УДК 070
КОНВЕРГЕНЦИЯ В МЕДИАСРЕДЕ: ПОНЯТИЕ И ТИПЫ
И. И. Карпенко
Белгородский
государственный
национальный
исследовательский
университет
е-таИ:
karpenkoirina@bsu.edu.ru
В статье рассматриваются различные концепции конвергенции. Особый акцент делается на рассмотрении типов конвергенции в медийной среде.
Ключевые слова: конвергенция, медиаконвергенция, СМИ, циф-ровизация, интернет-коммуникация.
Понятие конвергенции пришло в журналистскую науку из смежных областей знаний. Во второй трети прошлого века теория конвергенции, будучи заимствованной из языкознания, биологии и этнографии [5, с. 11], нашла свое отражение в области экономики и социологии. В 1940-х гг. немецкий экономист Вальтер Ойкен впервые выдвинул концепцию конвергентного характера развития человечества. В следующем десятилетии эта теория нашла продолжение в трудах Уолта Ростоу, американского социолога Питирима Сорокина, французского ученого Р. Аарона и известного американского социолога Д. К. Гэлбрейта, голландского экономиста, лауреата Нобелевской премии Я. Тинбергена, французского философа П. Т. де Шардена и немецких исследователей Д. Шельского и О. Флехтхайма.
В социологической теории конвергенции рассматривалось взаимодействие и взаимовлияние двух идеологически противоположных общественных и экономических систем - капитализма и социализма - в ходе научно-технической революции как главного фактора движения этих систем к некоей «гибридной, смешанной системе» [12].
Кульминацией в принятии учеными теории общественно-политической конвергенции стала работа американского исследователя Дэниела Белла «Конец идеологии», вышедшая в 1962 г. В работе ученый выдвинул гипотезу о том, что возникшее общество нового типа будет опираться на технологии знаний и на информационную индустрию - две важнейшие составляющие будущей экономики.
Один из вариантов теории конвергенции принадлежит академику Андрею Дмитриевичу Сахарову. В конце 1960-х гг. Сахаров считал сближение капитализма и социализма, сопровождающееся демократизацией, демилитаризацией, социальным и научно-техническим прогрессом, единственной альтернативой гибели человечества, связывая теорию со стремлением преодолеть раскол мира и предотвратить угрозу термоядерного конфликта [4].
Гипотеза общественно-политической конвергенции положила начало последующим концепциям и представлениям об информационном обществе и дальнейшим ее переосмыслениям.
С 1970-х гг. это понятие все чаще употребляется для обозначения интеграции информационных и коммуникационных технологических устройств - компьютеров, телефонов, телевизоров.
«Дальнейшее развитие термин получил в ходе дискуссий о дерегулировании телекоммуникационного рынка в США и вещательного рынка в Западной Европе в 1980-х гг. Но только в 1990-х гг. быстрое внедрение Интернета в повседневную жизнь миллионов людей придало дискуссиям о конвергенции широкий практический смысл» [5, с. 11].
Сегодня термин «конвергенция» используется при описании различных интегрирующих процессов, не обязательно связанных с политикой или экономической сферой.
Конвергенция понимается как системные магистральные изменения в структуре, функционировании и других сферах деятельности массмедиа. Представляясь современным исследователям в этой области процессом, который уже внес кардинальные изменения в систему современных средств массовой информации, обсуждение проблем конвергенции занимает в научных дискуссиях центральное место. Такой интерес к конвергенции объясняется многоплановостью и неоднозначностью трактовок как самого явления, так и процессов, связанных с трансформацией существующего информационно-коммуникационного пространства и известных способов передачи информации.
