Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ПРЕДПРИЯТИИ СЕРВИСА И ТОРГОВЛИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ПРЕДПРИЯТИИ СЕРВИСА И ТОРГОВЛИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
73
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕРВИС / ТОРГОВЛЯ / ЭКОСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ / КОНЦЕПЦИЯ / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Энглези Виктория Юрьевна

В статье разработан концептуальный подход к развитию предприятий сервиса и торговли в условиях цифровизации, социально-экономический эффект от реализации которого на микроуровне связан с последовательной и эффективной трансформацией бизнес-моделей, обеспечивающих достижение цифровой зрелости, а на макроуровне - с ростом благосостояния общества, повышением качества жизни населения в результате создания конкурентоспособной потребительской ценности товаров и услуг при помощи современных цифровых технологий. В основу предложенной разработки положен экосистемный подход, который трансформирует функции предприятий сервиса и торговли, обеспечивая формирование конкурентных преимуществ, основанных на цифровых моделях и инструментах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL APPROACH TO THE DEVELOPMENT OF SERVICE AND TRADE ENTERPRISES IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION

The article develops a conceptual approach to the development of service and trade enterprises in the conditions of digitalization, the socio-economic effect of the implementation of which at the micro level is associated with the consistent and effective transformation of business models that ensure the achievement of digital maturity, and at the macro level - with the growth of the welfare of society, improving the quality of life of the population as a result of the creation of competitive consumer value of goods and services. services with the help of modern digital technologies. The proposed development is based on an ecosystem approach that transforms the functions of service and trade enterprises, ensuring the formation of competitive advantages based on digital models and tools.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ПРЕДПРИЯТИИ СЕРВИСА И ТОРГОВЛИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

DOI 10.47576/2949-1878_2023_9_51 УДК 338

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ПРЕДПРИЯТИЙ СЕРВИСА И ТОРГОВЛИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Энглези Виктория Юрьевна,

ассистент кафедры бухгалтерского учета, Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского (ДОННУЭТ), г. Донецк, ДНР, Россия, e-mail: viktoriya0745@mail.ru

В статье разработан концептуальный подход к развитию предприятий сервиса и торговли в условиях цифровизации, социально-экономический эффект от реализации которого на микроуровне связан с последовательной и эффективной трансформацией бизнес-моделей, обеспечивающих достижение цифровой зрелости, а на макроуровне - с ростом благосостояния общества, повышением качества жизни населения в результате создания конкурентоспособной потребительской ценности товаров и услуг при помощи современных цифровых технологий. В основу предложенной разработки положен экосистемный подход, который трансформирует функции предприятий сервиса и торговли, обеспечивая формирование конкурентных преимуществ, основанных на цифровых моделях и инструментах.

Ключевые слова: сервис; торговля; экосистемный подход; цифровизация; цифровые платформы; концепция;концептуальный подход.

UDC 338

CONCEPTUAL APPROACH TO THE DEVELOPMENT OF SERVICE AND TRADE ENTERPRISES IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION

Englezi Victoria Yurievna,

Assistant of the Accounting Department, Donetsk National University of Economics and Trade named after Mikhail Tugan-Baranovsky (DONNUET), Donetsk, DNR, Russia, e-mail: viktoriya0745@mail.ru

The article develops a conceptual approach to the development of service and trade enterprises in the conditions of digitalization, the socio-economic effect of the implementation of which at the micro level is associated with the consistent and effective transformation of business models that ensure the achievement of digital maturity, and at the macro level - with the growth of the welfare of society, improving the quality of life of the population as a result of the creation of competitive consumer value of goods and services. services with the help of modern digital technologies. The proposed development is based on an ecosystem approach that transforms the functions of service and trade enterprises, ensuring the formation of competitive advantages based on digital models and tools.

Keywords: service; trade; ecosystem approach; digitalization; digital platforms; concept; conceptual approach.

