КОНВЕРГЕНЦИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ И ПЕЧАТНЫХ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИИ В.Н. Дроздов, А.Н. Коваленко
Внедрение информационных технологий практически во все направления деятельности человека имеет своей основой следующую цепочку рассуждений:
• одной из основных сущностей человека является принятие решений;
• для принятия решений необходима информация;
• универсальным средством для работы с информацией является компьютер.
Указанная цепочка показывает всеобщность и важность компьютерных систем. К ним необходимо добавить различные системы с компьютеризированными элементами: встроенными микросхемами, электронными матрицами, управлением через набор команд на микротабло и др. Все это также входит является частью современных информационных технологий, важной областью приложения которых являются средства массовой информации (СМИ).
СМИ уже давно принято делить по виду конечной продукции на печатные и электронные. Под последними до 90-х гг. понимались телевидение, радио, справочная телефония. Сейчас в спектр электронных средств вошли сайты и электронные издания в системе Интернет, продукция на компакт-дисках и других магнитных носителях.
В печатных изданиях конечная продукция имеет бумажный или другой твердый носитель запечатываемого материала. Электронным СМИ характеризуются электронным видом продукции в момент ее поставки потребителю.
Если же опираться не на вид информации при ее поставке потребителю, а на способ производства, то деление между бумажными и электронными СМИ в значительной степени размывается. Производство печатной продукции также в подавляющей степени опирается на компьютерные системы и имеет весьма схожие приемы работы с производством электронных средств.
Особенно ярко это видно на примере работы издательств и редакций. Производство печатной продукции от момента переложения замысла автора в компьютерный вид (текст, рисунок и пр.), через компьютерные сети издательско-полиграфических комплексов и до получения сброшюрованного тиража из цифровой печатной машины может не выходить из компьютерной системы. Подчеркнем, что здесь работа с электронной информацией является сутью основного производственного процесса.
О других составляющих отрасли печати. В книгораспространении главным производственным процессом является движение товара. Однако это движение сопровождается мощным информационным потоком, которые охватывает все последовательные стадии от заключения договоров на поставку товара до электронных продаж и уведомления единичных потребителей. Наконец, собственно полиграфия -тиражирование подготовленного продукта - осуществляется на печатных машинах с электронным управлением (в том числе. с расчетом загрузки оборудования) и компьютеризированной системой контроля качества.
Таким образом, все три составляющие отрасли печати (система подготовки издания, полиграфическая стадия, распространение печатной продукции) имеют разное, но весьма насыщенное компьютерное обеспечение.
В целом это и позволяет говорить о схожести печатных и электронных средств информации. Однако сходство оказывается еще глубже.
Фундаментальной особенностью современных информационных технологий является работа с цифровым видом информации. Именно оцифровывание ведет (после изначально различных шагов для текста, изображения, аналоговой информации) к единообразию в передаче, преобразовании, хранении, защите, и, в целом, к упрощению
взаимодействия между собой различных сфер деятельности человека. Считается также, что оцифровывание сокращает путь от разработки научных идей до практического внедрения.
Глобальными объединительными направлениями самых различных информационных технологий (не только в СМИ) являются:
а) Хранение информации в виде баз данных.
б) Сетевая работа с информацией (в сетях разных уровней).
в) Приемы пользовательского интерфейса и организация специализированных рабочих мест.
Общие или схожие проблемы различных информационных технологий на уровне решения конкретных вопросов отражены в следующем списке:
• Создание и использование баз данных; • Подготовка текста, таблиц, диаграмм,
• Организация сетевой работы; иллюстраций, звука, анимации;
• Каналы передачи; • Верстка и монтаж;
• Поиск информации (включая поиск в • Аудио и видеоэффекты; глобальных сетях); • Визуальная работа с электронным
• Защита информации; видом информации;
• Форматы и переформатирование; • Распределенная работа с информацией;
• Оцифровывание нецифровых данных; • Дистанционное управление и контроль
• Передача больших массивов; оборудованием;
• Сжатие информации; • Реклама и презентация работ;
• Перезапись на различные носители; • Юридические аспекты работы с
• Проектирование интерфейса; информацией.
