Научная статья на тему 'Прикладные аспекты формирования механизма обеспечения устойчивого развития малых и средних предпринимательских структур'

Прикладные аспекты формирования механизма обеспечения устойчивого развития малых и средних предпринимательских структур Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малые и средние предпринимательские структуры / устойчивое развитие / механизм обеспечения устойчивого развития / проблемы развития малого и среднего бизнеса. / small and medium-sized business structures / sustainable development / mechanism for sustainable development / problems of small and medium business development.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чемлякова Ася Дмитриевна

В статье рассмотрены роль и значение малых и средних предпринимательских структур в национальной экономике и определено, что одной из важнейших задач, стоящих перед ними сегодня, является не только обеспечение устойчивости функционирования каждой отдельно взятой предпринимательской структуры, но и устойчивое развитие всей их совокупности. В связи с этим разработан механизм обеспечения устойчивого развития системы малых и средних предпринимательских структур, а также рассмотрены прикладные аспекты его совершенствования. В ходе формирования такого механизма использован системный подход, заключающийся в представлении множества предпринимательских структур, осуществляющих свою деятельность на той или иной территории, в виде системы, взаимодействующей с внешней социально-экономической средой, являющейся составной частью систем более высокого порядка (например национальной экономики) и, в свою очередь, дифференцируемой на ряд подсистем. Применение системного подхода позволило перенести закономерности, справедливые для систем, принадлежащих к тем же классификационным группам, что и система малых и средних предпринимательских структур, на малое и среднее предпринимательство территории. Выделены наиболее важные группы проблем, препятствующих эффективной работе данного механизма на современном этапе. Предложены пути и алгоритмы разрешения проблем устойчивого развития малого и среднего бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чемлякова Ася Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLIED ASPECTS OF THE FORMATION OF THE MECHANISM FOR PROVIDING SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS STRUCTURES

The article examines the role and importance of small and medium-sized business structures in the national economy and determines that one of the most important tasks facing them today is not only to ensure the sustainability of each individual business structure, but also sustainable development of their entirety. In this regard, a mechanism has been developed to ensure a sustainable development of the system of small and medium-sized business structures, as well as the applied aspects of its improvement. In the course of the formation of such a mechanism, a systemic approach is used to represent a multitude of business structures operating in a particular territory in the form of a system interacting with the external social and economic environment that is an integral part of higher-order systems (e.g., a national economy) and, in turn, differentiable into a number of subsystems. The application of the system approach allowed us to transfer the regularities, according to the provisions of the general theory of systems, valid for systems belonging to the same classification groups as the ASNS system for small and medium-sized enterprises of the territory; has provided ample opportunities for describing and modelling the processes of its development. The most important groups of problems that prevent the effective operation of this mechanism at the present stage are identified. Ways and algorithms for solving the problems of sustainable development of small and medium-sized businesses are proposed.

Текст научной работы на тему «Прикладные аспекты формирования механизма обеспечения устойчивого развития малых и средних предпринимательских структур»

botki, proizvodstva, nakopleniya i primeneniya khimicheskogo oruzhiya i o ego unichtozhenii. (KZKhO) vstupila v silu 29 aprelya 1997 g. URL: http://www.un.org/ru.

3. Gelbrejt Dzh.K.E'konomicheskie teorii i celi obshchestva [Economic theories and goals of society]. M.: Progress, 1976. 408 s.

4. Dogovor o nerasprostranenii yadernogo oruzhiya. URL: http://helpiks.org/7-40154.html.

5. Ivanov V. V Amerike sporyat o yadernykh raskhodakh [Arguments about nuclear costs in America] // Gazeta armii. 2011. 25 noyabrya. URL: http://www.nvo.ng.ru/forces.

6. Kejns Dzh.M. Obshchaya teoriya zanyatosti, protsenta i deneg [General theory of employment, interest and money]. M.: Progress, 1978. 494 s.

7. Marks K., E'ngel's F. Sochineniya [Composition]. 2-e izd. T. 25. Ch. 2. M.: IPL, 1955-1974. 558 s.

8. Raskhody' Kitaya na oboronu v 2017 godu uvelichatsya na 7 protsentov. URL: lenta.ru/ news/2017/03/04/china.

9. Rossiya voshla v trojku stran s samy'mi

bolshimi voenny'mi raskhodami. URL: http://www. interfax.ru/russia/559735.

