Научная статья на тему 'Методологический базис развития предпринимательских структур'

Методологический базис развития предпринимательских структур Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
139
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СТРУКТУРЫ / BUSINESS STRUCTURES / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ / FORMATION CONDITIONS / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА / DIVERSIFICATION OF PRODUCTION / УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арекеева Ахсо Юрьевна

В статье определены характеристики, принципы, условия развития предпринимательских структур, обоснована необходимость формирования ресурсной базы, которая могла бы удовлетворить потребности не только текущего функционирования, но и возрастающие потребности процесса развития предпринимательских структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Арекеева Ахсо Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological basis for the development of business structures

The article determines the characteristics, principles, conditions for the development of business structures; it proves the need for formation of the resource base, which could meet not only the needs of the current functioning, but also increasing development needs of entrepreneurial structures.

Текст научной работы на тему «Методологический базис развития предпринимательских структур»

РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Том 19 • Номер 4 • апрель 2018 ISSN 1994-6937

>

издательство

Креативная экономика

Russian Journal of Entrepreneurship

В статье определены характеристики, принципы, условия развития предпринимательских структур, обоснована необходимость формирования ресурсной базы, которая могла бы удовлетворить потребности не только текущего функционирования, но и возрастающие потребности процесса развития предпринимательских структур.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: предпринимательские структуры, развитие, условия формирования, диверсификация производства, устойчивого развития.

Methodological basis for the development of business structures

Arekeeva A.Yu.1

1 Perm State University, Russia

введение

Основные приоритеты управления определяют направления и тенденции внедряемых изменений, которые, в свою очередь, задают характеристики развития предпринимательской структуры. Отсюда очевидно, что развитие должно быть научно обосновано и организовано в соответствии с конкретизированными методологическими основами.

Методология развития в нашем понимании не ограничивается сферой научных разработок и положений. Это совокупность основополагающих установок о структуре, организации, методах и средствах активности людей и организаций, которые, распространяясь на предпринимательскую деятельность, являются предпосылкой эффективного ее осуществления. Поэтому в целях систематизации и конкретизации методологического базиса развития предпринимательских структур актуально определение его основных характеристик, выявление и описание принципов, условий, ресурсов, факторов, функций, норм, а также процессной, логической и временной структуры. Для этого необходимо конкретизировать методологические положения

общего характера специфическими особенностями, свойственными для процессов количественного и качественного изменения предпринимательской деятельности.

Логика формирования и особенности развития предпринимательских структур, в том числе на региональном уровне, достаточно полно представлены в трудах Р. Акоффа, Е. Л. Андреевой, И. Ансоффа, С. Ю. Глазьева, Г. Б. Клейнера, Р. Коуза,

B. В. Кулешова, Д. С. Львова, Б. З. Мильнера, Г. Минза, Я.Ш. Паппэ, Е. В. Попова, М. Портера, В. В. Радаева, А. Д. Радыгина, С. Рида, М. Н. Руденко, А. И. Татаркина, А. Г. Шеломенцева, Ф. Эванса, К. Эрроу и др. Проблемы власти и бизнеса на региональном и местном уровнях раскрыты в исследованиях, Г. И. Лисина, Н. С. Лобаревой,

C. Левина, Туровского, А. Чириковой и др.

Учитывая вышеизложенное, можно сформулировать цель настоящего исследования, заключающуюся в попытке конкретизировать специфическими особенностями методические положения, присущие процессам развития предпринимательской деятельности.

характеристика процесса развития предпринимательских структур.

Исходя из того, что развитие подразумевает под собой улучшение относительно существующего положения, т.е. совершенствование, рост, то применительно к предпринимательским структурам под развитием нами понимается улучшение одного или совокупности следующих показателей:

• рост эффективности предпринимательской деятельности;

• повышение прибыльности предпринимательской деятельности;

• расширение рыночной ниши и выход на новые рынки;

• внедрение инновационных техники и технологий в предпринимательскую деятельность;

• выпуск новых товаров или услуг;

ABSTRACT:_

The article determines the characteristics, principles, conditions for the development of business structures; it proves the need for formation of the resource base, which could meet not only the needs of the current functioning, but also increasing development needs of entrepreneurial structures.

