УДК 338.23.
Профессор Ю.А. Саликов, студент М.И. Исаенко, студент В.Ю. Терехов
(Воронеж, гос. ун-т ннж. технол.) кафедра управления, организации производства и отраслевой экономики, тел. (473) 255-27-10
Технологические платформы и научно-образовательные центры как стратегический инструментарий инновационного развития
Обоснована необходимость создания и развития технологических платформ для модернизации экономики. Рассмотрены основные характеристики развития технологических платформ в РФ и ЕС, а также научно-образовательных центров для повышения уровня взаимодействия.
In the article the necessity of creation and development of technological platforms for the economy modernization. The basic characteristics of the development of technological platforms in Russia and the EU, as well as scientific - educational centers for raising the level of interaction.
Ключевые слова: технологическая платформа (ТП), научно-
образовательные центры (НОЦ), инновации.
Амбициозные цели долгосрочного стратегического развития, которые
в настоящее время Россия ставит перед собой, предполагают своим результатом
обеспечение высокого уровня благосостояния населения и закрепление геополитической роли страны как одного из лидеров мирового хозяйства. Главным фактором и условием достижения данных целей является переход на инновационную социально ориентированную модель экономического развития [7]. В современных динамичных условиях глобализации и интернационализации бизнеса, активизации рыночных процессов и усиления международной конкуренции дальнейшее экономическое развитие страны должно определяться, прежде всего, её научными и технологическими преимуществами [1].
В этой связи существенно повышается роль и необходимость укрепления национальной инновационной системы и усиления значимости государственного регулирования в ней. Резкий интерес за последнее десятилетие к различным формам и подходам государственно-частного партнёрства в инновационной сфере связан, в первую очередь, с необходимостью поиска и использования новых эффективных механизмов и инструментов инновационного развития. Учитывая опыт ведущих зарубежных стран, к числу таких перспективных инструментов следует отнести технологические платформы и комплексные научно-образовательные центры, которые служат консолидацией усилий в сфере образования, бизнеса и государства.
Как известно, термин «технологические платформы» впервые был публично озвучен в речи европейского комиссара Дж. Поточеко на семинаре лидеров европейской промышленности 16 декабря 2005 г.
(Q Саликов Ю.А., Исаенко М.И., Терехов В.Ю., 2014
Изначально данный термин предполагал комплекс совместных скооперированных действий инвесторов, науки, предприятий и государственных органов по развитию приоритетных направлений научно-исследовательской деятельности и внедрению их результатов на практике.
В Российской Федерации определение технологической платформы было сформулировано в распоряжении Председателя правительства РФ В.В. Путина от 30 июля 2009 г., где отмечалось, что «в самом общем виде назначение технологической платформы состоит в том, чтобы объединить усилия наиболее значимых заинтересованных сторон при определении инновационных вызовов разработки необходимой стратегической программы подготовки кадров и исследований, определении путей реализации этой программы и использовании соответствующих результатов при производстве технологических продуктов и (или) услуг».
В настоящее время согласно официальному определению правительства РФ технологическая платформа представляет собой коммуникационный инструмент, направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг), на привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства, гражданского общества), совершенствование нормативно-правовой базы в области научно-технологического, инновационного развития. В более узком понимании технологическая платформа (в соответствии с определением Еврокомиссии) является объединением представителей государства, бизнеса, науки и образования вокруг общего видения тренда научнотехнического развития и формирования общих подходов к развитию и промышленному освоению соответствующих технологий.
Инструмент инновационного развития в виде технологических платформ (ТП) впервые появился в странах Европейского союза (ЕС) как механизм согласования межстрановых взаимодействий. В странах ЕС практика поддерживаемых технологических платформ имеет уже определённую историю, а в России ТП в основном лишь проходят этап своего организационного оформления и построения. Важным отличием функционирования отечественных технологических платформ от зарубежных состоит в том, что в ЕС инициатива исходит от бизнеса, который заинтересован в участии и финансировании работ в ТП, а в нашей стране во главе угла становится государство (рис. 1) как основной источник организационной и финансовой инициативы.
