Научная статья на тему 'Электронные ресурсы НБ СибГАУ в помощь самостоятельной работе студента'

Электронные ресурсы НБ СибГАУ в помощь самостоятельной работе студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
283
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попов А.Д., Вовк Л.Д.

Представлена проблема развития информационных технологий в научных библиотеках. Продемонстрированы современные электронные библиотечные системы на примере НБ СибГАУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электронные ресурсы НБ СибГАУ в помощь самостоятельной работе студента»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Социально-экономические и гуманитарные науки

прос в том, как эффективно использовать это время? Ответить на него сложно, если нет норм времени, устанавливающих трудоемкость различных видов СРС.

Наибольшую сложность в нормировании представляет определение трудозатрат рабочего времени студентов при осуществлении внеаудиторной СРС.

Виды внеаудиторной СРС разнообразны:

1) подготовка и написание рефератов, докладов на заданные или свободные темы.

2) выполнение контрольных, курсовых и дипломных проектов (работ).

3) изучение литературных источников, периодических изданий, а также работа в Интернете.

4) участие в научно-практических конференциях.

5) подготовка мультимедийных презентаций для сопровождения выступлений.

6) участие в проектной деятельности и др.

Такое разнообразие работ порождает и разнообразие усилий, прилагаемых для их выполнения. Поэтому после определения видов и форм самостоятельных работ по преподаваемому курсу перед преподавателем возникает вопрос: как определить затраты времени студентов на их выполнение? В данном исследовании предлагается один из подходов, который, по нашему мнению, поможет решить данную проблему.

Подход представляет собой синтез экспертного и экспериментального методов. На первом, предварительном этапе преподаватель, исходя из целей и задач обучения, ориентируясь на свой опыт и особенности преподаваемого курса, устанавливает нормы учебного времени на различные виды СРС. Основная трудность состоит в описании и формализации различных видов работ, выделении отдельных элементов и этапов, сложности их выполнения и определении трудоемкости.

На втором этапе проводится экспериментальное исследование путем определения фактически затрачиваемого студентами времени. Предлагается к участию в эксперименте привлекать как можно большее количество студентов на принципах добровольности, ответственности и заинтересованности в результатах. Важен подготовительный этап, в процессе которого

разрабатываются: форма анкеты для отбора участников эксперимента; программный продукт, позволяющий фиксировать, собирать, обрабатывать информацию о затратах учебного времени и представлять ее в удобном для анализа виде.

Метод проведения эксперимента - это наблюдение, реализуемое в форме самофотографии рабочего времени, при которой производятся непосредственные замеры выборочным либо сплошным способом фиксации фактически затрачиваемого времени на различные виды СРС. По числу наблюдаемых студентов целесообразно проводить как групповое, так и массовое наблюдение. По способу регистрации результатов данное наблюдение предлагается осуществлять автоматически путем нажатия клавиш компьютера в специально разработанной программе, с помощью которой данные подвергнутся обработке. Будет определено отклонение временного прогноза преподавателя, полученного экспертным методом, от времени, которое было реально затрачено студентом. После этого выводится поправочный коэффициент для определения преподавателями трудозатрат, наиболее близко соответствующих реальным.

Но объем и содержание работ могут меняться. Например, задача может содержать в себе большее количество операций или преподаватель решит включить в реферат еще одну главу. Неужели проводить всё исследование заново? Этого делать не потребуется, так как в процессе данного наблюдения исследованию будут подвергаться самые разные виды и формы СРС с детальным описанием типовых видов операций и действий студентов. Ведь все операции уже будут учтены, и все, что потребуется, так это обратиться к статистическим данным и прибавить то количество времени, которое соответствует добавленной операции.

Подобный эксперимент целесообразно провести по различным направлениям обучения и в разных высших учебных заведениях с целью учета специфики основных образовательных программ.

© Пацук А. Б., 2014

УДК 004:378.147

А. Д. Попов Научный руководитель - Л. Д. Вовк Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ НБ СИБГАУ В ПОМОЩЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТА

Представлена проблема развития информационных технологий в научных библиотеках. Продемонстрированы современные электронные библиотечные системы на примере НБ СибГАУ.

Уже никого не удивляет смартфон или планшет в руках школьника или студента. Современная мобильная техника с ростом качества, вычислительных и презентационных свойств, снижением веса и цены перестает быть предметом роскоши и становится

стандартным инструментом и помощником, как в жизни, так и в образовании: мы являемся свидетелями активного использования в электронном виде учебной литературы, методических материалов, заданий, тестов.

Секция «Инновационные и здоровьесберегающие технологии в современном образовании»

На сегодняшний день актуальная проблема состоит в том, что в научных библиотеках отсутствует он-лайн-приложение для быстрого доступа к информационным ресурсам.