Сегодня механизмы цифровизации определяют как глобальную конкурентоспособность страны, так и конкурентоспособность отдельных отраслей, предприятий. Происходящие изменения затрагивают потенциальных потребителей товаров и услуг, меняя их поведенческие характеристики, соответственно предприятия сервиса и торговли как самые приближенные к потребителю должны адаптироваться в соответствии с новыми трендами.

В условиях глобализации, интернационализации и широко масштабной цифровой трансформации экономики и сферы услуг возникает качественно новый экосистемный подход к развитию предприятий сервиса и торговли.

Так, например, Е. В. Шкарупета и Д. Н. Бар-чурин отмечают, что именно экосистемный подход является лучшим ответом на растущую сложность современного общества, а понятие «экосистема» заимствовано из попу-ляционно-экологической или эволюционной теорий, которые понимают под экосистемой биологические системы взаимодействующих организмов, размещенных в одну среду обитания [1].

П Б. Клейнер указывает, что в настоящее время социально-экономические экосистемы на основе системной парадигмы являются центральным элементом социально-экономического ландшафта стран [2].

А. Б. Георгиевский определяет следующие факторы-драйверы возникновения и развития экосистемного подхода:

- технологические драйверы (наличие базовых технологий, дизайн и функциональность которых связана с совместной разработкой ценностей, конкурентными преимуществами);

- институциональные драйверы (установление правил и стандартов для организации совместной деятельности);

- контекстуальные драйверы (учет непрерывно изменяющихся внешних условий среды функционирования) [3].

М. В. Чараева к факторам развития платформ и финансовых экосистем на региональном уровне относит: низкие барьеры для входа в экосистему; уровень развития цифровой экономики в регионе; запросы пользователей (поставщиков и покупателей услуг) на использование цифровых техно-

логий по принципу «единого окна», когда платформы внутри экосистемы предлагают максимально возможное количество услуг; консолидация финансовых активы, которые позволяют финансовым организациям создавать новые ИТ-продукты и уникальные технологии [4].

По мнению Л. А. Раменской, теоретическим базисом возникновения и развития концепции экосистем являются организационная экология (исследование системы предприятия и его окружение), неоинституциональная теория (изучает отличительные черты предприятия и институциональная необходимость их существования) и теория динамических способностей предприятия (саморегуляция, самоорганизация) [5].

Вместе с тем Л. А. Раменская предполагает, что обоснованием применения префикса «эко-» в метафоре «экосистема» является понятие ойкос (от греч. - оТкод), то есть эконо -мическая единица, которая при взаимодействии с внешней средой обеспечивает свою деятельность ресурсами с целью максимизации экономической выгоды, и «система» как совокупность взаимосвязанных элементов, функционирующих как единое целое, так как экосистема имеет отличие от классической системы предприятия - наличие модульности с координацией и совместным использованием комплементарных ресурсов и компетенций [5].

Экосистемный подход проник в агломерационное взаимодействие на региональном уровне (национальные, отраслевые, муниципальные экосистемы), отраслевом (экосистемы сервиса, ритейла, финансовые и другие), а также по видам деятельности:

- экосистема бизнеса (взаимодействие системы предприятия с окружающей средой);

- инновационная экосистема (как взаимозависимые акторы взаимодействуют с целью создания и коммерциализации инновационных проектов);

- предпринимательская экосистема (изучение закономерностей создания новых предприятий, развитие предпринимательства, доступ к ресурсам и рынкам и т. д.) [5].

Типология экосистем в пространственно-временном критерии содержит в себе: корпоративную экосистему (enterprise ecosysem), экосистему цепочки создания ценности (value chain ecosystem), межотраслевую экосистему

(cross-industry ecosystem) и межсекторальную экосистему (cross-sector ecosystem) [3].

A. А. Кобылко отмечает три подхода к определению экосистемы:

- как технологическая платформа для поставщиков товаров и услуг;

- как объединение товаров и услуг одной или нескольких организаций в комплексный цифровой сервис (механизм сотрудничества);

- как совокупность (объединение) предприятий [6].

B. А. Карпинская провела экономический анализ экосистемной концепции и предлагает выделять два подхода к определению: экосистема как группа организаций и как система взаимосвязанных технологий [7].

