ленческих решений и связь с властными и государственными структурами).
Заключение
Итак, мы рассмотрели, насколько многообразны и неоднородны философские основания такого сложного феномена современной общественной жизни, как публичная политика. Имманентно присутствуя еще в античных социально-философских концепциях, публичная политика как коррелят цивилизованных государств начинает активно разворачиваться лишь в XX столетии. И хотя вполне закономерно и несомненно, что сегодня демократический мир немыслим без диалога властей и граждан, суть публичной политики не может быть схвачена однозначно. Наблюдаемые в мировом пространстве практики публичной политики различны, но акторы относят их именно к данному виду взаимодействий. На наш взгляд, это происходит еще и по причине недостаточной разработки философских оснований, которые бы помогли привести ее понимание к некоторому единому знаменателю, что указывает на бесспорную актуальность данного направления исследований с последующим установлением многочисленных связей.
Литература:
1. Арендт X. Vita activa, или О деятельной жизни. -СПб. : Алетейя, 2000. - 437 с.
2. Бабосова Е.С. Концептуализация понятия "публичная политика" // Социологический альманах.
- 2013. - № 4.-С. 120-127.
3. Беляева О.М. Полития как наилучшая форма правления, по Аристотелю // Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2013. -№1(19).-С. 15-20.
4. Дин М. Правительность: власть и правление в современных обществах. - М. : Дело, 2016. - 590 с.
5. Коулбач X. Политика // Публичная политика: от теории к практике. - СПб. : Алетейя, 2008. - С. 35-50.
6. Меркуро Н., Медема С. Экономическая теория и право: от Познера к постмодернизму и далее. -М. : Изд-во Института Гайдара, 2019. - С. 290-296.
7. Мирошниченко И.В. Публичная политика как зонтичная концепция политической науки // Го-суда рствен ное уп ра влен ие. Электрон ны й вестн ик.
- 2014. - № 47. - С. 354-376.
8. Мыслители Греции. От мифа к логике: сочинения / сост. В.В. Шкода. - М. : Издво Эксмо-Пресс; Харьков : Изд-во Фолио, 1998. - 832 с.
9. Роудс Р. Новый метод управления: управление без правительства // Публичная политика: от теории к практике. - СПб. : Алетейя, 2008. - С. 51-74.
10. Сунгуров А.Ю. Публичная политика: основные направления исследования (мировой и российский опыт) // Публичная политика. - 2017. - № 1. -С. 8-28.
11. Томин Л.В. Политические сети в контексте неолиберальной правительственности // Публичная политика. -2020. -Т. 4.- №2.-С. 128-137.
12. Habermas J. The theory of communicative action.
- Boston: Beacon Press, 1984. - 516 p.
13. Thompson B. Habermas: Critical Debates. -Cambridge, Mass.: MIT, 1982. - 324 p.
NATIONAL IDEA ASA FORM OF METAPHYSICAL COGNITION A ND REPRODUCTION OF ETHNO-NA HON A L RELATIONS Romadikina Vita Ha Sergeevna, PhD of Philosophical sciences, Associated Professor, Professor at the Department of Philosophy, Donetsk national University of Economics and trade named after Mykhai/o Tugan-Baranovsky, Donetsk, DPR
The purpose of the study is to prove the national idea as a form of metaphysical cognition of the patriotic mechanism of reproducing ethnonational relations on the way to the legal state consolidation is not an independent phenomenon, but is directly dependent on metaphysical sociocultural representations and the specific feature of historical conditions. Scientific novelty lies in argumentation of patriotism is a national self-determination manifested outside, the origins of which are to a greater extent in the sphere of the irrational-mythological. As a result, it was re vealed that fa vorable factors in the formation of patriotism is a socially oriented legal state, the irrational aspirations of citizens. Patriotism grows alongside with the denunciation of religion.
