АПК И СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
ЮНУСОВА П.С.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ АПК
Аннотация. Статья посвящена организационным формам и экономическому механизму инновационного развития АПК в современных условиях. Дано авторское определение понятия «организационно -экономический механизм инновационного развития АПК». Раскрыто содержание этого понятия, определены формы и способы организации и стимулирования инновационной деятельности в АПК региона. Выявлена специфика инновационной инфраструктуры сельскохозяйственного производства и факторы, влияющие на инновационную деятельность в аграрном секторе экономики. Важное место в статье отводится роли государственно-частного партнерства в организации и стимулировании инновационной деятельности в АПК. Предложена модель организации управления инновационной деятельностью в АПК Республики Дагестан, которая позволит создать условия для организации и стимулирования инновационной деятельности по ведущим отраслям сельского хозяйства региона.
Ключевые слова: организационные формы инновационного процесса в АПК, организационно-экономический механизм инновационного развития АПК, специфика инновационной инфраструктуры сельскохозяйственного производства, факторы, влияющие на инновационную деятельность в аграрном секторе экономики, государственно-частного партнерства в организации и стимулировании инновационной деятельности в
АПК
YUNUSOVA P.S.
ORGANIZATIONAL FORMS AND ECONOMIC MECHANISM OF THE INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE AIC
Abstract. The article is devoted to organizational forms and economic mechanism of the innovative development of the AIC in modern conditions. The author s definition is given to the notion of "the organizational -economic mechanism of the innovative development of the AIC". The definition of this term is explained, the forms and ways of organization and incentivizing the innovative activity of the AIC of the region are defined. Specific characteristics of the innovative infrastructure of the agricultural production and the factors impacting the innovative activity in the agrarian sector of the economy are found. An important section of the article is provided to the role of the stateprivate partnership in the organization and incentivizing of the innovative activity in the AIC. A model of organization of management of the innovative activity in the AIC of the Republic of Dagestan is suggested. This model will permit to create conditions for the organization and incentivizing of the innovative activity on the leading industries of the agriculture of the region.
Keywords: organizational forms of the innovative process in the AIC, organizational-economic mechanism of the innovative development of the AIC, the specific features of innovative infrastructure of the agricultural production, the factors impacting the innovative activity in the agrarian sector of the economy, state-private partnership in the organization and incentivizing of the innovative activity in the AIC.
В качестве одной из основных задач «Стратегии инновационного развития АПК России до 2020 г.»1 (далее — Стратегии) выдвинуто «формирование организационно-экономического механизма инновационного развития АПК».
Под организационно-экономическим механизмом инновационного развития АПК мы подразумеваем совокупность взаимосвязанных форм и способов осуществления инновационной деятельности, способствующих обеспечению технологической модернизации отрасли, повышению ее конкурентоспособности и превращению научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического развития региона.
Целью формирования организационно-экономического механизма инновационного разви-
1 Распоряжение правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года». — URL : http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_123444/?frame=1#p24.
тия АПК является перевод отрасли на инновационный путь развития и повышение, на этой основе, темпов роста производства и конкурентоспособности товаропроизводителей до уровня развитых стран, находящихся в аналогичных агроклиматических условиях.
Для достижения этой цели он должен обеспечить решение следующих задач:
— стимулирование инновационной активности хозяйствующих субъектов по всей цепочке формирования агроинноваций;
— развитие потенциала хозяйствующих субъектов (инновационного, технологического, кадрового, научного, экономического и т. д.);
— повышение инвестиционной привлекательности отрасли;
— развитие инфраструктуры и рынков сбыта продукции АПК.
Мировой опыт показывает, что развитие и эффективное функционирование современной национальной инновационной системы, обеспечивающей проведение комплексной модернизации во всех его отраслях, невозможно без государственно-частного партнерства (далее ГЧП) в организации и стимулировании инновационной деятельности в АПК.
