Научная статья на тему 'Обеспечение надежности, безопасности и экономичности энергоустановок в условиях реформирования энергетики'

Обеспечение надежности, безопасности и экономичности энергоустановок в условиях реформирования энергетики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
229
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильев А. П.

Реструктуризация энергетической отрасли ведет к развитию свободной конкуренции участников рынка энергии и мощности. Общество и государство, защищая интересы юридических лиц и населения, не участвующих в энергетическом рынке, должно гарантировать безопасность, в том числе и экологическую, и энергосбережение. Для этого осуществляется сертификация и надзор за энергоустановками всех участников рынка, аудит энергетических предприятий и лицензирование всех видов деятельности в отрасли. Эти задачи призваны решать организации Госэнергонадзора. Поставщики и покупатели, воспользовавшись услугами страховых компаний, могут получить гарантированную надежность и застраховаться от риска разорения в случае выплат штрафов или чрезмерных убытков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assurance of reliability, safety and economical efficiency of power plants under the circumstances of reformation of the power industry

The restructuring of the power industry involves development of free competition of participant in the energy and power market. While protecting the interests of population and those corporate bodies which are not in the power market, the society and the government must secure safety, in particular environmental one, and energy saving. To this end, the power plants of all participants in the market are made liable to certification and supervision, power enterprises are audited and all kinds of business activities in the industry are subject to licensing. It is organs of the State Power-Engineering Supervision Committee that are to solve these problems. Through making use of insurance companies’ services, suppliers and purchasers can have guaranteed reliability and insure themselves against a bankruptcy risk in case they have to pay penalties or excessive damages.

Текст научной работы на тему «Обеспечение надежности, безопасности и экономичности энергоустановок в условиях реформирования энергетики»

ЭКОНО МИКА, ЭКОЛ [ОГНЯ И

мм ■¡и АЛЬНЫЕ АС НЕРГЕТИКИ П III П1 К И ■

УДК 621.311;658.26

ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ, БЕЗОПАСНОСТИ И ЭКОНОМИЧНОСТИ ЭНЕРГОУСТАНОВОК В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЭНЕРГЕТИКИ

А.П. ВАСИЛЬЕВ Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

Реструктуризация энергетической отрасли ведет к развитию свободной конкуренции участников рынка энергии и мощности. Общество и государство, защищая интересы юридических лиц и населения, не участвующих в энергетическом рынке, должно гарантировать безопасность, в том числе и экологическую, и энергосбережение. Для этого осуществляется сертификация и надзор за энергоустановками всех участников рынка, аудит энергетических предприятий и лицензирование всех видов деятельности в отрасли. Эти задачи призваны решать организации Госэнергонадзора.

Поставщики и покупатели, воспользовавшись услугами страховых компаний, могут получить гарантированную надежность и застраховаться от риска разорения в случае выплат штрафов или чрезмерных убытков.

1. Государственное регулирование, контроль и надзор

Развитие рыночных отношений, создание конкурентной среды, переход к новым формам собственности охватили все отрасли экономики, в том числе такие, традиционно относимые к естественным монополиям, как энергетика. Вместе с тем, возникает необходимость государственного регулирования намечаемых структурных реформ и рыночных отношений с целью защиты экономических интересов конечных потребителей и обеспечения надежности электроснабжения и безопасности энергетических установок. Не меньшего внимания требует также экологическая безопасность производства, передачи и использования электроэнергии. В первую очередь, это контроль за экономичным использованием топлива и электроэнергии, так как снижение энергоемкости производства означает снижение выбросов и теплового загрязнения окружающей среды.

Мировой опыт показывает, что регулирование естественных монополий и надзор за состоянием всех предприятий отрасли со стороны государства в большинстве случаев остается наиболее эффективной формой координации и контроля. Можно выделить две группы методов государственного регулирования: экономические (ценообразование, налоговая политика, дотации, инвестиции и др.) и административные (установление общих правил поведения хозяйствующих субъектов на рынке, утверждение перечня организаций, финансируемых за счет

© А.П. Васильев

Проблемы энергетики, 2004, № 5-6

средств федерального бюджета, наложения санкций и штрафов и др.).

