Научная статья на тему 'Социально-экономические проблемы освоения новых месторождений алмазов'

Социально-экономические проблемы освоения новых месторождений алмазов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
239
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические проблемы освоения новых месторождений алмазов»

СЕМИНАР 19 А лмазодобывающая промышленность

ДОКЛАД НА СИМПОЗИУМЕ "НЕДЕЛЯ ГОРНЯКА * 99” ^\России Реально оформившжъ в само-

МОСКВА, МГГУ, 25.01.99 - 29.01.99

^ А.А. Бохан, 2000 УДК: 338.45 А.А. Бохан

стоятельную горнодобывающую подотрасль народного хозяйства лишь в конце пятидесятых - начале шестидесятых годов текущего столетия, сегодня играет не последнюю роль в международном алмазном бизнесе.

УДК: 338.45:622

Сформированная на уникальных по содержанию, объемам и качеству алмазов коренных (отчасти и россыпных) месторождениях, алмазодобывающая промыш-

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПВ°БЛЕМЫ ленность бывшего СССР в исторически

короткое время выросла в крупнейшего

ОСВОЕНИЯ НОВЫХ МЕСТОВОЖДЕНИЙ АЛМАЗОВ производителя алмазов в мире. По стои-

мостной оценке добытых алмазов СССР твердо занял одно из лидирующих мест

среди мировых алмазодобывающих стран мира.

Высокие стоимостные параметры добываемого минерального сырья, благоприятные горно-геологические условия эксплуатации разрабатываемых месторождений (выход практически всех месторождений на дневную поверхность), несмотря на высокую капиталоемкость алмазодобывающей промышленности, обеспечивали ей высокорентабельную работу в течение всего периода ее существования. Это создавало благоприятные предпосылки для выхода нашей страны на мировой рынок сырых алмазов и бриллиантов, где российская алмазная продукция пользовалась высоким спросом и была вполне конкурентоспособной среди продукции признанных лидеров по добыче алмазов.

Транснациональная корпорация Де Бирс, объективно опасаясь растущей роли СССР на мировом рынке, всячески ограничивала поступление российской алмазной продукции на внешний рынок, вынуждая СССР к заключению долговременных торговых соглашений, определяющих квоты России на реализуемую продукцию и устанавливающих на нее договорные цены. В условиях отсутствия у России опыта и соответствующих структур работы на внешнем рынке и альтернативного внутреннего рынка алмазов наша страна соглашалась на подписании таких соглашений на условиях Де Бирс. Сегодня, с целью поддержания на алмазную продукцию монопольно высоких мировых цен, Россия сама инициирует подписание долгосрочных соглашений, постоянно добиваясь в них определенных для себя уступок и преимуществ перед другими производителями алмазов. Подписанию льготных для России торговых соглашений способствует не только высокий спрос мировых потребителей алмазов на российский товар, но и опасения Де Бирс в возможном выбросе Россией на свободный алмазный рынок значительных объемов излишнего (сверх квоты) товара, имеющегося в Государственном хранилище ценностей (ГОХРАНе) и образуемого при реальном увеличении в перспективе добычи алмазов, и способного дестабилизировать этот рынок. К настоящему времени, в результате интенсивной добычи алмазов в предыдущие годы, благоприятная для добычи алмазов открытым способом минерально-сырьевая база в значительной степени истощилась, горные работы перешли на более глубокие горизонты (до 400 м и более), резко осложнилась гидрогеологическая обстановка в базовых для алмазодобывающей отрасли карьерах “Мир” и “Удачный”. Снизилось и среднее содержание в отрабатываемых запасах.

