Ю. Л. БЕЛЬСКИЙ
Юрий Львович Бельский — аспирант кафедры банковского дела СПбГУЭФ.
В 2006 г. окончил СПбГУЭФ.
Автор 2 публикаций..
Область научной специализации — банки, денежное обращение.
^ ^ ^
КОНВЕРГЕНЦИЯ ЭКОНОМИК СТРАН ЕврАзЭС: ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ*
Многие авторы исследований по теории интеграции залогом успеха объединения экономических систем считают отмену ограничений, обеспечивающих свободу движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Однако реализация интеграционных процессов на практике выявила еще одну важную их составляющую — согласование экономической политики интегрирующихся стран, т. е. зависимость эффективности развития интеграционных процессов от уровня согласованности экономической политики. И эта взаимозависимость тем выше, чем выше степень интеграции.
Практика формирования Европейского союза (ЕС), других интеграционных объединений, да и имеющийся опыт интеграционного развития стран СНГ показывают, что на этапе формирования таможенного союза, который странами Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) планируется создать к 2010 г., необходимо обеспечение однотипности механизмов регулирования экономик интегрирующихся стран, базирующихся на рыночных принципах. Последующие этапы интеграции — общий рынок, экономический и валютный союз (в соответствии с классической типологизацией Бела Баласса) [1] — требуют от экономик интегрирующихся стран еще большей гармонизации. Должны быть максимально сокращены количественные и качественные диспропорции в уровнях развития экономик, чтобы обеспечить равные нагрузки на каждое государство-участника. В противном случае более слабая экономика одной из стран становится «финансовой дырой» для более сильных стран, так как компенсация ее финансовых рисков ложится на их плечи. Создание единой финансовой системы требует единого подхода в проведении денежно-кредитной политики, мер контроля за функционированием финансовой системы, закрепленного на законодательном уровне. Какие-либо различия должны быть элиминированы.
Примером того, как на практике осуществлялось согласование экономической политики, может служить Европейский союз, наиболее эффективно развивающееся интеграционное объединение в мире, который на этапе перехода от экономического к валютному союзу поставил задачу согласования экономической политики и сближения уровней экономического развития. Первоначально была поставлена задача обеспечения стабильного развития экономики, для количественной оценки которого выбран критерий стабильности государственных финансов. Его характеризуют показатели дефицита бюджета, не превышающего 3 % ВВП, и государственного долга, не превышающего 60 % ВВП. Комиссия ЕС отслеживает экономическое состояние стран-участниц, контролирует соблюдение ими установленных количественных значений, а также в случае нарушений стимулирует их устранение. После принятия политического решения о введении в рамках ЕС единой валюты Европейская комиссия установила дополнительные критерии сближения, которыми руководствовался ЕС в принятии решений о переходе к третьему этапу — валютному союзу: стабильность цен, устойчивость национальных валют и финансовых рынков. Были определены макроэкономические показатели, характеризующие эти критерии, и согласованы их количественные значения:
— инфляция не должна превышать более чем на 1,5 % этот показатель в трех государствах-членах, имеющих наибольшую стабильность цен;
— в течение двух лет должна быть обеспечена стабильность валютного курса в пределах, установленных механизмом регулирования валютных курсов Европейской валютной системы;
— средняя номинальная величина долгосрочной процентной ставки не должна превышать более чем на 2 % этот показатель для трех государств-членов, имеющих наибольшую стабильность цен.
Соблюдение всех согласованных показателей являлось обязательным для стран — членов ЕС. На основании отчетов стран — членов ЕС Комиссия делала выводы о готовности экономик стран участвовать в экономическом и валютном союзе.
ГРНТИ 06.51.77 © Ю. Л. Бельский, 2009
Статья публикуется по рекомендации доктора экономических наук, профессора Г. Н. Белоглазовой.
Опыт ЕС был всецело использован при разработке модели интеграции стран ЕврАзЭС. В рамках Евразийского экономического сообщества страны-участницы приступили к согласованию макроэкономической политики. На основе сравнительного анализа программ социально-экономического развития государств ЕврАзЭС на каждом этапе утверждаются основные ориентиры развития Сообщества на среднесрочную перспективу. На этапе формирования Таможенного союза для развития интеграционных процессов поставлена задача достижения достаточной стабилизации экономики как необходимой предпосылки проведения согласованной структурной перестройки экономик. В 2005 г. Решением Межгоссовета ЕврАзЭС был утвержден Порядок согласования основных макроэкономических показателей развития экономик государств — членов Евразийского экономического сообщества. Указанным Порядком определены критерии сближения экономического развития стран Сообщества: годовой дефицит государственного бюджета не превышает 4% к ВВП; государственный долг не превышает 80% к ВВП; уровень инфляции (индекс потребительских цен) не превышает более чем на 5 % средний показатель для трех стран Сообщества с наименьшим ростом цен; средневзвешенная ставка по долгосрочным кредитам экономике не превышает более чем на 3 % среднегодовой показатель для трех стран Сообщества с наименьшим ростом цен [2].
