Научная статья на тему 'Концептуальные подходы определения категории «Национальная безопасность»'

Концептуальные подходы определения категории «Национальная безопасность» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7140
590
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ПРЕДМЕТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / СМЕШАННЫЙ ПОДХОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / СИСТЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫМ ПОДХОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ПАРАМЕТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ИНТЕГРАЦИОННОГО ПОДХОДА ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / SAFETY / NATIONAL SECURITY / ECONOMIC SAFETY / OBJECT-ORIENTED APPROACH OF DEFINITION OF NATIONAL SECURITY / ECONOMIC NATIONAL SECURITY / INTEGRATION APPROACH OF DEFINITION OF NATIONAL SECURITY / SUBJECT-ORIENTED APPROACH OF DEFINITION OF THE NATIONAL SECURITY / THE MIXED APPROACH OF DEFINITION OF NATIONAL SECURITY / SYSTEM FOCUSED APPROACH OF DEFINITION OF NATIONAL SECURITY / PARAMETRICAL APPROACH OF DEFINITION OF NATIONAL SECURITY / POLITOLOGICAL APPROACH OF DEFINITION OF NATIONAL SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кийко Михаил Юрьевич

Изучены основные научные и методологические подходы к определению категорий «безопасность», «национальная безопасность». Проведена систематизация научных подходов к определению сущности категория безопасность, сформулированная концепция определения сущности категории «экономической безопасности» страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL APPROACHES OF DEFINITION OF THE CATEGORY «NATIONAL SECURITY»

The main scientific and methodological approaches to definition of the categories «safety», «national security» are studied. Systematization of scientific approaches to essence definition category the safety, the formulated concept of definition of essence of category of «economic safety» the countries is carried out.

Текст научной работы на тему «Концептуальные подходы определения категории «Национальная безопасность»»

КИЙКО М. Ю.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАТЕГОРИИ «НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

Изучены основные научные и методологические подходы к определению категорий «безопасность», «национальная безопасность». Проведена систематизация научных подходов к определению сущности категория безопасность, сформулированная концепция определения сущности категории «экономической безопасности» страны.

KIYKOM. т.

CONCEPTUAL APPROACHES OF DEFINITION OF THE CATEGORY

«NATIONAL SECURITY»

The main scientific and methodological approaches to definition of the categories «safety», «national security» are studied. Systematization of scientific approaches to essence definition category the safety, the formulated concept of definition of essence of category of «economic safety» the countries is carried out.

Ключевые слова: безопасность, национальная безопасность, экономическая безопасность, объектно-ориентированный подход определения национальной безопасности, предметно-ориентированный подход определения национальной безопасности, смешанный подход определения национальной безопасности, системно-ориентированным подход определения национальной безопасности, параметрический подход определения национальной безопасности, экономическая национальная безопасность, политологический подход определения национальной безопасности, интеграционного подхода определения национальной безопасности.

Keywords: safety, national security, economic safety, object-oriented approach of definition of national security, subject-oriented approach of definition of the national security, the mixed approach of definition of national security, system focused approach of definition of national security, parametrical approach of definition of national security, economic national security, politological approach of definition of national security, integration approach of definition of national security.

Введение. В современных условиях среди общесистемных понятий особое значение приобретают «безопасность» и «национальная безопасность», что связано с объективным усложнением и растущей динамикой геополитических, социально-экономических, научно-технических явлений и процессов, информатизацией общества, глобализацией мирохозяйственных связей и финансовых отношений. Указанными процессами обусловлено появление новых и трансформация уже существующих рисков и угроз, представляющих опасность для жизнедеятельности общества и государства. При

этом следует учитывать, что в настоящее время стремление каждого отдельного государства защитить собственные национальные интересы и территориальную целостность реализуется в условиях развития процессов интернационализации и глобализации, функционирования различных наднациональных структур, которые, тем не менее, не отменяют принципы национального суверенитета. В связи с этим современные проблемы защиты государства и его граждан, безопасного устойчивого развития всех сфер общественной жизни в условиях высокой турбулентности внешней среды приобретают новое наполнение, требуют совершенствования подходов к своему решению и актуализируют комплексное исследование качественных изменений содержания категории «национальная безопасность» не только с точки зрения политологии, социологии, но и экономической науки.

