РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Том 18 • Номер 22 • ноябрь 2017
ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship
издательство
Креативная экономика
концептуальный подход к совершенствованию организационно-экономического механизма развития предпринимательских структур региона
Арекеева А.Ю. 1
1 Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия
АННОТАЦИЯ:_
Рассмотрен концептуальный подход для обеспечения обоснованности и системности процесса совершенствования организационно-экономического механизма развития предпринимательских структур. На основе анализа «Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 г.» автором определены направления совершенствования организационно-экономического механизма развития предпринимательских структур региона.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: предпринимательские структуры, организационно-экономический механизм, предпринимательский климат, развитие конкурентной среды
conceptual approach to the improvement of organizational-economic mechanism for the development of business structures in the region
Arekeeva A.Yu.1
1 Perm State University, Russia
введение
Практика развитых стран показывает, что именно малый и средний бизнес является ключевой «точкой роста» экономики государства и способен обеспечить развитие конкурентоспособности в стране. Малый и средний бизнес способен обеспечивать быструю генерацию новых рабочих мест, высокую эффективность капиталовложений и, как следствие, увеличивать налоговые поступления в бюджеты всех уровней.
В условиях экономических санкций Министерство экономического развития РФ разработало комплекс мероприятий по поддержке отдельных отраслей отечественной экономики (в том числе разработаны и находятся в разной стадии реализации федеральные целевые программы развития отдельных отраслей производства, прежде всего, перерабатывающих и высокотехнологичных производств, предусмо-
трены льготы предприятиям, осуществляющим модернизацию, выделяются государственные инвестиции в развитие транспортной инфраструктуры, предоставляются налоговые льготы для инвесторов и т.д.).
На практике уже реализуются такие меры, как расширение кредитования малого предпринимательства (созданы и работают соответствующие федеральный и региональные фонды), создание Агентства кредитных гарантий и национальной системы кредитных гарантий, принятие федеральных законов о федеральной контрактной системе (в соответствии с которым малому и среднему бизнесу должна быть выделена квота не менее 15 % при осуществлении государственных закупок), «О промышленной политике в Российской Федерации» и о налоговых каникулах для малого бизнеса, развитие системы микрофинансирования и кредитной кооперации, снижение ключевой ставки с 17 до 15 %, и т.д.
Однако это только начальная стадия преобразований в предпринимательской среде, которые должны носить системный и комплексный характер [1, 8] (Arenkov, Cherkasova, Lysov, 2007; Rudenko, Arenkov, 2007).
Совершенствование необходимо не только законодательной и правовой среде, но и внутреннему устройству предпринимательского сектора.
Говоря об организационно-экономическом механизме, мы говорим о состоянии экономического механизма, который представляется как совокупность ресурсов экономического процесса и способов их объединения [10] (Shishkin, 2013). В связи с этим в первую очередь в новых условиях требует своего совершенствования организационно-экономический механизм развития предпринимательства. Для этого необхо-
ABSTRACT:_
We consider a conceptual approach to ensure the integrity and consistency of the process of improvement of the organizational-economic mechanism for development of business structures. On the basis of the analysis of the development strategy for small and medium-sized enterprises until 2030, the author defines the directions for improving organizational-economic mechanism for development of business structures of the region.
KEYWORDS: business structures, organizational-economic mechanism, business climate, development of a competitive environment
JEL Classification: L22, L26, L40, M21 Received: 02.11.2017 / Published: 30.11.2017
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Arekeeva A.Yu. (akhso0mail.ru )
CITATION:_
Arekeeva A.Yu. (2017) Kontseptualnyy podkhod k sovershenstvovaniyu organizatsionno-ekonomicheskogo mekhanizma razvitiya predprinimatelskikh struktur regiona [Conceptual approach to the improvement of organizational-economic mechanism for the development of business structures in the region]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 18. (22). - 3495-3506. doi: 10.18334/rp.18.22.38579
димо рассмотреть концептуальный подход для обеспечения обоснованности и системности процесса совершенствования.