Keywords: national idea; patriotism; ethno-national relations; legal state; metaphysical knowledge. DON 0.24923/2222-243X.2021 -41.35
УДК 740.328 НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ КАК ФОРМА
ВАК РФ 09.00.03 МЕТАФИЗИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ
ЭТНОНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
© Ромадыкина В. С., 2021 Цель исследования - дока за ть, что национальная идея как форма ме та физического познания патриотического механизма воспроизведения этнонацио-нальных отношений на пути становления правового государства не является самостоятельным феноменом, а находится в прямой зависимости от метафизических социокультурных репрезентаций и специфики исторических условий. Научная новизна заключается в аргументации того, что патриотизм есть проявляемое явление во вне национального самоопределения, истоки кото-
рого находятся в большей мере в сфере иррационально-мифологического. В результате выявлено, что благоприятными факторами формирования патриотизма является социально ориентированное правовое государство, наличие которого объективными фактами подпитывает иррационалистические устремления граждан. Патриотизм усиливается синхронно с дескредитацией религии.
Ключевые слова: национальная идея; патриотизм; этнонациональные отношения; правовое государство; метафизическое знание.
Введение
Проблема исследования национальной идеи как формы метафизического познания патриотического механизма воспроизведения этнонациональных отношений на пути становления правового государства включает в себя ряд подпроблем, без исследования которых невозможно выйти на решение данной, главной проблемы. К ним относятся: метафизическое познание и национальная идея как форма метафизического познания.
В этой связи актуальность данного исследования заключается в исследовании ряда подпроблем, без изучения которых невозможно выйти на решение данной проблемы метафизического познания, национальной идеи как формы метафизического познания, патриотизма и этнонациональных отношений как составляющих элементов процесса становления правового государства.
Цель исследования структурировала следующие задачи: Л) исследовать национальную идею как форму метафизического познания патриотического механизма восприятия этнонациональных отношений на пути становления правового государства; 2) выявить особенности государственного патриотизма, формируемого в процессе этнонациональных отношений и созданными благоприятными условиями, формированием которого выступает правовое государство; 3) определить национальную идею в контексте того, что находится в глубинных бессознательных слоях и своего ранга сакральной ценности; 4) раскрыть в идеологической системе современного государства исконные духовные идеалы и метафизические основания, которые имеют значение для сохранения этнонациональных и патриотических традиций, соединяя в коллективной памяти прошлое, настоящее и будущее и сохраняя уважение к делам минувших поколений, национальным обычаям народов, населяющим страну и позволяющим каждому осознавать себя частью национальной, духовной, культурной истории.
Для осмысления национальной идеи как формы метафизического познания и воспроизведения этнонациональных отношений, в статье применяются следующие методы исследования, конструктив-но-герменевтический, структуралистский, компаративистский методы.
Теоретической базой исследования послужили публикации Б. Андерсона, М. Вебера, A.M. Салмина, С.Ф. Самойлова, У.А. Томаса.
Основная часть
Метафизическое познание. Собственно, метафизика представляет собой учение в рамках философского знания о сверхопытных мета-принципах бытия и его составляющих (познание, личность, культура, природа и проч.). То есть, исследование какой-либо проблемы в метафизической парадигме представляет собой формализацию получаемого знания посредством категориального языка, а результаты познавательной деятельности, полученные в рамках
РОМАДЫКИНА Виталия Сергеевна, кандидат философских наук, доцент, профессор кафедры Философии, Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского, Донецк, ДНР
данной парадигмы, носят концептуальный характер. Таким образом, достигается цель метафизического познания - построение, создание метафизических универсальных конструкций. В контексте социальной философии исследование в метафизической парадигме позволяет выявить универсальные закономерности в развитии общества. То есть, в рамках метафизической парадигмы, следуя от абстрактного к конкретному, исследователь создаёт стройные теоретические построения изучаемого объекта.