Основные методы, цели и задачи государственного регулирования отражены в законе РФ "О естественных монополиях”. Кроме того, в законе определены сферы, относимые к естественным монополиям, к числу которых были отнесены услуги по передаче электрической и тепловой энергии; предусмотрено создание регулирующих комиссий на федеральном и региональных уровнях. В соответствии с законом образована Федеральная энергетическая комиссия РФ (ФЭК), являющаяся органом исполнительной власти. Работа Комиссии направлена на развитие нормативно-методологической базы регулирования естественных монополистов в топливно-энергетическом комплексе, ограничение их затрат и роста цен и тарифов на продукцию и услуги на оптовом рынке электрической энергии и мощности, энергосбережение и создание конкурентной среды в их деятельности.

Наряду с ФЭК была создана система региональных энергетических комиссий, полномочия которых включают установление экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию для потребителей, расположенных на территориях соответствующих субъектов РФ (за исключением потребителей, выведенных на федеральный оптовый рынок энергии и мощности), а также размера платы за услуги по передаче электроэнергии по сетям местных энергоснабжающих организаций.

Одновременно с формированием системы энергетических комиссий возникла потребность в усилении государственного надзора в энергетической отрасли. Рост требований, предъявляемых к качеству электроэнергии, бесперебойности электроснабжения, обуславливает повышение уровня надежности, экономичности и безопасности эксплуатации энергоустановок. Обеспечение высокого уровня обслуживания потребителей со стороны предприятий энергетики требует постоянного государственного контроля за деятельностью этих предприятий.

Развитие и внедрение энергосберегающих технологий и рациональное использование энергоресурсов потребителями также должны находиться под контролем государства (Постановление Правительства РФ "О дополнительных мерах по стимулированию энергосбережения в России" от 15 июня 1998 г. № 588). На управления Госэнергонадзора по регионам РФ возлагаются проведение обследования и комплексная оценка технической и экономической деятельности предприятия с анализом непосредственно связанных с технической политикой экономических показателей. Этот анализ предполагает сравнение техникоэкономических показателей с плановыми и выявление причин отклонения, оценку экономической эффективности снижения удельных расходов топлива и энергии, оценку состава и качества проведения ремонтных работ, амортизационной и инвестиционной политики.

Система Государственного энергетического надзора действует на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1998 г. № 938, которое определило основные задачи его органов и учреждений.

Формулировка целевого назначения регионального управления ГЭН и управления ГЭН в субъекте РФ может быть сведена к следующему [1]:

контроль состояния и управление развитием и эксплуатацией энергоустановок, обеспечивающие максимально возможные в данных условиях надежность, экономичность и безопасность.

Надзор относится к числу функций управления и является составляющей процесса обеспечения заданных целей, то есть регулирования. Процесс надзора состоит из установления стандартов и норм правилами и инструкциями, измерения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов и норм.

Таким образом, с помощью надзора осуществляется гибкая обратная связь в объекте управления по множеству каналов и параметров. Одним из важных аспектов является то, что надзор позволяет определить, какие именно направления деятельности организаций и предприятий наиболее эффективно способствовали достижению целей, а какие нарушения, выявляемые в ходе контроля, могли бы привести к весьма нежелательным результатам. При этом вырабатываются управляющие воздействия на объект и обобщается как положительный, так и отрицательный опыт эксплуатации.

Система эффективного надзора - это система, которая дает нужную информацию до того, как разразится кризис. Надзор должен приспосабливаться к происходящим изменениям, в частности при изменениях показателей аварийности должны изменяться и периодичность обследования, и глубина, и объем, и содержание работ по надзору.