10. SamueTson P. Ekonomika. Vvodny'j kurs [Economics. Introductory course]. M.: Progress, 1964. 843 s.

11. Sakharov A.D. O radioaktivnoj opasnosti yadernykh ispy'tanij [On the radioactive danger of nuclear tests] (24 maya 1958 g.). URL: http://www. sakharov-archive.ru.

12. Sergienko O.A. Social'no-e'konomicheskie posledstviya nekontroliruemogo rosta anormalnykh dokhodov [Socio-economic impacts of an uncontrolled growth of abnormal income] // Vestnik RGGU. Seriya «E'konomika. Upravlenie. Pravo». 2015. № 2. S. 95-104.

13. Tugan-Baranovskij M.I. Osnovy' politi-cheskoj e konomii [Fundamentals of political economy]. SPb.: AO «Slovo», 1909. 771 s.

14. Cena yadernoj dubinki - Rosbalt. 2017. 8 dek. URL: http:// www.rosbalt.ru/world.

15. E'nergetika: istoriya, nastoyashchee i budushchee. URL: http://energetika.in.ua/ru.

СЕРГИЕНКО Ольга Александровна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и инноватики. Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Казань. E-mail: sergienko_kki@mail.ru.

ХВАЛЕВА Наталья Васильевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и инноватики. Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Казань. E-mail: xvaleva@yandex.ru.

SERGIENKO, Olga A^androvna - Candidate of Science (Economics), Associate Professor of the Department of Economics and Innovation. Kazan Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Kazan. E-mail: sergienko_kki@mail.ru.

KHVALEVA, Natalya Vasilyevna - Candidate of Science (Economics), Associate Professor of the Department of Economics and Innovation. Kazan Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Kazan. E-mail: xvaleva@yandex. ru.

УДК 338.242

ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА

ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР

А.Д. Чемлякова

В статье рассмотрены роль и значение малых и средних предпринимательских структур в национальной экономике и определено, что одной из важнейших задач, стоящих перед ними сегодня, является не только обеспечение устойчивости функционирования каждой отдельно взятой предпринимательской структуры, но и устойчивое развитие всей их совокупности. В связи с этим разработан механизм обеспечения устойчивого развития системы малых и средних предпринимательских структур, а также рассмотрены прикладные аспекты его совершенствования. В ходе формирования такого механизма использован системный подход, заключающийся в представлении множества предпринимательских структур, осуществляющих свою деятельность на той или иной территории, в виде системы, взаимодействующей с внешней социально-экономической средой, являющейся составной частью систем более высокого порядка (например национальной

76

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2018. № 4(34)

экономики) и, в свою очередь, дифференцируемой на ряд подсистем. Применение системного подхода позволило перенести закономерности, справедливые для систем, принадлежащих к тем же классификационным группам, что и система малых и средних предпринимательских структур, на малое и среднее предпринимательство территории. Выделены наиболее важные группы проблем, препятствующих эффективной работе данного механизма на современном этапе. Предложены пути и алгоритмы разрешения проблем устойчивого развития малого и среднего бизнеса.

Ключевые слова, малые и средние предпринимательские структуры; устойчивое развитие; механизм обеспечения устойчивого развития; проблемы развития малого и среднего бизнеса.

A.D. Chemlyakova. APPLIED ASPECTS OF THE FORMATION OF THE MECHANISM FOR PROVIDING SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS STRUCTURES

The article examines the role and importance of small and medium-sized business structures in the national economy and determines that one of the most important tasks facing them today is not only to ensure the sustainability of each individual business structure, but also sustainable development of their entirety. In this regard, a mechanism has been developed to ensure a sustainable development of the system of small and medium-sized business structures, as well as the applied aspects of its improvement. In the course of the formation of such a mechanism, a systemic approach is used to represent a multitude of business structures operating in a particular territory in the form of a system interacting with the external social and economic environment that is an integral part of higher-order systems (e.g., a national economy) and, in turn, differentiable into a number of subsystems. The application of the system approach allowed us to transfer the regularities, according to the provisions of the general theory of systems, valid for systems belonging to the same classification groups as the ASNS system for small and medium-sized enterprises of the territory; has provided ample opportunities for describing and modelling the processes of its development. The most important groups of problems that prevent the effective operation of this mechanism at the present stage are identified. Ways and algorithms for solving the problems of sustainable development of small and medium-sized businesses are proposed.

