУ ВО УЛГПУ им. И.Н. Ульянова»; футбольной школы и футбольного центра Национального института молодежи и спорта (НИМС), столица Республики Мали - Бамако. В педагогическом эксперименте приняли участие 33 спортсмена 8-10 лет. Результаты. В ходе исследования уточнено содержание и направленность общей и специальной координационной подготовки в футболе на этапе начальной подготовки; рассмотрены педагогические условия развития двигательно-координационных качеств, обоснованы средства и методы их развития. Результаты формирующего педагогического эксперимента свидетельствуют о достоверно значимом приросте показателей координационной подготовленности футболистов ЭГ. Повышение уровня координационной подготовленности юных футболистов также обеспечило необходимые предпосылки для успешного овладения базовыми техническими, технико-тактическими действиями. Заключение. Прогресс современного футбола ассоциируется с качеством подготовки спортивного резерва, основу которой составляет двигательно-координационная подготовка. Достижение юными футболистами должных параметров координационной подготовленности обусловливает более эффективное усвоение разучиваемых технических приемов, надежность их выполнения в различных игровых ситуациях, во взаимодействии с партнерами по команде и в условиях противодействия со стороны соперника.
Ключевые слова: футбол, общая и специальная координационная подготовка, двигательно-координационные качества, юные футболисты, технико-тактические действия, ловкость, быстрота, точность, равновесие.
Для цитирования: Костюнина Л.И.*, Дугуфана Багайоко, Маркин М.О. Координационная подготовка футболистов 8-10 лет: направленность, содержание, условия. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2022; 17(3): 75-82. DOI: 10.14526/2070-4798-2022-17-3-75-82.
Coordination training of young 8-10-year-old football players: orientation,
content, conditions
Lubov I. Kostyunina*, Dugufana Bagayoko, Mikhail O. Markin
IN. Ulyanov State Pedagogical University, Ulyanovsk Ulyanovsk, Russia ORCID: 0000-0003-1551-6838, likost@mail.ru* dougoufanabagayoko11@gmail.com mar12312@yandex.ru
Abstract: The article considers the substantive aspects of the coordination training of 8-10-year-old football players. Materials and research methods. Achieving the goal of the research was conditioned by the use of a set of research methods (theoretical analysis of special scientific and methodological literature, the results of dissertation research works; pedagogical testing, pedagogical experiment, methods of mathematical statistics). Pedagogical research was organized on the basis of I.N. Ulyanov State Pedagogical University, Ulyanovsk, football school and football center of the National Institute of Youth and Sports (NIYS), the capital of the Republic of Mali -Bamako. 33 young athletes at the age of 8-10 took part in the pedagogical experiment. Results. The research work clarified the content and direction of general and special coordination training in football at the stage of initial training; we considered pedagogical conditions for motor-coordinating qualities development, substantiated the means and methods of their development. The results of the forming pedagogical experiment prove significant increase of coordination readiness indices of the football players from the experimental group. The increasing level of coordination readiness of young football players also provided the necessary preconditions for the successful mastering of basic technical, technical-tactical actions. Conclusion. The progress of modern football is associated with the quality of the sports reserve training. It is based on motor-coordination training. The achievement by young football players the proper parameters of coordination readiness determines more effective mastering of the learned techniques, the reliability of their implementation in various game situations, in interaction with teammates and in terms of the opponent's opposition.
Keywords: football, general and special coordination training, motor-coordinating qualities, young football players, technical - tactical actions, dexterity, quickness, accuracy, balance.
For citation: Lubov I. Kostyunina*, Dugufana Bagayoko, Mikhail O. Markin. Coordination training of young 8-10 year-old football players: orientation, content, conditions. Russian journal of Physical Education and Sport. 2022; 17(3): 75-82. DOI: 10.14526/2070-4798-2022-17-3-75-82.
