Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР ТРАНСФОРМАЦИИ БИЗНЕС-МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР ТРАНСФОРМАЦИИ БИЗНЕС-МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
33
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / БИЗНЕС-МОДЕЛЬ / МОДУЛЬНОСТЬ / ПЛАТФОРМЕННОСТЬ / ЦИФРОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ЭКОСИСТЕМА / ЭКОСИСТЕМНАЯ АРХИТЕКТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гущина Оксана Михайловна, Аникина Оксана Владимировна

Цифровизация играет важную роль в достижении целей устойчивого развития предприятия, которые в настоящее время широко внедряют цифровые технологии, изменяют процессы для поддержки цифровых решений. Но чаще всего они делают это хаотично, в специальной манере, без всеобъемлющей структуры или стратегии. Поэтому ключевая проблема заключается в цифровой трансформации бизнеса, которая включает больше, чем устройства и программное обеспечение. Речь идет об организационных изменениях за счет использования цифровых технологий для существенного повышения производительности и конкурентоспособности. Авторы видят решение проблемы в изменении концептуального подхода к понятию цифрового предприятия через внедрение многоуровневой экосистемы конкуренции и развития экосистемной архитектуры. В данной работе исследуется как цифровизация бизнес-услуг изменяет бизнес-модель предприятия. Исследование показывает, что обновление и использование социальных сетей в корпоративных целях, наличие высокого уровня обучения цифровым инструментам оказывает положительное влияние на развитие бизнеса. Рассматриваются вопросы пространственного проектирования физических и виртуальных рабочих пространств, а также то, как цифровой контент, цифровые сервисы, сети и устройства работают совместно для обеспечения этих рабочих пространств. Авторы считают, что посредством модульной архитектуры и четкого представления о цифровом платформировании можно изменить экосистемную архитектуру предприятия. Это повлечет смену его бизнес-модели и обеспечит более высокую конкурентоспособность и производительность за счет повышения ценности собственного цифрового контента, соединений и предоставляемых цифровых услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION AS A FACTOR IN THE TRANSFORMATION OF THE ORGANIZATION'S BUSINESS MODEL

Digitalization plays an important role in achieving the goals of sustainable development of enterprises, which are now widely introducing digital technologies, changing processes to support digital solutions. But more often than not, they do it in a chaotic, ad hoc manner, without an overarching structure or strategy. The key challenge, therefore, is digital business transformation, which involves more than devices and software. It is about organizational change through the use of digital technology to dramatically improve productivity and competitiveness. The authors see the solution to the problem in changing the conceptual approach to the concept of a digital enterprise through the introduction of a multi-level ecosystem of competition and the development of ecosystem architecture. This paper explores how the digitalization of business services is changing the business model of an enterprise. The study shows that updating and using social media for corporate purposes, having a high level of training in digital tools, has a positive impact on business development. It examines the spatial design of physical and virtual workspaces and how digital content, digital services, networks, and devices work together to provide those workspaces. The authors believe that through modular architecture and a clear understanding of digital platforms, the ecosystem architecture of the enterprise can be changed. This will change its business model and provide greater competitiveness and productivity by increasing the value of its own digital content, connections and digital services provided.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР ТРАНСФОРМАЦИИ БИЗНЕС-МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ»

Азимут научных исследований: экономика и управление.

2021. Т.10 №4(37)p-ISSN: 2309-1762; e-ISSN: 2712-8482

ГУЩИНА Оксана Михайловна и другие ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР ТРАНСФОРМАЦИИ...

V7TK" Г©2021 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4.0

■> А14 • |(сс) VXJ С5у Tills is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/anie-2021-1004-0023 (https://creativecommons.org/iicenses/by-nc/4.o/)

ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР ТРАНСФОРМАЦИИ БИЗНЕС-МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ © Автор(ы) 2021 SPIN: 2503-0348 AuthorID 307236 ResearcherID: AAH-2987-2020 ORCID: 0000-0003-2381-8537 ScopusID: 57204597843

ГУЩИНА Оксана Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой

«Прикладная математика и информатика»

Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14, e-mail: g_o_m@tltsu.ru)

