Научная статья на тему 'ПАТРИОТИЗМ И ЭТНОНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА'

ПАТРИОТИЗМ И ЭТНОНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
85
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ / ПАТРИОТИЗМ / ЭТНО-НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ромадыкина Виталия Сергеевна

Патриотизм древнее, чем национализм: объект патриотизма зависит от социума и видоизменяется по объёму под влиянием социальных и политических факторов, в то время как объектом национализма является нация. В силу этого обстоятельства - константности - национальная идея обладает огромной силой воздействия, поскольку нация, вне зависимости от исторического контекста, остаётся общностью, являющей собой высшую сакральную ценность, задавая русло этнонациональным отношениям. Патриотизм в этом контексте выступает идейным основанием, объединяющим этносы и нации в рамках единого государства и выступающим движущей силой развития общественных отношений на пути становления правового государства и его интеграции в мировое сообщество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTISM AND ETHNONATIONAL RELATIONS AS CONSTITUENT ELEMENTS OF THE PROCESS OF FORMATION OF THE RULE OF LAW

Patriotism is older than nationalism: the object of patriotism depends on society and changes in volume under the influence of social and political factors, while the object of nationalism is the nation. Due to this circumstance - constancy - the national idea has a tremendous power of influence, since the nation, regardless of the historical context, remains a community that is the highest sacred value, setting the course for ethno-national relations. In this context, patriotism acts as an ideological foundation that unites ethnic groups and nations within a single state and acts as a driving force in the development of social relations on the way to the formation of a rule of law state and its integration into the world community.

Текст научной работы на тему «ПАТРИОТИЗМ И ЭТНОНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА»

общественного развития. - 2014. - N9 16. С> 202-204.

9. Ошкин В.В. Интеллектуалы в полигике: Р. Ми-хельс и И. Шумпетер // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 5. - С. 831.

10. Фуко М, Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. ■■ М: Касталь. - 1996, - 448 с,

11. Фуко М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. -М.: Праксис, 2002. - 384 с.

12. Шилов В.Н. Демократическая политическая конкуренция и ее предпосылки: Йозеф Шумпе-тер и современность // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Се-

рия: История. Политология. - 2012. - N9 1 (120). - С, 244-255.

13. Шилов В.Н., Рылкина А.П. Динамика полити ческой конкуренции в России е иостперестроеч-ный и постсоветский период II Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. 2013. - № 15 (158), - С. 164-175.

14. Яхимович З.П. Происхождение итальянского фашизма и его путь к власти Н Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. "Экономика. - 2014. - N9 4 (23).-С.110-118.

15. Michels R. Umschichtungen in den herrschenden Klassen nach dem Kriege. - Stuttgart: Verlag von W. Kohlhammer, 1934.- 133 s.

PATRIOTISM AND ETHNOMATfOMAL RELATIONS AS CONSTITUENT ELEMENTS OF THE PROCESS OF FORMATION OF THE RULE OF LAW

Romadykrna Vftaf/a Sergeevna, PhD of Philosophical sciences, Associate Professor, Department of Philosophy, Donetsk National University of Economics and Trade named after MykhaHo Tugan-Baranovsky, Donetsk, DPR

Patriotism is older than nationalism: the object of patriotism depends on society and changes in volume under the influence of social and political factors, while the object of nationalism is the nation. Due to this circumstance -constancy - the national idea has a tremendous power of influence, since the nation, regardless of the historical context, remains a community that is the highest sacred value, setting the course for ethno-national relations, in this context, patriotism acts as an ideological foundation that unites ethnic groups and nations within a single state and acts as a driving force in the development of social relations on the way to the formation of a rule of law state and its integration into the world community

Keywords; national idea; patriotism; ethno-national relations.

DOI 10.24923/2222-243X.2022-43.30

ПАТРИОТИЗМ И ЭТНОНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

Патриотизм древнее, чем национализм: объект патриотизма зависит от социума и видоизменяется по объёму под влиянием социальных и политических факторов, в го время как объектом национализма является нация, В силу этого обстоятельства ■ константности ■ национальная идея обладает огром ной силой воздействия, поскольку нация, вне зависимости от исторического контекста, остаётся общностью, являющей собой высшую сакральную ценность, задавая русло атнонациональным отношениям. Патриотизм в этом контексте выступает идейным основанием, объединяющим э тносы и нации в рамках единого государства и выступающим движущей силой развития общественных отношений на пути становления правового государства и его интеграции в мировое сообщество.

Ключевые слова; национальная идея; патриотизм; этно-национальные отношения; правовое государство.