2. Нарушения электроснабжения, рыночные отношения и страховка риска

За последние годы произошло снижение надежности электроснабжения потребителей из-за отсутствия необходимой замены устаревшего оборудования и снижения объемов ремонтов электрических сетей.

Энергетическое оборудование длительно работает с дефектами, снижающими надежность энергоснабжения потребителей. Ущерб от снижения уровня эксплуатации и повреждения оборудования энергоснабжающими организациями перекладывается на потребителя, в тарифы на электроэнергию и теплоэнергию.

Наиболее повреждаемой частью энергосистемы являются воздушные линии 6-10 кВ. Особенно серьезные нарушения электроснабжения со значительным недоотпуском электроэнергии вызываются массовыми отключениями воздушных линий во время стихийных явлений, которые, например, в ОАО «Ленэнерго» происходят 3-4 раза в год с отключением до 200 воздушных линий и до 1800 трансформаторных подстанций напряжением 6-10 кВ.

Значительная часть отключений потребителей вызывается несогласованными действиями энергоснабжающих организаций.

Сейчас, когда обобщенной оценкой деятельности энергоснабжающих организаций является прибыль и стали проявляться групповой и коллективный эгоизм, а соблюдение технических требований эксплуатации и удовлетворение общенародных потребностей вступает в противоречие со стремлением во что бы то ни стало получить максимум прибыли, регулирующая роль государственных органов должна объективно сохраняться.

В условиях рынка проблема рационального выбора видов работ (технического обслуживания, ремонта, реконструкции, технического перевооружения) становится одной из ключевых.

Решение задачи рационального распределения ресурсов может быть выполнено на основе следующей модели:

Z - затраты на техническое обслуживание, ремонт, техническое

перевооружение, реконструкцию и другие виды работ;

Y - суммарное уменьшение ущерба в результате выполнения технического обслуживания, ремонта, технического перевооружения, реконструкции и других видов работ.

По определению

Z = а1г1+а2г2+аэгэ+. . . +аиг„ ,

где а1 - стоимость единицы текущего обслуживания; z1 - количество этих единиц; аналогично для других видов работ а2, а3, . . . . , z2, z3, zn ; аi zi - затраты на конкретный вид работ.

Обозначим

fj ^, z2, . . . . , zn) - уменьшение ущерба по }-му виду повреждений (технологических повреждений) при вложении затрат z1, z2, . . . . , zn , тогда

У = Ь^1, Z2,---, Zn)+/2(Z1, Z2,-, Zn)+. . . + ^^1, Z2,--, Zn) = ^1, Z2,--, Zn),

П

/} = У1/ . Zl+ . . . + У2у . Z2+ . . . + Уп} . Zn = 2 У Ц • Zi ,

I=1

где Уу . zi - уменьшение ущерба по }-му виду повреждений при выполнении г'-го вида работ в количестве zi единиц.

Рассмотрим функцию ¥ = Z - Y, где ¥ - алгебраическая сумма всех затрат на все виды работ и суммарного уменьшения ущерба при выполнении этих видов работ.

Задача минимизации этой функции выглядит следующим образом:

п т

^= ^а л- ^ к і /¡.(ги . . . , Zn) ^ тіп, ;=і і=і

где kJ - количество повреждений}-го вида, при ограничениях на ресурсы:

п

Рzi < Q - ограничения на суммарные затраты, г=1

рг < zi < - ограничения на каждый вид затрат.

Тогда целевая функция примет вид

р= 2а -ЕЕкі і =Е і=1 і=1

і=1

і=1

ґ \

т

а і -2 кі уї І=1

г

Предлагаемая модель позволяет выполнить рациональное распределение затрат на виды работ и определить эффективность использования выделенных средств на повышение надежности электроснабжения.