KEYWORDS: Business structures, development, formation conditions, diversification of production, sustainable development.

JEL classification: L26, M11, M21 Received: 29.03.2018 / published: 30.04.2018

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Arekeeva A.Yu. (akhso0mai1.ru)

CITATION:_

Arekeeva A.Yu. (2018) Metodologicheskiy bazis razvitiya predprinimatelskikh struktur [Methodological basis for the development of business structures ]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 19. (4). - 881-894. doi: 10.18334/rp.19.4.38978

• соблюдение современных требований и норм экологии, трудового законодательства, например, охраны труда, а также экономической и энергетической безопасности.

При этом стоит отметить, что при рассмотрении развития как процесса относительно результатов принято различать две его формы:

• для первой характерны постепенные количественные приращения и качественные изменения показателей состояния предпринимательской структуры - эволюционный процесс развития;

• при революционном процессе развития происходят скачкообразные количественные и качественные изменения в состоянии предпринимательских структур, которые ведут к существенному улучшению основных характеристик функционирования предпринимательской структуры.

В долгосрочной перспективе наиболее прогрессивным и эффективным направлением развития является инновационное развитие. В данном случае речь идет о создании определенных конкурентных преимуществ за счет внедрения либо новых товаров, техники и технологий, либо новых источников сырья. К инновационным также относятся организационные изменения в сфере производства/сбыта продукции, в социальной среде - в области управления персоналом, что в конечном итоге позволяет предпринимателям достигать более высоких результатов.

Но стоит отметить, что ныне как в малом, так и в среднем бизнесе количество реализуемых инновационных проектов крайне мало, даже среди тех, кто занимается высокотехнологичным бизнесом. В то же время такие отличительные характеристики предприятий, отнесенных в соответствии с законодательством к малому и среднему бизнесу, как гибкость, инициативность и способность быстро приспосабливаться к новым условиям окружающей среды, предопределяют их ведущую роль в интенсификации инновационных процессов. Именно малые и средние предприятия призваны обеспечивать результативное освоение новых технологий и выпуск мелкосерийной инновационной продукции в условиях растущей диверсификации и индивидуализации производства [10] (Яыс1епко, 2016).

принципы развития предпринимательских структур

Развитие - это процесс, растянутый в пространстве и времени, а также ориентированный на конкретный результат. Поэтому при разработке и реализации меропри-

ОБ АВТОРЕ:_

Арекеева Ахсо Юрьевна, аспирантка кафедры предпринимательства и экономической безопасности (akhso0mai1.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Арекеева А.Ю. Методологический базис развития предпринимательских структур // Российское предпринимательство. - 2018. - Том 19. - № 4. - С. 881-894. Сом 10.18334/гр.19.4.38978

ятий, направленных на развитие предпринимательских структур, необходимо ориентироваться на те принципы, которые позволят получить не разовый результат, а будут «работать» на долгосрочную перспективу. К таким принципам, прежде всего, стоит отнести следующие:

• принцип системности: в соответствии с тем, что предпринимательская деятельность тесно связана с элементами внешнего и внутреннего окружения, процесс развития предпринимательской структуры необходимо организовывать и реа-лизовывать с учетом знаний экономического, политического, экологического, социального, научно-технического и глобального развития;

• принцип комплексности предполагает, что развитие предпринимательской структуры должно касаться всех сфер ее жизнедеятельности - производственной, экономической, финансовой, организационной и социальной, при этом происходит взаимосвязь внутреннего развития предпринимательской структуры с факторами макросреды;