Концепция представляет собой основной общесистемный документ, в котором определяются система взглядов на цели, задачи и принципы совершенствования организационно-экономического механизма развития предпринимательских структур на долгосрочный период, определенные на основе комплексного анализа современного состояния и проблем развития предпринимательского сектора региона.
В Концепции совершенствования организационно-экономического механизма развития предпринимательских структур должны быть учтены интересы всех заинтересованных сторон: предпринимательских структур всех уровней (ИП, микро-, малых, средних и крупных предприятий), региональных органов власти, населения [8] (Rudenko, Arenkov, 2007).
Концепция должна быть ориентирована на развитие предпринимательских структур и формирование на территории региона благоприятного предпринимательского климата, развития конкурентной среды, повышения эффективности институтов развития предпринимательства исходя из приоритетов социально-экономического развития региона.
Миссия концепции совершенствования организационно-экономического механизма развития предпринимательских структур состоит в разработке и реализации мероприятий, направленных на развитие предпринимательских структур, позволяющих достичь цели, установленные в «Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 г.».
Рассмотрим основные концептуальные положения «Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 г.».
Миссия Стратегии определена как развитие малого и среднего предпринимательства для обеспечения устойчивого развития экономики, улучшения ее структуры и поступательного роста доли среднего класса (формирования «массового среднего класса»).
В качестве целей Стратегии обозначены следующие положения:
1. Увеличение объема сектора МСП в экономике предполагает увеличение выручки сектора МСП в России до 110 трлн руб. в 2030 г., что соответствует увеличению доли
ОБ АВТОРЕ:_
Арекеева Ахсо Юрьевна, аспирант кафедры предпринимательства и экономической безопасности mail.ru )
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Арекеева А.Ю. Концептуальный подход к совершенствованию организационно-экономического механизма развития предпринимательских структур региона // Российское предпринимательство. — 2017. — Том 18. — № 22. — С. 3495-3506. doi: 10.18334/ф.18.22.38579
МСП в ВВП России до 40 %. Справочно: доля МСП в экономиках развитых стран: ЕС - 58 %, Великобритания - 51 %, США - 46 % . В общей формулировке: «удвоение» сектора МСП к 2030 г. и прирост сектора МСП на 7 % в год.
В качестве целевого показателя определен рост суммарной выручки МСП, отражающий изменение объема сектора МСП.
2. Увеличение доли средних предприятий в общем объеме выручки сектора МСП до 30 % к 2030 г. Отмечается также, что Россия уступает развитым странам по среднему размеру МСП, но количество МСП на душу населения в России соответствует мировым практикам.
В качестве целевого показателя определено увеличение доли средних предприятий в структуре МСП, что способствует общему увеличению объема сектора МСП и росту инвестиций.
3. Увеличение производительности труда в секторе МСП до 4 млн руб. в год к 2030 г.
Целевым показателем определен рост производительности труда, который отражает динамику качественного развития МСП и эффективности их работы.
4. Увеличение доли сектора МСП в общей занятости населения России до 45 % к 2030 г. за счет сокращения теневого сектора и перехода занятых из крупных предприятий в сектор МСП.
Целевой показатель - изменение доли МСП в общей занятости населения РФ, отражает значимость сектора для социальной ситуации в обществе.
5. Увеличение доли высокотехнологичных предприятий в секторе МСП в России до 40 % к 2030 г. за счет сокращения доли торговли.
В качестве целевого показателя определено изменение отраслевой структуры сектора МСП, которое отражает развитие высокотехнологичных малых и средних предприятий.
Исходя из положений Концепции «Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 г.», в качестве цели совершенствования организационно-экономического механизма развития предпринимательских структур можно обозначить внедрение, освоение и углубление прогрессивных финансовых и нефинансовых инструментов поддержки развития предпринимательских структур региона.
