Научная статья на тему 'Концептуальный подход к конструированию креативно-оздоровительной деятельности в условиях дополнительного образования детей'

Концептуальный подход к конструированию креативно-оздоровительной деятельности в условиях дополнительного образования детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАНИЕ / КУЛЬТУРА / ЗДОРОВЬЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эйдельман Любовь Николаевна

Основными составляющими концептуального подхода к конструированию креативно-оздоровительной деятельности на общенаучном уровне являются исторический, системный и деятельностный подходы, на конкретно-научном культурологический, антропологический, синергетический подходы и на предметно-тематическом личностный, феноменологический, герменевтический, социологический и когнитивно-поведенческий подходы. Именно эти составляющие концептуального подхода могут показать, что образование, культура и здоровье представляют собой фундаментальную основу здоровьесберегающей системы, основной целью которой является формирование и укрепление здоровья ребёнка, а так же способны актуализировать педагогический потенциал танцевального искусства в реализации здоровьесберегающих технологий. Обобщая представленные подходы, необходимо отметить, что ни один из них не предстаёт в «чистом» виде, все они взаимосвязаны общим основанием творческой деятельностью обучающихся и педагогов, дополняют друг друга. Именно в таком процессе возможно получение нового знания об изучаемом предмете и научно-обоснованное конструирование креативно-оздоровительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Эйдельман Любовь Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual approach to designing of the creative and health-improving activity in the conditions of the additional education of children

The main components of the conceptual approach to designing of the creative and health-improving activity at the scientific level are historical, systematic and activity approach, on specific-scientific cultural, anthropological, and synergetic approach, to the subject-theme personal, phenomenological, hermeneutic, sociological and cognitive-behavioral approaches. Particularly these components of the conceptual approach may show that education, culture and health are the fundamental basis of the health-system, which main aim is to develop and promote the health of the child, as well as updates the pedagogical potential of dance art in the implementation of the health-technology. Summarizing the presented approaches, it should be noted that none of them appears in a "pure" form, they are all interrelated common base the creative work of students and teachers completing one another. In such process it is possible to obtain the new knowledge about the subject being studied and scientifically based creative and health-improving activity.

Текст научной работы на тему «Концептуальный подход к конструированию креативно-оздоровительной деятельности в условиях дополнительного образования детей»

office and fighting tasks", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 92, No. 10, pp. 30-35.

2. Bolotin, A.E. and Vasilyeva, V.S. (2013), "Requirement made to professional readiness of experts in protection in emergency situations", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 100, No. 6, pp. 15-21.

3. Bolotin, A.E. and Vasilyeva, V.S. (2013), "Pedagogical model of vocational training of experts in protection in emergency situations in higher education institution, with use of office activity in voluntary fire brigades", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 96, No. 2, pp. 14-19.

4. Bolotin, A.E. and Chistyakov V.A. (2013), "Structure and contents of the pedagogical concept of improvement of multilevel system of physical training in Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 35-41.

5. Bolotin, A.E. and Sivak A.N. (2013), "Typological signs of the educational environment necessary for effective professional development of cadets in higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 99, No. 5, pp. 16-21.

6. Bolotin, A.E. and Bukhanov A.V. (2013), "Structurally functional model of management of vocational training of staff of rescue formations of missile systems", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 103, No. 9, pp. 30-34.

7. Bolotin, A.E., Panchenko I.A. and Volkov, A.V. (2014), "Pedagogical model of ensuring physical readiness of staff of mine-rescue divisions", Theory and Practice of Physical Culture, No. 2, pp. 32-35.

8. Bolotin, A.E. and Skripachev S. A. (2014), "The factors defining need of rationing of training loading during occupations by physical training of cadets of higher education institutions of air defense", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 111, No. 5, pp. 17-21.

9. Zyukin, A.V. and Napalkov, Yu.A. (2014), "Indicators of readiness of cadets of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to fighting activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 111, No. 5, pp. 40-44.