Введение
Сложность и многообразие двигательных действий в футболе (ускорения, падения, прыжки, внезапная смена направления движения, остановки) требуют развития комплекса ведущих двигательных координаций, обеспечивающих эффективность технико-тактических действий с мячом как во взаимодействии с партнерами, так и при реализации индивидуальных двигательных действий. Развитие координационных качеств рассматривается отечественными и зарубежными специалистами как одно из перспективных направлений, позволяющих существенно повысить качество обучения юных футболистов базовым техническим приемам, технико-тактическим действиям [1-4]. Результаты исследований ряда авторов свидетельствуют о взаимообусловленном характере показателей координационной и технико-тактической подготовленности футболистов в структуре многолетнего тренировочного процесса [5, 6].
Обшей и специальной координационной подготовке юных футболистов необходимо уделять должное внимание, начиная с этапа начальной подготовки с учетом особенностей пси-хо-возрастного развития детей, специфических особенностей развития двигательных функций. Данная работа должна осуществляться и в дальнейшем, на протяжении всех этапов многолетнего спортивного совершенствования футболистов с учетом специфики игровой деятельности, выявления эффективных подходов к развитию
ведущих двигательных координаций, обусловливающих возможность дальнейшего индивидуального технического совершенствования игрока с учетом опережения или отставания в развитии ведущих двигательно-координацион-ных качеств, игрового амплуа.
Цель исследования: теоретико-методическое обоснование значимости координационной подготовки в тренировочном процессе футболистов 8-10 лет.
Задачи исследования:
1. Выявить роль и значимость развития дви-гательно-координационных качеств юных футболистов на этапе начальной подготовки.
2. Обосновать педагогические условия, средства и методы стимулируемого развития ведущих двигательно-координационных качеств футболистов 8-10 лет.
Материалы и методы
Достижение цели исследования было обусловлено применением комплекса методов (теоретический анализ специальной научно-методической литературы, результатов диссертационных исследований; педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики). Педагогическое исследование было организовано на базе «ФГБОУ ВО УЛГПУ им. И.Н. Ульянова»; футбольной школы и футбольного центра Национального института молодежи и спорта (НИМС), столица Республики Мали - Бамако (с сентября
2019 по июнь 2020 гг.). В педагогическом эксперименте приняли участие 33 спортсмена 8-10 лет (малийские дети различного этнического происхождения - Баманан, Пеулх, Сонгхой, Са-рахоле, Тамашек, Сенуфо и др.), занимающихся в группах начальной спортивной подготовки (12-й год обучения). Все они были распределены на группы: экспериментальную и контрольную группы (КГ - 16 человек, ЭГ - 17 чел). Занятия в контрольной группе (КГ) проводились на основе рабочей программы спортивной подготовки по футболу, разработанной специалистами Министерства молодежи и спорта и Национального института молодежи и спорта. ЭГ занималась по разработанной нами экспериментальной методике. Тренировочные занятия проходили 3 раза в неделю продолжительностью два академических часа. В группах испытуемых была проведена входная и контрольная диагностика исследуемых показателей.
Результаты и обсуждение
Достижение должных параметров общей и специальной координационной подготовленности являются одним из условий повышения эффективности усвоения базовых технико-тактических умений как на этапе начальной подготовки юных футболистов, так и в процессе дальнейшего совершенствования спортивного мастерства [1-4]. В исследованиях А.П. Кураша (2006) установлено, что в детском и юношеском возрасте эффективность действий с мячом в спортивных играх определяют три основных фактора: уровень развития сенсорных систем, прежде всего двигательной чувствительности; степень освоенности игроками рациональной структуры движений при выполнении различных технических приемов; уровень развития ведущих двигательных координационных качеств, определяющих качественные стороны выполнения действий с мячом [1].
Б.Г. Чирва (2008) отмечает: «...Чтобы точно оперировать мячом, футболистам необходимо обладать комплексом способностей и качеств, которые могут быть в разной степени унаследованы и в различной степени улучшены путем тренировочных занятий» [5]. В работах зарубежных авторов отмечается значимость развития гибкости и координации в базовой подготовке футболистов; подтверждается важность таких факторов успешности соревновательной деятельности, как владение техникой, координация, поддержание равновесия; указывается на необходимость повышения надежности целевых действий футболистов как важнейшего условия становления технико-тактического мастерства [7, 8].