SPIN: 4972-9776 AuthorID: 770323 ORCID: 0000-0002-0676-0372

АНИКИНА Оксана Владимировна, кандидат технических наук, доцент кафедры «Прикладная математика и информатика» Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14, e-mail: blue-waterfall@yandex.ru) Аннотация. Цифровизация играет важную роль в достижении целей устойчивого развития предприятия, которые в настоящее время широко внедряют цифровые технологии, изменяют процессы для поддержки цифровых решений. Но чаще всего они делают это хаотично, в специальной манере, без всеобъемлющей структуры или стратегии. Поэтому ключевая проблема заключается в цифровой трансформации бизнеса, которая включает больше, чем устройства и программное обеспечение. Речь идет об организационных изменениях за счет использования цифровых технологий для существенного повышения производительности и конкурентоспособности. Авторы видят решение проблемы в изменении концептуального подхода к понятию цифрового предприятия через внедрение многоуровневой экосистемы конкуренции и развития экосистемной архитектуры. В данной работе исследуется как цифровизация бизнес-услуг изменяет бизнес-модель предприятия. Исследование показывает, что обновление и использование социальных сетей в корпоративных целях, наличие высокого уровня обучения цифровым инструментам оказывает положительное влияние на развитие бизнеса. Рассматриваются вопросы пространственного проектирования физических и виртуальных рабочих пространств, а также то, как цифровой контент, цифровые сервисы, сети и устройства работают совместно для обеспечения этих рабочих пространств. Авторы считают, что посредством модульной архитектуры и четкого представления о цифровом платформировании можно изменить экосистемную архитектуру предприятия. Это повлечет смену его бизнес-модели и обеспечит более высокую конкурентоспособность и производительность за счет повышения ценности собственного цифрового контента, соединений и предоставляемых цифровых услуг.

Ключевые слова: цифровизация, бизнес-модель, модульность, платформенность, цифровое предприятие, экосистема, экосистемная архитектура.

DIGITALIZATION AS A FACTOR IN THE TRANSFORMATION OF THE ORGANIZATION'S

BUSINESS MODEL

© The Author(s) 2021

GYSHCHINA Oksana Mihailovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of «Applied Mathematics and Computer Science»

Togliatti State University (445020, Russia, Samara Region, Togliatti, Belorusskaya st., 14, e-mail: g_o_m@tltsu.ru) ANIKINA Oksana Vladimirovna, candidate of technical sciences, associate professor of «Applied Mathematics and Computer Science»

Togliatti State University

(445020, Russia, Samara Region, Togliatti, Belorusskaya st., 14, e-mail: blue-waterfall@yandex.ru) Abstract. Digitalization plays an important role in achieving the goals of sustainable development of enterprises, which are now widely introducing digital technologies, changing processes to support digital solutions. But more often than not, they do it in a chaotic, ad hoc manner, without an overarching structure or strategy. The key challenge, therefore, is digital business transformation, which involves more than devices and software. It is about organizational change through the use of digital technology to dramatically improve productivity and competitiveness. The authors see the solution to the problem in changing the conceptual approach to the concept of a digital enterprise through the introduction of a multi-level ecosystem of competition and the development of ecosystem architecture. This paper explores how the digitalization of business services is changing the business model of an enterprise. The study shows that updating and using social media for corporate purposes, having a high level of training in digital tools, has a positive impact on business development. It examines the spatial design of physical and virtual workspaces and how digital content, digital services, networks, and devices work together to provide those workspaces. The authors believe that through modular architecture and a clear understanding of digital platforms, the ecosystem architecture of the enterprise can be changed. This will change its business model and provide greater competitiveness and productivity by increasing the value of its own digital content, connections and digital services provided.

Keywords: digitalization, business model, modularity, platform, digital enterprise, ecosystem, ecosystem architecture.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Растущая цифровизация, несомненно, повлияла на различные виды деятельности, включая бизнес-модели компаний (BM), открывая различные новые формы сотрудниче-

ства между компаниями и приводя к появлению новых продуктов и услуг, а также к новым формам отношений компании с клиентами и сотрудниками [1-3]. Хотя цифровизация является реальностью для компаний и способствует повышению стоимости, сравнительно небольшое количество исследований посвящены изу-

GYSHCHINA Oksana Mihailovna and others DIGITALIZATION AS A FACTOR IN THE...

Azimut of Scientific Research: Economics and Administration. 2021. T.10. №4(37)p-ISSN: 2309-1762; e-ISSN: 2712-8482

чению ее влияния на эффективность бизнеса в секторе услуг. Предприятия используют стратегии оцифровки на базе интернета для расширения или улучшения своего бизнеса [4]. В то же время цифровизация заставляет компании задуматься о своей текущей стратегии, а также систематически и на ранних этапах изучить новые возможности для бизнеса [5-7].