Дальнейшая отработка запасов эксплуатируемых месторождений по-прежнему будет сопровождаться постепенным снижением средних содержаний в запасах, ухудшением условий их выемки, увеличением объемов руды, добываемых более дорогим подземным способом. Кроме того, происходит вовлечение в эксплуатацию новых месторождений (“Юбилейная”, “Зарница”, “Эбелях”, “Комсо-мольская” и др.), отличающихся значительно меньшей стоимостью 1 т руды по отношению к эксплуатируемым (табл. 1):

С учетом отмеченных выше факторов, а также тяжелого дополнительного республиканского налогового бремени (в отдельные периоды налоговые изъятия доходили до 70-ти и более процентов от объема реализации) и работы отрасли в условиях нестабильной национальной валюты по отношению к мировым (отрасль относится к экспертно-ориен-тированной) рентабельность (прибыльность) работы алмазодобывающей промышленности России в последние годы стала существенно снижаться (табл. 2). В результате этого Компания ““Алмазы России-Саха” (основ-ной производитель сырых алмазов в России) оказалась на грани банкротства: существенно возросла кредиторская задолженность по заработной плате, оплате энергоресурсов, расчетам с поставщиками и подрядчиками. Острая нехватка оборотных средств вынуждает Компанию брать разорительные краткосрочные кредиты. Критическое финансовое положение усугубляется еще и тем, что компания “АЛРОСА”, являясь практически монопредприятием градообразующим) в Западно-Якутском регионе, вынуждена нести несвойственные ей затраты на содержание социальной сферы городов и поселков региона дислокации алмазодобывающих предприятий.

Резкое сокращение в последние годы чистой прибыли - основного источника, направляемого в предыдущие годы на инвестиционную деятельность, и невозможность привлечения долгосрочного заемного капитала вынудили компанию “АЛРОСА” уже с 1995 года существенно снизить объемы капитального строительства и пересмотреть политику в части дальнейшего своего развития.

В складывающейся экономической ситуации возможны два принципиально разных направления перспективного развития алмазодобывающей промышленности:

• переход на отработку только высоко эффективных запасов и месторождений, существенное сокращение вследствие этого объемов алмазодобычи и постепенное затухание алмазодобывающей промышленности в России;

• дальнейшее развитие отрасли, увеличение объемов алмазодобычи и поиск путей повышения ее эффективности. Первый путь дальнейшего развития алмазодобывающей промышленности России, связанный с разработкой только высокоэффективных месторождений, безусловно имеет право на существование, особенно в условиях рыночных отношений. Он позволяет:

а) значительно поднять показатели эффективности работы алмазодобывающей отрасли, ее престижность и привлекательность;

б) существенно ускорить погашение существующей кредиторской задолженности и избежать ее повторения в перспективе;

в) избежать затруднений для вовлечения в эксплуатацию новых высокоэффективных запасов (за счет прироста чистой прибыли).

Существенны и недостатки данного возможного направления дальнейшего развития алмазодобывающей отрасли. К ним, в первую очередь, следует отнести:

а) значительное снижение поступлений сырых алмазов на внешний рынок (в случае падения алмазодобычи) и потеря Россией завоеванного одного из ведущих мест в мировом алмазно-бриллиантовом хозяйстве (МАБХ). Несмотря на обострение мирового алмазного рынка сегодня, связанного с финансовым кризисом, тенденции дальнейшего успешного развития МАБХ прогнозируются достаточно оптимистичными. Ведущие производители алмазов вкладывают значительные средства в развитие минерально-сырьевой базы, в наращивание производственных мощностей. Поэтому в случае ухода России с мирового рынка, ее ниша будет немедленно и безвозвратно занята, что, естественно, допустить нельзя;

б) возможное снижение поступлений отечественного алмазного сырья на внутренний рынок, с соответствующими негативными последствиями для ограночной промышленности.

Отечественные ограночные предприятия, сегодня сориентированные на достаточно полные и более щадящие условия получения сырых алмазов от компании “АЛРОСА”, в случае ограничения этих преимуществ попадут еще в более сложное финансовое положение, а некоторые из них вынуждены будут прекратить свое существование;

в) существенное уменьшение налоговых поступлений в бюджеты различных уровней: федеральный, республиканский, муниципальный, обусловленное снижением объемов алмазодобычи.

Сегодня подавляющая часть (около 80 %) налоговых поступлений в бюджеты устанавливается от объема реализации сырых алмазов (до 39 %), поэтому снижение алмазодобычи приведет к пропорциональному уменьшению налоговых поступлений. Заметно сократятся налоговые поступления в этом случае и от ограночных и ювелирных предприятий.

г) вынужденное сокращение производства и рост социальной напряженности в районе дислокации алмазодобывающих предприятий.

