Научная статья на тему 'Концерты Василия Титова Двунадесятым праздникам: сверхцикл русского барокко'

Концерты Василия Титова Двунадесятым праздникам: сверхцикл русского барокко Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
574
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКОЕ БАРОККО / ПАРТЕСНЫЙ КОНЦЕРТ / ВАСИЛИЙ ТИТОВ / ДВУНА ДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ / ИСТОЧНИКИ ТЕКСТА / ФИЛИГРАНИ / МНОГОХОРНОЕ ПИСЬМО / ПОЛИ ФОНИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА / КАНОН / СТРЕТТА / RUSSIAN BAROQUE / PARTES CONCERTO / VASILIY TITOV / GREAT FEASTS / TEXT SOURCES / WATERMARKS / CORI SPEZZATI / POLYPHONIC TECHNIQUE / CANON / STRETTA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Александрина Александра Валентиновна, Булычева Анна Валентиновна

Статья посвящена многохорным циклам русских партесных концертов. Авторами выявлены три цикла для 8 и 12 голосов, созданные между концом XVII в. и 1730-ми гг. Василием Титовым, Герасимом (Завадовским) и Николаем Калачниковым (Калашниковым). Данные сочинения рассматриваются здесь в контексте концертных циклов для 3-5 голосов Николая Дилецкого и Василия Титова, а также «сверхциклов» польских и немецких композиторов эпохи барокко, предназначенных для исполнения в течение более чем одного дня вплоть до целого года. Наибольшее внимание уделено концертам Василия Титова на 12 голосов, посвященным Двунадесятым праздникам. Основные источники текста датированы на основе анализа филиграней, маргиналий и упоминаний императриц в других (анонимных) концертах из изучаемых рукописей. Сделан вывод, что все без исключения источники, в которых цикл Титова представлен более или менее полно, относятся к 1740-1770-м гг., то есть являются не прижизненными, но созданными через 30 и более лет после смерти автора. Во всех рукописях, за исключением двух, цикл имеет различную структуру и разную продолжительность, что заставляет поставить вопрос: создавались ли данные концерты изначально как цикл или были скомпилированы регентами после смерти Титова? Анализ концертов в нескольких аспектах тональный план, соотношение масштабов словесного текста и музыки (интенсивность по вторения слов), специфика примененных полифонических приемов позво ляет предположить, что концерты были созданы именно как цикл

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VASILIY TITOV’S CONCERTOS FOR THE GREAT FEASTS OF THE ORTHODOX CHURCH: A SUPERCYCLE OF THE RUSSIAN BAROQUE

The article discusses cycles of Russian Partes concertos for cori spezzati. There have been identified three cycles for 8 and 12 voices created between the end of the 17th century and the 1730s by Vasiliy Titov, Gerasim (Zavadovsky), and Nikolai Kalachnikov. They are placed, on the one hand, in the context of concerto cycles for 3-5 voices by Nikolay Diletskiy and Vasiliy Titov and, on the other hand, in the context of supercycles of Polish and German Baroque composers intended for performance during more than one day and up to a whole year. Particular attention is paid to Vasily Titov’s concertos in 12 voices devoted to the Great Feasts. The main sources of the text are dated by means of an analysis of watermarks, marginalia, and mentions of empresses in other (anonymous) concertos from the manuscripts in question. It has been concluded that all the sources without exception, in which Titov’s cycle is more or less fully represented, go back to the 1740-1770s, i.e. are not intra vitam, but were created thirty or more years after the author’s death. Besides, in all but two manuscripts, the cycle has a different structure and a somewhat diff erent duration. This raises the question about whether Titov had originally created these concertos as a cycle or they were compiled by unknown choir masters after his death. The analysis of the concertos from the three points of view, i.e. the tonalities employed, the ratio between the amount of the text and music (the intensity of repetition of words), and polyphonic techniques, leads to the conclusion that these concertos were specifi cally created as a cycle.

Текст научной работы на тему «Концерты Василия Титова Двунадесятым праздникам: сверхцикл русского барокко»

Александрина Александра Валентиновна, канд. ист. наук, науч. сотрудник Отдела рукописей и старопечатных книг Государственного исторического музея Российская Федерация, 109012, г. Москва, Красная пл., д. 1. [email protected] ОИОГО: 0000-0001-6796-6158

Булычева Анна Валентиновна, канд. искусствоведения, доцент кафедры истории зарубежной музыки Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского Российская Федерация, 125009, г. Москва, ул. Большая Никитская, д. 13/6 [email protected] ОШОГО: 0000-0002-1163-7344

Концерты Василия Титова Двунадесятым праздникам:

*

СВЕРХЦИКЛ РУССКОГО БАРОККО А. В. Александрина, А. В. Булычева

Аннотация: Статья посвящена многохорным циклам русских партесных концертов. Авторами выявлены три цикла для 8 и 12 голосов, созданные между концом XVII в. и 1730-ми гг. Василием Титовым, Герасимом (Завадовским) и Николаем Калачниковым (Калашниковым). Данные сочинения рассматриваются здесь в контексте концертных циклов для 3—5 голосов Николая Дилецкого и Василия Титова, а также «сверхциклов» польских и немецких композиторов эпохи барокко, предназначенных для исполнения в течение более чем одного дня — вплоть до целого года. Наибольшее внимание уделено концертам Василия Титова на 12 голосов, посвященным Двунадесятым праздникам. Основные источники текста датированы на основе анализа филиграней, маргиналий и упоминаний императриц в других (анонимных) концертах из изучаемых рукописей. Сделан вывод, что все без исключения источники, в которых цикл Титова представлен более или менее полно, относятся к 1740-1770-м гг., то есть являются не прижизненными, но созданными через 30 и более лет после смерти автора. Во всех рукописях, за исключением двух, цикл имеет различную структуру и разную продолжительность, что заставляет поставить вопрос: создавались ли данные концерты изначально как цикл или были скомпилированы регентами после смерти Титова? Анализ концертов в нескольких аспектах — тональный план, соотношение масштабов словесного текста и музыки (интенсивность по-

* Статья подготовлена в рамках исследования, выполняемого при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект 19-012-00174\19 «Русская духовная музыка эпохи барокко: инципитный каталог»).

Вестник ПСТГУ

Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 36. С. 112-130 БОТ: 10.15382Мш^201936.112-130

вторения слов), специфика примененных полифонических приемов — позволяет предположить, что концерты были созданы именно как цикл1.

Ключевые слова: русское барокко, партесный концерт, Василий Титов, Двунадесятые праздники, источники текста, филиграни, многохорное письмо, полифоническая техника, канон, стретта.

Музыку русского барокко часто отождествляют с партесным концертом. В наследии эпохи этот жанр действительно количественно преобладает. Особенно заметно доминирование концерта на позднем этапе существования партесного стиля, отразившееся в рукописях 1760-1790-х гг. Однако наряду с концертом существовали и многие другие жанры — Службы (Литургии), Вечерни и Всенощные, а также циклы, исполнявшиеся в течение недели или даже целого года.

