Научная статья на тему 'КОНТУРЫ МОДЕЛИ ИНТЕГРАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

КОНТУРЫ МОДЕЛИ ИНТЕГРАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
внеурочная деятельность / дополнительное образование / творчество / начальная школа / studies activities / additional education / creativity / Primary school

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильина Ю.Б., Архипова О.В., Балакина Т.Ю., Будённая И.О., Вольфовская Е.Б.

Проблемы всестороннего развития личности всегда занимали особое место в отечественной педагогике, во многом подходы к воспитанию и творческому становлению ученика определили её своеобразие и уникальность. Вопросам личностно ориентированного образования и воспитания человека, имеющего взаимосвязанные природную, социальную и культурную сущности, отводится и сегодня большая роль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильина Ю.Б., Архипова О.В., Балакина Т.Ю., Будённая И.О., Вольфовская Е.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FRAMES OF INTEGRATION MODEL IN EXTRA STUDIES AND ADDITIONAL EDUCATION IN PRIMARY SCHOOL

The problem of personality’s comprehensive development has always been on a special place in the Russian pedagogy. In many ways, the approaches to education and student’s creative formation provided its originality and uniqueness. Still a lot of attention is payed to personality oriented education and upbringing, which has social and cultural nature.

Текст научной работы на тему «КОНТУРЫ МОДЕЛИ ИНТЕГРАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

PEDAGOGICAL SCIENCES

КОНТУРЫ МОДЕЛИ ИНТЕГРАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ

Ильина Ю.Б.

ГБОУ начальная школа №300, Санкт-Петербург, директор школы Архипова О.В. Санкт-Петербургский государственный экономический университет, профессор факультета сервиса, туризма и гостеприимства Балакина Т.Ю. ГБОУ начальная школа №300, Санкт-Петербург, педагог-психолог Будённая И. О. ГБОУ начальная школа №300, Санкт-Петербург, зам. директора по УВР Вольфовская Е.Б. ГБОУ начальная школа №300, Санкт-Петербург, зам. директора

THE FRAMES OF INTEGRATION MODEL IN EXTRA STUDIES AND ADDITIONAL EDUCATION IN

PRIMARY SCHOOL

Ilina Yu.B.

Head Master, Primary School # 300, St. Petersburg, Russia

Arkhipova O. V.

PhD, Saint-Petersburg State University of Economic, Doctor of Philosophy, Associate Professor

Budenaia I.O.

Vice Head Master, Primary School # 300, St. Petersburg, Russia

Balakina T.Y.

Teacher psychologist, Primary School # 300, St. Petersburg, Russia

Volfovskaya E. G.

Vice Head Master, Primary School # 300, St. Petersburg, Russia

Аннотация

Проблемы всестороннего развития личности всегда занимали особое место в отечественной педагогике, во многом подходы к воспитанию и творческому становлению ученика определили её своеобразие и уникальность. Вопросам личностно ориентированного образования и воспитания человека, имеющего взаимосвязанные природную, социальную и культурную сущности, отводится и сегодня большая роль. Abstract

The problem of personality's comprehensive development has always been on a special place in the Russian pedagogy. In many ways, the approaches to education and student's creative formation provided its originality and uniqueness. Still a lot of attention is payed to personality oriented education and upbringing, which has social and cultural nature.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, дополнительное образование, творчество, начальная школа

Keywords: studies activities, additional education, creativity, Primary school

Образование в Российской Федерации, как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, является общественно значимым благом и осуществляется в интересах человека, семьи, общества и государства. Посредством воспитания происходит интериоризация в сознание и поведе-

ние ребенка высших общечеловеческих, нравственных и культурных ценностей, которые способствуют развитию и обновлению общества.

Образовательная практика, направленная на разработку средств, содержания, условий и механизмов образовательной деятельности, в рамках реализации социально-культурного контекста инди-

видуально-личностного развития, диктует необходимость расширения логики педагогического сопровождения. Основными элементами сопровождения являются: взаимодействие субъектов образовательного пространства; педагогически организованные события; разработка и реализация индивидуальных способов жизнедеятельности в образовательном пространстве социума; обеспечение новых форм взаимодействия.