В метафизической парадигме, благодаря неизменной структуре общества, возможно исследование и построение, на основе результатов исследования, теоретических конструкций социально-политических процессов, общественных отношений, форм и типов социальных институтов и схем их взаимодействия и взаимозависимости в соответствии и исходя из универсальных законов развития общества. При этом интенсивность взаимодействия и взаимозависимости неоднородна и изменчива в зависимости от совокупности факторов, действующих в доминантной позиции в конкретном историческом периоде.
В качестве примера исследования в данной парадигме можно привести теоретическую модель толпы французского социолога Тарда. "<...> Толпа, являясь одной из первых форм коллективного самосознания, организует определенным образом социальные чувства и способствует их дальнейшему закреплению через систему социальных институтов. Процесс институализации подражания в социальной жизни открывается Тардом вполне метафизическим образом, путем рассмотрения социальных явлений через призму определенной интеллектуальной интуиции. Затем эта интуиция конкретизируется в "законе подражания", который обобщает социальные факты и выявляет их сущность. Таким образом, теоретическое рассмотрение общества как результат действия механизма коллективной психологии не является в учении Тарда самостоятельным и находится в прямой зависимости от метафизически интерпретированного метода формализации <...>" [8]. Именно по данной схеме, взяв за основу логику исследования Тарда, предполагается рассмотреть национальную идею как форму метафизического познания.
Национальная идея как форма метафизического познания. В рамках метафизической парадигмы концепт "идея" взаимосвязан с концептом "закон". Эта взаимосвязь выявлена и
обоснована ещё Платоном, полагавшим, что поскольку идея никогда не воплощается в вещи в полной мере, то социальная и политическая деятельность людей, по сути, есть деградация идеи государства. И, несмотря на то, что Фома Аквинский (теистический подход) в своей концепции напрямую связывает закон с его реализацией в социальной сфере через деятельность конкретной личности, определяя монарха как "стража справедливости", а судью как "живую справедливость", он описывает должное ("как должно быть"), а не выявляет общее, универсальное, вневременное. При этом в метафизической парадигме возможно два подхода к пониманию нации и, как следствие, два концепта "национальная идея".
Первый - иллюзорность понятия "нация" по отношению к изначальному, в определённом смысле производному понятию - "человеческий род".
Второй - понятие "нация" как объективно существующему феномену. В рамках теологиз-ма большинство религий национальны по возникновению и наднациональны по своей сущностной ориентированности, обращаясь к личности в принципе, а не к личности принадлежащей к определённой нации. Этотже принцип многообразия человечества как проявлению "многокрасочности свойственной всему творению Божию, также и человечеству", характерен ветхо - так и новозаветной библейской антропологии. Созидание же единого народа в лоне Церкви преподносится не как уничтожение национального многообразия, а духовное наднациональное преобразование через жертву, самоотречение и спасение.
Таким образом, теистическая интерпретация человеческого общества и его порождений, в том числе, и национальной идеи как искажённого замысла Божественного первообраза, в большой степени инициировало возникновение эпохи Ренессанса ? эпохи гуманистического национализма, в которой человек "есть мера всех вещей", а преобразующая сила - творчество. В рамках философского дискурса, а точнее, в философско-исторического и культурологического, концепт "национальная идея" наиболее пристально стал исследоваться с XIX столетия и его понимание прошло ряд трансформаций.