Keywords: small and medium-sized business structures; sustainable development; mechanism for sustainable development; problems of small and medium business development.

Система малых и средних предпринимательских структур (далее - МСПС), выступая в роли одного из важнейших компонентов отечественной экономики, выполняет целый ряд основополагающих функций, с одной стороны, агрегируя в себя большинство из множества экономических процессов, протекающих в национальном экономическом пространстве, а с другой - обеспечивая преимущественную долю совокупной налоговой базы страны. Кроме того, система МСПС может рассматриваться в качестве фундаментального социального явления, обеспечивающего доходом большую часть экономически активной доли населения и обуславливающего уровень его жизни [5].

В связи с этим значение данной системы в жизни общества и государства, формировании социально-экономического климата внутри страны и совокупности транснациональных взаимодействий сложно переоценить, а задачи обеспечения устойчивого и эффективного ее функционирования, совершенствования и развития, бесспорно, являются одними из наиболее приоритетных. Между тем текущее состояние системы МСПС в России не является удовлетворительным, а наблюдаемые здесь с

момента его возникновения тенденции не позволяют прийти к сколь-либо обоснованному выводу о динамичном и адекватном рыночным изменениям развитии этой системы. Данное обстоятельство служит актуализации исследований в указанной области и, что особенно важно, разработке адаптированных к отечественным социально-экономическим условиям и во многом уникальных методических приемов, направленных на обеспечение устойчивого развития функционирования и развития системы МСПС.

Механизмом обеспечения устойчивого развития системы МСПС называется объединенная общими задачами система элементов, дополняющих друг друга функционально, и в этом качестве призванная посредством оказания воздействий на значимые в контексте целей устойчивого развития факторы внешней и внутренней среды предпринимательства такое развитие обеспечивать [2]. При этом под устойчивым развитием малых и средних предпринимательских структур, на наш взгляд, можно понимать такое целенаправленное изменение отдельных составляющих ее частей и всей системы в целом, которое отвечает, во-первых, некоторым предварительно

установленным целям развития (например росту основных экономических показателей), а во-вторых, соответствует требованию устойчивости, т.е. обладает возможностями к преодолению негативных последствий влияния факторов, способных такому развитию помешать, и имеет достаточный запас функциональной надежности по отношению к стохастическим возмущениям вне- и внутрисистемной экономики.

В связи с этим очевидно, что среди принципиально значимых для улучшения текущей ситуации МСПС в России задач, стоящих перед процедурами формирования и дальнейшего совершенствования такого механизма, можно выделить:

- формулирование и обоснование предполагаемых к достижению целей развития малого и среднего предпринимательства;

- выделение и ранжирование проблем, стоящих перед малыми и средними предпринимательскими структурами как таковыми и процессами его развития;

- формирование системы алгоритмов и методических приемов, направленных на последовательное разрешение таких проблем, и, как следствие, достижение целей развития малого и среднего бизнеса.

Существующая практика государственного регулирован™ предпаинимательского сектора экономики, к сожалению, не всегда отвечает необ одимому уровню последовательности и упорядоченности принимаемых в этом направлении действий, что, на наш взгляд, является

следствием недостаточности внимания, оказываемого выделению и типизации проблем, имеющих место в данной области.

Между тем формулировка таких проблем и осуществление их ранжирования по уровню развития национальной предпринимательской среды представляется нам процессом достаточно ординарным, не требующим использования сколь-либо сложных методов формализации и соответствующего математического аппарата. Данный процесс, по всей видимости, должен производиться покатегориально, а выделение соответствующих проблем опираться на некоторые, предварительно установленные их классы, относящиеся к разным уровням представления системы МСПС.