В соответствии с современными концепция-
ми спортивной тренировки координационная подготовка делится на общую и специальную. Общая координационная подготовка предусматривает расширение арсенала двигательных возможностей спортсмена на основе использования в спортивной тренировке сложных в координационном плане упражнений, которые ставят перед спортсменом повышенные требования к проявлению его координационных способностей и мотивируют его к дальнейшему совершенствованию двигательных функций. Однако эти упражнения (двигательные действия) не содержат элементов футбольной техники. Специальная координационная подготовка включает выполнение юными футболистами усвоенных технических умений и навыков в специально созданных, сложных в координационном отношении условиях, предъявляющих повышенные требования к проявлению ведущих двигательно-координационных качеств. Исходя из этого двигательно-координационная подготовка носит сопряженный характер с технико-тактической. Целенаправленность и результативность двигательно-координационной подготовки обеспечивается использованием упражнений интегрированного характера, что не только обеспечивает эффективное обучение и совершенствование навыков игры, но и способствует развитию ведущих координационных качеств, повышению функциональной подготовленности юных футболистов. И наоборот, их отсутствие предполагает поиск средств направленного воздействия на специфические виды координационных качеств на основе выявления и обоснования педагогических условий, эффективных средств и методов их развития. Специальная координационная подготовка юных футболистов рассматривается в аспекте формирования умения игроков целесообразно координировать движения (согласовывать и соподчинять) при построении, воспроизведении новых двигательных действий, а также перестраивать координацию движений при необходимости изменить параметры освоенного действия, при переключении на новое действие в соответствии с требованиями динамично меняющихся условий [6].
Уровень координационной подготовленности юного футболиста обусловлен как природными задатками, так и педагогическим мастерством тренера: его умениями, навыками, владением современными знаниями, методиками, способностью мотивировать воспитанников к творческому взаимодействию в ходе решения тренировочных задач. Внедрение в тренировочный процесс детско-юношеских футбольных команд дополнительных средств развития ведущих дви-гательно-координационных качеств является
важным условием повышения технико-тактического мастерства в сочетании с ростом функциональных возможностей игроков. В ходе изучения и анализа специальной научно-методической литературы, результатов диссертационных исследований нами обоснованы следующие педагогические условия, обеспечивающие эффективность двигательно-координационной подготовки юных футболистов [9]:
- Реализация тренировочного процесса футболистов 8-10 лет на основе интегрального подхода, базирующегося на применении обще-развивающих, специально-подготовительных и специальных упражнений с мячом и без мяча обучающего характера; подвижных игр обще-развивающего и специализированного характера, эстафет. Общеразвивающие физические упражнения, расширяя двигательные возможности начинающего футболиста, обеспечивают базис специальной подготовки. Специальные подготовительные упражнения характеризуются специфичными для игры в футбол напряжением, координацией, темпом и ритмом движения (упражнения технико-тактического характера, спортивные и подвижные игры, упражнения из других видов спорта и сама игра в футбол в различных вариантах). В тренировке юных футболистов подвижные игры должны занимать до 50-60% общего времени. Рекомендуется применять их в конце подготовительной части занятия, захватывая начало основной части тренировки. Подвижные игры, эстафеты позволяют сохранять положительный психоэмоциональный фон тренировочных занятий, способствуют сохранению познавательной активности и поддержанию устойчивого интереса к выполнению тренировочных заданий в основной части занятия. Применение подвижных игр в тренировочном процессе футболистов не только обеспечивает эффективное обучение и совершенствование навыков игры, но и способствует развитию ведущих координационных качеств; формированию основ игрового мышления, решительности и целеустремленности, а также коммуникативных навыков, умения работать в команде.
