Научная статья на тему 'Интерактивное мультимедийное периодическое издание как результат конвергенции средств коммуникации'

Интерактивное мультимедийное периодическое издание как результат конвергенции средств коммуникации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
4260
391
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИМЕДИА / ИНТЕРАКТИВНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ КОНТЕНТ / КОНВЕРГЕНЦИЯ СРЕДСТВ КОММУНИКАЦИИ / MULTIMEDIA / INTERACTIVE APPLICATION / MULTIMEDIA CONTENT / CONVERGENCE OF SEVERAL MEANS OF COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Моржухина А.М.

Рассмотрены специфические свойства мультимедийных изданий, в том числе интерактивных электронных приложений и журналов как результат модификации печатных форм и конвергенции средств коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interactive multimedia periodical as a result of the convergence of communications

The article considers specific characteristics of multimedia publications, including interactive electronic applications and magazines, as a result of modifications in the printed form and the convergence of communications.

Текст научной работы на тему «Интерактивное мультимедийное периодическое издание как результат конвергенции средств коммуникации»

УДК 74.01/09

Интерактивное мультимедийное периодическое издание как результат конвергенции средств коммуникации

А.М. Моржухина

Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550, Москва, ул. Прянишникова, 2А e-mail: ann.morzhukhina@gmail.com

Рассмотрены специфические свойства мультимедийных изданий, в том числе интерактивных электронных приложений и журналов как результат модификации печатных форм и конвергенции средств коммуникации.

Ключевые слова: мультимедиа, интерактивное приложение, мультимедийный контент, конвергенция средств коммуникации.

Интернет в цивилизованном мире стал главнейшим, всеохватным каналом коммуникации: газеты, журналы, радио и даже телевидение уступают ему как трансляторы информации. Залогом стремительного развития Всемирной сети стало ее соответствие современным требованиям к медиапространству: скорость, мобильность, универсальность, интерактивность, возможность каждому увидеть и оценить происходящее с разных точек зрения.

Полиграфическая отрасль, появление которой в свое время также содействовало ускорению темпов обмена информацией, на протяжении почти шести веков была более чем востребованным транслятором информации, технически совершенствующимся согласно социальному заказу общества. В настоящий момент остро ставится вопрос о готовности отрасли к критической ситуации, обусловленной переходом

394

основных средств печатной коммуникации в интерактивным сетевой мир. Бумажная периодика сбрасывает часть тиража на электронных двойников.

Электронные периодические медиа являют собой новый этап эволюции печатного средства коммуникации, так как во многом принцип донесения информации по-прежнему тяготеет к печатному аналогу (хронологически переход к цифровой форме обработки информации происходит на протяжении ни много ни мало последних 35 лет). Однако электронные периодические медиа - новый вид трансляторов информации, который можно оценить как результат конвергенции трех видов искусств (экранные виды искусств и кино, печать, компьютерные игры).

Постепенно воплощаются в жизнь прогнозы о конвергенции -сближении и слиянии традиционных средств массовой информации (периодической печати, радиовещания и телевидения). Практика подтверждает, что интернет-версии и сайты электронных журналов отвечают запросам специализированного и массового потребителя в получении необходимой информации. Специфика и особенности интернет-версий и сайтов периодических изданий обсуждаются и изучаются (А.А. Беляев, Ф.Т. Грозданов, Д.А. Золотарев и др.) [1-3]. Исследователи обсуждают вопросы функционального и стилистического сближения способов представления информации.

Рассмотрим мультимедийную составляющую интерактивных периодических изданий, сделав упор на конвергентный дизайн. Это, в свою очередь, вызывает необходимость выявить синтез смежных видов искусств и рассмотреть их взаимовлияние в интерактивных мультимедийных журналах. «Родственные» проблемы сценарного искусства, монтажа и режиссуры находим в работах М.В. Демидовой. Исследователь отметила, что мультимедиа в интерактивных изданиях можно рассматривать «наряду с кино... как особый вид экранного искусства, который не только объединяет средства других искусств, но и пользуется этими средствами при создании художественного образа в ином, новом синтезированном качестве.» [4].

Действительно, у дизайнеров электронных периодических медиа появился дополнительный набор инструментов и возможностей в создании сложнейшего монтажа, управлении трехмерным пространством, движением текстов и изображений в нем, временем, в сочетании вербального и визуального со звуковыми компонентами. Дизайнер мультимедийного интерактивного приложения работает на стыке смежных видов систематических искусств, как, например, при разработке «живого» фона (журнал «Wired» издательского дома «Conde Nast»). Ему надо учитывать синхронизацию скорости чтения текста и воспроизведения видео-иллюстрации, особенно когда в качестве фона выступает ви-

395

део-иллюстрация или анимированное изображение. Заголовочный комплекс должен четко взаимодействовать с движущимся изображением, не отвлекая пользователя от прочтения информации, и при этом визуально дополнять ее.