Производство, передача и распределение энергии связаны с

многочисленными проявлениями риска как в техническом, так и в финансовом смысле. Понятие риска включает в себя два элемента: убытки (или потери) и вероятность их осуществления (учитывающая возможность их случайного © Проблемы энергетики, 2004, № 5-6

появления). Участвуя в сделках по продаже и покупке электроэнергии и услуг по ее передаче и распределении, субъекты рынка сталкиваются с различными видами риска: деловым, финансовым, физическим, традиционным и риском развития [2].

Реструктуризация энергетики повлекла за собой возникновение ряда рисков. При разделении государственной компании на отдельные предприятия без изменения вида собственности их деловые и финансовые риски изменяются незначительно. При этом государственное регулирование по-прежнему может переносить риски на потребителей.

Если меняется структура частной энергетической компании, с разделением владения производством, передачи и распределения, то совокупный риск будет отличаться от риска каждого предприятия. Передача и распределение будут рисковать меньше. Если производство энергии и снабжение (топливом, материалами, услугами и др.) открыты для конкурентного рынка, то они могут столкнуться со значительным увеличением операционного риска.

С точки зрения риска, производители и предприятия с предельно низкой себестоимостью производства смогут продавать больше своей продукции и услуг и оставаться рентабельными. Наименее эффективные предприятия столкнутся с риском неиспользования мощности и проблемами, связанными с инвестициями.

Риск, связанный с отсутствием гарантированного рынка, может быть частично снижен путем использования контрактов, которые стали основным средством перераспределения рисков. Целью распределения рисков является обеспечение контроля над последствиями риска. Контракт является основным механизмом закрепления справедливой доли риска за теми, кто может управлять последствиями наилучшим образом, снижая убытки. Топливоснабжение, производство, передача, распределение и использование электроэнергии предполагает риски в различной степени. Поэтому заключение контрактов позволяет установить порядок возмещения ущерба еще до его возникновения.

3. Совершенствование системы государственного энергетического надзора

Для совершенствования системы государственного энергетического надзора требуется более глубокая разработка следующих принципиальных вопросов.

1. Уточнение сфер деятельности и внешних связей (производство энергии, передача энергии, потребление энергии, качество энергии, рациональное использование электрической и тепловой энергии и топлива, рынок энергии и топлива).

2. Средства и формы управления (развитие механизмов государственного регулирования, методы надзора и контроля, сертификация, энергоаудит, лицензирование, нормативно-правовая база, взаимодействие с другими органами государственного контроля).

3. Выработка управляющих решений (приоритеты целей и ранжирование задач, анализ массивов информации, стратегия и тактика управления, контроль выполнения).

4. Технология функционирования (финансирование, подготовка и переподготовка персонала, техническое обеспечение и инструментальная база, информационное обеспечение и технология).

5. Эффективность функционирования органов Госэнергонадзора (методы оценки результатов деятельности, оценка экономической и социальной эффективности, развитие энергетического менеджмента, содействие

прогрессивным технологиям).

6. Участие в функционировании энергетического рынка (задачи политики государства в осуществлении рыночных реформ, рынок энергии и мощности, рынок услуг по энергоснабжению и передаче энергии, методическая, правовая и информационная базы).

Для интеллектуальной поддержки решений, принимаемых инспекторами государственного энергетического надзора, и использования современных методов управления и информационных технологий необходимо создание экспертной системы, разработки математических моделей и программного обеспечения для анализа массивов информации и синтеза управляющих решений.

4. Возмещение ущерба от технологических нарушений на объектах энергетики

В процессе функционирования на объекты энергетики действует множество как внутренних, так и внешних случайных факторов. К числу случайных возмущений относятся технологические нарушения, чрезвычайные ситуации и катастрофы, реализация которых приводит к отклонению физико-технических и экономических параметров объекта от прогнозируемых для режима нормальной эксплуатации. В ряде случаев эти отклонения могут быть настолько значительными, что возникает угроза экономической устойчивости, вплоть до банкротства владельцев.

Противостоять этой угрозе можно двумя путями:

- исключением источников возмущающих воздействий, снижением частоты их возникновения, ограничением последствий воздействий;

- организацией механизмов компенсации реализованного экономического ущерба.

