Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ ВЕСТИБУЛЯРНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ У ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ'

МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ ВЕСТИБУЛЯРНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ У ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
195
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУТБОЛ / НАЧАЛЬНАЯ СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / МЕТОДИКА / КООРДИНАЦИОННЫЕ КАЧЕСТВА / ВЕСТИБУЛЯРНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / РАВНОВЕСИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Багайоко Дугуфана, Висам Аль Ших Мхд, Костюнина Л. И., Катенков А. Н.

Современный футбол характеризуется высокой интенсивностью нагрузок, скоростью реагирования игроков на раздражители, необходимостью четкого распределения и перераспределения мышечных усилий, точной дифференциации пространственно-временных и пространственно-силовых усилий. Цель исследования обусловлена необходимостью разработки методики повышения вестибулярной устойчивости у юных футболистов с учетом сенситивных периодов и особенностей возрастного развития. В ходе исследования проанализированы особенности проявления вестибулярной устойчивости в игровой деятельности, рассмотрены средства и методы ее направленного развития у юных футболистов. Результаты педагогического эксперимента подтверждают эффективность предложенных подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Багайоко Дугуфана, Висам Аль Ших Мхд, Костюнина Л. И., Катенков А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF IMPROVING VESTIBULAR STABILITY IN YOUNG SOCCER PLAYERS

Modern soccer is characterized by a high intensity of loads, the speed of players' response to stimuli, the need for a clear distribution and redistribution of muscle efforts, an accurate differentiation of spatio-temporal and spatio-power efforts. The purpose of the study is due to the need to develop a methodology for increasing the vestibular stability of young soccer players, taking into account the sensitive periods and characteristics of age-related development. In the course of the study, the features of the manifestation of vestibular stability in playing activity were analyzed, the means and methods of its directed development in young soccer players were considered. The results of the pedagogical experiment confirm the effectiveness of the proposed approaches.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ ВЕСТИБУЛЯРНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ У ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ»

СОВРЕМЕННЫЕ ВОПРОСЫ

MODERN ISSUES OF

БИОМЕДИЦИНЫ BIOMEDICINE 2022, T. 6 (1)_2022, Vol. 6 (1)

Дата публикации: 01.03.2022 Publication date: 01.03.2022

DOI: 10.51871/2588-0500_2022_06_01_35 DOI: 10.51871/2588-0500_2022_06_01_35

УДК 796.332 UDC 796.332

МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ ВЕСТИБУЛЯРНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ У ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ

Багайоко Дугуфана, Аль Ших Мхд. Висам, Л.И. Костюнина, А.Н. Катенков

ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»,

г. Ульяновск, Россия

Аннотация. Современный футбол характеризуется высокой интенсивностью нагрузок, скоростью реагирования игроков на раздражители, необходимостью четкого распределения и перераспределения мышечных усилий, точной дифференциации пространственно-временных и пространственно-силовых усилий. Цель исследования обусловлена необходимостью разработки методики повышения вестибулярной устойчивости у юных футболистов с учетом сенситивных периодов и особенностей возрастного развития. В ходе исследования проанализированы особенности проявления вестибулярной устойчивости в игровой деятельности, рассмотрены средства и методы ее направленного развития у юных футболистов. Результаты педагогического эксперимента подтверждают эффективность предложенных подходов.

Ключевые слова: футбол, начальная спортивная подготовка, методика, координационные качества, вестибулярная устойчивость, равновесие.

METHODS OF IMPROVING VESTIBULAR STABILITY IN YOUNG SOCCER PLAYERS

Bagayoko Dugufana, Al Shikh Mkhd. Wisam, L.I. Kostyunina, A.N. Katenkov

Ul'yanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ul'yanov, Ul'yanovsk, Ul'yanovsk, Russia

Annotation. Modern soccer is characterized by a high intensity of loads, the speed of players' response to stimuli, the need for a clear distribution and redistribution of muscle efforts, an accurate differentiation of spatio-temporal and spatio-power efforts. The purpose of the study is due to the need to develop a methodology for increasing the vestibular stability of young soccer players, taking into account the sensitive periods and characteristics of age-related development. In the course of the study, the features of the manifestation of vestibular stability in playing activity were analyzed, the means and methods of its directed development in young soccer players were considered. The results of the pedagogical experiment confirm the effectiveness of the proposed approaches.