По мнению О. А. Лукиновой, экосистем-ный подход основывается на формировании определенной среды (площадки, платформы) для генерирования и реализации инноваций с помощью интеграции ресурсов, знаний, информации, технологий, компетенций с целью повышения производительности внутри организации, в цепочке поставщиков и между отраслями, а также устойчивому развитию каждого из участников экосистемы [8].

При этом на международном уровне отмечены различные подходы к определению цифровых экосистем:

- в США используют инфраструктурное и регулирующее определение (например, доступ к сети «Интернет» и его правовые основы использования), а также в контексте содержательных компонентов (цифровые технологии, которые используют для предоставления товаров и услуг);

- в Великобритании под цифровыми экосистемами понимают субъектов предпринимательской деятельности, которые используют цифровые технологии («гейткиперы») и платформы, как частные регуляторы, которые обеспечивают связь между бизнесом и потребителями;

- в Евросоюзе также выделяют платформы и участников платформ (поставщики и потребители услуг, «гейткиперы»);

- в КНР составляющими цифровой экосистемы являются платформы, операторы платформ, участники платформ (пользователи);

- в России выделяют инфраструктуру и правила работы рынков, регуляторов (го-

сударство и органы власти) и гейткиперов, участников и операторов платформ (потребители товаров и услуг, контрагенты) [9].

На наш взгляд, исследованные подходы и дефиниции понятий «экосистема» и «цифровая экосистема» имеют общий постулат - применение экосистемного подхода на уровне предпринимательских структур предполагает создание потребительской ценности на основе технологической платформы, консолидации усилий, объединения ресурсов и компетенций нескольких предприятий (акторов многостороннего рынка) с учетом принципов саморегулирования внутри экосистемы, что позволит достигать поставленных целей и получить максимальную выгоду каждому предприятию цифровой экосистемы (например, для платформы и участника платформы - в виде рентабельности, конкурентоспособности и финансовой стабильности, а для потребителей товаров и услуг - удовлетворение потребностей), что обусловливает положительный синергетический эффект на экономический рост и развитие отрасли и страны.

В свою очередь, создание потребительской ценности в экосистеме реализуется с помощью методологии и методик архитектуры и проектирования структуры предприятий сервиса и торговли, реинжиниринга, реорганизации и т. п., а также на основе Data Driven Decision Making (англ. «решения, основанные на данных» - подход к управлению, который опирается на знания и выводы, полученные на основе больших данных, в противоположность принятию решений руководствуясь интуицией), что позволяет участникам взаимодействия по принципу «win-win» восполнять недостаток дефицитных для экосистемы (или ее подсистем) пространственно-временных и энергетических ресурсов [10].

Ученые «McKinsey Quarterly» выделяют три архетипа экосистем (траектории создания и развития ценности):

Архетип 1: Развитие основного бизнеса за счет партнерства или создание экосистемы с нуля (предприятия сервиса и торговли в этом архетипе извлекают выгоду из увеличения доходов от основных товаров и услуг и использования платформы, финансируемой продавцами).

Архетип 2: Расширение сети и портфолио на платформе, получение доходов от новых

товаров, когда предприятия этого архетипа извлекают выгоду из более высокой пожизненной ценности клиента и могут получать прибыль из многих источников, включая новые товары и услуги, финансируемые клиентами, использование платформы, финансируемое продавцами, и монетизацию данных, финансируемую третьими сторонами.

Архетип 3: создание комплексного решения для обслуживания бизнес-клиентов и повышения операционной эффективности. Предприятия, которые оптимизируют свою существующую инфраструктуру и технологии, а затем предлагают их другим компаниям, создают новые потоки доходов и снижают свои операционные расходы за счет эффекта масштаба [11].

Основополагающие императивы и постулаты экосистемного подхода к развитию предприятий сервиса и торговли позволяют сделать вывод, что закономерность их возникновения и содержания основаны на принципах не только общей теории систем, теории сложных систем, архитектуры организации и т.д., но и включает в себя data-подходы цифровой экономики.

