Научная статья на тему 'МОДЕЛИРОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ НА РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ СЕРВИСА И ТОРГОВЛИ'

МОДЕЛИРОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ НА РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ СЕРВИСА И ТОРГОВЛИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛУГА / ПРЕДПРИЯТИЯ СЕРВИСА И ТОРГОВЛИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИИ И СИСТЕМЫ / ЦИФРОВАЯ ЗРЕЛОСТЬ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ И ЭКОСИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Энглези Виктория Юрьевна

В статье исследованы природа и характер влияния цифровизации на развитие предприятий сервиса и торговли через изучение их генезиса и современного состояния. Освещены ключевые направления цифровизации предприятий сервиса и торговли, а также современные вызовы для успеха в цифровой трансформации предприятий сервиса и торговли. Разработана модель влияния цифровизации на развитие предприятий сервиса и торговли, которая отражает значимость синхронизации уровня цифровой зрелости предприятия с темпами развития ИТ-рынка, которые являются элементами механизма цифровизации и обусловливают формирование цифровой экосистемы предприятия. Охарактеризованы информационные технологии и системы, платформы и сервисы электронной торговли. Предложена и визуализирована когнитивная модель восприятия цифровой экосистемы через сущность платформы и концепции многосторонних рынков. Обозначены преимущества и недостатки цифровой трансформации сферы услуг и предприятий сервиса и торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING THE IMPACT OF DIGITALIZATION ON THE DEVELOPMENT OF SERVICE AND TRADE ENTERPRISES

The article examines the nature and nature of the impact of digitalization on the development of service and trade enterprises through the study of their genesis and current state. The key directions of digitalization of service and trade enterprises are highlighted, as well as modern challenges for success in the digital transformation of service and trade enterprises. A model of the impact of digitalization on the development of service and trade enterprises has been developed, which reflects the importance of synchronizing the level of digital maturity of the enterprise with the pace of development of the IT market, which are elements of the mechanism of digitalization and determine the formation of the digital ecosystem of the enterprise. Information technologies and systems, platforms and services of electronic commerce are characterized. A cognitive model of perception of the digital ecosystem through the essence of the platform and the concept of multilateral markets is proposed and visualized. The advantages and disadvantages of the digital transformation of the service sector and service and trade enterprises are outlined.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИРОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ НА РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ СЕРВИСА И ТОРГОВЛИ»

Научная статья

УДК 338:004

doi: 10.47576/2949-1908_2023_3_31

МОДЕЛИРОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ НА РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ СЕРВИСА И ТОРГОВЛИ

Энглези Виктория Юрьевна

Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского (ДОННУЭТ), Донецк, ДНР, Россия, viktoriya0745@mail.ru

Аннотация. В статье исследованы природа и характер влияния циф-ровизации на развитие предприятий сервиса и торговли через изучение их генезиса и современного состояния. Освещены ключевые направления циф-ровизации предприятий сервиса и торговли, а также современные вызовы для успеха в цифровой трансформации предприятий сервиса и торговли. Разработана модель влияния цифровизации на развитие предприятий сервиса и торговли, которая отражает значимость синхронизации уровня цифровой зрелости предприятия с темпами развития ИТ-рынка, которые являются элементами механизма цифровизации и обусловливают формирование цифровой экосистемы предприятия. Охарактеризованы информационные технологии и системы, платформы и сервисы электронной торговли. Предложена и визуализирована когнитивная модель восприятия цифровой экосистемы через сущность платформы и концепции многосторонних рынков. Обозначены преимущества и недостатки цифровой трансформации сферы услуг и предприятий сервиса и торговли.

Ключевые слова: услуга; предприятия сервиса и торговли; информационное общество; цифровизация; технологии и системы; цифровая зрелость; цифровая трансформация; цифровые платформы и экосистемы.