Первый путь представляет собой классическую задачу повышения надежности и безопасности. Второй же путь только начинает развиваться [3, 4] в связи с ростом ответственности перед потребителями в результате установления рыночных отношений.

Возмещение экономического ущерба от последствий возмущающих событий (назовем их для краткости авариями) может производиться с использованием различных экономических и организационных механизмов.

Создание резерва непредвиденных расходов на отдельном объекте энергетики (объектный фонд) решает проблемы возмещения ущерба самому объекту и третьим лицам, когда размер ущерба относительно невелик.

Последствия от более редких событий, но с более высоким размером ущерба, могут компенсироваться за счет различных коллективных фондов, которые образуются по принципу отраслевой или территориальной принадлежности. Данные фонды формируются из отчислений предприятий, потенциальных источников риска. Объектные и коллективные фонды в настоящее время играют существенную роль в проблеме возмещения ущерба, хотя и не являются наиболее эффективными с экономической точки зрения.

Создание общества взаимного страхования является первым шагом к страховому возмещению ущерба. Общество взаимного страхования может быть образовано по отраслевому или территориальному принципу, аналогично коллективным фондам, но с принципиально иным механизмом функционирования. Фонды общества взаимного страхования, в отличие от страховой фирмы, не используются для извлечения прибыли.

С 1990 года в России интенсивно развивается страховой способ возмещения ущерба, при котором осуществляется перечисление средств многих участников страхования тем из них, у которых произошло страховое событие. Страхование может успешно решать проблемы возмещения ущербов во многих жизненных и производственных ситуациях, вплоть до финансовых рисков и инвестиций. Распространение страхового способа на объекты энергетики сдерживает отсутствие законодательного разрешения отнесения страховых выплат на себестоимость производимой продукции.

В случаях, когда размеры ущерба превосходят возможности объектных, коллективных фондов и пределы страхового возмещения, остаток ущерба может быть компенсирован с использованием ретроактивного возмещения. При этом не используются специально создаваемые фонды, но превышение ущерба сверх оговоренной в договоре величины распределяется между всеми участниками договора. Договариваются между собой потенциально опасные объекты, предельное значение выплачиваемых третьим лицам сумм оговаривается при заключении договора. Этот способ нашел применение в ядерной энергетике США.

События с катастрофическими последствиями обычно приводят к ущербам, возмещение которых невозможно без привлечения централизованных фондов, включая федеральный бюджет.

Все перечисленные механизмы возмещения входят в систему возмещения экономического ущерба, которая может быть оптимизирована в смысле повышения экономической устойчивости как объектов страхования, так и страховых компаний и фондов [3, 4].

5. Страхование ущерба от нарушений электроснабжения с помощью дифференцированных тарифов

Основные положения ценообразования [5] предусматривают дифференциацию тарифов с учетом затрат на производство, передачу и распределение электроэнергии, в том числе на обеспечение надежного электроснабжения в целом по объединению энергосистем. Однако до настоящего времени отсутствует механизм формирования средств для возмещения ущерба потребителям, причиненного в результате нарушения электроснабжения в случаях аварийного отключения, разгрузок и вводимых ограничений. Пока в договорах на поставку и получение электроэнергии не оговариваются суммы возмещения убытков в случаях срыва поставок по вине одной из сторон, этот механизм не так уж и нужен. Но, тем не менее, обращаясь в суд, пострадавшая сторона наверняка может выиграть дело, так как ответственность за неисполнение договора не наступает только в случае, если срыв его исполнения наступил под действием непреодолимой силы.

В развитие Основных положений ценообразования [6] рассматривается концепция дифференцирования тарифов в зависимости от категории надежности электроснабжения потребителя, характера и степени участия его в разгрузочных и ограничительных мероприятиях.