Такого рода «сверхциклы» характерны для полифонической музыки барокко разных стран. Еще в 1611 г. польским композитором Миколаем Зеленьским изданы в Венеции сборники офферториев и причастных антифонов (соттишо) на весь церковный год. Наиболее известный образец сочинения, предназначавшегося для исполнения в течение нескольких дней, — это «Рождественская оратория» Иоганна Себастьяна Баха. В качестве своего рода «сверхциклов» могут рассматриваться также ежегодники кантат И. С. Баха и Георга Филиппа Телемана. Гордостью и достопримечательностью города Любека была традиция исполнять на протяжении двух последних воскресений церковного года и второго— четвертого воскресений Адвента «Вечернюю музыку» (АЬепётш1к): ораторию в пяти частях. Родоначальник традиции Дитрих Букстехуде между 1680 и 1705 гг. создал не менее шести подобных ораторий. Утверждая эту практику, его преемник и зять Иоганн Кристиан Шифердеккер в течение 23 лет представлял прихожанам церкви св. Марии свои новые сочинения: от «Рождественского размышления» (1707) — до «Езекии, царя Иудеи» (1729). Продолжили традицию Иоганн Пауль Кунцен и его сын Адольф Карл Кунцен, которым принадлежат не менее 30 ораторий, созданных между 1735 и 1780 гг. Завершил развитие жанра Иоганн Вильгельм Корнелиус фон Кёнигслёв: после 1788 г. он отказался от пятичастных ораторий в пользу двухчастных опусов, обозначив тем самым угасание вековой барочной традиции2.

В русской барочной музыке также была принята практика создания циклов, исполнение которых распространялось на длительный период, вплоть до целого года. Сохранились циклы многохорных партесных задостойников, причастнов (киноников) и догматиков (многожанровые циклы). Последние, обозначенные

1 Проблему данной научной статьи можно принять как гипотезу, выдвинутую ее авторами. Следует заметить, что термин «цикл», употребленный здесь по отношению к концертам В. Титова Двунадесятым праздникам, подразумевает, по всей видимости, объединение их в целое не столько на имманентно-музыкальной, сколько на семантической основе. Термином «сверхцикл» наделены упомянутые в статье сочинения, предназначавшиеся для исполнения в течение длительного времени — вплоть до целого года (см. выше). — Примеч. ред.

2 Stiel C. Die Organisten an der St. Marienkirche und die Abendmusiken zu Lübeck // Zeitschrift des Vereins für Lübeckische Geschichte und Altertumskunde. Lübeck: Edmund Scmerfahl, 1888. Band 5. S. 197-203.

в рукописях как Догматы или Богородичны, стоят особняком. Известен лишь один цикл многохорных догматиков в партесном стиле, принадлежащий Василию Титову (ок. 1650 — после 1710). Он написан для двойного хора (на восемь голосов) и включает 16 сочинений: четыре из них собраны в партитуры и изданы

B. В. Протопоповым,3 одно — Н. Ю. Плотниковой4. Цикл сохранился во множестве списков5. Уникальность его состоит в том, что число и порядок песнопений во всех копиях неизменны, и по отдельности догматики Титова не встречаются, по-видимому за единственным исключением6. Другие партесные сочинения, включая Службы, в различных списках нередко предстают и в разном облике, со значительными структурными изменениями7. Это одна из существенных особенностей музыкального наследия русского барокко, которое дошло до нас не в виде прижизненных изданий или композиторских автографов, но главным образом в виде рукописных копий, часто посмертных. Отсюда появляется проблема поиска наиболее достоверных списков, представляющих вариант текста, максимально близкий к авторскому, как необходимых при реконструкции партитур для издания и исполнения. Это одна из важнейших проблем, решить которую призван каталог русской духовной музыки эпохи барокко.

Партесный концерт — жанр по своей природе паралитургический, по структуре одночастный8. Однако в области духовной музыки, где все явления связаны между собой сотнями уз и где нет ни единого случайного элемента, даже концерты подчас обнаруживают тенденцию к объединению. Выявленные циклы — авторские, притом что доля партесных концертов, авторы которых указаны в рукописях, составляет лишь 20 % от общего числа сохранившихся сочинений9.

Наиболее ранним образцом, вероятно, является цикл из четырех трехголосных концертов Николая Дилецкого, основанный на парафразах Плача Богородицы. Он целиком опубликован Н. Ю. Плотниковой10. К концу XVII в. относит-

3 Титов В. Ансамбли и хоры без сопровождения. Вып. 1 I сост., ред. и вступ. ст. В. В. Протопопова. М.: Музыка, 2004. С. 24-47.

4 Плотникова Н. Ю. «Царственный мастер» Василий Титов II Музыка и время. 2011. № 5.

C. 36-41.

5 Государственный исторический музей, Синодальное певческое собрание, № 110; 360; 610 (две партии последнего комплекта хранятся в фондах Череповецкого музейного объединения); 709* (две партии комплекта — в Российском национальном музее музыки, ф. 283, № 597* и 659); 861; 1257. Российский национальный музей музыки, ф. 283, № 327-331; № 622, 758, 994. Российская государственная библиотека, ф. 272, № 333*; ф. 354, № 146. Здесь и далее звездочками отмечены рукописи, в которых указан автор.

6 Догматик «Кто Тебе не ублажит» записан отдельно в рукописи, хранящейся в Национальной библиотеке Украины под шифром 122I118C

7 Например, Литургия на четыре голоса Николая Дилецкого сохранилась в трех версиях, которые включают от 12 до 18 частей (см.: Gierasimowa I. Introduction II Nicolaus Dylecki (ca. 1630-1690). Vesperae, Liturgia, Concerti quatuor vocum I ed. by Irina Gierasimowa. Warszawa: Sub Lupa, 2018. S. 15-18).

8 См.: Булычева А. В. Concerto, concentus, концерт: партесный концерт в контексте барочной терминологии II Старинная музыка. 2019. № 1. С. 10-17.

9 Булычева А. В. Проблема авторства в духовной музыке позднего барокко (Франция — Россия) II Научный вестник Московской консерватории. 2018. № 2. С. 88.

10 Плотникова Н. Ю. Концерты Николая Дилецкого на три голоса: вопросы атрибуции, жанра и стиля II Музыка и время. 2016. № 8. С. 11-25.

ся и цикл пятиголосных концертов Василия Титова на слова стихир из Службы Варлааму и Иоасафу игумена Маркелла Безбородого11. Прообразом ранних концертных циклов часто служили последования стихир. Многие сочинения XVII в. в различных списках фигурируют то как концерты, то как стихиры. Вероятно, по мере распространения пения концертов их богослужебная функция менялась. О происхождении некоторых концертов от стихир в партесном стиле напоминает наличие в рукописях «Слава и ныне», значит, эти концерты могли звучать в качестве славников. Таких примеров немало, например в восьмиголос-ном сборнике из Ярославского Успенского собора12.