• принцип целеориентирования: основное направление всех проводимых изменений - достижение конкретных, четко определенных результатов, понятных исполнителям и достижимых предпринимательской структурой;

• принцип сбалансированного развития означает, что задачи развития на разный период времени, а именно оперативные, текущие и стратегические, должны быть взаимосвязаны;

• непрерывность, а также планомерность необходимых преобразований в предпринимательской деятельности в стратегической перспективе подразумевает принцип устойчивости развития;

• принцип инновационности придает проводимым изменениям прогрессивный характер. В данном случае мы имеем дело с качественно новым уровнем развития предпринимательских структур;

• принцип адаптивности, определяется высокой динамикой внешней среды функционирования предпринимательской структуры, изменения в которой предполагают отклик и соответствующие изменения в процессе развития предпринимательской структуры [1, 2] (А$аы1, Увупатвпкв, Бто/вву, 2004; Busygin, 2006).

Ресурсы развития предпринимательских структур

В ходе осуществления предпринимательской деятельности задействовано значительное количество ресурсов, однако чтобы вступить в процесс развития, предпринимательской структуре необходимо сформировать обширную ресурсную базу, которая могла бы удовлетворить потребности не только текущего функционирования, но и возрастающие потребности процесса развития.

Для обеспечения устойчивого развития на перспективу, предпринимательской структуре необходимо не просто обладать достаточным количеством ресурсов, нужно

иметь источники развития, движущие силы, объединенные воедино, что составляет потенциал развития предпринимательской структуры. В качестве ресурсов развития выступают социальные, экологические, экономические и технологические ресурсы, имеющие отношение к конкретной территории, в границах которой осуществляют свою деятельность предпринимательские структуры (территориальную привязку имеет даже «виртуальный» бизнес). Следовательно, результаты развития предпринимательских структур взаимосвязаны и зависят от уровня развития того территориального образования, которое предоставляет предпринимательской структуре соответствующие ресурсы. Взаимообусловленность процессов развития предпринимательских структур и территориального развития очевидна: за счет ресурсов территориального образования предпринимательство должно способствовать развитию самой территории.

Принятие решений о предоставлении ресурсов предпринимательским структурам находится в компетенции органов территориального (государственного или местного) управления - в этом сущность организационно-экономического механизма развития предпринимательских структур. Именно институты территориального управления определяют порядок, пути и механизмы совершенствования деятельности предпринимательских структур в целях развития территориального образования [1, 5, 6] (Ывйкву, 2014; Яыйепко, Лтвпкоу, 2015).

условия развития предпринимательских структур

Современный этап развития мировой экономической системы характеризуется высокой нестабильностью и затянувшимися кризисными явлениями. Эти обстоятельства, объективно, не предполагают стабильного функционирования предпринимательских структур.

Реализовывать процессы развития в подобных условиях представляется крайне сложной задачей. Тем не менее во власти государства создать условия, при которых находящийся на начальной стадии формирования малый и средний бизнес, сможет набрать критическую массу для упрочения своей роли в экономике страны [12].

Если говорить о современном этапе развития государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, то стоит отметить, что в Российской Федерации созданы как организационные, так и нормативно-правовые основы такой поддержки. Разработан и реализуется ряд достаточно масштабных государственных программ финансовой поддержки, в результате которых во всех российских регионах предприниматели имеют возможность получить финансовую поддержку со стороны государства за счет таких инструментов как грант на начало собственного дела, микрозаймы, гарантии по кредиту или кредит на льготных условиях.

Со стороны фискальной политики для микро- и малых предприятий предусмотрены специальные налоговые режимы, которые позволяют оптимизировать как налоговые платежи, так и саму систему учета на предприятиях.

В государственной контрактной системе приняты принципиальные решения, способствующие расширению доступа малых предприятий к закупкам государственных корпораций и органов государственной власти. Для поддержки малых и средних предпринимателей, в частности, была введена обязательная квота на осуществление госкомпаниями закупок у них. Крупнейшие заказчики должны отдавать малому и среднему бизнесу 10% заказов на спецторгах по закупкам до 200 млн руб. и не менее 18% от совокупного объема своих закупок.