Key words: soccer, initial sports training, methodology, coordination qualities, vestibular stability, balance.

Введение. Эффективное выполнение технико-тактических приемов, соревновательная результативность базируется на высоком уровне развития качественных сторон двигательной деятельности: мышечной силы, выносливости, быстроты, ловкости, точности, прыгучести, ритмичности [1-3]. При достаточно высоком уровне различных видов подготовленности, специальная координационная подготовка может стать решающим фактором успешности соревнова-

тельной деятельности. Проблема повышения уровня общей и специальной координационной подготовленности футболистов остается актуальной на всех этапах многолетней спортивной подготовки. Cложность и многообразие двигательных действий в футболе (ускорения, падения, прыжки, внезапная смена направления движения, остановки) требуют развития вестибулярной устойчивости, обеспечивающей рациональное распределение и перераспределение мы-

шечных усилий, эффективность технических действий с мячом [4-8].

Цель исследования: разработать методику повышения вестибулярной устойчивости у юных футболистов 8-10 лет.

Методы и организация исследования. Достижение цели исследования было обусловлено применением комплекса методов: теоретический анализ данных специальной научно-методической литературы по проблеме исследования, систематизация, обобщение, тестирование физической, технической, специальной координационной подготовленности (бег на 100 м, «Наклон вперед из положения стоя», «Сед ноги врозь (поперечный шпагат)»; проба «Ромберга», «Повороты на гимнастической скамейке», «Удар в цель с 15 м ведущей ногой» «Удар в цель с 15 м не ведущей ногой», «Жонглирование мяча»), педагогический эксперимент. Для сравнительного анализа эмпирических данных применялись методы математической статистики (программы Statistica). Показатели прироста исследуемых показателей рассчитывались по унифицированной формуле S. Brody.

Педагогический эксперимент был организован на базе спортивной школы олимпийского резерва по футболу «Волга» им. Н.П. Старостина, г. Ульяновск. В педагогическом эксперименте продолжительностью 6 месяцев приняли участие футболисты 8-10 лет (1-2 года обучения) в количестве 24 человек, из числа которых были сформированы контрольная группа (КГ, 12 футболистов) и экспериментальная группа (ЭГ, 12 футболистов) однородные по уровню физической и технической подготовленности. КГ занималась в соответствии с утвержденной рабочей программой ДЮСШ, требованиями примерной программы и стандарта спортивной подготовки по футболу [9-10]. В ЭГ была реализована разработанная нами методика стимулируемого развития вестибулярной устойчивости. Мощность физических упражнений на начальном этапе спортивной подготовки характеризовалась частотой сердечных сокращений - 120-130 уд/мин, в подвижных играх ЧСС составляла 160

МОБЕКК КБиЕБ ОБ ВЮМЕБГСШЕ 2022, Уо1. 6 (1)

уд/мин. На тренировочных занятиях уделялось также внимание сопряженному развитию других ведущих двигательных коорди-наций: ловкости, точности, прыгучести [3, 11]. В целях обеспечения устойчивого положения тела совершенствовались зрительные и вестибулярные рефлексы, выполняющие прогностическую функцию.

Результаты исследования и их обсуждение. Эффективное решение технико-тактических задач в футболе обусловлено умением футболиста выполнять разнообразные по характеру двигательные действия с мячом и без, находясь в постоянном движении при различных положениях тела; в момент ускорения или торможения, в условиях противодействия соперника. Планирование тренировочного процесса будет отвечать критериям оптимальности при учете специфики и структуры специальной координационной подготовленности футболистов на различных этапах тренировочного процесса, обусловленной сенситивностью развития ведущих двигательных координаций [2, 3, 12].

Специалисты отмечают, что предпубер-татный период обеспечивает наиболее выгодные условия для развития двигательно-координационных качеств. В этот период совершенствуются психические функции (восприятие, внимание, аналитические способности), обусловливающие возможность эффективного управления движениями

[1, 2, 7, 12].

