Научная статья на тему 'Концерты Николая Дилецкого Михаилу Архангелу: вопросы композиции в партесном стиле'

Концерты Николая Дилецкого Михаилу Архангелу: вопросы композиции в партесном стиле Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
183
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НИКОЛАЙ ДИЛЕЦКИЙ / ПАРТЕСНЫЙ СТИЛЬ / КОНЦЕРТЫ / МИХАИЛ АРХАНГЕЛ / РЕФРЕННЫЕ ФОРМЫ / NIKOLAY DILETSKY / PART-SONG STYLE / CONCERTOS / MICHAEL THE ARCHANGEL / REFRAIN FORMS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Плотникова Наталья Юрьевна

Статья посвящена двум четырехголосным концертам выдающегося композитора эпохи барокко Николая Дилецкого в честь Архангела Михаила «Чиноначальник вышним силам» и «О сладкий свете». В данной работе эти сочинения вводятся в научный обиход: приводятся сведения о рукописных нотных источниках, хранящихся в архивах России, рассматриваются вербальные источники, в том числе в сопоставлении с текстами, распространенными в настоящее время, определяются черты сходства и различия этих двух сочинений. Автор анализирует специфику рефренных форм в концертах Архангелу Михаилу, взаимодействие словесного текста и метрических структур. Особое внимание уделяется интонационному анализу, позволяющему выявить авторские замыслы, связанные со сквозным развитием основных тематических элементов, которые скрепляют развернутые построения в единое целое. Музыкальнокомпозиционные подходы и приемы, применяемые Дилецким, сопоставлены с положениями его теоретического труда «Мусикийская грамматика», что становится основой для выводов о том, какое преломление получают отдельные позиции данного трактата в собственном творчестве композитора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCERTOS BY NIKOLAY DILETSKY TO MICHAEL THE ARCHANGEL: ISSUES IN COMPOSITION IN PART-SONG STYLE

This article is devoted to two four-part concertos of the prominent Baroque composer Nikolai Diletsky in honour of Archangel Michael, namely Чиноначальник вышним силам (“Chief of the Higher Powers”) and О сладкий свете (“Oh, Sweet Light”). This article makes these compositions public. It provides information about handwritten note sources kept in the archives of Russia, examines the verbal sources (including a comparison with the texts that are wide-spread now), identifi es similarities and distinctions between these two works. The article also analyses the specificity of the refrain forms in the concertos to Archangel Michael, the interaction between the text and metric structures. Particular attention is paid to the intonational analysis, which allows us to identify the author’s intentions associated with the beginning-to-end development of the main thematic elements that hold together the expanded constructions as a single entity. The musical and compositional approaches and techniques applied by Diletsky are compared with the theses of his theoretical work Мусикийская грамматика, which makes up grounds for the conclusion about which refraction the specifi c theses of this treatise receive in the composer’s own creative work.

Текст научной работы на тему «Концерты Николая Дилецкого Михаилу Архангелу: вопросы композиции в партесном стиле»

Вестник ПСТГУ.

Серия V: Вопросы истории и теории

Плотникова Наталья Юрьевна, д-р искусствоведения, профессор кафедры теории музыки Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского Российская Федерация, 125009, г. Москва, ул. Большая Никитская, д. 13/6;

профессор кафедры истории и теории музыки ПСТГУ. Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1 и_у_р1о1шк ova@mail.ru

христианского искусства.

2019. Вып. 33. С. 77-96 ОС1: 10.15382/вш^201933.77-96

СЖСГО: 0000-0001-7406-7740

Концерты Николая Дилецкого Михаилу Архангелу:

ВОПРОСЫ КОМПОЗИЦИИ В ПАРТЕСНОМ СТИЛЕ

Аннотация: Статья посвящена двум четырехголосным концертам выдающегося композитора эпохи барокко Николая Дилецкого в честь Архангела Михаила — «Чиноначальник вышним силам» и «О сладкий свете». В данной работе эти сочинения вводятся в научный обиход: приводятся сведения о рукописных нотных источниках, хранящихся в архивах России, рассматриваются вербальные источники, в том числе в сопоставлении с текстами, распространенными в настоящее время, определяются черты сходства и различия этих двух сочинений. Автор анализирует специфику рефренных форм в концертах Архангелу Михаилу, взаимодействие словесного текста и метрических структур. Особое внимание уделяется интонационному анализу, позволяющему выявить авторские замыслы, связанные со сквозным развитием основных тематических элементов, которые скрепляют развернутые построения в единое целое. Музыкально-композиционные подходы и приемы, применяемые Дилецким, сопоставлены с положениями его теоретического труда «Мусикийская грамматика», что становится основой для выводов о том, какое преломление получают отдельные позиции данного трактата в собственном творчестве композитора.

Открытие значительного корпуса четырехголосных концертов Николая Дилецкого в 2013 г.1 стало отправной точкой многолетней работы, направленной на поиск рукописей концертов в российских и зарубежных архивах, на составление партитур, подготовку публикации и исследования. Новый материал диктует различные пути его освоения в области источниковедения, истории и теории музыки, расширяя представления о творчестве Дилецкого, его хронологии и бытовании в репертуаре различных певческих центров России. Разнообразие жанровых разновидностей концертов вновь вызывает к жизни вопросы о стиле Дилецкого, его своеобразии и соотношении с западноевропейской и русской

1 Плотникова Н. Ю. Творчество Николая Дилецкого: новые открытия // Музыкальная академия. 2013. № 2. С. 77-82.

Н. Ю. Плотникова

музыкой 2-й пол. XVII в. Изучение тематической организации, гармонии, полифонии концертов раскрывает новые грани партесной композиции.

