Философия права. 2023. № 1 (104). С. 133-139.
Philosophy of law. 2023. № 1 (104). P. 133-139.
Научная статья УДК 10.00.00
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КАТЕГОРИЙ «НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ» И «ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО»: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ
Ромадыкина Виталия Сергеевна
ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли им. М. Туган-Барановского», Донецк, Российская Федерация, [email protected]
Введение: актуальность темы определена задачами теоретического анализа влияния национальной идеи на институты гражданского общества с целью создания целостного представления о сущностных связях между ними. Обобщение достижений в сфере концептуального анализа указанных категорий позволило автору сформулировать гипотезу, согласно которой национальная идея - это генератор идей, инновационных решений и т. д., стимулирующих развитие институтов гражданского общества.
Материалы и методы: в качестве методологии использовались принципы и законы диалектики, системно-структурный, историко-правовой, функциональный и др. анализ, синергетика как теория и метод познания в процессе концептуального анализа категорий национальная идея и гражданское общество. Выявлено, что национальная идея основывается на фундаментальных мировоззренческих установках психологии обыденного сознания, культуры, исторической памяти народа, социальной справедливости, духовной и социальной свободы, патриотизме и государственности.
Результаты исследования: установлено, что национальная идея отождествляется с понятием государство, ее реализация связана с осознанием человека своей роли в структуре гражданского общества и системе общественных отношений. Гражданское общество неслучайное образование, оно является составной частью социума, встроено в государственно-правовое пространство, выпадая из которого, утрачивает главное предназначение быть гражданским. Русские философы и публицисты второй половиныXIX- началаXXв., рассуждая о содержании национальной идеи, основой ее считали идеалистические или религиозные концепции, якобы близкие менталитету большинства русского народа. Наиболее яркое отражение они нашли в идеологии консерватизма.
Выводы и заключения: в условиях широкомасштабной русофобской кампании национальная идея и положения Конституции в определенном смысле содержат мировоззренческие конструкции, основанные на общечеловеческих ценностях и национальном менталитете, обусловленном историей и культурой российского многонационального государства. Установлено, что категории «национальная идея» и «гражданское общество» являются общественным идеалом, в основе которого лежит принцип свободы, когда свобода каждого человека становится совместимой со свободой всех.
Ключевые слова: гражданское общество, идеология, национальная идея, социальная философия, концепция, категории, мировоззрение, нравственность, общественное сознание.
Для цитирования: Ромадыкина В. С. Концептуальный анализ категорий «национальная идея» и «гражданское общество»: социально-философский аспект /В. С. Ромадыкина // Философия права: науч.-теоретич. журн. Ростов-на-Дону. 2023. № 1 (104). - С. 133-139.
Original paper
CONCEPTUAL ANALYSIS OF THE CATEGORIES «NATIONAL IDEA» AND «CIVIL SOCIETY»: SOCIO-PHILOSOPHICAL ASPECT
Romadykina Vitaliya Sergeevna
Donetsk National University of Economics and Trade named after M. Tugan-Baranovsky, Donetsk, Russian Federation
Introduction: the relevance of the topic is determined by the tasks of theoretical analysis of the influence of the national idea on the institutions of civil society in order to create a holistic view of the essential connections between them. Generalization of achievements in the field of conceptual analysis of these categories allowed the author to formulate a hypothesis according to which the national idea is a generator of ideas, innovative solutions, etc., stimulating the development of civil society institutions.
Materials and methods: principles and laws of dialectics, system-structural, historical-legal, functional, etc. were used as methodology. analysis, synergetics as a theory and method of cognition in the process of conceptual analysis of the categories national idea and civil society. It is revealed that the national idea is based on the fundamental ideological attitudes of the psychology of everyday consciousness, culture, historical memory of the people, social justice, spiritual and social freedom, patriotism and statehood.
Results of the research: it is established that the national idea is identified with the concept of the state, its implementation is associated with the awareness of a person of his role in the structure of civil society and the system ofpublic relations. Civil society is not a random formation, it is an integral part ofsociety, embedded in the state-legal space, falling out of which, it loses its main purpose to be civil. Russian philosophers and publicists of the second half of the XIX - early XX century, arguing about the content of the national idea, considered idealistic or religious concepts, allegedly close to the mentality of the majority of the Russian people, to be its basis. They found their most vivid reflection in the ideology of conservatism.
