Научная статья на тему 'Многохорные партесные концерты в рукописях пермского края XVIII в'

Многохорные партесные концерты в рукописях пермского края XVIII в Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
116
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРТЕСНЫЙ СТИЛЬ / РУССКОЕ БАРОККО / МНОГОХОРНОЕ ПИСЬМО / ПЫСКОРСКИЙ МОНАСТЫРЬ / PARTES STYLE / RUSSIAN BAROQUE / CORI SPEZZATI / PYSKOR MONASTERY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Булычева Анна Валентиновна

В статье рассмотрен корпус рукописей Пыскорского монастыря, содержащих около 400 партесных сочинений на 8, 12 и 16 голосов, преимущественно, концертов. Рукописи созданы в царствование Елизаветы Петровны. Они позволяют судить о репертуаре монастырского хора, связях с другими певческими центрами России, а также о композиторском творчестве певчих. Установлено, что не менее 10 % партесного репертуара составляли сочинения Василия Титова. Обнаружены два ранее неизвестных концерта Николая Калачникова. На страницах сборников найдено ранее не попадавшее в поле зрения исследователей имя композитора Ивана Иовлева автора 16-голосного концерта «Начните Господеви в тимпане», вероятно, работавшего в Пыскорском монастыре. Выявленные материалы свидетельствуют о высочайшем уровне хорового искусства и о необычайно долгой жизни на Урале барочного (партесного) стиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PARTES CONCERTS FOR CORI SPEZZATI FROM THE MANUSCRIPTS OF THE PERM REGION OF THE 18TH CENTURY

The author of the given article exams the collection of the manuscripts belonged to Pyskor Monastery. The manuscripts contain about 400 partes composition for 8, 12 and 16 voices, mostly concertos. All the manuscripts dated back to the reign of Elizabeth Petrovna. The collection allows to consider the repertoire of the Pyskor Monastery chorus, its connection with other Russian musical centers, and also the composition practice. The fact is established that compositions by Vasily Titov constituted no less than 10% of the partes repertoire. The two previously unknown concertos by Nikolay Kalachnikov are discovered. The new composer’s personality is found on the pages of manuscripts: Ivan Iovlev, the author of the concerto for 16 voices Praise God in Tympanum, who presumably belonged to Pyskor brethren. The facts of highest level of choral music and of surprisingly long life of baroque ( partes ) style in Ural are discovered.

Текст научной работы на тему «Многохорные партесные концерты в рукописях пермского края XVIII в»

искусствоведение

УДК 783.8 ББК 85.31

DOI: 10.14529^180410

многохорные партесные концерты В рукописях пермского края XVIII в.

А. В. Булычева,

Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, Москва, Российская Федерация

в статье рассмотрен корпус рукописей Пыскорского монастыря, содержащих около 400 партесных сочинений на 8, 12 и 16 голосов, преимущественно, концертов. Рукописи созданы в царствование Елизаветы Петровны. Они позволяют судить о репертуаре монастырского хора, связях с другими певческими центрами России, а также о композиторском творчестве певчих. Установлено, что не менее 10 % партесного репертуара составляли сочинения василия Титова. Обнаружены два ранее неизвестных концерта Николая калачникова. На страницах сборников найдено ранее не попадавшее в поле зрения исследователей имя композитора Ивана Иовле-ва — автора 16-голосного концерта «Начните Господеви в тимпане», вероятно, работавшего в Пыскорском монастыре. выявленные материалы свидетельствуют о высочайшем уровне хорового искусства и о необычайно долгой жизни на Урале барочного (партесного) стиля.

Ключевые слова: партесный стиль, русское барокко, многохорное письмо, Пыскорский монастырь.

партесного стиля — переменное, или концертное многоголосие. Именно такие полифонические сочинения в XVII—XVIII веках именовались «партесным пением» — написанные в барочном стиле, с выраженной тактовой ритмикой (иногда даже в ритмах трехдольных танцев мазурки и менуэта), с заметными контрастами звучности, подтверждаемыми присутствием указаний «тихо» и «голос-но». Представленные в рукописях Пыскорского монастыря сочинения предназначены для 8, 12 и 16 голосов, то есть являются многохорными. хотя они и не достигают ни поставленного в Ярославле абсолютного рекорда для хоровой музыки a capella (48 голосов), ни более распространенного рубежа в 24 голоса, но тем не менее являются яркими образцами пышного «елизаветинского барокко» (термин из истории архитектуры). все партесные рукописи из Пыскора созданы в царствование Елизаветы Петровны. Настоятелем монастыря в этот период был архимандрит дворянского происхождения Иуст (колотский).

