Научная статья на тему 'Дистанционное образование с точки зрения повышения эффективности учебного процесса'

Дистанционное образование с точки зрения повышения эффективности учебного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
277
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лобов А.С., Латышенко Г.И.

Рассмотрены основные преимущества и недостатки дистанционной технологии по сравнению с классическим образованием, проанализировано развитие данного направления в СибГАУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дистанционное образование с точки зрения повышения эффективности учебного процесса»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Социально-экономические и гуманитарные науки

УДК 371.3

А. С. Лобов Научный руководитель - Г. И. Латышенко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Рассмотрены основные преимущества и недостатки дистанционной технологии по сравнению с классическим образованием, проанализировано развитие данного направления в СибГАУ.

Дистанционное образование начало формироваться еще тогда, когда никто даже не мог представить себе существование таких вещей, как мобильный телефон и интернет. Начиналось оно с писем и газетных статей. В настоящее время оно представляет собой массу всевозможных способов получения информации, начиная от видео-уроков в интернете и заканчивая приложениями для мобильных телефонов. Любой желающий, обладая компьютером и подключением к сети Интернет, может найти интересующие его курсы и получить определенные знания.

Дистанционное образование обладает рядом серьезных преимуществ. К их числу можно отнести:

- доступность и открытость обучения - возможность учиться удалено от места нахождения образовательного учреждения, совмещая работу и учебу, не покидая своего местожительства, что, в свою очередь, позволяет современному человеку учиться непрерывно в течение всей жизни, совершенствуя свои знания и умения, приобретая новые;

- свобода и гибкость образовательного процесса, доступ к качественному образованию: возможность параллельно учиться на нескольких программах в разных вузах различных стран;

- индивидуальность дистанционного обучения, включая и модульный принцип;

- мобильность [1].

Однако не стоит забывать о том, что любое явление имеет обратную сторону медали. И дистанционное образование не является исключением из правил, оно также обладает своими недостатками, к числу которых относятся:

- отсутствие прямого очного общения между учащимся и преподавателем;

- отсутствие постоянного контроля над учащимся, являющимся сильным побудительным стимулом для российского человека;

- необходимость наличия персонального компьютера и доступа в Интернет, а также к источникам информации;

- необходимость наличия у учащегося ряда индивидуально-психологических условий, включая высокую мотивацию, самодисциплину, самостоятельность, сознательность;

- высокие требования к постановке задачи на обучение и администрирование учебного процесса;

- проблема аутентификации пользователя при проверке знаний;

- недостаток практических занятий, включая прохождение различного рода практик;

- высокая трудоемкость разработки курсов дистанционного обучения;

- консерватизм профессорско-преподавательского состава в использовании новых технологий обучения;

- необходимость высокой мотивации у всего коллектива образовательного учреждения;

- необходимость высокой компетенции у персонала учебного заведения [2].

Благодаря развитию телекоммуникационных технологий стало возможно проводить занятия в формате видео или аудио конференций, что фактически нивелирует один из главных минусов дистанционного образования - недостаток коммуникации между наставником и студентом.

Если внимательно посмотреть на слабые стороны, можно увидеть, что большинство из них не являются слабостями. А некоторые остальные, как в случае с очным общением, нивелируются технологически. Например, отсутствие контроля над учащимся и необходимость наличия особых индивидуальных качеств, таких как самодисциплина, позволяет принимать участие в образовательном процессе только студентам, наиболее нацеленным на результат. Компьютер с доступом к интернету сегодня не так уж сложно приобрести даже для жителей отдаленных районов. Высокая трудоемкость разработки курсов предполагает, что они будут качественными. Необходимость высокой компетенции и мотивации персонала учебного заведения, а также высокие требования к постановке задач на обучение также являются скорее сильными сторонами, так как позволяют обеспечить наиболее эффективный результат.

В СибГАУ существует сервер дистанционного образования (ДО). На нем любой желающий может зарегистрироваться и найти курсы по выбранному направлению, но получить диплом, пройдя дистанционный курс у нас в вузе невозможно. Сервер ДО используется только для связи со студентами, обучающимися по очной и заочной формам, для передачи им учебно-методических материалов, а также для самопроверки знаний студентами (выполнение тестовых заданий).