- Реализация дифференцированного подхода к технологическому обеспечению тренировочного процесса с учетом морфо-функ-циональных показателей развития юного спортсмена, индивидуальных особенностей проявления типологических свойств нервной системы во взаимосвязи с динамикой развития ведущих двигательно-координационных качеств и сформированности технико-тактических умений. Планирование тренировочного процесса, и особенно дозирование тренировочных нагрузок, юных спортсменов требует учета особенностей
их индивидуального развития, что связано с наметившейся тенденцией к росту объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок уже на этапе начальной подготовки. Как отмечают исследователи, на сегодняшний день наблюдается увеличение диапазона индивидуальных различий в соматическом развитии детей и подростков. В тренировочном процессе необходимо учитывать конституциональные закономерности растущего организма индивида, индивидуальные особенности физического развития и гетерохронности формирования двигательных качеств, что определяет эффективность процесса обучения, качество выполнения технико-тактических элементов в условиях специфической соревновательной деятельности. Типологические особенности проявления основных свойств нервной системы имеют значение прежде всего для прогнозирования успешности в спортивной деятельности, выявления ведущих и сопутствующих двигательно-координационных качеств с учетом типологических особенностей ЦНС юных спортсменов и выбора наиболее оптимальных средств и методов их развития.
- Выявление структуры координационной подготовленности юных футболистов в предпу-бертатном периоде и их развитие с учетом сенситивных периодов по отношению к развитию двигательных функций как фактора успешности формирования основ технико-тактического мастерства игроков. Как показывает педагогическая практика, результаты многочисленных исследований, каждый этап спортивной подготовки футболистов обусловливает комплекс требований к содержанию, структуре и направленности двигательно-координационнной подготовки. Структура координационных качеств футболистов имеет свою специфику, и зависит от уровня спортивной квалификации, пола, индивидуальных различий, что необходимо учитывать при развитии ведущих двигательных координаций. Эффект целенаправленных тренировочных воздействий обусловлен их оптимальным сочетанием с периодами максимального естественного прироста двигатель-но-координационных качеств. По мнению ведущих специалистов, наиболее выгодные условия для развития ловкости, скоростных качеств наблюдаются в предпубертатном периоде. В возрасте 8-10 лет у мальчиков уровень развития нервной системы обеспечивает возможность организации эффективной познавательной деятельности и осознанной регуляции движений. К сожалению, с исчезновением «уличного футбола», снижением уровня двигательной активности наблюдается дисбаланс между физическим развитием и сформированными навыками координации. Специальная координационная
подготовка должна обеспечить развитие чувства ритма, равновесия, точности дифференцировки пространственных, временных, динамических параметров двигательных действий, специфической ловкости в манипулировании мячом (в остановке мяча, в движении, во взаимодействии с партнерами и в противодействии с соперником).
- Вариативность применения физических упражнений и их интенсивности (усложненный, упрощенный вариант выполнения упражнения, интенсивность упражнения, режим чередования отдыха и нагрузки и др.). На начальном этапе подготовки в процессе применения разнообразных упражнений, заданий, направленных на развитие у юных футболистов ведущих дви-гательно-координационных качеств, целесообразно применять упражнения с более простой структурой, невысокой интенсивности, с постепенным их усложнением и повышением интенсивности выполнения по мере выявления положительных сдвигов в уровне координационной подготовленности. Простые в координационном плане упражнения стимулируют деятельность различных анализаторов, обеспечивают готовность нервно-мышечного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем к усвоению юным футболистом более сложных упражнений. В первый год обучения целесообразно применять специальные координационные упражнения невысокого и умеренного уровня сложности (40-70%), которые должны выполняться в условиях отсутствия физического, психического утомления, когда спортсмен способен контролировать, оценивать и управлять своей деятельностью. Данный подход обеспечивает целенаправленность, постепенность формирования ведущих двигательных координаций и создает предпосылки для их совершенствования на последующих этапах спортивной тренировки.
Эффект целенаправленных тренировочных воздействий обусловлен их оптимальным сочетанием с периодами максимального естественного прироста двигательно-координационных качеств. Выявленные нами педагогические условия развития ведущих двигательно-коорди-национных качеств футболистов 8-10 лет позволяют на научной основе целенаправленно подбирать средства и методы развития координационных качеств в этом возрастном периоде, создают предпосылки для более успешного формирования и закрепления технико-тактических умений и навыков. Экспериментальная методика развития ведущих двигательно-координаци-онных качеств юных футболистов будет отвечать критериям оптимальности при учете специфики и структуры специальной координационной подготовленности футболистов на различных
этапах тренировочного процесса, обусловленной сенситивностью развития ведущих двигательных координаций.