Так, русские мыслители XIX - начала XX веков, рассматривая данный концепт в духовном, религиозно-мистическом ключе, пытались осознать её наполнение и смысл, разными путями, приходя к осмыслению её как предначертание избранности мессианского пути Рос-
сии. Западноевропейские мыслители использовали несколько иную терминологию - "национальный дух", - но русло их размышлений не отличалось от русла русских мыслителей: Гегель [3] считал, что германский дух есть воплощение "всемирного духа" в высшей его форме, а немецкая история - высшая форма цивилизации; Гизо [4], французский историк, считал, что самой истинной является французская цивилизация; Бокль [1 ], в свою очередь, писал "самой нормальной и здоровой является английская нация и английская история". То есть, общее основание у русских мыслителей и западноевропейских в осмыслении национальной идеи - избранность народа; различия - в осмыслении предназначения этой избранности. При этом у западноевропейских мыслителей классического периода, в попытках осмысления концепта "национальная идея (дух)", соединяются два подхода: рациональный - к осмыслению феномена; идеалистический - абсолютизация. Переход к неклассической философии кардинально меняет традиционное западноевропейское мышление: рациональность перестает быть основой познания мира, а главным объектом исследований становятся проблемы культурно-исторического существования, в контексте изучения которых и начинает происходить переосмысление "национального" создаются разделы научного знания, например, "психология народов" (психологическое направление в социологии, созданное в 1860 году немецкими мыслителями Лацарус Мориц (1824-1903) и Штейнталь Хейман (1823-1899).), в которых "национальное" становится главным предметом изучения. И как апофеоз развития этой темы,синтезирующий в себе все предшествующие, положение Юнга, выдвинутое им в рамках его аналитической психологии, о существовании структуры: индивидуальное бессознательное - сфера коллективного бессознательного, содержащая архетипы -"дремлющие мыслеформы", реализуемые "через образы конкретной культуры, во внутреннем опыте конкретных людей..." [9], проявляющиеся в снах; образах; символах; народном и художественном творчестве, через которое проявляется "душа народа", его характер, его национальный дух, находящий зримое воплощение в государственном устройстве и законах страны.
То есть, взаимосвязь и соотношение концептов "нация" и "государство" всегда находились и остаются в поле исследований, вызывая научный интерес: "<...> соотношения государства и отдельной нации - это взаимозависи-
мые понятия, обладающие как общими чертами, так и отличиями <...>" [6]. Хотя единой позиции на этот счёт выработано так и не было М. Вебер [2], полагал, что данные концепты практически равнозначны, поскольку государство может существовать только при поддержке национального сообщества, но и государство, в свою очередь, охраняет и оберегает нацию.
Более того, основным принципом национализма, на основе которого и возникает структура "нация - государство", принятая в ООН в качестве определения суверенной страны, считается принадлежность к одной нации, образование, развитие и организация жизнедеятельности которой происходит в рамках государственного образования.
Но вопрос "являются ли "нация", "государство", "национальное государство" равнозначными концептами? в Веберовской концепции не решён. С точки зрения Э. Позднякова [7], данная концепция весьма неоднозначна и в силу этой неоднозначности противоречива. Однако есть учёные, которые однозначно высказываются за отожествление "<...> понятий нации - государства и национального государства, так как в идеале никаких различий в них быть не можете...>" [8].. То есть, по мнению A.M. Салмина, нельзя не учитывать идеологию государства-нации, которая должна быть симметричной национальному государству, так как нация обладает неотделимыми признаками, и, в силу этого, данные концепты являются идентичными. Исходя из неотделимых от нации универсальных признаков, в науке были созданы три теоретических модели наций. Модель первая "<...> принимает нацию за племя и берет за основу антропологический подход к рассмотрению соотношения государства и нации. Модель вторая базируется на идеях эпохи Французской революции. В то время нацию приравнивали к общности граждан. Модель третья строится на этнокультурном подходе, по которому нация считается общностью, сформировавшейся культурно и исторически. Этот подход наиболее точно раскрывают немецкие философы <...>" [6,252]. Тем не менее, проблема первичности в образования концептов "нация", "национализм" "национальное государство" в науке не решена. Однако, как писал Г. Ульрих, исторически в немногих странах основой образования государственности стало образование нации.
В рассматриваемом контексте интерес представляет также тот факт, что нации, для осознания себя таковой, важен факт призна-
ния её другими нациями. Важно учесть также то, что представители конкретной нации сознают себя представителями определенной общности, отличающейся от других общностей не только по принадлежности к определенной территории, ограниченной четко установленными государственными границами, но и по ряду других, зачастую не менее важных параметров. Необходимо, чтобы таковой эту общность признали и представители других наций-общностей.