Для цитирования: Энглези В. Ю. Моделирование влияния цифровизации на развитие предприятий сервиса и торговли // Прикладные экономические исследования. 2023. № 3. С. 31-39. https://doi.org/10.47576/2949-1908_2023_3_31.

Original article

MODELING THE IMPACT OF DIGITALIZATION ON THE DEVELOPMENT OF SERVICE AND TRADE ENTERPRISES

Englesi Victoria Yu.

Donetsk National University of Economics and Trade named after Mikhail Tugan-Baranovsky (DONNUET), Donetsk, DPR, Russia, viktoriya0745@mail.ru

Abstract. The article examines the nature and nature of the impact of digitalization on the development of service and trade enterprises through the study of their genesis and current state. The key directions of digitalization of service and trade enterprises are highlighted, as well as modern challenges for success in the digital transformation of service and trade enterprises. A model of the impact of digitalization on the development of service and trade enterprises has been developed, which reflects the importance of synchronizing the level of

digital maturity of the enterprise with the pace of development of the IT market, which are elements of the mechanism of digitalization and determine the formation of the digital ecosystem of the enterprise. Information technologies and systems, platforms and services of electronic commerce are characterized. A cognitive model of perception of the digital ecosystem through the essence of the platform and the concept of multilateral markets is proposed and visualized. The advantages and disadvantages of the digital transformation of the service sector and service and trade enterprises are outlined.

Keywords: service; service and trade enterprises; information society; digitalization; technologies and systems; digital maturity; digital transformation; digital platforms and ecosystems.

For citation: Englesi V. Yu. Modeling the impact of digitalization on the development of service and trade enterprises. Applied economic research, 2023, no. 3, pp. 31-39. https://doi.org/10.47576/2949-1908_2023_3_31.

Современные реалии цифровизации и глобализации финансово-экономического пространства любого государства подчеркивают необратимый процесс перехода из постиндустриального общества в информационное, которое отражается в социально-экономической трансформации и цифрови-зации всех бизнес-процессов национальной экономики путем развития такого фактора производства, как информация.

На сегодняшний день в цифровой экономике деятельность предприятий сервиса и торговли значительно влияет на показатели занятости населения и индекс производительности труда: если индекс первичного и вторичного сектора имеет относительно стабильные показатели, то именно индексы производительности труда предприятий сервиса и торговли имеют высокий динамизм и тенденцию стремительного роста.

Следовательно, необходимо выделить основные особенности и современное состояние предприятий розничной и оптовой торговли, а также предприятий сервиса, то есть оказывающих платные услуги. Так, прежде всего подчеркнем, что оборот предприятий розничной торговли в 1 квартале 2023 г. имеет тенденцию к снижению, что составляет 94,9 % (в сопоставимых ценах) к соответствующему периоду предыдущего года [1, с. 89].

Вместе с тем в 1 квартале 2023 г. отмечен рост на 13,4 % объемов продаж через Интернет в таких крупных и средних организациях, как OZON, WILDBERRIES и Ситилинк (удельный вес в общем объеме интернет-продаж -44,2 %). К тому же в 2022 г. оборот розничной

торговли более половины (55,7 %) формировался именно крупными и средними организациями (в 2021 г. - 56,1 %) [1, с. 91].

По данным INFOLine (аналитическое агентство), только объемы продаж топ-10 предприятий (организаций-ритейлеров) розничной торговли в 2022 г. увеличились на 15,9 %, что составило 8,9 трлн руб., а маркет-плейсы увеличились на 92 % в размере 2,03 трлн руб., что является рекордным ростом [2]. Представители крупнейших российский ритейлеров и динамика их выручки отражены на рис. 1.

Индекс предпринимательской уверенности (характеризует деловой климат в розничной торговле) повысился в I квартале 2023 г. по сравнению с предыдущем кварталом и составил 0 %. Менеджеры и управленцы организаций розничной торговли указывают, что основными ограничивающими факторами деловой активности в отрасли является низкий платежеспособный спрос и высокий уровень налогов [1, с. 91].