Указанный перечень показывает, что цифровое представление информации объективно ведет к конвергенции информационных технологий. Составляющие этого перечня являются объединительными моментами при создании и эксплуатации самых различных компьютерных систем.
Оцифровывание (дигитализация, цифрование) является разновидностью дискретизации и знаменует собой характерное для всего XX века движение от непрерывного описания к дискретному. Цифровой, т.е. дискретный вид изображения и звука в компьютере служит дополнительным аргументом в споре философов о том, является ли непрерывное и бесконечное объективной реальностью, или существует только как способ мышления человека.
Будучи средством профессиональной работы, информационные системы одновременно являются и продуктом профессиональной деятельности их создателей. Отсюда следуют два подхода: 1) пользовательский; 2) подход проектировщика и создателя.
Отметим, что эти подходы не существуют в чистом виде. Специалист по созданию и поддержке информационных систем (часто исторически называемый программистом) всегда что-то знает о предметной области, а пользователь для успешной работы с системой должен иметь определенные знания об ее внутреннем устройстве.
Это порождает базу для подготовки специалистов: они могут быть либо техническими (программистскими) кадрами, ориентированными на быстрое проникновение в конкретную область человеческой деятельности (концепция университетского образования), либо специалистами-предметниками, знающими достаточно много о сути информационных систем и технологий как таковых.
Отраслевое образование ориентируется на второй путь, как более простой при реализации информационных систем на основе стандартизированных элементов и решений. При этом моменты оригинального проектирования информационных систем существуют, но в целом играют подчиненную роль. Такой путь позволяет сочетать
отраслевую подготовку с хорошим компьютерным образованием и поставлять отрасли специалистов по созданию и внедрению разнообразных информационных систем. При этом во многом убирается процедура необходимого и нередко проблемного контакта специалистов-компьютерщиков и специалистов в данной области деятельности.
Уже было показано, что среди различных направлений применения информационных технологий одну из первых ролей играют СМИ. Приведем список элементов современных информационных систем, которые либо появились в СМИ, либо развивались под их сильным влиянием. Это:
Гиперсвязь (гипертекст и др.); Компьютерная анимация;
Компьютерная верстка; Мультимедиа;
Компьютерное форматирование; Интерактивные системы;
Компьютерный дизайн; Электронные продажи;
Обработка цветовых изображений; Компьютерные поисковые системы;
Цифровая фотография; Цифровая печать;
Цифровое видео; Передача больших массивов информации.
Компьютерная работа со звуком;
Значительная часть информационных технологий, перечисленных в приведенном списке, развивалась и продолжает свое развитие именно в отрасли печати [1]. Роль печатного дела в совершенствовании информатизации может быть подчеркнута таким примером, как совместный проект ведущих фирм Deutsche Telecom (телекоммуникации) и Heidelberg (производство печатной техники). Проект предусматривает создание глобальной платформы передачи данных, т.е. совокупности программных средств, форматов передачи и, частично, специальной аппаратуры для быстрой и уверенной передачи больших и сверхбольших массивов цифровых данных.
Примером перспективного направления развития информационных технологий в области печати является создание серии форматов представления данных (CIP-3, CIP-4), в которых файл с оригинал-макетом, формирующийся на стадии предпечатной подготовки, содержит в себе управляющие команды для цветоделения, работы печатного оборудования, разрезки, брошюровки и даже упаковки. Технология CIP включает также элементы WorkFlow (управление рабочими потоками), контроль сетевых и системных ресурсов [2].
Показателем передовых информационных рубежей отрасли печати является технология автоматической передачи через Интернет газетных полос и печати их на специальном принтере без участия человека. Этот способ применяется для производства малого тиража центральной газеты в удаленной гостинице, железнодорожной станции или даже дома у единичного клиента. Такие распределенные печатные системы уже предлагают фирмы Lexmark, IBM, HP [2].