Сборники Пыскорского монастыря легко идентифицировать по идущим по нижним полям листов надписям: «Сия книга партесного пения называемая дышкант первый [или другой голос] ставропигиаль-ного Спасо-Преображенского Пыскорского монастыря казенная». Однако отыскивать их непросто. Музею в свое время досталась неразобранная часть собрания Синодального училища. в ней преобладают неполные комплекты и разрозненные партии, как правило, успевшие лишиться многих страниц. Разные партии одного и того же сборника часто хранятся по отдельности в различных частях фонда, насчитывающего более 1100 единиц. Это делает их обнаружение трудоемкой задачей, в то же время позволяя надеяться на новые открытия.

к настоящему времени мной обнаружены партии семи сборников, принадлежавших монастырю,

хоровая культура Урала имеет многовековую историю. к настоящему времени лучше всего изучен период XVI—XVII веков. Искусству этого времени посвящены многочисленные научные работы, в том числе фундаментальная монография [3]. Значительно меньше сведений о периоде XVIII—XIX веков — времени расцвета хоровой музыки барочного (партесного) стиля, на Урале продолжавшегося необыкновенно долго. Об этом свидетельствуют сохранившиеся в архивах нотные рукописи.

крупнейшая в стране коллекция русских нотных рукописей, в том числе периода барокко, была собрана в Синодальном училище Степаном васильевичем Смоленским. в настоящее время одна часть этого собрания хранится в Государственном историческом музее, другая — в Российском национальном музее музыки1.

Рукописи, происходящие из Пермского края, находятся в обоих музеях. Те из них, которые хранятся в ГИМе, рассмотрены Н. Ю. Плотниковой [6, с. 41—43]. Это рукописи из Соликамска и Ныроба, содержащие образцы так называемого постоянного партесного многоголосия (термин в. в. Протопопо-ва)—гармонизации распевов, без тактового размера и без пауз. Исследователь относит их к середине XVIII века. Большинство сочинений анонимны, однако Плотниковой удалось обнаружить в двух соликамских рукописях имя композитора Петра Норицына. Преобладает четырехголосный склад, встречается и трехголосие. кондак преподобному Сергию из ныробской рукописи опубликован в приложении к упомянутой статье [5, с. 119—120].

в фондах РНММ хранится не менее двух рукописей из Ныроба [21; 23]. Значительно обширнее коллекция нотных сборников Пыскорского монастыря. Она представляет иную разновидность русского

1 Прежнее название — всероссийское музейное объединение музыкальной культуры им. М. И. Глинки.

Искусствоведение

которые содержат в общей сложности около четырехсот многохорных сочинений. Такое количество позволяет делать обоснованные выводы о репертуаре монастырского хора и даже о композиторском творчестве певчих.

Единственный 8-голосный сборник (то есть для наиболее скромного из многохорных составов — двухорного), от которого до нас дошло четыре партии содержит Службу Божию Якова Резвицкого, припевы и Задостойники Двунадесятым праздникам и девятнадцать концертов [12; 13; 15; 16].

Все остальные сборники — 12-голосные (трех-хорные). Среди них целиком сохранился только один, с тремя Службами Божьими (василия Титова, Фатьянова и анонимной), циклом Задостойников и пятнадцатью концертами [10]. Одиннадцатью партиями представлен сборник из десяти концертов [27; 28]1.

Десять партий осталось от сборника из двадцати семи концертов [11; 14]. Его составление явно завершилось при архимандрите Иусте (то есть не позднее 1762 года), поскольку последним записан концерт апостолу Иусту «Орган добре составлен».