При этом динамика оборота организаций оптовой торговли имеет тенденцию к незначительному повышению: в марте 2023 г. -79,4 %, в марте 2022 г. - 78,4 %, что составило 93,1 % (в сопоставимых ценах) к марту 2022 г. [1, с. 104]. Что касается индекса предпринимательской уверенности в оптовой торговле, то в I квартале 2023 г. показатель составил (+1,8 %) по сравнению с (-15,3 %) в I квартале 2022 г. [1, с. 105]

В деятельности отечественных предприятий общественного питания (рестораны, кафе, бары и пр.) наблюдается положительная динамика оборота: в марте 2023 г. -

Рисунок 1 - Топ-10 крупнейших российских ритейлеров [2]

114,9 % (в сопоставимых ценах) к марту 2022 г. [1, с. 99]

Современное состояние и тенденции развития предприятий сервиса (гостиницы), которые оказывают платные услуги, также имеют положительную динамику: в марте 2023 г. - 104,2 % (в сопоставимых ценах) к марту 2022 г. [1, с. 100]

Индекс предпринимательской уверенности в сфере платных услуг в 1 квартале 2023 г. увеличился до -6 % по сравнению с -9 % в предыдущем квартале, а основными негативно воздействующими факторами на деловую активность предприятий сервиса, по мнению 64 % респондентов-руководителей, является неопределенность экономической ситуации, недостаточный спрос на платные услуги (отметили 44 % опрошенных руководителей), а также высокий уровень налогообложения (42 %) и недостаток финансовых средств (41 %) [1, с. 100].

Таким образом, анализ современного состояния и тенденции развития предприятий сервиса и торговли показал, что обороты предприятий торговли стремятся к снижению, как и количество офлайн-магазинов, при этом сохраняются тенденции к сетевой торговле (торговые объединения). Вместе с тем обороты электронной коммерции (онлайн-

продаж) предприятий сервиса и торговли стремительно увеличиваются, что указывает на масштабную цифровую трансформацию в сфере услуг.

На сегодняшний день во многих странах осуществляется имплементация концепций и стратегических программ цифровой трансформации (эволюция цифровизации отмечена на рис. 2).

Процесс цифровой трансформации экономики и общества имеет свое название и целевой вектор: в России - это цифровая экономика, в Германии - это «Индустрия 4.0», в США - это «Индустриальный интернет-консорциум», а в Японии - стратегия «Общество 5.0» [3], которая стала предпосылкой возникновения в 2017 г. в Ганновере (Германия) концепции «Индустрия 5.0» - промышленная революция, направленная на разработку и внедрение инноваций с целью обеспечения человеко-ориентированной, устойчивой и жизнеспособной промышленности [2].

В России сформирована национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» от 4 июня 2019 г. № 7, которая входит в реализацию указов Президента Российской Федерации: «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024

года» от 7 мая 2018 г. № 204 и «О национальных целях развития Российской Федерации

на период до 2030 года» от 21.07.2020 № 474 [2].

Рисунок 2 - Генезис цифровой трансформации экономики и общества (на основе [3], [4])

В рамках реализации национальной про- номической сферы государства (например, граммы отмечена тенденция цифровой «электронное государство», «умный город» и трансформации не только социально-эко- пр. [5]), но и цифровизации бизнеса и сферы

О (В

а п (В

а «

о а о

услуг в целом, которая влияет на развитие предприятий сервиса и торговли.

Согласно аналитическому отчету KMDA, отношение руководителей отечественных предприятий сервиса и торговли к цифрови-зации качественно изменилось, что повлияло на стремительный рост цифровой трансформации бизнеса и масштабное развитие ИТ-рынка, которые в совокупности определяют уровень цифровой зрелости предприятий [6].