Обычно безопасность государства в смысле его защиты и защищенности от различных угроз выражается через дефиницию «национальная безопасность».

Принято считать, что первое упоминание этого термина относится к 1904 году, когда в своем послании Конгрессу президент США Т. Рузвельт обосновал установление полного контроля над зоной Панамского канала интересами национальной безопасности США, хотя в действительности введение данного термина в оборот в его нынешнем понимании произошло на тридцать лет позднее. В 1934 г. в послании американского президента Ф.Д. Рузвельта о проблемах обеспечения безопасности в политической, военной и экономической сферах в разгар Великой депрессии было использовано словосочетание «national economic security» (национальная экономическая безопасность). С созданием в 1947 году в США Совета Национальной Безопасности в соответствии с законом «О национальной безопасности» национальная безопасность ставится во главу угла в области внутренней, внешней и военной политики страны, при этом практически все важнейшие вопросы внешней политики и внутренней жизни решаются Советом Национальной Безопасности США.

В Советском Союзе национальная безопасность отождествлялась с обороноспособностью, поддержание и наращивание которой являлись одной из приоритетных задач партии и правительства.

В современной России проблемы национальной безопасности, прежде всего экономической безопасности, получили особенно интенсивную разработку в начале 1990-х годов, что объясняется сложными социально-экономическими и политическими условиями в тот период реформ. Именно в эти годы при участии ведущих российских ученых в ходе широких научных дискуссий были сформулированы основные концептуальные положения национальной и экономической безопасности России, закрепленные в ряде за-коно дательных актов1. Эти документы послужили базой для последующей

1 В 1992 г. был принят закон РФ «О безопасности» (далее он действовал до 28.12.2010 г. в редакции Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2288 и Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 116-ФЗ); в 1996 г. Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608 была утверждена Государственная стратегия экономиче-

разработки ныне действующих основополагающих нормативных актов в сфере национальной безопасности.

Основные научные подходы категории «национальная безопасность».В научных исследованиях и публикациях начала 1990-х годов авторы анализировали проблемы национальной безопасности через призму поиска и реализации возможных направлений решения наиболее острых вопросов предотвращения угрозы саморазрушения личности, общества, экономики и государства под воздействием внутренних кризисов; преодоления социально-экономических противоречий путем эволюционных преобразований. Следует учитывать, что проблемы национальной безопасности разрабатывались в то время в условиях выбора модели экономической системы и политического устройства России в том числе и с учетом реалий международной обстановки и необходимости вхождения отечественной экономики в единое мировое экономическое пространство. Представляется особо важным отметить, что возрождение России как крепкого государства, способного обеспечить защиту национальных интересов страны, связывалось, в первую очередь, с выходом экономики из глубочайшего кризиса. На этом акцентировали основное внимание авторы многочисленных исследований по проблемам национальной безопасности тех лет [5, 8, 14, 17, 25]. В частности, Л.И. Абалкин в своей, ставшей программной, статье в 1994 г. отмечал настоятельную необходимость незамедлительного преодоления негативных процессов деиндустриализации экономики, разрушения научно-технического потенциала, которые могут оказаться необратимыми и способными окончательно подорвать безопасность страны [3].

Именно указанные обстоятельства, обусловленные спецификой того исторического периода, определили сохраняющуюся до настоящего времени позицию приоритета экономической безопасности в общей концепции национальной безопасности России, а также первостепенное внимание к внутренним угрозам.

Результатом работы ученых и экспертов в первой половине 1990-х годов стали «Основные положения государственной стратегии в области обеспечения экономической безопасности», принятые Советом Безопасности России в 1995 г., которые отразили понимание национальной и экономической безопасности как способность экономики, государства и общества к противостоянию и отражению угроз, обеспечению социально-экономической и военно-политической стабильности, достойных условий жизни и развития личности [22].