Создание системы всегда связано со стремлением ее элементов к упорядоченности, устойчивости, движению к целостности. "Время искусственных разделений прошло" (А. Дистервейг), а процессы обучения и воспитания всегда будут взаимообуславливать друг друга.

Идея целостности педагогического процесса глубоко разработана К. Д. Ушинским. Он понимал ее как единство административного, учебного и воспитательного элементов школьной деятельности. От комбинации основных элементов всякой школы, писал он, более всего зависит ее воспитательная сила, без которой она является декорациями, закрывающими от непосвященных пробел в общественном воспитании. Прогрессивные идеи К. Д. Ушинского нашли свое отражение в трудах его последователей Н.Ф. Бунакова, П.Ф. Лесгафта, К.В. Ельницкого, В.П. Вахтерова и др.

Для успешного решения задач индивидуализации и социализации необходимо иметь, с одной стороны, автономные по целям, задачам и педагогической деятельности сферы, а с другой стороны, - интегрировать эти сферы в единое образовательное пространство, которое создает необходимые условия для целостного образования ребенка. Этими автономными сферами могут стать основное и дополнительное образование, каждое из которых направлено на решение своих целей и задач, а их совокупность обеспечивает смысл образования.

Инновационный характер опытно-экспериментальной работы обусловлен возможностью разрешения следующих, существующих в системе образования, противоречий:

1. между практикой разработки и практикой реализации подходов к пониманию «качества образования» и механизмов его анализа с позиции основного и дополнительного образования;

2. между тенденцией расширения спектра направлений конкурсных мероприятий (олимпиад, чемпионатов, соревнований) и недостаточным уровнем системности проводимой работы в образовательных учреждениях с точки зрения сбалансированности потенциала личности учащихся.

Основная идея опытно-экспериментальной работы ГБОУ школы №300 заключается в создании моделей интеграции потенциалов внеурочной деятельности, направленных на развитие мотиваци-онно-ценностного аспекта вхождения ученика в сферу социальных отношений, и системы дополнительного образования, позволяющей включать ребенка в различные виды предметной деятельности с целью развития мотивации к познанию и творчеству. Проектируемое, таким образом, единое образовательное пространство, позволит обеспечить условия для развития личности в пространстве детства, целенаправленно ориентируя ее в базисных видах деятельности (спорт и здоровье; социальная

активность; творчество; интеллектуальные знания; освоение культурного наследия человечества).

Качество интеграции основного и дополнительного образования будет определяться степенью соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальному заказу и личностным ожиданиям субъектов образовательной деятельности.

Опытно-экспериментальная работа строится на таких принципах деятельности, как

1. Принцип диалектического единства интеграции и дифференциации. Интеграция и дифференциация рассматриваются как две тенденции человеческого познания: а) представлять мир как единое целое, б) глубже и конкретнее постигать закономерности и качественное своеобразие различных структур и систем.

2. Принцип антропоцентризма. Согласно принципу антропоцентризма, ученик занимает центральное положение в образовательной системе, а его сознание является важнейшим фактором интеграции содержания образования. Ученик становится не только смысловым (тем, ради кого), но и организационным центром образования (субъектом учения, субъектом конструирования собственного маршрута развития).

3. Принцип ориентации на потребителя образовательных услуг. Образовательные учреждения существуют исключительно в интересах заказчика, потому должны понимать их текущие и будущие потребности и запросы. Важной стороной деятельности образовательного учреждения является ин-ституциолизация консолидированного заказа (запроса) на образование.

4. Принцип постоянного улучшения процесса. Постоянное улучшение образовательных процессов для удовлетворения ожиданий потребителя является неизменной целью деятельности образовательного учреждения.

5. Принцип вовлеченности. Включенность, консолидация возможностей и личностных способностей всех участников образовательного процесса обеспечивают успех деятельности образовательного учреждения.

6. Принцип культуросообразности. Соединение понятий «образование» и «культура» дает возможность педагогу включаться в совместную с детьми культурную деятельность на основе ценностного осмысления различных явлений.