Однако самоопределение в виде осознания принадлежности к определённой нации, как и приверженность граждан своему государству, проявляемая во вне в виде патриотизма, лежит, скорее, в иррационально-мифологичес-кой плоскости, чем рационалистической. Этот тезис может быть подтверждён, во-первых, тем, что само существование нации во многом определяется верой людей в свою принадлежность к ней. Именно это дало возможность Б, Андерсону назвать нации "<...> воображаемыми общностями <...>" [10]. И, в принципе, это звучит убедительно, поскольку согласуется с теоремой американского учёного-социолога У. А. Томаса: "<...>если люди воспринимают некоторую ситуацию в качестве реальной, то она будет реальной и по своим последствиям <...>"[5].
Второй аргумент в пользу нашего тезиса заключается в высказывании М. Вебера, о том, что национальное государство, как результат самовыражения нации, по сути, есть маскировка "<...> очень сложного переплетения ценностных идей <...> зафиксированных в виде мифов, символов, легенд и оказывающих более мощное воздействие на сознание и поведение людей, чем то, что принято называть "объективная реальность" [2].
Заключение
Таким образом, по результатам исследования сформулированы следующие выводы.
1. Национальная идея как форма метафизического познания и воспроизведения этно-национальных отношений сквозь призму патриотизма в процессе становления правового государства обладает огромной силой воздействия, поскольку нация, вне зависимости от исторического контекста,остаётся общностью, являющей собой высшую ценность, которой, по сути, посвящены лучшие движения души личности, черпающей из её недр силы.
2. Высочайшие порывы личности, остающиеся навеки в истории и памяти народов, свершаются в периоды национальных конфликтов
и движений, посвящённых борьбе за национальную свободу и независимость. И именно в этом проявляется сакральность сущности национальной общности, осознания этнической принадлежности и,одновременно, выполнения долга перед Отечеством, чистым от эгоистического спасения или религиозной жертвенности,
3. В правовом государстве все формы общественных отношений, априори, находясь в синтезе, выступают фундаментом, на котором формируются этнонациональные отношения в единстве общественного и индивидуального, а содержание общественного сознания развивается и наполняется в результате саморазвития каждой отдельной личности.
4. Национальная идея в этом процессе выступает в качестве катализатора метафизического осознания личностью своей принадлежности к нации, задаёт русло этнонациональным отношениям. Патриотизм в этом контексте выступает идейным духовным основанием, одновременно объединяющим этносы и нации в рамках единого государства и выступающим движущей силой развития общественных отношений на пути становления правового государства и его интеграции в мировое сообщество.
5. В идеологической системе современного государства исконные духовные идеалы и метафизические основания имеют непреходящее значение для сохранения этнонациональ-ных и патриотических традиций, соединяя в коллективной памяти прошлое, настоящее и будущее и сохраняя уважение к делам минувших поколений, национальным обычаям народов, населяющим страну и позволяющим каждому осознавать себя частью национальной, духовной, культурной истории.
Литература:
1. Бокль Г. Т. История цивилизаций. История цивилизации в Англии, - М.: Мысль, 2000-2002. - Т. 1,
2.-461+509 с.
2. Вебер М. "Объективность" познания в области социальных наук и социальной политики // Левит С. Я. Культурология. XX век. Антология. - М.: Юрист, 1995.-С. 600.
3. Гегель. Философия права. - М.: Мир книги,2007. - 464 с.
4. Гизо цит.по Матвеев С. Р.Свобода и порядок: либеральный консерватизм Франсуа Гизо. - М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. - 232 с.
5. Кармин А. С. Культурология. - СПб.: Лань, 2006. -928 с.