Таким образом, национальная безопасность подразумевает, прежде всего, противостояние угрозам, способность государства к их отражению, обеспечение защиты от них. Данный подход к определению сущности национальной безопасности реализован в законе РФ «О безопасности» и «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». В

ской безопасности; в 1997 году утверждена Концепция национальной безопасности, скорректированная в 2000 г.

законе РФ от 5 марта 1992 года № 2446-1 «О безопасности» под безопасностью понималось состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз [1]. При этом жизненно важные интересы представлены в законе как совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства [1]. Таким образом, национальная безопасность понимается как состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее прогрессивное развитие личности, общества и государства. Данная трактовка национальной безопасности в значительной степени основана на исходном понятии «безопасность», которое буквально означает отсутствие опасности и истолковывается в русском языке как «состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности» [20], или как «отсутствие опасности, сохранность, надежность» [12].

В новом Федеральном законе от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности» определены основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, которые в совокупности обозначены как безопасность, национальная безопасность [2], однако самостоятельно понятие «национальная безопасность» в новом законе «О безопасности» не приводится. Объяснить это можно тем, что указанный закон принимался в развитие и на основании «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537, в тексте которой приведены основные используемые понятия, в том числе «национальная безопасность». Согласно формулировке, содержащейся в «Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г.», «национальная безопасность -это состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства» [26].

При сравнении этих двух нормативных определений национальной безопасности обнаруживаются некоторые смысловые различия. Так, если в формулировке первого закона «О безопасности» акцент делался на защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, то в Стратегии национальной безопасности понимание национальной безопасности связывается, в первую очередь, с фиксацией состояния защищенности от внешних и внутренних угроз, которое распространяется на отдельную личность, общество и государство. Вместе с тем, данное определение раскрывает роль и значение национальной безопасности, которые состоят в том, чтобы обеспечить суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие страны, а также конституционные права, свободы, достойный уровень и качество жизни населения, оборону и

безопасность государства. Подразумевается, что все перечисленное составляет содержание интересов личности, общества и государства, таким образом, делается попытка раскрыть содержание совокупности интересов, лежащих в основе национальной безопасности, хотя ссылка на систему интересов, как таковая, отсутствует.

Однако наличие определений национальной безопасности, нормативно закрепленных в законодательных актах, не снимает вопросов по поводу различных трактовок рассматриваемого понятия в научных и практических работах, что требует дальнейшего совершенствования категорийного аппарата в процессе теоретического исследования сущности и содержания категории «национальная безопасность». Различные подходы к определению национальной безопасности и различные ее дефиниции обусловлены многогранностью данного явления, поэтому понятие «безопасность» рассматривается в современных условиях с самых различных позиций, чем можно объяснить различие формулировок. К тому же следует учитывать, что формирование теоретических основ исследования национальной безопасности далеко от завершения, особенно в плане категорийного статуса национальной безопасности с позиций экономической науки.

Систематизация научных подходов к определению «национальной безопасности». На основе анализа публикаций по проблематике можно выделить с некоторыми оговорками об условности такой систематизации семь наиболее распространенных научных подходов к определению сущности и содержания национальной безопасности (рис. 1).

Ж

Научные подходы к определению сущности национальной безопасности

Г

т

т

Объектно-ориентиров анный

V-

Предметно-ориентированный

-'х-

Параметрический

г

Е

Т

Интеграционный

Смешанный Статисти- Правовой Политологи- Системно-

ческий " ческий ориентированный

4 4 1 4

I

Социологический

Рис. 1 Систематизация научных подходов к определению сущности национальной безопасности

Основанием для рассматриваемой систематизации послужили исходные положения тех или иных теорий, научные методы и инструменты по признаку их преимущественного использования авторами анализируемых публикаций.

В рамках первого подхода, назовем его объектно-ориентированным, национальная безопасность рассматривается как состояние защищенности объектов - общества, государства и личности от внутренних и внешних угроз. Данное определение воспроизводится во многих публикациях по современным проблемам национальной безопасности России1, хотя по смыслу получается, что речь идет преимущественно о физической защищенности каждого из этих объектов.

