Научная статья на тему 'Концептуальный подход к формированию развитой животноводческой отрасли региона'

Концептуальный подход к формированию развитой животноводческой отрасли региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
183
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / РЕОРГАНИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЖИВОТНОВОДЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ / СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЛИЗИНГА / РЕАГИРОВАНИЕ И АДАПТАЦИЯ / ECONOMIC TRANSFORMATIONS / REORGANIZATION / STATE SUPPORT / EFFECTIVENESS OF CATTLE-BREEDING BRANCH / STATE LEASING SYSTEM / REACTION AND ADAPTATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исоков М. Т.

Благосостояние общества определяется не массой факторов производства и не объёмом инвестиций, а эффективностью инновационной деятельности, дающей конечный положительный результат. Практическая значимость работы состоит в том, что её концептуальные положения и рекомендации способствуют решению проблемы повышения эффективности животноводства на основе активизации инновационных процессов. В статье приведены актуальные направления деятельности и факторы, способствующие переводу животноводства на инновационные рельсы, и механизмы его выполнения. Сделана попытка определить роль и место государственной власти при внедрении инноваций в животноводство страны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual Approach towards a Formation of a Developed Cattle-Breeding Branch of the Region

The welfare of a society is determined not either with a mass of manufacturing factors or an amount of investments, but with an effectiveness of innovational activity giving a final positive result. Practical significance of the work lies in the fact that its conceptual provisions and recommendations promote a solution of the problem beset with elevation of effectiveness of cattle-breeding based on activization of innovational processes. The author adduces actual streamlines of activities, factors promoting a transition of cattle-breeding to innovational rails and a mechanism of its implementation. He makes an endeavor to determine the role and place of state power under an inculcation of innovations into the country 's cattle-breeding.

Текст научной работы на тему «Концептуальный подход к формированию развитой животноводческой отрасли региона»

УДК 338 ББК 65.325.2

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ РАЗВИТОЙ ЖИВОТНОВОДЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

РЕГИОНА

CONCEPTUAL APPROACH TOWARDS A FORMATION OF A DEVELOPED CATTLE-BREEDING BRANCH OF THE

REGION

Исоков Муродчон Толибчонович,

ст. преподаватель кафедры экономики предприятий и предпринимательства ТГУПБП (Таджикистан, Худжанд)

Isokov Murodjohn Tolibjohnovich,

senior lecturer of the department of the economy of enterprises and entrepreneurship under the Tajik State University of Law, Business and Politics (Tajikistan, Khudjand) E-MAIL: murodjon. isokov@mail. ru

Ключевые слова: экономические преобразования, реорганизация, государственная поддержка, эффективность животноводческой отрасли, система государственного лизинга, реагирование и адаптация

Благосостояние общества определяется не массой факторов производства и не объёмом инвестиций, а эффективностью инновационной деятельности, дающей конечный положительный результат. Практическая значимость работы состоит в том, что её концептуальные положения и рекомендации способствуют решению проблемы повышения эффективности животноводства на основе активизации инновационных процессов. В статье приведены актуальные направления деятельности и факторы, способствующие переводу животноводства на инновационные рельсы, и механизмы его выполнения. Сделана попытка определить роль и место государственной власти при внедрении инноваций в животноводство страны

Key words: economic transformations, reorganization, state support, effectiveness of cattle-breeding branch, state leasing system, reaction and adaptation

The welfare of a society is determined not either with a mass of manufacturing factors or an amount of investments, but with an effectiveness of innovational activity giving a final positive result.

Practical significance of the work lies in the fact that its conceptual provisions and recommendations promote a solution of the problem beset with elevation of effectiveness of cattle-breeding based on activization of innovational processes.

The author adduces actual streamlines of activities, factors promoting a transition of cattle-breeding to innovational rails and a mechanism of its implementation.

He makes an endeavor to determine the role and place of state power under an inculcation of innovations into the country s cattle-breeding.

Продовольственная независимость Республики Таджикистан определяется уровнем решения проблем, сложившихся в аграрном секторе ее регионов, и в том числе в животноводстве.