В данной статье основное внимание уделено двум концертам Дилецкого в честь Архангела Михаила — «Чиноначальник вышних сил» и «О сладкий свете». С какой тезоименитой персоной (персонами) могло быть связано сочинение концертов в честь Архангела Михаила, когда и где именно (в Вильне, во время обучения в иезуитской академии, в Смоленске или по прибытии в Москву) они были созданы, неизвестно. Поводом могло послужить торжественное празднование памяти небесного архистратига в одном из многочисленных Архангельских храмов 8/21 ноября или 6/19 сентября (воспоминание чуда архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)). Если концерт был создан в Москве, то можно предположить, что заказ поступил от царского двора, ведь Архангел Михаил, предводитель небесного воинства, почитался как покровитель русских князей и царей в ратных делах, а Архангельский собор приобрел значение государственной усыпальницы мужчин — представителей правящего дома. Как уже приходилось отмечать в связи с наследием Дилецкого, «ни в одном случае мы не обладаем точной информацией, какова была конкретная ситуация в жизни и творчестве композитора, которая повлекла за собой создание концерта на избранный текст, был ли этот концерт заказан композитору, если да, то кем он был заказан, когда и где исполнялся и т. д.»2.

Концерт «О сладкий свете» сохранился в четырех копиях, «Чиноначальник вышним силам» — в трех (см. таблицу 1). Следовательно, они были не слишком востребованы в певческом обиходе. Для сравнения отметим, что наиболее распространенные сочинения Дилецкого — «Радуйся, Живоносный Кресте» и «Да возгласят трубы» — имеют по 16 и 14 списков соответственно, они копировались даже во 2-й пол. XVIII в.

Таблица 1

Рукописные источники концертов Н. Дилецкого «О сладкий свете» и «Чиноначальник вышним силам»

ГИМ. Син.

Названия концертов Кол-во списков ГИМ. Син. певч. 665 (три партии) певч. 860 (три партии) + РНБ. ОСРК. д.1.503 (1 партия) ОР РНБ. Ткг. 932-935 ГПНТБ СО РАН. Тих.503 ГАТО. Ф. 1409. Оп. 1. № 1060

Общее кол-во концертов Дилецкого в рукописи 23 18 11 31 7

«О сладкий свете» 4 + + + +

«Чиноначальник вы- 3 + + +

шним силам»

2 Плотникова Н. Ю. Тексты четырехголосных концертов Николая Дилецкого: вопросы происхождения и классификации вербальных источников // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 29. С. 39.

Представим небольшую источниковедческую справку. Самый ранний по происхождению сборник хранится в собрании А. А. Титова Отдела рукописей Российской Национальной библиотеки (ОР РНБ. Тит. 932-935. 8°). Это полный комплект рукописей, датируемый 1682-1690 гг. по Многолетию царям Ивану и Петру (время совместного правления 1682-1696 гг.) и патриарху Иоакиму (1621— 1690). Концерт «О сладкий свете» открывает сборник в группе из трех концертов Дилецкого (вместе с «Богоотец убо Давид» и «Смерти празднуем умерщвление»), написанных одним почерком3.

Рубежом веков датируется неполный комплект партий из Государственного Исторического музея (ГИМ. Синодальное певческое собрание. № 665 (а-в), 16° л.), включающий в себя Вечерню В. Титова, Службы Божии В. Титова, Н. Дилецкого, И. Игнатьева, 132 концерта (без указания авторства), песнопения Венчания. Скорее всего, эта рукопись, как и соседняя по фонду Син. певч. 664 аналогичного формата, происходит из Николо-Вяжищского монастыря под Новгородом. Рукопись Син. певч. 665 содержит 21 концерт Дилецкого, уступая в количестве лишь главному источнику — партии из собрания М. Н. Тихомирова Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН, г. Новосибирск. Тих. 503. 8° л.). Этот сборник уникален для русского барокко тем, что 59 из 177 произведений сохранили указания на имя автора, из них 31 концерт имеет маргиналию «Дылецкий». Сборник датируется 1710-1714 гг. и, как и другие рукописи 1710 — нач. 1720-х гг., фиксирует высокую популярность концертов Дилецкого. Так, комплект, сохранившийся в разрозненном виде в двух архивах (ГИМ. Син. певч. 860 (а-в), 4° л.; ОР РНБ. ОСРК. Q.I.503. 1-я четв. XVIII в.), включает 18 его сочинений. Место создания рукописи неизвестно, более поздние записи свидетельствуют о ее принадлежности Ярославскому Успенскому собору.

Партия баса из Государственного архива Тверской области (ГАТО. Ф. 1409. Оп. 1. № 1060), содержащая самый поздний список концерта «Чиноначальник вышним силам», датируется нами условно сер. XVIII в.4 Таким образом, четыре из пяти рукописей с концертами Архангелу Михаилу были созданы в разные десятилетия Петровской эпохи, они отражают кульминационный этап в распространении четырехголосных сочинений Николая Дилецкого в России. Стоит подчеркнуть, что в двух из пяти рукописей содержатся оба концерта. Но если в комплекте ГИМ-ОР РНБ они никак не связаны и расположены далеко друг от друга (№ 36 «Чиноначальник» и № 74 «О сладкий свете»), то в партии Тих. 503 следуют друг за другом: № 18 «О сладкий свете» (ил. 1, с ремаркой «Дылецкий»)

3 Именно по этому списку была подготовлена публикация концерта, но как анонимного, в изд.: Герасимова-Персидская Н. Музыка, время, пространство / И. Тукова, ред. Киев, 2012. С. 393-407. К сожалению, в этой публикации имеются ошибки, особенно на с. 397-398, она не вполне пригодна для исполнения и анализа.

4 Более точная датировка по филиграням бумаги была невозможна в связи с тем, что с рукописью можно было ознакомиться только в электронном виде. Основанием датировки серединой или даже 2-й пол. ХУШ в. является наличие концертов с текстами, мало распространенными в Петровскую эпоху и при Анне Иоанновне.

и № 19 («Чиноначальник»), входя в первый блок из 16 концертов Дилецкого. Вероятно, такое «тематическое» объединение концертов было выполнено составителем сборника.