Выполнение точных ближних и дальних ударных движений по мячу, обводка соперника, передача партнеру, ведения мяча в условиях противодействия требует от футболиста сохранения устойчивости тела как в статических, так и в динамических положениях. Качество баллистических ударных движений, выполняемых из одноопорного положения, обусловлено умением спортсмена четко дифференцировать и перераспределять мышечные усилия, специальной гибкостью, умением поддерживать устойчивое положение тела в различных фазах выполнения технического приёма [5, 8, 13]. Сохранение равновесия после выполнения

резкого ускорения, вращательного движения, быстрого поворота и т.д. заключается в том, что мышечные усилия в начале и в конце двигательного действия неравнозначны. Чем сложнее техника движений, тем более значительную мышечную силу следует преодолеть. Удержание равновесия в условиях нестабильной опоры, частой смены направления движения, изменения игровой ситуации, перестройки собственных действий сообразно обстановке и действиям противника, решаемым тактическим задачам требует от футболиста точности восприятия мышечно-двигательных ощущений, проявления высокого уровня межмышечной и внутримышечной координации.

Функции равновесия обеспечиваются работой вестибулярного аппарата. Мышечная система, на основе команд, полученных от вестибулярного аппарата и ЦНС, обеспечивает поддержание устойчивости тела. В основе физиологических механизмов регулирования мышечной активности при сохранении равновесия лежит понятие стреч-рефлекса, реализуемого на спинальном уровне, либо за счет более сложных механизмов кольцевого способа. Формирование индивидуализированной системы ощущений при поддержании равновесий достигается благодаря слаженной работе различных анализаторов [1, 2, 12].

В исследованиях И.Ю. Горской и соавт. выявлено, что возрастная динамика изменения показателя способности к сохранению равновесия в группах футболистов носит скачкообразный характер. Наиболее интенсивные приросты равновесия наблюдаются у детей 7-10 лет; в возрасте 11-12 лет наблюдается стабилизация, возраст 13-14 лет и после 16 лет характеризуется некоторым спадом в развитии данной двигательной координации [14].

Способность сохранять устойчивость тела и его отдельных звеньев определяется рядом факторов. Ведущий из них - состояние уравновешенности нервных процессов, возбуждения и торможения, степень выработки дифференцированного торможения,

МОБЕКК ^НЕБ ОБ БЮМЕБГСШЕ 2022, Уо1. 6 (1)

что позволяет распределить мышечные усилия в заданном направлении и в должном объеме. Уровень физической, общей координационной подготовленности также определяет способность спортсмена к сохранению равновесия. Так, например, точность технических приемов способствует их выполнению с высокой экономичностью, эстетичностью, с меньшими затратами энергии. Важным фактором, обеспечивающим устойчивость тела при выполнении спортивных движений, является уровень психоэмоционального состояния спортсмена.

Развитие вестибулярной устойчивости целесообразно осуществлять в следующих направлениях:

- обеспечение взаимодействия между зрительной, проприоцептивной, вестибулярной, сенсорными системами и работой центральной нервной системы;

- совершенствование механизмов равновесия на основе адаптации рецепторов вестибулярного анализатора к внешним физическим воздействиям, которые периодически и многократно сообщают телу спортсмена разнонаправленные ускорения в процессе тренировки;

- управление психоэмоциональным состоянием спортсмена в процессе тренировки на фоне возрастающего утомления и снижения контроля за выполнением движений [3].

Специфические средства и методы развития вестибулярной устойчивости способствуют более быстрому формированию новых двигательных паттернов, которые в результате многократных повторений приводят к совершенствованию внутренней модели сигналов, что изменяет, функциональные свойства нейронов и обеспечивает большую помехоустойчивость и совершенствование функций равновесия [15].