Г осударство
Рис. 1. Общая структура функционирования технологической платформы
В этой связи использование опыта ЕС, а также международное сотрудничество платформ может принести свои плоды в плане как обмена идеями и наработками, так и совместного финансирования наиболее перспективных разработок. При этом многогранность связей в технологических платформах должны быть
выстроена с учётом интересов всех сторон. Вместе с тем в целях более полного изучения зарубежного опыта, определения задач и тенденций развития ТП в будущем и выбора более целенаправленных вариантов возможного совместного сотрудничества, на наш взгляд, представляется интересным проведение сравнительного анализа базовых положений европейских и российских технологических платформ. Основные результаты данного анализа представлены в таблице.
Таблица
Сравнительный анализ базовых положений технологических платформ БС и РФ
Базовые положения Европейские технологические платформы Российские технологические платформы Примечание
1 2 3 4
Цель Определение унифицированного подхода в сочетании основных экономических, технологических и социальных вызовов, которые являются жизненно важными для будущего европейской конкурентоспособности и экономического роста координация усилий власти, ■изнеса и науки для модерни-ации экономики Концепция ТП в РФ делает упор на преодоление научно- технического отстав ан и я от ведущих стран
Задачи Обеспечение синергии между государственными деятелями, пользователями технологий, регулирующими органами, покупателями, промышленными предприятиями, центрами научных исследований; создание площадки для реализации взаимосвязей фундаментальных исследований и трансфера технологий Определение направлений отраслевого регулирования для распространения технологий; расширение научнопроизводственной кооперации и формирование новых партнерств в инновационной сфере; совершенствование нормативно - правового регулирования в области научнотехнического и инновационного развития Концепция ТП в РФ в качестве приор итетных выделяет задачи, направленные на инновационное развитие промышленности и экономики в целом
Принципы Свобода в выборе организационной формы функционирования платформы; возможность присоединения новых участников; информационная прозрачность Возможность присоединения новых участников; информационная прозрачность; технологическая модернизация в наиболее пер-сп екти в ных для р аз в игия экономики направлениях Принципы ТП в обоих случаях определяются п о ставленными целями и задачами
Участники Регулирующие структуры; промышленность; исследовательские институты и академическое сообщество; финансовые структуры; гражданское общество Бизнес (лидирующие предпринимательские структуры; финансово-кредитные учреждения) ; наука (НИИ, ОКБ, вузы); государство (Минобрнауки, Минэкономразвития); гражданское общество В обоих случаях круг участников очень широкий и разнообразный
Окончание таблицы
1 2 3 4
Формирова- ние «Снизу - вверх» «Сверху - вниз» В ЕС формирование «снизу» исходит от бизнеса и отраслевых объединений, а в РФ инициатива исходит от государства
Направления деятельности 15 направлений (см. рис.2) 12 направлений (см. рис.2) По численности и содержанию данные направления деятельности ТП во многом схожи
Финанси- рование Г осударственное; частное; общественное и смешанное. Г осударственное; частное; общественное и смешанное Источники финансирования идентичны
Перспективы развития «Горизонт - 2020» Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 ТП имеют большие перспективы в будущем
Проанализировав основные положения и характеристики отечественных и зарубежных технологических платформ, можно отметить множество общих черт в их становлении и развитии. Вместе с тем анализ указывает и на наличие существенных различий. В частности, сегодня в РФ приобрело большое значение бюджетное финансирование. Однако в то же время частный бизнес, сформировавшийся на доходах добывающих отраслей промышленности, банковской и торговой деятельности, сохраняет свою традиционную направленность и весьма неохотно идёт на серьёзные инвестиции в долгосрочные проекты, связанные с масштабной реиндустриализацией страны. В Европе же (как упоминалось выше) финансирование проектов исходит от частного бизнеса и требует минимальных затратах со стороны государства.
Кроме того, ТП в Европе уже имеют свою историю, а также развитую инновационную инфраструктуру. В нашей же стране становление механизмов ТП происходит в проблемных условиях слабой структурированности, нехватки достоверной и своевременной информации, дублирования НИОКР, наличия барьеров внедрения РИД, ограниченного влияния частнопредпринимательских структур на направления проводимых исследований и др. При этом важным отличительным аспектом является общая направленность российских ТП на повышение конкурентоспособности промышленных российских отраслей, а также на обеспечение экономической безопасности страны.
Сравнительная оценка отраслевой направленности в деятельности российских и европейских платформ указывает на их высокую схожесть. Это, с одной стороны, свидетельствует об идентичности приоритетов научно-технологического и инновационного развития, а с другой - сближает интересы в двухстороннем сотрудничестве.