Резюмируя проведенное исследование теоретических основ экосистемного подхода, следует отметить ряд конкурентных преимуществ для предприятий сервиса и торговли, которые с целью цифровой траектории развития их деятельности основывают бизнес-модели на экосистемном подходе.

Основными преимуществами являются:

- рыночные (благодаря торговле на мар-кетплейсах и агрегаторах услуг, получение доступа к широкой потребительской аудитории, прозрачность коммуникаций с поставщиками, партнерами и клиентами);

- финансовые (сокращение издержек на решение бизнес-задач, снижение расходов и, как следствие, рост доходов);

- инновационные (цифровые ресурсы помогают следовать актуальным тенденциям, особенно в тех отраслях, где платформы еще не получили широкого распространения);

- ресурсные (бизнес-пользователи платформенных решений получают доступ к широкому ассортименту товаров/услуг, информационным, финансовым и трудовым ресурсам);

- возможность создания собственных (малых) цифровых платформ с целью организа-

ции логистики и коммуникаций с потребителями и поставщиками;

- управленческие (использование цифровых технологий в HR-области делает подбор персонала максимально эффективным и быстрым, позволяет бизнесу нанимать квалифицированных специалистов на разных этапах работы, использовать краудсорсинговые платформы) [12].

В результате исследования сущности и содержания структурных элементов экоси-стемного подхода к развитию предприятий сервиса и торговли разработан соответствующий концептуальный подход, который базируется на предыдущих исследования ([1317]) (рис. 1).

Структуру предложенной разработки составляют элементы, сгруппированные в рамках теоретического, аналитического, методического и практического блоков.

Теоретический блок связан с обоснованием субъектов, объектов, предмета, основных категорий и теорий, а также фундаментальными положениями экосистемного подхода, который представляет интерес для исследуемой нами проблематики.

В свою очередь, аналитический блок направлен на:

- исследование зарубежного опыта развития предприятий сервиса и торговли в условиях цифровизации экономики;

- анализ современных особенностей деятельности предприятий сервиса и торговли в Российской Федерации;

- аналитический обзор проблем развития предприятий сервиса и торговли ДНР в условиях цифровизации.

По нашему мнению, результаты исследования современных особенностей деятельности зарубежных предприятий сервиса и торговли и критический анализ проблемных аспектов отечественных предприятий являются базисом для разработки механизма цифровизации предприятий сервиса и торговли Донецкой Народной Республики, а также научно-методического подхода к оценке финансовой устойчивости для целей циф-ровизации предприятий сервиса и торговли, который позволит максимально адаптироваться предприятиям к условиям «гипермас-штабируемой» цифровой трансформации бизнеса в республике и экономики страны в целом. Здесь также крайне уместным явля-

Концептуальный подход к развитию предприятий сервиса и торговли в условиях цифровизацни

О)

0

1

о

х

Ф

О ^

Ф

О О

ь

ф

0

СП

ш

1

л

%

л л

0

1

=1

о

<

I

>

Еаицдиш I ш

ОСыкш регу;иторн (государство и органы власти), гейткипгры и платформы, упстип и операторы тЛгфйрн ([штрсЁнтсшг н

услуг, КОШ |и|^||]1,| I

(Кипы: процесс рщыин» предприятий сервис« и торговли дуслоия): щ^рйнщш

/ Прыминпы, постулаты, импернявы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экосистем н ы й подход

ФУНКЦИИ, ил 411, ф|Шри-1|ПЙН|№1

Цель: рннпмни промршшгп серию и торговли а условиях

1П1|]||Ч1]|ИПП1И11 РЫ основе научна ...............им С1НЛСЛ1Ы ВАГЛЩОВ,

георстиЧССНП 11 "эипприн^ц'кл^ по.инженпП

Он' ||1'ь:г1,1 Иропеес рлнпиш предприя 1н1| сервиса 11 шргокш н УСЛОВИЯХ икфровнншт

Кя'тприи 1П1'|фми;1я ил ¡натрии. экОСнстета, илекгроиная торговля II т.д. Преяие?: тсорсппсскис, мстюллчссние, организационные, тсчкичсскне понажали по развитию предприятий сервиса и торговли в ^сювнях цифроеигацпи

I тории: |ш нСнйлыюЯ иганйинкп, ОбшеИ тСОрнн снстсч. чпогосториимсго ринка II т.д.