Отказ от эксплуатации убыточных и низкоэффективных запасов и месторождений приведет к остановке и ликвидации ряда добывающих и обрабатывающих предприятий, сокращению рабочих мест и пополнению армии безработных. Отсутствие сегодня средств на организованную миграцию излишнего населения из мест дислокации алмазодобывающих предприятий, особенно лиц старше трудоспособного возраста, приводит к непроизводительным затратам Компании на их содержание на севере, затрудняет приток новых трудовых ресурсов, увеличивает социальную напряженность в регионе. Второй путь алмазодобывающей промышленности, направленный на дальнейший рост производства и увеличение алмазодобычи, более перспективен и позволяет избежать в большинстве случаев те негативные моменты, которые возникли бы при реализации первого варианта. Однако второй путь развития будет связан с решением целого ряда политических, организационных и экономических проблем, которые непременно возникнут, особенно при вовлечении в эксплуатацию новых сырьевых источников (месторождений):

1. Основной проблемой, которая может возникнуть при увеличении объемов алмазодобычи, будет являться возможность их реализации на внешнем и внутреннем рынке.

По данным зарубежных источников до 2010 года прогнозируются следующие объемы добычи сырых алмазов (табл. 3):

На эти прогнозируемые показатели алмазодобычи наиболее вероятно и существенно повлияют следующие тенденции:

• возможное падение к 2000 году алмазодобычи в Австралии, о чем свидетельствует наметившаяся в последние годы

тенденция, связанная с сокращением минерально-сырьевой базы и падением цен на алмазы пониженного качества;

• ожидается некоторое увели-

• чение алмазодобычи стран юга Африки:

• значительное увеличение добычи на руднике “Джваненг” в Ботсване;

• ввод на полную мощность рудника “Венишиа” в ЮАР;

• расширение добычи алмазов с морских месторождений;

• снижение алмазодобычи на континентальных месторождениях ЮАР и Намибии;

• постепенное истощение ресурсов “Кимберли”, “Орапа”, “Премьер”;

• неопределенность с уровнем добычи в Анголе, хотя вложение средств “Де Бирс” и России в алмазную промышлен-

ность страны может положительно повлиять на увеличение алмазодобычи;

• некоторое увеличение алмазодобычи в Зимбабве;

• сокращение алмазодобычи в Заире;

• стремление правительства ЮАР к привлечению иностранного капитала в целях расширения добычи алмазов;

• рост алмазодобычи в Канаде (до 2,2 млн кар. ежегодно после 2000 года).

Таким образом, прогнозируемый средний темп роста мировой алмазодобычи к 2000 году составит всего порядка 0,4 % в год (несмотря на существенное увеличение объемов производства в ближайшие годы на канадских рудниках), что связано главным

образом с ограниченностью высококачественной минерально-сырьевой базы. На более далекую перспективу существенных изменений в темпах роста алмазодобычи не прогнозируется. Анализируя в целом мировую алмазодобычу и рынок продаж ювелирных алмазов, аналитики делают следующие выводы:

В ближайшей перспективе можно ожидать сокращения объемов предложения необработанных алмазов на рынке, связанного с разразившимся экономическим кризисом, стабилизацией текущей добычи, а также прекращением неофициальных поставок российских алмазов.

После 2000 года спрос на рынке может превысить предложение. В долгосрочной перспективе эта ситуация вряд ли изменится. Превышение спроса на алмазы над их предложением на рынке приведет в соответствующему росту цен. Среднегодовой рост цен составит по прогнозу около 3,0 %.

Прогнозируемому росту цен и спроса рынка на алмазы ювелирного качества будет способствовать появление новых рынков ювелирных изделий с бриллиантами, в первую очередь в тихоокеанском регионе в лице Китая, Южной Кореи и других стран. Сохранится в перспективе роль в потреблении бриллиантов и традиционных лидеров на мировом рынке: Японии, США, стран Европейского континента и др.

В результате краткого анализа мирового (внешнего) рынка ювелирных изделий можно сделать однозначный вывод о его стабильности и благоприятной конъюнктуре в перспективе, что дает надежную гарантию странам-производителям увеличивать добычу алмазов.