По результатам сравнения направлений деятельности технологических платформ в России и ЕС можно отметить, что реализация направлений развития проходит примерно одинаково (рис. 2). Направления развития технологических платформ охватывают почти все отрасли, что само по себе достаточно важно в плане решения различных вопросов, возникающих в связи со вступлением РФ во Всемирную торговую организацию.
Обобщая результаты анализа отечественных и зарубежных ТП, следует отметить, что в целом процесс инициализации и создания ТП выглядит на сегодняшний день как достаточно удачная попытка решения ряда принципиальных противоречий:
а) между рыночной природой бизнес-деятельности и обязательностью активного участия государства в жизненно важных областях экономики, включая инновационную сферу;
б) между консервативностью традиционного производства и необходимостью его быстрого инновационного обновления;
в) между специфическими условиями отраслевого и регионального развития.
В этом отношении ТП по своей роли и направленности сопоставимы с инновационными кластерами, но отличаются от них более выраженным научным и инновационным подходом. Очевидно, что кластеры также инициируют науку и инновации, но в большей мере ориентированы на тактические задачи производственного характера [3].
Дальнейшее развитие российских технологических платформ требует преодоления широкого круга организационно-технических проблем, включая несовершенные технологии, устаревшие виды оборудования на многих промышленных предприятиях, неразвитую инфраструктуру, социально-экономическую нестабильность, нарастающую внешнюю и внутреннюю конкуренцию и др. Поиск решений этих и других проблем связан с необходимостью обеспечения чёткого соблюдения выполняемых функций, создания условий для привлечения не только крупных предприятий, но и малого предпринимательства, глубокой структуризации взаимодействия государства, науки и образования, бизнеса, привлечения частных финансовых институтов и структур.
Дальнейшее становление и развитие ТП должно быть непосредственно связано с их рациональным распределением по регионам. На сегодняшний день из более чем 30 созданных платформ около 2/3 зарегистрированы в Москве, а в Красноярском крае - лишь 2, в Татарстане и Томской области - по 1. На наш взгляд, требуется не только более равномерное рассредоточение научного потенциала, но и более активное и целенаправленное развитие межрегионального взаимодействия как в уже созданных, так и во вновь образующихся технологических платформах.
Более эффективное достижение целей и задач ТП обусловливает необходимость поиска новых организационных решений в рамках ТП. Учитывая, что базами формирования ТП выступают, как правило, научные учреждения и вузы, считаем целесообразным увеличить долю научно-исследовательских и опытноконструкторских работ, выполняемых в так называемых научно-образовательных центрах (НОЦ).
Рис. 2. Направления технологических платформ ЕС и РФ [7]
НОЦ является организационной формой интеграции и координации взаимодействия учебного, научного и инновационного потенциала подразделений вуза и создаётся для обеспечения устойчивого функционирования и развития вуза в сферах своей деятельности.
Эффективность НОЦ как научных коллективов заключается в интегрированной работе студентов, аспирантов, молодых ученых с наиболее результативными учеными старших поколений. Научно-образовательные центры могут обеспечить взаимодействие вузов и бизнеса в рамках технологических платформ, а также взаимосвязи внутри научных коллективов. Посредством создания НОЦ возможно
также решение проблемы целенаправленной подготовки научных кадров. В настоящее время данные центры созданы практически во всех ведущих университетах РФ, но их роль может быть большей, чем сегодня. Достоинства НОЦ заключаются в высокой способности концентрировать ресурсы, укреплять внутри- и межвузовские связи, координировать действия при осуществлении проектов, стимулировать заинтересованность научного персонала и др.
Наряду с расширением сети университетских НОЦ и повышением их роли в инновационных процессах представляется весьма перспективной и целесообразной инициатива формирования комплексных национальных научно-образовательных центров (ННОЦ) по профилю созданных технологических платформ. Примером создания такой новой структуры является проект Национального научно-образовательного центра развития конкурентных преимуществ АПК, разработанный Воронежским государственным университетом инженерных технологий в рамках ТП «Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК - продукты здорового питания». Данный проект предусматривает повышение продовольственной безопасности, обновление организационно-экономических механизмов в АПК, а также обеспечение устойчивого социально-экономического развития сельскохозяйственных территорий и направлен на повышение конкурентоспособности народного хозяйства страны в области агропромышленного производства [6].
