Самойлов Сергей Федорович
доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России
Спасов Станислав Валентинович
старший преподаватель кафедры философии Кубанского государственного университета
_(тел.: +78612583516)
Структура и содержание метафизической парадигмы социального познания
Статья посвящена анализу специфики организации теоретико-методологической программы метафизической парадигмы социального познания. В ней последовательно рассматриваются натуралистическая, психологическая, историцистская и объективно-идеалистическая интерпретации теоретико-методологической базы метафизической парадигмы.
Ключевые слова: парадигмы социального познания, метафизическая парадигма социального познания, натуралистическая, психологическая, историцистская и объективно-идеалистическая интерпретации метафизической парадигмы, основные методы теоретического уровня метафизической парадигмы социального познания.
S.F. Samoilov, Doctor of Philosophy, Assistant Professor, Professor of the Chair of Philosophy and Sociology of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia;
S.V. Spasov, Senior Lecturer of the Chair ofPhilosophy of the Kuban State University; tel.: +78612583516. Structure and maintenance of metaphysical paradigm of social cognition The article is devoted to the analysis of specifics of the organization of the theoretical and methodological program of a metaphysical paradigm of social knowledge. In the article naturalistic, psychological, historicist and objective and idealistic interpretations of theoretical and methodological base of a metaphysical paradigm are consistently considered.
Key words: paradigms of social knowledge, metaphysical paradigm of social knowledge, naturalistic, psychological, historicist and objective and idealistic interpretations of a metaphysical paradigm, main methods of theoretical level of a metaphysical paradigm of social knowledge.
Каждая парадигма социального познания вносит свои коррективы в организацию методов научного познания. Во многом это связано с характером целей, преследуемых той или иной парадигмой. Теоретико-методологическую модель организации социального познания, предлагаемую метафизической парадигмой в целом, можно определить как номонологическую. Данное название выражает стремление метафизического способа мышления установить универсальные законы развития общества и, уже опираясь на них, осуществить разработку моделей социальной жизни в целом и отдельных социальных процессов в частности. В свою очередь, частные закономерности, установленные в социальных моделях, служат основанием для выявления наиболее типичных для исследуемой социаль-
ной ситуации связей, отношений и социальной роли. По этой причине рассмотрение методов теоретического познания в метафизической парадигме следует начать с метода формализации.
В метафизической парадигме формализация полученного знания осуществляется не с помощью логического исчисления или средств математики, но посредством категориального языка. Данное обстоятельство служит причиной того, что результаты познавательной деятельности представителей метафизического способа мышления носят концептуальный и личностный характер. По этой причине многие представители общественных наук и сциентист-ски ориентированные мыслители отказывались признавать метафизические конструкции в качестве адекватного отражения социальной ре-
111
альности. Вместе с тем, антиметафизические направления научной и философской мысли не отрицают самой цели метафизических конструкций - обнаружения универсальных закономерностей развития общества и культуры. Таким образом, в социальном познании ставится под вопрос не сама формализация, а средство ее осуществления. Правомерность метафизического применения формализации в социальном познании объясняется тем, что рациональное постижение любого рода реальности чисто эмпирическими средствами невозможно. В конечном итоге рациональное познание нацелено на определенную дистанцию по отношению к эмпирии. По этой причине чисто умозрительное рассмотрение реальности, в том числе социального мира, неизбежно, вопрос состоит только в том, на каком этапе познания общества его целесообразно проводить.
Стремление к обнаружению универсальных закономерностей развития общества и рассмотрение через их призму социальной жизни в целом и происходящих в нем процессов и явлений характерно для всех направлений метафизического способа мышления. Так, в органицизме Г. Спенсера, представляющего собой одну из форм натурализма, признается наличие такого рода закономерностей с одновременной констатацией их зависимости от вечных законов развития Вселенной. Согласно Спенсеру важнейшими законами реального мира являются законы: 1) постоянства силы; 2) неуничтожимости материи; 3) непрерывности движения. Все три закона выражают собой логику развития эволюционного процесса, направленного на переход от однородного и неустойчивого состояния явлений к их устойчивости и структурной организованности. Эволюция пронизывает все три сферы реальности: неорганическую, органическую и надорганиче-скую (социальное бытие) [1, р. 584-585].
