Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ РАЗВИТИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДВИЖЕНИЯ «АБИЛИМПИКС» КАК КОМПОНЕНТА СИСТЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ РАЗВИТИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДВИЖЕНИЯ «АБИЛИМПИКС» КАК КОМПОНЕНТА СИСТЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ «АБИЛИМПИКС» / СИСТЕМА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОГРАММЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО НАПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ «АБИЛИМПИКС»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грибанов Игорь Николаевич

В статье раскрываются концептуальные подходы развития в Российской Федерации движения «Абилимпикс» как компонента системы инклюзивного образования. Представлены и систематизированы целевые приоритеты, основные направления движения, его структура, функции и механизмы, обеспечивающие эффективную профессиональную ориентацию и мотивацию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к получению профессионального образования и социокультурной инклюзии в обществе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грибанов Игорь Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ РАЗВИТИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДВИЖЕНИЯ «АБИЛИМПИКС» КАК КОМПОНЕНТА СИСТЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 376.2

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ РАЗВИТИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДВИЖЕНИЯ «АБИЛИМПИКС» КАК КОМПОНЕНТА СИСТЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Грибанов И.Н.

ФГБОУ «Институт развития профессионального образования»

(г. Москва, Россия)

Аннотация. В статье раскрываются концептуальные подходы развития в Российской Федерации движения «Абилимпикс» как компонента системы инклюзивного образования. Представлены и систематизированы целевые приоритеты, основные направления движения, его структура, функции и механизмы, обеспечивающие эффективную профессиональную ориентацию и мотивацию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к получению профессионального образования и социокультурной инклюзии в обществе.

Ключевые слова: основные направления движения «Абилимпикс», система инклюзивного образования, программы профориентационного направления движения «Абилимпикс».

Движение «Абилимпикс» имеет особенную социально-педагогическую историю. Кратко охарактеризуем её. Зародилось движение в Японии и получило своё развитие в международном масштабе с 1971 года. В настоящее время в международном движении принимает участие 50 стран мира. Российская Федерация присоединилась к

международному движению «Абилимпикс» в 2015 году.

Конкурсы движения «Абилимпикс» реализуются в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы (повышение конкурентоспособности

профессионального образования)

Национального проекта «Образование» в Российской Федерации.

В 2018 году по поручению Президента России В.В. Путина Правительством Российской Федерации издано распоряжение о ежегодном проведении конкурсов движения «Абилимпикс» в Российской Федерации.

Целевыми приоритетами конкурсов движения «Абилимпикс» в России являются

обеспечение эффективной

профессиональной ориентации и мотивации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) к получению профессионального

образования, социокультурной инклюзии в обществе.

Основными направлениями движения «Абилимпикс» неразрывно связаны с актуальными проблемами и перспективами развития системы инклюзивного образования в Российской Федерации. Реализация основных направлений ориентирована на последовательное достижение целевых приоритетов движения «Абилимпикс».

Организация и проведение конкурсов движения «Абилимпикс», в том числе:

- Национальный чемпионат движения «Абилимпикс».

- Региональные чемпионаты движения «Абилимпикс».

- Межвузовские чемпионаты движения «Абилимпикс».

- Корпоративные чемпионаты движения «Абилимпикс».

и

партнерских межведомственное

международного

- Развитие взаимоотношений взаимодействие.

- Организация сотрудничества.

- Создание и развитие профессиональных сообществ и советов.

- Развитие волонтерского направления.

Развитие профориентационного направления.

Информационное сопровождение движения «Абилимпикс».

Перечисленные выше направления определили структуру движения «Абилимпикс» эффективную для развития инклюзивного образования в Российской Федерации.

Проведение чемпионатов по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ОВЗ движения «Абилимпикс» включено в национальный проект «Образование» в федеральный проект «Молодые профессионалы» (Повышение конкурентоспособности

профессионального образования)».

Конкурсы движения «Абилимпикс» стали частью платформы «Россия страна возможностей» [5].

На федеральном уровне структура представлена организационным комитетом под председательством Министра просвещения Российской Федерации Сергея Сергеевича Кравцова. В состав оргкомитета конкурсов движения «Абилимпикс» входят

представители:_Министерства науки и

высшего образования Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации, представителей Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов, Государственной Думы и Совета Федераций, вузов, представителей

реального сектора экономики и всероссийских обществ инвалидов.

Оператором движения является Национальный центр «Абилимпикс», созданный на базе ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования» [4].

На региональном уровне в 85 субъектах Российской Федерации созданы региональные организационные комитеты под руководством заместителей

губернаторов, председателей или заместителей председателей Правительства, руководителей или заместителей руководителей профилирующих

Министерств.

Так же в 85 субъектах Российской Федерации действуют региональные центры развития движения «Абилимпикс», которые координируют организацию и проведение региональных конкурсов движения «Абилимпикс». В 72 субъектах Российской Федерации созданы региональные центры обучения экспертов -уполномоченные образовательные

организации, которые проводят обучение региональных экспертов конкурсов движения «Абилимпикс».

В настоящее время динамика обучения экспертов движения растёт. Так, в 2018 году прошли обучение - 6972 эксперта; в 2019 году - 8458 экспертов, в 2020 году - 15430 региональных экспертов в 85 субъектах Российской Федерации.

В соответствии с концепцией развития движения «Абилимпикс» созданы 77 советов по компетенциям, которые сформированы из числа представителей федеральных учебно-методических

объединений, ресурсных учебно-методических центров, образовательных организаций, советов по профессиональным квалификациям. Основная цель

деятельности советов по компетенциям -разработка конкурсных заданий и определение требований к квалификации экспертов, осуществляющих судейство по конкретной компетенции.

Благодаря созданию советов по компетенциям удалось расширить перечень компетенций участников национальных конкурсов движения «Абилимпикс». В 2015 году конкурсы движения проводились по 30 компетенциям, в 2016 - по 48, в 2017 - по 67, в 2018 - по 57 компетенциям, в 2019 - по 62 компетенциям, в 2020 - по 77 компетенциям. В соревнованиях движения «Абилимпикс» принимают участие представители всех субъектов Российской Федерации.

Ежегодно растет общее количество компетенций, по которым проводятся региональные конкурсы движения «Абилимпикс». В 2015 году соревнования проводились по 29 компетенциям, то в 2020 году соревнования проводились уже по 111 компетенциям, что в 4 раза больше по сравнению с 2015 годом.

К участию в конкурсах движения «Абилимпикс» допускаются граждане Российской Федерации с инвалидностью и/или ОВЗ в возрасте от 14 лет в следующих категориях:

- «школьники» - физические лица с инвалидностью (дети-инвалиды) и/или ОВЗ, осваивающие образовательные программы основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы в возрасте от 14 лет;

- «студенты» - физические лица с инвалидностью и/или ОВЗ, обучающиеся по программам профессионального обучения, среднего профессионального и высшего образования;

- «специалисты» - физические лица с инвалидностью, в том числе выпускники образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, трудоустроенные или нуждающиеся в трудоустройстве.

Межвузовский чемпионат движения «Абилимпикс» представляет собой систему конкурсов среди обучающихся с инвалидностью или ОВЗ образовательных организаций высшего образования.

В свою очередь, Корпоративный чемпионат движения «Абилимпикс» является конкурсом среди работников с инвалидностью предприятий и организаций различных форм собственности.

По итогам проведения

Межвузовского и Корпоративных чемпионатов движения «Абилимпикс» участники соревновательной программы, показавшие первый, второй и третий результаты, награждаются соответственно «золотыми», «серебряными» и

«бронзовыми» медалями по каждой компетенции и категории участников и приравниваются к победителям конкурсов движения «Абилимпикс».

Победителю Национального

чемпионата движения «Абилимпикс» выдается сертификат, предоставляющий ему право на компенсацию расходов, связанных с получением дополнительного профессионального образования или приобретением специализированных

технических средств реабилитации, необходимых для осуществления профессиональной (трудовой) деятельности (при наличии соответствующего

финансирования).

Значительную роль для

эффективности системы инклюзивного образования играет механизм развития партнерских взаимоотношений и межведомственное взаимодействие при организации системы конкурсов движения «Абилимпикс».

С целью развития партнерских отношений и межведомственного взаимодействия создаются

координационные советы партнеров движения «Абилимпикс» и региональные координационные советы партнеров. Поясним их задачи: - выработка механизмов привлечения работодателей к реализации

образовательных программ среднего профессионального образования,

соответствующих дополнительных

профессиональных программ и основных

программ профессионального обучения для инвалидов и лиц с ОВЗ;

- развитие содействию трудоустройства выпускников из числа инвалидов и лиц с ОВЗ, в том числе первичному, и повышение престижа рабочих профессий у выпускников образовательных организации из числа инвалидов и лиц с ОВЗ, реализующих образовательные программы профессионального образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, основные программы профессионального обучения;

- обобщение и распространение лучших практик по обеспечению занятости инвалидов и лиц с ОВЗ;

- взаимодействие предприятий и организаций с Минпросвещения России, Минобрнауки России, Минтрудом России, Минпромторгом России по вопросам трудоустройства и занятости, обеспечением их техническими реабилитационными средствами;

- содействие формированию соревновательных компетенций конкурсов «Абилимпикс» с учетом рекомендаций работодателей и востребованности рынка труда;

- содействие в организации стажировок и производственных практик для участников конкурсов «Абилимпикс»;

- организация межведомственного взаимодействия с целью содействия трудоустройству и занятости людей с инвалидностью.

Региональный координационный совет партнеров совместно с региональным центром «Абилимпикс»:

- участвует в профессиональном развитии и трудоустройстве, включая организацию стажировок участников и победителей регионального чемпионата в субъекте Российской Федерации;

- осуществляет взаимодействие с базовыми профессиональными образовательными организациями и ресурсными учебно-методическими

центрами

в части организации сопровождаемого трудоустройства участников

«Абилимпикс».

Следующее направление движения «Абилимпикс» раскрывает формы организации международного

сотрудничества и включает в себя:

- обмены опытом представителей разных стран движения по вопросам инклюзивного образования;

- сбор и внедрение лучших международных практик в систему инклюзивного образования;

- организация сотрудничества с государствами-членами СНГ, в части вступления стран в международное движение «Абилимпикс»;

- увеличения количества участников и экспертов зарубежных государств

в конкурсах «Абилимпикс»;

- организация участия членов Национальной сборной «Абилимпикс» в международных конкурсах «Абилимпикс» и национальных чемпионатов зарубежных государств.

В целях экспертно-

консультационного сопровождения,

регионального развития и

межведомственного взаимодействия в рамках движения «Абилимпикс» создаются следующие профессиональные сообщества и советы:

- Экспертный совет движения. Задачами создания и деятельности экспертного совета движения являются: формирование экспертного сообщества специалистов из числа экспертов конкурсов движения «Абилимпикс», тренеров, международных судей, специалистов сопровождения, способствующих достижению основных направлений движения, в части развития системы инклюзивного образования, совершенствования содержания конкурсных заданий, развития новых компетенций, востребованных на рынке

труда, модернизации оснащения рабочих мест по профессиям и специальностям для инвалидов и лиц с ОВЗ различных нозологий, совершенствования технологий и методик обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, внедрения лучших международных практик в систему профессионального образования и профессионального обучения,

совершенствования подходов к

формированию условий доступности объектов и услуг для инвалидов и лиц с ОВЗ. Деятельность экспертного совета движения регламентируется отдельным Положением.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Совет по региональному развитию движения. Задачами создания и деятельности совета по региональному развитию движения являются: организация межрегионального взаимодействия, разработка рекомендаций по основным направлениям развития движения «Абилимпикс» в субъектах Российской Федерации, обмен опытом и тиражирование лучших практик региональной работы.

- Рабочая группа по инклюзивному образованию и развитию движения «Абилимпикс». Задачами деятельности являются: содействие в разработке нормативно-правовых документов по развитию инклюзивного образования и развития движения «Абилимпикс», обмен опытом реализации проектов в сфере инклюзивного образования и конкурсов «Абилимпикс», организация межведомственного взаимодействия на федеральном уровне.

Целью развития волонтерского направления движения «Абилимпикс» является развитие инклюзивного добровольчества, как эффективного способа объединения усилий и ресурсов общества, вовлечение некоммерческих общественных организаций в решение социальных задач:

- организация обучения волонтеров основам взаимодействия с инвалидами и людьми с ОВЗ;

- сопровождение проведения конкурсов «Абилимпикс» и других

мероприятий, в которых принимают участие люди с инвалидностью и ОВЗ;

- организация обмена опытом по вопросам распространения лучших практик развития инклюзивного добровольчества в России;

- поддержка добровольческих (волонтерских) инициатив людей с ОВЗ, включая привлечение, отбор и обучение таких волонтеров с учетом различной степени ограничений их возможностей здоровья;

- расширение масштабов межсекторного взаимодействия в сфере добровольчества (волонтерства), включая взаимодействие добровольческих (волонтерских) организаций с другими организациями некоммерческого сектора, бизнесом, органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, средствами массовой информации, международными, религиозными и другими заинтересованными организациями;

- поддержка деятельности уже существующих волонтерских центров «Абилимпикс» и создание условий для формирования сети волонтерских центров «Абилимпикс»;

- развитие инфраструктуры методической, информационной, консультационной, образовательной и ресурсной поддержки инклюзивной волонтерской деятельности.

Развитие профориентационного направления движения «Абилимпикс» обеспечивается следующими программами:

- программы профориентации для детей-инвалидов и детей с ОВЗ;

- программы организации авторских мастер-классов, профориентационных проб, профориентационных встреч с профессионалами из числа участников движения «Абилимпикс».

- организация сотрудничества Национального центра с операторами

проектов «Билет в будущее», «Шоу профессий»;

- организация профориентационных, образовательных программ для

победителей/призеров/участников конкурсов «Абилимпикс» во Всероссийских и Международном детских центрах (ВДЦ «Смена», ВДЦ «Орлёнок», ВДЦ «Океан», МДЦ «Артек»).

В целях информационного сопровождения движения «Абилимпикс» Национальным центром «Абилимпикс» разрабатывается и реализуется годовой медиаплан, включающий перечень собственных мероприятий движения и мероприятий партнеров движения.

Центрами развития движения субъектов Российской Федерации разрабатывается и реализуется

региональный медиаплан, развиваются официальные аккаунты в социальных сетях;

На федеральном уровне формируется перечень медийных лиц для популяризации движения (привлечение известных личностей/медийных лиц с инвалидностью и ОВЗ из различных сфер деятельности в качестве послов движения) как на федеральном, так и региональном уровнях.

Движение «Абилимпикс»

значительно расширяет ресурсы и возможности инклюзивного образования в решении интегрированной проблемы социальной и педагогической инклюзии.

Библиографический список

1. Алексеевских Д.Ю., Бикбулатова А.А., Макеева Д.Р., Нуртдинова З.Н.,

Паленной В.А., Степанов С.И., Шмилович А.Л. Методические рекомендации по развитию сети волонтерских центров инклюзивного добровольчества. - Москва, 2018.

2. Гальчич, М.А., Бикбулатова, А.А., Макеева, Д.Р., Карцев, М.В., Дейко, И.А., Поняшова, A.C., Паршин, Г.Н., Козырь, A.A., Карплюк, A.B., Ерофеева, Н.В., Хомяк, Л.Н., Храмов, С.В. Программный комплекс по сопровождению чемпионатов по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» с применением вэб-технологий // Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ RU 2018664641, 20.11.2018. Заявка № 2018619117 от 27.08.2018.

3. Макеева Д.Р., Бикбулатова A.A. Об изменении стереотипов в подготовке обучающихся с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья в России // Инклюзивное образование: непрерывность и преемственность: материалы V Международной научно-практической конференции; под редакцией С.В. Aлехина. -Москва, 2019. -С. 402-407.

4. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития профессионального образования»: офиц. сайт. -Москва-URL: https://firpo.ru/

5. Россия - страна возможностей: офиц. сайт. - Москва. - URL: https://rsv.ru/

Грибанов Игорь Николаевич, проректор, руководитель национального центра «Абилимпикс», ФГБОУ «Институт развития профессионального образования» (Россия, г. Москва).

е-mail: sekreteva.l@gmail.com

Дата поступления статьи: 02.09.2021

© Грибанов И.Н., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.