Системность и всеохватность характера действия ТП от создания идей до обеспечения серийного выпуска новой продукции и её сервиса предъявляет повышенные требования к сложному процессу организации работ. При этом внимание должно быть сосредоточено, прежде всего, на ресурсах, точнее, на задачах по их определению, поиску, обеспечению и использованию. Важно, чтобы эти задачи касались не только финансовых ресурсов, но и других не менее важных ресурсных составляющих, включая человеческие, интеллектуальные, информационные и энергетические.
Создаваемые в настоящее время ТП имеют, как правило, статус некоммерческих партнёрств, но по своему значению, источникам преимущественного финансирования, инициативе образования и народнохозяйственной роли во многом являются государственной структурой. В этой связи представляется целесообразным усиление обратной связи с органами государственного (и по необходимости муниципального) управления не только в вопросах повышения ответственности и отчётности за использование предоставляемых ресурсов, но и в вопросах активного влияния на важные правительственные решения относительно распространения перспективных технологий во всех сферах народного хозяйства, а также выработки и реализации долгосрочных приоритетов социально-экономического развития страны.
ЛИТЕРАТУРА
1. Высшая школа экономики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.hse.ru/. Загл. с экрана.
2. Дежина, И.Г. Интеграция науки и образования: оценка работы НОЦ в ведущих российских университетах [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: / / cyberleninka.ru/article/n/razvitie-nauki-v-rossiyskih-vuzah-kak-nowv-prioritet-gosudarstva. Загл. с экрана.
3. Дежина, И. Г. Технологические платформы и инновационные кластеры: вмести или порознь? [Текст] - М.: Издательство Института Гайдара, 2013. - 124 с.
4. Инновации в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://innovation.gov.ru/. Загл. с экрана.
5. Клюев, А. К. Структуры развития вуза: научно-образовательные центры [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: / /umi.ru/. Загл. с экрана.
6. Нуждин, Р.В. Национальный научно-образовательный центр развития конкурентных преимуществ АПК [Текст]/ Р.В. Нуждин // Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК - продукты здорового питания.- 2013.- № 1,-С. 85-90.
7. Плужник, М.В. Сравнительная характеристика подходов к созданию технологических платформ в Европе и в РФ [Электронный ресурс] / М.В. Плужник, М.С. Егорова. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/. Загл. с экрана.
8. Технологические платформы как инструмент модернизации экономики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: / /www.strf.ru/. Загл. с экрана.
REFERENCES
1. Higher school of Economics [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.hse.ru/
2. Dezhina, I.G. Integration of science and education: assessment of the work of the REC in the leading Russian universities [Electronic resource]. - Mode of access: http: / / cyberleninka.ru / article/п/razvitie-nauki-v-rossiyskih-vuzah-kak-novyy-prioritet-gosudarstva.
3. Dezhina, I.G. Technological platform and innovative clusters: together or discord? [Text] - M: Publishing house of Institute of Gaidar - 2013, 124 P.
4. Innovations in Russia [Electronic resource].- Mode of access:
http: / / innovation.gov.ru /
5. Klyuev, A.K. development Structure of the University: Scientific-educational centers [Electronic re-resource]. - Mode of access: http://umj.ru/
6. Nuzhdin, P.W. national scientific educational center of the development of competitive pre-assets AIC [Text]/ RV Nuzhdin // technologies of food and processing industries, agriculture, healthy food, Voronezh, 2013, № 1, P. 85 - 90.
7. Pluzhnik, M.V. Comparative analysis of approaches to the creation of technological plat-forms in Europe and in Russia [Electronic resource] / Pluzhnik M.V., MS Yego-rova - Mode of access: http://www.science-education.ru/
8. Technological platform for modernization of the economy [Electronic reresource]. - Mode of access: http://www.strf.ru/
Мичуринский государственный аграрный университет
приглашает проити очное, по следующим направле
- СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМ;
-ТЕХНИЧЕСКИМ;
- ИНЖЕНЕРНЫМ;
- ЭКОНОМИЧЕСКИМ;
- ПЕДАГОГИЧЕСКИМ;
- ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫМ.
Адрес: Тамбовская обл., г. Мичуринск-наукоград, ул. Интернациональная, д.101 Тел. приемной комиссии 8 (47545) 5-34-71 Сайт; www.mgau.ru; e-mail: [email protected]
-> f-— fn^nin , л щ г , . т -r., .va ■
заочное обучение ниям подготовки: