Научная статья на тему 'Методологические аспекты оценки развития страхового рынка России*'

Методологические аспекты оценки развития страхового рынка России* Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
736
338
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТРАХОВОЙ РЫНОК / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ЭНДОГЕННЫЕ И ЭКЗОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / INSURANCE MARKET / SYSTEMATIC APPROACH / ENDOGENOUS AND EXOGENOUS FACTORS OF DEVELOPMENT / STRATEGY OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орланюк-малицкая Лариса Алексеевна

Рассмотрены количественные показатели и качественные характеристики страхового рынка. классифицированы экзогенные и эндогенные факторы его развития. Показана необходимость системного подхода к оценке страхового рынка, обоснованы принципы оценки его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Quantitative and qualitative characteristics of the insurance market are described. exogenous and endogenous factors of its development are classified. the necessity of a systematic approach to the assessment of the insurance market is proved. evaluation principles for the development of insurance market are laid out

Текст научной работы на тему «Методологические аспекты оценки развития страхового рынка России*»

УДК 368.1

Методологические аспекты оценки развития страхового рынка России*

Рассмотрены количественные показатели и качественные характеристики страхового рынка. классифицированы экзогенные и эндогенные факторы его развития. Показана необходимость системного подхода к оценке страхового рынка, обоснованы принципы оценки его развития.

Ключевые слова: страховой рынок; системный подход; эндогенные и экзогенные факторы развития; стратегия развития.

Quantitative and qualitative characteristics of the insurance market are described. Exogenous and endogenous factors of its development are classified. The necessity of a systematic approach to the assessment of the insurance market is proved. evaluation principles for the development of insurance market are laid out

Keywords: insurance market; systematic approach; endogenous and exogenous factors of development; strategy of development.

Орланюк-Малицкая Лариса Алексеевна

д-р экон. наук, профессор, заместитель заведующего кафедрой «Страховое дело» Финансового университета E-mail: malitskaya49@rambler.ru

количественные характеристики развития страхового рынка России

Страховой рынок является неотъемлемым элементом социально-экономической системы и в определенный мере «зеркалом» ее развития, поскольку в нем в концентрированном виде отражаются процессы, характерные для экономики и общества в целом.

Страховой рынок России начал формироваться в 1990-х гг. XX в. и за прошедшее двадцатилетие показал высокие темпы роста.

Исключение составили 2009 г. в отношении сбора страховой премии и 2010 г. по выплатам, когда

произошло снижение темпов роста, обусловленное мировым финансовым кризисом.

В 2012 г. как страховые премии, так и выплаты выросли на 21% (без учета обязательного медицинского страхования), в то время как прирост ВВП составил 14,7%. Доля страховой премии в ВВП составила всего 1,3% ВВП (1,22% в 2011 г.). Средняя премия на душу населения выросла на 21,7% — до 5,6 тыс. руб. с 4,5 тыс. руб. в 2011 г.

Динамика страховой премии является одним из важнейших показателей, характеризующих состояние страхового рынка. В структуре премий по добровольному страхованию в России традиционно превалирует имущественное страхование, которое включает страхование имущества, страхование ответственности и страхование предпринимательских рисков. В 2012 г. его удельный вес в общем объеме страховой премии составил 46%, а наибольшие приросты сборов дало страхование финансовых и предпринимательских рисков (на 63,5%).

Личное страхование в структуре совокупной премии занимает около 30%, в том числе страхование жизни — около 7%. За 2012 г. по страхованию жизни произошел прирост страховой премии на 54%, а по страхованию от несчастных случаев — на 48%.

IB S

щ <« Я

^ I

it

* Статья подготовлена в рамках разработки научно-исследовательской темы «Исследование финансовой устойчивости конкурентного страхового рынка».

Таблица 1

динамика поступления страховой премии и страховых выплат (всего, кроме обязательного медицинского страхования)*

Поступления Выплаты

Год Поступления (тыс. руб.) % от показателей предыдущего года Выплаты (тыс. руб.) % от показателей предыдущего года Коэффициент выплат, %

2012 809059774 121,78 369439725 121,72 45,66

2011 664370163 119,24 303524533 103,660 45,69

2010 557180081 108,57 294508681 103,29 52,86

2009 513176283 92,98 285129389 114,67 55,56

2008 551901600 115,16 248649605 123,66 45,05

2007 479265920 117,82 201073608 124,10 41,95

2006 406763343 116,25 162028427 114,09 39,83

2005 349912221 0,00 142019570 0,00 40,59

* URL: http://www.insur-info.ru/statistics/analytics/?unAction=a03 (дата обращения: 21.05.2013).

Институциональный состав страхового рынка России к настоящему времени сформирован. На 01.01.2013 в Едином реестре субъектов страхового дела зарегистрировано 469 организаций: 458 страховщиков, 172 брокера, 11 обществ взаимного страхования. Совокупный уставный капитал российских страховщиков составляет около 200 млрд руб., 33 компании обладают уставным капиталом свыше 1 млрд руб. каждая1. Совокупный объем резервов страховщиков превышает 500 млрд руб.2 По данным Росстата в 1 полугодии 2012 г. активы страховых компаний превысили 1 трлн руб.

В настоящее время по объему аккумулируемой премии страховой рынок России занимает около 1% мирового страхового рынка. Доля России в международном перестраховании в 2012 г. составила 0,7%3.

Количественные характеристики страхового рынка России свидетельствуют об его активном развитии, однако на фоне этих внешне благоприятных показателей в последние годы стали особенно заметны серьезные проблемы качества его роста.

1 Данные ФСФР.

2 Управляющие компании не заинтересованы в развитии страховых компаний // Обзор страхового рынка. М.: БИСЕР, 2013. № 6. С. 13.

3 Прайм-Тасс. URL: http://1prime.ru (дата обращения: 21.03.2013).

Проблемы качества функционирования страхового рынка России

Можно выделить следующие проблемы функционирования страхового рынка России:

1) низкий удельный вес страховой премии в ВВП (1,3%) на фоне сложной рисковой ситуации в России и недостаточной защищенности человека и материальных объектов. Следует отметить, что в 1980-х гг. в условиях высокого уровня социальной защищенности, когда страхованием было охвачено только население и сельскохозяйственное производство, этот показатель составлял 3,2% от ВВП СССР — одной из двух мировых сверхдержав. В настоящее время, несмотря на развитие страховой системы, такого уровня достигнуть не удается.

Эта же проблема проявляется в недостаточном значении страхового бизнеса как источника формирования инвестиционного потенциала страны. 500 млрд руб. страховых резервов — это не та сумма, которая может оказать существенное влияние на российскую экономику. В этом же ряду проблем можно отметить низкий уровень показателя «проникновения страхования» (около 3%), в то время как в странах с развитым рынком этот показатель равнялся 10% и более;

2) зависимость темпов роста страховой премии от внешних для страхового рынка факторов. Хотя рост страховой премии составил за год 21% при

1200 1000 800 600 400 200 О

+ЧЫ75

^ 918 ^ 857 . 7QC

^618

►•»572 458

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 График 1. количество страховщиков в России

приросте ВВП в 14,5%, этот в общем-то неплохой показатель развития страхового рынка маскирует следующее: самый высокий прирост в 2012 г. показало страхование жизни (55%). Занимая 7% рынка, страхование жизни дало 13% общего прироста премии. Драйвером страхования жизни стало увеличение кредитной задолженности населения (рост за 2012 г. на 33%)4. Рост кредитной задолженности, безусловно, имеет экономические границы, и прогнозировать на этой основе стабильное развитие страхования жизни вряд ли оправдано. На рост страховой премии также оказывает немалое влияние инфляционная составляющая. Так, по оценке А. Ю. Лайкова, главным фактором, обеспечивающим в течение минимум последних 6 лет динамику стоимостных показателей российского страхования, является значительный рост страховых сумм... темпы страховой инфляции почти в 10 раз выше темпов прироста страховых премий [1];

3) недостаточный уровень выплат. Важным количественным показателем, характеризующим состояние страхового рынка, являются страховые выплаты, которые показывают реальный объем денежных средств, направленных страховщиками на компенсацию убытков страхователей (табл. 1). Предоставление страховой защиты, которая материализуется в компенсации ущерба, является миссией страховщика, а соотношение собранной премии и выплат характеризует качество страховой услуги. Обратимся к статистике отечественного рынка. Средний по рынку уровень выплат в 2012 г. составил 45,7%, однако 25% страховых компаний выплачивало по своим обязательствам менее 20%

4 Обзор страхового рынка. М.: БИСЕР. 2013. № 6. С. 6.

собранных премий, причем 12 компаний из них входят в Т0П-50 по сбору премий. Ситуация удручающая. В то же время уровень выплат свыше 100% показали 30 компаний (из 458, вошедших в рейтинг)5;

4) низкий уровень взаимного доверия страховщиков и страхователей. Так, по итогам 2012 г. треть жалоб, пришедших в ФСФР из Администрации Президента Российской Федерации, пришлась на страховщиков. I квартал 2013 г. подтвердил эту цифру6. В жалобах речь идет о необоснованных отказах в выплате, задержках выплат и т. д. В то же время страховой бизнес постоянно имеет дело с мошенничеством страхователей, далеко не все случаи которого выявляются. По некоторым оценкам, в странах с развитым рынком страховщики теряют от страхового мошенничества 10-15% премии, особенно в медицинском страховании и ОСАГО;

5) усиление территориальной диспропорции в формировании страхового рынка. Основной рост страхового рынка приходится на московский регион. Разрыв в темпах прироста страховой премии между московскими и региональными компаниями увеличивается: 2010 г.— 0,4 процентных пункта, 2011 г.— 6,0 п. п., 2012 г.— 12,4 п. п.;

6) постоянное снижение количества продавцов страховой услуги — страховщиков. Только за 2012 г. с рынка ушли 144 страховых компании (19,9%), на 5% снизилось число страховых брокеров. Количество компаний, работающих на рынке перестрахования, сократилось за 2012 г. на 24% (график 1).

5 Прайм-Тасс. URL: http://1prime.ru (дата обращения: 17.05.2013).

6 Прайм-Тасс. URL: http://1prime.ru (дата обращения: 20.05.2013).

Этот процесс можно оценить в целом положительно, поскольку:

• регулятор отзывает лицензии у недобросовестных страховщиков, тем самым оздоравливая страховой рынок;

• идет процесс концентрации капитала в страховом бизнесе, и те компании, которые не могут обеспечить прирост капитала, становятся после слияния филиалами более крупных компаний. Концентрация страхового рынка России достигла высокого уровня: 10 крупнейших страховых компаний собирают 57% премий, 20 крупнейших компаний — 72% премий и 50 крупнейших страховщиков — 87% премии, и целесообразность ее дальнейшего наращивания небесспорна.

В настоящее время по объему аккумулируемой премии страховой рынок России занимает около 1 % мирового страхового рынка. Доля России в международном перестраховании в 2012 г. составила 0,7%

Однако сокращение числа страховщиков имеет и более глубокие корни, а именно — низкая рентабельность инвестиционной деятельности. В настоящее время на финансовом рынке России отсутствуют финансовые инструменты, адекватные потребностям и особенностям страхового бизнеса. Низкая рентабельность инвестиционной деятельности вынуждает страховщика стремиться к достижению максимальной прибыли от страховых операций, закладывая ее в цену страховой услуги, или «экономить» на выплатах. Известно, что при рентабельности капитала ниже среднерыночной, капитал «уходит» из бизнеса, перетекая в другие отрасли. Страховой бизнес становится непривлекательным для инвесторов. В настоящее время приток капитала на отечественный страховой рынок из других отраслей экономики и из-за рубежа практически прекратился;

7) очередное реформирование регулятора. В сфере регулирования страховой деятельности происходят качественные изменения: изменяется регулятор (преимущества и недостатки мегарегу-лирования, в том числе для страхового дела, неоднократно освещались в специальной литературе);

реформируется основное направление регулирования — от контроля финансовых показателей к контролю за риском страховщика; расширяется перечень контролеров: в работу по контролю за деятельностью страховщиков включаются депозитарии, основная задача которых — контроль за качеством активов. Очевидно, что и Банк России, и депозитарии равно далеки как от проблем страховщиков, так и от проблем страхователей, в связи с чем быстрый эффект от нововведений вряд ли можно ожидать;

8) нарастающее непонимание между страховщиками и законодателем. В настоящее время на страховом рынке сложилась конфликтная ситуация по поводу ОСАГО.

Во-первых, в связи с принятием в первом чтении поправок к Федеральному закону от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» об увеличении лимитов выплат (со 150 тыс. руб. до 500 тыс. руб. по страхованию жизни и здоровья и со 120 тыс. руб. до 400 тыс. руб. в части возмещения ущерба имуществу) страховщики поставили вопрос о необходимости увеличения тарифа по ОСАГО на 70% с учетом того, что тариф не изменялся с 2002 г. в условиях инфляции7. Первый вице-премьер Правительства И. Шувалов назвал это «попыткой неумелого шантажа», и обоснования и расчеты страховщиков во внимание приняты не были [2]. Законодатель требует приведения комиссионных посредникам в соответствии с нормами Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»8 (10% согласно Закону и от 20 до 50% на практике), создать единую информационную базу страхователей, активизировать борьбу с мошенничеством, оптимизировать бизнес-процессы, разработать совместно с Минтрансом России единую методику расчета ущерба по ОСАГО.

Во-вторых, на страховые сделки был распространен Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», что привело к появлению значительного числа юристов, зарабатывающих на страховом бизнесе. Суды из-за некомпетентности в вопросах страхования (даже в терминологии)

7 Члены РСА обратились к органам власти по поводу практической ситуации в ОСАГО // Прайм-Тасс. URL: http://1prime.ru (дата обращения: 20.05.2013).

8 № 40ФЗ от 25.04.2002 с последующими дополнениями.

принимают необоснованные решения. По данным Российского союза автостраховщиков, в настоящее время около 20% всех выплат осуществляются в судебном порядке9. Причем часто страхователь обращается в суд, не ставя об этом в известность страховую компанию.

Ситуация с ОСАГО настолько обострилась, что ряд страховых компаний ставит вопрос о выходе из этого сегмента страхования. Страховые компании, имеющие в портфеле высокую долю ОСАГО, теряют инвестиционную привлекательность10.

Есть и другие проблемы. В целом анализ развития страхового рынка России дает возможность сделать вывод о том, что многие из проблем развития страхового рынка обусловлены диспропорциями и негативными тенденциями в развитии систем более высокого уровня. Обобщение и анализ этих проблем позволяют выявить факторы, формирующие эти проблемы: экзогенные факторы, обусловленные влиянием внешней для страхового рынка среды, и эндогенные факторы (внутренние), присущие самому страховому рынку и страховому бизнесу.

Блияние экзогенных факторов на развитие страхового рынка

Для выявления экзогенных факторов целесообразно применять системный подход и рассмотреть влияние, оказываемое на страховой рынок как систему, макросистем более высокого уровня, которые можно подразделить на следующие группы:

• «вертикальная ось» макросистем: страховой рынок, национальный макрорынок, мировой рынок;

• макросистемы «финансовый рынок» и «рынок услуг», неотъемлемой частью которых является страховой рынок. Отметим, что двойственное влияние этих макросистем находит свое выражение в теории страхования наличием двух понятий: более узкого «рынок страховых услуг», опосредующего куплю-продажу страховой услуги, и «страхового рынка» как сферы оборота страхового капитала. В настоящее время страхование активно входит в «новую экономику» по двум

9 Прайм-Тасс. URL: http://1prime.ru (дата обращения: 17.05.2013).

10 Так, РЕСО-Гарантия отложила сделку по приобретению доли ВСК именно по этой причине. См.: Саркисов К. Любое мое выступление может аукнутся бизнесу. URL: http://www.insur-info. ru/press/86424/_21.05.2013.

направлениям — через финансомику (усиление роли финансового капитала в современной экономике) и сервисизацию (рост значения сферы услуг в потреблении).

Страховой рынок в силу природы товара, реализуемого на нем, включен в социальную макросистему и макросистему методов управления риском. Каждая из этих макросистем с большей или меньшей жесткостью устанавливает для страхового рынка «правила игры».

Важно отметить, что при переходе от одной макросистемы к другой некоторые традиционные оценочные показатели меняют свой смысл. Так, если рост объема страховой премии при анализе состояния страхового рынка оценивается положительно, то с позиций макросистемы «Управление риском» премия характеризует объем затрат общества на управление риском методом страхования, и отношение к активному росту этих затрат не может быть однозначным. С позиций макрорынка страховая премия — это затраты на обеспечение воспроизводства.

Концентрация страхового рынка России достигла высокого уровня: 10 крупнейших страховых компаний собирают 57% премий, 20 крупнейших компаний - 72% премий и 50 крупнейших страховщиков -87% премий

Рассмотрим, какие из отмеченных выше проблем развития страхового рынка «спроецированы» на страховой рынок макросистемами более высокого уровня.

К общеэкономическим проблемам, негативно влияющим на развитие страхового рынка, можно отнести недостаточный платежеспособный спрос на страховую услугу; инфляцию, которая не дает развиваться накопительному страхованию жизни; низкие темпы роста промышленного капитала — основного предмета страхования; характерные для отечественной экономики высокие транзакционные издержки; заметное отставание формирования нормативно-правовой базы от потребностей развивающейся экономики и др.

Несформированность финансового рынка оказывает негативное влияние на развитие рынка страхового по причине отсутствия финансовых инструментов, адекватных потребностям страхового дела — надежных, ликвидных и рентабельных. Требования регулятора по размещению активов страховщика, теоретический принцип конгруэнтности в этих условиях приобретают декларативный характер. Нельзя не отметить также приоритетного развития в отечественной экономике банковского бизнеса, который диктует условия деятельности остальным участникам финансового рынка. Банковский бизнес, тесно связанный со страховым бизнесом, находится в настоящее время в сложной фазе своего развития: показатель достаточности капитала имеет устойчивую негативную динамику [3]. На страховой рынок банковский сегмент финансового рынка влияет через инвестиционную деятельность и является драйвером развития отдельных видов страхования. В последнее время банковский бизнес стал все активнее выполнять функции посредника при продаже страховых услуг. Пользуясь своим положением, банки устанавливают завышенную ставку комиссионного вознаграждения за свои услуги. Так, в 2012 г. доля этого канала в объеме продаж составляет 13%, но объем комиссионного вознаграждения — 38,3%п от общей суммы вознаграждения посредникам. Опрос рейтингового агентства «Эксперт РА» показал, что «почти половина банков ожидают, что не позже 2015 г. более 10% прибыли они планируют получать от страховщиков12.

На страховой рынок оказывает влияние социальная сфера: старение населения — это рост удельного веса хронических заболеваний, рост стоимости лечения и т. д. Социальная сфера определяет также общее качество работающих в страховом бизнесе — подготовленность ухудшается в силу проблем в системе образования, а главное — заметно снижается мотивированность к труду.

Что касается влияния макросистемы управления риском на страховой рынок, то оно наименее исследовано. Страхование составляет важный по значению и по широте воздействия блок этой системы. Очевидно, что акцент на финансовой составляющей страхования, восприятие страхового рынка прежде всего как финансового рынка не

11 Данные ФСФР.

12 Прайм-Тасс URL: http://1prime.ru (дата обращения:

17.05.2013).

способствовали исследованию проблем его взаимосвязи с макросистемой управления риском. В то же время актуальность такой взаимосвязи повышается в связи с обострением рисковой ситуации в России и в мире.

влияние эндогенных факторов на развитие страхового рынка

Для отечественного страхового рынка актуальны также проблемы эндогенной природы. Среди них можно отметить:

• невыполнение страховщиком своей основной миссии (в силу конкурентной ситуации, этической неразвитости и др.). Следует отметить, что страховые компании в массовом порядке начали создаваться в 1990-х гг. XX в. (перед кризисом 1998 г. их число достигло 3,5 тыс.), большая их часть осуществляла «перелив» средств из промышленного сектора в финансовый. К сожалению, некоторые до сих пор воспринимают страховой бизнес как «работу с финансовыми потоками», а не со страхователями, тем более что сложность финансовых потоков, технологически непрямая связь между объемом премии и финансовым результатом позволяют длительное время не раскрывать истинные цели деятельности компании. Отсюда невнимание к страхователю, особенно физическому лицу и, как следствие, недоверие ко всем страховщикам, огромное число жалоб;

