Проблемы теории электронных СМИ
Г.А. Феткуллина МУЛЬТИМЕДИАТИЗАЦИЯ СМИ В НАЧАЛЕ XXI в.
Статья посвящена анализу ключевых процессов трансформации современных медиапредприятий. Дигитализация и конвергенция на разных уровнях привели к мультимедиатизации контента для распространения на разных технологических платформах. Опыт зарубежных и российских средств массовой информации показывает, что единой модели перехода массмедиа на мультимедийную стратегию развития в настоящий момент не существует. Однако уже сейчас можно говорить об основных признаках, присущих мультимедиатизации. В статье анализируются основные черты этого феномена на примере деятельности крупнейших международных СМИ - в частности, «Ассошиэйтед Пресс», РИА «Новости», Би-би-си.
Ключевые слова: массмедиа, дигитализация, конвергенция, мультиме-диатизация, информационные агентства, Ассошиэйтед Пресс, РИА Новости, Би-би-си.
Мультимедиатизация возникла как следствие медиа-конвергенции. Понятие «конвергенция» (от лат. сопуе^еге - «приближаться, сходиться») употребляется в естественных и социальных науках и обозначает аналогичные процессы взаимоуподобления. В середине 1950-х годов ученые стали употреблять термин «конвергенция» применительно к общественно-политическим теориям. С 1970-х годов термин «конвергенция» все чаще употребляется для обозначения слияния информационных и коммуникационных технологических платформ - компьютеров, телефонов, телевизоров. В 1980-х годах термин получил развитие в ходе дискуссий о дерегулировании телекоммуникационного рынка в США и вещательного рынка в Западной Европе. В 1990-х годах стремительное внедрение Интернета в повседневную жизнь миллионов людей в разных странах мира ознаменовало новое значение термина.
© Феткуллина Г.А., 2013
Известный американский ученый, профессор Массачусетского технологического университета Итьель де Сола Пул определила конвергенцию следующим образом: «...стирание границ между медиа как средствами обоюдной коммуникации, такими как телефон, почта, телеграф, и средствами массовой коммуникации, такими как пресса, радио и телевидение»1. Однако «стирание границ» на практике происходит на разных уровнях. Норвежские ученые Ан-дерс Фагерйорд и Танья Сторсул выделяют, как минимум, шесть уровней конвергенции: сетей, терминалов, услуг, рынков, регулирования, жанров и форм. Российский теоретик Е.Л. Вартанова дает следующую характеристику этого процесса в контексте медиа-экономики: «Используется для обозначения интеграции информационных и коммуникационных технологических платформ (компьютеров, телевизоров, телефонов), а также передаваемых ими содержательных (информационных) продуктов»2. Она выделяет три уровня конвергенции:
технологический - слияние технологий. Конвергенция рассматривается как процесс, объединяющий все типы цифровой информации в интегрирующихся телекоммуникационных и компьютерных сетях;
экономический - слияние рынков. Конвергенция рассматривается как порожденный технологическим развитием процесс интеграции различных отраслей экономки - медиаиндустрии (традиционные печатные СМИ, ТВ и радио), компьютерной и коммуникационных индустрий;
профессиональный предполагает специфику производимых продуктов, слияние различных медиа и их жанров. Появляются новые продукты, например инфотейнмент (information + entertainment) и эдютейнмент (education + entertainment), а также новые понятия - мультимедийная статья и медиатекст.
Итак, дигитализация и конвергенция на разных уровнях привели к возникновению нового содержания СМИ - мультимедийного контента, который можно распространять на разных технологических платформах. Само понятие «мультимедиа» (лат. multum -«много» + medium - «центр», «средоточие»)3 обозначает компьютерную систему, способную работать с изображением (видео), звуком и текстом одновременно. Трактовка этого понятия как «средства коммуникации» предпринималась известным канадским теоретиком и философом Маршаллом Маклюэном еще в 1960-е годы.
Исторически каждое из средств массовой информации отдавало предпочтение одному способу передачи информации: печать - тексту, радио - устной речи, телевидение - изображению.
Вместе с тем элементы мультимедийности используются отдельными СМИ с относительно давних времен. Так, газеты, помимо вербального текста, публикуют фотоиллюстрации, а телевидение сопровождает картинку вербальным текстом. Кардинальное отличие мультимедийности, которая присуща эпохе Интернета, в том, что пользователь способен самостоятельно развить логику получения информационного сообщения. Все это - так называемая структура нелинейного создания медиасюжетов, парадигма «трансмедийного повествования»4 (термин впервые ввел в научный оборот американский исследователь Генри Джекинс). Под этим термином подразумевается реализация контента на платформе конвергированных СМИ, в совокупности генерирующих содержание, которое невозможно было бы рассказать и в полном объеме донести до аудитории посредством каждого СМИ в отдельности. В архитектуре мультимедийного сообщения взаимосвязаны образно-эстетическое и техническое начала (драматический сценарий и удобство использования).