Conclusions: in the context of a large-scale Russophobic campaign, the national idea and the provisions of the Constitution in a certain sense contain ideological constructions based on universal values and national mentality conditioned by the history and culture of the Russian multinational state. It is established that the categories «national idea» and «civil society» are a social ideal, which is based on the principle offreedom, when the freedom of each person becomes compatible with the freedom of all.
Keywords: civil society, ideology, national idea, social philosophy, concept, categories, worldview, morality, public consciousness.
For citation: Romadykina V. S.Kontseptual 'nyy analiz kategoriy «natsional 'naya ideya» i «grazhdanskoye obshchestvo»: sotsial'no-filosofskiy aspekt [Conceptual analysis of the categories «National Idea» and «Civil Society»: Socio-philosophical aspect]. Filosofiya prava - Philosophy of Law. 2023. № 1 (104). P. 133-139.
Одним из побудительных мотивов человеческой деятельности являются идеи, связанные с постижением смыслов бытия, принципов и механизмов социального развития, целей его преобразований, что одновременно является результатом как практической, так и интеллектуальной деятельности людей. Философия, изучая актуальные проблемы, тенденции и смыслы общественного развития, оказывает непосредственное влияние на формирование мировоззренческих установок и одновременно идеологии, соответствующей периоду истории и политическому режиму. Идеология, как доктрина, оправдывающая существующую систему властных отношений, в большей мере отражает интересы власти в ее отношениях с обществом, при формировании внутренней и внешней политики государства, оценке ее политическими акторами в процессе борьбы за власть или доказательства правомерности своей деятельности. Она может изменяться в соответствии с политическими трансформациями или приходом к власти новых элит, презентующих ее как «национальную идею». Параллельно с ней формируется
национальная идея народа, стремящегося сохранить свою самобытность при любых политических режимах и обстоятельствах до тех пор, пока он существует. Национальная идея, являясь результатом истории и культуры народа, позволяет ему сохранять самоидентификацию и идентификацию в условиях поликуль-турализма, что объединяет ее с идентичными у других народов и культур.
Понятие «идеология» было введено в науку XVIII в. в связи с необходимостью теоретического обоснования лозунгов Французской буржуазной революции, определения ее задач, «анализа ощущений идей и знаков» [6] именно того, что наполняет смыслом борьбу за качество человеческого бытия. Формирование понятия «национальная идея» в Европе XIX в. явилось реакцией на философскую концепцию абсолютного духа Гегеля и то, что каждый народ имеет свое предназначение в мировой истории, свою миссию в пространстве философской истории. Обращение к его наследию связано с современным прочтением диалектики и концептуальным анализом понятий «национальная идея» и «гражданское общество».
Национальная идея основывается на фундаментальных мировоззренческих установках психологии обыденного сознания, культуры, исторической памяти народа, она связана со способностью людей делить жизненное пространство по принципу «свой» и «чужой». Национальная идентичность человека начинается с осознания национальных или родственных признаков, имеющих большее преимущество перед другими.
Гражданское общество не является случайным феноменом в социальной истории, оно ее динамичное состояние, обеспечивающее баланс интересов и сил в процессе достижения общественного консенсуса, обеспечиваемого Конституциями и конституционным правом. Гегель, подчеркивая неразрывное единство личности и общества, полагал, что конкретный человек является основой гражданского общества. Указывая на их единство, он писал, что они «существуют лишь друг для друга и посредством друга. Способствуя осуществлению моей цели, я способствую осуществлению всеобщего, а последнее в свою очередь способствует осуществлению моей цели» [4, с. 212-213]. Такой подход позволяет выявить концептуальные основы категории гражданское общество в плоскости социально-философского знания. Исследование категорий «национальная идея» и «гражданское общество» другими средствами, например, религии, морали, политики и т. д. приводит к социальным утопиям. Так как формируясь из множества межличностных отношений, социальных институтов, информационных и других факторов, идеи, отражающие интересы народа, способны стать основой консенсуса между гражданами и государственной властью.