Наиболее четко представления о конвергенции, близкой к конвергенции медиа, высказал в своей работе «Социальные рамки информационного общества» американский социолог и публицист Д. Белл. Он сравнил две, уже известные человечеству, формы коммуникации: первая - почта, газеты, журналы и книги, т. е. средства, которые печатались на бумаге и распространялись методом физической транспорта-ции, хранились в библиотеках, и вторая - телеграф, телефон, радио и телевидение, где закодированные сообщения или речь передавались средствами радиосигналов либо по кабельной связи от человека к человеку. «Сейчас технологии, некогда существовавшие в разных областях применения, стирают эти различия, так что потребители информации получают в свое распоряжение множество альтернативных средств» [2, с. 334]- Далее ученый предполагает, что «слияние воедино технологий телефона, компьютера, факсимиле, кабельного телевидения и видеодисков будет вести ко все более глубокой реорганизации способов коммуникации между людьми, к сокращению, если не к полной ликвидации бумаги в качестве материального носителя информации, к новым способам проведения досуга, к реорганизации образования на основе компьютерного обучения и широкого распространения видеодисков» [Там же, с. 336].
Белл выделяет ряд основных проблем, связанных с конвергенцией и отражающих в той или иной степени современные тенденции конвергенции в области медиа:
- слияние телефонных и компьютерных систем, телекоммуникаций и обработки информации в одну модель;
- замена бумаги электронными средствами, включая электронные банковские услуги вместо использования чеков, электронную почту, передачу газетной и журнальной информации факсимильными средствами и дистанционное копирование документов;
- расширение телевизионной службы через кабельные системы со множеством каналов и специализированными услугами, что позволит осуществлять прямую связь с домашними терминалами потребителей;
- реорганизация хранения информации и систем ее запроса на базе компьютеров в интерактивную информационную сеть, доступную для исследовательских групп;
- прямое получение информации из банков данных через библиотечные и домашние терминалы;
- расширение системы образования на базе компьютерного обучения, использование спутниковой связи для сельских местностей, особенно в слаборазвитых странах;
- использование видеодисков как для развлечений, так и для домашнего образования [Там же, с. 336].
Еще одним ученым, отметившим в своих работах особую роль средств массовой информации и коммуникации в развитии общества, является М. Кастельс. Пришедшая на смену «галактике Гуттенберга» «галактика Маклюэна»*, по мнению
Термины, введенные М. Кастельсом для обозначения различных систем коммуникации: в первом
ученого, обладала явными недостатками: так, телевизионная коммуникация имела однонаправленную специфику. «СМИ представляют собой однонаправленную коммуникационную систему; поэтому реального процесса коммуникации как взаимодействия передающей и получающей стороны при интерпретации сообщения нет» [9, с. 218]. Компьютерная коммуникация во многом перекрыла имеющиеся у первой недостатки: «Впервые в истории в одной и той же системе объединяются письменные, устные и аудиовизуальные коммуникации. Потенциальная интеграция в одной и той же системе текстов, изображений и звуков, взаимодействующих из множества различных точек, в избранное время,... в глобальной сети и в условиях открытого доступа, фундаментально меняет характер коммуникации» [Там же, с. 318]. Коммуникация в новых конвергентных средствах массовой информации, быстрая реакция на происходящие события приводит, по мнению М. Кастельса, к видимому ускорению течения времени, сжатию расстояния между прошедшими событиями и настоящим моментом.
Согласно концепции норвежского исследователя в области преобразований массовых коммуникаций А. Д. Эрдала, конвергенция проходит на нескольких уровнях:
- технологическом;
- организационном;
- медийном [13, р. 55].
Суть технологической конвергенции состоит в слиянии технологий, позволяющих разным техническим носителям - кабельным или телефонным сетям, беспроводной спутниковой связи - доставлять информацию пользователю или потребителю. В основе технологической конвергенции медиа лежит процесс преобразования в цифровую форму* систем производства, которое позволяет содержанию выходить за границы одного СМИ, «"уравнивать" печатное слово и движущееся изображение» [5, с. 11], другими словами - совмещение различных типов информационно-коммуникационных технологий и способов представления информации (звука, текста и изображения), которая организуется и передается с помощью этих технологий. Данный тип конвергенции всегда имеет в виду как конечную цель интеграцию информационно-коммуникационных технологий, то есть их полное объединение в одно целое. Отличие конвергенции от интеграции достаточно очевидно: конвергенция предполагает «асимптотический» процесс, который может и не завершиться полным слиянием. «Цифровой формат содержания позволяет осуществлять его распространение в различных формах вне зависимости от конкретной индустрии СМИ и технологических платформ» [11, с. 206].