Голландский исследователь Тен Ван Дейк выделяет следующие ключевые характеристики, принципиально отличающие мультимедиа от других информационно-коммуникационных технологий 5:
- стратификацию (пользователь может интерпретировать данные разного формата: тексты, графики, иллюстрации, фото, видео и т.д.);
- модульность (в зависимости от области интересов пользователя, осуществляющего поиск, база данных может аккумулироваться по частям - модулям, которые могут быть составлены в единую информационную картину в удобной форме и последовательности);
- манипулятивность (позволяет пользователю неограниченно варьировать информацию и ее составляющие).
Если для всех других способов коммуникации существует свой специфический язык (изображение, речь, письменный язык), то суть мультимедиаязыка состоит в сочетании различных языков.
Согласно концепции британских ученых Рэндела Пэкера и Кена Джордана, технологии мультимедиа определяются основными одновременными процессами6:
- интеграцией (предполагает соединение технологий и искусства в некую гибридную форму выражения и представления информации);
- интерактивностью (позволяет пользователю непосредственно управлять информационными потоками и медиасодержанием);
- гипермедийностью (в основе - соединение различных фрагментов медиасферы в единое ассоциативно-информационное целое);
- повествовательным началом (являет собой многоуровневые нелинейные формы представления информации в виде сюжетного целого).
Е.Л. Вартанова определяет мультимедийность как «важнейшую особенность, приобретенную СМИ в результате конвергенции текста, звука и изображения, передаваемых одновременно в интерактивном режиме по коаксиальному или волоконно-оптическому кабелю, посредством радиолиний, спутниковых систем или благодаря комбинации этих технологий»7. Мультимедиа становятся посредником в передаче информации и характеризуются стиранием границ между массовым и индивидуальным общением. Новые технологии позволяют преодолеть ограничение во времени и месте при получении информации. При помощи Интернета потребитель способен получить необходимую информацию в любое время суток и в любой точке земного шара. Известный современный исследователь Мануэль Кастельс сравнил мультимедиа с «волшебным ящиком», который мог бы открывать «глобальное окно безграничных возможностей интерактивной связи в видео-, аудио- и текстовых форматах»8.
***
Структура конвергентных мультимедийных СМИ развивается с середины 1990-х годов. В соответствии с данными опроса 200 руководителей СМИ разных стран мира, проведенного в 2001 г., почти в 3/4 этих компаний на тот момент планировали или уже воплощали в жизнь стратегии интеграции. К числу СМИ, которые последовательно внедряют мультимедийную концепцию развития, можно отнести печатные издания "The Daily Telegraph", "The Guardian" (Великобритания), "The Associated Press", "The Washington Post" (США), "Le Monde" (Франция), телевизионные сети BBC (Великобритания), CNN (США), "Al Jazeera English" (Катар), медиагруп-пу "Nordijske Medier" (Дания), российский медиахолдинг РИА «Новости» и др.
Традиционная интернет-редакция занималась размещением печатного (телевизионного) контента на сайте издания. В связи с мультимедиатизацией содержания изменился сам редакционный процесс, появилась необходимость учитывать специфику материала, его ключевые особенности. Одним из первых шагов к оптимизации производственного процесса стало качественное преобразо-
вание редакционного пространства в конвергентный ньюсрум. В 2007 г. американское информационное агентство "Associated Press" приняло решение образовать цифровую мультмедийную платформу под лозунгом «One name, one logo, one story» («Одно имя, один логотип, одна история»). Идеологом преобразования стал Том Кент, который настоял на необходимости объединения редакции в конвергентый ньюсрум, способный производить мультимедийный контент. Задумав конвергенцию редакции, "Associated Press" приняло решение «избавиться от стен», создав открытое пространство с рабочими местами и компьютерами. В помещении расположилась объединенная редакция новостей, в которой работают корреспонденты и редакторы, обеспечивая мультимедийное освещение событий. В "Associated Press" существуют стеклянные офисы для руководящих редакторов, в которых решаются конфиденциальные задачи. Однако Кент говорит, что офисы сознательно довольно небольшого размера: большую часть времени руководство проводит рядом со своими подчиненными. Разумное расположение отделов облегчает кросс-платформенную коммуникацию и взаимодействие.
Год спустя телевизионная сеть BBC объединила радио- и телевизионную редакцию в конвергентный ньюсрум. Глава BBC Питер Хоррокс заявил, что «первая часть изменений - это создание муль-типлатформы, позволяющей развивать мультимедиа, где люди смогут работать "смешанным" способом»9. По мнению британского медиаэксперта Дэвида Брюера, «конвергенция - это такая же неотъемлемая часть редакционной политики современного мультимедийного СМИ, как и достоверность, беспристрастность, справедливость, объективность и взвешенность»10.
Российское информационное агентство РИА «Новости» также не осталось в стороне от мировых тенденций и в 2008 г. первым из отечественных СМИ создало двухуровневый интегрированный ньюсрум. Оптимизация человеческих ресурсов, по мнению идеологов объединения, привела к существенному увеличению количества производимого контента при незначительном расширении состава сотрудников агентства. Создание нового пространства позволило очень четко донести и до сотрудников, и до внешнего мира некий посыл - создавать мультимедийный интегрированный продукт.
