Научная статья на тему 'Концептуальные положения по формированию системы дифференцированного управления стабильным функционированием предприятий энергетической отрасли в условиях финансово-экономического кризиса'

Концептуальные положения по формированию системы дифференцированного управления стабильным функционированием предприятий энергетической отрасли в условиях финансово-экономического кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
73
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС В ЭНЕРГЕТИКЕ / СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ В ЭНЕРГЕТИКЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малышев Евгений Авенирович

Рассматриваются особенности управления предприятий энергетической отрасли в условиях кризиса на основе разных теорий, предлагаются пути решения проблем на современных предприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные положения по формированию системы дифференцированного управления стабильным функционированием предприятий энергетической отрасли в условиях финансово-экономического кризиса»

Е.А. Малышев

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ СТАБИЛЬНЫМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕМ ПРЕДПРИЯТИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

На первый взгляд, предприятия энергетики, функционируя в области естественной монополии, в меньшей степени несут потери в условиях финансово-экономического кризиса, поскольку методология формирования тарифов на энергоресурсы основывается на идеологии компенсации фактических затрат энергоснабжающей организации потребителем. Но как показывает практика, в условиях современного финансово-экономического кризиса предприятия энергетической отрасли не остаются в стороне и сегодня начинают испытывать определенные трудности: рост задолженности по зарплате, по выплатам в бюджеты всех уровней, снижение ликвидности, оборачиваемости, рентабельности, снижение доходности и, как следствие, снижение инвестиций в современные высокоэффективные инновационные технологии. Ситуация обостряется высокой кредитной ставкой, ростом цен на природный газ (главное топливо энергетики), неплатежами потребителей, сокращением инвестиционных средств, поступающих с фондового рынка. Вновь неожиданно возникшая ситуация экономического кризиса как во всей экономической системе, так и в отдельной стране ставит под сомнение утверждения некоторых политических и экономических лидеров нашей страны о невмешательстве государственных органов власти в экономическую деятельность предприятий. Классическая теория предполагает функционирование рынка на основе спроса и предложения в условиях совершенной конкуренции и считает крайне вредным вмешательство государства в экономику. Классики считали, что наилучшая государственная политика в отношении экономики это предоставить всем событиям развиваться самостоятельно. Их аргументы сводились к следующему: при условии,

что свободному развитию экономики ничто не будет препятствовать, сила спроса и предложения уравняется, если же суммарное предложение и суммарный спрос находятся в состоянии равновесия, то любой человек, ищущий работу, сможет получить ее (но при этом заработная плата будет не больше определенного сложившегося уровня), а любая компания может реализовать свою продукцию по рыночным ценам. Однако данные положения были пересмотрены в связи с кризисом, Великой депрессией, в 30-е годы. Несмотря на все заверения экономистов классической школы, явным фактом стало то, что безработица и банкротство во всем мире достигли рекордной величины. В такой обстановке Д. Кейнсом в своей работе «Общая теория занятости, процента и денег» коренным образом изменил экономическую теорию. Д. Кейнс в своей работе доказал, что теоретически возможна ситуация, когда совокупный спрос и совокупное предложение находятся в состоянии равновесия, но полная занятость не достигается. Более того, Д. Кейнс доказал, что безработица может сохраняться неограниченно долгое время, если кто-то не примет меры по увеличению спроса. Он показал, что если государство профинансирует проведение общественных работ, то ранее не занятые рабочие получат некоторый доход. Это приведет к увеличению спроса, оживлению деловой активности и восстановлению полной занятости. Положение, согласно которому государство должно отказаться от политики «неучастия» в пользу активного участия в стабилизации экономики страны, в 30-е годы рассматривалось как революционное. С этого времени идеи, выдвинутые в ходе «кейнсианской революции», прочно вошли в экономическую теорию и практику. В настоящее время в условиях финансово-экономического кризиса экономисты прежде всего начинают думать о мерах, которые правительство может предпринять для исправления положения. В дополнение к работам Д. Кейнса о роли государства в условиях экономических кризисов в 1933 г. появилась работа Д. Робинсон «Экономика несовершенной конкуренции». Работа доказывает, что на практике совершенная конкуренция с множеством покупателей и продавцов, знающих все о состоянии рынка, так же редка, как и совершенная монополия, когда покупатели, не найдя замены, вынуждены платить назначенную монополистом цену. То, что происходит в реальной жизни, находится где-то между этими крайностями. Такая ситуация определяется как