УДК 740(331) ВАК РФ 5.7,7/09.00.11

0 Ромадытна B.C., 2022

Ol

01 О си

-0 9

S

со"

CU

Cl

2

S

175

Патриотизм и этнонациональные отношения как составляющие элементы процесса становления правового государства находятся в плоскости иррационального, бессознательного, е определённой мере, сакрального. Многие исследователи видят в этом аргумент в пользу приравнивания патриотизма к религиозным, священным чувствам, как и движущие силы развития этнонациональных отношений искать в сфере бессознательного. В частности, Б. Андерсон в своей концепции о "воображаемых сообществах" делал акцент на их мистицизме роднящий связи, объединяющие людей в них, с религией и именно поэтому "сообщества, - считает он, - следует разли-

РОМАДЫКИНА Виталия Сергеевна, кандидат философских наук, доцент, профессор кафедры Философии, Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Ёарановского, Донецк, ДНР

и О

О

о о

176

чать не по ихложности или подлинности, а по тому стилю, в котором они воображаются" П ]. А его положение о близости этнонациональ-ных отношений по формам и символике, родственным отношениям, перекликается с подходом к рассмотрению религии Э. Дюргеймом как спонтанной идеологии и, вследствие этого, с трудом поддающейся объективизации в научном знании. Проводя параллель между а) патриотизмом и этнонациональными отношениями и б) религией, Б. Андерсон делает неутешительный вывод: первые бесконечно проигрывают второй, поскольку патриотизм и причастность к нации набирают силу и значение синхронно с упадком религии и дескреди-тацией священного опыта. Равнодейственные бессознательные стремления к жизни и смерти, находят своё выражение в национальном светском сообществе (жизнь) и чувстве патриотизма - "памятник после героической смерти во имя нации" (смерть), выступающий, по словам Андерсена, "бледным подобием, даруемого религией бессмертия"!"!].

Во многом эти идеи перекликаются с воззрениями Я.Н. Толстого, считавшего патриотизм "религией рабов" и противопоставлявшего патриотизм истинному христианству. Однако другие исследователи придерживаются диаметрально противоположных взглядов, относя, подобно H.A. Бердяеву, патриотизм и национальные и этнонациональные отношения в условиях трансформации общества, к проявлению инстинкта исторической правдивости и божественного предназначения [3]. Занимавшие серединное положение по этому вопросу, были "более осторожны в своих высказываниях, различая истинный и ложный, полезный и вредный патриотизм (ИАИльин, Г.В. Флоровский, а также Н.С. Трубецкой, Н.8. Устрялов) [8].

Западноевропейские мыслители, напротив, полагали, что патриотизм есть основа существования нации. Однако до Т. Гоббса чувство патриотизма напрямую связывалось с фигурой монарха, но уже у Дидро и Д'Аламбе-ра высказываются мысли о неправомерности неразличения понятий "нация" и "государство", а также, что формирование патриотизма возможно только при демократии - главенстве права и закона. Однако данное положение противоречиво, поскольку, во-первых, само по себе чувство патриотизма древнее, чем национализм, возникновение которого, как принято считать, инициировано Великой Французской революцией и, во-вторых, объект патриотизма, как указывалось выше, зависит

от социума, в то время как объектом патриотизма является нация. Существует классификация видов патриотизма, в которой классификационным признаком выступает объект и на основе которого выделяют: "<...> племенной (объект лояльности - семья, племя); местный {объект лояльности - село, город); национальный (объект лояльности - нация, народ, история и культура народа, социальные ценности народа);государственный (объект лояльности -государство); классовый (объектлояльности - социальный класс); корпоративный (объект лояльности - организация, которая с точки зрения человека выражает общественные интересы) <...>" [8]. При анализе данной классификации видно, что она отражает не просто смену объекта, на который направляется чувство патриотизма, но может быть рассмотрена как этапы его зарождения, развития и деградации, поскольку объекты-этапы "классовый" и "корпоративный" могут быть соотнесены, соответственно, с "племенным" и "местным" объекта ми-этапами. Исходя из контекста нашего исследования в его центре внимания находится государственный патриотизм, формируемый в процессе этнонациональных отношений и благоприятными условиями формирования которого выступает правовое государство. Строго говоря, патриотизм изменялся не только по объекту, но и по "объёму": если в Античности это полис, римский патриотизм - государство, то при Римской империи - это имперский патриотизм, включавший в себя все народы, принявшие на себя права и обязанности граждан империи.

И именно в этот период формируется учение стоицизм, трактовавшее государство как феномен, органичный человеческой природе. И хотя ими патриотизм не рассматривался, поскольку идеалом стоицизма была беспристрастность, но это учение стало одним из истоков европейской концепции государства, поскольку, по их убеждению, предназначение государства - поддержание справедливости, а задача правителя - следить за исполнением государством своих функций - соблюдением прав граждан и выполнение ими своих обязанностей.