ГЧП предполагает использование государством механизмов, стимулирующих участие частного бизнеса в развитии инновационных процессов, передачу части функций по эффективному управлению отраслями, продвижению отечественной сельскохозяйственной продукции и продовольствия на внутренние и мировые рынки. Оно позволяет объединять ресурсы, распределять прибыли и риски, эффективнее использовать средства бюджета. ГЧП также способствует формированию конкурентной среды в АПК.
Сегодня ГЧП активно используется в разработке, реализации и финансировании целевых программ, в реализации социально-экономической, в т. ч., аграрной политики. Однако сформировавшийся механизм ГЧП не позволяет обеспечивать системного осуществления инновационных процессов по всем направлениям, что приводит к неэффективному использованию бюджетных средств, выделяемых на техническую и технологическую модернизацию АПК, подготовку кадров и неполному использованию биопотенциала земли, пород животных и сортов растений. Все это, в конечном итоге, снижает конкурентоспособность продукции отечественных сельхозтоваропроизводителей.
ГЧП осуществляется в таких формах, как формирование инвестиционных фондов, создание особых экономических зон, кластеров, технопарков, которые применяются комплексно. Комплексное применение различных форм ГЧП позволяет использовать преимущества каждой отдельной формы.
Многоотраслевой характер АПК предполагает многообразие организационных форм и способов организации и стимулирования инновационной деятельности. Исследование содержания организационно-экономического механизма инновационного развития АПК позволяет выделить в нем три взаимосвязанных блока (табл.), каждый из которых имеет собственные формы и способы организации и стимулирования инновационной деятельности в аграрном производстве. К ним относятся следующие блоки:
— организационный (контракты и заказы в сфере НИОКР; информационная поддержка; интеграция науки, вузов, бизнеса; инновационная инфраструктура; государственно-частное партнерство);
— экономический (налоговое стимулирование; таможенное стимулирование; субсидирование; кредитование; венчурное финансирование);
— нормативно-правовой (федеральные и региональные программы; правовые основы взаимоотношений сторон; государственные гарантии).
Организационная форма инновационного процесса зависит от цели функционирования, масштабов указанных формирований и особенностей объекта. В одних случаях основной целью функционирования может быть продвижение технико-технологической идеи до ее научной разработки, реализации (внедрения), в других — оказание информационных и консультационных услуг. В первом случае необходимы инновационные центры, центры научного обеспечения, организации по продвижению научно-технической продукции на рынке инноваций, организации по экспертизе проектов, предложений и заявок, опытно-производственные базы, финансово-кредитные структуры, агротехнопарки, технологические платформы и др. Во втором — информационно-консультационные центры и пункты и др.
Юнусовд П.С.
ОРГЛНИёЛЦИОННЫЕ ФОРМЫ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ИННОВАЦИОННОГО РАЗБИТИЯ ЛПК
Таблица
Организационно-экономический механизм инновационного развития АПК
Блоки Формы и способы организации и стимулирования инновационной деятельности
Формы организации и стимулирования инновационной деятельности Способы организации и стимулирования инновационной деятельности
Организационный Контракты и заказы в сфере НИОКР. Информационная поддержка. Интеграция науки, вузов, бизнеса. Инновационная инфраструктура. Государственно-частное партнерство. Государственный инвестиционный заказ, лизинговые отношения, инновационные малые предприятия. Представление результатов научно-технической деятельности, консультационные службы, базы данных научно-технической информации. Подготовка инновационных менеджеров по госзаказу, повышение квалификации управленческих кадров. Инновационные центры, центры научного обеспечения, организации по продвижению научно-технической продукции на рынке инноваций, организации по экспертизе проектов, предложений и заявок, опытно-производственные базы, финансово-кредитные структуры, информационно-консультационные центры и пункты, агротехнопарки, технологические платформы и др. Формирование инвестиционных фондов, создание особых экономических зон, кластеров, технопарков.