несовершенная конкуренция. Этот термин характеризует рынки, на которых продавцы имеют больше свободы в назначении цен, чем при совершенной конкуренции, но меньше, чем при чистой монополии. Они обладают этой свободой потому, что продают в условиях монополистической конкуренции или олигополии. Д. Робинсон видела в несовершенной конкуренции главную слабость свободного рынка. Поддерживая более высокую цену, чем они бы могли иметь при совершенной конкуренции, компании получают большую прибыль, а потребитель теряет. Это, в свою очередь, неизбежно приводит к застойным явлениям в производстве и безработице, а в конечном счете - к финансово-экономическому кризису. В это время экономическая система функционирует, не обеспечивая максимально возможную занятость и производство товаров и услуг. Данные положения о несовершенной конкуренции предполагают вмешательство государственных органов власти в функционирование экономических систем. Каким должно быть это вмешательство? В современной экономической теории существует несколько подходов. П. Самуэльсон (Нобелевский лауреат 1970 г.) считает, что некоторые проблемы не поддаются влиянию рынка. Побочные последствия промышленного производства, природопользование, здравоохранение, образование, экология не попадают под действие закона спроса и предложения, поэтому государство должно взять на себя финансирование этих направлений. М. Фридман (Нобелевский лауреат 1976 г.) считает, что вмешательство государства должно быть минимальным, поскольку спрос и предложение являются наиболее мощными экономическими рычагами и потенциально наиболее полезными. Он ограничивает вмешательство государства регулированием налогов. В дальнейшем в работах Нобелевских лауреатов П. Кругмана и Л. Гурвича показано, что в современных условиях проблема усложняется процессами интеграции высокоразвитых экономических систем в экономические системы развивающихся стран за счет деятельности совместных предприятий и международной торговли.

В энергетике положение о невмешательстве государства в деятельность предприятий нереально в связи с тем, что более 80 % региональных электроэнергетических предприятий являются субъектами естественной монополии (тепловые электростанции, линии электропередач, подстанции, котельные и тепловые сети). Анализ теоретических

положений в области государственного регулирования деятельности естественных монополий показал, что естественная монополия является объектом многих типов регулирования. В условиях естественной монополии рынок лучше обеспечивается, когда одна фирма удовлетворяет совокупный рыночный спрос, что обеспечивает наименьшие издержки. Теория общественного интереса настаивает на объяснении государственного регулирования тем, что принято называть «недопущением провалов рынка». Необходимость контролировать увеличение издержек, особенно постоянных, также является оправданием традиционного регулирования входных барьеров в область естественной монополии.

Современные специалисты по регулированию естественных монополий используют термин «Х-неэффективность» для определения внутренних потерь, которые возникают, когда фирма приобретает монопольную власть и, не ощущая давления сильных конкурентов, не имеет стимулов к сохранению своих издержек на конкурентном уровне. Однако можно доказать, что монопольная фирма обладает гораздо более сильным стимулом к минимизации издержек с целью получения максимальной прибыли. Неэффективность и дороговизна регулирования в естественных монополиях обосновывались годами в работах Коуза, Познера, Гервига, и Херд. Однако другие ученые, настаивающие на оптимальном удовлетворении общественных интересов, обращались к проблеме регулирования естественных монополий и искали альтернативу, которая будет объяснять данные, не соответствующие нормативным подходам к регулированию (Джордан, 1972). В результате в их работах появились новые привлекательные теории. (Пельтсман, 1976; Стиглер, 1971, 1976; Вискуси, Вермон и Харрингтон, 1995).

В свою очередь, это вызвало появление новых привлекательных теорий с подходом достижения оптимальности без регулирования, даже на рынках с одним производителем. Конкуренция между многочисленными фирмами может быть использована для достижения оптимальности в условиях естественной монополии, где конкуренция осуществляется между фирмами, которые могут производить. Аргумент указывает на то, что давление со стороны потенциальных производителей будет стимулировать эффективное ценообразование естественной монополией.

В результате развития теоретических положений в области регулирования естественных монополий в настоящее время в зарубежной методологии сформировалось мнение о создании механизма эффективного функционирования предприятий естественных монополий без проведения регулирования. Безусловно, нельзя недооценивать ценность технологического развития, которое стало причиной трансформации некоторых рынков естественных монополий в конкурентные. Однако проведенный анализ структурных преобразований в региональных энергетических комплексах, отраслях естественных монополий России показал низкую эффективность моделей реформирования и регулирования топливно-энергетического комплекса России, основанных на ежегодной корректировке тарифов на индекс инфляции.

О неэффективности существующей модели государственного регулирования свидетельствует увеличение аварийных ситуаций на станциях и в электрических сетях, сверхнормативные потери, высокие показатели расхода топлива на единицу энергии, значительный износ сетей и генерирующих мощностей. Ситуация вызвана снижением уровня реальных инвестиций в отрасль ввиду низкой инвестиционной привлекательности отрасли и отсутствием должных институциональных механизмов стимулирования.

Оценивая сложившуюся практику государственного управления энергоснабжающими предприятиями в условиях экономического кризиса, целесообразно выделить несколько основных проблем в отрасли. Во-первых, это отсутствие продуктивной методологии государственного управления предприятиями регионального энергетического комплекса в условиях экономического кризиса. Проблема вызвана слепой верой в чудо рыночной экономики и отсутствием практических наработок. Во-вторых, это неэффективность существующих механизмов мотивации инвестиционной и инновационной деятельности энергетических предприятий и потребителей энергии. В-третьих, это слабость существующих институтов государственного регулирования региональной энергетики как субъекта естественной монополии.

Решение вышеуказанных проблем видится в разработке современной системы автоматического управления энергетическим комплексом как в условиях стабильного функционирования, так и в условиях финансово-экономического кризиса. Система должна включать сбалансированные показатели оценки деятельности энергетического

комплекса, прогноз развития комплекса в виде заданного тренда, систему выявления отклонений исполнения тренда и готовый алгоритм действий в зависимости от степени снижения скорости роста тренда.

Институциональное управление энергетическим комплексом в условиях финансово-экономического кризиса в связи с существующей практикой завышенной энергоемкости ВВП в национальной экономике в сравнении с передовыми зарубежными странами сегодня должно быть реализовано в двух направлениях: эффективное, стабильное функционирование энергосистемы и эффективное энергопотребление, которое существенно решит проблему неплатежей потребителей.

Система автоматического управления эффективностью и стабильностью функционирования энергосистемы в условиях финансово-экономического кризиса в первую очередь рассчитана на оперативное управление системой и основана на оценке стабильности функционирования энергосистемы и системе принимаемых мер в зависимости от степени нарушения стабильности и предполагает следующий алгоритм действий со стороны государственных органов власти. Специально созданным в субъекте федерации или муниципалитете подразделением по ряду показателей постоянно осуществляется мониторинг функционирования энергоснабжающих предприятий региона. На основании величины отклонений от нормативных показателей формируется агрегированный показатель устойчивости предприятия, на основании величины которого определяются меры по выводу предприятия из кризисной ситуации. Более подробно функция автоматического управления стабильностью функционирования энергосистемы в условиях финансово-экономического кризиса реализуется следующим образом:

1. Производится оценка стабильности функционирования энергосистемы с помощью предлагаемой автором системы сбалансированных показателей. Сбалансированная система показателей устойчивости энергосистемы в условиях кризиса состоит из четырех блоков. Показатели устойчивости энергосистемы формируют агрегированный показатель, по значению которого определяются конкретные меры по выводу предприятия из кризисной ситуации (рис. 1). Агрегированный показатель устойчивости системы является важнейшим показателем автоматического управления системой и определяется перемножением сбалансированных показателей устойчивости.

