Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства
Гатовская Евгения Евгеньевна, аспирант ПСТГУ [email protected]
2016. Вып. 2 (22). С. 90-104
Концерты Василия Титова на 4 голоса: новые открытия
Е. Е. Гатовская
Настоящая статья вводит в научный обиход семнадцать ранее неизвестных четырехголосных концертов выдающегося русского композитора эпохи барокко Василия Титова. В статье представлено описание рукописей, позволяющих произвести авторскую атрибуцию концертов, а также рукописей, дающих возможность составить полные четырехголосные или неполные партитуры концертов.
Изучение наследия выдающихся композиторов ХУП—ХУШ вв. — важная задача, решение которой сопряжено в первую очередь с архивной работой, поиском рукописей, их атрибуцией, а затем — расшифровкой, редактированием и т. п. Не является исключением и творчество Василия Титова (ок. 1650 — ок. 1715) — выдающегося композитора эпохи партесного стиля в России. Титову принадлежат не менее двухсот произведений: Службы Божии, Всенощные, Вечерни, циклы восьмиголосных Задостойников, Догматиков Богородичных, Причастных, внушительное количество концертов на 3, 4, 8, 12 голосов и другие, — однако до сих пор мы не имеем полного представления о его наследии.
Цель настоящей статьи — введение в научный обиход семнадцати концертов В. Титова на 4 голоса, о которых не было известно ранее. Задачей статьи является описание рукописей, позволяющих произвести авторскую атрибуцию концертов, а также рукописей, дающих возможность составить полные четырехголосные или неполные партитуры концертов.
Предварительный список сочинений Василия Титова был составлен профессором Московской консерватории В. В. Протопоповым (1908—2004) в конце 1980-х гг.1 В этом списке в разделе для традиционного четырехголосного состава хора названы только Всенощное бдение и «Концерты на 4 голоса», а также их рукописные источники — сборники, хранящиеся в Отделе рукописей Государственного Исторического музея (ОР ГИМ) — Епархиальное певческое собрание, № 9; Синодальное певческое собрание, № 860. При этом если для восьми- и двенадцатиголосных концертов в списке указаны не только число сочинений,
1 См.: Протопопов Вл. Музыкальное творчество Василия Титова: К проблеме партесного стиля // Протопопов В. В. Из неопубликованного наследия: Великие творения мировой духовной музыки. Русская музыка всенощного бдения. Музыкальное творчество Василия Титова: К проблеме партесного стиля / Сост. и науч. ред.: Т. Н. Дубравская, Н. Ю. Плотникова, Н. И. Тарасевич. М., 2011. С. 392-394.
но и их названия, то в отношении четырехголосия — только номера рукописных сборников без соответствующих подробностей.
Разница в описании объясняется особенностями первоисточников. В рукописи Син. певч. 860 только перед первым из 77 концертов стоит ремарка, указывающая на авторство: «ТВТ», то есть «Творение Василия Титова»2. Такая ремарка, типичная для оформления певческих сборников эпохи барокко, не дает уточнения, сколько именно концертов принадлежат Титову — два («Христе Боже наш вольное распятие» и «На реках Вавилонских»), три, десять или все семьдесят семь? Соответствующую конкретизацию можно получить только в результате сопоставления с другими сборниками, имеющими подобные ремарки, но они, как известно, представляют большую редкость в преимущественно анонимном творчестве партесного стиля.
Именно поэтому огромную важность имеют новые достижения источниковедения, которые позволяют внести уточнения и дополнения в список В. В. Протопопова и открыть новые страницы творчества Титова, в том числе в области четырехголосных концертов. К числу таких достижений можно отнести обнаружение двух рукописей из различных архивов России.
Первая рукопись — № 503 (партия баса) из собрания М. Н. Тихомирова3 в Отделе редких книг и рукописей Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН, г. Новосибирск). Уникальность сборника заключается в многократных (более 60) указаниях на имена композиторов. Благодаря этой рукописи было установлено авторство 33 произведений одного из крупнейших мастеров партесной композиции Николая Дилецкого4. Вторая рукопись — № 16.9.25 (партия баса) из Собрания текущих поступлений Отдела рукописей Библиотеки Академии наук (ОР БАН) — также содержит пометки, свидетельствующие об авторстве Титова и Дилецкого.
Рассмотрим далее каждый из этих источников. На страницах сборника Тих. 503 указания на авторство Титова встречаются 23 раза, из них четыре раза по отношению к Службам Божиим («Василия Титова» в реестре, л. 1, и с инициалами на латинице «Творение ^ Т.» перед нотным текстом Служб, л. 33 и 38 об.), а также 19 раз на полях нотного текста произведений, причем в некоторых случаях дважды, слева и справа, как в следующей иллюстрации («Титов» и «Василий Титов»):
2 Расшифровку этой аббревиатуры дает В. В. Протопопов. См. Протопопов В. В. Творения Василия Титова — выдающегося русского композитора второй половины XVII — начала XVIII века. К проблеме партесного стиля // Протопопов В. В. Избранные исследования и статьи. М., 1983. С. 245.
3 Далее: Тих. 503. Михаил Николаевич Тихомиров (1893—1965) — видный советский историк, председатель Археографической комиссии АН СССР, создатель сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. В 1965 г. безвозмездно передал в рукописный фонд ГПНТБ СО РАН коллекцию, в которой было более 600 славяно-русских рукописей ХНУ-ХК вв.
4 См.: Плотникова Н. Ю. Творчество Николая Дилецкого: новые открытия // Музыкальная академия. 2013. № 2. С. 77-82.
Ил. 1. Сборник партесных композиций. ОРКиР ГПНТБ СО РАН. Тих. 503. Л. 124 об.
Перечислим сочинения Титова в порядке их появления в данном рукописном источнике:
Светиши отечеству (№ 2)5
Копиями прободен в ребра (№ 4)
Ангел вопияше (№ 8)
Светися, светися (№ 9)
Христос воскресе (№ 10)
И нам дарова (№ 11)
Сей есть образ сына Божия (№ 17)
Цвете неувядаемый (№ 25)
В кимвалех устнами чистыми (№ 38)
Во месяц шестый (№ 40)
Иже на земли леганием (№ 45)
Светиши отечеству (№ 46)6
Копиями прободен в ребра (№47)
Слава: Прообразуя Воскресение Твое (№ 52)
О коликих благ (№ 53)
Егда поставятся престоли (№ 60)
И ныне: Сходяй Спас (№ 64)
Христос раждается, славите (№ 65)
О како беззаконное сонмище (№ 70)
5 Здесь и далее в скобках указан номер концерта в рукописи. Эта нумерация совпадает с нумерацией реестра, но в нем утрачен один лист, помещавшийся между л. 4 и л. 5 по современной пагинации.
6 Этот концерт и следующий, «Копиями прободен», дважды встречаются в составе данного сборника: под № 2, 4 как анонимные и под № 46, 47 с указанием фамилии Титова на полях. Такой повтор связан, на наш взгляд, с тем, что сборник представляет собой конволют: его первая часть (л. 13-24 об.) была присоединена ко второй части сборника, что находит свое отражение в нумерации, почерках, составе реестра и т. п. Но следует отметить, что тембровый состав концертов, указанный в реестре дважды, различен (№ 2, 4 — А2ТБ, № 46, 47 — ДАТБ). В дальнейшем мы будем учитывать только состав ДАТБ из основной части сборника, где рядом с нотным текстом указана фамилия автора.
Стихиры в неделю святыя Пасхи (№ 84)
Веселися и радуйся о Господе вся Российская страна (№ 95)
Авторские ремарки выставлены довольно часто и тщательно. Но тот концерт, на который в первую очередь указывала помета «ТВТ» в Син. певч. 860 — «Христе Боже наш, вольное распятие», в сборнике Тих. 503 фигурирует как анонимный — № 82, л. 168—169 об.
Можно также предположить, что в некоторых случаях действие помет распространяется не только на тот концерт, рядом с музыкальным текстом которого появилась ремарка, но и на последующие близлежащие. Например, в описании Тих. 503, составленном Т. Г. Казанцевой7, № 84 «Стихиры в неделю святыя Пасхи» и № 95 «Веселися и радуйся о Господе вся Российская страна» имеют указание на имя композитора. Между ними помещены пасхальные песнопения, некоторые из них в двух вариантах8:
89) л. 173 об.: В. Титов ?, [тропарь Пасхе] «Христос воскресе из мертвых»;
90) л. 173 об. — 174: В. Титов ?, «И нам дарова живот вечный»;
91—92) л. 174—175: В. Титов ?, Задостойник «Ангел вопияше... Светися, све-тися, новый Иерусалиме»;
93) л. 175: В. Титов ?, [тропарь Пасхе] «Христос воскресе из мертвых» (вариант);
94) л. 175 — 175 об.: В. Титов ?, «И нам дарова живот вечный» (вариант).
Т. Г. Казанцева отмечает: «Указание "В. Титов" стоит только у первой стихиры Пасхи, далее предполагается, что весь этот компактный блок (как единая часть службы) принадлежит этому же композитору». Если согласиться с таким предположением, то в данной рукописи содержится еще пять произведений В. Титова.
Второй из источников, указанных выше, — рукопись ОР БАН, Собрание текущих поступлений, № 16.9.25, партия баса. Сборник включает в себя Вечерни, Задостойники, концерты (всего по нумерации 53 сочинения), в том числе Н. Ди-лецкого и В. Титова. На л. 32 имеется запись: «На четыре голоса Бас Т. В. Т.», где инициалы указывают на авторство Титова:
Ил. 2. Сборник партесных композиций. ОР БАН. Тек. пост. 16.9.25. Л. 32
7 Описание рукописи любезно предоставлено нам Т. Г. Казанцевой в электронном виде.
8 Песнопения «Ангел вопияше», «Светися, светися», «Христос воскресе», «И нам дарова» в этой части сборника не совпадают по музыкальному тексту с № 8—11.
Под этой записью помещен концерт «Седе Адам», отсутствующий в рукописи Тихомирова, но идущий вторым номером в Син. певч. 860. За ним следуют концерт «О коликих благ», атрибутированный Титову в Тих. 503, и концерт «Пастырская свирель» (в Тих. 503 анонимный, а в Син. певч. 860 идущий под четвертым номером). Интересно, что именно в записи этих трех сочинений (л. 32-36) наблюдается другой почерк. Если большая часть рукописи написана аккуратным, «размеренным» и более «чистовым» почерком, то запись этих концертов выполнена почерком более «скорописным», тонким по нажиму, мелким в фиксации квадратной киевской нотации и подтекстовки, отличается своеобразной размашистостью заглавных букв и нижних росчерков. Это различие можно увидеть в следующих иллюстрациях:
Ил. 3. Сборник партесных композиций. ОРБАН. Тек. пост. 16.9.25. Л. 29об., 34
Далее на л. 36 (об.) появляется новый заголовок: «Вечерня на четыре голоса Бас. М.Д.», указывающий на авторство Николая (Миколая) Дилецкого, и возвращается прежний почерк. Возникает впечатление вставки, возможно с целью включить в сборник группу сочинений одного композитора. Велика вероятность того, что Титову принадлежат все три концерта после надписи на л. 32. Итак, благодаря этой рукописи мы можем ввести в научный обиход еще одно сочинение выдающегося мастера — «Седе Адам», а также удостовериться в атрибуции концерта «О коликих благ» и предположить авторство Титова для концерта «Пастырская свирель».
Таким образом, на основании пометок в трех рукописях: ОР ГИМ, Син. певч. 860, ОРКиР ГПНТБ СО РАН, Тих. 503 и ОР БАН, Тек. пост. 16.9.25 можно уверенно атрибутировать Василию Титову 17 концертов и четыре песнопения пасхального цикла. Поскольку все названные сборники являются неполными четырехголосными комплектами, для составления полных партитур концертов была проведена источниковедческая работа в различных архивах Москвы и Санкт-Петербурга. Были изучены рукописи из ОР ГИМ: Синодальное певческое собрание (№ 665, 854, 857, 860), Епархиальное певческое собрание (№ 9), Епархиальное собрание (№ 860); из Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры им. М. И. Глинки (ВМОМК, ф. 283. № 320, 321, 552, 745, 877); из Отдела рукописей Российской национальной библиотеки (ОР РНБ, ф. Капелла, Q. 61, Q. 62; Тит. 932-935). В сводной таблице отражено наличие концертов Титова в этих рукописях (названия концертов расположены в алфавитном порядке):
Таблица 1
Концерты В. Титова в различных рукописных источниках
Название концерта Тих. 503 Син. певч. 665 Син. певч. 854 Син. певч. 857 Син. певч. 860 Епарх. певч. 9 Епарх. 860 ВМОМК 320-321 ВМОМК 552,877 ВМОМК 745 ОР РНБ, Тит. 932- 935 ОР РНБ, Q.61, 62 ОР БАН, Тек.пост. 16.9.25
Веселися и радуйся о Господе + - - + + + + -
В кимвалехустнами чистыми + + - + + - - - - + - + -
Во месяц шестый +
Егдапоставятся-престоли + - + + +
Иже на земли леганием + - + + - - - - - - + - -
Копиями прободен + + - - + - - - - + - + -
О како беззаконное сонмище + + - - + - - - - - + - -
О коликих благ + + - + + + + - + + + + -
Слава: Прообразуя Воскресение Твое + + + + + + + + + +
Светиши Отечеству + + + + + +
Седе Адам - + - + + - - - - + - + +
Сей есть образ сына Божия +
Стихиры в неделю Святыя Пасхи + + + + - - - - - + - - -
И ныне: Сходяй Спас + + - - + - + + - + + + -
Христе Боже наш, вольное распятие - - - + + - + - + - + - +
Христос раждается +
Цвете неувядаемый + + - + + + - - + + + + -
Те сочинения, которые имеют большее число списков (копий), а именно: концерты «О коликих благ», «Прообразуя Воскресение Твое», «Седе Адам», «Цвете неувядаемый», — возможно, были наиболее популярны в свое время.
Кратко охарактеризуем внешний облик рукописей. Они имеют книжный или альбомный формат. Семь комплектов в формате 4 пять — в формате 8 один (Син. певч. 665) — в наименьшем формате 16 При этом в рамках одного формата размер книг может незначительно отличаться (см. таблицу ниже):
Таблица 2
Размеры певческих книг формата 4 °
Шифр рукописи Формат Размеры
ОР ГИМ, Син. певч. 854 4 ° 17,5 x 22,3
ВМОМК, ф. 283, № 745 4 ° 17 х 21
ОР ГИМ, Син. певч. 860 4 ° 16,5 х 20,3
ОР РНБ, Q.61, 62 4 ° 16,7 х 20
Объем сборников также различен. В формате в 1/8 долю листа самый крупный — Син. певч. 857-а, содержит 418 листов, наименее объемный — 877, содержит 66 листов. В формате в К долю листа наиболее объемным является сборник ОР РНБ, Q. 62 — 298 листов, наименее — ОР БАН, Тек. пост. 16.9.25 — 69 листов.
Обращает на себя внимание искусное оформление большей части певческих книг. Они заключены в красивый переплет (доски или картон в коже), часто украшенный золотым тиснением в виде цветочных узоров или элементов определенной символики (герба, распятия и др.).
Сохранность сборников разная, даже внутри одного комплекта. Так, все партии рукописей № 854 и 860 из Синодального певческого собрания ГИМ находятся в хорошем состоянии. В двух партиях из Син. певч. 665 (а, б) переплет сильно поврежден, ветхие страницы рассыпаются, тогда как третья партия комплекта — 665-в — почти не тронута временем.
Состав сочинений в сборниках имеет обычно два раздела: в первом помещаются циклы песнопений Вечерни, Всенощного бдения, Служб Божиих, Задо-стойников, во втором — концерты. В нашем списке исключением является рукопись ВМОМК, ф. 283, № 320—321, содержащая только концерты (52 номера). По количеству концертов на первом месте рукопись Тих. 503, где их 149, меньше всего концертов в сборнике Епарх. певч. 9. Количество концертов (в порядке убывания) отражено в следующей таблице:
Таблица 3
Общее количество концертов в различных рукописных источниках
Рукопись Количество концертов
ОРКиР ГПНТБ СО РАН, Тих. №503 149
ОР ГИМ, Син. певч. №665 132
ОР РНБ, ф. Капелла, Q.61-62 125
ОР ГИМ, Син. певч. №857 118
ВМОМК, ф. 283 № 745 101
ОР ГИМ, Син. певч.№ 854 86
ОР ГИМ, Син. певч.№ 860 77
ОР РНБ, Тит. №932-935 65
ВМОМК, ф. 283 № 320-321 52
ОР БАН, Тек. пост. №16.9.25 35
Рукопись Количество концертов
ОР ГИМ, Епарх. № 860 19
ВМОМК, ф. 283 № 552, 877 17
ОР ГИМ, Епарх.певч.№ 9 9
На первых листах большинства рукописных источников расположено оглавление («Оглавление вещей обретающихся в кнше сей», Син. певч. 665-б, л. 1), или так называемый реестр («реэстр»). В нем нумерация (буквенная или цифровая) и названия сочинений распределены в колонки. Из реестров иногда можно узнать также и имена авторов — полностью или в виде инициалов. Приведем в качестве примера фрагмент такого оглавления из выше упоминаемого Син. певч. 665-б:
Вечерня Т.В.Т. [Творение Василия Титова]
Служба Божия Т.В.Т.