При выборе средств развития равновесия необходимо учитывать взаимосвязь и взаимообусловленность проявления в двигательной деятельности двигательно-коор-динационных качеств. Наличие сильных связей между отдельными двигательными

координациями предполагает использование упражнений интегрированного воздействия, обеспечивающих взаимообусловленный характер прироста данных двига-тельно-координационных качеств. При слабо выраженных взаимосвязях, или при их отсутствии, необходим поиск средств и методов их стимулируемого развития с учетом особенностей проявления данной координации в специфической двигательной деятельности в том или ином виде спорта [3, 6, 7]. Таким образом, на наш взгляд, на этапе начальной подготовки юных футболистов одним из приоритетных направлений в повышении уровня физической и технической подготовленности является использование в тренировочных занятиях метода сопряжённого развития ведущих двигательно-координационных качеств с учётом их взаимосвязи, сенситивных периодов развития и возрастных особенностей детей.

Совершенствование функций равновесия юных футболистов в пубертатном периоде целесообразно осуществлять с помощью тренировочных средств направленного воздействия. Применение гимнастических упражнений, средств акробатической подготовки; выполнение двигательных заданий в условиях кратковременного выключения периферического отдела зрительного анализатора, на уменьшенной опоре обусловливают слаженное взаимодействие двигательного, зрительного анализаторов и вестибулярного аппарата, развивают способность к дифференцированию мышечных усилий по силе и амплитуде движений, способствуют формированию навыков владения телом [5, 7, 8].

Разработанный нами комплекс физических упражнений не только включал задания на развитие устойчивости тела, но и состоял из упражнений на формирование точности, гибкости, подвижности, ритмичности, усвоение и закрепление базовых технико-тактических приемов. В целях поддержания мотивации к выполнению упражнений, комплексы еженедельно дополнялись новыми упражнениями, обеспечивающими

МОБЕ^ КЗШБ ОБ ВЮМЕБГСШЕ 2022, Уо1. 6 (1)

целенаправленное развитие ведущих координационных качеств. В подготовительную часть тренировочных занятий включались специфические средства, методические приемы, обусловливающие сопряженное развитие вестибулярной устойчивости и формирование технических навыков, технико-тактических умений юных футболистов:

- беговые упражнения с различными заданиями (по сигналу - остановка, смена направления, вращение, резкое ускорение, торможение и др.);

- пробегание по гимнастической скамейке;

- упражнения с координационной лестницей;

- имитационные упражнения, структурно схожие с отдельными техническими приемами;

- акробатические, гимнастические упражнения.

В заключительной части тренировки применялись подвижные игры, моделирующие отдельные игровые ситуации в футболе. Задания на развитие равновесия включали постепенно усложняющиеся в координационном отношении упражнения, задания игрового характера.

Тренировочный процесс реализовы-вался с учетом целей и задач этапа начальной подготовки, уровня физической и технической подготовленности юных футболистов. Учитывались также относительно низкие для данного возрастного периода психофункциональные показатели. Повышение психофункциональной подготовленности обеспечивалось выполнением юными футболистами самостоятельных домашних заданий.

Двигательные задания выполнялись юными футболистами при осознанном контроле и управлении мышечно-двигатель-ными ощущениями. На последующих тренировочных занятиях изменялись условия выполнения технических приемов, применялись варианты контрастных заданий (выполнение футболистами действий попеременно с мячами обычного веса и облегченными мячами; изменение траектории полета

мяча, ограничение зрительного контроля при выполнении технических приемов и др.). Моторные задачи решались во взаимодействии с партнерами по команде, а также в условиях противодействия со стороны соперников.

Тестирование физической, координационной и технической подготовленности юных футболистов, проведенное до начала педагогического эксперимента, свидетельствует об однородности КГ и ЭГ. После проведения педагогического эксперимента прирост показателей в КГ при выполнении наклона вперед составил 12,7% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, 32,3% (р<0,05). В других тестовых заданиях, таких, как бег на 100 м, сед ноги врозь, темпы прироста в ЭГ были также существенно выше, чем в КГ (р<0,05).

В показателях статического равновесия (проба Ромберга) в ЭГ прирост составил 48,5%; в КГ, соответственно, 10,2% (р<0,05). В показателях динамического равновесия, тест «Повороты на гимнастической скамейке», соответственно, в ЭГ прирост равен 54,6%, в КГ -14,2% и 16,7% (р<0,05). Таким образом, сравнение модельных характеристик развития вестибулярной устойчивости юных футболистов КГ и ЭГ указывает на достоверный прирост данной двигательной координации в экспериментальной группе (р<0,01).