В работе «Медиаэкономика зарубежных стран» Е. Л. Вартанова отмечает, что информационно-коммуникационные технологии становятся важнейшим фактором преобразования современного общества [6, с. 284]. В процессе дигитализации «практически любой информационный продукт может принимать любую медиаупаковку» [11, с. 206]. В конечном итоге, технологическая конвергенция ведет к миниатюризации как техники, так и самого информационного продукта. «Наряду с традиционными формами, в которых существуют СМИ, - книгой, газетой, журналом, теле- и радиопередачей, аудио- и видеокассетой, медиасодержание сегодня может принимать офлайновую (компакт-диск, DVD) или онлайновую (сетевая газета или портал) медиаформу» [6, с. 289].
Суть организационной конвергенции заключается в слиянии как внутри одного сектора экономики, так и в различных сегментах рынка, интегрирование медиасектора с телекоммуникационными секторами, профиль производства бытовой техники или информационных технологий. Это делается с целью раздвижения границ
случае - система с доминированием типографских процессов, во втором - преобладание телевизионной продукции в сфере средств массовой информации.
Дигитализация (син. цифровизация) - перевод содержания во всех его формах (текст, графика, звук) в цифровой формат, двоичный компьютерный код (0-1).
влияния на рынке. Яркими примерами подобных слияний являются слияние двух крупнейших медийных корпораций - канадского холдинга Thomson Corp. и британского информационного агентства Reuters (2008 г.) и объединение интернет-провайдера America Online (AOL) с медийной корпорацией TimeWarner. Последнее пока остается не только крупнейшим в истории (186 млрд. долл.), но и позиционируется как объединение «старой» и «новой» «корпоративной Америки» (старых и новых отраслей американской экономики) [10].
В результате подобных слияний создается новый интегрированный рынок, на котором неразрывными связями скрепляются мультимедийные услуги, обслуживание в Сети, создание программных продуктов и организаций, обслуживающих сбор и распространение информации. О цели подобных слияний верно писал Я. Н. Засурский: «Налицо соединение электронных компаний, телекоммуникационных провайдеров Интернета с компаниями, производящими информационный продукт и выпускающими газеты, радио- и телепередачи. Главное заключается в возможности получить доступ к содержанию» [7, с. 217].
Появление цифровых высокотехнологичных платформ коммуникации и развитие новой информационно-коммуникационной среды детерминировало возникновение такого феномена, как медиаконвергенция. Современные ученые определяют новое явление как сближение и дальнейшее слияние «традиционных» средств массовой информации (периодической печати, радиовещания и телевидения) при их переводе на единую цифровую платформу» [3, с. 413].
Суть конвергенции медиа, которую иначе исследователи называют как «конвергенция на уровне профессиональной журналистики» [1, с. 78] или «медиаконвергенция» [8], проявляется в слиянии разнородных, достаточно отдаленных и разобщенных средств массовой информации, во взаимопроникновении друг в друга различных типов СМИ с дальнейшей возможной «переменой ролей» между разными каналами коммуникации [5, с. 11]. «В результате становится трудно определить, о каком же конкретно медиа идет речь: радио в Интернете, энциклопедия на компакт-диске, видеофильм по каналу кабельного ТВ или электронное рекламное сообщение, принятое на сотовый телефон» [1, с. 79].
Ярким примером такого симбиоза может служить интернет-радио, где в пределах одного информационно-коммуникационного поля функционируют сразу несколько средств массовой информации. Данный феномен сочетает в себе основополагающие черты радиовещательного канала, выраженные чертами печатного СМИ, с возможным присутствием видеосюжетов и черт интерактивной коммуникации.
Подобные тенденции конвергенции преобразуют привычные нам массмедиа в своего рода «гибриды» СМИ и несут в себе много положительных качеств. «Под влиянием процессов дигитализации и конвергенции средства массовой информации приобретают характеристики многоканальности, мультимедийности, интерактивности, способности к отражению происходящих событий в режиме реального времени и непрерывному обновлению информационных ресурсов. Уже сегодня сетевая пресса обладает характеристиками, немыслимыми для «традиционных» СМИ: она оснащена звуком, анимацией, гипертекстом, обширными электронными архивами, различными видами обратной связи с аудиторией», - отмечает в коллективной монографии А. П. Короченский [3, с. 413].
