Научная статья на тему 'Современные концепции повышения экономической безопасности энергетики региона'

Современные концепции повышения экономической безопасности энергетики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
587
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭНЕРГЕТИКА / ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волченко Сергей Григорьевич

Рассмотрены проблемы экономической безопасности энергетики Ставропольского края. Представлена стратегия развития топливно-энергетического комплекса Ставропольского края на период до 2020 года. Перечислены реально существующие угрозы экономической безопасности энергетики региона. Предложены тактические мероприятия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Волченко Сергей Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article highlights the problem of economic security of energy of the Stavropol Territory. We consider the development strategy of fuel and energy complex of the Stavropol Territory in 2020. Listed existential threat of economic security of energy in the region. Proposed tactical activities

Текст научной работы на тему «Современные концепции повышения экономической безопасности энергетики региона»

4

УДК 330.322.12

Волченко С. Г.

Современные концепции повышения

экономической безопасности энергетики региона

Финансовый кризис, охвативший мировую экономику со второй половины 2008 года, отрицательно сказался и на электроэнергетической отрасли. Во время кризиса такие проблемы, как снижение энергопотребления во всех сферах экономики, угроза роста инфляции, социальная напряженность, неплатежи потребителей за энергоносители, негативно повлияли на прибыли и функционирование энергетических компаний. Кроме этого у новых компаний, созданных в результате реорганизации РАО ЕЭС, существуют обязательства по выполнению инвестиционных программ, которые требуют значительных финансовых ресурсов. Замораживание многих начатых и отсрочка на годы реализации большинства заявленных инвестиционных проектов грозит сдерживанием посткризисного восстановления экономики страны.

Анализ сложившейся ситуации в топливно-энергетическом комплексе свидетельствует, что существующие угрозы носят уже вполне реальный характер. Диспропорции в топливо- и энергообеспечении отдельных регионов России становятся «хронической болезнью», что реально угрожает энергетической безопасности регионов. Проблема усугубляется географией размещения запасов первичных энергоресурсов, производства нефтепродуктов и электроэнергии по регионам страны, недостаточностью пропускной способности линий электропередач, связывающих Дальний Восток, Сибирь и европейскую часть страны.

Таким образом, актуальны сегодня разработка и реализация концепций экономической безопасности электроэнергетики России в целом и ее регионов, вариантов стратегии модернизации генерирующей электроэнергетики, энергосберегающих программ и технологий.

Согласно российскому законодательству безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз [1]. Очень многие факторы экономической безопас-

ности тесно связаны с состоянием развития энергетики как базовой отрасли любой современной экономики. Энергетическая безопасность - понятие не только самой энергетики, но и экономики, общества, государства в целом. Она имеет более общий смысл, чем, например, понятия «надежность» и «живучесть» систем энергетики и энергоснабжения. Личность, общество и государство не могут существовать не развиваясь. Если процесс их развития не обеспечен повышением энергетической безопасности, то он будет сопровождаться увеличением различного рода рисков.

Для того чтобы проанализировать содержание связи экономической безопасности и электроэнергетической отрасли, необходимо в содержании термина «энергетика» видеть сложную совокупность процессов преобразования и передачи энергии от источников получения природных энергетических ресурсов до приемников энергии включительно, т. е. процессов производства, переработки, преобразования, транспортировки, распределения и потребления энергии.

В соответствии с этим энергетика в общем понимании может быть представлена двумя составляющими: сферой энергоснабжения (топливно-энергетический комплекс - ТЭК), реализующей в масштабах страны или региона функции получения и доставки энергии потребителю, и сферой энергопотребления (СЭП), реализующей функцию использования энергии.

Таким образом, подход к электроэнергетике с позиций безопасности указывает на ограниченность характеристики энергетики только по параметрам оборудования. При решении широкого круга задач энергетической и экономической безопасности выявляется растущая роль энергосбережения в повышении безопасности личности, общества и государства. Удовлетворять современным требованиям безопасности электроэнергетика может, если в своем развитии будет опираться на методологию, основанную на комплексном подходе, объединяющем технические, энергетические, экономические и социальные

^ЖауЧНО-ТеХНИЧе£КИеВеДОМО£ТИ.СПбГПУ.1..2210.ЭКОНОМИЧе£КИе«НаУКИ

параметры, содержащие в себе возможность нахождения приемлемых решений такой многофакторной задачи.