Достоверно высокие показатели прироста в показателях вестибулярной устойчивости обусловили возможность повышения показателей технической подготовленности юных футболистов. Так, при выполнении теста «Удар в цель с 15 м ведущей ногой» показатели до проведения педагогического эксперимента в КГ составили 3,10±0,26 балла, после его завершения результаты возросли до 3,51±0,28 балла (р>0,05). В ЭГ, при исходных показателях 3,07±2,24 балла, по завершению педагогического эксперимента показатели повысились и составили 4,85±0,29 балла (р<0,05). Подобная тенденция наблюдается и в тесте «Удар в цель с 15

МОБЕКК КБЦЕБ ОБ ВЮМЕБ1СШЕ 2022, Уо1. 6 (1)

м не ведущей ногой». В КГ при исходном показателе 2,45±0,12 балла, после окончания педагогического эксперимента результаты возросли до 3,12±0,21 балла (р>0,05). В ЭГ, соответственно, при исходном показателе 2,37±0,21 балла, по завершению педагогического эксперимента оценка составила 3,89±0,25 балла (р<0,05).

В тестовом упражнении «Жонглирование мяча» при исходных показателях в КГ-8,65±0,53 раз; ЭГ, соответственно, 8,49±0,63 раз (р>0,05) по завершению педагогического эксперимента выявлены достоверно значимые различия. В КГ показатель повысился до 10,33±0,25 раз; в ЭГ, соответственно, до 14,52±0,75 раз (р<0,05). Таким образом, сравнительный анализ результатов контрольной и экспериментальной групп по завершению педагогического эксперимента выявил, что испытуемые ЭГ имеют достоверно более высокие результаты в выполнении всех исследуемых показателей технической подготовленности.

Заключение. Возраст 8-10 лет характеризуется наиболее высокими приростами показателей равновесия, и необходимо обеспечить условия для его целенаправленного развития с учетом характера взаимосвязей равновесия с другими двигательными координациями, особенностей психовозрастного развития юных футболистов, специфики игровой деятельности в футболе. В ходе исследования обоснована ведущая роль устойчивости тела в повышении показателей технической подготовленности юных футболистов. Теоретическое и экспериментальное обоснование методических подходов к развитию вестибулярной устойчивости является перспективным направлением повышения качества усвоения юными футболистами технических приемов, технико-тактических навыков, формирования базовых основ технико-тактического мастерства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность / Н.А. Бернштейн // М.: Книга по Требованию. - 2012 - 496 с.

2. Коренберг В.Б. Основы спортивной кинезио-логии: учеб. пособие / В.Б. Коренберг // М.: Советский спорт. - 2005. - 232 с.

3. Назаренко Л.Д. Средства и методы развития двигательных координаций / Л.Д. Назаренко // Теория и практика физической культуры. - М. -2003. - 258 с.

4. Маркашов А.С. Методика развития координационных способностей у юных футболистов на этапе начальной подготовки / А.С. Маркашов // Тула. - 2009. - 60 с.

5. Шамонин А.В. Повышение технической подготовки при развитии способностей к сохранению равновесия юных футболистов 7-11 лет / А.В. Шамонин // Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. - Екатеринбург. - 2010. - 22 с.

6. Jon B.M. The Relationships of Eccentric Strength and Power with Dynamic Balance in Male Footballers / B.M. Jon, G. Jean-Luc Philippe, W. Estelle // Journal of Sport Science. - 2015. -Vol. 33. - № 20. - P. 2157-2165.

7. Бойчук Р.И. Исследование координационных способностей юных футболистов в пубертатном периоде для повышения эффективности процесса подготовки / Р.И. Бойчук, С.С. Ермаков, Л.В. Подригало, Б.И. Безъязычный // Человек. Спорт. Медицина. - 2018. - Т. 18. - № S. -С. 73-82.