В данной работе проводится анализ того, как феномен цифровизации бизнес-услуг способствует их эффективности. Исследуется, как факторы цифровиза-ции влияют на изменение бизнес-модели предприятия через трансформацию конкуренции от стандартного представления до уровня экосистемы. Исследование показывает, что обновление и использование социальных сетей в корпоративных целях, наличие высокого уровня обучения цифровым инструментам оказывают положительное влияние на развития бизнеса.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Достаточно полный обзор направлений цифровиза-ции и путей трансформации бизнес-услуг разного типа можно найти в работах [8]. В зарубежных исследованиях [9, 10] освещены вопросы, как цифровые технологии вынудили малые и средние предприятия пересмотреть и поэкспериментировать со своими бизнес-моделями и как это способствует их инновационности и эффективности. В исследовании [2] автор фокусирует внимание на бизнес-поведении и новых возможностях деловой среды. В частности, анализируются новые методы ведения бизнеса в условиях цифровой трансформации и цифровой экономики, разбираются изменения в стратегии бизнеса, конкурентной борьбе, а также предлагаются новые возможности маркетинга и работы с клиентами. Авторами [1] представлены результаты статистического анализа показателей, характеризующих уровень использования информационных и коммуникационных технологий при управлении взаимоотношениями с потребителями на предприятиях. Выявлены ключевые барьеры, препятствующие цифровой трансформации логистической услуги, а также предложена содержательная структура внедрения CRM-си-стемы как инструмента управления взаимоотношениями с клиентами. В статье [9] выявлено, что современные бизнесы, активно использующие цифровые технологии, проявляют новые сетевые практики взаимодействия как внутри организации, так и с потребителями, сообществом и государственным регулированием, а также формируют эффективные бизнес-экосистемы.

Актуальность исследования. Несмотря на то, что исследования по цифровизации в контексте ВМ сейчас привлекают все большее внимание [10-12], пробел в исследованиях этой области все еще существует, поскольку количество эмпирических выводов ограничено.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи.

Целью данной статьи является исследование влияния цифровых технологий на трансформацию бизнес-модели организации для повышения качества предоставления услуг. Также необходимо определить какие цифровые решения нужно внедрить, разрабатывая цифровую стратегию для продвижения бренда и обслуживания. В качестве примера в статье рассматривается сфера гостиничного бизнеса.

Используемые в исследовании методы, методики и технологии.

Разработка цифровых решений возможна посредством множества технологий, влияющих на трансформацию бизнеса. От облачных вычислений до социальных сетей, мобильных вычислений и больших данных до появления интернета вещей - все это существенно меняет способы подключения корпоративных продук-

тов, услуг и зданий к более широкой экосистеме сетей и услуг предприятия.

В этой статье мы рассмотрим, как комплексный подход к использованию цифровых технологий влияет на развитие всех бизнес-процессов компании в целом, причем не только внутри предприятия, но и во взаимодействии с его клиентами или партнерами. Нами будет предложен подход формирования экосистемной архитектуры, основанной на цифровизации, для трансформации бизнес-модели организации.

Разрабатывая цифровую стратегию, необходимо рассматривать ее на каждом этапе пути бизнес-модели, которую пройдет клиент для получения требуемой услуги. Взаимодействие цифровых клиентов с цифровой организацией открывает новую перспективу для всех: это дает возможность узнать и понять новые решения, включая правовую базу и взаимодействие с различными организациями и устройствами [13].

В сфере гостиничного бизнеса отправной точкой является идея путешествия гостя-клиента, которая включает последовательность следующих процессов, как первого этапа получения услуги клиентом: генерирование мечты о путешествии, планирование, обеспечение ресурсов для путешествия, заказ тура. Затем выстраивается следующая цепочка событий: подготовка к путешествию - транспортировка к месту отдыха

- прибытие - собственно путешествие - отбытие домой

- возвращение. Для предприятия гостиничного бизнеса ключевым моментом в этой цепочке должна стать возможность получить отклик клиента о впечатлениях, которыми делятся клиенты. Гости-клиенты это могут сделать через социальные сети и другие формы для описания своего опыта. Таким образом, важно принимать во внимание все этапы пути клиента, начиная от самой идеи путешествия и заканчивая желанием клиента поделиться впечатлениями о путешествии.

