Научная статья на тему 'Конъюнктура российского страхового рынка'

Конъюнктура российского страхового рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2315
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТРАХОВАНИЕ / СТРАХОВОЙ РЫНОК / СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ / МИРОВОЙ СТРАХОВОЙ РЫНОК / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / INSURANCE / INSURANCE MARKET / LIFE INSURANCE / GLOBAL INSURANCE MARKET / DEVELOPMENT STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цыганов Александр Андреевич

Рассмотрены количественные показатели и качественные характеристики страхового рынка России в сопоставлении с рынками ведущих стран мира и среднемировыми показателями. Показана необходимость перехода к интенсивному развитию страхования, обоснована необходимость повышения привлекательности страховых услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper examines quantitative and qualitative indicators of the Russian insurance market in comparison with characteristics of world leading insurance markets and the global average indicators. The Russian insurance market needs intensive development and in this connection the attractiveness of insurance services and products is an important factor to promote its development.

Текст научной работы на тему «Конъюнктура российского страхового рынка»

86

экономика и управление

УДК 368.1

конъюнктура российского страхового рынка*

Рассмотрены количественные показатели и качественные характеристики страхового рынка России в сопоставлении с рынками ведущих стран мира и среднемировыми показателями. Показана необходимость перехода к интенсивному развитию страхования, обоснована необходимость повышения привлекательности страховых услуг.

Ключевые слова: страхование; страховой рынок; страхование жизни; мировой страховой рынок; стратегия развития.

The paper examines quantitative and qualitative indicators of the Russian insurance market in comparison with characteristics of world leading insurance markets and the global average indicators. The Russian insurance market needs intensive development and in this connection the attractiveness of insurance services and products is an important factor to promote its development.

Keywords: insurance; insurance market; life insurance; global insurance market; development strategy.

Цыганов Александр Андреевич

д-р экон. наук, профессор, заведующий кафедрой «Страховое дело» Финансового университета E-mail: al_ts@rambler.ru

специфика российского страхового рынка

О степени распространения и популярности страховых услуг в экономике можно судить по таким показателям, как глубина рынка (процентная доля страховых услуг в валовом внутреннем продукте), плотность страхования (страховая премия, приходящаяся на душу населения), а также по состоянию рынка страхования жизни.

Российский страховой рынок имеет свою специфику, которая во многом обусловлена

особенностями его формирования. Начиная с момента появления в конце 1980-х-начале 1990-х гг. российское коммерческое страхование пережило несколько стадий развития. Так, вначале существовала государственная монополия на страхование и были только две страховые компании: «Госстрах» и «Ингосстрах». Первые страховые кооперативы появились после принятия Закона СССР от 26.05.1988 № 8998-Х1 «О кооперации», после чего рынок страховых услуг постепенно подвергался разгосударствлению при превалировании в различные периоды тех или иных видов и технологий страхования согласно Закону РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», Федеральному закону от 29.11.2007 № 286-ФЗ «О взаимном страховании», гл. 48 «Страхование» Гражданского кодекса Российской Федерации, отраслевым законам, вводящим обязательное страхование — ОСАГО, страхование ответственности перевозчиков, владельцев источников повышенной опасности и т.д.

В начале 1990-х гг. получило широкое распространение страхование ответственности заемщиков кредитов, подменявшее известное

* Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета 2014 г.

1600 1400 1200 1000 800 600 400

Таблица 1

общие сведения о страховых премиях и выплатах за 2013 г.

Виды страхования (кроме обязательного медицинского страхования) Страховые премии Выплаты

млрд руб. % к общей сумме % к соответствующему периоду предыдущего года млрд руб. % к общей сумме % к соответствующему периоду предыдущего года

Страхование жизни 84,89 9,4 160,5 12,33 2,9 92,4

Личное страхование (кроме страхования жизни) 208,73 23,1 113,2 103,14 24,5 110,9

Страхование имущества 393,82 43,5 104,6 201,73 48,0 111,0

Страхование гражданской ответственности 29,74 3,3 99,4 7,14 1,7 133,0

Страхование предпринимательских и финансовых рисков 21,95 2,4 110,2 1,66 0,4 79,4

ИТОГО по добровольным видам страхования 739,13 81,7 111,4 326,0 77,5 110,3

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) 134,25 14,8 110,3 77,37 18,4 119,0

Обязательное страхование (кроме ОСАГО) 31,48 3,5 109,4 17,4 4,1 144,9

ИТОГО по обязательным видам страхования 165,73 18,3 110,2 94,77 22,5 123,1

ИТОГО по добровольным и обязательным видам страхования 904,86 100,0 111,1 420,77 100,0 112,9

Источники: ФСФР, Банк России.