6. Куликова, К. Б. Государство, этнос и нация: соотношение и взаимосвязь // Молодой ученый. -2017. - № 48 (182). - С. 251-254. - URL: https:// moluch.ru/archive/182/46785/ (дата обращения: 09.02.2021).
7. Поздняков Э. А. Нация. Национализм. Национальные интересы. - М.: А. О. Издат. Группа "Прогресс" - "Культура", 1994.
8. Самойлов С. Ф., Спасов С. В. Структура и содержание метафизической парадигмысоциального познания// Вестник КРУ МВД России. - 2015. - №1 (27).[Электронный ресурс] Режим доступа: - URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/struktura-i-soder zhanie-metafizicheskoy-paradigmy-sotsialnogo-poznaniya (дата обращения: 07.02.2021).
9. Юнг К. Г. Человек и его символы. - Серебряные нити, 2017.-352 с.
10. Anderson В. Imagined Communities. Reflections on the Origin and Spread of Nationalism. L.: Verso, 1983.
INSTITUTIONAL APPROACH, POLITICAL UNIVERSE AND PUBLIC CONSCIOUSNESS: A NEW LOOK AT THE IDENTITY OF MODERN RUSSIA
OJ О cu
0-
Selikhov Nikolay Vasilievich, PhD of Juridical sciences, independent researcher, Moscow W
The purpose of the study is an institutional view of the state and modern Russia, as opposed to the civilizational and SC formations! worldview. It allows you to switch public and scientific consciousness from a statocentric to a sociocentric woridview, in its own way reveals the correlation of the categories of people, society and the state in the political universe. As a result, the history of political society appears to be a socio-dialectical sequence of public legal structures built by historically changeable political norms. The analysis of institutional transitions and political norms allows us to assert that modern society, including the Russian one, is rationally moving towards a libertarian T institution, i.e. to co-governance of citizens equal in law. jg
Keywords: public consciousness; institutional approach; people; society; state. |-
DOI 10.24923/2222-243X.2021 -41.36
ИНСТИТУЦИОННЫЙ ПОДХОД, ПОЛИТИЧЕСКИЙ УД К 1 (091)
УНИВЕРСУМ И ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ: НОВЫЙ ВАК РФ 09.00.11 ВЗГЛЯД НА ИДЕНТИЧНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Цель исследования - институционный взгляд на государство и современную © Селихов Н.В., 2021 Россию, полагаемый в противовес цивилизационно-формационному мировоззрению. Он позволяет переключить общественное и научное сознание со статоцентричного в социоцентричное мировосприятие, по-своему раскрывает соотношение категорий народ, общество и государство в политическом универсуме. В результате, история политического общества представляется социально-диалектической последова тельностью публично-правовых укладов, выстроенных исторически изменчивыми политическими нормами. Анализ институционных переходов и политических норм позволяет утверждать, что современное общество, в т.ч. российское, рационально движется клибертар-ной институции, т.е. к соуправлению равных по закону граждан. Ключевые слова: общественное сознание; институционный подход; народ; общество; государство.
S
Кризис политической идентичности современной России - реальность с нарастающими общественными противоречиями, усилением социального неравенства и противостоянием народа и государства. Внешние и внутренние вызовы обострили в сознании российского народа ценностные диссонансы, поставили его перед выбором дальнейшего политического пути. Учитывая прямолинейность связи сознания народа и государственности, наука озаботилась поисками выхода из сложившейся ситуации.
Исследовательский авангард возглавлен отечественной философией, нацелившейся на возрождение цивилизационных оснований России, переоценку национального сознания и практические импликации в различных социальных сферах. Однако непрекращающийся мозговой штурм не привёл к ощутимым прорывам. Нет результатов и у "смежников". В ожидании философского задела и чётких координат приложения теоретической мысли социальные науки ограничились посильным восприятием проблемы. Подступиться к ней объективно мешает ограниченное предметом исследовательское
СЕЛИХОВ Николай Васильевич, кандидат юридических наук, независимый исследователь, Москва