Создана инфраструктура информационно-консультационной и имущественной поддержки бизнеса за счет организации бизнес-инкубаторов, центров развития бизнеса, инновационных центры и центров поддержки экспорта.

За период 2013-2016 гг. на реализацию всех мероприятий, направленных на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, из средств федерального бюджета Российской Федерации выделено более 135 млрд руб. (рис. 1).

Государственная программа поддержки малого и среднего бизнеса действует более 10 лет. В 2012-2014 гг. ее объем составлял более 20 млрд руб., однако, как видно на рисунке 1, в дальнейшем уровень финансирования снижался. В 2017 г. в рамках госпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» выделено 7,5 млрд руб. Сегодня мероприятия по поддержке МСП осуществляются в рамках госпрограммы РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика» и приоритетного проекта «Малый бизнес и поддержка предпринимательской инициативы». В 2018 г. на них предусмотрено 15,9 млрд руб.

Результатами долгосрочной государственной экономической политики стало улучшение позиции России в рейтинге Doing Business в конце 2017 г. - по трем показателям

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 201S 2016

кмЫОбъем средств фед. бюджета, направляемы* на программу • Кол-во регионов ■ участников программы

Рисунок 1. Финансирование программы «Развитие малого и среднего предпринимательства»

в 2005-2016 гг. Источник: составлено автором

российская экономика уже вошла в двадцатку лучших. Так, в Doing Business-2017 за Россией зафиксировано 10-е место по доступности подключения бизнеса и 12-е место по условиям регистрации собственности. В топ-30 ведущих стран Россия попала по условиям регистрации предприятий и кредитованию. Условия подключения к сетям за год улучшились сразу на 20 пунктов, а кредитование выросло на 15 пунктов [9].

По рейтингу Всемирного экономического форума «Глобальная конкурентоспособность» среди 137 стран Россия уже занимает 38 место, улучшив за год свои позиции также на 5 пунктов.

Однако, несмотря на все прилагаемые государством усилия и достаточно высокий объем финансирования государственных программ, ряд принятых мер имели обратный результат - вместо стимулирования предпринимательской деятельности ограничили предпринимательскую инициативу, что отрицательно сказалось на развитии предприятий малого и среднего бизнеса в период 2012-2014 гг. Так увеличение страховых платежей, отмена льгот по налогу на имущество организаций для плательщиков специальных налоговых режимов, предъявление новых требований по проведению специальной оценки условий труда привели к массовому закрытию предприятий.

Рассогласованность и зачастую разнонаправленность государственных мер в отношении субъектов малого и среднего бизнеса влечет снижение уровня доверия предпринимателей к государству и уход предпринимательского бизнеса в «тень», формирует у предпринимателей «психологию временщиков», а также сводит на «нет» все те планируемые положительные эффекты от реализуемых мер государственной поддержки.

В современной экономической ситуации предпринимательство должно играть роль активной созидательной силы российского общества, стать внутренним ресурсом долгосрочного экономического роста, повышения благосостояния и качества жизни населения и обеспечения национальной безопасности нашей страны.

Ключевыми проблемами и факторами, ограничивающими процессы развития, предпринимательским сообществом и экспертами выделено:

• Проблемы с нахождением и выходом на рынки сбыта продукции.

• Нестабильность законодательства.

• Высокое налоговое бремя.

• Высокие издержки предпринимательства, связанные с прохождением разнообразных административных процедур.

• Нарушения прав предпринимателей со стороны контролирующих и регулирующих государственных органов.

• Высокая стоимость капитала и низкая доступность финансирования.

Основными важнейшими факторами, способными обеспечить развитие предпринимательских структур, можно обозначить государственную поддержку и государственное регулирование.