1344 1398 1434

1280

1075

918 857 786

702 618 572

458 435

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Рис. 1. динамика количества российских страховых компаний

Источники: Росстрахнадзор, Минфин России, ФССН, ФСФР, Банк России.

88

ЭКОНОМИКА и УПРАВЛЕНИЕ

1,6 1,4 1,2 1

0,8 0,6 0,4 0,2 О

1,5

1,3

1,3

1,33

1,2

2007 г.

2008 г. 2009 г.

2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Рис. 2. Глубина страхового рынка (доля страхования в ВВП) в 2007-2013 гг.,%

Источники: Росстат, Банк России.

7000

6000

5000

4000

3000

2000

1000

^6300

^570(

^469

260 ^390|

2007 г. 2008 г.

2009 г. 2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Рис. 3. Плотность страхования (страховая премия на душу населения) в 2007-2013 гг., руб.

Источники: Росстат, Банк России.

в мировой практике весьма сложное, требующее значительного андеррайтерского опыта и не обходящееся без участия государства кредитное страхование. После этого значительный объем страховых взносов приходился на так называемые возвратные виды страхования и «серые схемы» налоговой оптимизации [1, 6-8].

В настоящее время влияние «серых схем» налоговой оптимизации на страховой рынок значительно уменьшилось, но полностью не изжито.

Борьба с «серыми схемами» налоговой оптимизации сопровождалась ужесточением надзорных требований и увеличением минимальных уставных капиталов российских страховщиков, что привело к существенному сокращению страховых компаний из-за невыполнения требований законодательства или проведения псевдостраховых операций (рис. 1). В дальнейшем государство предпринимало меры по усилению судебной защиты прав потребителей страховых услуг, что

0

стало причиной повышения качества страховых услуг и очищения рынка от недобросовестных страховщиков.

Однако тенденция уменьшения количества страховщиков имеет и отрицательную сторону, заключающуюся в продолжающейся олигополи-зации страхового рынка. В частности, на первые 10 страховых компаний приходилось в разгар финансового кризиса 2008 г. около 40% совокупной страховой премии, а в 2012 г. — 57%. Результаты 2013 г., представленные в табл. 1, свидетельствуют о превалирующем развитии в России страхования имущества и высоких темпах роста рынка страхования жизни в прошедший год.

Доля страховых услуг в ВВП России на протяжении последних лет колеблется вокруг отметки 1,3-1,5%, если не учитывать сборы по обязательному медицинскому страхованию (ОМС) и при учете этих взносов — 2,3% (рис. 2). Уровень проникновения страховых услуг (доля страхования в ВВП) в 2013 г. составил 1,33%, что существенно меньше, чем в большинстве развитых стран мира (средний уровень 8-15%, приложение 1), и соответствует данным некоторых стран Восточной Европы, СНГ, Аравии и Магриба. Тем не менее в 2010-2013 гг. в России наблюдалась умеренная тенденция роста уровня проникновения страховых услуг [2, 4-7].

Плотность страхования (страховая премия на душу населения) на протяжении последних лет растет и составила в 2013 г. в России около 6300 руб. (рис. 3) или примерно 140 евро (по курсу на конец 2013 г.), что соответствует или незначительно превосходит уровень восточноевропейских стран (приложение 2) и в определенной степени ставит нашу страну в один ряд со странами Латинской Америки (Бразилия, Венесуэла, Панама) и арабскими странами Персидского залива и Магриба (Кувейт, Оман, Тунис, Саудовская Аравия, отчасти ОАЭ1), в которых страхование не является исторически привычной формой экономической жизни как хозяйствующих субъектов, так и населения (приложение 2).

Следует отметить, что рынок страхования жизни может быть достаточно развитым как в промышленно развитых странах, так и в развивающихся. Именно взносы по страхованию

1 Страховой рынок ОАЭ хорошо знаком российским исследователям, участвующим в регулярно проводящихся конференциях Международного института исследования риска в этой стране.

жизни делают страховые рынки стран Западной Европы и ЮАР, Тайваня, Кореи и Японии столь привлекательными для страховых компаний. В этих странах понятна роль страховщиков жизни как институциональных инвесторов и активных участников социальной сферы.