Конвергентные процессы в медийной среде на сегодняшний день проходят не только на данных трех уровнях: технологическом организационном и медийном. Конвергенция на сегодняшний день становится опосредующим элементом в размытии жанровых и стилистических границ медиатекстов. Реализуются тенденции конвергенции и в идеях универсуализации журналиста, как субъект медийной коммуникации, соединения и взаимозаменяемости социальных ролей аудитории и
журналиста, порождающие субъект-субъектные отношения взамен субъект-объектным.
Данные тенденции настраивают на полицентричность и поликонтекстуальность в изучении средств массовой информации, так как основными областями, затрагивающими конвергентные процессы являются: экономика, социология, культурология и филология. Полагаем, что дальнейшие исследования медиакоммуникации могут продолжиться именно в направлении комплексного изучения конвергентного пространства СМИ и СМК.
Список литературы
1. Бакулев Г. П. Конвергенция медиа и журналистика / Г. П. Бакулев. - М.: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2002. - 108 с.
2. Белл Д. Социальные рамки информационного общества / Д. Белл // Новая технократическая волна на Западе. М. : Прогресс, 1986. - С. 330-342.
3. Беспалова, А. Г. История мировой журналистики. Издание третье, дополненное и исправленное / Беспалова А. Г., Корнилов Е. А., Короченский А. П., Лучинский Ю. В., Станько А. И. - Москва : ИКЦ «МарТ», Ростов-н/Д : Издательский центр «МарТ», 2003. - 132 с.
4. Буртин Ю. Россия и конвергенция. Идеи Сахарова вчера, сегодня, завтра [Электронный ресурс] / Ю. Буртин // Юрий Буртин. Исповедь шестидесятника. - Электрон. дан. -М. - 2009. - Режим доступа : http://burtin.polit.ru/konverg.htm, свободный. - Загл. с экрана. -Яз. рус.
5. Вартанова Е. Л. К чему ведет конвергенция СМИ_/ Е. Л. Вартанова // Информационное общество. - 1999. - Вып. 5. - С. 11-14.
6. Вартанова Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран / Е.Л. Вартанова. - М., 2003. -
335 с.
7. Засурский Я. Н. Искушение свободой. Российская журналистика: 1990 - 2004 / Я. Н. Засурский. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 2004. - 560 с.
8. Короченский А. П. «Пятая власть»? Феномен медиакритики в контексте информационного рынка [Текст] / А. П. Короченский - Ростов-н/Д : Международный институт журналистики и филологии, 2002. - 271 с.
9. Кастельс М. Россия и сетевое сообщество / М. Кастельс, Э. Киселева // Мир России. - 2000. - № 1.
10. Кинякин А. Курс дня. Слияние как тревожный сигнал [Электронный ресурс] / А. Кинякин // Информационное агентство Финмаркет. - Электрон. дан. - М., 2006. - Режим доступа : http://www.finmarket.ru/z/anl/anlpgv.asp?id=465693, платный. - Загл. с экрана. -Яз. рус.
11. Луканина, М. В. Текст средств массовой информации и конвергенция / М. В. Лука-нина // Политическая лингвистика. - Вып. 20. - Екатеринбург, 2006. - С. 205-214.
12. Экономический словарь [Электронный ресурс] - М., 2009. - Режим доступа: http://abc.informbureau.com/html/eiiaadaaioess.html, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
13. Erdal, I. J. Researching Media Convergence and Crossmedia News Production / I. J. Erdal. // Nordicom Review. - 2007. - № 28. - P. 51 - 61.
CONVERGENCE IN THE SPHERE OF MASS MEDIA: ESSENCE AND TYPES
The article deals with various concepts of convergence. The emphasis is placed on considering the types of convergence in the media environment.
Keywords: convergence, media convergence, media, digitization, online communication.
e-mail:
karpenkoirina@bsu.edu.ru
I. I. Karpenko
Belgorod National Research University