Ниша России на этом рынке оценивается ориентировочно в 2,0 млрд. долл. США в год. Такая емкость рынка может быть обеспечена только при сохранении и поддержании Россией одноканальной системы продаж сырых алмазов, и гарантируется подписанным в 1998 году между Россией и ТНК “Де Бирс” трехлетним (с гарантией продления) меморандумом на продажу Компанией “Алмазы России-Саха” на мировом рынке 26 % (по стоимости) сырых алмазов, продаваемых ЦСО “Де Бирс”. Емкость внутреннего рынка ювелирных алмазов оценивается сегодня в 550-600 млн долл. США с возможностью увеличения к 2005 году до 700-720 млн долл., а до 2010 года - в пределах 1,0 млрд. долл. США.

Емкость внутреннего рынка технических природных алмазов определяется объемом их производства (добычи) и оценивается ориентировочно в 15-17 млн. долл. США.

Анализируя мировой рынок природных алмазов в целом,

можно уверенно утверждать, что его конъюнктура весьма благоприятна на рассматриваемый период для увеличения алмазодобычи в России до 2,0 млрд. долл. в год с перспективой возможного роста до 3.0 млрд. долл. США в год.

2. Современная минерально-сырьевая база алмазов России, как показывает выполненный детальный анализ, способна гарантированно обеспечить начиная с 2005 и вплоть до 2010 года алмазодобычу лишь в объеме около 2,0 млрд. долл. США. Причем, эти объемы могут быть обеспечены на минерально-сырьевой базе в Якутии. Реальные возможности увеличения алмазодобычи в достаточно больших объемах до 2010 года в других регионах России (за пределами Якутии) оцениваются невысоко. Только в случае положительного решения вопросов эффективной разработки месторождений в Архангельской области и более бедных месторождений в Якутии реальные возможности России по добыче алмазов могут быть доведены к 2010 году до 2,2 млрд. долл. США в год. За пределами этого периода надежность современной сырьевой базы напрямую будет зависеть от прироста запасов и ресурсов, потенциальных возможностей добывающего комплекса России, которые достаточно благоприятны и могут быть реализованы за счет расширенного вовлечения в отработку запасов для подземной добычи по уже эксплуатируемым коренным месторождениям; увеличения добывающих и обрабатывающих мощностей в Архангельской области и Якутии, расширения поисковых геологоразведочных работ на алмазы с приростом запасов в Якутии и за ее пределами (север Иркутской области, Тычанский район Красноярского края, Центральные районы России, северо-запад России - Архангельская обл., Карелия); организации совместной добычи алмазов на сырьевой базе за пределами России - Ангола, Бразилия и другие страны. Решение проблемы успешного развития минерально-сырьевой базы отрасли настоятельно требует дальнейшего форсирования проведения геологоразведочных работ на алмазы уже начиная с 1998-2000 гг. во всех перспективных для открытия богатых месторождений районах Республики Саха (Якутия), Сибири и Европейской части России, поскольку имеющаяся минераль-но-сырье-вая база по мере отработки будет быстро истощаться и поэтому потребует обязательного восполнения запасов, а как показывает практика, от момента открытия до начала эксплуатации достаточно крупного месторождения в новом районе потребуется минимум 10-15 лет.

3. Важнейшим направлением обеспечения современного уровня и возможного увеличения объемов добычи алмазов является своевременное восполнение выбывающих добывающих и обрабатывающих мощностей по добыче алмазов. Для Компании “Алмазы России-Саха” это, в первую очередь, ввод в эксплуатацию на полную мощность ГОКа на месторождении “Юбилейная” (1999 г.), подземных рудников “Интерна-циональный” (1999 г.), “Айхал” (2005 г.) и “Мир” (2008 г.) и др.

Переходу горнодобывающих предприятий на подземный способ отработки запасов нижних горизонтов коренных месторождений должно быть уделено особое внимание, поскольку более далекая перспектива развития Компании и отрасли в значительной степени будет зависеть от эффективности этого способа добычи алмазов, требующая к тому же крупных инвестиций для создания рудников.

