ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 547.414.3 Доцент Р.В. Нуждин
(Воронеж. гос. ун-т ннж. технол.) управление анализа и стратегии развития университета, тел. (473)255-07-62
Концептуальные положения создания национального научнообразовательного центра развития конкурентных преимуществ АПК
Изложены теоретические основы создания национального научно-образовательного центра развития конкурентных преимуществ АПК на базе технологической платформы «Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК - продукты здорового питания».
The theoretical basis of the Establishment of the National Scientific and Educational Centre for Development of competitive advantages of agroindustrial complex based on the Russian Technology Platform «Technologies for the food and processing industry of agro-industrial complex -healthy foodstuffs».
Ключевые слова: национальный научно-образовательный центр, технологическая платформа, конкурентные преимущества, агропромышленный комплекс, продовольственная безопасность.
Особенностью пищевой и перерабатывающей промышленности в отличие от другого производства является максимальная распределенность предприятий по всей территории России. Почти в каждом регионе есть хлебозаводы, молокозаводы, мукомольные комбинаты и т.д. В большинстве случаев перерабатывающие предприятия не отличаются масштабом производства (хотя, безусловно, есть и исключения) и представители разных регионов, как правило, не конкурируют друг с другом. Деятельность всех предприятий направлена на удовлетворение потребностей населения страны в качественной и доступной отечественной продукции и, как следствие, обеспечение необходимого уровня продовольственной безопасности и независимости.
Несмотря на территориальную разобщенность, перед многими предприятиями разных регионов стоят общие цели и задачи, решение которых определяет приоритетные направления их развития.
Решение стратегических задач требует существенных затрат ресурсов, в том числе и финансовых.
(о Нуждин Р.В., 2014
Небольшой пример. Перед предприятием, производящим пищевую продукцию, стоит задача - запустить производство нового вида продукции, аналогов которой не существует в нашей стране (а возможно и за рубежом). Для этого нужна технология, оборудование, кадры и т.п. Чтобы протестировать технологическую линию, проверить возможность совмещения новой линии с действующим на предприятии оборудованием, необходимо остановить производство (полностью или частично). В любом случае такой подход сопряжен с убытками и ослаблением конкурентных позиций на рынке (нехватка продукции может привести к смене предпочтений ее потребителей). В масштабах страны социальная и экономическая составляющие становятся еще более значимыми и существенными. Адекватное решение подобных вопросов видится возможным только в результате консолидации усилий территориально разобщенных представителей пищевой и перерабатывающей промышленности АПК.
Центром консолидации должна выступить технологическая платформа «Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК - продукты здорового питания», уже подтвердившая свою жизнеспособность в качестве коммуникативной площадки. Однако для комплексного решения стратегических вопросов необходим дополнительный инструмент. В качестве подобного инструмента предлагается создать на базе данной ТП национальный научно-образовательный центр развития конкурентных преимуществ АПК (ННОЦ), представляющий собой:
- научно-инжиниринговый полигон всероссийского значения, на котором будут выявляться, апробироваться, а впоследствии и тиражироваться по всем регионам конкурентные преимущества АПК. В данном контексте должны в полной мере реализовываться принципы и задачи инжинирингового центра;
- научно-производственный полигон, на котором смогут отрабатывать новые технологии представители разных регионов и разного производства. Концентрация в одном месте разного производства позволит перетекать новациям из одного производства в другое, что поможет интенсифицировать инновационные процессы, в том числе за счет синергетического эффекта;
- научно-образовательный кластер, позволяющий осуществлять опережающую подготовку кадров, адекватную передовым разработкам и запросам работодателей.
Таким образом, должна быть сформирована самодостаточная система вовлечения большого числа заинтересованных сторон и синхронизация их интересов, обеспечивающая полный цикл выявления, создания, апробации, внедрения и тиражирования конкурентных преимуществ АПК.