Организационно-экономический механизм развития предпринимательских структур территориальных образований базируется, в первую очередь, на традициях и обычаях предпринимательской деятельности. Формально традиции и обычаи закрепляются в правовых нормах [1, 7] (Arenkov, Cherkasova, Lysov, 2007; Rudenko, 2011).
Принципы предпринимательского права - его основополагающие начала - распространены на весь комплекс правовых норм, обеспечивающих регулирование и тем самым развитие предпринимательских структур территориальных образований. Нормы предпринимательской деятельности опираются на следующие принципы [2, 3, 7] (Asaul, Voynarenko, Erofeev, 2004; Busygin, 2006; Rudenko, 2011):
• целенаправленность при воздействии для реализации взаимовыгодных интересов в результате предпринимательской деятельности субъектов предпринимательских правоотношений;
• равные права, гарантированные всем субъектам предпринимательских правоотношений вне зависимости от занимаемого в народнохозяйственном комплексе уровня;
• законность при достижении экономической эффективности, деятельности по реализации государственных и общественных интересов без нарушения правовых норм и прав других лиц;
• экономическая свобода и стимулирование предпринимательского характера деятельности хозяйственных организаций;
• стимулирование добросовестной конкуренции, защита от монополизма и недобросовестной конкуренции;
• комплексность государственного регулирования предпринимательских отношений, сочетающего в себе экономические, организационно-административные и политические механизмы, позволяющие мотивировать деятельность различных социальных групп (предприниматели и менеджеры, специалисты и рабочие) к достижению общественно необходимых хозяйственных результатов.
Основанные на данных принципах нормы регулируют предпринимательские отношения и иные, тесно связанные с ними, в том числе некоммерческие отношения, а также отношения по поводу государственного регулирования экономики, направленного на обеспечение интересов государства и общества.
В любой отрасли права предметом является совокупность общественных отношений, которые регулируются нормами права данной отрасли. В качестве предмета предпринимательского права выступает регулируемая совокупность отношений, которые складываются в процессе предпринимательской деятельности.
Традиции, обычаи и нормы предпринимательской деятельности оказывают влияние на характер предпринимательских структур в областях, связанных с:
• профессиональной деятельностью, направленной на производство товаров, работ и услуг для извлечения прибыли;
• отношениями в области реализации товаров, их доставки, хранения и т.п.;
• предпринимательской деятельностью организационно-имущественного характера в части создания и прекращения деятельности предприятий, управления собственностью;
• хозяйственно-правовым регулированием предпринимательской деятельности;
• государственным регулированием предпринимательской деятельности.
Существенное влияние оказывают на совершенствование организационно-экономического механизма развития предпринимательских структур территориальных образований и региона в частности незакрепленные или частично закрепленные в правовых нормах эстетико-этические принципы предпринимательства (рис.) [5] (Dryakhlov, Davydenko, Yurchenko, 1997).
Рисунок. Источники эстетико-этических принципов формирования и развития предпринимательских структур Источник: [5].
Со своей стороны, сформировавшиеся и развивающиеся предпринимательские структуры могут оказывать влияние и задавать изменения в принципах права, в технологиях и в языке как в основе и средстве всех коммуникаций, в том числе экономических.
В исследованиях наряду с англо-саксонскими, германскими, французскими эсте-тико-этическими принципами предпринимательства отечественные авторы рассматривают эстетико-этические принципы российского предпринимательства, сущность которых заключается в превосходстве духовно-нравственных мотивов над мотивами материальными.
Предполагается, что национальные традиции и обычаи, подкрепленные активными действиями государственной власти всех уровней, развитием законодательной и судебной системы, однозначные требования внешней среды, ориентированной на действующие в мире нормы и правила, наконец, активное функционирование российского бизнеса в международном сообществе будут способствовать восстановлению в России высокодуховных и нравственных институтов предпринимательства, являющихся основой формирования и развития предпринимательских структур [5, 6] (Dryakhlov, Davydenko, Yurchenko, 1997; Erokhina, 2009).