Герасим (Гордей Завадовский, 1681—1745) стал автором цикла из четырех восьмиголосных концертов на слова двух покаянных тропарей, богородична 6-го гласа и кондака того же гласа: «На спасения стези настави нас, Богородице», «Многая множества содеянных мною зол помышляю», «Око сердца моего вос-пущаю» и «Не имамы иныя помощи». В рукописи из Соловецкого монастыря13 эти концерты образуют обособленную группу из четырех сочинений (№ 1—4), сопровождаемую аббревиатурой «Т:И:Г:З:» («творение иеромонаха Герасима Завадовского»). В рукописи-конволюте из Верховажского Успенского собора14 та же группа озаглавлена «Покаянны», а в партии второго тенора сопровождается пояснением: «Покаянные композиции иеромонаха Герасима Генерала баса дворцового певчего».

Позднейшим образцом цикла концертов предположительно можно считать группу из девяти 12-голосных сочинений Николая Калачникова (Калашникова), посвященных Пасхе и восьми воскресеньям после Пасхи. В рукописи из Пы-скорского монастыря, содержащей максимальное число концертов этого композитора (32)15, цикл записан не только в наиболее полном виде, но и в порядке, соответствующем календарю. В него входят концерты «Небеса убо достойно да веселятся» и «Ныне вся исполнишася света» (Пасхе), «Дверем заключенным» (в неделю Фомину), «Мироносицы жены» (в неделю мироносиц), «При овчей купели» (в неделю о расслабленном), «Да радуется днесь светло небо» (в неделю о самарянине), «Господи мимоходя путем» (в неделю о слепом), «Тайныя днесь духа трубы» (в неделю святых отцов) и «Приидите вси духовне возвеселимся» (в неделю всех святых). Несколько вразбивку и в ином порядке те же концерты представлены в сборнике из Новгородского архиерейского дома (см. ил. 2б)16. Еще в двух рукописях находятся семь концертов (без обоих пасхальных)17 и пять — от Фоминой недели до недели о слепом18. Ни в одной рукописи цикл

11 Плотникова Н. Ю. Творчество мастеров партесного стиля Василия Титова и Николая Дилецкого: новые открытия и перспективы изучения // Русское музыкальное барокко: тенденции и перспективы исследования. Вып. 1. М., 2016. С. 151—153.

12 ГИМ, Син. певч., № 861. По филиграням датируется 1730-ми годами.

13 Российская национальная библиотека, Соловецкое певческое собрание, 1194/1327, 1332, 1348*.

14 ГИМ, Син. певч., № 428*.

15 РНММ, ф. 283, № 719. Концерты № 188—196. Сохранилась партия второго дисканта.

16 ГИМ, Син. певч. № 355*, концерты № 73-74, 64-69, 72.

17 НБУ 41п / ХШП-14, концерты № 104-110.

18 ГИМ, Син. певч. № 711, концерты № 19-23.

не озаглавлен, но его единство трудно отрицать. Об авторе Н. Ю. Плотникова пишет: «От Дилецкого и Титова, которых можно считать основоположниками партесного стиля, Калашникова отделяет не менее 30 лет»19. Значит, его деятельность можно отнести к 1710-м — 1740-м гг.

Наиболее грандиозный и вместе с тем загадочный цикл барочных хоровых концертов — 12-голосные концерты Двунадесятым праздникам Василия Титова (ил. 1). Ю. В. Келдыш со слов Н. Ф. Финдейзена упомянул «особый цикл из 12 концертов на "двунадесятые" праздники»20. В. В. Протопопов в составленном им предварительном списке сочинений Титова перечислил 13 концертов21, сославшись на три рукописи и тем самым задав направление поискам. В основном источнике (рукопись В, см. ниже) концертов оказалось 1422: «Начало нашего спасения» (Рождеству Богородицы), «Да радуется тварь» (Воздвижению Креста Господня), «Днесь Боговместимая церковь» (Введению во храм), «Веселитеся праведнии» (Рождеству Христову), «Ликуют ангели» (Рождеству, «вторый»), «Днесь тварь просвещается» (Богоявлению), «Украси твой чертог, Сионе» (Сретению), «Да веселятся небеса» (Благовещению), «Прежде шести дней бытия Пасхи» (в неделю ваий), «Богоотец убо Давид» (Пасхе), «Родился еси» (Вознесению Господню), «Преславная днесь» (Пятидесятнице), «Поят Христос Петра, Иакова и Иоанна» (Преображению), «На бессмертное Твое Успение» (Успению Богородицы).

Сегодня эти сочинения — энциклопедия русского многохорного письма эпохи барокко — крайне мало известны. Опубликован лишь Пасхальный концерт23. Неоднократно исполнялся различными коллективами концерт «Веселитеся праведнии» в редакции В. В. Протипопова. Концерты «Начало нашего спасения», «Родился еси» и «Преславная днесь» входят в репертуар вокального ансамбля «Интрада» (художественный руководитель Е. Ю. Антоненко). Напротив, в XVIII в. они принадлежали к числу наиболее интенсивно копировавшихся 12-голосных партесных сочинений и дошли до нас в большом числе списков: от восьми («Ликуют ангели») до тридцати («Поят Христос»). Отдельные концерты цикла встречаются без малого в 40 сборниках, причем их число и порядок в различных списках не совпадают. В поисках изначальной структуры цикла и наиболее достоверных источников текста мы обратились к тем 12, которые включают не менее семи концертов, расположенных последовательно (таблица 1). За основу взята структура цикла, представленная в рукописях В и Г. В столбцах указаны номера концертов в сборниках.

19 Плотникова Н. Ю. Из истории партесного стиля: композитор Николай Калашников // Музыка и время. 2012. № 11. С. 25.

20 Келдыш Ю. В. История русской музыки. Т. 1. М.: Музыка, 1983.

21 Протопопов В. В. Список произведений Василия Титова // Протопопов В. В. Из неопубликованного наследия. М.: МГК, 2011. С. 394.

22 В рукописях названия праздников варьируются, например Пятидесятница, Троица, Сошествие Святого Духа. Эти разночтения не оговариваются.

23 В виде приложения к статье: Булычева А. В. Василий Титов — Герасим (Завадовский) — Кирилл Заюшевич: творческий диалог, творческое соревнование // Современные проблемы музыкознания. 2017. № 1. С. 25-42.

Ил. 1. Василий Титов. Концерты Двунадесятым праздникам. Начало партии первого баса. ГИМ, Син. певч., 355/10. Л. 70 об.