Необходимо готовиться к освоению удаленных месторождений с пониженным содержанием алмазов в сырье, разработка которых должна осуществляться по упрощенным и малооперационным технологиям с использованием вахтового метода освоения. К таким месторождениям могут быть отнесены трубки “Зарница”, “Комсомольская”, отдельные россыпные участки. Важнейшим направлением

прироста мощностей по увеличению объемов алмазодобычи является создание дополнительных горно-обогатительных мощностей в новых алмазоносных районах. Это горно-обогатительные комплексы на базе месторождений в Накынском кимберли-товом поле в Якутии (ОАО “АЛРОСА-Нюрба”) и Золотицком рудном поле в Архангельской области (ОАО “Севералмаз”), начало добычи алмазов которыми намечается с 2000 года.

С целью увеличения объемов добываемых алмазов необходимо активизировать действия России (Компании “Алмазы Рос-сии-Саха”) по ускорению совместной разведки и разработки месторождений за рубежом (Ангола, Бразилия и др.).

Обеспечение намечаемых объемов добычи алмазов в освоенных и новых районах потребует модернизации и нового строительства не только горно-обогатительных предприятий, но и соответствующих обеспечивающих производств: энергетики, транспортно-складско-го и ремонтного хозяйства, связи и других необходимых служб.

4. Реализация таких задач по подготовке минерально-сырьевой базы, возможному увеличению объемов добычи и продаж алмазов потребует значительных инвестиций в дальнейшее развитие. Эти инвестиции, в первую очередь, должны быть направлены в наиболее эффективные сферы, главнейшей из которых является обеспечение работы уже действующих предприятий, их техническое перевооружение.

Важным направлением инвестиций является поддержание выбывающих горнодобывающих мощностей, полное финансирование которых обеспечит их своевременный ввод в эксплуатацию. Это - ГОК “Юбилейный”, подземный рудник “Интернациональный”, которые обеспечат прирост алмазодобычи до 2005 года; рудники “Айхал” и “Мир”, карьеры новых удаленных месторождений “Зарница”, “Комсомольская” и др., которые будут способствовать сохранению достигнутого уровня алмазодобычи после 2005 года (до 2010 года).

Достаточно крупные инвестиции намечается направить в создание новых алмазодобывающих мощностей - ОАО “АЛРОСА-Нюрба” и ОАО “Север-алмаз”. Приоритетными должны быть инвестиции в геологоразведку и в науч-но-исследо-вательские работы, обеспечивающие наиболее эффективное вложение средств.

Прогноз инвестиций в развитие алмазодобывающего комплекса России на период 1998-2010 гг. свидетельствует о достаточно высокой капиталоемкости отрасли. Ежегодные расходы, связанные с техническим перевооружением и дальнейшим развитием отрасли, прогнозируются на уровне 435?500 млн. долл. США.

Финансирование геологоразведочных работ, технического перевооружения должно осуществляться за счет собственных средств (прибыли предприятий, амортизационного фонда), а нового строительства - за счет привлеченных средств (инвестиций, долгосрочных кредитов и др.).

Учитывая сложнейшую ситуацию на финансовых рынках и крайне ограниченную возможность самих предприятий по привлечению заемных средств, необходима поддержка государства в их получении.

Обязательная государственная поддержка должна быть в части:

• снижения налогообложения недропользователя (на период строительства сырьевых объектов и возврата кредита);

• предоставления дополнительных гарантий со стороны государства на возврат полученных кредитов;

• выделения на строительство отдельных сырьевых объектов кредитов, получаемых Правительством РФ по линии международного сотрудничества.

5. Поддержка отрасли должна быть отражением прямой заинтересованности государства в развитии алмазодобывающей промышленности и укреплении ее минерально-сырьевой базы, поскольку оно, наряду с дополнительными доходами от использования алмазов в народном хозяйстве, имеет существенные прямые поступления (в виде налогов) непосредственно от алмазодобывающих предприятий.

Общая сумма налогов, начисляемая сегодня на действующие алмазодобывающие предприятия (“Уралалмаз” и “Алмазы Рос-сии-Саха”) превышает 50 % и является беспрецедентной в мировой практике налогообложения недропользователя.

В результате этого и значительных срывов сроков продаж сырых алмазов компания “Алма-зы России-Саха” оказалась в тяжелейшем финансовом кризисе, выйти из которого без принятия срочных неординарных мер практически невозможно.