Сегодня государство стремится занять активную позицию в решении вопросов развития предпринимательского сектора России. Сформирована система государст-

венной поддержки предпринимательской деятельности, состоящая из таких элементов, как:

• система нормативно-правового обеспечения поддержки предпринимательства;

• система институтов - созданы специализированные структуры государственного аппарата, призванные обеспечивать реализацию государственной политики, регулирование деятельности и развитие предпринимательских структур, а также управление инфраструктурой поддержки предпринимательской деятельности;

• инфраструктура поддержки предпринимательской деятельности, включающая совокупность коммерческих и некоммерческих организаций с различной долей участия государства, основная цель которых - реализация программ государственной поддержки предпринимательских структур в целях их стратегического развития;

• начиная с 2015 года действует новая модель предоставления субсидий (рис. 2), разработанная в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2014 г. № 999 и рекомендациями Счетной палаты.

Основным инструментом реализации государственной политики в сфере развития предпринимательства в настоящее время являются программы развития разных уровней - федеральные, региональные, отраслевые и муниципальные.

Вторым, но не менее весомым фактором, способствующим развитию предпринимательских структур в России, является государственное регулирование, цель которого состоит в формировании специальных условий, способных обеспечить нормальное функционирование экономической системы в целом и стабильное участие отечественных предпринимательских структур в международных экономических процессах и получение от этого оптимальных выгод. Государственное регулирование в сфере развития предпринимательства в нашей стране включает в себя следующие направления деятельности:

• обеспечение правового базиса функционирования предпринимателей, а также защиты их интересов за счет разработки, принятия и контроля за законодательством;

• установление приемлемого уровня бюрократического контроля и прямых форм вмешательства в предпринимательскую деятельность;

• формирование условий для свободной конкуренции, контроль за соблюдением правил добросовестной конкурентной борьбы.

Современное позиционирование государственной власти в отношении малого и среднего предпринимательства сформулировано в Послании Президента РФ Федеральному Собранию России от 4 декабря 2014 г.: «Добросовестный труд, частная собственность, свобода предпринимательства - это такие же базовые консервативные ценности, как патриотизм, уважение к истории, традициям, культуре своей страны. Все мы хотим одного - блага России. И отношения бизнеса и государства должны строиться на философии общего дела, на партнерстве и равноправном диалоге...» [7].

Совет Федерации Государственная Дума

Рисунок 2. Модель предоставления субсидий МСП в РФ Источник: составлено автором

1 марта 2018 года Владимир Путин в очередном Послании к Федеральному собранию отметил ключевые моменты, которые отражают основные направления государственной политики в отношении малого и среднего предпринимательства в ближайшем будущем:

• пространственное развитие России за счет широкого внедрения передовых технологий и материалов в строительстве, современных архитектурных решений, использования цифровых технологий в работе социальных объектов, общественного транспорта, коммунального хозяйства. «Всё это послужит формированию в России массового, деятельного среднего класса» [14];

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• снижение процентных, ипотечных ставок, повышение доступности кредитования бизнеса;

• снижение давления на бизнес, уменьшение количества проверок за счет перевода системы контроля и надзора на риск-ориентированный подход;

• поддержка инноваций и предпринимательства, использование технологии «распределенного реестра», что позволит по-новому организовать производственные процессы, финансовые услуги и логистику;

• использование современных сервисов для бизнеса, упрощение налоговой отчетности;

• продвижение современных профессиональных кадров на государственной и муниципальной службе, в бизнесе, в экономике, науке, на производстве, во всех сферах;

• создание благоприятной среды для стартапов, для быстрого внедрения новых разработок в производство за счет «удобной инфраструктуры, комфортных налоговых режимов, защиты интеллектуальной собственности, технического регулирования и венчурного финансирования» [14].