Таблица 1

А Б В* Г* Д Е* Ж З И К Л М

Начало нашего 6 22 48 1 22 62 29 54 4 — 3 18

спасения

Да радуется тварь 14 23 49 2 23 63 30 57 5 17 4 19

Днесь Боговместимая 15 24 50 3 24 64 31 60 6 — 5 20

Веселитеся праведнии 1 — 51 4 30 65 — — — 18 — —

Ликуют ангели 2 27 52 5

Днесь тварь 9 28 53 6 38 66 33 66 7 19 7 22

Украси твой чертог 53 29 54 7 40 67 34 68 8 — 8 23

Да веселятся небеса 3 — 55 8 — 68 — — — 20 9 24

Прежде шести дней 16 30 56 9 — — 35 70 — — 10 25

Богоотец убо Давид - 31 57 10 27 — — 71 — — 11 26

Родился еси 8 — 58 11 — 70 — — 10 21 12 —

Преславная днесь — 34 59 12 25 71 37 — 13 22 13 28

Поят Христос — 35 60 13 — 72 40 75 14 23 15 29

На бессмертное — 36 61 14 31 73 38 76 15 — 16 30

Число концертов 10 11 14 14 9 11 9 9 9 7 12 11

Число сохр. партий 12 4 11 1 12 1 4 11 1 1 3 4

Рукописи расположены в таблице в хронологическом порядке. Наиболее полные комплекты датированы на основе филиграней, часть сохранившихся фрагментарно датирована на данном этапе по упоминанию в анонимных концертах императриц. Мы исходим из того, что в сер. XVIII в., как правило, не было значительного разрыва между датой производства бумаги и датой создания партесной рукописи (см., например, описание рукописи А). Оказывается, все рассматриваемые списки созданы за небольшой промежуток времени, примерно через 30 лет после смерти Василия Титова24! Прижизненных списков, по-видимому, не сохранилось.

По времени появления 12 источников можно разделить на три неравные группы.

Источники 1740-х гг.

Рукопись А.

ГИМ, Син. певч., № 710/1-11 и № 706/3, Новгородский архиерейский дом.

Рукопись имеет богатую историю. Концерты записаны на бумаге со знаками Pro Patria (с девизом) // «JH & ZOON» (близкий: Лауцавичюс, № 2872 — 1741 г. и Voorn, № 133 — 1741 г.) и Pro Patria (с девизом) // «GR» (под короной) (близкий: Voorn, № 137 — 1746 г.). При этом в партии первого баса указано: «Сии книги Новгородскаго Архиерейскаго Дому называемыя Амвросиевския»25. Амвросий Юшкевич был архиепископом Новгородским и Великолуцким с мая 1740 по май

24 Предположительным годом ухода из жизни В. Титова исследователи считают 1715 г. — Примеч. ред.

25 ГИМ Син. певч. № 710/1. Л. I.

1745 г., таким образом, между изготовлением бумаги и созданием рукописи прошло не более четырех лет.

В том же сборнике находится прижизненный список Службы Божией Титова на бумаге со знаком Герб «Семь провинций» // «CDC» (сходный: Voorn, № 89 — 1695 г.). Филиграни восстановленной взамен пришедшей в негодность партии первого дисканта (№ 706/3) значительно моложе: л. 1 — 96: Pro Patria / «ГУБР» (вместо льва) // «ФСМП» (сходный: Участкина, № 705 — 1781 г.); л. 97 — 130: Герб Ярославля // «ЯМСЯ» (Клепиков I, № 771 — 1765 г. и тип: Участкина, № 26 — 1779 г.).

Позднее поголосники были переплетены: «Переплетены сии книги 1772 года сего дому певчим Александром Погоре[лым]»26. Знак на переплетных листах: «Герб Сиверса / 1771». При переплете порядок листов во всех партиях был спутан, и об исходной структуре цикла судить трудно. Все же эту рукопись нельзя обойти вниманием как источник текста, поскольку она свободна от явных описок.

Рукопись Б.

Российская национальная библиотека, Соловецкое собрание, № 1194/1333, 1356, 1357, 1358.

В конце сборника иным почерком дописан концерт «Предстательство страшное» с упоминанием Елизаветы Петровны: скорее всего, основная часть рукописи создана в начале ее царствования или чуть раньше. В этом сборнике цикл дополнен другими праздничными концертами Титова: «Что Ти принесем» (№ 25), «Приидите видим вернии» (№ 26), «Радуйтеся людие» (№ 32) и «Егда вознеслся еси» (№ 33).

Источники конца 1750-х — начала 1760-х гг.

Рукопись В.

ГИМ, Син. певч., № 355/1—11. Новгородский архиерейский дом.

Сборник оказался рекордсменом и по числу филиграней (16!), и по числу указаний на авторство (более половины из 240 сочинений).

Филиграни: 1) Pro Patria (с девизом и литерами «HD») // «GR» под короной (близкий: Voorn, № 136 — 1752 г.); 2) Pro Patria (с девизом) (тип: Лауца-вичюс, № 2872 — 1741 г., в альбоме // «JHhonig & zoon»); 3) Герб Ярославской губернии // «ЯМАЗ» (большая форма) (Клепиков I, № 749 — 1756 г. и сходный: Участкина, № 25 — 1760 — 1764 гг.); 4) Герб Сиверса // «БКС» (сходный: Клепиков I, № 85 — 1758, 1759 гг.); 5) «СК/ № 4» // «1754 ГОДУ» (сходный: Участкина, № 407 — 1754 г.); 6) «МК (лигатура) / 2 N» // «1757 ГОДУ / И0»; 7) «СК» // «1748 ГОДУ» (сходный: Участкина, № 406 — 1750 г.); 8) «Р/0/М» (в картуше под короной) // «MASALOVA» (Клепиков I, № 517 — 175. г.); 9) «Р/0/М» (в картуше) // вензель (сходный: Участкина, № 543 — 1749 г.); 10) Герб Ярославской губернии // «ЯМЗ» (сходный: Участкина, № 24 — 1757 гг.); 11) «FR» (между двумя ветвями под короной) // «№ 1 / 1754 / ГОДУ» (сходный: Участкина, № 523 — 1756 г.); 12) Pro Patria (с девизом) // «IV» (тип: Лауцавичюс, № 2867 — 1764 г., в альбоме // «C&I HONIG»); 13) Pro Patria (с девизом) // «C&I HONIG»

26 ГИМ Син. певч. № 710/2. Партия второго альта. Л. 116.

(сходный: Voorn, № 135 — 1742 г.); 14) Рожок в гербовом щите под короной / «LV GERREVINK» (сходный: Heawood, № 2741 — 1763 г.); 15) Pro Patria (без льва) // «ВЕ» (Участкина, № 684 — 1747 г. и Участкина, № 686 — 1749 г.); 16) «МК (лигатура) / 2 N» // «1757 ГОДУ / ЕК».

Цикл выделен заголовком «Канцерты 12 праздникам» (ил. 2). Он максимально полон и представлен в том единственном варианте, который встречается более чем в одной рукописи. Текст не изобилует описками и послужил нам основным источником при восстановлении партитуры.

Рукопись Г.

РНММ, ф. 283, № 725.

