Научная статья на тему 'Концептуальные вопросы формирования подходов к нормированию самостоятельной работы студентов'

Концептуальные вопросы формирования подходов к нормированию самостоятельной работы студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пацук А.Б., Латышенко Г.И.

В современных экономических условиях от выпускника требуется наличие умений решать более широкий спектр вопросов, чем когда-либо ранее. Это предусматривает смещение акцента в обучении на выполнение самостоятельной работы студентом (СРС). Предлагается авторский подход, который позволит определить нормы учебного времени на выполнение отдельных видов СРС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные вопросы формирования подходов к нормированию самостоятельной работы студентов»

Секция «Инновационные и здоровьесберегающие технологии в современном образовании»

ствующие знания, а также материалы для контроля уровня знаний. Основной формой преподнесения материала являются конспекты лекций в формате PDF и DOC. Было просмотрено множество курсов, однако нигде не было найдено презентаций или видеоуроков, что говорит о недостаточной развитости данного направления в нашем вузе. Конечно, есть специальности, которые достаточно сложно преподавать только лишь используя элементы дистанционного образования, например связанные с инженерным делом и проектированием сложных механизмов и конструкций, однако западные университеты дают и такие учебные программы.

В заключении хотелось бы сказать, что мир постоянно меняется, меняется темп жизни, её скорость. Информации становится все больше и больше. Следовательно, чтобы получать своевременную и свежую информацию, необходимо быть задействованным в процессе образования на протяжении всей жизни.

Однако это не значит, что надо всю жизнь учиться в университетах или школах. Сегодня достаточно просто иметь компьютер и интернет. И в данном ключе дистанционное образование видится скорее не как альтернатива классическому, а больше как его логическое продолжение, которое рано или поздно полностью заменит старое.

Библиографические ссылки

1. Краснова Г. А., Сюлькова Н. В. Дистанционное образование: опыт и перспективы // 1Т-инновации в образовании : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (27-30 июня 2005 г.), Петрозаводск, 2005. 168 с.

2. Никишов А. А., Сюлькова Н. В. Инновационные технологии дистанционного образования сельского населения : учеб. пособие. М. : РУДН, 2008. 196 с. : ил.

© Лобов А. С., 2014

УДК 378.147.88

А. Б. Пацук Научный руководитель - Г. И. Латышенко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОДХОДОВ К НОРМИРОВАНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

В современных экономических условиях от выпускника требуется наличие умений решать более широкий спектр вопросов, чем когда-либо ранее. Это предусматривает смещение акцента в обучении на выполнение самостоятельной работы студентом (СРС). Предлагается авторский подход, который позволит определить нормы учебного времени на выполнение отдельных видов СРС.

Повышение качества образования является одним из главных направлений в подготовке квалифицированного специалиста. Чтобы быть конкурентоспособным работником на рынке труда не достаточно только определенного уровня квалификации, необходимы: готовность к постоянному профессиональному росту, самообразованию, профессиональной мобильности; способности, направленные на прием, обработку информации для решения профессиональных задач и генерирование новых идей.

Сформировать все эти способности невозможно путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Проблема в том, что от выпускника требуют самостоятельно решать такие вопросы, не уделив должного внимания данному аспекту обучения. Разрешить это противоречие возможно путем рациональной и правильной организации самостоятельной работы студентов.

Объектом данного исследования является организация самостоятельной работы студентов, адекватная тем процессам и изменениям, которые происходят в обществе и экономике. Правильно организовать - это

значит наиболее рационально использовать время, отводимое на СРС, а это, в свою очередь, требует обоснованного подхода к определению ее трудоемкости и нормированию отдельных видов.

В рамках исследования поставлена цель - сформировать подходы к нормированию отдельных видов самостоятельной работы студентов для повышения эффективности организации учебного процесса.

Под самостоятельной работой следует понимать совокупность всей самостоятельной деятельности студентов, как в учебной аудитории, так и вне ее, в контакте с преподавателем и в его отсутствии. В новых образовательных стандартах на внеаудиторную работу отводится половина учебного времени студента, этот норматив во многих случаях не выдерживается. Количество и объем заданий на самостоятельную работу, и число контрольных мероприятий по дисциплине определяется преподавателем или кафедрой во многих случаях исходя из принципа «чем больше, тем лучше». Не всегда делается даже экспертная, т. е. обоснованная личным опытом преподавателей, оценка сложности задания и времени, требуемого на его подготовку.