Служба Божия Т.1.И. [Творение Ивана Игнатьева] Служба Божия Т.Н.Д. [Творение Николая Дилецкого] Также в реестре могут быть записаны названия Праздников или имена святых, которым посвящены сочинения. Например, в Син. певч. 857 пять концертов посвящены Варлааму Хутынскому, один из них, «Иже на земли леганием» (№ 17), как мы теперь знаем, принадлежит Титову.
Необычный реестр находится в Тих. 503: он отражает особенности концерта как музыкального сочинения, фиксирует состав партий концертов по голосам и даже знаки тональностей.
Ил. 4. Сборник партесных композиций. ОРКиР ГПНТБ СО РАН. Тих. 503. Л. 2 об.
Одна из специфических особенностей рукописных сборников — разнообразие ключей, которое указывает на запись различных партий внутри одной книги. Поголосники, предназначенные только для одной партии, встречаются редко (например, Син. певч. 854-в и ОР БАН, Тек. пост. 16.9.25, партии баса). Даже если в заголовке или на переплете есть название конкретного голоса, в дальнейшем могут быть использованы различные ключи. В Син. певч. 665-в концертный раз-
дел озаглавлен так: «Концерты на Д [4 голоса], Алтъ» (л. 50), но далее часто появляется теноровый ключ, реже — сопрановый, скрипичный, меццо-сопрановый.
Происхождение сборников связано с храмами и монастырями Москвы, Ярославля, Ростова, возможно с хором государевых певчих дьяков. Время создания и бытования рукописей охватывает период последней четв. XVII — 2-й пол. XVIII в., что позволяют установить филиграни на бумаге, владельческие и иные записи в рукописях, различные пометки на полях, тексты концертов. Наиболее ранний по времени создания сборник хранится в ОР РНБ, собрании А. А. Титова, № 932—935. И. В. Ефимова датирует рукопись 1682—1689 гг. «соответственно времени правления Петра и Ивана совместно, время царствования Ивана — 1682—1689; оба названы царями в Многолетии на л. 60 об. в рукописи № 935»9; в рукописи № 934 в Многолетии упоминается патриарх Иоаким (годы патриаршества 1674—1690). Все сочинения в сборнике анонимны, но в настоящее время ряд произведений можно атрибутировать Николаю Дилецкому и Василию Титову. Наиболее поздним из наших источников является рукопись Епарх. певч. 9, созданная в 1786 г в г. Александрове, относящаяся к коллекции певческих книг Николая и Петра Ивашевых10.
Далее рассмотрим более подробно некоторые из рукописных источников, обобщая данные о времени и месте их происхождения.
К рукописям, созданным при жизни Василия Титова, относятся ОР РНБ, Тит. 932-935 (1682-1689), Тих. 503 (1707-1714), а также Син. певч. 665 (последняя четв. XVII в.). Возможно, последний комплект происходит из хора государевых певчих дьяков. В его составе Вечерня Титова, Службы Божии Титова (2), Дилецкого, Ивана Игнатьева, 132 анонимных концерта, из которых в настоящее время 11 атрибутировано Титову, 19 — Дилецкому.
С другим крупнейшим певческим центром Москвы кон. XVII — 1-й пол. XVIII в. — Крутицким подворьем — связана рукопись ОР БАН, Тек. пост. 16.9.25. Представляет интерес надпись на обороте верхней крышки сборника: «1754 Году означенныя 4 книги на 4 голоса п[а]артесного пения от крутыцъкаго п[о]диако-на Сергъя Михаилова с[ы]на Быкова за состоящую договорную сумму [нрзб.] в приходъ к успению Богоматъръ что в кожъвниках к московскому первому ги[ль] ди[и] купцу [нрзб.] шумишной и купоросной фабрик содержателю Егору Дмитриеву с[ы]ну Емельянову» (см. ил. 5).
Из этой надписи можно понять, что рукопись была создана на Крутицком подворье в Москве, которое в кон. XVII — 1-й пол. XVIII в. было одним из центров духовного просвещения. Известно, что в 1722 г Успенский собор подворья имел хор, в составе 18 человек — десяти «певчих больших» и восьми «малых певчих альтистых и дискантистых»11. В 1754 г. купец Емельянов12 передал эту певческую книгу с тремя другими, ныне утраченными, в храм Успения Пресвятой
9 Ефимова И. В. Многоголосие в русском профессиональном певческом искусстве XVII — начала XVIII века: Дис. ... канд. иск. Л., 1984. Приложение. С. 224.
10 См.: Плотникова Н. Ю. Семейный скрипторий Николая и Петра Ивашевых и его роль в истории партесного многоголосия. 2015 г. Рукопись. В печати.