Ил. 1. Н. Дилецкий. «О сладкий свете». Фрагмент рукописи ГПНТБ СО РАН. Тих. 503. Л. 78

Рассматривал ли сам композитор оба концерта как цикл? Ведь у него есть группы сочинений, связанные одной идеей, содержащие абсолютно идентичный материал, например концерты «Приидите, последнее целование» и «Кое разлучение, о братие» на тексты из чина погребения. На наш взгляд, в данном случае требуется отрицательный ответ. Эти сочинения настолько отличаются и по выбору текстов, и по музыкальному содержанию, что более контрастное воплощение образа Архангела Михаила в музыке трудно представить. Вместе с тем композиционные принципы концертов имеют определенное сходство, есть нечто общее и в интонационном материале. Эти черты сходства и различия мы и попытаемся раскрыть в дальнейшем анализе.

Текст концерта «Чиноначальник вышним силам» — стихира на литии 1 гласа службы Собора святого архистратига Михаила и прочих беотлотных Сил (аналогичный текст — в стихире на хвалитех в службе 19 сентября). Песнопение призывает нас с чистыми помыслами обратиться к Архангелу Михаилу и ко всему Собору ангельскому, который непрестанно предстоит перед Богом и молится о спасении душ наших. Большая развернутость (63 слова) и образная разноплановость текста стихиры вызвали к жизни масштабный, насыщенный контрастами мажорный концерт (138 тактов). 13-й кондак акафиста Архангелу Михаилу «О сладкий свете» (24 слова) — получил более лирическое, минорное музыкальное толкование, хотя и немного отличается от первого по масштабам

(121 такт). Различен и хоровой состав концертов: «Чиноначальник» написан для альта, двух теноров и баса, «О сладкий свете» — для альта, тенора и двух басов.

Текст концерта «Чиноначальник вышним силам» в Минее имеет пометку «Арсениево», указывающую ориентировочно на греко-итальянского гимногра-фа Арсения Криптоферратского (XI в.)5. Современный вариант текста лишь несколькими деталями отличается от того, что использован Дилецким (в таблице 2 подчеркнуты наиболее важные расхождения):

Таблица 2

Текст стихиры «Чиноначальник вышним силам» в концерте Дилецкого и в современном издании

Текст в концерте Дилецкого Текст в современном издании6

Чиноначальник вышним силам, Михаил первостоятель Божественных чинов, днесь нас ко торжеству созва, иже всегда с нами ходяй и сохраняяй нас от всякаго диавольскаго обстояния. Придите убо празднолюбцы и христолюбцы, цветы добродетелей воземше, чистыми помыслы и совестию благостоянною Архангелов собор почтим, той бо непрестанно Богу предстоя и Трисвятую песнь воспевая, молит спастися душам нашим Чиноначальник вышних сил Михаил,/ первостоятель божественных чинов,/ днесь нас к торжеству созва,/ иже всегда с нами ходяй/ и сохраняяй вся от всякаго диаволя обстояния./ Приидите убо, празднолюбцы и христолюбцы,/ цветы добродетелей вземше,/ чистыми помыслы и совестию благостоянною Архангелов собор почтим,/ той бо, непрестанно Богу предстоя/ и Трисвятую песнь воспевая,// молит спастися душам нашим

В качестве автора акафиста в славянских рукописях «указывается патриарх Константинопольский Исидор I Бухирас ^ в 1349 г.), автор еще нескольких акафистов, в т. ч. акафиста Иоанну Предтече»7. Исследователи приводят ссылки на несколько рукописных богослужебных книг из собрания РГБ, в которых текст акафиста, в том числе интересующего нас кондака, в основном совпадает

5 В. В. В. Арсений Криптоферратский // Православная энциклопедия. Т. 3. М., 2001. С. 436.

6 Служба святому Архангелу Михаилу в воспоминание чуда, бывшего в Хонех. URL: http://www.vipstd.ru/cvet/index.php/m122/m100/m99/238-a (дата обращения: 14.01.2019).

7 Людоговский Ф. Б., Плякин М. Е. Акафисты ангелам: пробный фрагмент каталога церковнославянских акафистов // Лингвистическое источниковедение и история русского языка <2012—2013>. М., 2013. С. 264. При этом исследователи отмечают, что исходный греческий текст акафиста им неизвестен. В более раннем труде этих авторов данный акафист обозначен не как первый, а как четвертый: Людоговский Ф., свящ., Плякин Максим, диакон. Обзор акафистов в честь святых бесплотных сил // Труды Саратовской православной духовной семинарии. Вып. 4. С. 171. Первым назван тот акафист, который получил распространение в наши дни, созданный святителем Иннокентием Херсонским в 1854 г.

с текстом в концерте Дилецкого8, например на Канонник, фрагмент которого мы помещаем ниже:

А . гГ. слэ МАД'Ж

по

• . р ЯП, л 1 ьо 1|Л А а д Д л а ; птк

Ил. 2. Кондак 13 из акафиста Архангелу Михаилу. НИОР РГБ. Ф. 304. Оп. 1. Д. 262. Л. 36

Важно подчеркнуть, что Дилецкий не использует текст того варианта акафиста, который был опубликован в Вильне, в типографии Франциска Скорины, в составе «Малой подорожной книжицы» ок. 1522 г.9 Вместе с тем сходство этих текстов очень велико, причем текст концерта Дилецкого можно представить как сокращенный текст Скорины (либо текст Виленского издания — как расширенную версию перевода с греческого)10, что показано в таблице 3.

Небольшой возможный след Виленского варианта отразился в одном из списков концерта Дилецкого, где в первом предложении дается текст «О сладкий свете, Михаиле архангеле» (ОР РНБ. Тит. 932—935), а не «начальниче», как в других списках и текстовых источниках.

8 В одном из вариантов имеется расхождение в заключительной строке: вместо «верно вопиющая» дано «верою вопиющая» // НИОР РГБ. Ф. 304. Оп. 1. Д. 285. Л. 373 об.

9 НИОР РГБ. Ф. 304. Оп. 1. Д. 768 (1201). Л. 3 об. - 12 об. (интернет-публикация: URL:http://www.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=768&pagefile= 768-0005).