Классическим примером психологического номонологизма в социальном познании может служить концепция французского социолога второй половины XIX столетия Г. Тарда. Согласно Тарду поведение индивида в обществе носит не индивидуальный, а типический характер. В свою очередь, интерсубъективность социальных процессов обусловлена наличием надындивидуальной психики, связующей людей в социальное целое. По этой причине законы социального развития обусловлены законами массовой психологии. Простейшими формами психологических законов Тард признает следование обычаю или традиции и под-
ражание новому - моду. Раскрывая действие законов подражания в концепции Г. Тарда, Ю.Н. Давыдов подчеркивает следующее. Согласно Тарду социальное развитие происходит таким образом, что подражание в форме обычая периодически сменяется в форме моды. Если при господстве обычая имеет место подражание «своему и древнему», то при руководстве моды - «новому и чуждому». При этом в последнем случае степень влияния собственных обычаев бывает гораздо дольше, чем сами субъекты подражания себе представляют. Но почему люди подражают? Другой важный фактор - это изобретение. Социальная жизнь в изображении Тарда выступает как ряд отбираемых и распространяемых посредством подражания изобретений, которые, подобно волнам, распространяются до тех пор, пока не сталкиваются с другим аналогичным изобретением [2, с. 216].
В качестве примера применения метода формализации в историцизме может служить диалектический материализм К. Маркса. Для Маркса очень важно отличать субъективные мотивировки поведения людей от истинных причин принятия ими социально значимых решений. Если первые носят ситуационный характер и часто продиктованы иллюзорными формами общественного сознания, то вторые имеют своим основанием законы общественного развития, а те, в свою очередь, имеют основанием универсальные законы бытия - законы диалектики. Только исходя из знания диалектических и социальных закономерностей, возможно адекватное установление значения социальных событий, явлений и процессов. Таким образом, формализация в марксистской социальной философии и социологии представляет собой подведение эмпирических данных под умозрительную схему, что позволяет говорить о диалектическом материализме как о конструкции, зависящей от историцистского способа мышления.
Номонологизм в социальном пантеизме лучше всего рассмотреть на примере учения Платона. Так, социальная философия Платона находится в прямой зависимости от универсальных законов, пронизывающей все виды бытия. Один из законов платоновской метафизики гласит, что идея не может воплощаться в вещи полностью. Отсюда следует вывод, что реальная, социально-политическая жизнь представляет собой деградацию идеи государства. Данная теоретико-методологическая установка задает масштабы для рассмотрения различных форм социально-политических про-
112
цессов, различных общественных отношений и социальных типов. С другой стороны, номоно-логизм Платона нацелен не только на анализ реального общества, но и на построение его социальных проектов. Основанием для рассмотрения общества в настоящем и будущем служит его неизменная структура. Таким образом, формализация в философии Платона носит ярко выраженный метафизический характер, поскольку он исходит из онтологизации доминирования общего над частями.
В отличие от пантеистической интерпретации формализация в теистическом подходе большое внимание уделяет субъекту социальных и универсальных законов. В этом отношении наибольший интерес представляет концепция Фомы Аквинского, в которой понятие закона теснейшим образом связано с его воплощением, во-первых, в определенной сфере бытия, во-вторых, в конкретном субъекте. Резюмируя специфику теистического понимания закона, авторы «Истории теоретической социологии» подчеркивают: «Некоторые важнейшие черты идейного развития Аквината и его последователей в немногих словах фиксирует Э. Канторович в классическом исследовании "Два тела короля": "В своем комментарии к «Нико-маховой этике» Фома Аквинский, конечно, признавал, что судья - это живая справедливость, а монарх (рппарэ) - страж (с^оэ) того, что справедливо... Можно сказать, что завершил теорию властителя как живого закона или живой справедливости Эгидий Римский, ученик и последователь Аквината"» [3, с. 93]. Из всех интерпретаций метафизического способа мышления, пожалуй, только социальный теизм в полной мере осознает механизм вынесения сущностных определений, обощающих опыт бытия людей в обществе, и потому именно он обращает внимание на тот факт, что формализация представляет собой вид личностного знания.
Особенностью применения метода теоретического моделирования в метафизической парадигме социального познания следует признать зависимость конструирования конкретных предметов, процессов и явлений от универсальных законов развития общества. Вместе с тем, следует отметить, что эта зависимость может принимать различные формы -от жесткого детерминизма до ассоциативной связи. Однако она всегда имеет место, что придает метафизической парадигме социального познания вид стройной теоретико-методологической системы, следующей в процессе исследования общества от абстрактного к конкретному.