Все это наводит на вполне обоснованный вывод о своевременности инновационных решений, которые позволяют создавать, распространять, защищать, использовать, обновлять электронный интерактивный образовательный контент для всех возрастов, задач и интересов на различных пользовательских системах под управлением разных операционных систем.

Каким должно быть это инновационное решение?

С точки зрения учащихся и преподавателей, оно должно:

• быть «легким» во всех отношениях - в весе (например, планшет по сравнению с набором учебников сразу дает огромное преимущество), в установке и использовании, в возможностях закачки и обновления контента;

• не привязывать пользователя постоянно к сети Интернет;

• уверенно работать на современных пользовательских устройствах под управлением распространенных операционных систем (iOS, Android, Microsoft Windows);

• максимально учитывать возможности этих устройств - размеры и возможности экранов, интерактивность, объем памяти.

Учебным заведениям оно должно позволять:

• следовать в ногу с прогрессом, не отставая от развития молодых учащихся;

• приобретать, агрегировать разнообразный контент от различных правообладателей и управлять им, реализуя функционал электронного библиотекаря;

• создавать возможность объединения учащихся и преподавателей в активно взаимодействующие и коллективно использующие контент и оборудование рабочие группы;

• минимизировать расходы на транспортировку, хранение, учет учебных материалов - ведь электронный контент имеет больший виртуальный «вес», чем реальный, его гораздо сложнее потерять и невозможно порвать или испортить;

• получать комплексные интегрированные решения [1].

Однако, научная библиотека СибГАУ стремится идти в ногу с современными информационными технологиями и имеет системы такие, как «Университетская библиотека онлайн», «Лань», электронная библиотека Grebennikov, научная электронная библиотека eLIBRARY.ru, библиотека диссертаций, Polpred и Консультант плюс и другие.

«Университетская библиотека онлайн» - это электронно-библиотечная система, содержащая издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированная на основании прямых договоров с правообладателями учебной, учебно-методической и научной литературы. Фонд библиотеки насчитывает издания более 160 крупнейших современных издательств, выпускающих научную, учебную и научно-популярную литературу (Всего в библиотеке насчитывается более 1 100 издательств). Работа может осуществляться из любого места, в котором имеется доступ к сети Интернет.

«Лань» - это электронно-библиотечная система, включающая в себя электронные периодические издания по естественным, техническим и гуманитарным наукам. Вуз получает право неограниченного доступа для студентов и преподавателей к выбранным ресурсам, в любое время, из любого места посредством сети Интернет [2].

Вниманию преподавателей и студентов предлагается доступ к электронной библиотеке Издательского Дома «Гребенников». Электронная библиотека содержит статьи, опубликованные в специализированных журналах Издательского дома «Гребенников». На сегодняшний день издается более 30 журналов.

Электронная библиотека Grebennikon имеет удобный рубрикатор по 250 темам, подробные аннотации к статьям, обладает возможностью поиска статей по авторам, названию и ключевым словам [2].

Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU -это крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 18 млн научных статей и публикаций. На платформе eLIBRARY.RU доступны электронные версии более 3 200 российских научно-технических журналов, в том числе более 2 000 журналов в открытом доступе [2].

Следующей немаловажной частью электронной библиотеки является организация доступа к различным ресурсам посредством консорциумов НЭИКОН, КОНЭК и ИВИС: зарубежные и русскоязычные книги, периодика, электронные издания. Библиотека обеспечивает поиск этих ресурсов, заключение договоров и контрактов, а также доступ к ним, который организовывается различными способами, как через платные подписки, так и бесплатные.

В заключение хочется сказать, что научная библиотека сегодня - один из наиболее динамично развивающихся социальных институтов. Организация самостоятельной работы студентов требует непрерывного совершенствования интеллектуально-информационной среды университетской библиотеки. Невозможно стоять на месте. Главным результатом должно стать качественное улучшение деятельности научной библиотеки по всем направлениям, особенно в направлении информационных технологий, а также, профессиональное развитие коллектива библиотеки. Все это станет залогом повышения качества образования в университете в целом и организации самостоятельной работы студентов в частности.

Библиографические ссылки

1. Дай 5! [Электронный ресурс] : новый формат электрон. учеб. // Унив. кн. 2014. № 3. 56-59 с.

2. URL: http://library.sibsau.ru/index.php?option= com_content&task=section&id=11&Itemid=49 (дата обращения: 18.03.2014).

3. Электронная библиотека и современное образование: ресурсы, технологии, управление : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 24-28 сентября 2012 г., Красноярск / сост. : В. П. Казанцева, Н. Г. Шевченко / ред. Е. Г. Кривоносова. Красноярск : СФУ, 2013. 184 с.

© Попов А. Д., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.