Факторы, определяющие потенциал совершенствования организационно-экономического механизма развития предпринимательских структур, по нашему мнению, будут определять потенциал развития сектора МСП, а также его отдельных сегментов в среднесрочной и долгосрочной перспективе:
Развитие государственной налоговой и финансовой политики и стабильность законодательства в данной сфере. Данный фактор очень значим для всего сектора МСП,
как показала ситуация 2013 г. В то же время отдельные меры регулирования могут оказывать значительное влияние на отдельные сегменты МСП.
Развитие государственной политики в области снижения административной нагрузки на бизнес и уровня коррупции для органов власти и местного самоуправления, осуществляющих регулирование предпринимательской деятельности. Для различных сегментов МСП снижение административной нагрузки может стать ключевым фактором развития.
Развитие внешней государственной политики. Речь идет как об ограничении присутствия иностранных компаний (продукции) на российском рынке (с возможностью развития при импортозамещении), так и о политике государства по поддержке экс-портноориентированных предприятий.
Общая макроэкономическая ситуация. Данный фактор значим для всего сектора МСП, при этом в наибольшей степени его влияние может ощущаться в промышленности - определенные макроэкономические условия способны стимулировать переориентацию государства с поддержки крупной промышленности на поддержку малого и среднего предпринимательства в данной отрасли экономики.
Конкуренция с государственным сектором экономики. В данном случае речь идет о влиянии государства в отдельных отраслях. Такое влияние может заключаться как в повышении роли государства, так и снижении участия на отдельных рынках, что создает потенциал для роста МСП на таких рынках.
Наличие спроса со стороны государства. Например, результаты детального исследования развития различных сегментов МСП в городе Москве в 2010-2013 гг. показали, что наиболее активно развивались сегменты МСП, где предприятия имеют стабильный заказ со стороны государства.
Возможность привлечения трудовых ресурсов требуемой квалификации. Изменения в системе образования в сфере развития предпринимательских навыков, повышения престижности предпринимательской деятельности.
Степень развития системы торговых сделок малыми предприятиями в режиме реального времени через сеть Интернет и методами электронной торговли.
Степень развития кредитования, а именно долгосрочные кредиты по низким процентам.
Развитие оценки регулирующего воздействия как системы, позволяющей повысить качество регулирования.
Система контроля тарифов монопольных компаний, продукция которых необходима для обеспечения деятельности малых предприятий.
На наш взгляд, на пути развития предпринимательского сектора важными являются следующие направления совершенствования организационно-экономического механизма развития предпринимательских структур региона, реализуемые в рамках предлагаемой концепции:
• разработка региональных предложений предпринимательскому сообществу в виде пакета сформированных заказов;
• определение квотного сегмента в структуре госзаказа для малого и среднего бизнеса, использование административного ресурса для создания механизмов экономической устойчивости МСП;
• внедрение более эффективного контроля за банками - получателями бюджетных средств с целью последующего предоставления кредитов предприятиям реального сектора экономики либо применение других методов: адресное выделение бюджетных средств на поддержку определенных отраслей или секьюри-тизация кредитов;
• создание информационных условий для возможности стратегического планирования бизнеса. Опережающее информирование предпринимательского сообщества о прогнозах, касающихся федеральных изменений условий ведения бизнеса;
• формирование федеральной бизнес-карты, определение отраслевых приоритетов в экономике регионов, возможно, определение федеральных ниш для МСП в механизме «производитель - потребитель». Одним из вариантов государственной поддержки развития МСП на современном уровне может быть создание территориальных и отраслевых кластеров. Материалы исследования позволяют полагать, что создание территориальных и отраслевых кластеров МСП, определение приоритетов отраслевой региональной экономики создаст основу для повышения эффективности федеральной и региональной поддержки МСП. Это конкретизирует и повысит эффективность финансовых потоков поддержки, успешность реализации целевых федеральных программ;
• разработка и реализация программных мероприятий, ориентированных на коррекцию менталитета населения России в целом;
• идеологическая поддержка предпринимательства на государственном уровне, трансформирование в общественное движение, включение его в структуру национальной идеи.