10. Zyukin, A.V., Bolotin, A.E. and Napalkov, Yu.A. (2014), "Pedagogical model of formation of readiness of cadets of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to fighting activity with use of means of fire and physical preparation", Uchenye zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 112, No. 6, pp. 75-79.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 20.01.2015.

УДК 796.011

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К КОНСТРУИРОВАНИЮ КРЕАТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Любовь Николаевна Эйдельман, кандидат педагогических наук, Негосударственное образовательное учреждение «Учебный центр фитнеса «Натали»,

Санкт-Петербург

Аннотация

Основными составляющими концептуального подхода к конструированию креативно-оздоровительной деятельности на общенаучном уровне являются исторический, системный и дея-тельностный подходы, на конкретно-научном - культурологический, антропологический, синерге-тический подходы и на предметно-тематическом - личностный, феноменологический, герменевтический, социологический и когнитивно-поведенческий подходы. Именно эти составляющие концептуального подхода могут показать, что образование, культура и здоровье представляют собой фундаментальную основу здоровьесберегающей системы, основной целью которой является формирование и укрепление здоровья ребёнка, а так же способны актуализировать педагогический потенциал танцевального искусства в реализации здоровьесберегающих технологий. Обобщая представленные подходы, необходимо отметить, что ни один из них не предстаёт в «чистом» виде, все они взаимосвязаны общим основанием - творческой деятельностью обучающихся и педагогов, дополняют друг друга. Именно в таком процессе возможно получение нового знания об изучаемом

предмете и научно-обоснованное конструирование креативно-оздоровительной деятельности.

Ключевые слова: креативно-оздоровительная деятельность, концептуальный подход, образование, культура, здоровье.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.01.119.p195-199

CONCEPTUAL APPROACH TO DESIGNING OF THE CREATIVE AND HEALTH-

IMPROVING ACTIVITY IN THE CONDITIONS OF THE ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN

Lyubov Nikolaevna Eydelman, the candidate of pedagogical sciences, Non-state educational establishment "Educational center of fitness "Natalie ", St. Petersburg

Annotation

The main components of the conceptual approach to designing of the creative and health-improving activity at the scientific level are historical, systematic and activity approach, on specific-scientific - cultural, anthropological, and synergetic approach, to the subject-theme - personal, phenome-nological, hermeneutic, sociological and cognitive-behavioral approaches. Particularly these components of the conceptual approach may show that education, culture and health are the fundamental basis of the health-system, which main aim is to develop and promote the health of the child, as well as updates the pedagogical potential of dance art in the implementation of the health-technology. Summarizing the presented approaches, it should be noted that none of them appears in a "pure" form, they are all interrelated common base - the creative work of students and teachers completing one another. In such process it is possible to obtain the new knowledge about the subject being studied and scientifically based creative and health-improving activity.

Keywords: creative and health-improving activity, conceptual approach, education, culture,

health.

Основными составляющими концептуального подхода к конструированию креативно-оздоровительной деятельности (далее - КОД) на общенаучном уровне являются исторический, системный и деятельностный подходы, на конкретно-научном - культурологический, антропологический, синергетический подходы и на предметно-тематическом - личностный, феноменологический, герменевтический, социологический и когнитивно-поведенческий подходы. Именно эти составляющие могут показать, что образование, культура и здоровье представляют собой фундаментальную основу здоровьесберегаю-щей системы, основной целью которой является формирование и укрепление здоровья ребёнка, а так же актуализировать педагогический потенциал танцевального искусства в реализации здоровьесберегающих технологий.

Исторический подход к разработке теоретических и методических положений КОД необходим, прежде всего, для выявления причинно-следственных связей процессов и систем, определения их первичности и производности, самостоятельности и зависимости, объективности и субъективности, природы происхождения, условий становления и развития. Он позволяет выявить источники и предпосылки возникновения КОД, закономерности её развития в настоящем и будущем, дать полное и адекватное описание изучаемых явлений, то есть собрать необходимую фактическую информацию для дальнейших исследований.