Животноводство, являясь второй основной отраслью сельского хозяйства республики, должно занимать важное место в обеспечении населения ценными и незаменимыми продуктами питания. Согласно научно обоснованным нормам питания человека, именно на долю продукции этой отрасли приходится 60-65% объема производства белка, треть всех калорий, необходимых для пищевого рациона человека. Специфической особенностью отрасли является равномерность производства продукции, что позволяет более эффективно использовать экономические ресурсы и сглаживать сезонность труда.

Молоко и молочные продукты содержат около 120 очень ценных компонентов, так необходимых для полноценного питания человека. Согласно научно обоснованным нормам, каждый человек в год должен потреблять не менее 405 килограммов молока, в том числе 145 килограммов в свежем виде. Другим ценным продуктом отрасли является мясо животных. Среднегодовая научно обоснованная норма потребления мяса для одного человека составляет около 72 килограммов. Приведенные данные указывают на важность обеспечения устойчивого развития отрасли для достижения продовольственной независимости.

Однако нынешнее состояние животноводческой отрасли региона вызывает серьезную озабоченность. При среднегодовом росте валовой продукции растениеводческой отрасли на 8-10 процентов и выше, рост валовой продукции животноводческой отрасли достигает 2-5 процентов. В последние годы снижение качественных показателей развития отрасли отрицательно влияет на уровень продовольственной безопасности республики и на обеспечение населения мясом, молоком и яйцами. Исследование бюджетов домашних хозяйств, проведенное нами в 2012 - 2014 гг. в Согдийской области Республики Таджикистан, показало, что среднедушевое потребление мяса и мясных продуктов составило 14,9 кг, молока и молочных продуктов - 56,8 кг и яиц - 68 штук, что значительно уступает физиологическим нормам потребления [5, с. 44-46].

Нынешнее состояние развития отрасли характеризируется моральным износом применяемых техники и технологий. Это положение усугубляется финансовой необеспеченностью сельскохозяйственных товаропроизводителей для обновления материально - технической базы отрасли. В результате инновационный потенциал отрасли используется, по нашим расчетам, на 5-6%.

Экономические преобразования в сельском хозяйстве Таджикистана, проводимые в последние годы, наряду с положительными моментами в становлении рыночного механизма хозяйствования, привели к возникновению ряда проблем, которые негативно влияют на развитие отрасли, и особенно животноводства. Реформа была проведена без комплексного научно обоснованного системного подхода и программ. В период перехода к рыночной экономике было отказано в применении многих видов планирования, стимулирования товаропроизводителей, опираясь на то, что эти экономические категории относились к командной экономике, что привело к нарушению механизма регулирования и развития аграрного сектора, и особенно животноводческой отрасли. Проведенная реформа не обеспечила создания в отрасли конкурентоспособного товарного производства.

В результате реорганизации колхозов и совхозов основными производителями продукции отрасли, по идее реформаторов, должны были стать дехканские (фермерские) хозяйства. Однако эта форма хозяйствования в течение 20 лет после начала реформы не стала основной формой организации производства в животноводстве. По - прежнему основной объем продукции производится в хозяйствах населения, а не в дехканских (фермерских) хозяйствах. Например, в хозяйствах населения Согдийской области сосредоточены 92% поголовья крупного рогатого скота и 83,8% овец и коз. В результате данный сектор уверенно доминируют на рынке сбыта животноводческой продукции, на его долю приходится 94% объема производства мяса и 92,1% молока [6, с. 21].

Меры государственной поддержки животноводства в республике не позволяют рассмотреть их как новые подходы к выработке эталона действий для увеличения вклада дехканских (фермерских) хозяйств в общий объем продукции отрасли. Из этого следует, что в региональной экономике и в республике в целом в полном объеме не используется потенциал производства мяса и молока за счет дехканских (фермерских) хозяйств.

Известно, что регулирование развития животноводства в рыночной экономике основывается на учете различных аспектов, в частности государственной поддержки отрасли. Однако в Таджикистане в поддержку сельского хозяйства в последние годы вкладывается чуть более 1% всех расходов государственного бюджета. Для сравнения, в странах Европейского союза (ЕС) бюджетные субсидии составляют более 50% от общего дохода фермерских семей. В этих странах активно функционирует система государственных закупок сельскохозяйственной продукции. Особое внимание уделяется регулированию экспорта и импорта продовольствия, применению гарантированных цен для стабилизации рынка и другим мерам поддержки животноводческих хозяйств.