В современной науке сложилась структура уровней научной методологии, включающая философско-гносеологический, логический, общенаучный и другие методы, благодаря которым установлено, что формирование политических предпочтений, выбор духовно-нравственных идеалов и ценностей связан не только с историческими, социально-культурными, политическими, религиозными и иными факторами, но и обыденными представлениями, в рамках которых живут и действуют люди. Метод предполагает взаимосвязь операций,
объединенных в логичную систему, приводящую к решению поставленных задач и намеченной цели познания. Посредством метода индукции, дедукции, наблюдения, моделирования, эксперимента и т. д. выявлено, что в зависимости от того, как выстраивается система ценностных предпочтений, так она и обосновывается в теории, философии, законодательстве, политике и праве государства. Методологической основой исследования категорий «национальная идея» и «гражданское общество» явились исторический, диалектический, сравнительно-правовой и другие методы, позволившие обосновать положение, что достижение консенсуса между обществом и государством реализуется на основе принципов конституционного права, закрепляющего права и свободы человека.
Историко-правовой метод позволил обосновать смену национально-идеологических концепций, существовавших в истории Российского государства и права, берущих свое начало от религиозной доктрины христианства и утверждения его морально-нравственных ценностей на государственном уровне в X в. до «Москва - Третий Рим», обосновывавшей имперскую миссию российского самодержавия, имманентного самосознанию русского народа, не мыслящего себя вне его. Кризис средневекового схоластического мировоззрения в XVII веке стал одной из причин смены культурного кода, потребовавшей нового, отличного от православного обоснования правомерности государственной власти и соответствующей ей идеологии. Точкой отсчета стала теория европейских просветителей о единстве интересов государя и его подданных, для обеспечения которых монарху необходима неограниченная власть. Теория божественного происхождения верховной власти была дополнена теорией естественного права и общественного договора, ставших идеологией просвещенной монархии.
В реалиях Российской империи национальная идея французской буржуазной революции не получила поддержки, хотя и не имела искусственного характера. Ответом ей явилась разработанная в Российской империи 20-х гг. XIX в. консервативная теория С.С. Уварова, получившая название официальной народности: православие, самодержавие и народ.
Были и другие концепции, прекратившие свое существование вместе с Российской империей. После прекращения существования СССР была утрачена и идея о светлом будущем коммунизма. В условиях социокультурных, идеологических, политических и других расколов образовались лакуны, т. е. пробелы, требующие их заполнения, что стало одной из задач концептуального анализа категорий национальная идея и гражданское общество в контексте социально-философского знания.
Формирование национальной идеи является сложным и ответственным процессом, требующим прогнозирования как возможных рисков общественного развития, так и причин его нестабильности. На основе прогностического анализа сделан вывод, что одной из причин появления в Конституции РФ ст. 13, устанавливающей идеологическое многообразие и запрет на «любую идеологию в качестве государственной или обязательной» [8], явились дискуссии о содержании национальной идеи и ее необходимости вообще, поскольку она может иметь различные смыслы,-приводящие к противостоянию между гражданами. Так, В. Соловьев считал, что православному русскому народу присуща мистическая идея «всеединства»; его оппонент В. Иванов -«вселенского служения»; для А.С. Хомякова, представителя русской религиозной философии, «соборность» - это единство множества народов, взаимная любовь и свобода; идею «русского созерцающего сердца» как духовной народной общности предлагал И.А. Ильин; идея «коммюнотарности (коллективизма) братства людей и народов» Н.А. Бердяева отражает готовность русских людей сопереживать чужим бедам и откликаться на них, даже если они далеки национальным интересам и другие, продолжающие актуализацию идей христианства.
При разнообразии содержания национальная идея включает ряд общих положений, таких как:
- осознание национальной идентичности и самоидентичности, закрепленное в психологии большинства населения как способность отличать себя от других;
- экзистенциональное обоснование миссии своей нации и ее соотнесение со смыслом жизни человечества в целом;
- национальные идеалы, обеспечивающие историческое единство прошлого, настоящего и будущего народа и государства;
- идеи организации социума, передаваемые в зависимости от степени развитости общественного сознания с минимальным искажением их смысла и другие.