В период христианства "божественное право" стало во главу угла, оттеснив на второй план патриотизм и "чувство нации", а вопрос "веры" стал превалировать над вопросом "эт-нoнaциoнaльныxoтнoшeний".Эnoxa Ренессанса вместе с античными образами возродила и понятие "патриотизм". Наиболее ярко это проявилось в трудах Макиавелли [7], который, раз-

делив понятия государственные интересы и "личные интересы", однозначно подчинил вторые первым, независимо от государственного устройства, переориентировав смысл человеческой жизни, жизни, прежде всего, гражданина, с "жизни во имя божьей славы" на "жизнь во имя славы Отечества". Одним из важнейших условий функционирования государства он еидел в правовой стороне, обеспечивающей участие в управлении государством всем гражданам, и не важно, эта возможность носит опосредованный характер, как в монархии, или опосредованный, как в республике. Главное ? наличие и реализации государством данной функции, которая должна быть определена на законодательном уровне. В период формирования централизованных государств в Западной Европе тенденция "жертвы во имя блага государства" стала одной из основополагающих ценностей равнозначной христианской жертвенности.

Эти изменения в осмыслении понятий патриотизма и государства отразились в формировании социально-политической философии Нового времени, а также оказали влияние на распространение учений о государстве и гражданине английского философа Гоббса [4], с позиции которого значение государства заключается в его преобразующей силе, оказываемой им на человеческую природу через представления о "добре" и "зле", "справедливом" и "несправедливом" и закрепляет это в законах. Наивысшегоапогея концепт "патриотизм", причем в контексте демократических ценностей, трактовавшихся сквозь призму справедливости, законности и равенства всех перед законом, достиг в высказываниях А. Линкольна, предложившего, ставшей классической, формулу демократии как "правительство народа, управляемое народом и для народа", отразившей национальное понимание американцами взаимосвязи концептов "право" и "патриотизм". Великие революции во Франции и Америке сделали эту связь "государство - патриотизм - право - демократия" неразрывной.

В русской социально-философской мысли до Октябрьской революции концепт "патриотизм" больше связывалось с концептом "государство", чем с концептами "демократия" и "право". После установления Советской власти, как результат новой идеологии, в России вопросы о патриотизме и национальном вопросе ушли из дискурса и были заменены дискурсом о "классовом патриотизме" Эта актуализация была начата в работах 8.И. Ленина 15], воспринявшего идеи К. Маркса и Ф. Энгельса

[6] о национальном патриотизме в буржуазном обществе как одном из средств эксплуатации рабочего класса, и трансформировавшего их, в условиях гражданской войны, в патриотизм классовый. С приходом к власти И.8. Сталина концепт "классовый патриотизм", в соответствии с изменившейся идеологией, заменяется концептом "советский патриотизм", который, тем не менее, сохранил отдельные моменты понимания национализма и патриотизма В.И, Лениным: осознание преимущества социалистического строя и социалистической культурой над строем и культурой капиталистического общества.

Как ни странно, но содержательное наполнение концепта "советский патриотизм" было близким содержательному наполнению концепта "патриотизм" передовых мыслителей из числа русской эмиграции. В частности князь Н.С. Трубецкой [9], основатель евразийства, полагал, что концепт "российский патриотизм" необходимо заменить концептом "общеевразийский патриотизм" в значении - "культура всех народов, проживающих на территории СССР" и имеющим двухуровневую структуру: нижний уровень - гражданин как патриот своего народа; верхний - принадлежность к единой культуре евразийской нации. При этом через верхний уровень осуществляется связь в единое целое "исторических судеб народов Евразии". Основатель национал-большевизма Н.8, Устрялов [10] также поддерживал концепт "советский патриотизм", несмотря на то, что именно ему принадлежала мысль о том, что патриотичное поведение может быть результатом непатриотичного сознания: так патриотизм большевиков превышает патриотизм русской интеллигенции, желавшей поражения своему правительству в русской-японской и Первой мировой войнах, отсюда следует, что именно большевики являются носителями истинного русского патриотизма.

Однако общим между данными концептами было то, что и концепт "классовый патриотизм", и "советский патриотизм" были тесно связаны с концептом "право" в значении "равенство права для всех" и понимались исключительно как государствоцентрирующие. После распада Советского Союза и оформления Российской Федерации концепты "патриотизм" и "национализм", а также "нация", снова появились в социально-философском и политическом дискурсах, которые приобрели особую остроту особенно при рассмотрении их в контексте права и справедливости.