При выборе средств общей и специальной координационной подготовки нами учитывалась взаимосвязь и взаимообусловленность проявления в двигательной деятельности двигатель-но-координационных качеств. Наличие сильных связей между отдельными двигательными координациями предполагает использование упражнений интегрированного воздействия, обеспечивающих взаимообусловленный характер прироста данных двигательно-координаци-онных качеств. При слабо выраженных взаимосвязях, или при их отсутствии, необходим поиск средств и методов их стимулируемого развития с учетом особенностей проявления данной координации в специфической двигательной деятельности в том или ином виде спорта. Таким образом, на этапе начальной подготовки юных футболистов одним из приоритетных направлений в повышении уровня физической и технической подготовленности, на наш взгляд, является использование в тренировочных занятиях метода сопряжённого развития ведущих двига-тельно-координационных качеств с учётом их взаимосвязи, сенситивных периодов развития и возрастных особенностей детей. Комплекс игр, игровые упражнения, эстафеты, технико-тактические упражнения были подобраны нами в соответствии со значимостью различных координационных качеств в футболе, а также с уровнем подготовленности юных футболистов и их успеваемости на тренировках.
Развитие ведущих двигательно-координа-ционных качеств юных футболистов осуществлялось на основе обеспечения взаимодействия между зрительной, проприоцептивной, вестибулярной, сенсорными системами и работой центральной нервной системы; совершенствования механизмов равновесия на основе адаптации рецепторов вестибулярного анализатора к внешним физическим воздействиям, которые периодически и многократно сообщают телу спортсмена разнонаправленные ускорения в процессе тренировки; эффективного управления психо-эмоциональным состоянием юных футболистов в процессе тренировки на фоне возрастающего утомления и снижения контроля за выполнением движений; поддержания мотивации к выполнению упражнений путем дополнения комплексов новыми упражнениями, обеспечивающими целенаправленное развитие ведущих координационных качеств [10].
Тренировочный процесс реализовывался с учетом целей и задач этапа начальной подготовки, уровня физической и технической подготовленности юных футболистов. Учитывались
также относительно низкие для данного возрастного периода психо-функциональные показатели. Двигательные задания выполнялись юными футболистами при осознанном контроле и управлении мышечно-двигательными ощущениями. На последующих тренировочных занятиях изменялись условия выполнения технических приемов, применялись варианты контрастных заданий (выполнение футболистами действий попеременно с мячами обычного веса и облегченными мячами; изменение траектории полета мяча, ограничение зрительного контроля при выполнении технических приемов и др.). Моторные задачи решались во взаимодействии с партнерами по команде, а также в условиях противодействия со стороны соперников [3, 9,
11].
Педагогический эксперимент показал, что реализация тренировочного процесса юных футболистов 8-10 лет с акцентированным вниманием на развитие ведущих двигательно-координаци-онных качеств (быстроты, точности, равновесия, ловкости, ритмичности) обеспечивает возможность целенаправленного повышения уровня общей и специальной координационной подготовленности с учетом специфики двигательной деятельности в футболе, о чем свидетельствуют полученные эмпирические данные. Так, в тестах «Бег по обручам без ведения мяча» и «Бег по обручам с ведением мяча», характеризующих ДКК ритмичности, показатели достоверно возросли в КГ на 2,2%, в ЭГ - на 13,7 (р<0,05). Подобная тенденция выявлена в тесте «Бег по обручам с ведением мяча», что свидетельствует о достоверных изменениях в показателях ритмичности, обеспечивающих юным спортсменам возможность рационально выстраивать свои двигательные действия с учетом соразмерности всех фаз выполнения того или иного технического действия с мячом (ускоряя, замедляя, выделяя отдельные фазы с учетом игровой ситуации).