В контенте сервера ДО представлены практически все институты, факультеты и кафедры СибГАУ и выложены материалы большого количества курсов. Не на всех из них можно найти учебный материал, однако практически все содержат методические указания, программу курса и ссылки на литературу, с которой необходимо ознакомиться, чтобы получить соответ-

Секция «Инновационные и здоровьесберегающие технологии в современном образовании»

ствующие знания, а также материалы для контроля уровня знаний. Основной формой преподнесения материала являются конспекты лекций в формате PDF и DOC. Было просмотрено множество курсов, однако нигде не было найдено презентаций или видеоуроков, что говорит о недостаточной развитости данного направления в нашем вузе. Конечно, есть специальности, которые достаточно сложно преподавать только лишь используя элементы дистанционного образования, например связанные с инженерным делом и проектированием сложных механизмов и конструкций, однако западные университеты дают и такие учебные программы.

В заключении хотелось бы сказать, что мир постоянно меняется, меняется темп жизни, её скорость. Информации становится все больше и больше. Следовательно, чтобы получать своевременную и свежую информацию, необходимо быть задействованным в процессе образования на протяжении всей жизни.

Однако это не значит, что надо всю жизнь учиться в университетах или школах. Сегодня достаточно просто иметь компьютер и интернет. И в данном ключе дистанционное образование видится скорее не как альтернатива классическому, а больше как его логическое продолжение, которое рано или поздно полностью заменит старое.

Библиографические ссылки

1. Краснова Г. А., Сюлькова Н. В. Дистанционное образование: опыт и перспективы // 1Т-инновации в образовании : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (27-30 июня 2005 г.), Петрозаводск, 2005. 168 с.

2. Никишов А. А., Сюлькова Н. В. Инновационные технологии дистанционного образования сельского населения : учеб. пособие. М. : РУДН, 2008. 196 с. : ил.

© Лобов А. С., 2014

УДК 378.147.88

А. Б. Пацук Научный руководитель - Г. И. Латышенко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОДХОДОВ К НОРМИРОВАНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

В современных экономических условиях от выпускника требуется наличие умений решать более широкий спектр вопросов, чем когда-либо ранее. Это предусматривает смещение акцента в обучении на выполнение самостоятельной работы студентом (СРС). Предлагается авторский подход, который позволит определить нормы учебного времени на выполнение отдельных видов СРС.

Повышение качества образования является одним из главных направлений в подготовке квалифицированного специалиста. Чтобы быть конкурентоспособным работником на рынке труда не достаточно только определенного уровня квалификации, необходимы: готовность к постоянному профессиональному росту, самообразованию, профессиональной мобильности; способности, направленные на прием, обработку информации для решения профессиональных задач и генерирование новых идей.

Сформировать все эти способности невозможно путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Проблема в том, что от выпускника требуют самостоятельно решать такие вопросы, не уделив должного внимания данному аспекту обучения. Разрешить это противоречие возможно путем рациональной и правильной организации самостоятельной работы студентов.

Объектом данного исследования является организация самостоятельной работы студентов, адекватная тем процессам и изменениям, которые происходят в обществе и экономике. Правильно организовать - это

значит наиболее рационально использовать время, отводимое на СРС, а это, в свою очередь, требует обоснованного подхода к определению ее трудоемкости и нормированию отдельных видов.

В рамках исследования поставлена цель - сформировать подходы к нормированию отдельных видов самостоятельной работы студентов для повышения эффективности организации учебного процесса.

Под самостоятельной работой следует понимать совокупность всей самостоятельной деятельности студентов, как в учебной аудитории, так и вне ее, в контакте с преподавателем и в его отсутствии. В новых образовательных стандартах на внеаудиторную работу отводится половина учебного времени студента, этот норматив во многих случаях не выдерживается. Количество и объем заданий на самостоятельную работу, и число контрольных мероприятий по дисциплине определяется преподавателем или кафедрой во многих случаях исходя из принципа «чем больше, тем лучше». Не всегда делается даже экспертная, т. е. обоснованная личным опытом преподавателей, оценка сложности задания и времени, требуемого на его подготовку.

Двадцати семи часов в неделю, установленных образовательными стандартами на самостоятельную работу, в учебном процессе вполне достаточно, во-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.