8. Костюнина Л.И. Развитие ведущих двига-тельно-координационных качеств юных футболистов на основе дифференцированного подхода / Л.И. Костюнина, Дугуфана Багайоко, Д.С. Николаев // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 2. - С. 59-61.

9. Иванов О.Н. Типовая программа спортивной подготовки по виду спорта «футбол» для групп начальной подготовки (мальчики и девочки 5-6, 7-9 лет) / О.Н. Иванов, А.А. Кузнецов // Москва. - 2020. - 193 с.

10. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта «футбол» от 25 октября 2019 года N 880 [Электронный ресурс] Режим доступа: https: //www.garant.ru/products/ipo/pri me/doc/72872252/ (Дата обращения: 02.12.2021).

11. Костюнина Л.И. Педагогические условия развития двигательно-координационных качеств юных футболистов 8-10 лет / Л.И. Костю-нина, Дугуфана Багайоко, Д.С. Николаев // Актуальные проблемы физической культуры и спорта: материалы X Международной научно-

MODERN ISSUES OF BIOMEDICINE 2022, Vol. 6 (1)

практической конференции, посвященной 90-летию ЧГПУ им. И.Я. Яковлева (Чебоксары, 12 ноября 2020 г.) - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т. - 2020. - С. 104-110. 12.Назаренко Л.Д. Адаптационно-компенсаторные изменения при мышечной деятельности / Л.Д. Назаренко // М.: Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта». - 2021. - 112 с. 13.Sadovskij E. Principles of coordination abilities' training in oriental martial arts / E. Sadovskij // Belaia Podliaska. - 2003. - 240 p.

14. Горская И.Ю. Анализ способностей к сохранению равновесия в процессе занятий сложно-координационными видами спорта / И.Ю. Горская, Д.А. Райчук, Е.Э. Малахова // Физическое воспитание и детско-юношеский спорт. - 2018.

- № 2. - С. 32-35.

15.Назаренко А.С. Соматические и сенсорные реакции на вестибулярное раздражение у спортсменов, занимающихся циклическими и ситуационными видами спорта / А.С. Наза-ренко, Т.Г. Кириллова // Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 11. - С. 39-43.

REFERENCES

1. Bernstein N.A. Physiology of movement and activity / N.A. Bernstein // M..: A Book on Request. -2012 - 496 p.

2. Korenberg V.B. Basics of sports kinesiology: guidelines / V.B. Korenberg // M.: Soviet Sports. -2005. - 232 p.

3. Nazarenko L.D. Means and methods of developing motor coordination / L.D. Nazarenko // Theory and Practice of Physical Culture. - М. - 2003. -258 p.

4. Markashov A.S. Methodology of developing coordination abilities in young soccer players at the initial training stage / A.S. Markashov // Tula. -2009. - 60 p.

5. Shamonin A.V. Improvement of technical fitness when developing abilities of preserving balance of 7-11 year old soccer players / A.V. Sha-monin // Dissertation abstract for a degree of Candidate of Pedagogical Sciences. Specialty: 13.00.04.

- Ekaterinburg. - 2010. - 22 p.

6. Jon B.M. The Relationships of Eccentric Strength and Power with Dynamic Balance in Male Footballers / B.M. Jon, G. Jean-Luc Philippe, W. Estelle // Journal of Sport Science. - 2015. -Vol. 33. - №. 20. - P. 2157-2165.

7. Bojchuk R.I. Study of coordination abilities in young soccer players during puberty in order to increase an effectiveness of the training process /

R.I. Bojchuk, S.S. Ermakov, L.V. Podrigalo, B.I. Bez'yazychnyj // Man. Sport. Medicine. -2018. - Vol. 18. - № S. - P. 73-82.

8. Kostyunina L.I. Development of leading motor and coordination qualities of young soccer players, based on the differentiated approach / L.I. Kostyunina, Dugufana Bagayoko, D.S. Nikolaev // Theory and Practice of Physical Culture. - 2021. - № 2. - P. 59-61.

9. Ivanov O.N. Type-based program of sports training for soccer for initial training groups (boys and girls of 5-6, 7-9 years) / O.N. Ivanov, A.A. Kuz-netsov // Moscow. - 2020. - 193 p.