] [се.I'_■1.Н'Ь:IН|!С 1Яру$СЖ№ТООПЬП ^Р^ШЗИИЯ 11 [Ч-'Д! 1р| I :| I ш"<

сервиса к торговли 1« условиях ипфраннцнн зножшнки

Аналог) сиврсжнннх особсншктсА допсл^косш прел|рняп Щ| сервиса и торгами в Российский (Кдсрчшнн

Аналитический (нувпр пр00Д1Н р:1'ьктля нр^нфняшК ссрмка и торговли Л11Г в > словно инфроан ишш

I

МСЛЗШНШ 1В1|ф|КШИ МШШ 11р1М(1р>ИН 111Н СФрИНСН И КфВШИШ

Мл'гмнШ чгский о к

Мгнммкн: системная ывТйД&ЛОгия, мен кивки и платформенной тконтвикп, \т;цг вирововшя деятельности прсДПрНЧПШ. рШНЖПКНрШКс! И 1.Д.

11щ' I рг мент ы ; снсшшн'шровашше системы:: системы управления контентом. финансово-хо 1Ч1к* I венкой лея л е; 1ьносI ью и I д.

Мо.нми: диалектики развития предприятий сервиса и торговли в условиях цнфровнзации; влияния швфрошнишш №1 ратат пй В1рСДВВрИЯВ1ВН ССрНПСН И юршн. вн . и I К'ВВКМ урПННЯ фнНйНЁОВйЛ УСТОЙЧИВОСТИ

предприятии сервиса 11 торговли для целей цнфроигзацнн и т.д.

Примгш Ч1*£ Щ/Н У /УК

Реал изация \1ехашвчма [[нфровичаци и предприятии сервиса и торговли

Разработка и а у4 г но «ч етодв 5 ■ гее кого подходи к оценке финансовой УСТОЙЧИВОСТИ дня ЦСДСЙ ЩсфрОИН-КШИИ ЛрвдПрШШЗЙ СЁрВНСЙ и гирь шли

Моделирование архккктошки щи^ююто паспорта предприятий сервнсин [npiois.ni

Результат: развитие предприятий сервиса и торговли в условиях иифровнзлции

Рисунок 1 - Концептуальный подход к развитию предприятий сервиса и торговли в условиях цифровизации (авторская разработка)

СП СП

ется разработка рекомендаций по составлению цифрового паспорта для предприятий сервиса и торговли, чему должно быть уделено обстоятельно внимание в перспективных исследованиях.

Кроме того, предложенный концептуальный подход имеет ряд преимуществ, среди которых важное значение имеют результативность и положительный синергетический социально-экономический эффект на уровне субъектов хозяйствования (реализация подхода позволит предприятиям последовательно и эффективно трансформировать свои бизнес-модели, обеспечивая достижение цифровой зрелости, конкурентоспособности, финансовой устойчивости и рентабельности) и на республиканском уровне (развитие отечественных предприятий сервиса и торговли обусловит рост благосостояния общества, повышение качества жизни населения в результате создания конкурентоспособной

потребительской ценности товаров и услуг).

Таким образом, современные условия платформенной экономики требуют применения качественно нового концептуального подхода к развитию предприятий сервиса и торговли, которым является экосистемный подход. В процессе изучения теоретических основ экосистемного подхода были систематизированы основные подходы к определению понятий «экосистема» и «цифровая экосистема», базовые теории, факторы-драйверы возникновения, функции, принципы и постулаты. Результатом стала разработка концептуального подхода к развитию предприятий сервиса и торговли в условиях цифровизации, реализация которой направлена на достижение синергетического социально-экономического эффекта для всех субъектов экономики

Список литературы _

1. Шкарупета Е. В., Барчурин Д. Н. Концептуальные положения управления экосистемой к управлению потенциально экономическими системами в условиях цифровой трансформации // Организатор производства. 2020. № 3. С. 7-5.