Проектирование моделей интеграции внеурочной деятельности и дополнительного образования обучающихся в общеобразовательной организации условно может быть представлено следующими крупными компонентами, детальная разработка которых станет предметом ОЭР (см. рис. 1).

С целью развития инновационного потенциала образовательной организации в рамках реализации опытно-экспериментальной работы планируется разработать:

1. Модели интеграции внеурочной деятельности и дополнительного образования обучающихся.

2. Программы организации внеурочной деятельности на основе предложенных моделей для разных групп обучающихся с учетом их возрастных особенностей и познавательной активности.

3. Диагностические материалы для оценки эффектов влияния внеурочной деятельности и дополнительного образования на обучающихся.

4. Матрицу согласования целей и форм основного (внеурочная деятельность) и дополнительного образования.

5. Дистанционный курс для родителей с целью расширения педагогической компетентности родителей в вопросах развития и воспитания детей.

IUL. It ВОН б.тик

Hi- и.: р. i LRi it не vfi им».'iuholL компетентности осучаоицкея

СредСткшн minium 11 дополнительного оир:ион:1ннл

Задачи:

L. Сппаннрояатк программно-методическое Сопровоадснш.' проблемно-ценностного и ДО^уПОВфП в6|ЩНН1

2. Согласо&ать ойраюваголь-нис формы

3. ОбССЙШХ МОТНЮ MIO Н Н Uíi КОМ П01ГСНТ самаразвнтвя и спмоооравмнни о^чшиопся

Днагнистнческт! ú/iuk

JlpC.lMCt MOlllt LOplllH М Pciy. НИ .L Е11 М ШИ|[ Ни Ml LOHjCUf 1

!. Знан MC СПОСОБОВ СОИЛНПК ]. Методика опенки

Cien тени согрудннчеета:! 2. [ 1нд| напоры h|)i[k:ki:ih]|iktn процесса

2. Владение ДНЩЦтНЧССКЭЙ ||йрмОЙ iiETTtrptl U.IÜI

речи 3, S'púuiin результата (знания, цешгоеш.

3. Знание способов разрешит Опыт)

конфликта

О|>гяunín 1111011 iío-содержптельныü блок

Содержательный компонент

Интеграции

1, Укрепление. расширение

UÜJHIILÍ d [i |in ni i njt:-: ООЩеН]!«

2, Pii smnHi; Ор;гтЮрСкОгО мастерства

3, Passim« уыс и мл ре тат i. ортпкие ишчн

ОбрСГ50ИГТе.1ЬНЫе |[нфММ Беседы. дне п; i ы. соинллшо MOJjC.ltlp> 10ШИС cinyauim. этюды.

ЭКСКурбКН,

нкщупшюжик

Технология, иСТОДы Несавдпанщ проект, APT методы

(аддооьссбсреженнох

Kí-L¡ ¡L-^flto. \I()H L1 BUÍ!

штурм. СОЦЩД№

Мрт^С^ШНМ.ГЬНЬк' Г||КМГЫ

А V

V lip Я H. I r 114 er KU it ком HQ нем I'

1. Нормативно л праедснчеекос oö« печение

2. OpraHEl 4IHÍIOHHD ■ ПСгЩГОГ МЧК кос сопровожден ис 1ПКДМВИДуаДЬНЫ*00р;Г»НаТС.ТЬНЬ]\ маршрутов

3. Ннучна-метрднчеевде сопро вожденне

-I. Фи1Щ|СОвО№т(|й]ав&-тишпсшс обеспечение

Приит'уальиыи од и к Cüubi;Libi[bii! 'йкг!. Цели дСятСл ьнйСти. Ус.Юння делтСлыгоегп. Обрл'Мвегте.тьнйе п воспитательное прост ранет № деятельности. Содержим дсятелысоет н. Форм ы орглш книги деятельности. Инджвядуалтые деятель носгн субъепСз Рспльтаты хиклмнсп. Индикаторы j^h|x:ktiibiwct(i оориюЕттсльнон. культурной в. ящвальав! лелтел ьяоети