Сборник датируется по упоминанию в концерте «Предстательство страшное» Елизаветы Петровны. Структура цикла идентична представленной в рукописи В.

Рукопись Д.

ГИМ, Син. певч., № 935/1—12. Ярославская градская Крестовоздвиженская церковь.

Филиграни: 1) Герб Ярославской губернии // «ЯМАЗ» (Клепиков I, № 749 —

1756 г.); 2) Герб Ярославской губернии // «ЯМЗ» (сходный: Участкина, № 24 —

1757 г.); 3) Герб Ярославской губернии // «Я0З» (большая форма) (сходный: Участкина, № 21 — 1747 г.).

Цикл дополнен концертами Титова «Что Ти принесем» (№ 28), «Приидите видим вернии» (№ 29) и «Егда вознеслся еси» (№ 32), но в то же время разделен концертами № 26, 33—37 и 39, не посвященными Двунадесятым праздникам.

Рукопись Е.

РНММ, ф. 283, № 719. Пыскорский монастырь.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В концертах «Благословляяй люди твоя миром» и «Предстательство страшное» упомянута Елизавета Петровна, в концерте «Слышана бысть во всех странах» поверх вписано имя Екатерины Алексеевны. Цикл дополнен анонимным пасхальным концертом «Воскресение Твое, Христе Спасе» (№ 69).

Рукопись Ж.

ГИМ, Син. певч., № 1256/1-4.

Филиграни: 1) Герб Ярославской губернии // «Я0З» (большая форма) (сходный: Участкина, № 21 — 1747 г.); 2) Герб Ярославской губернии // «ЯМАЗ» (большая форма) (Клепиков I, № 749 — 1756 г. и сходный: Участкина, № 25 — 1760 — 1764 гг.); 3) Герб Ярославской губернии // «ЯМАЗ» (средняя форма) (Кукушкина, № 93 — 1761 — 1763 гг. и № 94 — 1762 г.). Цикл дополнен праздничными концертами Титова «Что Ти принесем» (№ 32), «Небеса убо достойно да веселятся» (№ 36) и «Егда вознеслся еси» (№ 39).

Рукопись З.

РНММ, ф. 283, № 174-176 и 663-670.

Сборник с экслибрисом князя А. М. Голицына (1718-1783): «Grand chambellan prince de Galitzin». Цикл озаглавлен в партиях: «Концерты Двунаде-сятным праздникам, Богородице и протчим святым и псаломныя» (с ремаркой «сочинений разных афторов»). Монументальный вариант цикла дополнен еще

л

М! 39 4° 4* 4^ Щ 48 5S 52 55 Ч 55 56 54 5* ^ frfcrrif hi <о fy иго ; ¿ЛГоЯ^Гхр^'^ ¿"¡утГ; / j и /t «j В л t и , \ ,, 1. \ (J ПАЮ ^ТТЛС/И J S С2Ч— л' / гп» НА« ика Росгтгрв^ ; / ^ 0 TJ^mo, J с | /?sttt ж i f А,-тииххггР . / Gi ; * г .. „с^ / 1 1 fi<>Vj>dritHth) IfiHW, F j* tSfirciHiH} XUfb, ^ И л H liji/tff^r Jf 1ШднпЫ tfj-iAAO HiLtC-ro (TTACi Hi'lfS: e^ir ; ^^MmmmRdfL ; /Лт* : / J Htti Б /о л« л ; gg^f"» i 3 At CMHTTTt f/<S -njAStAHtH J T- "\ r „ > n . <&л(.гпв* frmtfb: \ ДиК^нктггиигми gin -v \ ' т ^ - .j^J H Д И f' Ш Sif^i Tt^ о с С ГОХ^ б/J f и 1 к»/ 1 / К^лси itifcottjnfQP'k; f^nrrfHiw Дл g НЫ/i^i А ; f/iroCf'i'^; "Л ^ || f иимгпи fOfKiu, : в HAM fill" > у ¿ ¿OA'I : гт лг/f ¡j. . [ 'p JLHt : jr-^fiiЦ1 " « щрга ' ' , i WnWum ч ,-y *~ ' - ... ЕЙчлШйл

Ил. 2а. Концерты Двунадесятым праздникам в реестре рукописи. ГИМ, Син. певч, 355/10. Л. 2

6* 66

61

' -Ч "

68

бо [¡ъ^тгкк/^осъ., \ ттщмшм ;

Р Цлмс*«™*" т«<>7; Ъ'™«'"»

62 £Г0(ЛО6(Л ; ¡олкаъКгосло :

65 ¿Зсхп^кл* шин\ л^ричъ 4}1лпы:\ «4 А.Ькр-М'к влилнз^и ииу ; 6 НАнЛолинь ,

Про & К * П Ъ лй ; £/>лслл Б; р^рл^ьа/ъ ¿м СбЪио: к»** аел'лл.*? '

Т4 (—' О- '' ""

• цк ми люду^а п>1( ; /I «'•««» .о слепо; 4 г* Г,-т^-,'.

¥Л,ШХ<*Г"<'< 4* ядкрл// "„г 1 ^ г ^ п к/

. _ ' а 3>' г я

О

71

'/а «г-м^ит* 5ги ^ХоВнФеозвш

71 7 Г

\ Н'* НС7Г0*ЧИШ4(А ; .....г

(о Гласно; и^Г

п

7?

т? в® -81.

л. ■'«

(-1

3

Гч

3

О

Р*>

Г

П/ ' идГ «^¿г , - —С^гг**

|ддосггг(и1 тул^чьи*: Сирясъ кг^^

ггг« гп« гуи Г^^РТОГ ' — ^ЛЧ?*

Л ^Л" т* **ш, /с

К» в ПК«)«* , Гц*-

3

О

г

I,-

II ! Я

I

«л

41

ш

ж

Ил. 25. Концерты Двунадесятым праздникам в реестре рукописи. ГИМ, Син. певч., 355/10. Л. 2 об.

12 праздничными концертами, среди которых «Восприемлему Тебе Христе» Николая Калачникова (№ 73). Судя по ремарке, составитель сборника сознательно компилировал концерты разного времени.

Рукопись И.

РНММ, ф. 283, № 635.

Цикл дополнен причастными стихами соответствующим праздникам.

Рукопись К.

РГБ, ф. 178 (Музейное собрание), № 786.

Представлен усеченный вариант цикла.

Рукопись Л.

Российская национальная библиотека, ф. Петроградской духовной семинарии, № 32/2-4.

Почти полный вариант цикла, дополненный концертом Титова «Приидите видим вернии» (№ 6) и анонимным «Вся подает Дух Святый» (№ 14).

Позднейший источник

Рукопись М.

ГИМ, Син. певч., № 714/1-4.