Системный подход в КОД предполагает построение целостного представления об объекте исследования, основные положения которого направлены на интеграцию и на синтез целого. Согласно системному подходу к изучению социально-значимых проблем образования, разрозненные подходы, будучи объединёнными в систему, обретают новое свойство - эмерджентность, т.е. способность порождать качество, недоступное каждому из них в отдельности [2].

Основанием для использования системного подхода к конструированию КОД является наличие в ней существенных и достаточных признаков системы. Системный под-

ход позволяет представить структурную модель КОД, которая обладает свойствами вариативности, взаимосвязанности, социальной и личной значимости [5]. Целостность, открытость, вариативность, творчество, насыщение образовательного процесса культурологическим содержанием придают КОД специфичность и сбалансированность.

Деятельностный подход к КОД заключается в проявлении следующих признаков: заданная цель предстаёт как идеальный конечный результат КОД; творческий процесс даёт радость познания, открытий, самоутверждения, значимость которых очевидна; оригинальные формы занятий в различных вариантах (концерты, фестивали, мини-спектакли и пр.) раздвигают традиционные организованные рамки оздоровления; расширенное функциональное наполнение за счет интеграции содержания, технологического и научно-методического сопровождения определяет качество теоретической и практической стороны КОД.

Синергетический подход является логическим развитием системного подхода к конструированию КОД и предполагает установление внутренних связей между естественными и гуманитарными науками, наукой и искусством, наукой и философией, и в то же время выполняет прогностическую функцию. При прогнозировании будущего синергетический подход «представляет веер возможностей, различные сценарии развития, альтернативные пути, выбор которых может дать колоссальный эффект» [1].

Синергетический подход применительно к конструированию КОД позволил проследить взаимосвязь и взаимовлияние образования, культуры и здравоохранения, воссоединённый формат которых составляет фундаментальную основу здоровьесберегающей системы, основной целью которой является формирование и укрепление здоровья ребёнка. Вместе с тем данный подход позволил определить терминологическое обеспечение КОД и заимствовать методы и методики исследования из перечисленных выше областей знаний.

Культурологический подход к конструированию КОД расширяет культурные основы обучения и воспитания, вводит критерии творчества в деятельности субъектов образовательного процесса. Процесс образования нельзя рассматривать отдельно от культуры, т.к. это две стороны одного явления: развития и формирования человека как личности. Следовательно, возможно рассмотрение социально значимых проблем образования через контекст культуры [3].

Реализация антропологического подхода применительно к КОД позволила выделить специфические особенности КОД, заключающиеся в одновременной направленности на оздоровительный процесс, творческую деятельность и социально-духовный комфорт ребёнка.

Личностный подход к конструированию КОД реализуется в следующих положениях:

1) направленность на творчество снимает состояние напряжения и психологической защиты ребёнка, позволяет ему быть самим собой и реализовать свои возможности;

2) объединение духовного и телесного начал человека в процессе занятий становится источником энергии, вдохновения и положительно-активного отношения к двигательной деятельности;

3) принятие и понимание ребенка, позитивное отношение к нему, ведёт к созданию положительного психоэмоционального фона, вызывающего состояние комфорта у детей;

4) интеграция двигательной деятельности и танцевального искусства способствует эффективному решению учебно-воспитательных задач и создаёт условия для разработки новых оздоровительных технологий;

5) субъект субъектные отношения определяют оптимальные условия равноправного сотрудничества и взаимодействия между педагогом и ребёнком, благодаря чему возможно эффективное формирование жизнеспособной личности.

Герменевтический подход к конструированию КОД обладает значительным педагогическим потенциалом по отношению к развитию креативности у детей, так как способствует обретению «живого» знания, благодаря соединению левостороннего (словесно-логического) и правостороннего (эмоционально-образного) мышления, активизации интуиции, воображения и ассоциативных связей, соотнесению с личностными потребностями и ценностями, предоставляя возможности для развития когнитивного и личностно-мотивационного аспектов креативности [4].