Учитывать условия удобства пользования особенно необходимо дизайнерам при разработке навигационной системы периодического издания. Этого невозможно сделать, не позаимствовав знания из смежной области компьютерной индустрии. Страница интерактивного медиа структурно тяготеет к организации сайта. На данный момент примерами наиболее продуманных и легких в пользовании являются электронные журналы «Сноб» издательского дома «Коммерсантъ» и «Wired» издательского дома «Conde Nast». Журналы полностью сохраняют свой фирменный стиль и смело внедряют в оформление новые навигационные элементы. Дизайнеру нового поколения для грамотной организации пространства электронного издания необходимы знания из области системного построения сайтов и интернет-страниц.

Любопытно наблюдение И.В. Кирия, делающего упор на особом свойстве интерактивных медиа. Пользователю они дают «псевдовыбор», предлагая свои способы взаимодействий. Первый - дополнение, когда текст дополняется видеорядом или только иллюстрацией; второй - иерархия представления информации, когда менее важная информация подается в отличительной форме; третий - несколько видов подачи сообщения, упрощающих восприятие информации [6].

Исследователи отмечают наличие в мультимедийных публикациях элементов компьютерной игры. Они дают пользователю «псевдовыбор». «Поверхность» публикации не открывается сразу и целиком, как в обычной печатной газете, и читатель не видит весь материал одномоментно. Просматривая мультимедийные публикации, пользователь каждый раз прокладывает собственный путь прохождения интерактивной статьи, в индивидуальном порядке переключаясь на тексты, ссылки, графику и т.д. Важный аспект интерактивной статьи состоит именно в том, что без деятельного вмешательства зрителя контент не будет раскрываться и отражаться в сознании читающего во всей полноте. Маршруты навигации прокладываются интуитивно. Тем самым у читателя формируется представление о возможности выбора. Дизайнер должен очень четко предвидеть возможные действия читателя и в зависимости от целей публикации, предугадывая их, управлять ими.

Особенности интерактивной среды в книге «Не надейтесь избавиться от книг» обсуждали Жан-Клод Карьер и Умберто Эко, рассуждая о недостатках и неудобствах пользования электронными книгами. «Книга - как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучше уже не придумаешь. ...Возможно... страницы будут делаться не из бумаги. Но книга останется книгой» [5].

396

Возможно, правы все те искусствоведы и полиграфисты, считающие, что «печать никогда не уйдет», так как существует ни с чем не сравнимое ощущение «вещественности», красоты, неторопливости и спокойствия, когда у вас в руках печатное издание - будь то книга, журнал или газета [6].

В настоящее время СМИ совершают новый виток в своем развитии. Наблюдается конвергенция цифровых средств коммуникации. Она проявляется в усилении взаимосвязи технологий и эстетических особенностей различных видов искусств (экранных и киноискусств, печатного и компьютерных). Отрасли, некогда существовавшие независимо, объединяются в новую мультимедийную систему коммуникативного пространства. С переходом на цифровую форму подачи информации способы передачи сообщений усложняются, чтобы стать реально действующим кросс-медийным потоком, имеющим большую практическую значимость и востребованность.

Человечеству известны всего пять способов передачи информации, обусловленные его эволюционным развитием:

• жесты - первичный способ передачи информации, невербальное общение (мимика, жесты, позы и т.п.);

• речевое сообщение - передача информации посредством речевого кодирования;

• изобразительное сообщение - передача информации посредством изображений (один из первых носителей информации);

• звуковое сообщение - передача информации посредством слышимой информации;

• письменное сообщение - передача информации посредством ее письменного кодирования является одним из важнейших носителей информации.

Исторически сложившиеся формы творческой деятельности, виды искусства, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания различаются по способам воплощения (слово в литературе, звук в музыке, жесты, позы в танце, изобразительное искусство и т.п.).

Основные виды СМИ базировались на каком-либо из способов передачи информации: газета - письменное сообщение, радио -речевое и т.д. С появлением новых смежных видов коммуникации (кино, телевидение - изображение) предыдущие СМИ вопреки прогнозам не исчезали, как, например, не исчезли печатные издания с появлением радио. Некоторые обрекали печатные СМИ на исчезновение: «Газета не вынесет конкуренции со стороны телевидения и уже тем более интернета» [7].

Ключевое сегодня понятие «конвергенция» первым употребил английский философ Уильям Дерем в 1713 г. в сочинении «Physico-

397

Theology». Употребляя этот термин, часто приводят раскрывающее его определение Итьеля де Сола Пула, известного американского профессора из Университета штата Массачусетс: «Стирание границ между медиа как средствами обоюдной коммуникации, такими как телефон, почта, телеграф, и как средствами массовой коммуникации, такими как пресса, радио и телевидение» [8]. Что на практике означает это самое «стирание границ«? На каком уровне эти границы исчезают? Профессор Университета штата Мичиган Джеффри МакКи-Мейсон утверждал: «Поскольку все становится цифровым, транспортировка одной формы контента ничем не отличается от другой. Биты есть биты» [9].

Соответственно, цифровая конвергенция означает такое сетевое пространство, которое предоставляет всем доступ к любым идеям и образам, когда-либо написанным, сфотографированным, нарисованным и высказанным. Отметим, что важными аспектами являются сближение устройств (гаджетов) воспроизведения информации и сближение услуг (появление различных услуг на базе цифровых сетей и устройств; сюда можно определить социальные сети, чаты, блоги и т.д.).

Появление интерактивных мультимедийных периодических изданий следует рассматривать как определенный результат эволюции печатных изданий. Опыт журнального полиграфического дизайна, накопленный за его долгую историю, переносится в оформление электронных изданий, в интернет-среду, естественно, с определенными видоизменениями в связи со сменой носителя. Возникают новые формы и способы организации, например гипертекстовые, заставляющие отказаться от «классических» аспектов печатного искусства - линейного способа прочтения текстовых блоков и др. [4]. Интерактивное издание подразумевает очень тесную работу пользователя с устройством.

Основными элементами компьютерной индустрии, дополнившими интерактивные периодические издания, являются:

• страница-свиток - заимствованная в компьютерной индустрии структура, выявляющая горизонтальную, чаще вертикальную протяженность поверхности (в электронном журнале нет разворота) ;

• многослойная структура - взаимодействие слоев и прописанные между ними связи очень напоминают организацию сайтов;

• квест - актуальный игровой элемент для вовлечения зрителя в процесс (интерактивная форма подразумевает ответ программы на действия пользователя, угадывание и построение маршрута движения и пр.);

• функция скроллинга (прокрутки текстов, картинок и страниц) - является важным и наиболее часто встречающимся элементом интерактивного издания.

398

Мультимедийная публикация - технически и художественно сложно структурированный, многоплановый организм. Пространство кросс-медийных публикаций более походит на многомерную структуру театральных декораций. Но в отличие от сцены, где актеры находятся в своей среде и, как правило, непосредственно не взаимодействуют со зрителем, интерактивный контент отзывается на запросы пользователя, корректируя в зависимости от его намерений маршрут движения и процесс восприятия контента.

Конвергенция цифровых средств коммуникации проявляется в усилении взаимосвязи, технологий и эстетических особенностей различных искусств.

Библиографический список

1. Беляев А.А. Особенности графической модели интернетверсий периодических изданий (на материалах итальянских СМИ) : дисс. ... канд. фил. наук. 2009.

2. Грозданов Ф.Т. Язык молодежных интернет-газет : дисс. ... канд. фил. наук. 2007.

3. Золотарев Д.А. Дизайн печатных изданий в интерактивной среде : дисс. .канд. иск. наук. 2012.

4. Демидова М.В. Проектирование визуально-звуковой композиции в дизайне мультимедиа : дисс. .канд. иск. наук. 2006.

5. Жан-Жак Карьер, Умберто Эко. Не надейтесь избавиться от книг // Симпозиум / пер. с англ. О. Акимова. 2010. - 336 с.

6. Кирия И.В. Мультимедиа и новые принципы новостей // Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в конвергентные / под ред. А.Г. Качкаевой. - М., 2010. -С. 30-47.

7. Маклюэн М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего //The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographic Man / пер. с англ. - М. : Академический проект, 2005. - 496 с.

8. Ithiel de Sola Pool. Technologies of Freedom // Cambridge, MA: Belknap Press, 1983.

9. McKnight, Lee W., Bailey, Joseph P. An Introduction to Internet Economics // The Journal of Electronic Publishing. - 1996. - Vol. 2. Issue 1. -P. 43.

399

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.