11 Крутицкое подворье. URL: http://life-town.ru/?p=748 (дата обращения: 25.12.2015).
12 Емельянов Егор Дмитриевич (1707-1781) — из посадских тяглецов, записан в купечество в 1726 г. С 1748 г. — 1-й гильдии купец. Владелец шумишной, латунной и белильно-
Ил. 5. ОРБАН. Тек. пост. 16.9.25. Надпись на обороте верхней крышки
Богородицы в Кожевниках (разрушен в 1933 г.). Дальнейшее местопребывание рукописи до поступления в архив неизвестно.
Три комплекта с концертами Титова (Син. певч. 854, 857, 860) происходят из Ярославля — крупнейшего певческого центра сер. XVIII в., а именно из Успенского собора, лидирующего по числу рукописей и партий среди прочих ярославских храмов13. Записи «Ярославскаго Кафедрального Успенского Собора», сделанные в кон. XIX в., имеются во всех рукописях. Кроме того, в обеих партиях комплекта 857 есть полистная запись XVIII в.: «Сия книга глаголемая коНценты и четверого-лосная Служба Ярославской Соборной церкви Успения Пресвятыя Богородицы из числа казенных церковных» (л. 1—15), а в партии 860-б на обороте последнего листа помещена владельческая запись: «Сия книга Алексея Логинова». Наибольший интерес представляет комплект Син. певч. 860, содержащий 13 концертов и две Службы Божии Василия Титова, а также 16 концертов Дилецкого.
К этой группе ярославских рукописей примыкает партия из ВМОМК, ф. 283, № 745, предположительно происходящая из Ростова Великого, о чем свидетельствует, например, наличие трех концертов ростовским чудотворцам (один свт. Леонтию и два свт. Димитрию), а также Службы Божией «протодиаконской» или, по другим источникам, «ростовского протодиакона». Свт. Димитрий Ростовский (1651—1709) был причислен к лику святых 1 апреля 1757 г., следовательно, рукопись была создана не ранее этой даты.
В Ростове была создана и рукопись ВМОМК, ф. 283, № 320—321. В этих небольших партиях довольно много владельческих пометок двух типов. Первый указывает на имя владельца: «Сш канцерты Града Ростова !конописца Стефана Васильева Ликинскаго»14. Второй тип пометок, вероятно, появился позже, когда
суриковой фабрик (см.: Аксенов А. И. Генеалогия московского купечества XVIII в. (Из истории формирования русской буржуазии). М.: Наука, 1988. С. 138).
13 См.: Плотникова Н. Ю. Русское партесное многоголосие конца XVII — середины XVIII века: источниковедение, история, теория. М., 2015. С. 151—159, 267—275.
14 Надписи помещены на обороте верхних крышек партий, выполнены каллиграфическим почерком. К сожалению, пока не удалось найти сведения о личности этого иконописца.
рукопись была передана в монастырь: «Оная нотная книжка церковная принадлежащая Ставропипальному Ростовскому Спасо-Яковлевскому Димитр1еву Монастырю» (№ 320, л. 1—11), или «С1я нотная церковная книжка изъ Библютеки Ставропипального Ростовскаго Спасо-Яковлевского Димитр1ева Монастыря» (№ 321, л. 42—55). Статус ставропигиального, то есть подчиненного непосредственно Синоду, монастырь имел с 1764 по 1888, что влияет на датировку последней надписи.
Уточнить время создания данной рукописи позволяет наличие концерта «Предстательство страшное» (№ 24) с текстом «спаси и помилуй императрицу нашу Екатерину Алексиевну». Время правления Екатерины II — 1762—1796 гг., но, возможно, концерт был создан в 1763 г., когда царица прибыла на несколько дней в Ростов для поклонения мощам святителя Димитрия, которые в ее присутствии были переложены в новую серебряную раку. Таким образом, создание рукописи может быть отнесено к 1-й пол. 60-х гг. XVIII в.