Анализ потребления страховых услуг в различных странах мира показывает, что Россия может в настоящее время либо принять вариант потребления страховых услуг, характерный для стран — экспортеров энергетических ресурсов или полезных ископаемых, либо пойти по пути стран Центральной и Восточной Европы

Причины низкой доли России на мировом страховом рынке

Доля России на мировом страховом рынке довольно мала и составила в 2012 г. 0,56% (без учета ОМС). При этом доля страхового рынка США в мировом страховании составляет более 27%, а каждого рынка Германии, Франции и Великобритании — более 5%. Сопоставимые с России доли в мировом страховом хозяйстве в 2012 г. имели страны Скандинавии и Мексика. Китай занимает более 5% страхового рынка, Бразилия — 1,78%, Индия — 1,44% [2].

Причин такого положения дел в России несколько: недостаточная платежеспособность населения, недостаточная эффективность страхового бизнеса и его сбытовых сетей, недоверие населения к финансовым институтам, страховому рынку, недостатки законодательства и налогового режима, не предусматривающие ощутимых преференций для страхователей жизни и пенсий. Среди прочих проблем следует отметить отсутствующее в ряде случаев предложение интересующих потенциальных потребителей страховых продуктов. Например, в современной практике страхования возникают значительные проблемы со страхованием ответственности застройщиков ввиду чрезмерности предлагаемых на

90

АА. Цыганов конъюнктура российского страхового рынка

страхование рисков и недостаточной капитализации страховщиков для приема данных рисков на страхование.

Даже из простого сравнения данных отечественного страхового рынка с показателями, характеризующими развитие страны и мира в целом, видно, что страховой рынок России пока находится на начальном этапе развития и пока далеко не в полной мере выполняет функции, необходимые для устойчивого развития социально ориентированной экономики нашей страны.

Более того, анализ потребления страховых услуг в различных странах мира показывает, что Россия может в настоящее время либо принять вариант потребления страховых услуг, характерный для стран — экспортеров энергетических ресурсов или полезных ископаемых, либо пойти по пути стран Центральной и Восточной Европы. В первом случае превалируют виды страхования хозяйствующих субъектов, а массовые виды страхования, рассчитанные на массового потребителя, и в первую очередь страхование жизни, не находят широкого применения.

Быводы

Российский страховой рынок все еще в значительной степени обособлен от мирового рынка, что указывает на низкое влияние конъюнктуры мирового страхового рынка на российский рынок.

Расчет на увеличение страхового рынка вслед за ростом экономики России может привести лишь к экстенсивному развитию страхования, а также к ориентации на развитие обязательных видов страхования. Можно констатировать признаки, указывающие на стагнацию на российском страховом рынке. По сути ситуация со страховым рынком «законсервировалась» на уровне середины 2000-х гг.

В этой связи особенно важными являются задачи по повышению привлекательности страхо-

вых услуг для населения, созданию соответствующей институциональной среды на страховом рынке и соответственно формированию базы для интенсивного роста. Современная структура страхового рынка становится более отвечающей реальному положению дел. Но этот процесс еще не закончился, все еще требуется приведение институциональной структуры страхового рынка в соответствие с общественными интересами для более полного удовлетворения страховых интересов современного общества.

Литература

1. Журавин С.Г. Краткий курс истории страхования. М., 2005.

2. World insurance in 2012. Progressing on the long and winding road to recovery // Sigma. 2013. № 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. World insurance in 2011: World insurance in 2012. Non-life ready for take-off // Sigma. 2012. № 3.

4. Орланюк-Малицкая Л.А. Методологические аспекты оценки развития страхового рынка России // Экономика. Налоги. Право. 2013. № 5.

5. Кириллова Н. В. Актуальные проблемы развития российского страхового рынка // Вестник Финансового университета. 2014. № 1.

6. Русецкая Э.А. Тенденции и перспективы развития страхового рынка в Российской Федерации // Финансы и кредит. 2011. № 11.

7. Цыганов А.А. Развитие страхового рынка России в контексте мирового страхового хозяйства // Страховое дело. 2006. № 11.

8. Цыганов А.А., Сахирова Н.П. Институциональное развитие страхового рынка: теоретические и методологические аспекты// Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2013. № 36.

Из выступления В.В. Путина на Петербургском международном экономическом форуме 24 мая 2014 г.

Крупнейшие и самые эффективные запасы, как правило, открываются и разрабатываются на ранней стадии изучения, освоения той или иной геологической провинции. Так что «легкие» ресурсы, так сказать, «сливки» или уже давно сняты, или вот-вот на исходе. Поэтому приходится выходить на новые, часто труднодоступные районы и регионы, повышать объемы добычи в давно открытых месторождениях, используя вторичные и даже третичные методы, и, конечно, вовлекать в разработку ресурсы, которые традиционно считались экономически малоэффективными и труднодоступными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.