нормы развития предпринимательских структур

В качестве основного индикатора, позволяющего отследить изменение современного подхода в реализации политики государства в вопросах развития предпринимательства, а также оценить результаты реализации мер государственной поддержки предпринимательства, предлагается использовать показатель численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, которая в соответствии со стратегическими планами государства в данной области должна вырасти с 19 до 25 млн человек к середине следующего десятилетия, при этом вклад малого бизнеса в ВВП должен приблизиться к 40%.

заключение

Методологические основы систематизированы и представлены в таблице.

Таблица

методологический базис развития предпринимательских структур региона

Элементы содержание

Характеристики развития Повышение эффективности предпринимательской деятельности. Рост прибыльности предпринимательской деятельности. Диверсификация, расширение рыночной ниши и выход на новые рынки. Внедрение инновационных техники и технологий в предпринимательскую деятельность. Выпуск новых товаров или услуг. Соблюдение современных требований и норм в сфере экологии, охраны труда, экономической и энергетической безопасности

Принципы развития Принцип системности. Принцип комплексности. Принцип целеориентирования. Принцип устойчивости развития. Принцип сбалансированного развития. Принцип адаптивности. Принцип инновационности

Ресурсы развития Ресурсная база, удовлетворяющая потребностям основной деятельности предпринимательской структуры. Ресурсы, необходимые для улучшения качественных и количественных показателей деятельности предпринимательской структуры. Источники развития и движущие силы, составляющие потенциал развития предпринимательской структуры

Условия развития Негативные условия: - структурный кризис, начавшийся в 2012 г.; - присутствие России на мировых рынках только за счет экспорта природных ресурсов, как следствие зависимость от конъюнктуры мировых сырьевых рынков; - ухудшение внешнеторговых условий, обусловленных, снижением цен на сырьевые, в большей степени энергетические ресурсы (нефть). Создание дополнительных условий участия страны на сырьевых рынках, связанных с введением санкций против России;

Продолжение табл.

Элементы Содержание

- девальвация рубля; - ужесточение денежно-кредитной политики и повышение стоимости кредитования; - снижение внутреннего спроса; - растущая геополитическая напряженность с марта 2014 г.; - политика антироссийских санкций и ответных мер; - существенное сокращение инвестиций. Позитивные условия: - разработка Минэкономразвития России отраслевых комплексов мероприятий по поддержке и развитию экономики в условиях санкций: разработка и реализация ФЦП развития отдельных отраслей; государственные инвестиции в развитие инфраструктуры; налоговая политика и таможенно-тарифное регулирование; меры поддержки малого и среднего предпринимательства; меры по поддержке финансового сектора, докапитализация банков; - значительное ослабление рубля и торговые ограничения придали небольшой импульс развития ряду обрабатывающих отраслей; - актуализация вопросов импортозамещения; - рост конкурентоспособности на внутренних рынках; активизация диверсификации российской экономики, и модернизации производства, обусловленные санкционной политикой

Факторы развития Сдерживающие развитие факторы можно разделить на группы: Финансово-экономические - высокая налоговая нагрузка; недостаток источников финансирования; депрессивность реального сектора как источника спроса; проблемы с нахождением и выходом на рынки сбыта продукции; неопределенность экономической обстановки; увеличивающиеся издержки на выработку конечной продукции; инфляционные ожидания; высокие транспортные расходы. Технико-технологические - моральное и физическое устаревание производственных мощностей, техники и технологии производства продукции и услуг. Организационные - ограниченный доступ к инфраструктуре; высокие издержки предпринимателей при прохождении административных процедур; нарушения прав предпринимателей со стороны контролирующих органов. Ресурсные - ограниченные материальные ресурсы; постоянный рост цен на все виды энергоресурсов. Экологические - усиление требований к экологичности производства и готовой продукции. Политические - нестабильность законодательства. Социальные - отсутствие профессиональной подготовки большинства предпринимателей; недостаток квалифицированного персонала. Способствующие развитию факторы: I. Система государственной поддержки включает элементы: 1. Систему законодательных и нормативно-правовых актов, нацеленных на поддержку развития предпринимательских структур. 2. Государственный аппарат, включающий в себя специализированные институциональные структуры, деятельность которых направлена на обеспечение реализации принятой государственной политики развития предпринимательства за счет регулирования деятельности и процессов развития предпринимательства, а также управления инфраструктурой поддержки предпринимательской деятельности.