Целесообразность данного подхода подтверждается многократными примерами заимствования зарубежных технологий, которые, как правило, не адаптированы к отечественным условиям. Среди прочих можно привести пример установки итальянских линий по производству макаронных изделий, когда продукция надлежащего качества получалась исключительно из итальянской муки. Не менее наглядна работа семенных заводов, находящихся на территории РФ, в большинстве своем организованных иностранными учредителями, использующими исключительно зарубежные технологии, оборудование и компоненты. В результате для подготовки семян к посеву предприятия вынуждены закупать импортные протравители, наполнители и прочие компоненты, поскольку отечественные аналоги не подходят для дражировки семян на импортном оборудовании либо и вовсе отсутствуют. Таким образом, нами финансируются зарубежные разработки, зарубежное станкостроение и химическая промышленность, зарубежное образование и т.д. В итоге наличие на территории РФ зарубежных технологий не позволит в случае каких-либо санкций со стороны зарубежных «партнеров» использовать их самостоятельно. Другими словами, вопрос о том, что хуже закупать готовую продукцию или насаждать на территории России импортное производство остается открытым.
В этих условиях необходимо принимать комплексные системные решения, ориентированные на интенсивное развитие в будущем и базирующиеся на реализации концепции сквозных аграрно-пищевых технологий, обеспечивающих сбалансированную стыковку различных этапов технологической цепочки производства продукции. Баланс может быть обеспечен, только если отечественные производители и переработчики сельскохозяйственной продукции совместно установят требования к промежуточным результатам единой технологической цепочки, что позволит, с одной стороны, создавать технологические комплексы и производство с высокой долей высокопроизводительных рабочих мест, с другой - сформирует заказ на подготовку кадров новой формации, обладающих междисциплинарными знаниями и компетенциями.
Проект создания ННОЦ неоднократно проходил экспертизу и был доработан с учетом замечаний различных министерств и ведомств. Прокомментируем некоторые результаты, полученные за прошедший год:
- проект прошел экспертизу и получил положительное решение в Агентстве стратегических инициатив (протокол РГЭС № 18 от 14.03.2014 г.);
- поддержан врио губернатора Воронежской области Гордеевым А.В. (письмо Председателю Правительства РФ Медведеву Д.А. №17-01 -З/И-1420 от 10.04.2014 г.);
- по поручению Правительства РФ АД-П11-3017 от 28.04.2014 г. проект прошел экспертизу в Министерстве сельского хозяйства РФ, Министерстве экономического развития РФ, Министерстве образования и науки РФ:
- в соответствии с письмом № 13-23/6308 от 22.05.2014 г. «Минсельхоз России поддерживает создание в г. Воронеже на базе ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет инженерных технологий» национального научнообразовательного центра развития конкурентных преимуществ АПК на базе технологической платформы «Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК - продукты здорового питания»;
- с письмом № 14922 НП/Д22н от 30.06.2014 г. «Минэкономразвития РФ поддерживает реализацию проекта в части своей компетенции»;
- с письмом № МОН-П-22Ю от 30.05.2014 «Минобрнауки России поддерживает создание ННОЦ на базе университета на условиях государственно-частного партнерства»;
- с письмом № АП-906/05 от 30.05.2014 «Минобрнауки России, Минсельхоз России и Минэкономразвития России поддерживают идею создания ННОЦ на базе ВГУИТ, так как университет имеет необходимый образовательный и научный потенциал для организации деятельности по методическому и кадровому обеспечению ННОЦ».
Приказом Минобрнауки РФ № 430 от 04.06.2013 ФГБОУ ВПО «ВГУИТ» присвоен статус федеральной инновационной площадки на период 2013-2016 гг. по разработке нормативно-правовой документации и внутренних регламентов по созданию ННОЦ на базе ТП. По результатам рассмотрения отчета ВГУИТ за 2013 г. статус сохранен.