Пользуясь приведенными выше определениями устойчивого развития и механизма его обеспечения для системы малых и средних предпринимательских структур, можно предложить следующую классификацию проблем устойчивого развития предпринимательства в Российской Федерации (рис. 1). Здесь в качестве каждой из проблем выступает отличие между необходимым для эффективного функционирования и развития системы МСПС состоянием такой системы и окружающего ее cсоиолвнo-экономического пространства и их текущим состоянием.

Следует отметить, что приведенная на рис. 1 классификация проблем устойчивого развития системы МСПС, в общем-то являясь

Проблемы устойчивого развития малых и средних предпринимательских структур

I

Внутрисистемные

Структурные

Функциональные

Недостаточное число субъектов малого и среднего предпринимательства

Низкий уровень культуры управления, маркетинга и общей законопослушности

Низкое качество субъектного • состава сектора малых и средних предпринимательских структур Низкий уровень профессионализма ключевых специалистов субъектов малого и среднего предпринимательства

Недостаточное число и низкая активность тематических объединений субъектов малого и среднего предпринимательства

Недостаточная технологическая и инновационная оснащенность

Внешней среды

Несовершенство налогового, таможенного и антимонопольного законодательства

Недостаточный уровень государственной инициативы в разработке и осуществлении программ поддержки предпринимательства

Недостаточная технологическая и инновационная оснащенность взаимодействующих с малым и средним предпринимательством государственных органов

Отсутствие здоровой конкуренции на многих внутренних рынках, в области государственных закупок

Рис. 1. Классификация аростаем устойчявош развитм оaоыx и срвдних пpeдвpинияaтeльcкиx струкеур I! России

достаточно условной, тем не менее позволяет дифференцировать нуждающиеся в модификации элементы системы, а также определить наиболее значимые для успешного достижения этой системой целей аспекты ее внешней среды. Данное обстоятельство позволяет установить взаимосвязи, существующие между отдельными типами проблем, и произвести их ранжирование согласно степени важности для эффективности функционирования малых и средних предпринимательских структур.

Главными проблемами устойчивого развития системы МСПС, на наш взгляд, являются такие ее внутренние структурные проблемы, как недостаточное число субъектов малого и среднего предпринимательства и низкое качество его субъектного состава.

Экстраполяция результатов наблюдения за состоянием и свойствами предпринимательских систем в развитых странах позволила

прийти к выводу о том, что количественный состав субъектов малого и среднего предпринимательства является одним из фундаментальных факторов, определяющих не только стабильность этого сектора в целом, но и динамизм протекающих в нем процессов, его взаимодействие с внесистемным пространством, его развитие. Практическим результатом данного вывода стало определение минимально необходимого для устойчивого развития малого и среднего предпринимательства России числа его субъектов (так называемой «критической численности»), которое для отечественных условий по разным оценкам колеблется от 5 до 7 млн ед. против 2,5 млн субъектов малого и среднего бизнеса, осуществляющих свою деятельность на сегодняшний день [1].

Данное обстоятельство, вне всяких сомнений, является одной из основных причин имеющего сегодня место неустойчивого состояния

в случае существенного изменения регулируемой системы в результате воздействия

Поэлементная оценка существующего в системе МСПС и механизме обеспечения ее устойчивого развития положения; выявление проблем, снижающих эффективность системы и мешающих достижению целей развития; составление исчерпывающего перечня таких проблем

в случае

невозможности или нецелесообразности решения проблемы

|на этапе генерации ""

управляющего

воздействия

Классификация проблем, установление взаимосвязей между ними и эффективностью функционирования и развития системы МСПС; осуществление ранжирования проблем по степени приоритета их решения и их важности для достижения поставленных целей

в случае, если в результате воздействия возникли побочные проблемы

I

Поиск путей решения каждой из выделенных ранее групп проблем, выбор конкретных методических приемов реализации таких путей (на данном этапе целесообразно использование зарубежного опыта и самое широкое применение инновационных подходов)

Выработка и реализация управляющих воздействий, направленных на поэтапное (начиная с обладающих максимальным приоритетом) решение поставленных задач

« неудовлетворительно»

Комплексная оценка результатов применения управляющих воздействий как по отношению к системе МСПС, так и к механизму обеспечения ее устойчивого развития