Показатель, характеризующий устойчивость национальных валют, а также его количественное значение будет определен при введении механизма согласования обменных курсов национальных валют государств ЕврАзЭС на следующем этапе интеграции.
Сравнивая данные критерии конвергенции с критериями, принятыми в ЕС, можно отметить наиболее либеральный подход к требованиям экономик государств ЕврАзЭС. Для отображения достижений стран ЕврАзЭС в выполнении утвержденных критериев сближения, а также для определения степени конвергенции экономик проведем расчет указанных показателей за последние годы для каждой из стран Сообщества.
В первую очередь необходимо отметить, что на протяжении последних лет во всех государствах — участниках ЕврАзЭС отмечались экономический рост, снижение государственного долга и укрепление национальной валюты по отношению к доллару США (за исключением Республики Таджикистан). Рост ВВП в последние годы во всех странах ЕврАзЭС находился примерно на одинаковом уровне. Наибольший рост отмечен в Республике Беларусь и Кыргызской Республике, наименьший — в Казахстане (табл. 1).
Таблица 1
Прирост ВВП в странах ЕврАзЭС [3]
Страна 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Беларусь 4,7 5,0 6,8 11,4 9,4 9,9 8,6 10,0
Казахстан 13,2 9,5 9,2 9,6 9,4 10,6 8,5 3,2
Кыргызстан 5,3 0,0 6,7 7,0 -0,2 2,7 8,5 7,6
Россия 5,0 4,3 7,3 7,2 6,4 6,7 8,1 5,6
Таджикистан 10,2 9,1 10,2 10,6 6,7 7,0 7,8 7,9
При этом прослеживается довольно высокая степень корреляции прироста ВВП в рассматриваемых странах (рис.). Различные тенденции можно отметить только в 1998 г.
20,0%
15,0%
-35,0%
РИС. Динамика корреляции прироста ВВП с 1992 по 2008 г.
Государственный бюджет в странах Сообщества, за исключением Казахстана, в последние годы исполняется с профицитом. Дефицит государственного бюджета в Казахстане составил 2,1 % к ВВП. Наибольший бюджетный профицит отмечен в Российской Федерации — 4,8 % к ВВП. Таким образом, фактические значения по данному показателю во всех странах — членах ЕврАзЭС не превысили его согласованного значения (табл. 2).
Таблица 2
Дефицит бюджета к ВВП [там же]
Страна 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Беларусь -1,9 -0,4 -1,3 0,0 -0,7 1,4 0,4 1,4
Казахстан -0,4 -0,1 -1,1 -0,3 1,6 0,6 -1,7 -2,1
Кыргызстан 0,4 -1,1 -0,8 -0,5 0,2 -0,2 0,1 0,8
Россия 2,9 1,4 1,4 4,5% 8,1 8,5 6,0 4,8
Таджикистан 0,1 0,6 1,0 -0,9 -1,6 0,4 1,7 1,6
Дефицит государственного бюджета оказывает решающее значение на другой показатель, составную часть так называемых «общественных финансов», — государственный долг. Государственный долг состоит из внутреннего и внешнего. К внутренним долгам относятся займы и другие обязательства правительства, центрального банка и местных исполнительных органов перед резидентами. Внешний долг — это, прежде всего, внешние государственные займы. Кроме того, существует еще валовой внешний долг, который включает в себя, кроме государственного внешнего долга, негосударственный (долг банков, национальных и акционерных компаний).
Показатель государственного долга в странах Сообщества ниже согласованного значения уже на протяжении ряда последних лет. Наиболее сложная ситуация в отношении указанного критерия сложилась в Кыргызской Республике, где в течение долгого времени наблюдается значительный бюджетный дефицит, повлекший за собой рост государственного долга (табл. 3).