Для компании “Алмазы России-Саха” основная доля налогов закреплена договором аренды с правительством Республики Саха (Якутия), срок действия которого определен до 2001 года.

Естественно, для Республики, для которой Компания является основной бюджетообразующей структурой, перспектива снижения налогов сегодня чревата большими негативными последствиями. Однако, негативные последствия могут быть еще более тяжелыми в перспективе, когда Компания будет вынуждена отказаться от эксплуатации низкоэффективных и убыточных месторождений, что существенно снизит объем алмазодобычи. В этой связи объективной необходимостью является пересмотр договорных отношений, обеспечивающих заинтересованность и недропользователя, и Республики в расширении и повышении эффективности объемов производства и дающих возможность Компании выйти из критического финансового состояния. Такая возможность существует, но она предполагает обязательную реализацию следующих мероприятий (экономически и законодательно обоснованных):

• снижение отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы алмазов;

• введение дифференцированных по месторождениям налоговых ставок за недропользование, обеспечивающих рентабельную разработку запасов;

• введение фиксированной и пониженной платы за арендуемое у Республики имущество (фонды).

6. Другим важнейшим направлением повышения эффективности производства является задача подготовки и закрепления кадров, которая должна быть теснейшим образом увязана с решением Компанией социальных проблем: обеспечение комфортных условий проживания своих работников на Севере, помощь в строительстве жилья при выезде за пределы Республики, пенсионное, санаторно-курортное обеспечение и др.

Реализация концепции кадровой политики и социального развития предприятий алмазодобывающего комплекса предполагает оптимизацию численности работающих в Компании, программу подготовки и закрепления необходимого кадрового состава, организацию миграции в центральные районы России трудящихся пенсионного возраста и необеспеченных работой и желающих выехать из региона в Центральные районы.

Реализация такой программы (концепции) обеспечит Компании сокращение общей численности, кардинальное решение вопросов привлечения необходимых категорий рабочих и обеспечения их жильем, резкое сокращение затрат на содержание жилищного хозяйства и социальной сферы с получением эффекта в объеме свыше 900 млн. руб. (табл. 4).

Подводя итоги выполненных исследований, можно утверждать, что алмазы имеют для страны исключительное стратегическое и экономическое значение, поскольку кроме применения алмазов для технических целей и алмазов со счетными свойствами в оборонной промышленности и других отраслях, использующих высокие технологии, природные алмазы (особенно ювелирные разности) представляют собой исключительно дорогой высоколиквидный товар, который является надежным источником валютных поступлений. Поэтому основными принципами государственной политики в области развития алмазодобывающей промышленности, использования алмазов и обеспечения экономической безопасности страны являются:

• приоритетное обеспечение всеми имеющимися в распоряжении государства средствами интересов национальных предприятий алмазно-бриллианто-вого комплекса страны на внутреннем и внешнем рынках;

• сохранение важнейших отраслей и предприятий алмазно-бриллиантового комплекса в руках национальных предприятий и отечественного капитала (особенно в геологоразведке и добыче алмазов);

• поддержание стабильно высоких внутренних и мировых цен на природные алмазы путем эффективного государственного контроля за соблюдением согласованных квот по добыче и продажам алмазов на внутреннем и внешнем рынках;

• дальнейшее развитие алмазодобывающего комплекса и укрепление национальной ограночной промышленности с использованием для этих целей широкого спектра методов государственного стимулирования (льготное налогообложение, преференции, дополнительные гарантии в получении кредитов, разумное ограничение импорта алмазов и бриллиантов и изделий с ними и г д.).

1. Мегатенденции мирового рынка ювелирных алмазов. Стратегическая оценка, год / Подготовлена компанией Boe Nat West Securities. - Йоханнесбург, 1997.

2. Годовые отчеты ТНК “Де Бирс”.

3. Схема развития АК “АЛРОСА” до 2010 года/ Якутнипроалмаз.- 1998.

4. Де Бирс и ЦСО: прошлое, настоящее и будущее. Материалы конференции по алмазному сырью. - Тель-Авив, 1998, июнь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.