Экономический Налоговое стимулирование. Таможенное стимулирование. Субсидирование. Кредитование. Венчурное финансирование. Налоговые льготы, налоговый кредит, амортизационная политика, инвестиции. Таможенное оформление, тарифные льготы. Субсидии, дотации, займы, фонды внедрения инноваций. Беспроцентные ссуды, льготные кредиты. ПИФы особо рисковых венчурных инвестиций, инвестиционные венчурные фонды.
Нормативно-правовой Федеральные и региональные программы, правовые основы взаимоотношений сторон, государственные гарантии. Административное регулирование, совершенствование законодательной базы, охрана прав интеллектуальной собственности и др.
Инновационная инфраструктура сельскохозяйственного производства обладает спецификой: помимо самих товаропроизводителей, научных и учебных учреждений, в нее входят технологические платформы, научно-производственные системы, центры научного обеспечения, информационно-консультационные центры и пункты, агротехнопарковые формирования и другие (табл.).
Агротехнопарки, агротехнополисы, агрофирмы являются элементами точечной инновационной деятельности, которая более целесообразна в условиях рыночных отношений, когда освоить какое-либо новшество в целом по АПК практически невозможно. В таких формированиях можно полностью использовать идеи и результаты научных исследований. Они позволяют последовательно осуществить инновационный процесс: разработка, опытно-экспериментальная проверка, внедрение, распространение инноваций.
В современной ситуации, когда существует дефицит на многие виды ресурсов, инновационные формирования (совместно с органами управления АПК на местах) дают возможность концентрировать технику, средства защиты растений и животных на освоении инновационных технологий, получать максимальный результат от разумного использования их строго по предназначению.
Приобретение ресурсов через такие инновационные формирования, позволяет формировать собственную материально-техническую базу, создавать коммерческие предприятия (по техническому обслуживанию, заготовке, переработке и реализации продукции АПК, выращиванию племенного молодняка, обработке семян, взаимодействию с продовольственными рынками внутри страны и вне нее) в кооперации с другими учредителями.
Специфичность инновационной инфраструктуры АПК предопределена особенностями сельскохозяйственного производства, а также рядом технологических и организационно-экономических факторов (рис. 1).
Рис. 1. Система факторов, влияющих на инновационную деятельность в сельском хозяйстве
По своей организационной структуре инновационные формирования — это гибкие и динамичные технопарковые формирования, которые при достижении поставленных целей могут быть упразднены или переориентированы на выполнение других договорных обязательств.
По масштабам функционирования инновационные формирования делятся на следующие виды: международного, федерального, регионального уровня и уровня сельскохозяйственного предприятия.
Одним из существенных инструментов региональной политики в области стимулирования инновационного развития агропромышленного производства является государственное управление инновационной деятельностью в АПК. Автором разработана модель управления инновационной деятельностью в АПК Республики Дагестан2.
Предлагаемая модель управления инновационной деятельностью в АПК Республики Дагестан должна включать в себя академические учреждения, региональные образовательные организации, ЦП исследований и технологической модернизации АПК и инновационную инфраструктуру, деятельность которых регулируется научно-координационным советом при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия региона (рис. 2).
Рис. 2. Модель организации управления инновационной деятельностью в АПК Республики Дагестан
2 Юнусова, П. С., Инновационное развитие АПК как инструмент мобилизации ресурсного потенциала / П.С. Юну-сова // Региональные проблемы преобразования экономики / Ин-т соц.-эконом, исслед. ДагНЦ РАН. — Махачкала, 2013. № 3.С. 170-173.
Юнусовд П.С.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЛПК
Предложенная модель позволит создать условия для организации и стимулирования инновационной деятельности по ведущим отраслям сельского хозяйства Республики Дагестан.
Исходя из проведенного исследования, можно заключить, что, несмотря на многообразие организационных форм инновационного процесса, вызванного многообразием организационных форм хозяйствования, всех их объединяет то, что их деятельность направлена на дальнейшее развитие научно-технического прогресса в АПК, осуществление модернизации сельскохозяйственного производства и, в конечном итоге, на повышение его эффективности.