Таблица 3 Государственный долг к ВВП, % [там же]
2006 2007 2008
Согласованное значение 80 80 80
Беларусь 14 18 13
Казахстан 4 4 8
Кыргызстан 77 64 46
Россия 9 7 8
Таджикистан 30 30 27
Как видно из таблицы, все страны Сообщества на протяжении последних лет находятся в безопасной зоне выполнения данного критерия. Наибольший показатель отмечается у Кыргызской Республики. При этом стоит отметить, что соотношение внешнего долга Кыргызстана к ВВП сократилось со 112 % в 2001 г. до 46 % в 2008 г. Наибольшее абсолютное значение как государственного, так и частного долга наблюдается в Российской Федерации. Так, на 1 января 2009 г. валовой долг РФ составлял 542,1 млрд долл., увеличившись на 16 % по сравнению с 2007 г. и более чем в 3 раза за последние 5 лет. При этом валовой долг РФ составляет всего 38 % от ВВП 2008 г. Стоит отметить, что во всех странах показатель остается примерно на одном уровне, что свидетельствует о росте государственного долга в абсолютном значении.
Как правило, рост государственной задолженности «оттягивает» средства из реального сектора и подталкивает вверх процентные ставки в стране. Здесь отметим следующий показатель, характеризующий конвергенцию процентных ставок в странах ЕврАзЭС. Согласованное значение ставки по кредитам, выданным банками в 2008 г., составило 16,6 %. Оно рассчитывалось как среднее годовое значение этого показателя в Республике Беларусь, Российской Федерации и Республике Казахстан, в которых рост цен был наименьшим, плюс 3 процентных пункта (табл. 4).
Таблица 4 Средневзвешенная ставка по кредитам, % [там же]
2006 2007 2008
Согласованное значение 15,4 15,3 16,6
Беларусь 11,7 11,9 12,1
Казахстан 12,9 13,4 16,4
Кыргызстан 21,74 20,54 22,41
Россия Таджикистан
12,5 26,53
11,5 22,49
12,2 23,1
Таким образом, средневзвешенная ставка по кредитам в 2008 г. превысила согласованное значение ставки в Таджикистане и Кыргызстане.
Согласованное значение уровня инфляции за 2008 г., рассчитанное как средний показатель инфляции для трех стран Сообщества с наименьшим ростом цен (Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация) плюс 5 процентных пунктов, составило 20 %. Это значение превышено в Кыргызской Республике и Республике Таджикистан, при этом данный показатель остается ахиллесовой пятой экономики Таджикистана на протяжении последних лет (табл. 5).
Таблица 5
Уровень инфляции, % [там же]
2006 2007 2008
Согласованное значение 11,7 19,2 20
Беларусь 6,6 12,1 14,8
Казахстан 8,4 18,8 17
Кыргызстан 5,1 20,1 24,5
Россия 9,0 11,9 13,3
Таджикистан 12,5 19,7 20,4
Таким образом, по результатам 2008 г. за рамками формальных критериев конвергенции находились Кыргызская Республика и Республика Таджикистан (по двум показателям). При этом Таджикистану не удается приблизиться к выполнению показателя по инфляции на протяжении последних лет. На уровне руководства Сообщества данные показатели ежегодно отслеживает Секретариат Интеграционного комитета ЕврАзЭС, куда страны предоставляют свои данные. Секретариат, в свою очередь, информирует о состоянии дел Интеграционный комитет ЕврАзЭС и Межгосударственный совет ЕврАзЭС. Интеграционный комитет ЕврАзЭС по итогам ежегодного анализа развития экономик государств ЕврАзЭС представляет доклады Межгосударственному совету о выполнении каждым государством утвержденных показателей развития и готовности стран Сообщества к переходу на единую валюту для принятия соответствующего решения.
В настоящее время продолжают сохраняться некоторые отличия в уровнях развития экономик государств — участников ЕврАзЭС. В связи с этим необходимо продолжать работу по сближению экономического развития стран Сообщества для создания предпосылок к переходу на более высокие ступени интеграционного взаимодействия в валютной сфере.
ЛИТЕРАТУРА
1. Экономическая теория / под ред. Дж. Итуэлла, М. Милгейта, П. Ньюмена. М.: ИНФРА-М, 2004. 944 с.
2. ЕврАзЭС: Экономическое притяжение / под ред. Г. А. Рапота. URL: http://www..evrazes..com
3. Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь. URL: http://www..nbrb..by (дата обращения: 10.09.2009); Официальный сайт Национального банка Республики Казахстан. URL: http://www..nationalbank..kz (дата обращения: 10.09.2009); Официальный сайт Национального банка Республики Кыргызстан. URL: http://www.nbkr..kg (дата обращения: 10.09.2009); Официальный сайт Национального банка Республики Таджикистан. URL: http://www.nbt.tj (дата обращения: 10.09.2009); Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации. URL: http://www.cbr.ru (дата обращения: 10.09.2009).