Ключевыми направлениями цифровиза-ции предприятий сервиса и торговли на сегодняшний день являются цифровая трансформация бизнес-процессов, управление оцифрованными данными, а также управление клиентским опытом и создание омни-канальности (интеграция различных информационно-коммуникационных технологий и каналов в единую систему непрерывной коммуникации (онлайн-офлайн) с клиентом или потребителем с целью эффективного управления ценностью товаров и услуг) [6].

Однако несмотря на огромное количество компаний и ассортимент предлагаемых ИТ-систем и инструментов, российские предприятия сервиса и торговли столкнулись с проблемой - их цифровая инфраструктура и технологии значительно отстают от потребностей бизнеса.

Указанная проблема является своего рода каузальной атрибуцией, так как содержит дуализм причинно-следственной связи: цифровая зрелость предприятия как индикатор эффективности реализации стратегии цифровой трансформации предприятий сервиса и торговли зависит от функциональных возможностей цифровой инфраструктуры предприятия. В свою очередь, цифровая инфраструктура предприятия должна обеспечивать согласованность и своевременность реализации бизнес-процессов различного рода и направлений (в зависимости от потребительских запросов и параметров реализуемых товаров и услуг), когда требования и потребности бизнеса к цифровой инфраструктуре стремительно растут.

Именно асинхронность указанных аспектов создает разрыв в цифровой эволюции предприятий сервиса и торговли.

Другими словами, синхронизация уровня цифровой зрелости с темпами развития ИТ-рынка является главной задачей и особен-

ностью влияния цифровизации на развитие предприятий сервиса и торговли, модель которой продемонстрирована на рис. 3.

Соответственно, в первом блоке «Направления (сферы, этапы) цифровизации предприятия» (зеленый блок и зеленая шестеренка на рис. 3) автором предложены именно приоритетные направления цифровизации для отечественных предприятий сервиса и торговли, которые определяют уровень цифровой зрелости предприятия (оценка уровня развития предприятия на основе приоритетных вектором или сфер цифровой трансформации: цифровизация бизнес-процессов, управление на основе данных, цифровая инфраструктура, внедрение принципов кли-ентоцентричности, управление ценностью, поиск гипотез и разработка новых продуктов, цифровая культура и цифровое партнерство [6]).

В свою очередь, реализация ключевых направлений зависит от уровня развития ИТ-рынка (уровня удовлетворения потребностей бизнеса) и эффективности от применения ИТ-инструментов (оранжевый блок и оранжевая шестеренка на рис. 3). Важно отметить, что указанная взаимозависимость цифровой зрелости и развития ИТ-рынка является детерминантом цифровой эволюции и траекторией развития предприятий сервиса и торговли в синхронизированную цифровую экосистему.

Последствием решения указанной синхронизированной цифровой трансформации бизнеса (механизм взаимодействия шестеренок справа на рис. 3) становится тенденция к образованию цифровой экосистемы как единого информационного пространства, которое объединяет все элементы и субъекты экосистемы (производителей и потребителей товаров и услуг), сокращая транзакционные издержки в связи с исключением посредников из бизнес-процессов, обусловливая возможности для потребителя получить «единую точку доступа ко всех товарам и сервисным услугам в рамках этой экосистемы» [7, с. 224].

Достоверность и обоснованность значимости синхронизации цифровой зрелости предприятия и развитости ИТ-рынка, которые обусловливают формирование качественно нового экосистемного подхода к организации бизнес-модели предприятия, подтверждают

существующие цифровые экосистемы крупнейших игроков сферы услуг и торговли.

На сегодняшний день наиболее развитыми экосистемами являются цифровые экосистемы США и Китая: Google, Amazon, Apple, Microsoft, Tencent, Alibaba, Uber, Facebook, Airbnb и др.

Представителями российских цифровых экосистем являются: в сфере ритейла: X5 Retail Group, Ozon, Wildberries, Авито; в сфере IT и телекоммуникаций: Яндекс, VK, МТС, МегаФон; в сфере банкинга: Сбер, Тинькофф, ВТБ; в сфере цифрового партнерства «Сеть партнерств» (Газпромбанк) [8].