Потребителю предлагается шкала надбавок (скидок) к тарифу на электроэнергию в зависимости от обеспечиваемого уровня надежности электроснабжения, в основе определения которого лежит расчет вероятности потери нагрузки (погашений). Одновременно ему указывается ступень шкалы скидок (надбавок) с тарифа, соответствующая фактической схеме его

присоединения. Согласие потребителя на установление надбавки (предоставление скидки) означает, что уровень надежности его электроснабжения является достаточным. В этом случае потребитель имеет право предъявлять экономические претензии к энергоснабжающей организации за перерывы энергоснабжения, недоотпуск энергии и мощности только при отклонении фактических показателей надежности сверх их допустимых значений, установленных для его ступени шкалы надбавок (скидок).

По согласованию с потребителем класс надежности его электроснабжения может быть установлен выше (ниже) фактически достигнутого уровня. В этом случае надбавка (скидка) к тарифу устанавливается в соответствии с выбранной ступенью шкалы. В первом случае потребитель соглашается нести затраты на повышение надежности совместно с энергосистемой, во втором - он соглашается нести тяготы участия в разгрузочных мероприятиях и ограничениях вследствие ремонтных и других работ в обмен на снижение оплаты за энергию.

Дополнительные надбавки к тарифу используются и для формирования средств, идущих на компенсацию ущерба потребителям за нарушение договорных обязательств по уровню надежности электроснабжения.

Реализация концепции [6] предполагает выполнение следующих действий со стороны энергоснабжающей организации:

- оценку суммарного недоотпуска, фактического уровня надежности и всех компенсационных выплат потребителям за предшествующий расчетный период;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- анализ причин, вызвавших нарушение договорных обязательств со стороны энергоснабжающей организации перед потребителями;

- определение возможностей реализации мероприятий, обеспечивающих повышение общесистемного уровня надежности за счет устранения установленных причин;

- оценку стоимости мероприятий по повышению среднего по системе уровня надежности электроснабжения за предстоящий расчетный период (с учетом долевого участия потребителей в их финансировании);

- прогноз среднего по системе уровня надежности электроснабжения на предстоящий расчетный период и оценку суммы компенсационных выплат;

- исчисление объема средств, направляемых в страховой фонд в предстоящем расчетном периоде; указанная сумма определяется с учетом переходящего остатка и соответствует общей сумме средств, используемых для повышения среднего по системе уровня надежности электроснабжения и направляемых на выплату компенсации потребителям за нарушение договорных мероприятий;

- расчет дополнительных надбавок к тарифным ставкам за энергию и мощность на основании данных о суммарном потреблении электроэнергии и заявленной ими мощности в максимуме нагрузок на предстоящий расчетный период.

В результате введения тарифных надбавок и скидок осуществляется долевое участие потребителя в финансировании мероприятий по повышению надежности электроснабжения и предоставляется возможность полного возмещения заявленных потребителем ущербов при нарушениях договорных обязательств со стороны энергоснабжающей компании. За переход потребителей в более низкие категории надежности им предоставляются тарифные льготы, но при этом снижется их приоритет в отношении участия в САОН и АЧР.

6. Система страхования и возмещения ущерба на коммерческой основе

Предложенная концепция тарифных надбавок представляет собой первый шаг к коллективному механизму страхования, где в качестве общества взаимного страхования выступает региональная энергетическая компания.

В случае потенциально больших объемов ущерба и низкой надежности электроснабжения, что и имеет место в современных обстоятельствах, введение надбавок приведет, в конечном итоге, к значительному повышению тарифов или, при ограничении надбавок, к невозможности выплатить компенсацию и, возможно, банкротству энергетической компании как страхователя.

Исследование возможностей создания системы возмещения ущерба на основе механизма страхования и перестрахования проведено в [4]. Оно показало, что имеется возможность оптимального перераспределения страховых взносов и премий, резервов и кредитов, компенсируемой величины ущерба между энергетической компанией, страховой компанией и централизованным фондом. При этом используются как банковский кредит, так и депозитные вклады участников системы.