Все рукописные источники представляют собой комплекты певческих книг в виде отдельных голосовых партий (дискант, альт, тенор, бас). Среди них всего два полных комплекта — Син. певч. 854 и ОР РНБ, Тит. 932—935, остальные — неполные, имеющие в составе одну, две или три партии. На сегодняшний день все источники в совокупности дают нам возможность составления полных четырехголосных партитур 12-ти концертов Василия Титова15. В следующей таблице приведены сведения о наличии партий в различных комплектах (концерты расположены в алфавитном порядке):
Таблица 4
Наличие партий в различных рукописных комплектах
Название концерта Тих. 503 Син. певч. 665 Син. певч. 854 Син. певч. 857 Син. певч. 860 Епарх. певч. 9 Епарх. 860 ВМОМК 320-321 ВМОМК 552, 877 ВМОМК 745 ОР РНБ, Тит. 932- 935 ОР РНБ, Q.61, 62 ОР БАН, Тек. пост. 16.9.25
Веселися Д1, Б1, Б2 Д1,
и радуйся Б1 Б1, Д2, Т2,
о Господе Б2 Б1, Б2 Б2
В кимвалех А1, А2, Б Д,
устнами чистыми Б - Д, Б А1, Б - - - - А2 - Т, Б -
15 Отметим, что в некоторых списках может варьироваться тональность концертов и их хоровой (тембровый) состав. В настоящее время такие варианты обнаружены для трех концертов — «Веселися и радуйся о Господе», «В кимвалех устнами чистыми» и «Прообразуя Воскресение Твое». Далее в таблицах мы приводим данные, относящиеся к большинству списков, а не к отдельным исключениям.
Название концерта Тих. 503 Син. певч. 665 Син. певч. 854 Син. певч. 857 Син. певч. 860 Епарх. певч. 9 Епарх. 860 ВМОМК 320-321 ВМОМК 552, 877 ВМОМК 745 ОР РНБ, Тит. 932- 935 ОР РНБ, Q.61, 62 ОР БАН, Тек. пост. 16.9.25
Во месяц шестый Б [2]
Егда поставятся престоли Т А1, А2, Т, Б Т, Б А1, А2, Б
Иже на земли леганием Б - Д, А, Т, Б Д, Б - - - - - - Д, А, Т, Б - -
Копиями прободен Б А, Т, Б - - А, Т, Б - - - - Т - Т, Б -
О како беззаконное сонмище Б А, Т2, Б - - А Т2, Б - - - - - А, Т1, Т2, Б - -
О коликих благ Б1 Т1, Б1, Б2 - Б1, Б2 Т1, Т2, Б2 Т1, Т2, Б1, Б2 Б2 - Т2 (552) Т1 Т1, Т2, Б1, Б2 Т2, Б2 -
Слава: Прообразуя Воскресение Твое Т2 Т1, Б1, Б2 - Б1, Б2 Т2, Б1, Б2 Т1, Т2, Б1, Б2 - Т1, Б2 - Д Т1, Т2, Б1, Б2 Т2, Б2 Б1
Светиши Отечеству Б А, Т, Б - Т, Б А, Т, Б - - - - Т - Т, Б -
Седе Адам - Д1, Б1, Б2 - Б1, Б2 Д1, Д2, Б2 - - - - Д1 Д2, Б2 Б1
Сей есть образ Сына Божия Б [1]
Стихиры в неделю Пасхи Б1 Т1, Б1, Б2 Т1, Т2, Б1, Б2 Б1, Б2 - - - - - Т1 - - -
И ныне: Сходяй Спас Б А, Т1, Б - - А, Т1, Б - А Т2, Б - А А, Т1, Т2, Б Т1, Б -
Христе Боже наш, вольное распятие - - - Д, Б А, Т, Б - А - Д, Т - Д, А, Т, Б - Б
Название концерта Тих. 503 Син. певч. 665 Син. певч. 854 Син. певч. 857 Син. певч. 860 Епарх. певч. 9 Епарх. 860 ВМОМК 320-321 ВМОМК 552, 877 ВМОМК 745 ОР РНБ, Тит. 932- 935 ОР РНБ, Q.61, 62 ОР БАН, Тек. пост. 16.9.25
Христос Б
раждается
Цвете неувядаемый Б Д2, Т, Б - Т, Б Д1, Т, Б Д1, Д2, Т, Б - - Д1, Б Т Д1, Д2, Т, Б Д1, Б -
В ряде случаев при сопоставлении источников выявляются все четыре необходимые партии. Благодаря наличию нескольких копий одного и того же концерта в разных комплектах, мы имеем неоценимую возможность коррекции нотного и словесного текста, решения проблем случайных знаков, ритмики и т. п.