По производству электроэнергии Ставропольский край занимает вторую позицию в ЮФО (рис. 1) и является энергоизбыточным регионом, способным развивать даже энергоемкие виды экономической деятельности: установленная мощность генерации - 4200 МВт, максимальная выработка - 27 млрд кВт • ч электрической энергии в год.

Объем производства электрической энергии определяется спросом федерального оптового рынка и регулируется системным оператором. Ежегодный объем производства электроэнергии в крае в среднем находится на уровне 17 млрд кВт • ч. При этом объем ее потребления в 2008 году составил 8,77 млрд кВт • ч.

Основу энергетического комплекса составляют фонды, созданные в СССР: Ставропольская и Невинномысская ГРЭС, Каскад Кубанских ГЭС, Лермонтовская и Кисловодская ТЭЦ, электросетевые предприятия - МЭС Юга и «Ставро-польэнерго», вошедшие в качестве филиалов в ОАО «ФСК ЕЭС России» и ОАО «МРСК Северного Кавказа», а также филиалы ОАО «СО ОЭС» - ОДУ Юга и «РДУ Северного Кавказа».

В промышленном производстве доля электроэнергетики в среднем составляет 28 %. В последнем периоде произведено продукции на сумму 33,2 млрд р. Бюджетной системой Россий

ской Федерации получено налоговых выплат в размере 3,9 млрд р., или 11 % всех сборов по краю.

В соответствии со Стратегией развития топливно-энергетического комплекса Ставропольского края на период до 2020 года мы можем выделить и рассмотреть три этапа реализации тактических задач стратегического развития.

Этап 1 (2009-2011 гг.). Создание и развитие условий для организации новых производств и технического перевооружения существующих. Разработка пилотных проектов развития энергетического производства и услуг.

Примечательно, что в настоящее время на Невинномысской ГРЭС уже идут работы по строительству нового энергоблока на основе парогазовой установки мощностью 410 МВт (ПГУ-410). В результате снизится удельный расход топлива, за счет снижения выбросов парниковых газов значительно уменьшится экологическая нагрузка электростанции на окружающую среду. Аналогичная работа проводится на других энергопредприятиях - Лермонтовской и Кисло-водской ТЭЦ. Здесь также планируется до 2012 года строительство новых энергоблоков с использованием парогазовых и газопоршневых установок.

Растущий спрос на электроэнергию требует синхронного развития энергетической инфраструктуры. В крае имеются территории, где уже в настоящее время есть ограничения по техноло-

Рис. 1. Производство электроэнергии в ЮФО 1 - Республика Дагестан; 2 - Кабардино-Балкарская республика; 3 - Карачаево-Черкесская Республика; 4 - Республика Северная Осетия; 5 - Краснодарский край; 6 - Ставропольский край; 7 - Астраханская область; 8 - Волгоградская область; 9 - Ростовская область

гическому присоединению потребителей к электрическим сетям. В первую очередь к ним относятся г. Ставрополь и регион Кавказских Минеральных Вод (КМВ). В этой связи в г. Ставрополе начато строительство новой электроподстанции «Центральная» на 110 кВ и мощностью 80 МВт. Ее строительство должно быть завершено в 2010 году. В период до 2015 года в регионе КМВ намечено строительство электроподстанции на 330 кВ и высоковольтных линий электропередачи, реконструкция действующих подстанций на 110 кВ.

В соответствии с Энергетической стратегией России до 2020 года [3] одним из приоритетных направлений развития электроэнергетики края должно быть активное использование возобновляемых источников энергии. Среди перспективных направлений обозначены: геотермальная и солнечная энергия, энергия биомассы, а также энергия малых рек и водотоков.

В плане значительного увеличения эффективности использования гидроресурсов в филиале ОАО «РусГидро»-Каскад Кубанских ГЭС ведется строительство Егорлыкской ГЭС-2 мощностью 14,2 МВт. Ввод ее в эксплуатацию запланирован в 2010 году.

В крае имеется возможность строительства малых ГЭС на водотоках. На основании проведенных исследований определена дюжина мест, где возможно строительство электростанций общей мощностью около 50 МВт. В настоящее время разработан бизнес-план пилотного демонстрационного проекта «Комплексное использование геотермальных ресурсов Казьминского месторождения». Реализация этого проекта позволит вырабатывать 4 МВт установленной электрической мощности и производить до 300 тыс. Гкал тепловой энергии для бальнеологических целей и сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В Ставропольском крае солнечные установки практически не используются. Вместе с тем среди других регионов России Ставропольский край располагает вполне благоприятными условиями для широкого их применения. Для строительства на Кавказских Минеральных Водах солнечных установок круглогодичного использования установленной тепловой мощностью 5 МВт со сроком эксплуатации более 25 лет потребуется порядка 325 млн р.

Большой практический интерес в условиях Ставропольского края представляет применение

фотоэлектрических преобразователей (ФЭП), обеспечивающих прямое преобразование энергии солнечного излучения в электроэнергию. В этих целях планируется строительство Кисло-водской солнечной станции установленной мощностью 1,5 МВт, ориентировочная стоимость проекта 1,5 млрд р.

Этап 2 (2012-2015 гг.). Продолжение технологического обновления массовых производств на базе новых энерго- и ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий.

В этот период на Ставропольской ГРЭС планируется строительство двух энергоблоков на базе современных парогазовых установок мощностью 400 МВт каждый, что позволит вывести из эксплуатации физически изношенное и морально устаревшее оборудование. На Невинно-мысской ГРЭС планируется замена ПГУ-170 и выработавших ресурсы энергоблоков.

В филиале ОАО «РусГидро »-Каскад Кубанских ГЭС в период до 2015 года будут проводиться работы по реконструкции и увеличению генерирующих мощностей пяти гидроэлектростанций.

Этап 3 (2016-2020 гг.). Расширение производства электроэнергии на альтернативных и возобновляемых источниках, внедрение новых ресурсосберегающих, био- и нанотехнологий.

Развитие энергетического комплекса в целом предполагает рост производительности труда в четыре раза и снижение удельного веса затрат энергоресурсов на единицу ВРП до 50 % к действующему уровню.

Решение тактических задач предполагается осуществить выполнением следующего ряда мероприятий как на краевом, так и на федеральном уровне [3]:

реализовать на краевом уровне программы развития энергоснабжающих (сетевых) организаций по реконструкции, строительству и увеличению мощности сетей и подстанций, объектов газотранспортной системы;

расширить производство электроэнергии на основе альтернативных возобновляемых источников;

привлечь средства федерального бюджета на реализацию потенциала энергосбережения в рамках разрабатываемой ФЦП «Повышение эффективности энергопотребления в РФ» на период до 2015 года;

проработать механизм стимулирования производителей и поставщиков энергоресурсов при внедрении технологических процессов и оборудования, сберегающих энергоресурсы и развивающих возобновляемые источники энергии;

разработать и реализовать краевую целевую программу «Развитие малой энергетики в Ставропольском крае на период 2009-2020 гг.»;

повысить инвестиционную привлекательность за счет перехода к установлению тарифов методом доходности инвестированного капитала;

привлечь средства федерального уровня для финансовой поддержки «энергетических инноваций» и рационального использования природного газа;

ликвидировать перекрестное субсидирование в электроэнергетике между населением и прочими потребителями.

К сожалению, некоторые предложенные мероприятия и разработанные программы носят декларативный характер и не реализуются на практике. Это обусловлено тем, что не все реальные угрозы экономической безопасности были учтены при составлении программ. В то же время угрозы существуют, растут и требуют незамедлительных действий по устранению.

Износ оборудования и электросетей в среднем по краю уже достиг уровня 75-80 %. Выделяемых инвестиций на необходимую модернизацию и техническое перевооружение недостаточно. В г. Ставрополь и на Кавказских Минеральных водах настолько остро ощущается дефицит так называемой трансформаторной мощности, что вследствие этого уже нередкими стали масштабные веерные отключения потребителей. Имеющиеся подстанции просто «не тянут» увеличивающуюся с каждым годом нагрузку. И при таких объемах потребления электроэнергии через 3-5 лет ряд энергопредприятий просто перестанет работать. Во всей энергосистеме края в период до 2020 года необходимо провести реконструкцию действующих электрических подстанций и линий электропередачи напряжением 10-110 кВ, физический износ которых в настоящее время составляет около 60 %.

К основным угрозам экономической безопасности энергетики Ставропольского края также следует отнести аварийность оборудования, постоянное подорожание энергоресурсов, увеличение тарифов, низкий уровень квалификации

персонала. Источников генерации электрической энергии в малых городах и небольших населенных пунктах региона нет, вследствие чего ее приходится транспортировать на большие расстояния от мест ее производства (которые в основном сосредоточены в центре края), на что затрачивается немало средств. В результате отдаленные населенные пункты и районные центры испытывают сезонную и пиковую нехватку электроэнергии. Кроме того, нефтегазовые месторождения Ставропольского края разрабатываются уже более 50 лет и на данный момент являются низкодебетовыми, поэтому регион испытывает нехватку собственных энергоресурсов.

Кроме того, следует отметить определенное несовершенство разработанных и принятых стратегий развития Ставропольского края, в которых практически не рассматриваются вопросы энергосбережения и энергоэффективности. Энергоснабжающие организации, которые часто являются естественными монополиями и не испытывают давления конкуренции, без воздействия власти могут быть полностью безразличны к вопросам повышения энергоэффективности и даже наоборот - быть заинтересованы в максимальном расходовании энергоресурсов потребителями, формируя базу для своей прибыли. Возникает необходимость нейтрализовать зависимость дохода производителей от абсолютного объема продаж. Например, этого можно достичь проведением грамотной тарифной политики.

Энергорасточительность свойственна всем российским населенным пунктам. Она превратилась в проблему еще на этапе создания коммунальной инфраструктуры. Из всех участников реально организовать процесс энергосбережения может только власть. Потребители не объединены, а энергоснабжающие организации как продавцы не годятся для этого по определению. Власть имеет множество способов воздействия как на потребителей, так и на продавцов энергии (см. рис. 2). Она формулирует правила, ограничения и набор возможных стимулов для использования в региональных программах энергосбережения.

Постоянно повторяющиеся управляющие воздействия не приводят к заметным улучшениям. Проблема может быть решена, если будет локализована территориально, всесторонне изучена во взаимосвязи с внешней средой, установ-

с

Методы экономического стимулирования

3

Прямое управление в бюджетных организациях, включая требования Л к закупкам и нормативы потребления }

Ограничение размера бюджетных субсидий нормой Л энергопотребления

Методы воздействия на потребителей

С

С

т

Особые условия конкурсов

Регулирование условий подключения инвестиционных контрактов

л

Широкая пропаганда и обучение

3

)

Введение обязательных требований к объектам энергопотребления и организация контроля их соблюдения

Антимонопольные методы

3

Разработка и организация осуществления программ развития и схем энергоснабжения

Методы воздействия на

энергоснабжаю щие организации

Согласование и контроль производственных и инвестиционных программ

Участие в управлении через собственность

Ценовые методы

Создание рынков высвобожденной мощности

Нетарифное регулирование естественных монополий

Применение разнообразных методов административного воздействия

Координация действий участников процесса Л

энергоснабжения

3 3

Рис. 2. Методы воздействия власти на потребителей и энергоснабжающие организации

лены причины ее возникновения и подпитывающие ресурсы, определены цели и выработаны рекомендации по их достижению.

К приоритетным задачам в обеспечении экономической безопасности электроэнергетики России [3] на сегодняшний день относятся:

опережающее развитие электроэнергетической отрасли, создание в ней оптимальной, экономически обоснованной структуры генерирующих мощностей и электросетевых объектов с целью надежного обеспечения потребителей страны электроэнергией и теплом;

^Жаучно-техиические^едомости^ПбГПУ^'^О^О.Экономические^ауки

диверсификация топливного баланса электроэнергетики за счет максимально возможного использования потенциала развития атомной, гидро- и угольной генерации и соответственного уменьшения доли газовой генерации в топливном балансе отрасли;

создание сетевой инфраструктуры, обеспечивающей полноценное участие энергокомпаний в рынке электроэнергии и мощности, усиление межсистемных связей для надежного обмена электроэнергией и мощностью между регионами России и реализации системных эффектов, развитие экспорта электрической энергии;

минимизация удельных расходов топлива на производство электроэнергии и тепла за счет

внедрения передовых технологий и современного высокоэкономичного оборудования;

выполнение экологических нормативов в соответствии с принятыми международными обязательствами и национальными стандартами;

сохранение и развитие кадрового потенциала электроэнергетики, поддержание и развитие системы высшего и средне-специального образования как необходимого условия реализации технической политики.

Решение поставленных задач позволит максимально приблизиться к желаемому уровню экономической безопасности предприятий электроэнергетики соответствующего региона.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Закон РФ «О безопасности» от 05.03.1992 г. № 2446-1 (с изм. от 25 декабря 1992 г., 24 декабря 1993 г., 25 июля 2002 г.).

2. Официальный сайт Министерства экономическо-

го развития Ставропольского края. URL: http://www. stavinvest.ru

3. Официальный сайт Института энергетической стратегии. URL: http://www.energystrategy.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.