2. Клейнер Г Б. Социально-экономические экосистемы в свете системной парадигмы // САвЭ/SAinE, 2018. URL: https://systemeconomics.ru/wp-content/uploads/005-014-SAvE%60-2018_Plenarnoe_Kleyner.pdf (дата обращения: 05.05.2023)

3. Георгиевский А. Б. Экосистемы российского ритейла: основные участники и индикаторы формирования // ЭКО. 2022. № 4 (574). С. 138-145.

4. Чараева М. В., Иналкаев А. А. Специфика моделей формирования отечественных финансовых экосистем // Финансовые исследования. 2021. № 4 (73). С. 47-55.

5. Раменская Л. А. Применение концепции экосистем в экономико-управленческих исследованиях // Управленец. 2020. № 4. С. 18-27.

6. Кобылко А. А. Функции управления в бизнес-экосистемах // ЭКО. 2021. № 8. С. 127-150.

7. Карпинская В. А. Экосистема как единица экономического анализа. URL: http://www.cemi.rssi.ru/publication/ sborniki/Kleiner/%D0%A1%D0%B1-%D0%9A%D0%BB%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D0%B5%D1%80-%D0%9A%D0 %B0%D1%80%D0%BF%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F.pdf (дата обращения: 05.05.2023).

8. Управление компаниями в рамках экосистемного подхода в цифровой экономике / О. А. Лукинова, Н. Д, Писаренко, О. А. Апалихина, Н. В. Плужникова // Финансовые рынки и банки. 2023. № 2. С. 29-34.

9. Цифровые экосистемы в России: эволюция, типология, подходы к регулированию: отчет // Институт экономической политики имени Е. Т. Гайдара. URL: https://www.iep.ru/files/news/Issledovanie_jekosistem_Otchet.pdf. (дата обращения: 10.05.2023)

10. Цифровая экономика: концептуальная архитектура экосистемы цифровой отрасли / Ю. М. Акаткин, О. Э. Карпов, В. А. Конявский, Е. Д. Ясиновская // Бизнес-информатика. 2017. №4 (42). С. 17-28.

11. Экосистема 2.0: выход на новый уровень. URL: https://www.mckinsey.com/capabilities/mckinsey-digital/our-insights/ecosystem-2-point-0-climbing-to-the-next-level (дата обращения: 10.05.2023).

12. Орлова В. А., Васильковский С. А. Развитие бизнеса на цифровых платформах: экспресс-информация / Цифровая экономика // Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ, 2023. URL: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/820948305.pdf. (дата обращения: 10.05.2023).

13. Бессарабов В. О., Энглези В. Ю. К вопросу о цифровом паспорте предприятий сервиса и торговли // Первый экономический журнал. 2022. № 11 (329). С. 19-24.

14. Бессарабов В. О., Энглези В. Ю. Механизм управления цифровой трансформацией предприятий сервиса и торговли // Копирайт. 2023. № 1. С. 82-95.

15. Тумаков Е. А., Бессарабов В. О., Энглези В. Ю. Модель организационно-экономического механизма реинжиниринга бизнес-процессов торговых предприятий новых регионов Российской Федерации // Вестник Евразийской науки. 2023. Т. 15. № 3.

16. Бессарабов В. О., Энглези В. Ю. Научно-методический подход к оценке финансовой устойчивости предприятий сервиса и торговли в условиях цифровизации сферы услуг // Управленческий учет. 2G23. № 4. С. 2G-28.

17. Бессарабов В. О., Энглези В. Ю. О специфике финансовой устойчивости предприятий сферы услуг в условиях цифровизации экономики региона // Первый экономический журнал. 2G23. № 3 (333). С. 35-4G.