Для начала нужно определиться, что делать с цифровыми технологиями, то есть понять, как они могут обеспечивать, совершенствовать и улучшать качество обслуживания гостей и поддерживать доходы в любой точке этого гостевого путешествия. Традиционно первый этап получения услуги клиентом происходит через веб-сайты, мобильные сайты и приложения, которые предоставляют возможность онлайн бронирования.

Реальность современного мира показывает, что мобильные и цифровые технологии изменились. Поскольку мобильный телефон - это пульт дистанционного управления людьми для всего мира, цифровые решения должны быть ориентированы на мобильные устройства и на то, как их можно использовать, чтобы превратить желания клиентов в путешествие. Все это говорит о том, что просто сайты и мобильные устройства в руках клиента не устраивают современные предприятия. Назрела необходимость построения цифрового предприятия, что включает создание цифровых технологических решений, которые могут поддерживать масштабируемость посредством модульной архитектуры и четкого представления о цифровом платфор-мировании. Цифровое предприятие по определению включает в себя бизнес-среду, поскольку мобильные и социальные сети, облако, аналитика данных, датчики и телекоммуникационные сети, что выходят за пределы четырех стен организации.

Модульность проявляется в цифровом контенте, устройствах и сервисах приложений, которые могут представлять собой совокупность сетевых устройств, сообществ социальных сетей и общего цифрового контента. Модульность является ключевой функцией, которая может масштабироваться за счет слабой связи для работы во многих телекоммуникационных сетях, мобильных устройствах и совместимых платформах операционных систем. Данная концепция лежит в основе цифрового бизнеса, поскольку он способен масштабироваться постепенно и часто быстро, чтобы

106

OECD: 5.02 Economics and business; ASJC: 2000; WoS Subject Categories: GY, PC

Азимут научных исследований: экономика и управление.

2021. Т.10 №4(37)p-ISSN: 2309-1762; в-КВЫ: 2712-8482

ГУЩИНА Оксана Михайловна и другие ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР ТРАНСФОРМАЦИИ...

охватить распределенных клиентов и предприятия. А идея цифровых платформ, таких как публичные облака, телекоммуникационные сетевые сервисы, торговые площадки мобильных приложений и инструменты повышения производительности корпоративных приложений обеспечивают совместную работу и вывод на рынок вокруг поддерживаемых платформой рынков.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Эффект модульности и платформенности потенциально развивает ряд основных стратегий цифровых предприятий [14]. Они представляют альтернативные траектории для цифровых дорожных карт [15] (рис.1):

• инкапсулированные сервисы, которые разрабатывают конкретные цифровые сервисы в рабочей области. Тематические исследования включают разработку мобильных приложений, датчиков данных, которые собирают и предоставляют услуги;

• слабосвязанные сервисы в рабочей области расширяются и включают больше цифровых сервисов. Тематические исследования, связанные с оцифровкой комнат, зданий и городов, включают несколько цифровых средств, которые предоставляют широкий спектр услуг для различных сообществ и отдельных лиц;

• расширение набора сервисных платформ, включающих масштабирование цифровых сервисов путем размещения и управления ими как цифровой платформой. В нескольких случаях, связанных с автомобилем, здравоохранением, розничной торговлей и гостиничным бизнесом, речь идет о создании цифровых платформ для совместной работы клиентов и партнеров по всей цепочке поставок.

4

Слабое сцепление -> Тенденции к работе с несколькими платформами сцепления

Инкапсулированные устройства

Самсусилива ющая ся масштабируемая архитектора

I -►

Развернуть на несколько доменов

ных сетях, которые происходят внутри и за пределами предприятия.

Цифровая трансформация предприятия включает переход конкуренции на уровень экосистемы, поддерживающей цифровую связь и влияние на цифровое предприятие. На рисунке 2 на примере гостиничного бизнеса показана структура перехода конкуренции цифрового предприятия на уровень экосистем.

Ориентация на платформу

Рисунок 1 - Модульность и платформа как основная практика для архитектуры цифрового предприятия Модульность и платформенность являются двумя ключевыми общими практиками, которые позволяют объединять цифровое рабочее пространство и цифровое предприятие, создавая дополнительные возможности взаимодействия. Они также обеспечивают еще одну ключевую особенность нескольких цифровых служб и устройств, заключающуюся в возможности работать на разных уровнях цифрового рабочего пространства, от небольших физических объектов до широких соединенных пространств. Тот факт, что многие датчики и большой объем программного кода также могут быть переносимыми и встроенными, означает, что цифровые технологии и цифровые услуги являются «кластерами», которые могут формировать вложенные системы.