Мультимедиатизация конвергентной редакции предполагает использование различных технологических медиаплатформ для распространения информационных продуктов. В 2008 г. "Associated Press" создало мультимедийный новостной портал "AP Mobile", который обеспечивает доступ к международным, национальным и
локальным новостям. "Associated Press" первым среди агентств создало в июне 2008 г. специальное приложение для iPhone, позволяющее получить доступ к новостям. "AP Mobile News Network" покрывает большинство мобильных платформ (Android, Blackberry, Apple iOS, Nokia, Web OS, Windows Phone), которые позволяют широкому кругу пользователей оперативно получать международные, национальные и локальные новости, производимые агентством. Российское агентство РИА «Новости» также использует различные медиаплатформы (печатные издания, интернет-сайт, инфоэкраны, мобильные приложения, приложения для планшетных устройств, мобильное телевидение, социальные сети) для распространения информации. Один и тот же информационный продукт агентства доступен для пользователя в следующих форматах: сообщение на интернет-сайте РИА «Новости», трансляция на инфоэкране в общественных местах, сообщение на мобильных и планшетных устройствах и сообщение, полученное из ленты новостей в социальных сетях. Таким образом, благодаря разнообразию платформ потребитель информации сам выбирает наиболее удобный ему в данный момент способ получения информации.
Главное свойство мультимедийности - сочетание различных способов подачи информации в единый формат, позволяющий потребителю пользоваться комплексным интерфейсом и самостоятельно определять логику получения информации - реализуется на интернет-сайте. Необходимые требования, которые медиаэк-сперт Дэвид Брюер выдвигает к новостному веб-сайту: перекрестное продвижение всех информационных платформ, привлечение читателей к интерактивному общению, широкое освещение событий за счет дополнительных сведений о предыстории и контексте. Печатные, эфирные и онлайновые редакционные материалы должны отсылать друг к другу и дополнять друг друга, увеличивая совокупную ценность создаваемого редакцией контента. Мультимедийным СМИ в значительной степени свойственна интерактивность, т. е. вовлеченность потребителя информации в процесс. К новым видам интерактивности можно отнести интернет-блоги (площадки для дискуссионных клубов), User Generated-Content (контент, созданный самими пользователями). Сайт РИА «Новости» основывается на «атомно-молекулярной теории мультимедиа», то есть базируется на «инфомолекулах», которые, в свою очередь, состоят из «инфоатомов». «Инфомолекулы» «РИА Новости» включают в себя: статичные иллюстрации, фотоленты, фотогалереи (рассказ о событии с помощью фотографий), слайд-шоу (фотофильм), под-каст (фрагмент радийной программы), аудиосюжет, видеосюжет, потоковое видео с места событий, видеоколонку и т. д.
Опыт зарубежных и российских средств массовой информации показывает, что единой модели перехода на мультимедийную стратегию развития в настоящий момент не существует. Однако уже сейчас можно говорить об основных признаках, присущих мульти-медиатизации.
Таким образом, мультимедиатизация предполагает, во-первых, включение в состав СМИ различных медиапредприятий (печатных, электронных, «новых медиа» и пр.); во-вторых, переход отдельного журналиста и/или редакции СМИ к производству содержания (контента) в различных форматах (текст, аудио, видео и т. д.) на основе единого технологического процесса и его использование (как правило, многократное) на различных технологических меди-аплатформах (печатные издания, интернет-сайт, мобильные приложения и т. д.).
Примечания
1 Pool I.D.S. Electronics Takes Command // Finnegan R., Salaman G., Thompson K. Information Technology: Social Issues: A Reader. L.: The Open University, 1987. P. 128.
2 Вартанова Е.Л. К чему ведет конвергенция СМИ? // Информационное общество. 1999. № 6.
3 Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. М.: ЭКСМО-Пресс, 2006. 1308 с.
4 Jenkins H. Transmedia Storytelling 101 [Электронный ресурс] // The Official weblog of Henry Jenkins. URL: http://henryjenkins.org/2007/03/ transmedia_storytelling_101.html (дата обращения: 05.01.2013).
5 Perspectives on Multimedia: Communication, Media and Information Technology / Ed. by R. Burnett, A. Brunstrom, A.G. Nilsson. Wiley, 2004. P. 298.
6 Jordan K, Packer R. Multimedia: from Wagner to Virtual Reality. L.; N. Y.: W.W. Norton & Company, 2002. P. 76.
7 Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран: Учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2003. С. 239.
8 Кастельс М. Галактика Интернет. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. С. 220.
9 Herrmann S. Newsroom changes [Электронный ресурс] // British Broadcasting Corporation (BBC) URL: http://www.bbc.co.uk/ blogs/theeditors/2008/06/newsroom_changes.html (дата обращения: 10.12.2011).
10 New Media Lab [Электронный ресурс]. URL: http://newmedialab.ru/ blog/howto/22.html (дата обращения: 10.12.2011).