Связь отрасли печати с другими звеньями СМИ изображена на Рис.1. Эта схема создана на основе информации из книги Кипхана [3].
Отметим важные моменты схемы на рис.1. Стадия сценарной и допечатной подготовки имеет много общих моментов для всех видов СМИ. Это редакторская, корректорская, дизайнерская работа, контакты с авторами, заказы иллюстраций и звукозаписей, фото и видеозаписи и их обработка и пр. Конечно, уже эта работа учитывает дальнейшую форму СМИ, но общего здесь больше, чем отличий. После подготовки компонент СМИ они превращаются в цифровые данные, к ним добавляются управляющие команды, и наступает окончательное разделение электронной и бумажной линий.
Операция макетирования в электронной стадии включает в себя покадровую, поминутную, поэранную и постраничную разработку, системы навигации для электронной печати и ряд других элементов. Все это соответствует стадии изготовления оригинал-макета для данного вида печати. После этого начинается само
производство продукции. Естественно, электронная и печатная линии имеют ряд отличий, которые также отражены на Рис.1.
Распространение СМИ имеет сильное сходство в борьбе за потребителя - это реклама, промоушен, исследование мнения потребителя, его сегментация, быстрота реагирования на потребности потребителя и одновременно умение вести его за собой.
4
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
СЦЕНАРНАЯ и ДОПЕЧАТНАЯ ПОДГОТОВКА
Идеи Содержание Обработка
Т =====
Подготовка компонент СМИ Данные Управление
ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА
СРЕДСТВА ОБЫЧНОЙ ПЕЧАТИ
МАКЕТИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ
оригинал- печать после-
макет для , ► обычным - ► печатные
данного вида печати способом операции
4 ж
цифровая печать
РАСПРОСТРАНЕНИЕ
АНАЛИЗ ПОТРЕБЛЕНИЯ
оборудование для потребления информации
ПОТРЕБИТЕЛЬ/ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ
печатная продукция
Рис. 1. Конвергенция печатных и электронных СМИ
Важной разновидностью электронных СМИ являются электронные издания. Хотя они имеют своими носителями компьютерные сети, компакт-диски (СБ) и иные способы электронного хранения и соответственно помещены в электронную линию на рис.1, их подготовка имеет бросающуюся в глаза общность с подготовкой печатной продукции. Это отражается в самой терминологии: электронные газеты, журналы, книги, каталоги и пр. Производство электронной продукции чаще всего сосредоточено в издательствах, занимающихся одновременно и подготовкой бумажных изданий. Во многом общими являются здесь и проблемы авторства.
Вопрос о долях электронной и печатной продукции исследовался и прогнозировался многими авторами. Источник [3] указывает на их соотношение 30%/70% в 1999 г. и 50%/50% в 2010 г. В этот период бумажные средства будут расти в среднем на 3% ежегодно, а электронные - на 9%. Общий рост всех СМИ за этот период составят примерно 50%. К 2020-2025 годам большинство исследователей предсказывает установление равновесие долей электронной и печатной продукции
примерно в пропорции 2 : 1 (т.е. 67% и 33%). Отметим, что эти данные определены в стоимостном выражении.
Состояние дел, изображенное на рис. 1, а также представленные прогнозы интерпретируются как движение отрасли печати в направлении медиаиндустрии. Последняя будет включать в себя не только технологию переработки информации и собственно СМИ, но и каналы связи, специализированное программное и, в меньшей степени, аппаратное обеспечение, корпоративное отстаивание своих интересов, а также общие научные и учебные центры.
Объединение в мультимедийном продукте текста, цветного изображения, звука и анимации дает так называемый синергетический эффект, который с учетом компьютерных возможностей превосходит возможности такого классического мультимедийного средства как телевидение.