Следовательно, вывод отрасли из сложившейся ситуации требует выработки новых критериев ведения отрасли в рыночных условиях хозяйствования. С учетом имеющихся достаточных аналитических материалов можно провести объективную оценку для определения достигнутых положительных результатов и допущенных ошибок. Именно правильная оценка текущего состояния отрасли позволит изменить подходы к подготовке, разработке и осуществлению мер вывода отрасли на новый уровень развития.

Необходимость решения комплекса задач по увеличению объема производства животноводческой продукции в различных регионах республики должна основываться на тщательном изучении отраслевых и региональных особенностей, объективных предпосылок и факторов, влияющих на развитие отрасли. Она должна основываться на постепенной замене низкопродуктивного поголовья животных на высокопродуктивное. Большой экономический эффект можно получить при пересмотре системы животноводства в сочетании с разработкой научно обоснованных дифференцированных систем в отрасли, разработанных в соответствии с принятыми организационными формами сельскохозяйственного производства, дехканскими (фермерскими) хозяйствами.

Система животноводства характеризуется составом и рациональным соотношением разводимых в каждом хозяйстве видов и групп скота. Она включает также совокупность технологических, технических и организационно - экономических мероприятий. Именно рациональное осуществление этих мероприятий обеспечивает эффективное использование экономических ресурсов (средств производства, рабочей силы, животных, кормовых ресурсов, денежных средств).

Повышение эффективности животноводства в региональной экономике в условиях переходной экономики будет зависеть от выбора способа ведения отрасли.

На наш взгляд, развитие животноводства в различных регионах невозможно без развития крупных сельскохозяйственных предприятий. Практика их работы в странах ближнего и дальнего зарубежья показывает, что только на этих предприятиях создается необходимая кормовая база. Они располагают также необходимыми ресурсами для внедрения инновационных технологий и для разведения новых пород животных, так необходимых для увеличения поголовья и повышения его продуктивности.

В целях использования преимуществ крупного хозяйства, целесообразным является принятие государственной программы восстановления деятельности имеющихся животноводческих ферм. При государственной поддержке и наращивании инвестиционных ресурсов для крупного товарного производства можно усилить его роль в развитии инновационного процесса в отрасли. Такое направление деятельности позволяет повысить его способность к самостоятельному покрытию затрат и, соответственно, к использованию новых источников инвестиций.

Усиливающим фактором развития хозяйствующих субъектов в отрасли является также добровольное объединение дехканских (фермерских) хозяйств в производственные кооперативы или ассоциации сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Направлением развития животноводства должен выступать выбор наиболее востребованных технологий разведения животных для дехканских (фермерских) хозяйств. Увеличение в основном количества мелких дехканских (фермерских) хозяйств, соответственно, требует индивидуального решения проблемы выбора технологии разведения животных. Необходимым условием выбора должен служить мониторинг современных тенденций в развитии технологий и подготовка рекомендаций для их использования в различных природно-климатических зонах республики.

Важно отметить, что увеличение числа крупных сельскохозяйственных предприятий не означает снижения роли других форм организации производства в животноводческой отрасли. Крупные сельскохозяйственные предприятия, обеспечивая улучшение количественных и качественных показателей развития отрасли, будут способствовать развитию дехканских (фермерских) хозяйств животноводческого направления на основе укрепления взаимосвязи и их интеграции.

Среди ученых и специалистов республики, занимающихся исследованиями проблем животноводства, остаются спорными вопросы обоснования оптимальности размеров животноводческих хозяйств. В одинаковых или сходных условиях создается значительное число маленьких по размеру животноводческих хозяйств (от 5 до 40 и больше голов). Такой размер не основывается на объективных, единых для страны принципах и критериях. Можно предполагать, что до тех пор, пока не будет усовершенствована система ведения отрасли, одним из элементов которой выступают рациональные размеры хозяйств животноводческого направления, решение проблемы повышения конкурентоспособности отрасли останется открытым.