В рамках концепции совершенствования организационно-экономического механизма развития предпринимательских структур целесообразно также рассмотреть ресурсы, необходимые для реализации процесса совершенствования. Так, в распоряжении органов власти имеются собственные ресурсы влияния на механизм развития предпринимательских структур, потенциал которых может меняться со временем. Эти ресурсы, как правило, могут быть сведены в три основные группы.
Первая группа - это административные ресурсы. Они определяются прописанными в региональных законах полномочиями региональной власти, а также правами, закрепленными за региональным руководством. В последние годы в связи с укреплением «властной вертикали» региональной властью был утрачен целый ряд инструментов административного влияния, когда, например, федеральному центру был возвращен контроль над региональными отделениями федеральных ведомств, в том числе над налоговой службой. Но при этом в сфере влияния региональной власти остаются пол-
номочия по контролю проверяющих инстанций, такие как экологическая, санитарная, энергетическая, пожарная инспекции, которые могут быть «задействованы» органами власти при конфликте с отдельными экономическими структурами. В перспективе имеется вероятность отказа федерального центра от некоторых контрольных функций в регионах.
Вторая группа - это экономические ресурсы. Их характеризуют: экономический потенциал региона; степень контроля, установленная органами власти в экономике подведомственной им территории; стратегии, разрабатываемые и принимаемые органами региональной власти.
В 1990-х гг. наиболее важный экономический ресурс региональной власти был представлен в виде контроля над государственной собственностью и процессом ее приватизации и управлением. Переход государственной собственности в руки частных предпринимателей позволяет повысить потенциал экономических ресурсов у предпринимательских структур по сравнению с властью, в особенности тогда, когда власть не может им управлять в составе советов директоров.
Одними из значимых экономических ресурсов органов власти региона, которые позволяют влиять на предпринимательские структуры, являются:
• возможность предоставления и предоставленные налоговые льготы;
• многообразие видов государственного и социального заказов;
• введение и отмена собственных видов налогов, оговоренных федеральным налоговым законодательством;
• установление региональных преференций в процедурах землеотвода, разрешения на застройку и т.п.
заключение
Даже при использовании такого набора ресурсов органы власти могут формировать более или менее благоприятную среду развития «близким», «лояльным» предпринимательским структурам. Вместе с тем, региональным органам власти доступны и другие специфические экономические ресурсы, имеющие немаловажное значение для механизма развития предпринимательских структур региона:
• региональным предпринимательским структурам зачастую необходима поддержка в условиях, когда в регион приходят новые собственники, использующие для вхождения в региональный бизнес методы «недружественного захвата» собственности. В этом случае многое определяет стратегия поведения региональных органов власти, поскольку именно органами власти вырабатываются правила вхождения капиталов на территорию региона;
• динамично развивающиеся предпринимательские структуры нуждаются в особой поддержке властей, способствующей продвижению предпринимателей на региональном рынке, путем воздействия на развитие каких-либо секторов экономики региона или на их сужение;
• региональные органы власти могут расширять международные контакты региона, в том числе продвигая интересы региональных предпринимательских структур за рубежом, обеспечивая взаимное развитие и региона, и предпринимательских структур. Для этих целей, например, Пермский край открыл свое представительство в Китае.
ИСТОЧНИКИ:
1. Аренков И.А., Черкасова Е.П., Лысов И.А. Организация внутрикорпоративных ком-
муникативных процессов. / Монография. - СПб: СПб гос. эконом. университета, 2007.
2. Асаул А.Н., Войнаренко М.П., Ерофеев П.Ю. Организация предпринимательской
деятельности. - СПб: «Гуманистика», 2004. - 448 с.
3. Бусыгин А.В. Предпринимательство: Основной курс. - М.: Инфра-М, 2006.