Одним из интересных результатов [4] является то, что уже при объединении в системе более восьми объектов страхования, вероятность их разорения становится нулевой. Вероятность разорения страховой компании начинает увеличиваться, начиная с семи объектов, и становится равной 20 % при числе объектов страхования, равном 15. Вероятность разорения централизованного фонда возрастает с 2 до 8 % при увеличении числа объектов от 1 до 15.

Следовательно, система страхования и возмещения ущербов имеет перспективы применения только на региональных и местных рынках энергии как вполне эффективная коммерческая система. Распространение ее, как слишком рискованной системы, на федеральный рынок представляется проблематичным.

На региональном рынке возможно применение системы коммерческого страхования при заключении как двусторонних, так и многосторонних договоров на поставку электрической и тепловой энергии, передачу электроэнергии, поставку топлива, оказание услуг по техническому обслуживанию, ремонту, строительству, регулированию и др. Открывается широкое поле деятельности для страхового бизнеса. В создании централизованных фондов, безусловно, должны принять участие региональные энергетические комиссии, которые могут заинтересовать и привлечь к системе страховые акционерные компании и банки.

Выводы

1. Реструктуризация энергетической отрасли ведет к развитию свободной конкуренции. Общество и государство, защищая интересы юридических лиц и населения, не участвующих в энергетическом рынке, должны гарантировать надежность энергоустановок и безопасность, в том числе экологическую, и энергосбережение.

2. Поставщики и покупатели энергии, воспользовавшись услугами страховых компаний, могут получить гарантированную надежность энергоустановок и застраховаться от риска разорения в случае выплат штрафов или чрезмерных убытков.

Summary

The restructuring of the power industry involves development of free competition of participant in the energy and power market. While protecting the interests of population and those corporate bodies which are not in the power market, the society and the government must secure safety, in particular environmental one, and energy saving. To this end, the power plants of all participants in the market are made liable to certification and supervision, power enterprises are audited and all kinds of business activities in the industry are subject to licensing. It is organs of the State Power-Engineering Supervision Committee that are to solve these problems.

Through making use of insurance companies’ services, suppliers and purchasers can have guaranteed reliability and insure themselves against a bankruptcy risk in case they have to pay penalties or excessive damages.

Литература

1. Васильев А.П., Гук Ю.Б. Роль и задачи территориального управления Госэнергонадзора. Системная концепция // Повышение роли инспекторского состава Госэнергонадзора в осуществлении контроля за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией электрических и тепловых установок, рациональным - Санкт-Петербург, 24-27 февраля 1998.

- СПб: ПЭИ ПК Минтопэнерго РФ, 1998.

2. Обучение Руководства Российского Энергетического Сектора. Tacis Project No: ERUS 9508 / Курс No.2: Ценообразование и управление коммерческими операциями в энергетике. - Москва, 12-20 ноября 1998.

3. Лесных В.В. Подходы и методы в задаче о возмещении ущерба от аварий на объектах энергетики // Методические вопросы исследования надежности больших систем энергетики. Вып. 48. - Мурманск, 1996.

4. Лесных В.В., Новиков Н.В. Комплекс программ для исследования эффективности системы возмещения ущерба // В сб.: Экологическое страхование: региональные особенности и международный опыт. - Иркутск: Изд. Института систем энергетики СО РАН, 1998. - С. 72-79.

5. Васильев А.П., Гук Ю.Б. Проблемы организации рынка услуг по производству, передаче и распределению электрической энергии. - СПб.: ГУ Ленгосэнергонадзор, 1999.

6. Эдельман В.И., Михайлов В.И. Основы экономического механизма дифференцирования тарифов на элекрическую энергию и мощность в зависимости от обеспечиваемого уровня надежности электроснабжения // Методические вопросы исследования надежности больших систем энергетики. Вып. 49.- СПб, 1997. - С. 93-103.

Поступила 22.03.2004

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.