В преамбуле Конституции РФ сформулированы сущностные характеристики современной российской национальной идеи. К ним относят «память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость», «гражданский мир и согласие» [8], соответствующие общечеловеческим ценностями. Кроме того, указанные положения становятся точкой бифуркации, которая дает начало новым нелинейным направлениям развития национальной идеи российского народа в будущем.
Обзор широкого спектра мнений, связанных с поиском формулы национальной идеи, приводит иногда к мысли, что это задача почти нереальная. Но в процессе ее поиска В. Соловьев писал, что «...ни один народ не может жить в себе, через себя и для себя, но жизнь каждого народа представляет лишь определенное участие в жизни человечества. Органическая функция, которая возложена на ту или иную нацию в этой вселенской жизни, - вот ее истинная национальная идея, первично установленная в плане Бога» [10, с. 220]. В обществе, разграниченном не по принципу справедливости, а по иным основаниям, вряд ли возможно одинаковое понимание содержания принципов прав и свобод и, следовательно, содержания идеологии. Так, Н.А. Бердяев считал, что «русской идеей является построение на Земле «совершенного христианского социума» [1, с. 208]. Тем самым он акцентировал внимание на религиозной идеологии, которая, по его мнению, является единственным способом построения православного и суверенного государства. Но в многонациональной и поликонфессиональной России практически невозможно объединение последователей различных религий, поскольку для этого потребуется как минимум пересмотр содержания их религиозных доктрин, так и желание понять друг друга, что трудно и практически невозможно. Именно различия делают их самобытными, и если их не будет, то они утратят
своих последователей, поскольку людям свойственно выбирать.
Гегель указывал, что началом формирования народа является «дух, создающий из себя наличный действительный мир, который в данное время держится и существует в своей религии, в своем культе, в своих обычаях, в своем государственном устройстве и в своих политических законах, во всех своих учреждениях, в своих действиях и делах. Это есть его дело - это есть этот народ» [5, с. 78]. Национальный интерес как осознание своей уникальной национальной идентичности формируется через обособление, а нередко и противопоставление другим национальностям, их культуре. Не следует игнорировать и то, что национальная идея может стать причиной нарушения прав человека, привести к межнациональным конфликтам, повлечь за собой национализм, нацизм, но это уже другая проблема.
В социальной философии гражданское общество рассматривается как форма реализации общественного договора, заключенного гражданами с государством посредством своих представителей, инициативных групп, общественных организаций, политических партий и т. д. по поводу разделения полномочий и функций между ними по решению стоящих задач. В процессе перехода от социально-философской теории к практике общественной жизни, выступающей критерием истины, наличие гражданского общества вообще не отрицается ни наукой, ни участниками политических процессов. Поэтому на первый план выдвигается задача создания социально-философской концепции гражданского общества с целью реализации в государственно-политической практике, связанной с национальной идей по сохранению народонаселения, самобытности нации, этносов и т.д.
Определяя материалистическую природу идеологии, К. Маркс и Ф. Энгельс доказали, что «идеи, господствующие в мире, идеи и понятия она (идеология) считает определяющими принципами, а мысли таинством материального мира...» [9, с. 12]. Оказывая влияние на содержание политической и социальной жизни, идеология становится предметом исследования целого ряда наук, включая социальную философию. В условиях политических, экономических и других конфликтов
идеологическое их сопровождение обычно оказывается завуалированным, поэтому национальная идея не находит достаточной поддержки в общественном сознании и может быть даже утраченной. М. Бэнкс, писал, что «.. .распространение числа людей, пользующихся Интернетом, ведет к тому, что начинают разрушаться традиционные представления морали, делаются неэффективными правовые нормы» [2, с. 35]. Поэтому в условиях неопределенности, неустойчивости и одновременно унификации жизни человека в информационном обществе не может быть достигнуто равновесие между социализацией и персонализа-цией как движущих сил общественного прогресса.