10 К окончательному мнению о первенстве текста не пришли и филологи, которые выдвигают предположение, что «Ф. Скорина отредактировал перевод с греческого, имевший хождение в рукописях, украинские униаты восприняли гимн в своей практике (с еще одной редактурой), а свт. Иннокентий Херсонский в свою очередь отредактировал униатский текст. Для окончательного решения вопроса о первоисточнике и текстологической истории этого гимна требуется изучение не только славянской, но и греческой, не только православной, но и униатской акафистографической традиции» (Людоговский, Плякин. Акафисты ангелам...).

Таблица 3

Текст 13-го кондака из акафиста Архангелу Михаилу в концерте Дилецкого и в изд. Ф. Скорины

Текст концерта Дилецкого Текст акафиста в изд. Ф. Скорины

О сладкий свете, Михаиле начальниче, четверосветимая небу красото, прими нынешнее приношение и от всякия беды нас избави и будущия изми муки, верно поющия: аллилуйя О пресладкий свете Михаиле Архангеле, четверосветимая небу красото, всех врагов наших видимых, и невидимых отгонителю, нынешнее сие приношение приими, и от всяких нас бед избави, и всех врагов духовных и телесных тебе данною от Бога силою отжени, и вечного огня изорви всех поющих аллилуия11

Обратим внимание на смысловое значение первых строк кондака с использованием слов «свете», «четверосветимая». О Божественном свете как особом качестве ангелов говорил архимандрит Иоанн Крестьянкин: «Святые отцы Церкви называют их вторыми светами, как бы отблеском Божественного света. Они — светы вторые! Как это нам понять?! С чем сравнить, чтобы было доступно нашему уму?.. Находясь в непосредственной близи к Богу, Ангелы наполняются восхищением, Божиим величием, Его святостью, мудростью и величайшей любовию Творца вселенной к Своей твари. Некий Божественный свет широкой рекой свободно льется через них. Но не просто протекает через них, как по свободному желобу, и, не задерживаясь, истекает и пропадает. А льется так, как льется, искрясь и сияя, свет, когда он попадает на драгоценный камень. Дойдет свет до его середины и оттуда отразится ответным сиянием, и распространяется, и, множась, бьет во все стороны, преломляясь на гранях, окрашивается в изумительные цвета, озаряя, а порой и ослепляя своей красотой. В этом образ подлинной святости. Небесные Силы восприняли в себя свет Божий. Преломили его в себе и, отразив и раздробив на множество прекрасных лучей, распространили вокруг себя, отдав людям, способным к его восприятию. И вот в этом отраженном сиянии Божественного света, сиянии неуменьшенном, непотемненном, но сиянии приумноженном и радостнотворном, приносящем жизнь, мы познаем Бога! Если бы не Ангелы, мы никогда даже в малой, доступной человеку степени не могли бы ощущать и воспринимать Божественный свет»12.

11 Существует современный перевод этого кондака: «О пресладкий свет Михаил Архангел, во всех сторонах света красота небесная, всех врагов наших видимых и невидимых отгони-тель, нынешнее приношение приими, и от всяких нас бед избавь, и всех врагов духовных и телесных тебе данной от Бога силой защити, и от вечного огня изыми всех поющих Аллилуия!» (Каноны и Акафисты (в русском переводе). Изд. 2-е, испр. и доп. 2004. Интернет-версия под общей редакцией его преосвященства Александра (Милеанта), епископа Буэнос-Айресского и Южно-Американского. URL: http://www.fatheralexander.org/booklets/russian/akathist.htm#_ Toc63593184 (дата обращения: 14.01.2019).

12 Слово в праздник Архистратига Михаила // Иоанн (Крестьянкин), архим. Проповеди. Т. II. Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994. URL: https://pravoslavie. ru/49928.html (дата обращения: 14.01.2019).

Переходя к музыкальной композиции, отметим, что Дилецкий использует в этих сочинениях весьма распространенный в русском музыкальном барокко принцип рефренных форм13, но для каждого концерта находит своеобразное, индивидуальное решение.

В концерте на текст кондака он избирает рефреном заглавную строку: «О сладкий свете, Михаиле начальниче» (пример 1). Именно она определяет лирический характер концерта, в котором господствует трехдольный метр (3/2: 94 такта из 121). Вместе с тем начальное восклицание «О», окруженное паузами, повторенное дважды, вносит особую патетику.

Пример 1. Н. Дилецкий. Концерт «О сладкий свете» (т. 1—13)

Всего три четырехголосных концерта из тридцати семи Дилецкий начинает в трехдольном метре. В концерте «Отверзу уста моя» в размере 3/1 написан первый восьмитактовый раздел, как торжественное вступление к основной части в двудольном метре (49 т.). Концерт «Да отверзется дверь небесная» — почти такой же по длительности, как «О сладкий свете», — 125 тактов, в нем 8 разделов, из

13 См., напр.: Гатовская Е. Е. Некоторые особенности рефренных форм в четырехголосных концертах Василия Титова // Вестник ПСТГУ. Сер. V. 2018. Вып. 31. С. 83—101.

них четыре на 3/1, но их продолжительность (4—5 т.) мала, по сравнению с двудольными разделами (40 и 50 тактов).

В концерте в честь Архангела Михаила рефрен, открывая композицию, звучит еще четыре раза. Точка золотого сечения (74 такт) расположена рядом с четвертым, последним проведением рефрена. Обращает на себя внимание и развернутый заключительный раздел «Аллилуйя», занимающий почти треть концерта (таблица 4).

Таблица 4

Схема концерта Н. Дилецкого «О сладкий свете» в соответствии с метрической структурой

3/2 С 3/2 С 3/2 С 3/2

13 т. 8 т. 35 т. 13 т. 11 т. 6 т. 35 т.

(т. 1-13) (т. 14-21) (т. 22-56) (т. 57-69) (т. 70-80) (т. 81-86) (т. 87-121)

О сладкий О сладкий О сладкий прими О сладкий и буду- аллилуйя.