4. Гибадуллин Р.В., Маликов Р.И., Гришин К.Е., Мухаметова Д.Д. Институциональная
конфигурация региональной деловой среды как фактор конкурентоспособности предпринимательских структур // Российское предпринимательство. - 2017. - № 17. - с. 2505-2526.
5. Дряхлов Н.И., Давыденко В.А., Юрченко И.Н. Эстетико-этические принципы в раз-
витии современного предпринимательства: теоретико-методологические аспекты // Социологические исследования. - 1997. - № 11. - с. 32-39.
6. Ерохина О.В. Предпринимательская культура Российской империи // Альманах сов-
ременной науки и образования. - 2009. - № 1-1(20). - с. 74-78.
7. Руденко М.Н. Развитие предпринимательства в России. / Монография. - Germany:
LAP Lambert Academic Publishing GmbH&Co. KG, 2011.
8. Руденко М.Н., Аренков И.А. Предпринимательство: развитие деловой инфраструк-
туры и консалтинга. / Монография. - Пермь: Западно-Уральский ин-т экономики и права, 2007. - 189 с.
9. Руденко М.Н. Теория экономического развития как основа формирования страте-
гий интеграции предпринимательских структур // Российское предпринимательство. - 2015. - № 2. - с. 211-226.
10. Шишкин Д.Г. Сущность организационно-экономического механизма развития предпринимательских структур // Российское предпринимательство. - 2013. - № 2(224). - с. 27-33.
REFERENCES:
Arenkov I.A., Cherkasova E.P., Lysov I.A. (2007). Organizatsiya vnutrikorporativnyh kommunikativnyh protsessov [Organizing intracorporate communication processes] SPb. : SPb gos. Ekonom. universiteta. (in Russian).
Asaul A.N., Voynarenko M.P., Erofeev P.Yu. (2004). Organizatsiya predprinimatelskoy deyatelnosti [Business start-up] SPb.: «Gumanistika». (in Russian).
Busygin A.V. (2006). Predprinimatelstvo [Entrepreneurship] M.: Infra-M. (in Russian).
Dryakhlov N.I., Davydenko V.A., Yurchenko I.N. (1997). Estetiko-eticheskie printsipy v razvitii sovremennogo predprinimatelstva: teoretiko-metodologicheskie aspekty [Aesthetic and ethical principles in the development of modern entrepreneurship: theoretical and methodological aspects]. Sociological research. (11). 32-39. (in Russian).
Erokhina O.V. (2009). Predprinimatelskaya kultura Rossiyskoy imperii [Entrepreneurial culture in the Russian Empire]. Almanac of modern science and education. (1-1(20)). 74-78. (in Russian).
Gibadullin R.V., Malikov R.I., Grishin K.E., Mukhametova D.D. (2017). Institutsionalnaya konfiguratsiya regionalnoy delovoy sredy kak faktor konkurentosposobnosti predprinimatelskikh struktur [Institutional configuration of the regional business environment as a factor of competitiveness of business structures]. Russian Journal of Entrepreneurship. 18 (17). 2505-2526. (in Russian).
Rudenko M.N. (2015). Teoriya ekonomicheskogo razvitiya kak osnova formirovaniya strategiy integratsii predprinimatelskikh struktur[Economic development theory as a basis for the development of strategies for integration of entrepreneurial structures]. Russian Journal of Entrepreneurship. 16 (2). 211-226. (in Russian).
Rudenko M.N., Arenkov I.A. (2007). Predprinimatelstvo: razvitie delovoy infrastruktury i konsaltinga [Entrepreneurship: development of business infrastructure and consulting] Perm: Zapadno-Uralskiy in-t ekonomiki i prava. (in Russian).
Shishkin D.G. (2013). Suschnost organizatsionno-ekonomicheskogo mekhanizma razvitiya predprinimatelskikh struktur [The essence of organizational and economic mechanism of development of business structures]. Russian Journal of Entrepreneurship. (2(224)). 27-33. (in Russian).