Семь партий уцелело от сборника, содержащего Службу и Херувимскую песнь Иоанна Колпенского и двадцать два концерта [9; 22]. Маргиналии подтверждают, что он также был создан при Иусте. Автограф певчего гласит: «Сей голос альт второй Пыскорскаго монастыря служителя федора Игнатьева подписал своеручно 1762 году ноября 9 дня» [22, партия первого тенора, форзац 2]. В партии третьего дисканта сохранился отрывок черновика некого карелина: «Ставропигиального Преображенского Пыскорского монастыря высокопреподобнейшему господину отцу архимандриту Иусту всепокорнейшее прошение...» [22, партия третьего дисканта, форзац 2]. Из маргиналий в партии первого дисканта можно узнать, откуда попадали в Пыскор малолетние певчие: «Начали обучаться приведенные вновь мальчики з Дедюхина апреля 14 дня 1760 года» [9, форзац 2]2. Там же есть свидетельство необыкновенно долгой жизни барочного репертуара на Урале: «Пел сего голоса Михаил Соболев 1849 года Ноября 24 числа» [9, форзац 1]. К тому времени Пыскорский монастырь был переведен сперва в Соликамск, а затем в Пермь и преобразован в Пермский архиерейский дом, но здесь по-прежнему хранили искусство виртуозного пения — партии русских барочных концертов по сложности не уступают сольным партиям в операх Россини. На Урале эта традиция жила дольше, чем где-либо в стране. Самое позднее из всех известных на сегодня свидетельств пения партесных композиций находится в другой рукописи Пыскорского монастыря: «Пел сего голоса Михаил Отрадицкий и пел великолепно 1851 года» [27, партия второго альта, л. 1].

От сборника Служб, херувимских, Задостой-ников и Причастнов [26] осталась лишь партия третьего альта.

1 Об этих рукописях, их составе и колоритных маргиналиях, включающих даже стихи о певчем Александре Дягилеве, см.: [1].

2 Дедюхин находился на противоположном берегу Камы, почти напротив Пыскора (ныне часть города Березники).

Фрагментами партий двух дискантов [24; 25] представлен монументальный сборник, имеющий огромную музыкально-историческую ценность. Он содержал более 240 сочинений, являясь одним из наиболее крупных сводов русского партесного репертуара. Судя по сохранившимся фрагментам, в рукописи было не менее одиннадцати Служб (в том числе «Придворная» и Служба на 16 голосов), не менее десяти херувимских (в том числе «Александро-Невская», «Большая Александро-Невская», «Средняя Александро-Невская» и «Греческая на 12 голосов» Колпенского), Стихи на венчании брака, Задостойники Двунадесятым праздникам, Причастны Седмицы («творение монаха Исавра») и не менее ста шести концертов. Названия херувимских говорят о петербургских связях монастыря. Действительно, архимандрит Иуст был родственником одной из фрейлин Елизаветы Петровны [2, с. 239].

Это единственный из всех семи сборников, в котором встречаются указания на авторство музыки. Цикл концертов Двунадесятым праздникам озаглавлен: «Концерты на 12 голосов, творение автора Титова». Другая группа концертов названа «Калач-никовы». Это указание позволяет добавить к уже выявленным сочинениям Николая Калачникова [4] еще два 12-голосных концерта — «Суди ми, Боже» и «Яко впадый в разбойники».

Ядро партесного репертуара вплоть до 1770-х годов во всей России образовывали сочинения Василия Титова (ок. 1650 — после 1711), работавшего практически во всех литургических жанрах. В рукописях Пыскорского монастыря сочинения Титова составляют не менее 10 %. Учитывая, что многие присутствуют в нескольких сборниках, можно утверждать: когда в монастыре звучала многохорная музыка, то по меньшей мере в двух случаях из десяти это были сочинения Титова. Необыкновенно широко представлены сложные и потому не слишком часто копировавшиеся в XVIII веке 12-голосные концерты Калачникова (здесь их в общей сложности двадцать четыре).

Авторы остальных сочинений в сборнике не указаны. Однако сопоставление с материалами других партесных рукописей позволяет утверждать, что в репертуар хора Пыскорского монастыря входили треххорные сочинения следующих композиторов (перечислены в порядке убывания числа сочинений): Василия Титова, Николая Калачникова, Василия Кирилловича Тредиаковского (1703—1769), Герасима (Гордея Завадовского, 1681—1745), Кирилла Заюшевича, Иоанна Колпенского, Ивана Ивановича Хоржевского (1727 — после 1800). Одним сочинением представлены Василий Виноградский, монах Леонтий, Федор Редриков, Яков Резвицкий, дьякон Симеон, Фатьянов, Арсений Цыбульский (ум. 1722). В общей сложности — четырнадцать авторов, чьи сочинения в XVIII веке были известны по всей России.

Трудно было бы говорить о расцвете партесного пения в Пыскорском монастыре, если бы дело ограничивалось только копированием и исполнением чужой музыки. Создавались ли здесь новые сочинения?