В наиболее наглядном виде зависимость теоретического моделирования от метода формализации в метафизической парадигме предстает в социально-философском учении Г. Спенсера. Так, согласно Спенсеру эволюция пронизывает общество в целом, которое в своем развитии порождает все более сложные формы. В современное Спенсеру время существует два основных типа общества - военное и индустриальное, описание которых следует признать примером применения Спенсером метода теоретического моделирования. Конструируя структуру обоих типов общества, английский мыслитель рассматривает черты их сходства и различия. Общим для военного и индустриального типов социально-политического устройства является наличие у них одних и тех же институтов, выполняющих дифференцирующую и интегративную функции, благодаря чему формируются три важнейших сферы жизнедеятельности любого общества: производительная, распределительная и регулятивная.
В их рамках функционируют пять видов социальных институтов - домашние, обрядовые, политические, церковные, промышленные и профессиональные. Различие между военным и индустриальным обществом заключается в том, что в первом доминирует интегративная функция, тогда как в индустриальном - дифференцирующая. При этом в целом развитие общества направлено от простого к сложному, поэтому военное общество представляет собой историческую предпосылку возникновения общества индустриального. Отсюда следует, что теоретическое моделирование при конструировании социальных процессов должно учитывать не только структурно-функциональные закономерности исследуемых явлений, но и их историческую динамику, которую фиксирует метод формализации.
Не менее строгой представляется зависимость между универсальными законами развития общества и закономерностями функционирования различных социальных образований в психологизме. Признание подражания в качестве важнейшего механизма воспроизводства социальных действий и, следовательно, установления устойчивых социальных отношений потребовало от Тарда подтвердить данное утверждение путем рассмотрения толпы в качестве элемента более сложных социальных образований. По этой причине французский социолог поставил перед собой задачу создать теоретическую модель толпы. Толпа, являясь одной из первых форм коллективного самосо-
113
знания, организует определенным образом социальные чувства и способствует их дальнейшему закреплению через систему социальных институтов.
Процесс институализации подражания в социальной жизни открывается Тардом вполне метафизическим образом, путем рассмотрения социальных явлений через призму определенной интеллектуальной интуиции. Затем эта интуиция конкретизируется в «законе подражания», который обобщает социальные факты и выявляет их сущность. Таким образом, теоретическое рассмотрение общества как результат действия механизма коллективной психологии не является в учении Тарда самостоятельным и находится в прямой зависимости от метафизически интерпретированного метода формализации.
Примером метафизического понимания теоретического моделирования в историцизме следует признать конструирование Марксом понятия социально-исторической формации. Основной целью введения понятия социально-исторической формации следует признать раскрытие механизма движения всемирно-исторического процесса от доклассового общества через классовое к бесклассовому. Конструирование данной достаточно сложной теоретической конструкции осуществляется путем установления взаимосвязей между такими понятиями, как общественное производство, производственные отношения, общественное сознание.
Если общность социально-исторических формаций состоит в единстве выполняемых ими функций по организации социально-экономической жизни человеческого общества, то их структура и содержание служат причиной их развития. Основное внимание Маркс уделяет моделированию структуры и содержанию классовых формаций, поскольку они представляют собой важнейший этап перехода человечества в эпоху подлинно исторического развития. Поэтому в марксизме, как и в других социально-философских и социологических школах, находящихся под влиянием метафизического способа мышления, конструирование различных социальных процессов обусловлено целями, формируемыми в рамках социального номоно-логизма.
В объективном идеализме, а возможно, и в социальном познании в целом, метод теоретического моделирования применил Платон. Сформулированный Платоном принцип деградации идеи в реальном мире нашел свое выражение в конструировании им модели со-
циально-политической жизни. Согласно Платону реальная социально-политическая жизнь есть процесс деградации идеи совершенного государства, которое принимает следующие основные формы: монархии - законной власти одного, тимократии (аристократии) - власти лучших, олигархии - власти богатых, демократии - власти народа и тирании - насильственной власти одного человека. В «Государстве» приводится подробный анализ каждой из указанных форм социально-политического устройства. Значение идеальным типам задается не столько эмпирическим материалом, сколько теоретической моделью, в рамках которой они функционируют. По этой причине выявленные в метафизической парадигме социального познания социальные типы представляют собой конкретизацию универсальных принципов, открываемых интеллектуальной интуицией и выражаемых посредством социальных законов. Кратко рассмотрим результаты применения метода идеальной типизации в основных интерпретациях метафизической парадигмы социального познания.
В органицизме Спенсера, представляющем собой одну из форм натуралистической интерпретации метафизической парадигмы социального познания, метод идеальных типов применяется для установления значения различных социальных институтов. Поскольку общество в целом представляет, согласно Спенсеру, аналогию организма, то существующие в нем институты играют роли , сопоставимые с функциями различных органов.