си

О! О (и

9 з:

со"

си 2

Ё

177

Таким образом, национальная идея как форма метафизического познания и воспроизведения этнонациональных отношений сквозь призму патриотизма в процессе становления правового государства обладает огромной силой воздействия, поскольку нация, вне зависимости от исторического контекста, остаётся общностью, являющей собой высшую ценность, которой, по сути, посвящены лучшие движения души личности, черпающей из ее недр силы. "<...> Оттого патриотизм 8 равной степени понятие как метафизическое, так и социально-психологическое, зависящее от исторической эпохи и своеобразия культурных ориентиров национального менталитета. <...> порождая социальные и правовые нормы, новый смысл их сущности <...>, (создавая) правовое государство (предполагающее) гражданскую ответственность общества, в котором его члены способны реализовать свои потребности и интересы. <...>" [2]. Именно высочайшие порывы личности, остающиеся навеки в истории и памяти народов, свершаются в периоды национальных конфликтов и движений, посвя-щённых борьбе за национальную свободу и независимость. И именно в этом проявляется сакральность сущности национальной общности, осознания этнической принадлежности и, одновременно, выполнения долга перед Отечеством, чистым от эгоистического спасения или религиозной жертвенности, В правовом государстве все формы общественных отношений, априори, находясь в синтезе, выступают фундаментом, на котором формируются этно-национальные отношения в единстве общественного и индивидуального, а содержание общественного сознания развивается и наполняется в результате саморазвития каждой отдельной личности.

Национальная идея в этом процессе выступает в качестве катализатора метафизического осознания личностью своей принадлежности к нации, задаёт русло этнонациональным отношениям. Патриотизм в этом контексте выступает идейным духовным основанием, одновременно объединяющим этносы и нации в рамках единого государства и выступающим движущей силой развития общественных отношений на пути становления правового государства и его интеграции в мировое сообщество.

В идеологической системе современного государства исконные духовные идеалы и ме-

тафизические основания имеют непреходящее значение для сохранения этнонациональных и патриотических традиций, соединяя в коллективной памяти прошлое, настоящее и будущее и сохраняя уважение к делам минувших поколений, национальным обычаям народов, населяющим страну и позволяющим каждому осознавать себя частью национальной, духовной, культурной истории.

Литература:

1. Андерсон В., Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / пер. с англ. В. Николаева; вступ. ст. СЛ. Банковской. М,: Кучково иоле, 2016, - 416 с.

2. Банкерова Е.И. Феномен патриотизма как идеологическая основа гражданского правового государства // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012. №9 (68). - С. 325-330. - URL; https://cyberleninka.ru/ article/n/fenomen-patriotizma-kak-ideologicheskaya-osnova-grazhdanskogo-pravovogo-gosudarstva (дата обращения: 09,02.202 2),

3. Беспалова Т.В. Патриотизм в концептуальной версии H.A. Бердяева: социально-философский ана лиз //Ф илос офия права,- 2009. -№ 1 (32).-С. 85-88. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/ patriotism-V-ко ntsepiualn oy-vers ii-n-a-berdyaeva-sotsialno-filosofskiy-analiz (дата обращения: 08,02.2022),

4. Гоббс Т. Философские основания учения о гражданине / Томас Гоббс. - Минск : Харвест ; М.: ACT, 2001. - 302, [1] с. - ISBN 98.5-13-0310-0 (Харвест). -iSBN 5-17-008292-4 (ACT).

5. Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу, О праве наций на еамоопределе ние, О национальной гордости великороссов / Ленин В.И. - М. : Политиздат, 1985, - 93 с,

6. Маркс К. Манифест Коммунистической партии / К. Маркс, Ф. Энгельс. // Marxists Internet Archive. -[В. м., сор. 1998-2021]. - URL: https:// www.rnatxists.org/russkij/marx/1848/manifesto.iitm (дата обращения: 12.02.2022).

/. Макьявелли (Макиавелли) H. Сочинения исторические и политические; Сочинения художе ственные; Письма : [сб.: пер. с ит.] / НикколоМакьявелли ; (сост., вступ. ст. и прим. М.Л. Андреева], -М. : Пушк. б-ка : ACT, 2004. - 819,(1] с. - (Золотой фонд мировой классики / сост. К.Н. Атарова, А.Я. Ливергант).

8. Павлов А.П. Патриотизм. Очень краткая история идеи. // Философская антропология - 2018. •• Т. 1, № 4. -С. 175-191.

9. Трубецкой Н.С. Об истинном и ложном национализме // Трубецкой Н.С. Избранное. - М. : РОС-СПЭИ, 2010. - 616 с.

10. Усгрялое Н.В. цит.по Лысенко Е. А. История идеологии национал-большевизма Н. В. Устрялоеа (1900-е гг. - 1925 г.): автореф. дисс. ... канд. ист. наук.-СПб., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.