«удовлетворительно»

Анализ причин низкой эффективности предпринятых мер воздействия, внесение соответствующих корректив

Обновление сведений о состоянии системы МСПС и механизма обеспечения устойчивости ее развития с учетом внесенных изменений. Переход к следующей по уровню приоритета проблеме

Сохранение и систематизация результатов анализа в единой информационной базе в пригодном для дальнейшего учета и применения виде

<-

Рис. 2. Блок-схема решения проблем функционирования и развития системы МСПС

системы МСПС в России, что предполагает первостепенную важность решения указанной базовой проблемы.

С другой стороны, достаточно очевидным является и тот факт, что такой характеризующий систему МСПС показатель, как ее численный субъектный состав, не способен существовать сам по себе, изолированно от целого ряда других факторов, отражающих общие параметры национальной экономики, конкурентоспособность малого и среднего бизнеса, насыщенность внутренних и внешних рынков, социально-политические тенденции и пр. Таким образом, преобразования в этой области должны производиться комплексно и заключать в себя согласованное оздоровление всех перечисленных выше аспектов национальной экономики.

Решение всех прочих отраженных на рис. 1 групп проблем может быть осуществлено в соответствии с алгоритмом, представленным на рис. 2. Такой алгоритм имеет вложенную рекурсивную архитектуру, включающую в себя последовательное исполнение ряда блоков, реализацию информационно-аналитических процедур (оценка текущего состояния системы, ее состояния после осуществления сгенерированного управляющего воздействия и отличий, появившихся в результате), выделение и классификацию существующих проблем, их ранжирование по степени важности решения каждой из них.

На стадии комплексной оценки результатов применения выработанных в течение предыдущих этапов работы алгоритма управляющих воздействий, направленных на разрешение той или иной проблемы, производится выявление алгоритма, вектор которого обуславливается результатами оценки эффекта от применения таких воздействий: в случае неудовлетворительности такового производится анализ причин низкой эффективности конкретной совокупности управляющих воздействий и «откат» на стадию поиска новых вариантов решения проблемы; при его удовлетворительности (достижении основных целей воздействия в необходимой степени) осуществляется переход к решению проблемы, имеющей следующий приоритет.

Данный алгоритм может использоваться для организации действий, направленных на разрешение проблем, существующих во внешней и во внутренней средах системы МСПС; совершенствование задействованных в обеспечении устойчивого развития этой системы механизмов, устранение имеющих здесь место противоречий и дисбаланса. Следует, однако, отметить, что архитектура схемы принятия решений о необходимости осуществления тех

или иных модификаций в рассматриваемых системах, целеполагания и выработки совокупности конкретных управляющих воздействий может несколько видоизменяться в зависимости от уровня решения и сложности решаемых с ее помощью задач.

Так, многие из представленных на рис.1 групп проблем могут быть решены лишь с использованием комплексного и системного подходов, предполагающих не только различные уровни вложенности систем, с позиции возможности которых такие проблемы рассматриваются, но и взаимную согласованность мер, принимаемых на каждом из этих уровней между собой. Данное обстоятельство свидетельствует о необходимости наличия единого координирующего центра, обеспечивающего систематический мониторинг и всестороннюю оценку ситуации, существующей в малых и средних предпринимательских структурах; накопление ретроспективных сведений о наличествовавших здесь тенденциях и последствиях примененных ранее корректирующих процедур, а также синхронизацию производимых на различных уровнях регуляционных воздействий на систему МСПС и окружающее ее социально-экономическое пространство.

С учетом этого становится очевидным, что основополагающая роль в повышении уровня стабильности малых и средних предпринимательских структур в национальном масштабе и формировании в надлежащей степени эффективного механизма обеспечения устойчивого развития данной системы должна исполняться соответствующими государственными институтами.

Список литературы

1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ (ред. от 27.11.2017 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КднсульмлрмПлюс».

2. Бобкова Г.Б. Методическое обеспечение формирования механизма устойчивого развития малых предпринимательских структур: дис. ... канд. экон. наук. М., 2011. 163 с.