Мы не утверждаем, что необходимо установить размеры животноводческих хозяйств. Однако необходимость стабилизации развития отрасли, обеспечения населения страны животноводческой продукцией в соответствующих объемах и качестве, использования научных достижений для повышения конкурентоспособности отрасли требует разработки

предложений по дальнейшей оптимизации размеров хозяйств. Достижение цели возможно, если будут решены следующие задачи:

- определение четкой позиции в отношении роли отрасли в обеспечении продовольственной безопасности. Она должна опираться на продвижение идеи добровольного объединения животноводческих хозяйств на кооперативной основе и необходимость разработки инвестиционных программ и проектов для развития животноводства;

- законодательное обеспечение развития отрасли, учитывающее баланс между производством и общественными потребностями в животноводческой продукции. Законодательное обеспечение должно помочь функционирующим животноводческим хозяйствам в рациональном использовании потенциала организационной структуры и производственных ресурсов, предоставить возможность внедрения новых технологий;

- расширение участия частного сектора в развитии отрасли на основе партнерства с государством. Государство на основе использования инструмента устранения «узких мест», мешающих развитию животноводческих хозяйств средних и крупных размеров, путем предоставления им преимуществ в доступе к финансам, снижения налоговой ставки и формирования агропромышленных сетей, будет способствовать формированию животноводческих комплексов в различных природно - экономических зонах республики;

- развитие инновационной деятельности на основе создания инфраструктуры и институциональной среды в отрасли. Отсутствие разнообразных институтов (формальных и неформальных), которые в совокупности характеризуют институциональную среду отрасли и пока не созданы, препятствует реагированию и адаптации животноводческих хозяйств к постоянно изменяющимся условиям на рынке сбыта продукции;

- формирование устойчивой материально - технической базы кормопроизводства на основе расширения посевов кормовых культур, эффективного использования пастбищ и производства альтернативных кормов для скота. Анализ ситуации, сложившейся в обеспечении скота кормами, указывает, что возникла острая необходимость в регулировании структуры посевных площадей, внедрении севооборотов и рациональном использовании пастбищ.

В целом стабилизация и переход животноводства к устойчивому развитию требует проведения структурной перестройки, повышения технического и технологического уровня производства по следующим направлениям:

- оптимальное размещение предприятий отрасли для обеспечения рационального использования природного потенциала различных природно - климатических зон и производственных ресурсов;

- использование возможностей разнообразных форм собственности и типов хозяйств, традиций и уклада жизни населения в увеличении объема производства животноводческой продукции;

- создание экономических, социальных и законодательных условий для предоставления животноводческим хозяйствам возможности для получения больших доходов.

Все принимаемые меры в конечном счете должны способствовать увеличению производства продукции, позволяющего приблизить объем её потребления к рациональным нормам питания. Например, в течение последующих 10 лет удовлетворить потребности населения республики в мясе на 50%, в молоке и молочных продуктах (в

пересчете на молоко) - на 60-65% и в яйцах - на 65-70%. Обеспечение решения по вышеуказанных задач исходит из того, что оно будет опираться на использование имеющегося потенциала отрасли.

Целесообразность создания эффективной системы ведения отрасли в региональной экономике требует формирования и совершенствования её экономического механизма, т.е. определения влияния институциональных факторов на развитие инновационной деятельности, что позволит определить наиболее эффективные способы и формы организации производства, структуры управления и системы рационального хозяйствования. Она должна быть направлена на решение комплекса задач, на достижение основной и промежуточных целей, возникающих в соответствии с особенностями каждого периода и ближайшими перспективами развития отрасли. К основной цели следует отнести: стабилизацию рынка животноводческой продукции отечественного производства на основе внедрения инновационных достижений, усиление мотивации животноводческих хозяйств к улучшению результатов их деятельности.

При этом наряду с определением целей, задач и принципов должны быть сформулированы основные направления их воздействия на становление и развитие отрасли в Республике Таджикистан в целом и конкретно в отдельных её регионах.

Практика стран с развитой отраслью животноводства показывает, что в них оптимизация уровня специализации и концентрации производства является одним из основных направлений экономического механизма хозяйствования.