Bulletin of the South Ural State University. Ser. Social Sciences and the Gumanities, 2018, vol. 18, no. 4

А. В. Булычева

Многохорные партесные концерты в рукописях Пермского края XVIII в.

выяснить место создания партесных композиций бывает непросто. Среди авторов, как правило, не указывавших даже своего имени, тем более не было принято снабжать потомков сведениями о времени и месте работы. Такие надписи, как «1757, Марта 19. СПб. Х[оржевский] И[ван]» [8, партия первого баса, л. 57] и «Иоанн хоржевский, 25 октября 1759 года, СПб» [17, л. 3], являются исключениями и объясняются тесным знакомством композитора со светской культурой Петербургского двора. Изредка на географические реалии указывал копиист, благодаря чему до нас дошли партесные Службы Крутицкая, Чигаские, Тферские, Херувимские Чудовская и Крутицкая [7]. все сохранившиеся партии песнопения «Да возрадуется душа твоя о Господе» из сборника купцов Нератовых [18—20] сопровождаются примечанием: «Тобольска». действительно, Степан Федорович Нератов долгое время работал в Сибири, прежде чем вернуться в родное село верховажье (ныне вологодская область), откуда принадлежавший ему сборник попал в Синодальное училище. Однако во всех подобных случаях отсутствуют имена авторов.

Определяя место создания того или иного сочинения, часто приходится опираться на косвенные сведения. Таковыми служат, во-первых, отсутствие данного сочинения в других рукописях, во-вторых, его нахождение на «периферии» сборника. Большинство партесных рукописей имеют «ядро» (изначально записанный блок песнопений, единый по чернилам, почерку и т. п.) и «периферию» (добавления разных лет и десятилетий, чрезвычайно пестрые по оформлению). Отыскивать сочинения местных авторов в составе «ядра» проблематично: сборники могли быть привезены на Урал из Петербурга, Москвы или Ярославля, специально заказаны либо скопированы на месте. А вот на «периферии» песнопения, переписанные с других рукописей, вполне могут соседствовать с оригинальными.

в этом отношении интересны две из Пы-скорских рукописей. в сборнике из двадцати семи концертов [11; 14] уникальными являются № 19—24: «Ныне надеяся, к Твоему прибегох заступлению», «Многая множества моя, Богородице, прегрешений», «доколе, душе моя», «Разрушил еси крестом Твоим смерть», «О Триипостасный Боже» и «Царице моя преблагая». в известных мне на сегодня рукописях, содержащих в общей сложности более 1300 многохорных партесных концертов, копий этих шести нет. вероятно, следуя примеру историков живописи, автора этих концертов следует назвать «Мастером Пыскорского монастыря». Даже если недостающие две партии сборника не удастся обнаружить, имеющихся десяти достаточно, чтобы получить представление о стиле автора и даже осуществить исполнительскую редакцию партитур.

Монументальный сборник, две партии которого мне удалось идентифицировать как принадлежащие одной рукописи [24; 25], приносит особенно дорогое открытие. На его

«периферии» обнаруживается концерт на 16 голосов «Начните Господеви в тимпане», в партии первого дисканта сопровождающийся киноварной надписью: «автор Иван Иовлев» (см. рис. 1). Это новое имя среди русских композиторов XVШ века. Сохранившихся двух партий недостаточно для реконструкции партитуры, но все же по ним можно судить об оригинальных чертах этого сочинения.

концерт Ивана Иовлева написан на текст, свободно сочиненный в стиле псалмовой поэзии, что даже для позднего партесного стиля — редкость: «Начните Господеви в тимпане, пойте Богу нашему, пойте имени Его в тимпане, воспойте Ему в гуслех песнь нову, радуйтеся пред Ним и призывайте имя Его, яко благ Господь, радостию пред ним взыграйте, яко хвала Его пребываяй во век века». Сочинение начинается в тональности до мажор и завершается в тональности соль мажор (начало и окончание партесной композиции в двух различных тональностях возможно, однако таких примеров единицы). Продолжительность концерта (120 тактов) несколько превосходит среднюю для этого жанра (около 100 тактов). Партии двух дискантов непросты, хотя и не содержат продолжительных виртуозных распевов.

Открывается концерт фугированным разделом. в традициях партесного стиля XVШ века были квартовые имитации (если первый голос вступает от ноты «до», то второй — от «фа»). Здесь же применена типичная для западноевропейской барочной музыки квинтовая имитация («до» — «соль», рис. 2), распространенная в русской музыке в XVII веке, но

Рис.