В исследовании «Идеология и утопия» К. Маннгейм пишет, что идеологические доктрины не являются социальной реальностью, они скорее «утопия», не влияющая на социальные процессы. Однако указанное утверждение не раз опровергнуто историей, например, концепцией прав и свобод человека, сформулированной философией Просвещения и Нового времени. Принципы ее до настоящего времени содержатся во Всеобщей декларации прав человека ООН (1948 г.) и Конституциях большинства демократических государств. Французская Декларация прав и свобод человека и гражданина (1789 г.) является отражением национальной идеи государства о правовом равенстве граждан перед законом и судом, презумпции невиновности, обязанности соблюдать законы, платить налоги и т. д. До настоящего времени с дополнениями и изменениями ее положения содержатся в конституциях большинства демократических государств. Понимание идеологии, как ложного знания, полученного извращенным сознанием, берет начало в творчестве Ф. Бэкона -основоположника эмпирической философии об идолах разума.
Наиболее яркое отражение идеалистические и религиозные концепции, считавшиеся близкими менталитету большинства русского народа, нашли в идеологии консерватизма, отвергавшего радикальные политтехнологии типа революций. Так, Б.А. Кистяковский в статье «В защиту права» писал, что идеи христианского государства, выполнив свою историческую миссию, будут заменяться буржуазны-
ми правами и свободами, идеями равенства и братства [7, с. 122]. В настоящее время в РФ они приобрели значение национальной идеи, а в Европе сведены к принципам буржуазного права и рыночной экономики. В то же время не исключается идея, что «человек - это целый мир», поэтому его мышление может быть «совершенно свободно от каких бы то ни было идеологий» [11]. Идеи и лозунги буржуазных европейских революций XIX в. стали для российских философов примером формирования национальной идеологии, но не в полном объеме, что, впрочем, не означало ее искусственного характера. Б.А. Кистяковский писал: «...основу прочного правопорядка составляет свобода личности и ее неприкосновенность. Но именно тут мы констатируем величайший пробел, так как наше общественное сознание никогда не выдвигало идеала правовой личности. Обе стороны этого идеала - личности, дисциплинированной правом и устойчивым правопорядком, и личности, наделенной всеми правами и свободно пользующейся ими, чужды сознанию нашей интеллигенции» [7, с. 128]. Национальная идея, выраженная через права, свободы и обязанности граждан, приобретала потенциал, необходимый для развития институтов российского гражданского общества и правового государства, что остается актуальной проблемой до настоящего времени.
Русские либералы восприняли идеологемы капиталистического общества через европейские философские школы, в которых все значимые моменты новых общественных отношений обосновывались с позиций свободных рыночных отношений. М.И. Туган-Баранов-ский считал свободу высшей ценностью социума, которая, по его мнению, «...никогда не наступит, ибо нельзя созреть до свободы, не будучи предварительно свободным» [11, с. 26]. В то время именно эти идеи явились основой реформирования российского государства как традиционного с устойчивым балансом общественных интересов. Российская национальная идея формировалась в плоскости национальной истории и культуры, самоидентификации, православных и экзистенциальных переживаний о миссии русского народа и его роли в историческом времени и пространстве. В. Соловьев справедливо отмечал, что «идея нации есть не то, что она сама думает о себе во вре-
мени, но то, что Бог думает о ней в вечности» [10, с. 81]. Позитивное значение национальной идеи заключается в том, что, опираясь на духовный потенциал народа, его менталь-ность, она определяет цели и задачи, стоящие перед гражданским обществом и правовым государством.
Установлено, что категории «национальная идея» и «гражданское общество» являются общественным идеалом, в основе которого лежит принцип свободы, когда свобода каждого человека становится совместимой со свободой всех. Во-вторых, гражданское общество тесно связанно с правовым государством как итогом естественно-исторического развития, поэтому теоретическое осмысление этого находит отражение в национальной идее, способствующей реализации принципа устойчивого общественного развития. В-третьих, конкуренция, существующая во всех сферах общественной жизни, в национальной идее приобретает характер социальной гармонии между гражданами, гражданским обществом и государством. В-четвертых, национальная идея не всегда объединяет граждан, так как при определенных условиях она может стать причиной дополнительных противоречий, приводящих к различным конфликтам. Предположение, что познание сущности категорий национальная идея и гражданское общество в контексте социальной философии разрешит проблемы, связанные с их взаимоотношениями, является идеализированным, скорее это рассуждения о должном, но не о сущем, т. к. нет согласия между ними о причинах и движущих силах происходящих изменений, поэтому требуются их дополнительные исследования.
Концептуализация категорий «национальная идея» и «гражданское общество» обретает особую актуальность в периоды политических перемен и поиска общественных ориентиров.» с целью «сделать жизнь общества человечной, а человека общественным» [3, с. 187]. Миссия гражданского общества отличается от институтов народовластия тем, что она заключается в ограничении государственного присутствия в ряде сфер общественной и личной жизни граждан, корректировке его долгосрочной политики, укреплении системы сдержек и противовесов с целью ограничения политических амбиций государства.
Список источников
1. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. Париж, 1946.
2. Бэнкс М. Психи и маньяки в Интернете: руководство по выживанию в киберпростран-стве / Пер. Э. Добиной. СПб., 1998.
3. Волкогонова О.Д. Образ России в философии русского зарубежья / М., 1998.
4. Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М., 1937. Т. 7.
5. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет: в 2 т. М., 1970. Т. 1.
6. Де Траси Д. Основы идеологии. Идеология в собственном смысле слова / Пер. с фр. Д.А. Ланина. М., 2013; Иванова А.С. Начала «Идеологии». Антуан Дестю де Траси и его наука об идеях // Вопросы философии. 2013. № 8.
7. Кистяковский Б.А. В защиту права // Сборник Вехи. М., 1991.
8. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., текст, опубликованный на официальном интернет-портале правовой информации (www. pravo.gov.ru), 6 октября 2022 г., включающий новые субъекты Российской Федерации - Донецкую Народную Республику, Луганскую Народную Республику, Запорожскую область и Херсонскую область. URL: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001202210060013 (дата обращения: 07.01.2023).
9. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. М., 1955. Т. 3.
10. Соловьев B.C. Русская идея. Соч. в 2 т. М., 1989. Т. 2.
11. Туган-Барановский М.И. К лучшему будущему: сборник социально-философских произведений. М., 1996.
References
1. Berdyaev N.A. The Russian idea. The main problems of Russian thought of the XIX century and the beginning of the XX century. Paris, 1946.
2. Banks M. Psychos and maniacs on the Internet: a guide to survival in cyberspace. Dobina. St. Petersburg, 1998.
3. Volkogonova O.D. The Image of Russia in the philosophy of the Russian abroad / M., 1998.
4. Hegel G.V.F. Essays. Moscow, 1937. Vol. 7.
5. Hegel G.V.F. Works of different years: in 2 t. M., 1970. Vol. 1.
6. De Tracy D. Fundamentals of ideology. Ideology in the proper sense of the word / Trans. from fr. D A. Lanina. M., 2013; Ivanova A.S. The Beginnings of «Ideology». Antoine Destu de Tracy and his Science of Ideas // Questions of philosophy. 2013. № 8.
7. Kistyakovsky B.A. In defense of the right // Collection of Milestones. Moscow, 1991.
8. The Constitution of the Russian Federation: adopted by popular vote on 12.12.1993, the text published on the official Internet portal of legal information (www.pravo.gov.ru ), October 6, 2022, which includes the new subjects of the Russian Federation - the Donetsk People's Republic, the Luhansk People's Republic, the Zaporozhye Region and the Kherson region. URL: http:// publication.pravo.gov.ru/Document/View/000120 2210060013 (accessed: 07.01.2023).
9. Marx K., Engels F. Essays. 2nd ed. M., 1955. Vol. 3.
10. Solovyov B.C. The Russian idea. Soc. in 2 vols. M., 1989. Vol. 2.
11. Tugan-Baranovsky M.I. Towards a Better Future: a collection of socio-philosophical works. M., 1996.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Ромадыкина Виталия Сергеевна, кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры философии. ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли им. М. Туган-Барановско-го». Российская Федерация, Донецкая народная республика, г. Донецк, ул. Щорса, 31.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Romadykina Vitaliya Sergeevna, PhD in Law, Associate Professor, Professor of the Department of Philosophy. Donetsk National University of Economics and Trade named after M. Tugan-Baranovsky. 31, Shchorsa ud., Donetsk People's Republic, Donetsk, Russian Federation.