10. Federal standard of sports training for soccer from October 25th, 2019 № 880 [Electronic resource] Access mode: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/72872252/ (Accessed on 02.12.2021).

11. Kostyunina L.I. Pedagogical conditions of developing motor and coordination abilities of 8-10 year old / L.I. Kostyunina, Dugufana Bagayoko, D.S. Nikolaev // Relevant Issues of Physical Culture and Sports: materials of the X International Scientific and Practical Conference, dedicated to the 90th

MODERN ISSUES OF BIOMEDICINE 2022, Vol. 6 (1)

anniversary of CHSPU named after I.Ya. Yakovlev (Cheboksary, November 12th, 2020). - Cheboksary: Chuvash State Pedagogical University. -2020. - P. 104-110.

12.Nazarenko L.D. Adaptational and compensatory changes in case of motor activity / L.D. Nazarenko // M.: Scientific and Publishing Center "Theory and Practice of Physical Culture and Sports". - 2021. -112 p.

13.Sadovskij E. Principles of coordination abilities' training in oriental martial arts / E. Sadovskij // Belaia Podliaska. - 2003. - 240 p.

14.Gorskaya I.Yu. Analysis of abilities to preserve balance during classes of complicated coordination sports / I.Yu. Gorskaya, D.A. Rajchuk, E.E. Mala-khova // Physical Education and Children Sports. -2018. - № 2. - P. 32-35.

15.Nazarenko A.S. Somatic and sensory reactions to vestibular irritation in athletes engaged in cyclic and situational sports / A.S. Nazarenko, T.G. Kiril-lova // Theory and Practice of Physical Culture. -2009. - № 11. - P. 39-43.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Дугуфана Багайоко - аспирант кафедры теории и методики физической культуры и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», Ульяновск, e-mail: [email protected].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аль Ших Мхд. Висам - аспирант кафедры теории и методики физической культуры и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», Ульяновск, e-mail: [email protected].

Любовь Ивановна Костюнина - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики физической культуры и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», Ульяновск, e-mail: [email protected].

Андрей Николаевич Катенков - старший преподаватель кафедры спортивных дисциплин и физического воспитания ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», Ульяновск, e-mail: [email protected].

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

Dugufana Bagayoko - Post-Graduate Student of the Department of Theory and Methods of Physical Culture and Life Safety, Ul'yanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ul'yanov, Ul'yanovsk, email: [email protected].

Al Shikh Mkhd. Wisam - Post-Graduate Student of the Department of Theory and Methods of Physical Culture and Life Safety, Ul'yanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ul'yanov, Ul'yanovsk, e-mail: [email protected].

Lyubov' Ivanovna Kostyunina - Doctor of Pedagogical Sciencess, Professor, Head of the Department of Theory and Methods of Physical Culture and Life Safety, Ul'yanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ul'yanov, Ul'yanovsk, e-mail: [email protected].

СОВРЕМЕННЫЕ ВОПРОСЫ

MODERN ISSUES OF

БИОМЕДИЦИНЫ BIOMEDICINE 2022, T. 6 (1)_2022, Vol. 6 (1)

Andrej Nikolaevich Katenkov - Senior Lecturer of the Department of Sports Disciplines and Physical Education, Ul'yanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ul'yanov, Ul'yanovsk, e-mail: [email protected].

Для цитирования: Дугуфана Багайоко. Методика повышения вестибулярной устойчивости у юных футболистов / Багайоко Дугуфана, Аль Ших Мхд. Висам, Л.И. Костюнина, А.Н. Катенков // Современные вопросы биомедицины. - 2022. - Т. 6. - № 1. DOI: 10.51871/2588-0500_2022_06_01_35

For citation: Dugufana Bagayoko. Methods of improving vestibular stability in young soccer players / Bagayoko Dugufana, Al Shikh Mkhd. Wisam, L.I. Kostyunina, A.N. Katenkov // Modern Issues of Biomedicine. - 2022. - Vol. 6. - № 1. DOI: 10.51871/2588-0500 2022 06 01 35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.