Р. Л

1. Иван Иовлев. Концерт «Начните Господеви в тимпане» [24, л. 41]

искусствоведение

Нач - ни - те Гос - по - де - ви, Гос - по - де - ви,

Рис. 2. Начало концерта Ивана Иовлева, партии первого и второго дискантов

затем почти вышедшая из употребления вплоть до эпохи классицизма.

Сочинение Ивана Иовлева наряду со Службой из того же сборника позволяет включить Пермский край в список тех немногих певческих центров России, где в XVIII веке культивировалось пение на 16 голосов. По данным партесных рукописей, это кирилло-Белозерский монастырь, Санкт-Петербург, Москва и Ярославль. Благодаря рукописям Пыскор-ского монастыря таких центров становится пять.

Архимандрит Иуст стремился во всем достичь столичного размаха, построив на берегах камы трех- и пятиэтажные здания. возведенные из дерева строения оказались непрочными и простояли недолго [2, а 159—163]. в музыке все сложилось иначе, нежели в архитектуре. Искусство хоровой полифонии в Пыскоре привилось и расцвело, по рукописям середины XVIII века пели еще около ста лет, а после перевода монастыря в Соликамск и затем в Пермь его традиции стали фундаментом пермского хорового искусства.

Литература

1. Булычева, А. В. Концерты на 12 голосов из собрания Спасо-Преображенского Пыскорского монастыря / А. В. Булычева //Русское музыкальное барокко: тенденции и перспективы исследования. — Вып. 1. — М., 2016. — С. 243—251.

2. Краснов, Н. А. Пыскорский ставропигиальный монастырь /Н. А. Краснов //Пермские епархиальные ведомости. —1915. — № 5, С. 124—127; № 6. — С. 157—164; № 7. — С. 196—198; № 8—9. — С. 236—245.

3. Парфентьев, Н. П. Усольская (Строгановская) школа в русской музыке ХУ1—ХУ11 вв. / Н. П. Парфентьев, Н.

B. Парфентьева. — Челябинск, 1993. — 346 с.

4. Плотникова, Н. Ю. Из истории партесного стиля: композитор Николай Калашников /Н. Ю. Плотникова // Музыка и время. — 2012. — № 11. — С. 23—27.

5. Плотникова, Н. Ю. Партесные рукописи XVIII в. из Синодального певческого собрания / Н. Ю. Плотникова //Вестник ПСТГУ. — Сер. 2. — 2008. — Вып. 1 (2).

C. 97—120.

6. Плотникова, Н. Ю. Певческие центры России XVIII века / Н. Ю. Плотникова // Вестник ПСТГУ. — Сер. 2. — 2008. — Вып. 1 (2). — С. 31—43.

7. ГИМ. Син. певч. № 87.

8. ГИМ. Син. певч. № 706.

9. РНММ. Ф. 283. № 148.

10. РНММ. Ф. 283. № 225—236.

11. РНММ. Ф. 283. № 304—311.

12. РНММ. Ф. 283. № 460.

13. РНММ. Ф. 283. № 461.

14. РНММ. Ф. 283. № 473—474.

15. РНММ. Ф. 283. № 498.

16. РНММ. Ф. 283. № 501.

17. РНММ. Ф. 283. № 594.

18. РНММ. Ф. 283. № 595—596.

19. РНММ. Ф. 283. № 602.

20. РНММ. Ф. 283. № 604.

21. РНММ. Ф. 283. № 609.

22. РНММ. Ф. 283. № 614—618.

23. РНММ. Ф. 283. № 681.

24. РНММ. Ф. 283. № 719.

25. РНММ. Ф. 283. № 742.

26. РНММ. Ф. 283. № 759.

27. РНММ. Ф. 283. № 826—835.

28. РНММ. Ф. 283. № 1008.