Цель, задачи и масштаб реализации проекта создания ННОЦ соответствуют задачам ТП, что предопределило его значимость, как на региональном, так и на федеральном уровне. Проект позволяет консолидировать ресурсы и усилия участников ТП для комплексного совместного решения проблем предприятий АПК, масштабно распределенных по территории РФ.
На первом этапе реализации данного проекта должна быть выстроена гибкая система сетевого взаимодействия участников технологической платформы в области науки, образования и инноваций. Кооперация внутри платформы носит
добровольный характер и предполагает использование лучших практик, лучших ресурсов (в том числе в виде инфраструктуры) для реализации общественно значимых целей, таких, как интенсификация инновационных процессов, создание высокопроизводительных рабочих мест, повышение уровня подготовки кадров для пищевой и перерабатывающей промышленности, развитие социально значимых направлений пищевого производства.
Концепция сетевого взаимодействия, в частности в области образования, предполагает реализацию двух взаимодополняющих направлений. Первое направление связано с аутсорсингом отдельных образовательных модулей. Предполагается выявить в вузах-партнерах наиболее сильные, уникальные образовательные модули и программы. Оценить возможность их применения при подготовке кадров в других учебных заведениях. В итоге для каждого обучающегося станет возможным формирование индивидуальной образовательной траектории, отличающейся уникальным набором модулей и научно-образовательных учреждений их реализующих. То есть человек может поступить в один вуз, например, в Тамбовской области, изучить в нем несколько образовательных модулей, затем перейти к изучению следующих модулей уже в Астраханской области, а выпускную работу готовить в Воронежской области с последующей защитой на межвузовской комиссии. Подобный подход ориентирован на достижение высоких научных и образовательных результатов, действенное и адекватное развитие академической мобильности как студентов, так и преподавателей. В короткие сроки без существенных дополнительных затрат может быть получен колоссальный эффект.
Второе направление сетевого взаимодействия в области научнообразовательного процесса связано, прежде всего, с подготовкой кадров высшей квалификации и переподготовкой кадров. В рамках данного направления предполагается реализация кросс-отраслевых программ, предусматривающих комплексные системные решения, ориентированные на интенсивное развитие в будущем и базирующиеся на реализации концепции сквозных аграрно-пищевых технологий. Это обеспечит сбалансированную стыковку различных этапов технологической цепочки производства продукции.
В настоящее время с принятием закона «Об образовании» и государственной программы «Развитие образования» предусмотрена возможность сетевой формы реализации образовательных программ. Более того, предусматривается возможность участия в данном процессе не только образовательных учреждений, но и НИИ, и субъектов бизнеса. Реализация сетевого взаимодействия открывает большие возможности, в том числе и для подготовки обучающихся по направлениям магистратуры и дополнительного профессионального образования.
В 2015 г. Минобром будет окончательно сформировано нормативнометодическое обеспечение использования сетевой формы реализации образовательных программ. В частности, в разрабатываемых Минобром проектах предусматривается выделение бюджетных ассигнований в повышенном размере именно на сетевые образовательные программы. Таким образом, предстоящий учебный год может быть успешно использован участниками технологической платформы для отработки механизма сетевого взаимодействия, с тем чтобы с 2015-2016 гг. претендовать на получение дополнительных бюджетных ассигнований на осуществление научно-образовательной деятельности.
Второй этап создания ННОЦ предусматривает формирование физической инфраструктуры на территории Воронежской области, позволяющей, как отмечалось выше, решать межотраслевые и межрегиональные проблемы развития конкурентных преимуществ АПК. На данном этапе существенно повышается значимость
участия бизнеса в проекте, в том числе посредством реализации механизмов государственно-частного партнерства (РЭП).
Приоритетность данной формы взаимодействия с бизнесом подтверждается следующими фактами:
- программой «Развитие образования» предусмотрена возможность применения механизмов ГЧП при осуществлении образовательной деятельности;
- приказом Минэкономразвития России № 279 от 19.05.2014 г. утвержден Координационный совет по ГЧП при Минэкономразвития России;
- в июле 2014 г. состоится 3-е чтение проекта федерального закона «Об основах ГЧП в РФ».