В связи с особенностями психо-возрастного развития детей 8-10 лет развитие способности к дозированию и управлению мышечно-двига-тельными ощущениями требует особого внимания. В подготовке юных футболистов ЭГ большое внимание уделялось формированию кинестетических ощущений, связанных с формированием «чувства мяча». В рамках тренировки двигательной чувствительности в экспериментальной группе создавались тренировочные условия с повышенными требованиями к проявлению «чувства мяча». Как показывает практика, в плане двигательной чувствительности при оперировании мячом юным футболистам труднее выполнять поочередно действия, резко отличающиеся по величине усилий, скорости и амплитуде исполнения движений; действовать с более легким
мячом в сравнении с мячом обычного веса для данного возраста. Таким образом, применение в ЭГ метода контрастных заданий (передачи мяча на малое и большое расстояние, перемещения с мячом с низкой и высокой скоростью; выполнение футболистами действий попеременно с мячами обычного веса и облегченными мячами) обусловило более высокие показатели в ЭГ. В ЭГ в тесте «Подтягивание мяча левой стопой» показатель улучшился на 8,3% и 8,9% (соответственно, левая и правая нога), Р<0,05. В КГ - на 4,6% и 4,8% соответственно, (Р>0,05). Способность к равновесию в тесте «Стояние на правой ноге с удержанием мяча на левой стопе» в ЭГ достоверно повысилась на 29,7 %; в КГ - на 10,6% (Р>0,05). Подобная тенденция выявлена и в тесте «Стояние на левой ноге с удержанием мяча на правой стопе». Показатели динамического равновесия (тест «Повороты на гимнастической скамье») в ЭГ повысились до 27,3%; в КГ - до 16,1% (р<0,05).
Для оценки способности к дифференцированию параметров движений, выявления точности прицельных движений нами использовался тест «Удары по мячу в цель правой и левой ногой». Результаты данного теста в конце эксперимента показали тенденцию их увеличения у юных футболистов как КГ, так и в ЭГ. При этом в показателях прироста у юных футболистов КГ и ЭГ наблюдаются достоверные различия (р<0,05). Для оценки способности к приспособлению и перестроению двигательных действий (ловкость) использовали тесты «Бег с обеганием стоек» и «Бег с ведением мяча и обеганием стоек». В тестах «Бег с обеганием стоек с левой стороны» и «Бег с обеганием стоек с правой стороны» выявлено, что показатели прироста у футболистов ЭГ в конце педагогического эксперимента составили 11,09% и 11,1% соответственно (р<0,05). У юных футболистов КГ наблюдается только положительная динамика прироста. Подобная тенденция сохраняется в тесте «Обегание стоек с введением мяча». Для оценки способности к согласованию использовали тест «Слалом между стойками с ведением двух мячей». В данном тесте достоверное увеличение показателя в ЭГ составило 15,7%, в КГ - 10,7% (р<0,05).
Повышение уровня общей и специальной координационной подготовленности юных футболистов обеспечило необходимые предпосылки для успешного овладения базовыми техническими, технико-тактическими действиями. Сравнительный анализ полученных данных говорит о преимуществе испытуемых ЭГ в тестовом упражнении «Жонглирование мячом»: они выполнили в среднем 46,8±7,2 ударов по мячу, что на 15,3 удара превышает показатели КГ (Р<0,05). В упражнении «Ведение мяча по прямой 30 м (7
кас.) показатель в ЭГ составил 6,09±1,75 с, в КГ - 6,37±1,45 с (Р<0,05). В упражнении «Удар по мячу серединой подъема на точность» испытуемые ЭГ набрали 15,24 ±2,19 балла из 20 возможных, что на 3,11 балла лучше, чем у испытуемых КГ (Р<0,05).
В показателях объема и надежности технико-тактических действий (игровое упражнение «Квадрат 4х2») футболисты ЭГ выполнили на 28,4 технико-тактических действия больше, чем испытуемые КГ. Спортсмены ЭГ отличаются высокими в сравнении с испытуемыми контрольной группы показателями надежности выполнения технико-тактических действий: коэффициент надежности в ЭГ составил 0,82, что на 0,08 превышает аналогичный показатель испытуемых КГ (Р<0,05)
Заключение
Прогресс современного футбола ассоциируется с качеством подготовки спортивного резерва, основу которой составляет двигательно-ко-ординационная подготовка. Эффективность тренировочного процесса футболистов 8-10 лет обеспечивается реализацией выявленных нами педагогических условий направленного развития ведущих двигательно-координационных качеств (дифференциация средств и методов координационной подготовки с учетом особенностей психо-возрастного развития, сенситивных периодов по отношению к развитию двигательных функций футболистов 8-10 лет; учет требований к специально-координационной подготовленности юных футболистов; применение комплекса общеразвивающих, специально-подготовительных и специальных упражнений с мячом и без мяча обучающего характера, подвижных игр общеразвивающего и специализированного характера, эстафет). Достижение юными футболистами должных параметров координационной подготовленности обусловливает более эффективное усвоение разучиваемых технических приемов, надежность их выполнения в различных игровых ситуациях, во взаимодействии с партнерами по команде и в условиях противодействия со стороны соперника.
Список литературы
1. Кураш В.П. Формирование у школьников техники игры в футбол на основе развития целевой точности движений: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва. 2006: 19.
2. Шамонин А.В. Повышение технической подготовки при развитии способностей к сохранению равновесия юных футболистов 7-11 лет: автореф. дис ... кан. пед. наук. Екатеринбург. 2010: 22.
3. Костюнина Л.И., Дугуфана Багайоко, Ни-
колаев Д.С. Двигательно-координационная подготовка как основа успешности обучения юных футболистов. Олимпийский спорт и спорт для всех : сборник научных трудов, представленных на XXIV Международный научный конгресс «Олимпийский спорт и спорт для всех». Казань: Поволжская ГАФКСиТ. 2020: 116-118.
4. Cazzola D., Pavei G., Preatoni E. Can Coordination Variability Identify Performance Factors and Skill Level in Competitive Sport? The case of race walking. Journal of Sport and Health Science. 2016; 5(1): 35-43. DOI: 10.1016/j. jshs.2015.11.005.
5. Чирва Б.Г. Чувствительные периоды в обучении техническим приемам юных футболистов: монография. М: 2008: 138.
6. Лях В., Витковски З. Координационная тренировка в футболе. М.: Сов. Спорт. 2010: 216.
7. Gomes Bruno Prestes, Ribeiro Yuri Salenave, Vaz Marcelo dos Santos. Psychological Dynamics in Training for Military Football Players During Preparation for Competition. Revista Brasileira de Futsal eFutebol. 2016; 8(29): 190-196.
8. Henry G.J., Dawson B., Lay B.S., Young W.B. Relationships Between Reactive Agility Movement Time and Unilateral Vertical, Horizontal, and Lateral Jumps. J Strength Cond Res. 2016; 30(9): 2514-2521.
9. Костюнина Л.И., Дугуфана Багайоко, Д.С. Николаев Педагогические условия развития двигательно-координационных качеств юных футболистов 8-10 лет. Актуальные проблемы физической культуры и спорта: материалы X Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию ЧГПУ им. И.Я. Яковлева (Чебоксары, 12 ноября 2020 г.). Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т. 2020: 104-110.
10. Багайоко Дугуфана, Аль Ших Мхд. Висам, Л.И. Костюнина, А.Н. Катенков Методика повышения вестибулярной устойчивости у юных футболистов. Современные вопросы биомедицины. 2022; 6(1): 262-270.
11. Костюнина Л.И., Дугуфана Багайоко, Д.С. Николаев Развитие ведущих двигательно-коор-динационных качеств юных футболистов на основе дифференцированного подхода. Теория и практика физической культуры. 2021; 2: 59-61.
Статья поступила в редакцию: 20.08.2022
Костюнина Любовь Ивановна - доктор педагогических наук, профессор, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 432700, Россия, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, e-mail: likost@mail.ru Дугуфана Багайоко - аспирант, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 432700, Россия, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, e-mail: dougoufanabagayoko11@gmail.com
Маркин Михаил Олегович - кандидат педагогических наук, доцент, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 432700, Россия, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, e-mail: mar12312@yandex.ru