Научная статья на тему 'Конъюнктура рынка и ее влияние на строительство и реконструкцию алмазодобывающих предприятий'

Конъюнктура рынка и ее влияние на строительство и реконструкцию алмазодобывающих предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
33
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛМАЗОДОБЫВАЮЩАЯ ОТРАСЛЬ / КОНЪЮНКТУРА РЫНКА / MARKET CONDITION / СПРОС НА ПРОДУКЦИЮ / DEMAND FOR PRODUCTION / ЦЕННОСТЬ КОНЕЧНОГО ПРОДУКТА / VALUE OF AN END-PRODUCT / ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ МОЩНОСТЬ / CAPACITY / КОЭФФИЦИЕНТ ДИСКОНТИРОВАНИЯ / DISCOUNTING FACTOR / DIAMOND-MINING BRANCH / ORGANIZATIONAL-TECHNOLOGICAL SCHEMES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пивень Геннадий Федорович

Предложена методика оценки эффективности принятых решений, позволяющая на основе анализа ретроспективных поставок предприятия сформировать различные сценарии спроса на его продукцию, а также определить вероятность их осуществления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Market condition and its influence on building and reconstruction of the diamond-mining enterprises

The technique of an estimation of the accepted decisions efficiency, allowing to generate various scenarios of demand for productionon of enterprise on the basis of the retrospective deliveries analysis, and also to define probability of their realization is offered.

Текст научной работы на тему «Конъюнктура рынка и ее влияние на строительство и реконструкцию алмазодобывающих предприятий»

Таким образом, полученные расчетные показатели позволяют сказать, точнее, подтвердить очевидное — применение технологии с обрушением руды и вмещающих пород будет эффективным по сравнению с вариантом отработки запасов технологией с искусственным поддержанием очистного пространства.

УДК 622.277/278; 622.371 © Г.Ф. Пивень, 2012

КОНЪЮНКТУРА РЫНКА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА СТРОИТЕЛЬСТВО И РЕКОНСТРУКЦИЮ АЛМАЗОДОБЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Предложена методика оценки эффективности принятых решений, позволяющая на основе анализа ретроспективных поставок предприятия сформировать различные сценарии спроса на его продукцию, а также определить вероятность их осуществления.

Ключевые слова: алмазодобывающая отрасль, конъюнктура рынка, спрос на продукцию, ценность конечного продукта, организационно-технологические схемы, производственная мощность, коэффициент дисконтирования.

Обоснование организационно-технологических схем включает в себя вопросы определения мощности предприятия и номенклатуры выпускаемой продукции и является одной из основных задач проектирования при строительстве нового и техническом перевооружении действующего предприятия.

Основной проблемой, существенно осложняющих прогнозирование конъюнктуры рынка и спроса на отдельные виды изделий является сложность, получения достоверной статистической информации о деятельности алмазодобывающей отрасли в мире. Ситуацию усугубляет тот факт, что в России не проводились специализированные исследования, посвященные долгосрочному прогнозированию развития конъюнктуры рынка алмазов. Глубина прогноза обычно не превышает одного года.

В соответствии с методикой статистического анализа, исследуемые данные по каждому сорту алмазов были проранжированы,

из их числа были исключены резко выделяющиеся значения, а сама выборка была разбита на равные интервалы, для каждого из которых определялось количество попавших в него наблюдений. На основе полученных интервалов были построены гистограммы сценариев прогноза спроса на продукцию, представленные на рис. 1.

Изложенный методический подход, позволяет на основе анализа ретроспективных поставок предприятия сформировать различные сценарии спроса на его продукцию, а также определить вероятность их осуществления.

В соответствии со структурой решения основных задач стратегической организации производства, прежде всего, проектирования строительства и технического перевооружения предприятий по добыче алмазов, на следующем этапе для каждого варианта мощности осуществляется формирование и предварительный отбор вариантов технологических схем добычи (для карьеров и рудников) и обработки алмазов. При этом формирование комплексов осуществляется по основным технологическим процессам.

Формирование организационно-технологических схем добычи и обработки алмазов имеет ряд особенностей. При этом следует учитывать, что ошибки, допущенные на стадии прогнозирования рыночного спроса, для алмазодобывающего предприятия имеют серьезные последствия.

Особенностью решений по обоснованию мощности предприятий и вариантов технического перевооружения производства является их существенная зависимость от горно-технологических характеристик сырьевой базы. Основными являются природные и экономические факторы. Для горнодобывающего предприятия это запасы месторождения, горнотехнические показатели их эксплуатации, качество сырья, спрос на продукцию и ее возможная цена (конъюнктура рынка), определяемые во многом поведением конкурентов и состоянием мировой экономики.

Как известно, основными показателями оценки эффективности инвестиционных решений являются чистый дисконтированный доход, внутренняя норма доходности и срок окупаемости инвестиций. Наиболее часто для оценки рисков используется показатель чистого дисконтированного дохода, который и берется за основной в дальнейших исследованиях. Однако, рекомендуемую методику можно применять и при использовании других критериев оценки.

Рис. 1. Прогноз спроса на сырые алмазы

-Индекс прибыльности.-

4,00 - г=0.10^- г=0.15^"" г=0,20

3,00 -2,50 -

2,00 -1,50 -1,00 - -----'-

10000 14000 18000 22000 26000 Цена реализации, руб/кар

Рис. 2. Зависимость индекса рентабельности от цены реализации при различных значениях коэффициента дисконтирования (г)

В результате расчетов были получены зависимости основных показателей эффективности инвестиционного проекта от изменения факторов внешней и внутренней среды (при различных значениях коэффициента дисконтирования).

Зависимость индекса рентабельности (Р1) от цены реализации и срока окупаемости от объема кредитов показана на рис. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.