Рассматривая возможности цифровых технологий в трансформации деятельности компаний, можно перейти на уровень экосистем, как вложенных системах в развитие предприятия. Данный уровень сможет показать трансформацию представления о конкуренции предприятия. Результатом цифровой активности в экосистеме при этом будет являться множество подключенных устройств, данных и событий в социаль-

Рисунок 2 - Переход конкуренции на уровень экосистем (на примере гостиничного бизнеса)

Это означает, что наряду с модульностью и платформой в сфере цифрового предприятия необходимо учитывать, как его собственная сеть ценностей цифрового контента, соединений и услуг работает с другими физическими и цифровыми предприятиями. Выделенные на рис. 2 экосистемные области должны учитывать, как работает цифровая бизнес-модель в более широком диапазоне цифровых рабочих пространств, которые, возможно, пересекают многие цифровые предприятия [16-17].

При определении цифровых экосистем [18-19] мы видим множество кластеров цифровых технологий, которые сами представляют системы систем. А значит, построение цифрового предприятия предполагает понимание концепции кластеров или группировки цифровых технологий и услуг и процессов, которые они создают. К ним мы будем относить:

• социальные кластеры - группы людей и сообществ внутри и вне предприятия;

• технологические кластеры - разнообразные цифровые технологии, контент и сервисы приложений. Технологические кластеры отражают, как конкретные задачи и процессы выполняются с помощью сочетания человека и технологии или чисто машинной автоматизации.

Для понимания того, как эти кластеры или экосистемы будут работать с цифровым предприятием, построим архитектуру цифрового предприятия. Это позволило ввести идею супер-набора архитектуры, который в данном исследовании мы называем экосистем-ной архитектурой, что, возможно, представляет собой более широкое видение системного проектирования за пределами классического представления корпоративной архитектуры (рис. 3).

Экосистемная архитектура представляет собой набор вложенных архитектур, которые вместе определяют цифровое предприятие и цифровые экосистемы, цифровую экономику и более широкий мир, в котором мы живем [20].

Понятие экосистемной архитектуры в данном исследовании больше касается кластеров цифровых услуг, которые представляют перспективу цифровой экосистемы. Здесь рассматриваются вопросы пространственного и временного проектирования физических и виртуальных рабочих пространств, а также то, как цифровой контент, цифровые сервисы, сети и устройства работают вместе для обеспечения этих рабочих пространств, то есть как это все влияет на трансформацию бизнес-модели предприятия в условиях цифро-визации бизнеса.

GYSHCHINA Oksana Mihailovna and others DIGITALIZATION AS A FACTOR IN THE...

Azimut of Scientific Research: Economics and Administration. 2021. T.10. №4(37) p-ISSN: 2309-1762; e-ISSN: 2712-8482

Рисунок 3 - Роль кластеров и появление экосистемной архитектуры

Модель экосистемной архитектуры, адаптируемой под бизнес, все чаще используется современными организациями, стремящимися к большей гибкости, адаптируемости и масштабируемости. Эта современная бизнес-модель, поддерживаемая разнообразными облачными программными экосистемами, обладает потенциалом создания огромной стоимости для бизнеса по сравнению с традиционной моделью [21].

ОБСУЖДЕНИЕ

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях.

В исследовании был предложен новый подход к трансформации бизнес-модели организации, который не просто ориентирован на использование цифровых технологий, а основан на внедрении экосистемной архитектуры. Это должно обеспечить повышение качественных характеристик производимой продукции и/или оказываемых услуг, так как позволит изменить сам подход к бизнес-моделированию деятельности компании.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования.

Таким образом, результаты исследования показали, что цифровые рабочие пространства могут охватывать несколько различных областей внутри и за пределами предприятия.

Рассмотренный в данной статье пример цифровой трансформации показывает, что успешная трансформация не только возможна, но и выгодна организации. Естественным образом, это требует хорошего понимания потребностей рынка, творческого подхода и системного подхода при внедрении новых решений. В то же время при выполнении этих условий можно рассчитывать на большее удовлетворение потребностей клиентов, улучшение позиционирования бренда и, что не менее важно, увеличение продаж.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении.

Цифровая трансформация предприятия за счет перевода его на уровень экосистем позволит представлять цифровые рабочие пространства как расширенные службы для развития рабочей области, что влечет за собой изменение бизнес-модели предприятия, ориентируя ее на внедрение экосистемной архитектуры, направленной на повышение производительности за конкурентоспособности предприятия. В дальнейшем предусматривается создание гибридного рабочего пространства, основанного не только на экосистемной архитектуре, но и использовании облачных технологий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Hryhorak M. Yu. Digital transformations of logistics customer service business models/M. Yu. Hryhorak, N. V. Trushkina, T. Popkowski, K. M. Molchanova // Intellectualization of Logistics and Supply Chain Management. 2020. № 1(1). P. 57-75.