L

РиуЛЬТЛТПНЫЙ ЙЛОК

Л|[ЧН!|]9 pL'iy.lhNLTIIHHOL'rb Соцпильно-т.'длгогнчеекаи ргнультатпвни^ть

Рис. 1. Структурно-функциональная модель процесса интеграции общего и дополнительного образования (на примере коммуникативной деятельности)

Диссеминация инновационного продукта в образовательный процесс позволит обеспечить следующие социальные и образовательные эффекты:

1. Обеспечить высокое качество внедрения ФГОС для различных категорий учащихся. Данный эффект будет достигнут через распределение и согласование целей основного и дополнительного образования, целей педагогических и целей саморазвития учащихся в формате проектирования индивидуальных траекторий развития разных категорий учащихся, а также

оптимизацию нагрузки на учащихся посредством внутрипредметной и межпредметной интеграции.

2. Расширить возможности работы с творческим потенциалом различных категорий учащихся через включение различных категорий учащихся в социокультурное пространство района и города, а также подготовку в рамках основного (внеурочная деятельность) и дополнительного образования к участию во всероссийских и международных проектах.

3. Оптимизировать организацию развития педагогического потенциала.

Данный эффект будет достигнут через обеспечение мотивации педагогов в условиях интеграции ресурсов основного и дополнительного образования и развитие инновационной деятельности педагогов в части разработки авторских программ.

4. Развить образовательную инфраструктуру посредством создания современных условий, позволяющих интегрировать теоретическое образование и социальные практики.

5. Повысить социальную значимость системы образования в развитии общества через развитие одаренности различных категорий учащихся в ба-

зисных видах деятельности посредством социального партнерства школы и субъектов окружающей среды.

Список литературы

1. Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования: Письмо Минобразования РФ от 12 Мая 2011 г. N 03-296.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Горбунова Т.С., Колядинцева О.А., Акенть-ева И.Ю., Бородавкина Т.Г. К вопросу об организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях в условиях введения федеральных государственных стандартов. //Методист. - 2010. -№ 8. - С.4.

3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность. Методический конструктор: пособие для учителя. -М.: Просвещение, 2010. - 223с.

4. Интеграция общего и дополнительного образования: Практическое пособие/ под ред. Е.Б. Евладовой, А.В. Золотарёвой, С.Л. Паладьева. -М. :АРКТИ, 2006. - 296с.

5. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В.А. Горского. - М.: Просвещение, 2010. - 111с.

6. Развитие теории и практики интеграции общего и дополнительного образования детей. Методическое пособие/ под научн. ред. А.Б. Фоминой. -М.: «Перспектива», 2010. - 120с.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М. Изд-во образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2010. - 31с.

8. Фомина А.Б. Социокультурная и социально-педагогическая деятельность учреждений дополнительного образования детей. Методическое пособие/ под науч. ред. Фоминой А.Б. - М.: УЦ «Перспектива», 2009. - 272с.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МУЗЫКАЛЬНО- КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ, РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА СИСТЕМНОСТИ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.

Бунькова А.Д.

Доцент кафедры художественного образования Уральского государственного педагогического университета, преподаватель музыкального отделения МАУКДО ДШИ№ 5, преподаватель отделения музыкально-компьютерных технологий МБУК ДО

«Екатеринбургская детская школа искусств № 9

Дворников А.Н. Студент 3 курса

Направления подготовки «44.03.01. Педагогическое образование - профиль музыкально-компьютерные технологии в образовании» Уральского государственного педагогического университета.

USE OF MODERN MUSICAL COMPUTER PROGRAMS AND REALIZATION OF THE PRINCIPLE OF SYSTEMACITY AND SEQUENCE IN MUSIC EDUCATION

Bunkova A.D.

Associate professor ofart education of Ural pedagogical university, teacher of children's school of arts № 5, teacher of children's school of arts № 9 Dvornikov A.N.

The student of 3 course, profile Musical and computer technologies in education of

Ural pedagogical university

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.