Рис. 1. Сбалансированная система показателей устойчивости энергосистемы в условиях кризиса

2. Агрегированный показатель устойчивости системы характеризует степень отклонения деятельности предприятия от стабильного состояния. Адекватно значению агрегированного показателя автором предложена методика определения системы дифференцированных мер по выводу предприятия из кризисной ситуации, которая определяется по результатам оценки уровня стабильности в зависимости от показателя стабильности. Система дифференцированных мер по выводу предприятия из кризисной ситуации представлена на рис. 2.

* ' Институциональные меры государственного управления энергетическим комплексом в условиях кризиса

Реализация совместных инвестиционных проектов

Включение в федеральный список кредитования градообразующих предприятий

Оперативный контроль расходования средств энергетических предприятий с помощью тарифных органов

Кредитование кассового разрыва энергоснабжающих предприятий

Арбитражное управление

Рис. 2. Система дифференцированных мер по выводу предприятия из кризисной ситуации

3. Формируется постоянная институционально-организационная структура управления энергетическим комплексом в условиях кризиса. Определяющим в предлагаемой методике является построение модели функционирования институциональных и экономических отношений между предприятиями регионального энергетического комплекса и государственными органами власти. Внедрение модели обеспечивает долгосрочное и стабильное функционирование всей региональной экономической системы. Главным условием успешной реализации модели является регулирование процесса формирования модели стабильного функционирования регионального энергетического комплекса региональными органами власти. Процесс формирования модели стабильного функционирования комплекса в институциональном направлении складывается из новых нормативных актов и законов, которые должны быть направлены на расширение роли государственных органов власти в управлении градообразующими энергетическими предприятиями и вновь созданной организационной структурой управления процессом энергоснабжения с участием государственных структур. Такими структурами могут быть комитет по энергетике, агентство по энергосбережению и т.д. Институционально-организационная структура управления энергетическим комплексом в условиях кризиса представлена на рис. 3.

4. Формируется организационная структура управления энергосбережением в условиях кризиса. Проведенный анализ показателей удельного потребления энергоресурсов на единицу ВВП в Уральском регионе показал, что он составляет 0,5 кг нефтяного эквивалента на каждый доллар США, что в 2,5 раза превосходит показатели стран Скандинавии и Канады, где климатические условия близки к Уралу. Поэтому проблема эффективного энергопотребления имеет большое значение не только для экономического развития региона, но и в целом для процесса его энергообеспечения. Устранение дефицита энергии возможно и за счет экономии энергоресурсов, а не только за счет инвестиций в новые генерирующие мощности. Энергосбережение является важнейшим элементом процесса эффективного энергоснабжения региона. На основании укрупненной оценки энергоэффективности региона принимаются решения об уровне и направлениях диагностики

Рис. 3. Институционально-организационная структура управления энергетическим комплексом в условиях кризиса

функционирования предприятий регионального энергетического комплекса. Практика показала низкий уровень заинтересованности потребителей в эффективном энергопотреблении, поэтому в условиях кризиса необходимо более деятельное участие государственных органов власти в организации процессов энергосбережения в регионе. На рис. 4 представлена организационная схема управления процессом энергосбережения в регионе с учреждением регионом Агентства энергосбережения.

Предлагаемый автором комплекс мер по формированию системы дифференцированного управления стабильным функционированием предприятий энергетической отрасли в условиях финансово-

Рис. 4. Организационная схема управления процессом энергосбережения в регионе

экономического кризиса необходимо проводить крайне осторожно и дифференцированно, в зависимости от сложившейся обстановки на рынке и состояния предприятия. Действия по организации процесса управления, контроля и сбора информации должны исходить из региональных органов власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.