Углубление специализации и усиление концентрации производства до определенного (оптимального) уровня обеспечивает необходимый уровень эффективности. Этот эффект достигается путем объединения усилий товаропроизводителей в создании крупных высокотоварных предприятий и новых форм межотраслевых связей на основе применения интенсивных и ресурсосберегающих технологий, комплексной механизации производства. Достижение этой цели происходит по мере увеличения объемов производства и продажи продукции, что позволяет перейти из убыточной зоны в зону прибыльного ведения производства. Углубление процессов кооперирования и агропромышленной интеграции в животноводстве региона позволит решить следующие задачи:

- устранить мелкотоварное производство, сформировать высокодоходное, конкурентоспособное товарное производство и вытеснить многочисленных посредников, которые наживаются за счет спекуляции на ценах;

- восстановить ранее утраченные связи в цепочке продвижения продукции отрасли: «производство - переработка - реализация» и устранить монопольное положение перерабатывающих предприятий по отношению к животноводческим хозяйствам;

- способствовать снижению трансакционных издержек и потерь сырья, повысить роль сельхозпроизводителей в установлении конечной цены на продукцию отрасли;

- снизить давление продовольственного импорта и стимулировать привлечение финансовых ресурсов для развития агропромышленных формирований;

- обеспечить интеграцию науки с производством, а также решить социальные проблемы сельских жителей и кадрового обеспечения отрасли.

В целом развитие кооперативных и агропромышленных процессов в животноводстве, создавая необходимые условия для увеличения валового производства животноводческой продукции, будут способствовать решению социальных проблем на основе создания

новых рабочих мест, обеспечения высокого уровня оплаты труда работников и формирования социальной инфраструктуры.

Формирование действенного экономического механизма хозяйствования в животноводстве требует активизации роли государства в развитии отрасли. Это объясняется, с одной стороны, тем, что на аграрном рынке происходят постоянные столкновения двух малоэластичных субъектов, которые приводят к непропорционально большим колебаниям цен. Практика функционирования рынка сельскохозяйственной продукции и сырья показывает, что увеличение (уменьшение) объема поставок на 1% сопровождается изменением цены на несколько процентов. Следовательно, можно утверждать, что не всегда на аграрном рынке ценовой механизм полностью выполняет свою основную функцию - регулирование спроса и предложения. Поэтому можно сделать вывод о необходимости выступления государства в качестве регулятора для защиты производителей и потребителей сельскохозяйственной продукции.

С другой стороны, выращивание и закупка скота и птицы, обеспечение их кормами, зооветеринарное обслуживание требуют больших вложений в отрасль в условиях их сравнительно низкой отдачи. Без государственной поддержки невозможно решить задачу поддержания животноводства на уровне, так необходимом для наращивания объема производства продукции.

В странах с развитой рыночной экономикой, в том числе в США, использование эффективного механизма государственной поддержки основывается на учете принципа паритета доходов животноводческих хозяйств. Он осуществляется на основе введения стимулирующей системы налогообложения, совершенствования страхования и пенсионной службы и поощрения развития промышленности в сельской местности. Кроме того, уделяется внимание государственному финансированию развития производственной и социальной инфраструктуры отрасли.

Исследование рынка животноводческой продукции в Согдийской области показывает, что с вступлением Таджикистана во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) и становлением принципа свободной торговли, возник ряд негативных моментов, которые могут отрицательно влиять на ход развития отрасли. Например, увеличение объемов импорта мяса не способствует формированию добросовестной ценовой конкуренции, зафиксированной в правилах ВТО об установлении равноправного партнерства в ведении ценовой политики между странами - членами этой организации. Многие страны - члены ВТО, используя инновационные достижения в отрасли, добиваются снижения издержек на производство животноводческой продукции, что позволяет им корректировать свои действия в ведении ценовой политики. Однако животноводческие хозяйства республики, и в частности Согдийской области, из-за высокого уровня затрат, а также из-за низкой продуктивности животных не могут конкурировать с ценами, установленными членами ВТО. Соответственно, членство Таджикистана в ВТО требует не только учета правил и условий этой организации, но и принятия конкретных мер для сохранения и повышения конкурентных преимуществ животноводства в республике.

Для обеспечения рационального функционирования отрасли во многих странах используется политика аграрного протекционизма для некоторых линий аграрного производства. Данный принцип предусматривает ограничение объемов импорта животноводческой продукции путем установления квот и регулирования

налогообложения. На наш взгляд, с учетом сложившегося положения в обеспечении населения животноводческой продукцией, важным является не ограничение объемов импорта, а ведение экономической политики, ориентированной на создание необходимых условий для развития животноводства.