По различным источникам проверялся и уточнялся хоровой состав четырехголосных концертов, известный по реестру Тих. 503. В настоящий момент выявлены 10 различных составов, к которым обращается Титов (для сравнения укажем, что Н. Дилецкий в концертах на 4 голоса использовал 11 вариантов16), что отражено в таблице (удвоенные голоса подчеркнуты):
Таблица 5
Составы хора в концертах В. Титова на 4 голоса
ДАТБ Иже на земли леганием Копиями прободен в ребра Светиши Отечеству Христе Боже наш, вольное распятие
Д1, Д2, А, Б Христос раждается, славите
Д1, Д2, Т, Б Цвете неувядаемый
Д1, Д2, Б1, Б2 Седе Адам
Д, А1, А2, Б В кимвалех устнами чистыми
Д 1, Д 2, Б1, Б2 Веселися и радуйся о Господе
А1, А2, Т, Б Егда поставятся престоли
А1, А2, Б1, Б2 Сей есть образ Сына Божия
А, Т1, Т2, Б И ныне: Сходяй Спас О како беззаконное сонмище
А, Т, Б1, Б2 Во месяц шестый
Т1, Т2, Б1, Б2 О коликих благ Слава: Прообразуя Воскресение Твое Стихиры Пасхи
16 См.: Плотникова Н. Ю. Творчество Николая Дилецкого: новые открытия. С. 10—11. Н. Дилецкий и В. Титов используют одинаковые комбинации хоровых составов. Исключение составляет вариант ДТББ, который есть только у Дилецкого.
Наиболее распространенным является прообраз смешанного хора: дисканты — альты — тенора — басы. Широкое применение также нашел состав собственно мужского хора: первые и вторые тенора и басы. Но при этом Титов использует и различные другие комбинации голосов, довольно редко встречающиеся в настоящее время. В смешанном составе концерта «Цвете неувядаемый» верхние голоса исполняют два дисканта, а в концерте «Егда поставятся престоли» два альта. Очевидно, нежные, легкие тембры высоких детских голосов более подходили для радостного воспевания неувядаемой духовной красоты Божией Матери, тогда как суровый характер текста второго концерта из Постной Триоди требовал более «темных» ансамблевых красок. В концерте «В кимвалех устнами чистыми» состав Д, А 1, А 2, Б, возможно, был продиктован как поиском новых хоровых красок, так и возможностями самих певческих коллективов (наличием или отсутствием тех или иных партий). Особенно важно, что Титов ориентировался на традиции хора государевых певчих дьяков. Таким образом, в этих составах мы можем видеть отражение особенностей русской хоровой культуры кон. XVII — нач. XVIII в.
Новые открытия сочинений Василия Титова существенно расширяют наши представления о музыке выдающегося композитора, открывают перспективу для издания полного собрания его концертов, для современных исследований в области истории и теории партесного стиля, новые возможности для пополнения репертуара хоровых коллективов.
Ключевые слова: Титов, концерт, рукопись, партитура, партесный стиль.
Concerts Vasily Titov for 4 Voices: New Discoveries
E. Gatovskaya
This paper analyses seventeen previously unknown concerts for four voices by an eminent Russian composer of the Baroque era Vasily Titov. The paper presents a description of different manuscripts, which allow us to attribute the concerts and the manuscripts to Titov and also to make a compilation of complete or incomplete scores of the concerts.
Keywords: Titov, concert, manuscript, score, partesny style.
Список литературы
1. Аксенов А. И. Генеалогия московского купечества XVIII в.: Из истории формирования русской буржуазии. М., 1988.
2. Ефимова И. В. Многоголосие в русском профессиональном певческом искусстве XVII — начала XVIII века: Дис. ... канд. иск. Л., 1984. Приложение.
3. Крутицкое подворье // URL: http://life-town.ru/?p=748 (дата обращения: 25.12.2015).
4. Плотникова Н. Ю. Русское партесное многоголосие конца XVII — середины XVIII века: источниковедение, история, теория. М., 2015.
5. Плотникова Н. Ю. Семейный скрипторий Николая и Петра Ивашевых и его роль в истории партесного многоголосия. 2015 г. Рукопись. В печати.
6. Плотникова Н. Ю. Творчество Николая Дилецкого: новые открытия // Музыкальная академия. 2013. № 2.
7. Протопопов Вл. Музыкальное творчество Василия Титова: К проблеме партесного стиля // Протопопов В. В. Из неопубликованного наследия: Великие творения мировой духовной музыки. Русская музыка всенощного бдения. Музыкальное творчество Василия Титова: К проблеме партесного стиля / Сост. и науч. ред.: Т. Н. Дубравская, Н. Ю. Плотникова, Н. И. Тарасевич. М., 2011.
8. Протопопов В. В. Творения Василия Титова — выдающегося русского композитора второй половины XVII — начала XVIII века. К проблеме партесного стиля // Протопопов В. В. Избранные исследования и статьи. М., 1983.