Вместе с тем, согласно данным отчета «Цифровые экосистемы в России», подготов -ленного Институтом экономической политики им. Егора Гайдара, по сравнению с международными экосистемами, крупнейшие российские цифровые экосистемы находятся на стадии зарождения или формирования по шкале эволюции экосистемы, что указывает на нереализованность потенциала развития (средняя чистая прибыль российской цифровой экосистемы в 60 раз меньше, чем у зарубежной) [9].

Рисунок 4 - Когнитивная модель восприятия цифровой экосистемы в современных

социально-экономических условиях

Возвращаясь к предложенной модели влияния цифровизации на развитие предприятий сервиса и торговли (рис. 3), которая подразумевает, что достаточный уровень цифровой зрелости предприятия (выполнение всех приоритетных направлений цифро-визации с условием синхронизации и интеграции всех сервисов предприятия) и выход на многосторонний рынок обусловливают создание цифровой платформы, которая обеспечивает жизнедеятельность цифровой экосистемы (рис. 4).

Цифровые платформы и экосистемы, базирующиеся на многостороннем рынке, как было указано, характеризуются большим количеством экономических субъектов, которые прямо взаимодействуют между собой и платформами, что одновременно затрудняет рыночные отношения и может обусловить ценовые искажения в результате максимизации количества сделок в среде цифровой платформы. В таких случаях возникает не-

обходимость не только во внутреннем саморегулировании конкурентной политики, но и внешнего вмешательства со стороны органов власти в виде реализации мероприятий, механизмов, проектов и инициатив по регулированию жизнедеятельности цифровых экосистем (на чем уже было акцентировано внимание в предыдущих исследованиях [1012]).

Таким образом, результаты исследования влияния цифровизации на развитие предприятий сервиса и торговли позволяют утверждать, что цифровая трансформация имеет важное значение для успешной и конкурентоспособной деятельности как предприятий сервиса и услуг, так и цифровой экономики государства в целом. Развитие информационных технологий, электронной коммерции и платформенной экономики, благодаря максимальному количеству преимуществ, обусловило цифровую траекторию развития предприятий сервиса и торговли.

Список источников

1. Мордасова Е. В. Современное развитие сервиса в России: проблемы и перспективы // Молодой ученый. 2019. № 3 (241). С. 194-196.

2. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» // Официальный сайт Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ (дата обращения: 05.05.2023).

3. Маркова В. Д., Кузнецова С. А. Стратегии развития экосистем: анализ российского опыта // СРРМ. 2021. № 3. С. 195-206.

4. Гутникова О. Н. Сущность торговых услуг и принципы организации торгового обслуживания // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2022. № 2. С. 21-28.

5. Кутузов Д. М. Инновации и их применение в сфере розничной торговли // Вестник науки. 2023. № 4 (61). С. 41-47.

6. Бобков А. В., Вологжанина А. Д. Эволюция традиционного формата розничной торговли как фактор обеспечения потребительской безопасности в продовольственном сегменте // Инновации и инвестиции. 2019. № 10. С. 315-321.

7. Управление компаниями в рамках экосистемного подхода в цифровой экономике / О. А. Лукинова, Н. Д, Писаренко, О. А. Апалихина, Н. В. Плужникова // Финансовые рынки и банки. 2023. № 2. С. 29-34.

8. Тренды и прогнозы по развитию рынка e-commerce в 2023 году / И. Кретов, М. Спиридонов, А. Макаров, И. Елпанов, Д. Григорьев // Сайт журнала Retail & Loyalty. URL: https:// retail-loyalty.org/articles/trendy-i-prognozy-po-razvitiyu-rynka-ecommerce-v-2023-godu/ (дата обращения: 05.05.2023).

9. Российские цифровые экосистемы: перспективы развития. URL: https://cdo2day.ru/ analytics/cifrovye-jekosistemy-v-rossii-perspektivy-razvitija/ (дата обращения: 05.05.2023).