свете, свете, свете, нынешнее свете, щия изми

Михаиле Михаиле Михаиле приноше- Михаиле муки,

начальниче, начальниче, четверосве-тимая небу красото, начальниче, четверосве-тимая небу красото, О сладкий свете, Михаиле архангеле, ние и от всякия беды нас избави, начальниче, верно поющия:

Некоторая «замедленность» развертывания текста проявляется и в том, что на протяжении первых 56 тактов (около половины концерта) господствуют две первые строки. Но, с другой стороны, это соответствует риторике текста, развернутому обращению к небесному заступнику, а следующий раздел начинается с просьбы о заступничестве («прими нынешнее приношение»). С этой точки зрения композиция может рассматриваться как двухчастная (56 т. + 65 т.). Особенность первой части при таком делении состоит в том, что эпизоды, интонационно контрастные рефрену, основаны на том же тексте «О сладкий свете, Михаиле начальниче». И только с т. 57 совпадает контраст словесный и тематический.

Заслуживает особого внимания интонационная работа Дилецкого в этом произведении. Начальная тема представляет комплекс интонаций, типичный для минорной сферы русского барочного концерта. Нисходящая секунда в самом первом ходе верхнего голоса, соответственно принципу порождения, описанному Н. А. Герасимовой-Персидской14, ведет к цепи канонических секвенций с мотивом, ниспадающим в пределах квинты, словно потоки льющегося небесного света.

14 Герасимова-Персидская Н. А. Принцип порождения в партесном творчестве // Музыка. Время. Пространство. Киев, 2012. С. 160—176.

Но немалое значение имеет и контрастный материал эпизодов, насыщенный восходящими интонациями, которые рисуют доблестного архистратига. Энергичные восходящие квинты звучат в т. 14—15, 19—20 с текстом «о сладкий свете» (пример 2), т. 35—39 с текстом «небу красото» (но вместе с тем их истоком можно считать уже начальный ход второго баса на квинту вверх).

Пример 2. Н. Дилецкий. Концерт «О сладкий свете» (т. 14—17)

Активные кварты выходят на первый план в разделе «Прими нынешнее приношение» (т. 57, 60, 64, 66—67, пример 3) и в заключительном «Аллилуйя», взятые как скачком, так и с мелодическим заполнением (пример 4).

при-ми, при-ми ны-неш-не-е при-но-ше - ни-е, ны-неш-не-е при

Пример 3. Н. Дилецкий. Концерт «О сладкий свете» (т. 60—64)

При этом нельзя не заметить, что восходящая заполненная кварта стала интонационной идеей во втором построении «Михаиле начальниче» (т. 8—11, пример 1).

Таким образом, благодаря противопоставлению контрастных интонационных тезисов Дилецкому удается реализовать идею рефренной формы уже в первом крупном разделе (до т. 32), даже не прибегая к текстовому контрасту. Напротив, один и тот же текст получает различное музыкальное «толкование».

Не менее интересна музыкальная концепция концерта «Чиноначальник вышним силам». С точки зрения метрического контраста в нем пять разделов, причем драматургический акцент сделан на среднем разделе, он становится центром концентрической структуры. Крайние разделы в целом близки по масштабам,

Пример 4. Н. Дилецкий. Концерт «О сладкий свете» (т. 87—92)

способствуя образованию симметричной композиции. Основную «повествовательную часть» (риторическое «изложение») стихиры Михаилу Архангелу Дилецкий помещает в середину композиции (таблица 5). Но внутреннее строение центрального раздела сложное, в нем можно выделить восемь разделов соответственно строкам текста15.

Таблица 5

Схема концерта Н. Дилецкого «Чиноначальник вышним силам» в соответствии с метрической структурой

С 3/1 С 3/1 С

24 т. (т. 1-24) 10 т. (т. 1-24) 77 т. (т. 1-24) 16 т. (т. 1-24) 11 т. (т. 1-24)

Чиноначальник днесь нас ко созва, молит спастися молит

вышним силам, торжеству созва, иже всегда с нами душам нашим, спастися

Михаил первостоя-тель Божественных ходяй и сохраня-яй нас от всякаго душам нашим.

чинов, диавольскаго об-стояния,

Михаил первостоя-тель Божественных

чинов.

Придите убо празднолюбцы и христолюбцы,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15 Фрагмент в четном метре со словом «созва» раздела не образует, это два такта, завершающие предыдущий трехдольный раздел.

С 3/1 С 3/1 С

24 т. (т. 1-24) 10 т. (т. 1-24) 77 т. (т. 1-24) 16 т. (т. 1-24) 11 т. (т. 1-24)

цветы добродетелей воземше,

чистыми помыслы и совестию благо-стоянною

архангелов собор почтем,

той бо непрестанно Богу предстоя

и Трисвятую песнь воспевая,

Первый раздел концерта имеет дробную составную структуру, в нем экспонируются основные тематические элементы, которые станут интонационной основой сочинения. Начальная фраза (пример 5) сразу захватывает внимание слушателей своим решительным движением с «напористыми» ритмическими фигурами (четыре шестнадцатых, восьмая и две шестнадцатых, пунктир).