3. Малый и средний бизнес в России: основные тенденции развития: монография / Д.В. Антикв [и др.]. Красноярск: Науч.-инновац. центр, 2012.160 с.

4. Малый и средний бизнес как фактор развития российской экономики: монография / О.В. Артемова [и др.]. Челябинск: Фомдходожрик, 2014. 155 с.

5. Филобокова Л.Ю. Система регулирования развития малого предпринимательства в регионе: концепция, стратегия, инструментально-методический аппарат: дис. ... д-ра экон. наук. Ростов н/Д., 2008.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

LOrazvitiimalogoisrednegopredprinimaterstva v Rossijskoj Federatsii [On the development of small and medium-sized business in the Russian Federation]: feder. zakon ot 24.07.2007 g. № 209-FZ (red. ot 27.11.2017 g.). Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy' «Konsul'tantPlyus».

2. Bobkova G.B. Metodicheskoe obespechenie formirovaniya mexanizma ustojchivogo razvitiya malykh predprinimatelskikh struktur [Methodical support of the formation of the mechanism of sustainable development of small business structures]: dis. ... kand. e'kon. nauk. M., 2011. 163 s.

3. Maly'j i srednij biznes v Rossii: osnovny'e tendentsii razvitiya [Small and medium business in

Russia: the main development trends]: monografiya / D.V. Antipov [i dr.]. Krasnoyarsk: Nauch.-innovats. tsentr, 2012. 160 s.

4. Maly'j i srednij biznes kak faktor razvitiya rossijskoj ekonomiki [Small and medium business as a factor in the development of the Russian economy]: monografiya / O.V. Artemova [i dr.]. Chelyabinsk: Fotokhudozhnik, 2014. 155

5. Filobokova L.Yu. Sistema regulirovaniya razvitiya malogo predprinimatel'stva v regione [The system of regulation of small business development in the region]: concept, strategy, instrumental and methodological apparatus: kontseptsiya, strategiya, instrumental no-metodicheskij apparat: dis. ... d-ra e'kon. nauk. Rostov n/D., 2008.

ЧЕМЛЯКОВА Ася Дмитриевна - аспирант. Российский государственный гидрометеорологический университет. Россия. Санкт-Петербург. E-mail: chemlyakova89@mail.ru.

CHEMLYAKOVA, Asya Dmitrievna - Postgraduate Student. Russian State Hydrometeorological University. Russia. Saint-Petersburg. E-mail: chemlyakova89@mail.ru.

УДК 339.972

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Е.В. Школьник

В статье исследуются последовательность и основные положения документов, в которых формулировались стратегические задачи развития малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) в России. Раскрыты принципы вновь принятой стратегии развития этого сектора экономики до 2030 г. Обоснована необходимость обеспечения взаимосвязи государственных мер поддержки МСП со структурной реформой экономики в целом. Рассмотрены целевые группы государственной поддержки, предложено дополнить их перечень группой промышленных предприятий, работающих на внутренний рынок и играющих важную роль в увеличении доли обрабатывающих производств в экономике. Раскрыты институциональные новации в развитии маркетинговой и информационной поддержки МСП. Дан анализ целевых индикаторов стратегии МСП и факторов, влияющих на создание условий их достижения. Рассмотрены принципы, на которых основана государственная система поддержки малого и среднего предпринимательства в рамках реализации долгосрочной стратегии МСП. Раскрыты препятствия и риски достижения прорыва в развитии МСП. Сформулированы направления дальнейшего формирования благоприятной среды развития предпринимательской деятельности для достижения целевых индикаторов стратегии развития малого и среднего предпринимательства в долгосрочной перспективе.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство; стратегия развития; принципы стратегии; риски; государственная поддержка.

E.V. Shkolnik. STRATEGIC PLANNING IN THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES

The article examines the sequence and main provisions of the documents that formulate the strategic objectives of SME development in Russia. The principles of the newly-adopted strategy for the development of this sector of the economy until 2030 are disclosed. The need to ensure the relationship of government measures to support SMEs with the structural reform of the economy as a whole is demonstrated. Target groups for state support are requested to complement the list of group of industrial companies operating on the domestic market and playing an important role in increasing the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.