2. Сафрончук М. В. Влияние цифровой трансформации на бизнес и деловую среду // Экономика и управление: проблемы, решения. 2018. Т. 3. № 2. С. 38-44.

3. Григорян А. А. Workforce management системы как инструмент цифровой трансформации бизнеса // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. 2020. Т. 17(4).

С. 187-194.

4. Teece D.J., Linden G. Business models, value capture, and the digital enterprise // J Org Design. 2017. № 6(1).

5. Bouwman H., Nikou S., Molina-Castillo J.F., ReuveM. The impact of digitalization on business models // Digital Policy, Regulation and Governance. 2018. V.20. P.105-124.

6. Темников А. О. Информация как основной источник инновации бизнес-моделей в условиях цифровой трансформации / А. О. Темников, М. В. Подшивалова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2020. Т. 14. № 3. С. 128-137.

7. Селиверстов Ю. И. Цифровая трансформация бизнеса субъектами малого и среднего предпринимательства как фактор роста конкурентоспособности /Ю. И. Селиверстов, А. А. Рудычев, Ю. А. Дмитриева // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2020. № 11-3. С. 531-539.

8. Романец И. И. Ключевые аспекты трансформации экономики в современных условиях //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. № 4(33). С. 310-313.

9. Zinina O. V. Business activity of agricultural enterprises. Problems and solutions / O. V. Zinina, Ju. A. Olentsova // Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2020. Vol. 9. № 4(33). P. 151-153.

10. Bouwman H. The impact of digitalization on business models / H. Bouwman, Sh. Nikou, F.J. Molina-Castillo and M. de Reuver //Digital policy, regulation and governanc. 2018. V. 20. № 2. P. 105-124.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Куимов В. В. Исследование концепции стратегического сценария комплексного развития бизнес-экосистем региона на основе цифровых моделей / В. В. Куимов, К. В. Симонов, Е. В. Щербенко [и др.] //Информатизация и связь. 2021. № 2. С. 30-45.

12. Корецкий А. С. Принципы формирования цифровой экосистемы управления процессами на основе бизнес-модели // Государственное управление. Электронный вестник. 2021. № 84. С. 221-240.

13. Marcin K. Digital Transformation of Business Models // Foundations of Management. 2018. V.10(1). P. 123-142.

14. Kukartsev V.V., Fedorova N.V., Tynchenko V.S., Bekusheva E.V., Gek D.K., Sokolovskiy N.V. The methodology for the development of enterprise competitive strategy // 1OP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2019. P 52078.

15. Schallmo D., Williams C., Boardman L. Digital transformation of business models — best practice, enablers, and roadmap // International Journal of Innovation Management. 2017. V. 21(1).

16. Паничкин Г. Ю. Построение цифровых платформ и экосистем корпорациями: российский опыт // Проблемы теории и практики управления. 2021. № 4. С. 128-142.

17. Габалова Е. Б. Особенности использования цифровых экосистем / Е. Б. Габалова, М. В. Волик // Актуальные вопросы современной экономики. 2021. № 1. С. 434-438.

18. Гилева Т. А. Разработка стратегии цифровой трансформации предприятия с учетом возможностей бизнес-экосистем / Т. А. Гилева, А. В. Бабкин, Г. А. Гилев // Экономика и управление. 2020. Т. 26. № 6(176). С. 629-642.

19. Лебедева А. С. Развитие экосистем банков на основе современных цифровых технологий /А. С. Лебедева, О. Е. Решетникова // Молодой ученый. 2020. № 52(342). С. 328-334.

20. Ruohomaa H., Salminen V. Ecosystem-Based Development on Managing Digital Transformation // Advances in Human Factors, Business Management and Leadership. Springer International Publishing. 2020. P.132-140

21. Hedges J., Furda A. The Emerging Role of the Ecosystems Architect // Software Engineering for Variability Intensive Systems. 2018. 1st Edition. 22 p.

Статья поступила в редакцию 10.07.2021 Статья принята к публикации 27.11.2021

108

OECD: 5.G2 Economics and business; ASJC: 2GGG; WoS Subject Categories: GY, PC

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.