ь__ь

р " а а кад. 1 Ми-ха-ил пер-во-сто - я-тель, Ми-ха - ил пер-во-сто-я-тель,

1Г п-ш Щ Чи-но-началь - ник ЦГГСГ-1'• рJ выш - шним си лам,

Ми-ха-ил пер-во-сто - я-тель, Ми-ха - ил пер-во-сто-я-тель, С

Чи-но-на-чаль - ник 1г- выш - ним СИ а кад. 2 лам, Ми - ха С ил пер - во сто - я - тель, пер-во-

пер-во - сто-я - тель Бо-жест - вен - * - ных чи - нов, пер-во - сто - я - тель, пер-во-сто-я - тель

К

пер-во-сто - я-тель Бо-жест - вен - - ных чи нов, пер-во - сто - я - тель, пер-во-сто-я - тель гГЬГ п

Ц;-[_ Я-1- --

сто - я - тель Бо - же - ствен - ных чи - - - нов, пер - во - сто - я - тель Бо жест[венных]

Пример 5. Н. Дилецкий. Концерт «Чиноначальник вышним силам» (т. 1—10)

Она напоминает тему одноименного пятиголосного концерта (пример 6), хотя и не копирует ее:

Пример 6. Начальная тема концерта «Чиноначальник вышним силам» (Син. певч. собр. № 663, автор неизвестен)

Тема Дилецкого более собранна, компактна и вследствие этого более претендует на роль собственно темы. В ней в концентрированном виде соединены два элемента, которые имеют отдаленное сходство со структурой «ядро и развертывание» в фугах. Первый элемент — с акцентом на квинте миксолидийского Соль и с захватом VI ступени, такие мотивы нередко встречаются в западноевропейских барочных фугах (например, в фуге С. Шейдта из «Tabulatura nova», ч. 2, № 3). Второй — каденционный, нисходящий от квинты к приме, в примере 5 они обозначены как a и a кад. 1. Каденционный элемент в варьированном виде будет завершать все построения в первом разделе, представляя собой своеобразную рифму к различным строкам. В целом Дилецкий предлагает шесть мелодических вариантов каденции (семь — с учетом сопровождающих голосов), словно иллюстрируя теоретическое положение своей «Грамматики» о том, какими разными способами можно варьировать любую мелодию16.

Если в анонимном пятиголосном концерте продолжающая тема («Михаил предстатель») словно останавливает движение, то у Дилецкого вновь начинается упругое восхождение (по «Мусикийской грамматике» — «возшествие второе»17), дуэт сменяется трио кантового склада (элемент b). Композитор вначале формирует мотив со словами «Михаил первостоятель», хотя логически второе слово относится уже к следующей строке, где оно и будет повторено. Далее появляется третий тематический элемент c (в конце пятого такта в басу), оформленный в виде нисходящей канонической секвенции с удвоением риспосты (Б — А+Т II). Полифоническая структура вносит определенный контраст в изложение, в завершении же вновь звучит первый мотив, обрамляя завершение двух первых

16 Дилецкий Н. Идеа грамматики мусикийской // Памятники русского музыкального искусства / Вл. Протопопов, публ., пер., исслед. и коммент. Вып. 7. М., 1979. С. 100, 358.

17 Там же. С. 74, 343.

строк текста (а кад. 2). Но минорная каденция на II ступени миксолидийского Соль является лишь промежуточной, далее следует варьированное повторение второго и третьего элементов, и затем каденция на IV ступени весомо завершает первое большое построение. Дилецкий не стремится к быстрому завершению раздела, расширяя композицию согласно описанному в «Грамматике» приему «амплификации»18. Он вновь повторяет начальное построение в новой высотной позиции (условно, в С-ёиг), добавляет новый промежуточный устой в F-dur (пример 7), далее усиливает повторением второй тематический элемент «Михаил первостоятель» и только затем приходит к заключительной каденции, вновь в а-то11.

а кад. 4

о [чи]нов, J— а кад. г Гг Г 1» pft ГГРП» Ми-ха 1 (вар.) ил пер-во-сто-я-тель Бо - же ствен - ных чи нов,

щ -1 g ь V чи-но-на 1 1 1 [ и 1 u LLF чаль - ник выш - - шним си-лам,

[чи]нов, Ми-ха ил пер-во-сто-я-тель Бо-жест - вен - ных чи нов,

[чи]нов, чи - но-на-чаль-ник си - лам, си-лам, Ми - ха-ил Бо-жесг - вен - ных чи - нов,

Пример 7. Н. Дилецкий. Концерт «Чиноначальник вышним силам» (т. 13—18)

Каденционный план первого раздела (по устойчивым тонам): G — a — C — F — C — a, его мотивную структуру можно выразить следующей схемой:

a a кад.1/ b c a кад.2 / c a кад.3 / a b a кад.4/ b a кад.5/ a кад.6.

Детального анализа заслуживает дальнейшее интонационное развитие описанных тематических элементов. В данной статье мы лишь кратко наметим основные композиционные идеи. Как и в концерте «О сладкий свете», Дилецкий прибегает к повторению построений, выполняющих функцию рефрена, но делает это не столь явно. К числу таких арок можно отнести только повторение построения с текстом «Михаил первостоятель Божественных чинов» (т. 15—18) в центральном разделе (т. 45—48, с варьированием тембрового изложения двух верхних голосов), в таблице 5 этот повтор выделен жирным шрифтом.

Замечательно, что в этом концерте Дилецкий использует повтор музыки с новым текстом. Речь идет, прежде всего, о разделе «Придите, празднолюбцы и христолюбцы» (т. 60—65, см. выделение жирным курсивом в таблице 5 и пример 8), где в варьированном виде звучат второй элемент (бывший с текстом «Михаил первостоятель») и каденционный элемент первой темы (сравните с приме-

18Дилецкий. Указ. соч. С. 161.

ром 8), а затем появляется сама первая тема, но с текстом, «Придите, придите», при этом в нижних голосах звучат мотивы каденционной фразы:

ь а кад. при - ди-те, при - ди те,

при-ди те, празд-но-люб-цы, празд-но ■ люб-цы и хрис - то люб - цы, при - ди-те, при - ди а кад. те,

при-ди те, празд-но-люб-цы, празд-но люб-цы и хрис - то люб-цы, ж - ди-те, при - ди- те,

при-ди - те, празд-но-люб - цы и хрис - то - люб - цы, при - ди-те, при ди - те,

Пример 8. Н. Дилецкий. Концерт «Чиноначальник вышним силам» (т. 60—65)

Таким образом, рефрен получает музыкальное воплощение, не будучи привязан к словесному компоненту. Можно ли видеть в этом проявление правила бестекстового, или «атексталис», о котором Дилецкий пишет в «Мусикийской грамматике», когда «композитор задумывает музыку без текста, после же под ноты подставляет слова, подходящие к задуманному»19? Думается, что только отчасти. Композитор намеренно возвращался к основным тематическим элементам, обеспечивая интонационное единство концерта, поэтому новая подтекстовка не выглядит чуждой, случайной. К тому же Дилецкий прибегает к мелодико-ритмическому варьированию, что позволяет ему не нарушать словесные ударения.