Организационно-экономический механизм инновационного развития АПК должен включать всю совокупность форм и методов осуществления инновационной деятельности, взаимосвязанно и согласованно функционирующих на основе государственно-частного партнерства и способствующих повышению темпов роста, развитию конкурентоспособного и устойчивого сельскохозяйственного производства, получению качественно новой продукции, удовлетворяющей возрастающие потребности населения и повышающей качество его жизни.
Литература
1. Арсланов, Ш. Д. Развитие региона посредством обеспечения инновационной политики и повышения инвестиционного потенциала / Ш.Д. Арсланов // Теоретические и практические вопросы функционирования экономики регионов : сб. статей международной научно-практической конференции. 2013. С. 10 -13.
2. Идзиев, Г. И. Синергетический подход к анализу инновационного фактора экономического роста / Г.И. Идзиев // Вопросы структуризации экономики / Ин-т соц.-экон, исслед. ДагНЦ РАН. — Махачка-ла,2011. № 3. С. 19-25.
3. Идзиев, Г. И. Инновационное развитие промышленности региона /Г.И. Идзиев // Региональные проблемы преобразования экономики / Ин-т соц.-эконом, исслед. ДагНЦ РАН. —Махачкала, 2012. № 2. С. 151-158.
4. Курбанов, К. К., Петросянц. В. З. Ключевые проблемы и модернизация аграрного производства в субъектах СКФО / К.К. Курбанов, В.З. Петросянц // Региональные проблемы преобразования экономик /. Ин-т соц.-экон. исслед. ДагНЦ РАН. — Махачкала, 2013. № 3. С. 124-129.
5. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р «Обутверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г.» [Электронный ресурс]. — URL : http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_123444/?frame=1#p24, свободный. — Загл. с экрана.
6. Юнусова, П. С. Инновационное развитие АПК как инструмент мобилизации ресурсного потенциала / П.С. Юнусова // Региональные проблемы преобразования экономики / Ин-т соц.-экон. исслед. ДагНЦ РАН. — Махачкала, 2013. № 3. С. 170-173.
References:
1. Arslanov, Sh. D. Development of the region by means ofproviding innovative policy and increase of investment potential / Sh. D. Arslanov// Theoretical and practical questions of functioning of economy of regions : collection of articles of the international scientific and practical conference. 2013. P. 10-13.
2. Idziyev, G. I. Sinergetichesky approach to the analysis of an innovative factor of economic growth / G. I. Idziyev // Questions of structurization of economy. Institute social.-economy researchs DAGNZ RAHN. — Ma-khachkala,2011. No 3. P. 19-25.
3. Idziyev, G. I. Innovative development of the industry of the region / G. I. Idziyev // Regional problems of transformation of economy. Institute social.-economy researchs DAGNZ RAHN. — Makhachkala, 2012. No 2. P. 151-158.
4. Kurbanov, K. K., Petrosyants V. Z. Key problems and modernization of agrarian production in subjects of North Caucasus federal district / K.K. Kurbanov, V. Z. Petrosyants//Regional problems of transformation of economy. Institute social.-economy researchs DAGNZ RAHN. — Makhachkala, 2013. No 3. P. 124-129.
5. The order of the Government of the Russian Federation of 08.12.2011 No 2227-r «About the adoption of Strategy of innovative development of the Russian Federation for the period till 2020» [An electronic resource]. — URL : http://www .consultant.ru/document/cons_doc_LAW_123444/?frame=1#p24, free. — Zagl. from the screen.
6. Yunusova, P. S. Innovative development of agrarian and industrial complex as instrument of mobilization of resource potential / P. S. Yunusova // Regional problems of transformation of economy. Institute social.-economy researchs DAGNZ RAHN. — Makhachkala, 2013. No 3. P. 170-173.