Из этих дополнительных возможностей в первую очередь отметим появление в сети Интернет гиперсвязной (гипертекстовой) структуры и интерактивности. Эти новые элементы уже перешли на СБ-издания, на товары, распространяемые по сети, на презентационные материалы и др. Гиперсвязь имеет своим прототипом ссылочный и справочный материал обычных изданий. Интерактивность внутренне связана с чтением книги по выработанной не автором, а читателем схеме, что, например, распространено в справочной литературе. Контекстный переход, основанный не только на элементах текста, но и изображения, звука и даже анимации, создает новые возможности по усвоению материала, быстроте поиска, эстетике восприятия. Правда, достижения в эстетике и художественном впечатлении, сравнимые с шедеврами верстки и дизайна бумажных изданий, еще впереди.
В других видах СМИ гиперсвязь и интерактивность только зарождаются. Имеются эксперименты интерактивности на ТВ, есть литературные произведения с несколькими окончаниями сюжета, интерактивны по своей сути передачи с прямым участием зрителей.
В целом и в современных СМИ на первом месте остаются авторская (в т.ч. сценарная), редакторская, дизайнерская (операторская) и режиссерская работа. Технические приемы и возможности должны (что происходит далеко не всегда) быть подчинены замыслу и цели информационного продукта. Это, в частности, должно достигаться типичным для печатного издания тесным контактом создателей формы с создателями сути продукта. Отсюда следует такая черта подготовки специалиста по информационным технологиям в СМИ, как единение технического и гуманитарного обучения, что сближает гуманитарную и естественно-техническую деятельность в целом.
Многое из того, что сказано выше, показывает, что большинство новых идей и новых специальностей берет свое начало именно в традиционной печати.
Поэтому важным для оценки тенденций, в частности, для определения направлений подготовки специалистов, является распределение сегментов печатной продукции. По информации на 1999 год это распределение в денежном выражении показано на рис. 2. Приведенные здесь данные взяты из источника [3].
Отметим, что деловые бумаги на рис. 2 отнесены к информационному сегменту «реклама и предложения».
Важным элементом конвергенции в средствах СМИ является параллельный выпуск электронных и печатных изданий. При этом возможны все варианты: полностью параллельный выпуск с учетом специфики формы издания; выпуск электронного аналога для бумажного издания, а также система «книга плюс СБ»; выпуск бумажного сопровождения для электронного издания, например, «СБ плюс книга». Общим при этом является работа автора, корреспондента, редактора, корректора, фотокорреспондента и др. Достаточно разной является работа верстальщика, дизайнера, технического изготовителя макета издания.
Доли печатной продукции
Книги 7%
Журналы 9%
Реклама и предложения 46%
.аталоги
4%
Газеты 16%
Упаковка /этикетка 18%
Рис. 2 . Сегменты отрасли печати
Эти рассуждения означают и то, что конвергенция электронных и печатных средств информации имеет свои пределы, и они не сольются полностью. Здесь идет речь не об опасностях для обычной газеты, журнала, книги (они успешно пережили атаки со стороны фотографии, телефона, уличной рекламы, радио, телевидения и др.), а о том, что печатные и электронные средства имеют, по крайней мере, в обозримом будущем, не полностью совпадающие множества «индивидуум плюс его текущие потребности».
На вид электронных, и во вторую очередь, печатных средств сильное влияние оказывает развитие информационных технологий. Расширение пользователей системы Интернет, увеличение объема пейджерной и видеосвязи, мобильные телесистемы, рост качества цифровых музыкальных и мультимедийных записей ставят проблемы приспособления информации, как под технические средства, так и под все более узкие группы потребителей.
Однако возникновение новых приемов и методов собственно работы с информацией в последние годы имеет тенденцию к уменьшению. Можно предположить, что период бурного развития информационных технологий заканчивается. Но это делает еще более насущным осмысление того, что происходило и происходит в операциях переработки и доставки информации до массового потребителя.
1. Дроздов В.Н., Коваленко А.Н. Известия Вузов, сер. Проблемы полиграфии и издательского дела; №3-4' 2001
2. Газетные технологии. Издание IFRA. Russian edition; октябрь 2001
3. Kipphan H. Handbook of Print Media Technologies and Production Methods. Springer,
Литература
2001