Решение этой задачи возможно, если построить отношения государства с животноводческой отраслью в рамках правил, установленных ВТО. Важным рычагом государственной политики по отношению к отрасли может выступать выделение из госбюджета средств в пределах, предусмотренных правилами ВТО, т.е. до 10% от суммы стоимости валовой продукции сельского хозяйства. Это позволит увеличить доходы животноводческих хозяйств и, тем самым, создать базу для расширенного воспроизводства в отрасли путем использования инновационных достижений. В странах Евросоюза, в частности в Финляндии, уровень государственных вложений в развитие животноводства составляет 72%, а в Швейцарии - 76% от стоимости продукции отрасли. Этим обеспечивается формирование части доходов за счет государственных источников.

Наряду со стимулированием инновационного пути развития отрасли за счет бюджетных отчислений, важно использовать часть из них для ценового регулирования рынка животноводческой продукции. Наличие гибкого ценового механизма может отчасти компенсировать затраты животноводческих хозяйств и тем самым стимулировать повышение предложения продукции. Соответственно, с увеличением объема поставок животноводческой продукции на аграрном рынке заработает замещение импорта, которое положительно повлияет на эффективную деятельность всех участников, задействованных на рынке сбыта продукции отрасли.

Ценовой механизм государственного регулирования развития животноводства можно осуществить путем поддержания соответствующего уровня цен и обеспечения ценового равновесия (рис. 1).

Государство на основе мониторинга рыночных цен устанавливает гарантированные цены. Их использование осуществляется тогда, когда средние рыночные цены будут ниже установленных государством гарантированных цен. Гарантированные цены рассчитываются на базе целевых цен органами государственной власти, уполномоченными для проведения ценовой политики в сельском хозяйстве. При установлении гарантированных цен правительство Республики Таджикистан одновременно должно составлять перечень продукции отрасли, объем реализации, её уровень и порядок применения этих цен.

Установление гарантированных цен на продукцию животноводства должно основываться на принципе обеспечения получения доходов для осуществления расширенного воспроизводства в отрасли. В силу принятия целевых цен для определения уровня гарантированных цен важно, чтобы при их расчете учитывалась необходимость покрытия расходов, связанных с выплатой налогов, процентов кредита банка, других платежей, и особенно достижения паритета в соотношении цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.

Рисунок 1. Ценовой механизм государственного регулирования развития живот-

новодства

В комплексе мер по сохранению и созданию реальных условий для развития животноводства одним из важнейших аспектов является страхование поголовья скота. Оценка системы государственного страхования отрасли показала, что она пока не является эффективной, так как в полном объеме не объединяет интересы отрасли и государственного страхования. В практике возмещения ущерба в результате стихийных бедствий, болезней, пожаров во многих случаях существующая бюрократическая система принятия решений препятствует нормальному функционированию животноводческих хозяйств. Выплаты должны быть своевременными и полными, в соответствии с установленной суммой и утвержденным порядком возмещения ущерба. На наш взгляд, выплата ущерба должна включать всех товаропроизводителей отрасли независимо от форм собственности и организации производства. Повышение роли страхования в развитии отрасли должно опираться на активизацию работы страховых учреждений и агентов по охвату всех животноводческих хозяйств различных форм процессом страхования.

Присоединение предпринимательского сектора к системе экономических отношений в аграрном секторе экономики Таджикистана предполагает усовершенствование направлений государственной поддержки животноводства. Она должна выступать основой для достижения главной цели - повышения качества жизни населения республики. Мониторинг исполнения основных мер, предусмотренных в стратегических документах Правительства Республики Таджикистан по увеличению объема производства животноводческой продукции, показывает, что сложившаяся ситуация требует внесения существенных изменений в государственную поддержку отрасли.

Во - первых, низкий уровень государственной поддержки и поощрения развития отрасли привел к снижению диверсификации структуры производства, оттоку квалифицированных кадров, повышению капиталоемкости для восстановления или создания новых животноводческих ферм.

Во - вторых, спешка в проведении экономических и институциональных реформ в отрасли и отсутствие научно обоснованного механизма привлечения инвестиций и внедрения инноваций вызвала снижение уровня использования производственного потенциала.