Двадцати семи часов в неделю, установленных образовательными стандартами на самостоятельную работу, в учебном процессе вполне достаточно, во-

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Социально-экономические и гуманитарные науки

прос в том, как эффективно использовать это время? Ответить на него сложно, если нет норм времени, устанавливающих трудоемкость различных видов СРС.

Наибольшую сложность в нормировании представляет определение трудозатрат рабочего времени студентов при осуществлении внеаудиторной СРС.

Виды внеаудиторной СРС разнообразны:

1) подготовка и написание рефератов, докладов на заданные или свободные темы.

2) выполнение контрольных, курсовых и дипломных проектов (работ).

3) изучение литературных источников, периодических изданий, а также работа в Интернете.

4) участие в научно-практических конференциях.

5) подготовка мультимедийных презентаций для сопровождения выступлений.

6) участие в проектной деятельности и др.

Такое разнообразие работ порождает и разнообразие усилий, прилагаемых для их выполнения. Поэтому после определения видов и форм самостоятельных работ по преподаваемому курсу перед преподавателем возникает вопрос: как определить затраты времени студентов на их выполнение? В данном исследовании предлагается один из подходов, который, по нашему мнению, поможет решить данную проблему.

Подход представляет собой синтез экспертного и экспериментального методов. На первом, предварительном этапе преподаватель, исходя из целей и задач обучения, ориентируясь на свой опыт и особенности преподаваемого курса, устанавливает нормы учебного времени на различные виды СРС. Основная трудность состоит в описании и формализации различных видов работ, выделении отдельных элементов и этапов, сложности их выполнения и определении трудоемкости.

На втором этапе проводится экспериментальное исследование путем определения фактически затрачиваемого студентами времени. Предлагается к участию в эксперименте привлекать как можно большее количество студентов на принципах добровольности, ответственности и заинтересованности в результатах. Важен подготовительный этап, в процессе которого

разрабатываются: форма анкеты для отбора участников эксперимента; программный продукт, позволяющий фиксировать, собирать, обрабатывать информацию о затратах учебного времени и представлять ее в удобном для анализа виде.

Метод проведения эксперимента - это наблюдение, реализуемое в форме самофотографии рабочего времени, при которой производятся непосредственные замеры выборочным либо сплошным способом фиксации фактически затрачиваемого времени на различные виды СРС. По числу наблюдаемых студентов целесообразно проводить как групповое, так и массовое наблюдение. По способу регистрации результатов данное наблюдение предлагается осуществлять автоматически путем нажатия клавиш компьютера в специально разработанной программе, с помощью которой данные подвергнутся обработке. Будет определено отклонение временного прогноза преподавателя, полученного экспертным методом, от времени, которое было реально затрачено студентом. После этого выводится поправочный коэффициент для определения преподавателями трудозатрат, наиболее близко соответствующих реальным.

Но объем и содержание работ могут меняться. Например, задача может содержать в себе большее количество операций или преподаватель решит включить в реферат еще одну главу. Неужели проводить всё исследование заново? Этого делать не потребуется, так как в процессе данного наблюдения исследованию будут подвергаться самые разные виды и формы СРС с детальным описанием типовых видов операций и действий студентов. Ведь все операции уже будут учтены, и все, что потребуется, так это обратиться к статистическим данным и прибавить то количество времени, которое соответствует добавленной операции.

Подобный эксперимент целесообразно провести по различным направлениям обучения и в разных высших учебных заведениях с целью учета специфики основных образовательных программ.

© Пацук А. Б., 2014

УДК 004:378.147

А. Д. Попов Научный руководитель - Л. Д. Вовк Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ НБ СИБГАУ В ПОМОЩЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТА

Представлена проблема развития информационных технологий в научных библиотеках. Продемонстрированы современные электронные библиотечные системы на примере НБ СибГАУ.

Уже никого не удивляет смартфон или планшет в руках школьника или студента. Современная мобильная техника с ростом качества, вычислительных и презентационных свойств, снижением веса и цены перестает быть предметом роскоши и становится

стандартным инструментом и помощником, как в жизни, так и в образовании: мы являемся свидетелями активного использования в электронном виде учебной литературы, методических материалов, заданий, тестов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.