Филиграни: 1) Герб Ярославской губернии // «ЯМАЗ» (Клепиков I, № 749 — 1756 г. и сходный: Участкина, № 25 — 1760 — 1764 гг.); 2) «ВФ» (в двойном волнистом картуше в прямоугольнике) // «СТ» (в двойном волнистом картуше в прямоугольнике) (Клепиков I, № 151 — 1765 — 1776 гг. и сходный: Участкина, № 482 — 1779 г.).

Цикл озаглавлен: «Конценты Господским праздникам и Богородицы и прот-чим святым на 8 голосов» (переложение 12-голосных сочинений для 8 голосов свидетельствует об угасании в эпоху классицизма традиции многохорного письма). Представлен почти полный вариант цикла, дополненный концертом Титова «Приидите видим вернии» (№ 21) и «Восприемлему Тебе Христе» Калачникова (№ 27). Замена концерта «Родился еси» сочинением Калачникова, возможно, вызвана трудностями, возникшими при обработке его для 8 голосов.

В рукописях сер. XVIII в. цикл концертов Титова Двунадесятым праздникам отнюдь не предстает недвижным монументом. Концерты копировали интенсивно, но либо выбирали всего один-два, либо пропускали или заменяли другими отдельные концерты (особенно быстро выпал второй из рождественских — «Ликуют ангели»), либо помещали сочинения Титова вразбивку и в произвольном порядке, не соответствующем календарю. Последний случай обнаруживается в сборнике из Новоспасского монастыря27, созданном в одно время с большинством более упорядоченных списков, как можно судить по филиграням: 1) Герб Ярославской губернии // «ЯМЗ» (сходный: Клепиков II, № 1070 — 1756 г. и сходный: Участкина, № 24 — 1757 г.); 2) № 46/1: Герб Ярославской губернии // «ЯМАЗ» (Клепиков I, № 749 — 1756 г.). Первая филигрань встречается также в рукописях В и Д, вторая — неоднократно. Но, в отличие от других рукописей

27 ГИМ, Син. певч., № 46/2-12.

того же времени, в данном сборнике порядок концертов случайный, а нотный текст содержит множество описок.

Все это заставляет поставить вопрос: являются ли концерты Двунадесятым праздникам авторским циклом Василия Титова либо посмертной компиляцией? Присутствие в русской партесной музыке иных концертных циклов повышает вероятность того, что изначальный замысел Титова был таким или почти таким, каким он представлен в рукописи В. Обратимся теперь к музыкально-стилистическим критериям.

В эпоху барокко важным средством объединения циклов (месс, оперных актов, сюит) было единство тональности. Из 14 концертов Титова десять написаны в соль мажоре, три («Днесь тварь просвещается», «Украси твой чертог», «Богоо-тец убо Давид») — в до мажоре и два («Прежде шести дней» и «На бессмертное Твое Успение») — в ля миноре. Таким образом, использованы три из четырех наиболее употребительных в русской музыке рубежа ХУП-ХУШ вв. тональностей, причем в характерной для того времени пропорции28 (четвертая тональность — ре минор — применялась только в покаянных сочинениях). Таким образом, тональный план не имеет заметных особенностей и потому не позволяет делать выводы о единстве цикла.

На первый взгляд против единства свидетельствует такой параметр, как масштабы музыкальной композиции. Концерты длятся от 62 до 223 тактов, что в то время составляло максимальный разброс для жанра. Сочинения меньшей продолжительности встречаются главным образом в ряду однохорных концертов (на 3-4 голоса). Из более масштабных 12-голосных композиций на сегодня мы можем назвать лишь поздний анонимный концерт «Господи, кто обитает в жилище Твоем» (237 тактов).

Масштабы концертов Двунадесятым праздникам обусловлены литературным текстом (числом слов в выбранных стихирах). Важнейшая особенность обращения с текстом в барочной музыке вообще и в партесной в частности — многократный повтор слов. Его ббльшая или меньшая интенсивность является важной характеристикой стиля. В таблице 2 показано соотношение числа слов и числа тактов в концертах цикла.

Таблица 2

Слова Такты Пропорция

Начало нашего спасения 83 218 2,6

Да радуется тварь 50 94 1,9

Днесь Боговместимая церковь 38 104 2,7

Веселитеся праведнии 33 65 2

Ликуют ангели 28 62 2,2

Днесь тварь просвещается 53 171 3,2

Украси твой чертог, Сионе 49 108 2,2

Да веселятся небеса 76 223 2,9

28 Булычева А. В. Концерты на 12 голосов из собрания Спасо-Преображенского Пыскор-ского монастыря // Русское музыкальное барокко: тенденции и перспективы исследования. М., 2016. Вып. 1. С. 250.

Слова Такты Пропорция

Прежде шести дней бытия Пасхи 70 122 1,7

Богоотец убо Давид 22 113 5,1

Родился еси 41 72 1,8

Преславная днесь 48 118 2,5

Поят Христос 56 113 2

На бессмертное Твое Успение 52 123 2,4

Интенсивность повторения слов варьируется от 1,7 до 3,2 тактов на одно слово, вне зависимости от числа слов, за исключением концерта празднику праздников — Пасхе. Он написан на слова не стихиры, но тропаря Пасхального канона. Причина более частого повторения слов — по-видимому, краткость и эмоциональность текста.

Сравним концерты Двунадесятым праздникам с другими 12-голосными концертами Титова, уже собранными в партитуры (таблица 3).

Таблица 3

Слова Такты Пропорция

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Благословен Господь Бог мой 54 78 1,4

Бог нам прибежище и сила 38 103 2,6

Весь еси желание 18 84 4,6

Возвеселюся и возрадуюся 28 97 3,4

Всех скорбящих радосте 32 92 2,7

Всяк иже исповесть Мя 34 87 2,5

Реки богословия 33 114 3,4

Рцы нам ныне 70 123 1,8

Здесь картина иная: интенсивность повторения слов (от 1,4 до 4,6) повсеместно призвана компенсировать неодинаковый объем текстов. В результате не возникает такого разброса масштабов, как в цикле Двунадесятым праздникам, где почти четырехкратное различие в продолжительности отдельных сочинений парадоксальным образом оказывается аргументом в пользу единства замысла.

К сходным выводам приводит анализ полифонического письма в концертах Двунадесятым праздникам. Оно подчеркнуто разнообразно, что делает цикл энциклопедией русской многохорной полифонии. Самим фактом своего существования цикл опровергает бытующее мнение о стандартности, шаблонности техники в партесных концертах, сводимой к чередованию «кантовых» трехголосных ансамблей и «аккордовых» tutti.

Монументальный концерт «Начало нашего спасения» открывается 12-го-лосной стреттой29 (тема последовательно проходит во всех голосах). Подобные

29 Термин «стретта», принятый в теории фуги, подразумевает сжатие временных расстояний между проведениями темы в сравнении с ее первоначальными имитационными проведениями. В контексте данной статьи этот термин освобожден от своего строгого значения и трактуется достаточно свободно. — Примеч. ред.