Окончание табл.

Элементы содержание

3. Инфраструктуру поддержки предпринимательской деятельности, включающую совокупность коммерческих и некоммерческих организаций с различной долей участия государства, основная цель которых - реализация программ государственной поддержки предпринимательских структур в целях их стратегического развития. II. Государственное регулирование предполагает: 1. Обеспечение правовой основы предпринимательской деятельности, защиты интересов путем разработки, принятия и контроля за законодательством. 2. Снижение до приемлемых пределов контроля и прямых форм вмешательства в предпринимательскую деятельность. 3. Формирование условий для свободной конкуренции, контроль за соблюдением правил добросовестной конкурентной борьбы

Нормы развития Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства

Источник: составлено автором

Современные сложившиеся условия можно характеризовать как кризисные, хотя они и имеют ряд принципиальных отличий от кризиса 2008-2009 гг.: современные кризисные явления в экономике связаны, в первую очередь, с тем, что произошли принципиальные количественные и качественные изменения в технологическом укладе, а адекватные процессные и структурные сдвиги в предпринимательских структурах не произведены [8, 12] (Podlesnyh, Gonchaтov, Kuznetsov, 2012). Отсюда очевидно, что предпринимательские структуры должны развиваться и в интересах государства создать условия и содействовать изменению предпринимательских структур в соответствии с требованиями рынка [9].

Рассмотренные методологические положения позволят упорядочить и систематизировать внедрение изменений в организацию процесса развития предпринимательских структур. Если будет решена проблема устойчивого развития предпринимательских структур, то это во многом обеспечит перспективное развитие экономики России.

ИСТОЧНИКИ:

1. Асаул А.Н., Войнаренко М.П., Ерофеев П.Ю. Организация предпринимательской

деятельности. - СПб.: Гуманистика, 2004.

2. Бусыгин А.В. Предпринимательство: Основной курс. - М.: Инфра-М, 2006.

3. Дряхлов Н.И., Давыденко В.А., Юрченко И.Н. Эстетико-этические принципы в раз-

витии современного предпринимательства: теоретико-методологические аспекты // Социологические исследования, 1997. - № 11.

4. Ерохина О.В. Предпринимательская культура Российской империи // Альманах сов-

ременной науки и образования, 2009. - № 1-1.

5. Медков А.Д. Формирование механизма стратегического управления малым и сред-

ним предпринимательством на региональном уровне // Российское предпринимательство, 2014. - № 13(259).

6. Руденко МН., Аренков И.А. Эволюция форм интеграции предпринимательских

структур в условиях сетевой экономики // Маркетинг взаимодействия и экономика предпринимательства, 2015.

7. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской

Федерации от 4 декабря 2014 года. Kremlin.ru. [Электронный ресурс]. URL: http:// kremlin.ru/events/president/news/47173.

8. Подлесных В.И., Гончаров А.С., Кузнецов Н.В. Разработка проекта модернизации

предпринимательских структур. Структурная реорганизация. - СПб.: СПбНИУ ИТМО, 2012.

9. Россия поднялась в рейтинге. Gazeta. [Электронный ресурс]. URL: https://www.

gazeta.ru/business/2017/10/31/10965020.shtml.

10. Руденко М.Н. Государственная политика и развитие малого предпринимательства: тенденции и проблемы // Экономика и предпринимательство, 2016. - № 7(72).