БУЛЫЧЕВА Анна Валентиновна, доцент кафедры истории зарубежной музыки, Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, кандидат искусствоведения (г. Москва, Россия). E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 03 августа 2018 г DOI: 10.14529/ssh180410

the partes concerts for cori spezzati from

the manuscripts of the perm region of the 18th century

A. V. Bulycheva, [email protected]

Moscow State Conservatory named after P. I. Tchaikovsky, Moscow, Russian Federation

The author of the given article exams the collection of the manuscripts belonged to Pyskor Monastery. The manuscripts contain about 400 partes composition for 8, 12 and 16 voices, mostly concertos. All the manuscripts dated back to the reign of Elizabeth Petrovna. The collection allows to consider the repertoire of the Pyskor Monastery chorus, its connection with other Russian musical centers, and also the composition practice. The fact is established that compositions by Vasily Titov constituted no less than 10% of the partes repertoire. The two previously unknown concertos

Bulletin of the South Ural State University. Ser. Social Sciences and the Gumanities, 2018, vol. 18, no. 4

А. В. Булычева

Многохорные партесные концерты в рукописях Пермского края XVIII в.

by Nikolay Kalachnikov are discovered. The new composer's personality is found on the pages of manuscripts: Ivan Iovlev, the author of the concerto for 16 voices Praise God in Tympanum, who presumably belonged to Pyskor brethren. The facts of highest level of choral music and of surprisingly long life of baroque (partes) style in Ural are discovered.

Keywords: partes style, Russian baroque, cori spezzati, Pyskor Monastery.

References

1. Bulycheva A.V. Kontserty na 12 golosov iz sobraniya Spaso-Preobrazhenskogo Pyskorskogo monastyrya [Concerti for 12 voices from Preobrazhensky Pyskor Monastery Collection]. Russkoe muzykalnoe barokko: tendentsii iperspektivy issledovania [Russian Musical Baroque Art: Researching Tendencies and Perspectives] Moscow, 2016, issue 1, pp. 243—251.

2. Krasnov N.A. Pyskorsky stabropigialny monastyr [Pyskor Monastery]. Permskie eparhialnye vedomosti [Perm Diocesan Bulletin]. Perm, 1915, issue 5, pp. 124—127, issue 6. pp. 157—164, issue 7, pp. 196—198, issue 8—9, pp. 236—245.

3. Parfentiev N.P., Parfentieva N.V. Usolskaya (Stroganovskaya) shkola v russkoy muzyke 16—17 vv. [Usolye (Stroganov) Style in Russian Music of 16th and 17th centuries]. Chelyabinsk, 1993. 346 p.

4. Plotnikova N.Yu. Iz istorii partesnogo stylya: kompozitor Nikolay Kalashnikov [From the History of the Partes Style: Nikolay Kalashnikov the Composer]. Muzyka i vremya [Music and Time] Moscow, 2012, issue 11, pp. 23—27.

5. Plotnikova N.Yu. Partesnye rukopisi XVII v. iz Sinodal'nogo pevcheskogo sobraniya [The Partes Manuscripts of the 18th Century in the Synodal Musical Collection] Vestnik PSTGU [Bulletin of PSTGU]. Moscow, 2008, part 2, issue 1 (2), pp. 97—120.

6. Plotnikova N.Yu. Pevcheskie tsentry Rossii XVII veka [Choral Centers of Russia in 18th Century] Vestnik PSTGU [Bulletin of PSTGU]. Moscow, 2008, part 2, issue 1 (2), pp. 31—43.

7. GIM. Sin. pevch. № 87.

8. GIM. Sin. pevch. № 706.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. RNMM. F. 283. № 148.

10. RNMM. F. 283. № 225—236.

11. RNMM. F. 283. № 304—311.

12. RNMM. F. 283. № 460.

13. RNMM. F. 283. № 461.

14. RNMM. F. 283. № 473—474.

15. RNMM. F. 283. № 498.

16. RNMM. F. 283. № 501.

17. RNMM. F. 283. № 594.

18. RNMM. F. 283. № 595—596.

19. RNMM. F. 283. № 602.

20. RNMM. F. 283. № 604.

21. RNMM. F. 283. № 609.

22. RNMM. F. 283. № 614—618.

23. RNMM. F. 283. № 681.

24. RNMM. F. 283. № 719.

25. RNMM. F. 283. № 742.

26. RNMM. F. 283. № 759.

27. RNMM. F. 283. № 826—835.

28. RNMM. F. 283. № 1008.

Received August 03, 2018

образец цитирования

Булычева, А. в. Многохорные партесные концерты в рукописях Пермского края XVIII в. / А. в. Булычева // вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки». — 2018. — Т. 18, № 4. — С. 75—79. DOI: 10.14529/ ssh180410

for citation

Bulycheva A. V. The partes concerts for cori spezzati from the manuscripts of the Perm region of the 18th century. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Social Sciences and the Gumanities. 2018, vol. 18, no. 4, pp. 75—79. (in Russ.). DOI: 10.14529/ssh180410

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.