стретты появляются на словах «се бо созданная от ребра» и «родися бо мне, рече, избавление». На словах «Мати и Дева» звучит типичный для Титова диалог трех ансамблей, каждый из которых состоит из альта, тенора и баса. Эпизоды «от не-плодове родитися», «да радуется Адам», «блажит явственне», «радуется Давид, бия в гусли» решены как треххорные стретты. В последнем Титов, подражая гуслям, применяет кластеры. Вероятно, это единственная нотная запись гусельной игры XVII в.

Концерт «Да радуется тварь» открывается диалогом ансамблей дискантов и басов трех хоров. Концерт выделяется виртуозными партиями теноров. Концерт «Днесь Боговместимая церковь» открывается, как и «Начало нашего спасения», — 12-голосной стреттой. На словах «велию милость» звучит стретта, тема которой удвоена в терцию. Концерт «Веселитеся праведнии» открывается трех-хорной стреттой, за которой следуют еще три таких же.

Начало концерта «Ликуют ангели» на слух можно принять за обычное аккордовое tutti, но внутри аккордов кипит жизнь. Голоса движутся не плавно, а интонируют ликующие фанфары. Концерт «Днесь тварь просвещается» открывается 12-голосной стреттой на две темы. Помимо различных стретт, на словах «Явися благодать Божия» появляется новый прием: строгий трехголосный канон альта, тенора и баса первого хора.

Концерт «Украси твой чертог, Сионе» написан в тональности до мажор, очевидно, ассоциировавшейся у Титова со светом (ср. эпизод концерта «Поят Христос» на словах «ризы же Его быша белы, яко свет»). Фактура оригинальна: ансамбль трех дискантов противопоставлен всем остальным голосам. Концерт «Да веселятся небеса» выделяется взлетающими вверх виртуозными распевами двух дискантов на словах «О чудесе!». Наряду с цепочкой стретт вводится противоположный прием: постепенное выключение голосов на словах «Бог бо ис-тощевается».

В концерте «Прежде шести дней бытия Пасхи» Титов выходит за пределы партесного стиля. В заключительном разделе слова Христа «Лазаре, гряди вон» шестикратно звучат у различных трехголосных ансамблей, а в седьмой раз — у всех голосов, причем положены на музыку в стиле гармонизаций знаменного распева либо действительно являются такой гармонизацией. Концерт «Богоотец убо Давид» добавляет к числу полифонических приемов двойные каноны. Миниатюрный концерт «Родился еси» отличается прозрачной ансамблевой фактурой. Слова «Родился еси» поют два дисканта и альт, «явился еси» — два альта и тенор, «пострадал еси» — два тенора и бас, «из мертвых воскресл» — три баса. Только на словах «вознеслся еси» вступает tutti.

«Преславная днесь» — первый концерт, который открывается двухголосием. В эпизоде на словах «бысть шум» «бысть» поручено трем голосам, «шум» — всем. Эпизод «и все начаша глаголати» решен в виде стретты с постепенным вступлением 12 голосов. В концерте «Поят Христос» применены все возможные полифонические приемы, вплоть до канонических имитаций с удвоением голосов в терцию.

Концерт «На бессмертное Твое Успение» открывается простым двухголосным контрапунктом. Вплоть до слов «облацы апостолов» хоровая фактура оста-

ется легкой, ансамблевой, пока не начинается треххорная стретта с характерными «летящими» мелодическими фигурами у мужских голосов. В этом концерте Титов дважды применяет генеральную паузу: произнеся слова «и погребше», все голоса внезапно, словно в потрясении, смолкают на целый такт.

Сочетание высочайшего композиторского мастерства с подобным разнообразием приемов заставляет предполагать наличие авторского плана. По-видимому, эти 14 концертов действительно были созданы Василием Титовым на рубеже XVII—XVIII вв. как единый цикл. Тот облик, который цикл получил при жизни автора, скрыт от нас из-за отсутствия источников. Остается лишь реконструировать изначальный замысел по поздним спискам.

Структура цикла, представленная в рукописях В и Г, с высокой вероятностью является авторской или близкой к ней. Однако изучение всех представленных списков ставит новый вопрос: не являлись ли праздничные концерты Титова, отсутствующие в двух названных источниках, но присутствующие в рукописях Б, Д, Е, Ж, Л и М, изначально равноправными частями цикла? На это может пролить свет реконструкция их партитур и анализ музыки.

Список литературы

Булычева А. В. Василий Титов — Герасим (Завадовский) — Кирилл Заюшевич: творческий диалог, творческое соревнование || Современные проблемы музыкознания. 2017. № 1. С. 25-42.

Булычева А. В. Концерты на 12 голосов из собрания Спасо-Преображенского Пыскор-ского монастыря || Русское музыкальное барокко: тенденции и перспективы исследования. М., 2016. Вып. 1. С. 243-251. Булычева А. В. Проблема авторства в духовной музыке позднего барокко (Франция —

Россия) II Научный вестник Московской консерватории. 2018. № 2. С. 82-93. Булычева А. В. Concerto, concentus, концерт: партесный концерт в контексте барочной

терминологии || Старинная музыка. 2019. № 1. С. 10-17. Келдыш Ю. В. История русской музыки. Т. 1. М.: Музыка, 1983.

Плотникова Н. Ю. Из истории партесного стиля: композитор Николай Калашников II

Музыка и время. 2012. № 11. С. 23-27. Плотникова Н. Ю. Концерты Николая Дилецкого на три голоса: вопросы атрибуции,

жанра и стиля || Музыка и время. 2016. № 8. С. 11-25. Плотникова Н. Ю. Творчество мастеров партесного стиля Василия Титова и Николая Дилецкого: новые открытия и перспективы изучения || Русское музыкальное барокко: тенденции и перспективы исследования. М., 2016. Вып. 1. С. 145-154. Плотникова Н. Ю. «Царственный мастер» Василий Титов || Музыка и время. 2011. № 5. С. 32-41.

Протопопов В. В. Список произведений Василия Титова II Протопопов В. В. Из неопубликованного наследия. М.: МГК, 2011. С. 392-394. Титов В. Ансамбли и хоры без сопровождения. Вып. 1 | сост., ред. и вст. статья В. В. Протопопова. М.: Музыка, 2004. Gierasimowa I. Introduction || Nicolaus Dylecki (ca. 1630-1690). Vesperae, Liturgia, Concerti

quatuor vocum | Ed. Irina Gierasimowa. Warszawa: Sub Lupa, 2018. S. 7-30. Stiel C. Die Organisten an der St. Marienkirche und die Abendmusiken zu Lübeck || Zeitschrift des Vereins für Lübeckische Geschichte und Altertumskunde. Lübeck: Edmund Scmerfahl, 1888. Band 5. S. 167-203.

Альбомы филиграней

Клепиков I — Клепиков С. А. Филиграни и штемпели на бумаге русского и иностранного

производства XVII—XX веков. М., 1959. Клепиков II — Клепиков С. А. Филиграни на бумаге русского производства XVIII — нач. XX века. М., 1978.