Предварительный анализ норм действующего законодательства позволил сделать вывод о целесообразности трансформации ННОЦ на втором этапе в автономное образовательное учреждение, что позволит в полной мере использовать преимущества ГЧП, в том числе в форме:
- попечительских и управляющих советов;
- заключения договоров простого товарищества;
- создания совместной коммерческой организации;
- создания совместной некоммерческой организации;
- формирования фондов «Целевого капитала»;
- применения концессионных соглашений и др.
Кроме того, трансформация ННОЦ в Федеральную государственную автономную образовательную организацию «Национальный научно-образовательный центр развития конкурентных преимуществ АПК» позволит:
- выступить Министерству образования и науки РФ основным учредителем;
- получить необходимый земельный участок для создания физической инфраструктуры на правах постоянного (бессрочного) пользования;
- получать и осуществлять оперативное управление имуществом, в том числе недвижимым и особо ценным;
- получать бюджетное финансирование в виде субсидий на выполнение госза-даний, рассчитанных с учетом нормативных затрат на оказание государственных услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта обложения которыми признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки;
- открывать расчетные и иные счета в любых банках, что позволит ускорить осуществление расчетных операций с контрагентами;
- осуществлять финансовые операции, в том числе получать банковские кредиты для реализации инвестиционных проектов при нехватке собственных средств;
- участвовать в уставных капиталах других организаций, что является необходимым условием при создании пояса инновационных предприятий ННОЦ совместно с бизнес-сообществом (одна из форм развития технологического предпринимательства в ННОЦ);
- использовать преимущества упрощенной процедуры проведения закупок (порядок проведения закупок определяется и закрепляется учреждением самостоятельно в положении о закупках);
- осуществлять крупные сделки с согласия Наблюдательного Совета и пр.
Таким образом, синхронизация интересов большого количества заинтересованных сторон и концентрация их ресурсов в одном месте, создание ННОЦ в виде научно-образовательного технополиса кросс-производственной направленности позволит разрабатывать не только уникальные технологии и технику,
но и осуществлять опережающую подготовку востребованных в настоящем и будущем кадров с междисциплинарными компетенциями, а также тиражировать конкурентные преимущества по всей территории России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утв. указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537).
2. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р).
3. План мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки" (утв. распоряжением Правительства РФ от 30 апреля 2014 г. № 722-р).
4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации».
5. Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы (утв. постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 61).
6. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы (утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295).
7. Государственная программа Российской Федерации " Развитие науки и технологий на 2013 - 2020 годы" (утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 301).
8. Государственная программа Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 328.
REFERENCES
1. The National Security Strategy of the Russian Federation until 2020 (approved by Presidential Decree of May 12, 2009 № 537).
2. Strategy of Innovation Development of the Russian Federation for the period until 2020 (approved by the RF Government Decree of December 8, 2011 № 2227-p).
3. Action Plan ("Roadmap") "Changes in the social sphere, to improve the effectiveness of education and science" (approved by the RF Government Decree of April 30, 2014 № 722-p).
4. Federal Law of 29 December 2012 № 273-FZ «On Education in the Russian Federation».
5. Federal target program of education for 2011 - 2015 (approved by RF Government Decree of February 7, 2011 № 61).
6. State Program of the Russian Federation "Development of Education" for 2013 -2020 (approved by RF Government Decree of April 15, 2014 № 295).
7. State Program of the Russian Federation "Development of Science and Technology" for 2013 - 2020 (approved by RF Government Decree of April 15, 2014 № 301).
8. State Program of the Russian Federation, "The development of industry and increase its competitiveness" (approved by the Government of the Russian Federation dated April 15, 2014 № 328.