Создание идеальных типов позволяет социальному познанию представить различные социальные предметы, процессы и явления в качестве упорядоченной структуры, каждый из элементов которой выбран не случайно, но в зависимости от выполняемой им функции. Поэтому при рассмотрении применения данного метода в учении Спенсера, как в творчестве любого другого социального мыслителя, важно выявить основание образованных идеальных типов. Обнаружение такого основания будет означать, что мы имеем дело именно с методом идеализации, а не с простой аналогией. Согласно Спенсеру основанием для установления значения того или иного элемента социальной структуры является то, какую роль он играет в процессе разделения труда. В свою очередь, разделение труда рассматривается Спенсером в качестве универсального принципа, пронизывающего не только экономическую, социальную, но и природную жизнь. Являясь выражением более общего принципа диффе-
114
ренциации, принцип разделения труда служит метафизическим обоснованием результатов применения методов идеальных типов. Благодаря этому данный метод оказывается связанным с двумя другими методами теоретического познания - формализации и теоретического моделирования.
Примером применения метода идеальных типов в психологизме может служит выделение Тардом трех основных типов подражания. Согласно Тарду подражание представляет собой вполне реальный механизм поведения людей. Вместе с тем, сам человек в своем поведении может ориентироваться на прошлое, настоящее и будущее. В соответствии с этим подражание может принимать форму поддержания обычаев, повторения действий других людей и стремления к реализации идеала. Данные типы подражания, с одной стороны, раскрывают имеющие место в обществе механизмы консолидации людей в единое целое, а с другой - служат доказательством существования надындивидуальной психики. Благодаря этому идеальные типы в психологизме, как и в других направлениях метафизической парадигмы социального познания, могут быть охарактеризованы как воплощение идеального в реальном. Другими словами, в отличие от других парадигм они представляют собой не проекцию познающего сознания на социальные отношения, а отражение самой структуры этих отношений. Онтологизация основных видов подражания, осуществленная Тардом, позволяет говорить о метафизической интерпретации метода идеальных типов, имеющей место в его творчестве.
В объективном идеализме метод идеальных типов наиболее яркое выражение находит в творчестве Платона. Так, в его ранних сократических диалогах диалектический метод был применен для фиксации духовных оснований кризиса полюсного строя. Для достижения поставленной цели Платон использует в качестве идеальных типов личности Сократа и софистов (Гиппия, Горгия, Протагора). Первый символизирует разумный, духовный полюс человеческой души, объективация которого приводит
к поддержанию нормальных социальных отношений. В противоположность этому вторые выражают деградацию души, ее подчиненность телу и являются главными виновниками разложения государства.
В период расцвета своего творчества Платон использовал метод идеальных типов для детализации моделей, выражающих процесс распада идеи государства в реальной социально-политической жизни. Так, сначала им дается характеристика морально-психологического облика (аристократа, олигарха, демократа, тирана), и лишь затем описывается соответствующий тип социально-политического устройства. В «Государстве» данный метод применяется еще раз, но уже для конструирования идеальных типов сословий совершенного государства. Несмотря на то, что изложение своих концепций Платон часто начинает с изложения результатов применения метода идеальных типов, а не метода теоретического моделирования, последний явно доминирует. Идеальные типы лишь фиксируют внешние проявления той или иной проблемы, тогда как теоретические модели раскрывают их внутреннюю логику.
В завершение анализа понимания теоретических методов социального познания в метафизической парадигме необходимо подчеркнуть, что, как правило, их применение исходит из допущения объективного существования идеального бытия. При этом гипостезация идеального начала может принимать как скрытые, так и явные формы. В явном виде она присутствует в объективном идеализме, в скрытом - в других направлениях социально-философской и социологической мысли. Но в обоих видах теоретическое познание понимается как отражение объективной реальности, а не как идеальная конструкция, спроецированная на нее. Данная установка является типичной для подавляющего числа социальных исследователей, поэтому без преувеличения можно сказать, что метафизический способ мышления в той или иной степени свойственен большинству научных теорий и концепций социального развития.
1. Spencer H. Principles of sociology: in 3 vol. London, 1833.
2. История теоретической социологии. Социология XIX века: от появления новой науки до предвестников ее первого кризиса. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2010.
3. История теоретической социологии. Предыстория социологии. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2010.
1. Spencer H. Principles of sociology: in 3 vol. London,1833.
2. History of theoretical sociology. Sociology of the XIX century: from emergence of new science to harbingers of its first crisis. 3rd ed., rev. and add. Moscow, 2010.
3. History of theoretical sociology. Background of sociology. 3rd ed., rev. and add. Moscow, 2010.
115