10. Бессарабов В. О., Энглези В. Ю. К вопросу о цифровом паспорте предприятий сервиса и торговли // Первый экономический журнал. 2022. № 11 (329). С. 19-24.

11. Бессарабов В. О., Энглези В. Ю. Механизм управления цифровой трансформацией предприятий сервиса и торговли // Копирайт. 2023. № 1. С. 82-95.

12. Тумаков Е. А., Бессарабов В. О., Энглези В. Ю. Модель организационно-экономического механизма реинжиниринга бизнес-процессов торговых предприятий новых регионов Российской Федерации // Вестник Евразийской науки. 2023. Т. 15. № 3. URL: https://esj. today/03ecvn323.html (дата обращения: 15.07.2023).

References

1. Mordasova E. V. Modern development of service in Russia: problems and prospects. Young scientist. 2019. No. 3 (241). Pp. 194-196.

2. National Program "Digital Economy of the Russian Federation". Official website of the Ministry of Digital Development, Communications and Mass Communications of the Russian Federation. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858 / (accessed: 05.05.2023).

3. Markova V. D., Kuznetsova S. A. Ecosystem development strategies: analysis of Russian experience. SRRM. 2021. No. 3. Pp. 195-206.

4. Gutnikova O. N. The essence of trade services and the principles of trade service organization. Scientific notes of the V. I. Vernadsky Crimean Federal University. Economics and management.

2022. No. 2. Pp. 21-28.

5. Kutuzov D. M. Innovations and their application in the field of retail trade. Bulletin of Science.

2023. No. 4 (61). Pp. 41-47.

6. Bobkov A.V., Vologzhanina A.D. Evolution of the traditional format of retail trade as a factor of ensuring consumer safety in the food segment. Innovations and investments. 2019. No. 10. Pp. 315-321.

7. Management of companies within the ecosystem approach in the digital economy / O. A. Lukinova, N. D., Pisarenko, O. A. Apalikhina, N. V. Pluzhnikova. Financial markets and banks. 2023. No. 2. Pp. 29-34.

8. Trends and forecasts for the development of the e-commerce market in 2023 /1. Kretov, M. Spiridonov, A. Makarov, I. Elpanov, D. Grigoriev. Website of the Retail & Loyalty magazine. URL: https://retail-loyalty.org/articles/trendy-i-prognozy-po-razvitiyu-rynka-ecommerce-v-2023-godu (accessed: 05.05.2023).

9. Russian digital ecosystems: development prospects. URL: https://cdo2day.ru/analytics/ cifrovye-jekosistemy-v-rossii-perspektivy-razvitija / (date of reference: 05.05.2023).

10. Bessarabov V. O., Englezi V. Yu. On the issue of the digital passport of service and trade enterprises. The First Economic Journal. 2022. No. 11 (329). Pp. 19-24.

11. Bessarabov V. O., Englezi V. Yu. Mechanism of digital transformation management of service and trade enterprises. Copyright. 2023. No. 1. Pp. 82-95.

12. Tumakov E. A., Bessarabov V. O., Englezi V. Yu. Model of organizational and economic mechanism of reengineering of business processes of trade enterprises of new regions of the Russian Federation. Bulletin of Eurasian Science. 2023. Vol. 15. No. 3. URL: https://esj. today/03ecvn323.html (accessed: 07/15/2023).

Сведения об авторе

ЭНГЛЕЗИ ВИКТОРИЯ ЮРЬЕВНА - ассистент кафедры бухгалтерского учета, Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского (ДОННУЭТ), Донецк, Днр Pоссия, viktoriya0745@mail.ru

Information about the author

ENGLESI VICTORIA YU. - Assistant of the Accounting Department, Donetsk National University of Economics and Trade named after Mikhail Tugan-Baranovsky (DONNUET), Donetsk, DPR, Russia, viktoriya0745@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.