• информационная асимметрия на страховом рынке, неумение и нежелание страховщика разъяснять суть и условия договора страхования. Страхователь должен хорошо понимать границы ответственности страховщика, чтобы не было разочарования и, как следствие, недоверия. В настоящее время неподготовленность страхователя — одна из причин, тормозящих развитие страхования;

• неотлаженность бизнес-процессов, прежде всего связанных с дистрибуцией страховой услуги. В 2012 г. в структуре каналов продаж 35% занимали прямые продажи, 29% — агентские, 13% — банки, около 4% — брокеры13. Расширяется круг нестраховых посредников (турфирмы, автодилеры и др.). Следует отметить, что структура дистрибуции в целом соответствует тенденциям стран с развитым страховым рынком, источником проблем для страховщиков является организационная сторона взаимоотношений с посредниками;

13 Данные ФСФР.

• необходимость расширения перечня услуг, соответствующих потребностям отечественного страхователя. Потенциал многих отечественных страховых компаний позволяет значительно расширить перечень предлагаемых услуг, но, как и в других странах с развивающимся рынком — Китаем, Бразилией и др., в России превалирует спрос на самые простые страховые продукты — автотранспортное страхование, страхование от несчастных случаев, «кредитное» страхование жизни и т. д. Страховщик может предложить услугу, но кардинально изменить спрос он не может — это определяется социально-экономическим уровнем развития общества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По оценке специалистов, за последние два года российские страховщики не совершили ни одного крупного инновационного прорыва, хотя интересные новшества (в основном организационные), безусловно, есть [4].

Выводы

В результате рассмотрения методологических аспектов оценки страхового рынка России можно сделать следующие выводы:

1) страховой рынок как система включен в ряд систем более высокого уровня, которые напрямую или рамочно определяют возможности и тренды его развития, в связи с чем вектор развития страхового рынка России необходимо оценивать с позиций его адекватности целям развития макросистем, прежде всего «управления риском» и «социально-экономической»;

2) в процессе оценки уровня развития страхового рынка необходимо уточнение экономического содержания традиционно используемых с этой целью показателей с позиции макросистемы, взаимодействие с которой анализируется;

3) анализ уровня развития страхового рынка должен объединять два блока: анализ объема

и качества страховой защиты и анализ воспроизводства страхового капитала, с учетом тенденций и проблем развития финансового рынка и рынка услуг;

4) при проведении факторного анализа с целью оценки состояния страхового рынка России и перспектив его развития необходимо структурировать факторы развития рынка на экзогенные, не зависящие от деятельности страховщиков, и эндогенные, на которые страховщик может оказывать реальное влияние;

5) страховое сообщество не может самостоятельно решить экзогенные проблемы, провоцируемые экзогенными факторами, поскольку они порождены макросистемами более высокого уровня. Для решения этих проблем или смягчения их влияния на страховой рынок необходимы совместные усилия регулятора финансового рынка и других заинтересованных представителей макросистем, что должно быть учтено при разработке стратегии развития страхового рынка.

литература

1. Лайков А. Ю. Страховой бизнес в России: между «закономерностями» и «случайностью» URL: http://www.insur-info.ru/printable/ analysis/776.

2. 2. Гришина Т. В. В страховщиках подозревают шантажистов // Коммерсант. 2013. № 87.

3. Ларионова И. В. Системные риски российского банковского сектора: оценки и методы регулирования // Вестник Финансового университета. 2013. № 1.

4. Зубец А. Н., Лебедева А. Д. Инновации на российском страховом рынке // Финансы. 2013. № 6.

5. Янова С. Ю., Горулев Д. А. Страховой рынок России: качество роста и проблемы развития // Финансы. 2013. № 5.

Навстречу 95-летию Финансового университета

Всего на базе Финансового университета в отчетном году было проведено 351 научное мероприятие с участием студентов. Студенты и аспиранты Финуниверситета участвовали в работе 159 внешних научных мероприятий, в которых ими был завоевано 312 дипломов 1-111 степени, 74 медали и 13 грантов. Из них в 72 внешних научных конференциях завоевано 82 диплома ЫИ степени, грамоты; в 58 внешних конкурсах завоевано 13 грантов, 7 медалей, 128 дипломов 1-111 степени, грамоты; в 29 внешних олимпиадах завоевано 67 медалей, 102 диплома ЫИ степени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.