Педагогической предпосылкой обращения к феноменологическому подходу можно назвать идею Н. Аббаньяно о проблематичном характере отношений: человек и общество, человек и культура, человек и образование, человек и искусство и т.п. В этой связи, обращение к феномену танцевального искусства определяется проблемами той реальной исторической ситуацией, в которой образование вынуждено качественно решать проблему улучшения здоровья детей. Благодаря феноменологическому подходу в качестве концептуального основания КОД внимательному изучению подвергнут феномен танцевального искусства, как особый способ видения КОД через искусство и телесно-духовный опыт ребёнка.

Социологический подход к конструированию КОД, связан с проблемой «социального здоровья» подрастающего поколения. На основе этого подхода уточнено социологическое понимание КОД, раскрыта её многоаспектность, обеспечивающая включение творческой деятельности обучающихся в педагогический процесс, определены приоритетные социальные факторы, влияющие на социализацию личности через КОД. Большое внимание при этом уделено снятию социальной напряжённости, адаптации ребёнка к социальной среде и полноценному выполнению им социальных функций, т. е. умению управлять поведением в соответствии с социальными нормами, правилами и законами и т. п.

Когнитивно-поведенческий подход к конструированию КОД наиболее точно учитывает интересы, как отдельно взятого ребёнка, так и группы детей в целом, что благоприятно сказывается на создании нормальных условий для развития физических и духовных сил личности. Более того, создаваемая ситуация «успеха» (совокупность условий, обеспечивающих достижение желаемых результатов и целей) в КОД включает у детей формирование ответственности, достоинства и уверенности в себе. Последнее есть антитеза комплексу неполноценности, снижающему возможности самоутверждения и самореализации личности. Ориентация на «успех», социальные ожидания и предпочтения в КОД связаны с поиском новых, более эффективных форм и методов планомерного воздействия на психоэмоциональную целостность личности ребёнка.

Обобщая представленные подходы, необходимо отметить, что ни один из них не предстаёт в «чистом» виде, все они взаимосвязаны общим основанием - творческой деятельностью обучающихся и педагогов, дополняя друг друга. Именно в таком процессе возможно получение нового знания об изучаемом предмете и научно-обоснованное конструирование креативно-оздоровительной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дорошенко, Н.М. Методология общественных наук: смена парадигм : учеб. пособие / Н.М. Дорошенко. - СПб. : [б.и.], 2010. - 175 с.

2. Крайник, В.Л. Теоретические предпосылки формирования культуры учебной деятельности будущего педагога / В. Л. Крайник // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 2 (33). - С. 213-216.

3. Кузнецова, В.В. Культуросообразная модель образования в философско-педагогическом наследии С.И. Гессена / В.В. Кузнецова // Искусство педагогики - педагогика искусства : сборник науч. трудов. - М. : Изд-во Акад. повыш. квалификации и переподготовки работников образ., 2002. - С. 57-69.

4. Мокиенко, О.П. Герменевтический подход к развитию креативности старших

школьников : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Мокиенко О.П. - Саратов, 2013. - 228 с.

5. Эйдельман, Л.Н. Структура и анализ модели креативно-оздоровительной деятельности в системе дополнительного образования детей / Л.Н. Эйдельман // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 10 (116). - С. 158-161.

REFERENCES

1. Doroshenko, N.M. (2010), The methodology of the social sciences: a paradigm shift: textbook, St. Petersburg.

2. Krainik, V.L. (2012), "Theoretical background of building a culture of educational activity of the future teacher", The world of science, culture, education, Vol. 33, No 2, pp. 213-216.

3. Kuznetsova, V.V. (2002), "Culture corresponding model of education in the philosophical and pedagogical heritage S.I. Hessen", Art pedagogy - pedagogy of art, collection of scientific papers, Moscow, pp. 57-69.

4. Mokienko, O.P. (2013), Hermeneutical approach to the development of creativity older students, dissertation, Saratov, Russian Federation.

5. Eydelman, L.N. (2014), "Structure and analysis of the model creative and health-improving activity in the system of supplementary education for children", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 116, No. 10, pp. 158-161.

Контактная информация: info@ Natali-fitnes.spb.ru

Статья поступила в редакцию 29.01.2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.