Аналогичное варьированное повторение темы с новым текстом «Той бо непрестанно Богу предстоя» встречаем в тт. 89—95 и 99—104, оно как бы напоминает о том, кто именно предстоит Богу — Михаил первостоятель, поэтому здесь вновь появляется ритмика первой темы (пример 9).

Прочие разделы концерта (эпизоды) оттеняют активный, решительный характер основных тем. В первом из них, «Днесь нас ко торжеству» (пример 10), впервые появляется полное четырехголосие и склад «нота против ноты», который обычно для Дилецкого является выразителем объективного начала, соборной молитвы, и здесь он также применен для выражения единства всех созванных «ко торжеству».

Мягкость и плавность отличают эпизод со словами «цветы добродетелей воземше», основанный на канонических секвенциях (пример 11).

В разделе «трисвятую песнь» движение параллельными терциями в разных парах голосов с фигурами колорирования вызывает ассоциации со многими эпизодами «Херувимских» из Служб Божиих Василия Титова и самого Дилецкого с аналогичным текстом (пример 12).

19Дилецкий. Указ. соч. С. 357.

ТОЙ бо не прес - тан - н о Бо - j j гу пред Гт ф ш Ф о сто - я,

и ТОЙ >>: 4 бо не 1 1 , пре - стан ■ 1 н о Бо - г п гу пред и сто я,

j г ьли 1

той бо не - прес - тан - но Бо - гу пред ... - сто - я,

Пример 9. Н. Дилецкий. Концерт «Чиноначальник вышним силам» (т. 89—95)

25

Гт о ? '> " -

днесь нас ко тор —и-П-X—^—о - - ж ч— ест-ву, соб «- ра, днесь нас ко тор - жест - ву соз - ва.

в—1 У—

днесь н ас <0 тор жест - ву, с 0 3 ва, днесь н а с <0 тор - ж ест - ву с 0 з - ва.

—— г* п

- ° 9 ^ о —^ О

днесь нас <о тор - ж - ест - ву соз ва, днесь нас <0 тор - ж с :т - ву соз - ва.

)■- -о р— в-

V

днесь нас ко тор - жест-ву, соз - ва, днесь нас ко тор - жест-ву соз-ва,

Пример 10. Н. Дилецкий. Концерт «Чиноначальник вышним силам» (т. 25—29)

Наконец, в трехдольном заключительном разделе появляются плавные нисходящие обороты, напоминающие о начале концерта «О сладкий свете», только здесь секвенции четырехголосные и нисходящие (пример 13).

Итак, на примере двух концертов Николая Дилецкого Михаилу Архангелу мы раскрыли некоторые вопросы, возникающие при анализе партесных сочинений, важнейшим из которых является взаимодействие вербального текста и музыки. Текст является отправной точкой для композитора: он может избрать какую-либо строку в качестве рефрена, и композиция получит рондообразные

[христолюб]цы, цве-ты доб-ро де - т * 0 9 - лей во - зем - - - ше,

[христолюб]цы, цве-ты доб-ро - де - те-лей во - - зем[ше]

цве-ты доб-ро-де - те-лей во - зем ... ше, цве - ты доб-ро[детелей]-

[христолюб]цы, цве-ты доб-ро - де - те-лей, цве-ты доб-ро - де - те-лей во[земше]

Пример 11. Н. Дилецкий. Концерт «Чиноначальник вышним силам» (т. 67—69)

95

[■Д -Н ~ | ~~ ^ 1 ^и^ | |_— | ь п

[предсто]я, вое - пе • ва - я, вос-пе ё ¿ё 9 ё 9 ё^ё 9 ва - - - я, вос-пе гггГгГггр „ , ва - - - я,

и три-свя ту ю песнь вос-пе П и к ва - - - я, вос-пе ва я,

^ [предсто]я, * .1 ГГР У= вое - пе Г г ■ ва - - - я » ] ^ ] ] >

[предсто]я, и Три-свя - ту - ю песнь вос-пе-ва - я, песнь вос-пе-ва - - я,

Пример 12. Н. Дилецкий. Концерт «Чиноначальник вышним силам» (т. 95—99)

122

на - шим, спас - "о 0 0 - ти - ся, - Р г- \ ^ о спас - ти - I» о ся, ду 1 1 —5—цен- шам на- —№- ШИМ,

на - шим, г ГГ И спас - ° ° г г ти - ся, спас - - ти - ся 1. , ду - шам на - шим,

спас - ти - ,у м- ся, спас - Г ГГ Г" - ти - ся, [> " Г ГГ Г спас - ти - "г г ся ду - шам на - .. м- шим,

на - шим, спас - ти - ся, спас - - - ти - ся, ду - шам на - - шим,

Пример 13. Н. Дилецкий. Концерт «Чиноначальник вышним силам» (т. 67—69)

черты; отражая структуру текста, он планирует метрический контраст, выстраивает каденционный план. Текст диктует своеобразие тематической организации концертов, определяет сумму выразительных средств, к которым обращается композитор. Вместе с тем в произведениях Дилецкого можно видеть большое значение собственно музыкальных идей, связанных со сквозным развитием основных тематических элементов, скрепляющим развернутые построения в единую композицию. Детальный анализ музыкальной ткани позволяет выявить более глубокие авторские замыслы, а не только продемонстрировать общеизвестные свойства партесного стиля. Многие из этих идей Дилецкий выразил в своем труде «Мусикийская грамматика», но в его собственных композициях, ныне вводящихся в научный обиход, они реализуются на гораздо более высоком творческом уровне. Раскрытие способов и приемов этой реализации можно считать актуальной задачей современных исследований.

Ключевые слова: Николай Дилецкий, партесный стиль, концерты, Михаил Архангел, рефренные формы.