References _

1. Shkarupeta E. V., Barchurin D. N. Conceptual provisions of ecosystem management to the management of potentially economic systems in the conditions of digital transformation. Organizer of production. 2G2G. No. 3. Рp. 7-5.

2. Kleiner G. B. Socio-economic ecosystems in the light of the system paradigm. SAvE/SAinE, 2018. URL: https:// systemeconomics.ru/wp-content/uploads/GG5-G14-SAvE%6G-2G18_Plenarnoe_Kleyner.pdf (accessed: G5.G5.2G23).

3. Georgievsky A. B. Ecosystems of Russian retail: the main participants and indicators of formation. ECO. 2G22. No. 4 (574). Рp. 138-145.

4. Charaeva M. V., Inalkaev A. A. Specificity of models of formation of domestic financial ecosystems. Financial research. 2G21. No. 4 (73). Рp. 47-55.

5. Ramenskaya L. A. Application of the ecosystem concept in economic and managerial research. Manager. 2G2G. No. 4. Рp. 18-27.

6. Kobylko A. A. Management functions in business ecosystems. ECO. 2G21. No. В. Рp. 127-15G.

7. Karpinskaya V. A. Ecosystem as a unit of economic analysis. URL: http://www.cemi.rssi.ru/publication/sborniki/ Kleiner/%DG%A1%DG%B1-%DG%9A%DG%BB%DG%B5%DG%B9%DG%BD%DG%B5%D1%8G-%DG%9A%DG%BG%D1 %8G%DG%BF%DG%BB%DG%BD%D1%B1%DG%BA%DG%BG%D1%BF.pdf (accessed: G5.G5.2G23).

В. Management of companies within the ecosystem approach in the digital economy / O. A. Lukinova, N. D., Pisarenko, O. A. Apalikhina, N. V. Pluzhnikova. Financial markets and banks. 2G23. No. 2. Рp. 29-34.

9. Digital Ecosystems in Russia: Evolution, typology, approaches to regulation: report. E. T. Gaidar Institute of Economic Policy. URL: https://www.iep.ru/files/news/Issledovanie_jekosistem_Otchet.pdf. (accessed: 1G.G5.2G23)

1G. Digital economy: conceptual architecture of the ecosystem of the digital industry / Yu. M. Akatkin, O. E. Karpov, V. A. Konyavsky, E. D. Yasinovskaya. Business Informatics. 2G17. No. 4 (42). Рp. 17-28.

11. Ecosystem 2.0: reaching a new level. URL: https://www.mckinsey.com/capabilities/mckinsey-digital/our-insights/ ecosystem-2-point-G-climbing-to-the-next-level (accessed: 1G.G5.2G23).

12. Orlova V. A., Vasilkovsky S. A. Business development on digital platforms: Express information /Digital Economy. Institute for Statistical Research and Knowledge Economics (IIEZ) HSE, 2023. URL: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/ share/82G9483G5. pdf (accessed: G5/1G/2G23).

13. Bessarabov V. O., Englesi V. Yu. On the issue of the digital passport of service and trade enterprises. The First Economic Journal. 2G22. No. 11 (329). Рp. 19-24.

14. Bessarabov V. O., Englezi V. Yu. The mechanism for managing the digital transformation of service and trade enterprises. Copyright. 2G23. No. 1. Рp. 82-95.

15. Tumakov E. A., Bessarabov V. O., Englezi V. Yu. Model of organizational andeconomic mechanism of reengineering of business processes of trade enterprises of new regions of the Russian Federation. Bulletin of Eurasian Science. 2G23. Vol. 15. No. 3.

16. Bessarabov V. O., Englesi V. Yu. A scientific and methodological approach to assessing the financial stability of service and trade enterprises in the conditions of digitalization of the service sector. Managerial accounting. 2G23. No. 4. Рp. 2G-28.

17. Bessarabov V. O., Englesi V. Yu. On the specifics of financial stability of service sector enterprises in the conditions of digitalization of the region's economy. The first economic journal. 2G23. No. 3 (333). Рp. 35-4G.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.