В - третьих, незначительность государственных дотаций и субвенций в отрасль позволяет сделать вывод о том, что происходит только активное наблюдение за ценами на животноводческую продукцию на внутренних рынках. Система экономических мер, принимаемых в республике по поддержке отрасли, более чем в 20 раз меньше по сравнению со странами с развитой аграрной экономикой.

В рыночных условиях государственная поддержка производителей животноводческой продукции должна выступать основой для достижения главной цели - повышения качества жизни населения республики. Акцент должен направляться на увеличение объема производства мяса и молока - наиболее ценных видов продовольствия - по следующим направлениям:

- обеспечение гибкого функционирования рынка продукции;

- создание инновационной системы, которая включает инновационную инфраструктуру, финансовое и информационное обеспечение развития отрасли;

- расширение доступности кредитных ресурсов, финансирование закупки племенного скота и современного технологического оборудования через систему государственного лизинга;

- авансирование закупок животноводческой продукции для государственных нужд и создание специальных фондов для государственной поддержки отрасли;

- финансирование аграрной науки для обоснования сценариев развития животноводства регионов на основе освоения инновационных технологий.

Таким образом, исследование хода реформ в животноводческой отрасли Таджикистана, и в частности в Согдийской области, показывает, что ослабление позиции отрасли в обеспечении населения республики животноводческой продукцией отечественного производства требует комплексного подхода к достижению ею устойчивого развития. При этом разработка и применение мер государственной поддержки животноводства должны основываться на учете главного принципа свободного рынка - сохранении соотношения спроса и предложения.

Вышеперечисленные задачи являются основой при определении направлений поддержки животноводства, которая должна основываться на формировании гибкого механизма стимулирования развития отрасли. Это позволяет аргументировать пути повышения конкурентоспособности отечественного животноводства, обозначить роль государственных органов (местных и центральных) в регулировании развития отрасли и установлении роли различных форм субъектов хозяйствования в комплексном решении проблем.

Список использованной литературы:

1. Рахмонов Э.Ш. Роль Таджикистана в экономическом и политическом развитии региона Центральной Азии. // Экономика Таджикистана: стратегия развития. - 2000.

- №2. -С. 1-10.

2. Рахимов Р.К. Теоретические вопросы стратегии развития экономики Республики Таджикистан в переходный период. //Экономика Таджикистана: стратегия развития.

- 2001. - №2. - С. 60-66.

3. Роговский Е. Государственная поддержка воспроизводственного процесса в АПК // АПК: экономика и управление. - 2002. - №1. - С. 32-34.

4. Среднесрочная программа вывода из кризиса АПК Республики Таджикистан и приоритетные направления стратегии развития его отраслей на период до 2015 года.

- Душанбе, 2003. - С. 17-29.

5. Статистический ежегодник Согдийской области (официальное издание). - Худжанд. -2013.

6. Статистический сборник Согдийской области. -Худжанд, 2015.

7. Шилов А. Инновационная экономика: наука, государство, бизнес. // Вопросы экономики.

- 2011. - №1. - С. 127-128.

Reference Literature:

1. Rakhmonov E.Sh. The Role of Tajikistan in Economic and Political Development of Central Asian Region. // Economy of Tajikistan: Strategy of Development. - 2000, - # 2. - pp. 1 - 10.

2. Rakhimov R.K. Theoretical Issues of Development Strategy in Regard to Tajikistan Republic Economy in Transitional Period // Economy of Tajikistan: Strategy of Development. - 2001, -# 2. - pp. 60 - 66.

3. Rogovsky Ye. State Support of Reproductional Process in AIC // AIC: Economy and Management. - 2002, - # 1. - pp. 32 - 34.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Average-Term Rrogramme of Bringing Tajikistan Republic AIC out of Crisis and Priority Streamlines of Development Strategy of its Branches for the Period up to 2015. - Dushanbe, 2003. - pp. 17 - 29.

5. Statistical Annual of Sughd Viloyat (official edition). Khujand, 2013.

6. Statistical Collection of Sughd Viloyat. Khujand, 2015.

7. Shilov A. Innovational Economy: Science, State, Business // Issues of Economy. - 2011, - # 1.

- pp. 127-128.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.