Список литературы

Акафист Архангелу Михаилу. URL: www.fatheralexander.org/booklets/russian/akathist.

htm#_Toc63593184 (дата обращения: 14.01.2019). Арсений Криптоферратский // Православная энциклопедия. Т. 3. М., 2001. С. 436. Гатовская Е. Е. Некоторые особенности рефренных форм в четырехголосных концертах Василия Титова // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 31. С. 83-101. Герасимова-Персидская Н. А. Принцип порождения в партесном творчестве // Музыка.

Время. Пространство. Киев, 2012. С. 160-176. Дилецкий Н. Идеа грамматики мусикийской // Памятники русского музыкального искусства / Вл. Протопопов, публ., пер., исслед. и коммент. Вып. 7. М., 1979. С. 100, 358. Иоанн Крестьянкин, архим. Слово в праздник архистратига Михаила. URL: https://

pravoslavie.ru/49928.html (дата обращения: 14.01.2019). Людоговский Ф. Б., Плякин М. Е. Акафисты ангелам: пробный фрагмент каталога церковнославянских акафистов // Лингвистическое источниковедение и история русского языка <2012—2013>. М., 2013. С. 260-280. Людоговский Ф., свящ., Плякин М., диакон. Обзор акафистов в честь святых бесплотных

сил // Труды Саратовской православной духовной семинарии. Т. 4. С. 160—176. Плотникова Н. Ю. Тексты четырехголосных концертов Николая Дилецкого: вопросы происхождения и классификации вербальных источников // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 29. С. 38—55. Плотникова Н. Ю. Творчество Николая Дилецкого: новые открытия// Музыкальная академия. 2013. № 2. С. 77—82. Служба святому архангелу Михаилу в воспоминание чуда бывшего в Хонех. URL: http:// www.vipstd.ru/cvet/index.php/m122/m100/m99/238-a (дата обращения: 14.01.2019).

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia V: Voprosy istorii i teorii khristiansk ogo iskusstva.

2019. Vol. 33. P 77-96

DOI: 10.15382/sturV201933.77-96

Natalia Plotnikova, Doctor of Sciences in Art Criticism, Professor, Department of Theory of Music, Tchaikovsky Moscow State Conservatory, 13/6 Bolshaya Nikitskaya Str., Moscow, 125009, Russian Federation; Department of History and Theory of Music St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities, 6/1 Likhov per eulok, Moscow, 127051, Russian federation n_y_plotnik ova@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ORCID: 0000-0001-7406-7740

Concertos by Nikolay Diletsky to Michael the Archangel: Issues in Composition in Part-Song Style

N. Plotnikova

Abstract: This article is devoted to two four-part concertos of the prominent Baroque composer Nikolai Diletsky in honour of Archangel Michael, namely Чиноначальник вышним силам ("Chief of the Higher Powers") and О сладкий свете ("Oh, Sweet Light"). This article makes these compositions public. It provides information about handwritten note sources kept in the archives of Russia, examines the verbal sources (including a comparison with the texts that are wide-spread now), identifies similarities and distinctions between these two works. The article also analyses the specificity of the refrain forms in the concertos to Archangel Michael, the interaction between the text and metric structures. Particular attention is paid to the intonational analysis, which allows us to identify the author's intentions associated with the beginning-to-end development of the main thematic elements that hold together the expanded constructions as a single entity. The musical and compositional approaches and techniques applied by Diletsky are compared with the theses of his theoretical work Мусикийская грамматика, which makes up grounds for the conclusion about which refraction the specific theses of this treatise receive in the composer's own creative work.

Keywords: Nikolay Diletsky, Part-Song style, concertos, Michael the Archangel, refrain forms.

Akafist Arkhangelu Mikhailu [Akathist to Michael the Archangel], available at www.fatheralexander.

org/booklets/russian/akathist.htm#_Toc63593184 (14.01.2019). Gatovskaia E. (2018). "Nekotorye osobennosti refrennykh form v chetyrekhgolosnykh kontsertakh Vasiliia Titova" [Some Specific Features of Refrain Forms in Concertos for Four Voices by Vasily Titov]. Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo universiteta. Seriia V. № 31. Pp. 83-101.

References

Gerasimova-Persidskaia N. (2012). "Printsip porozhdeniia v partesnom tvorchestve" [Generative Principle in Part-Song Creative Work]. Muzyka. Vremia. Prostranstvo [Music. Time. Space]. Kiev. Pp. 160-176.

Liudogovskii F., priest, Pliakin M., deacon (2010). "Obzor akafistov v chest' sviatykh besplotnykh sil" [Outline of Akathists in Honour of Immaterial Powers]. Trudy Saratovskoipravoslavnoi dukhovnoi seminarii. Vol. 4. Pp. 160-176.

Liudogovskii F., Pliakin M. (2013). "Akafisty angelam: probnyi fragment kataloga tserkovnoslavianskikh akafistov" [Akathists to Angels: Provisional Fragment of Catalogue of Church Slavonic Akathists], in Lingvisticheskoe istochnikovedenie i istoriia russkogo iazyka [Linguistic Source Study and History of the Russian Language]. Moscow. Pp. 260-280.

Plotnikova N. (2013). "Tvorchestvo Nikolaia Diletskogo: novye otkrytiia" [Nikolay Diletskiy's Creative Work: New Findings]. Muzykal'naia akademiia, № 2. Pp. 77-82.

Plotnikova N. (2018). "Teksty chetyrekhgolosnykh kontsertov Nikolaia Diletskogo: voprosy proiskhozhdeniia i klassifikatsii verbal'nykh istochnikov" [Texts of Four-Part Concertos by Nikolai Diletsky: Problems of Origin and Classification of Verbal Sources]. Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia V. № 29. Pp. 38-55.

V.V.V. (2001). "Arsenii Kriptoferratskii", in Pravoslavnaia entsiklopediia [Orthodox Encyclopaedia], vol. 3. Moscow 2001. P. 436.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.