11. Старкова Г.П., Клочко И.Л., Фалько Л.Ю. Инновационный подход к формированию ассортиментной политики предприятий малого и среднего бизнеса в сфере услуг // Современные проблемы науки и образования, 2012. - № 6.

12. Хабибуллин Р.И. Коллективное предпринимательство в России: к вопросу об организационно-экономических мерах поддержки становления и развития // Российское предпринимательство, 2016. - № 18. - doi: 10.18334/rp.17.18.36573.

13. Черников А.Н. Малое предпринимательство: сущность и предпосылки эффективного развития// Российское предпринимательство, 2012. - № 23(221).

14. Что значит Послание Владимира Путина для малого и среднего бизнеса. Gd.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gd.ru/articles/9740-chto-znachit-poslanie-vladimira-putina-dlya-malogo-i-srednego-bisnesa.

REFERENCES:

Asaul A.N., Voynarenko M.P., Erofeev P.Yu. (2004). Organizatsiya predprinimatelskoy deyatelnosti [Organizing business activities] SPb.: «Gumanistika». (in Russian).

Busygin A.V. (2006). Predprinimatelstvo: Osnovnoy kurs [Entrepreneurship: Basic course] M.: Infra-M. (in Russian).

Chernikov A.N. (2012). Maloe predprinimatelstvo: suschnost i predposylki effektivnogo razvitiya [Small business: the essence and prerequisites for effective development]. Russian Journal of Entrepreneurship. (23(221)). (in Russian).

Dryakhlov N.I., Davydenko V.A., Yurchenko I.N. (1997). Estetiko-eticheskie printsipy v razvitii sovremennogo predprinimatelstva: teoretiko-metodologicheskie aspekty [Aesthetic-ethical principles in the development of modern entrepreneurship: theoretical and methodological aspects]. Sociological Studies (Sotsiologicheskie Issledovaniia). (11). (in Russian).

Erokhina O.V. (2009). Predprinimatelskaya kultura Rossiyskoy imperii [Entrepreneurial culture of the Russian Empire]. Almanac of modern science and education. (1-1). (in Russian).

Khabibullin R.I. (2016). Kollektivnoe predprinimatelstvo v Rossii: k voprosu ob organizatsionno - ekonomicheskikh merakh podderzhki stanovleniya i razvitiya [Collective entrepreneurship in Russia: on the issue of organizational and economic measures to support formation and development]. Russian Journal of Entrepreneurship. 17 (18). (in Russian). doi: 10.18334/rp.17.18.36573.

Medkov A.D. (2014). Formirovanie mekhanizma strategicheskogo upravleniya malym i srednim predprinimatelstvom na regionalnom urovne [The formation of a strategic management mechanism of small and medium business at the regional level]. Russian Journal of Entrepreneurship. (13(259)). (in Russian).

Podlesnyh V.I., Goncharov A.S., Kuznetsov N.V. (2012). Razrabotka proekta modernizatsii predprinimatelskikh struktur. Strukturnaya reorganizatsiya [Development of the project of modernization of business structures. Structural reorganization] SPb.: SPbNIU ITMO. (in Russian).

Rudenko M.N. (2016). Gosudarstvennaya politika i razvitie malogo predprinimatelstva: tendentsii i problemy[Public policy and development of small business: trends and challenges]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (7(72)). (in Russian).

Rudenko MN., Arenkov I.A. (2015). Evolyutsiya form integratsii predprinimatelskikh struktur v usloviyakh setevoy ekonomiki [Evolution of the forms of entrepreneurial structures integration in a networked economy]. Marketing vzaimodeystviya i ekonomika predprinimatelstva. (in Russian).

Starkova G.P., Klochko I.L., Falko L.Yu. (2012). Innovatsionnyy podkhod k formirovaniyu assortimentnoy politiki predpriyatiy malogo i srednego biznesa v sfere uslug [Innovative approach to the formation of assortment policy of small and medium-sized businesses in the service sector]. Modern problems of science and education. (6). (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.