Кукушкина — Кукушкина М. В. Филиграни на бумаге русских фабрик XVIII — нач. XIX в. (Обзор собрания П. А. Картавова) // Исторический очерк и обзор фондов рукописного отдела БАН. Вып. II: XIX — XX века. М.; Л.: 1958. С. 285-371. Лауцавичюс — Laucevicius E. Popierius Lietuvoje XV-XVIII a.: Atlasas. (Бумага в Литве

в XV — XVIII вв.: Атлас). Вильнюс, 1967. Участкина — Uchastkina Z. V. A History of Russian hand paper-mills and their watermarks //

Monumenta chartae papyraceae historiam illustrantia. Leningrad, 1962. Ch. IX. Heawood — Heawood E. Watermarks, mainly of the 17th and 18th centuries. Hilversum, 1950. Voorn — Voorn H. The paper mills of Denmark & Norway and their watermarks. Hilversum, 1959.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo

gumanitarnogo universiteta.

Seriia V: Voprosy istorii i teorii

khristianskogo iskusstva.

2019. Vol. 36. P. 112-130

DOI: 10.15382/sturV201936.112-130

Aleksandra Alexandrina, Candidate of Sciences in History, Researcher, Department of Manuscripts and Old-Print Books, State Historical Museum, 1 Krasnaya Sq., Moscow 109012, Russian Federation [email protected] ORCID: 0000-0001-6796-6158

Anna Bulycheva, Candidate of Sciences in Art Criticism, Associate Professor, Department of History of Foreign Music, Tchaikovsky Moscow State Conservatory, 13/6 Bolshaya Nikitskaya Str., Moscow 125009, Russian Federation [email protected] ORCID: 0000-0002-1163-7344

Vasiliy Titov's Concertos for the Great Feasts of the Orthodox Church:

A SUPERCYCLE OF THE RUSSIAN BAROQUE A. Alexandrina, A. Bulycheva

Abstract: The article discusses cycles of Russian Partes concertos for cori spezzati. There have been identified three cycles for 8 and 12 voices created between the end of the 17th century and the 1730s by Vasiliy Titov, Gerasim (Zavadovsky), and Nikolai

Kalachnikov. They are placed, on the one hand, in the context of concerto cycles for 3-5 voices by Nikolay Diletskiy and Vasiliy Titov and, on the other hand, in the context of supercycles of Polish and German Baroque composers intended for performance during more than one day and up to a whole year. Particular attention is paid to Vasily Titov's concertos in 12 voices devoted to the Great Feasts. The main sources of the text are dated by means of an analysis of watermarks, marginalia, and mentions of empresses in other (anonymous) concertos from the manuscripts in question. It has been concluded that all the sources without exception, in which Titov's cycle is more or less fully represented, go back to the 1740-1770s, i.e. are not intra vitam, but were created thirty or more years after the author's death. Besides, in all but two manuscripts, the cycle has a different structure and a somewhat different duration. This raises the question about whether Titov had originally created these concertos as a cycle or they were compiled by unknown choir masters after his death. The analysis of the concertos from the three points of view, i.e. the tonalities employed, the ratio between the amount of the text and music (the intensity of repetition of words), and polyphonic techniques, leads to the conclusion that these concertos were specifically created as a cycle.

Keywords: Russian Baroque, Partes concerto, Vasiliy Titov, Great Feasts, text sources, watermarks, cori spezzati, polyphonic technique, canon, stretta.

References

Bulycheva A. (2016) "Kontserty na 12 golosov iz sobrania Spaso-Preobrazhenskogo Pyskorskogo monastyria" [Twelve-Part Concertos from Spaso-Preobrazhenskiy Pyskorskiy Monastery]. Russkoe muzykal'noe barokko: tendentzii i perspektivy issledovania, 1, pp. 243—251 (in Russian).

Bulycheva A. (2017) "Vasilii Titov — Gerasim (Zavadovskii) — Kirill Zaiashevich: tvorcheskii dialog, tvorcheskoe sorevnovanie [Vasiliy Titov — Gerasim (Zavadovskiy) — Kirill Zayashevich: An Artistic Dialogue, an Artistic Competition]. Sovremennye problemy muzykoznaniia, 1, pp. 25-42 (in Russian).

Bulycheva A. (2018) "Problema avtorstva v dukhovnoi muzyke pozdnego barokko (Frantsia — Rossia)" [The Problem of Authorship in Late Baroque Sacred Music (France — Russia)]. Nauchny vestnikMoskovskoy konservatorii, 2, pp. 82-93 (in Russian).

Bulycheva A. (2019) "Concerto, concentus, kontsert: partesnyi kontsert v kontekste barochnoi terminologii" [Concerto, Concentus, Concert: Partes Concerto in the Context of Baroque Terminology]. Starinnaya muzyka, 1, pp. 10-17 (in Russian).

Gierasimowa I. (2018) "Introduction", in: I. Gierasimowa (ed.) Nicolaus Dylecki (ca. 1630— 1690). Vesperae, Liturgia, Concerti quatuor vocum. Warsaw. Pp. 7-30.

Keldysh Yu. (1983) Istoria russkoy muzyki [History of Russian Music], vol. 1. Moscow (in Russian).

Plotnikova N. (2012) "Iz istorii partesnogo stilia: kompozitor Nikolay Kalashnikov" [From the History of the Partes Style: The Composer Nikolay Kalashnikov]. Muzyka i vremia, 11, pp. 23-27 (in Russian).

Plotnikova N. (2016) "Kontserty Nikolaia Diletskogo na tri golosa: voprosy atributsii, zhanra i stilya" [Three-Part Concertos by Nikolay Diletsky: Problems ofAttribution, Genre and Style]. Muzyka i vremia, 8, pp. 11-25 (in Russian).

Plotnikova N. (2016) " Tvorchestvo masterov partesnogo stilia Vasilia Titova i Nikolaia Diletskogo: novye otkrytia i perspektivy izucheniia" [The Work of the Masters of Part-Singing Style

Vasily Titov and Nikolay Diletzky: New Discoveries and Perspectives of Research], Russkoe muzykal'noe barokko: tendentzii iperspektivy issledovania, 1, pp, 145—154 (in Russian). Plotnikova N. (2011) "«Tsarstvenny master» Vasily Titov" [The "Regal Master" Vasiliy Titov].

Muzyka i vremia, 5, pp. 32—41 (in Russian). Protopopov V. (ed.) (2004) V. Titov. Ansambliikhory bezsoprovozhdenia [V. Titov. Unaccompanied

Ensembles and Choruses], vol. 1. Moscow (in Russian). Protopopov V. (2011) "Spisok proizvedeniy Vasilia Titova" [List of Works by Vasiliy Titov], in: V. Protopopov. Iz neopublikovannogo nasledia [From the Unpublished Heritage]. Moscow. Pp. 392-394 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.