Второй подход - предметно-ориентированный - основан на признании в качестве главной цели национальной безопасности необходимости защиты интересов всех сторон, связанных с обеспечением безопасности. В данном случае предметом национальной безопасности авторы считают интересы личности, общества и государства, которое гарантирует защищенность этих интересов [5]. По сути, данный подход основан на воспроизведении дефиниции национальной безопасности в соответствии с первым законом РФ «О безопасности» [1].

Однако наиболее распространенным является соединение двух этих подходов, в результате чего национальная безопасность рассматривается одновременно в объектном и предметном аспектах - смешанный подход. При этом безопасность любого объекта подразумевает защищенность жизненно важных интересов именно этого объекта от внешних и внутренних угроз, в связи с чем национальная безопасность в целом представляет систему гарантий защиты жизненно важных интересов государства, общества и личности от внутренних и внешних угроз [18]. В рамках рассматриваемого подхода данное определение распространяется на различные сферы жизнедеятельности общества, например, экономическая безопасность представляет защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в экономической сфере от внутренних и внешних угроз; аналогичным образом определяется информационная, правовая, духовная, экологическая безопасность и т.п. [18]. Однако, использование в данном случае метода аналогий не совсем оправдано, поскольку сфера исследования сущности национальной безопасности сужается до совокупности интересов. Между тем, такое сложное и многогранное понятие, как национальная безопасность, включая отдельные ее виды, должно оцениваться более масштабно, помимо системы интересов необходим учет комплекса системы отношений и связей, различных факторов и т.д.

Несомненный интерес представляет подход к пониманию национальной безопасности, который можно определить как системно-ориентированным и в соответствии с которым национальная безопасность как состояние защищенности общества от внутренних и внешних угроз выступает необходимым свойством социальной системы [4, 7, 10]. Подобный подход объединяет позиции авторов, которые рассматривают национальную безопасность в рамках теории систем как один из параметров устойчивого функционирования системы, наряду с категорий «устойчивость». Устойчи-

1 См., например, [10, 11, 21, 24]

вость отражает прочность и надежность всех элементов и связей внутри системы, ее способность выдерживать внутренние и внешние нагрузки. Безопасность системы отражает состояние объекта в системе его связей с точки зрения способности к выживанию в условиях внутренних и внешних угроз, а также действия непредсказуемых и трудно прогнозируемых факторов (состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз) [4].

Однако при этом авторы игнорируют важное обстоятельство - национальная безопасность является не только значимой характеристикой социальной системы, но и сама выступает в качестве системы, и эта система помимо указанных, общих для всех систем качеств, обладает другими не менее важными свойствами, вскрыть которые позволяет системный подход. Поэтому при исследовании содержания национальной безопасности необходимо использовать системный подход, позволяющий оценить не только связи элементов данной системы, но и представить ее в качестве элемента более сложной системы, что позволит преодолеть ограниченность системно-ориентированного подхода.

Подход ряда авторов к раскрытию содержания национальной безопасности через описание системы параметров, характеризующих данную категорию, в рамках настоящего исследования условно назван параметрическим. В данном подходе можно выделить два направления. Первое направление связано с определением и интерпретацией пороговых или предельно-критических значений ряда показателей, с помощью которых можно охарактеризовать состояние национальной безопасности, как в целом, так и в отдельных сферах [6], поэтому его можно представить как статистический подход. Второе направление базируется на разграничении понятий безопасность государства и общественная безопасность (безопасность общества), которые не только не совпадают, по мнению авторов данного подхода, но и являются в определенном смысле противоположными [19]. Поскольку данный подход разработан в рамках теории государства и права, его можно назвать правовым. Безопасность государства характеризуют такие параметры, как поддержание конституционных общественных отношений; укрепление государственной власти; экономический рост; законность; территориальная целостность и нерушимость границ; все они предопределяют политическую стабильность как интегральный параметр безопасности государства [19]. В противоположность безопасности государства авторы обосновывают наличие общественной или социальной безопасности, как безопасности гражданского общества, которая выражается посредством следующих параметров: социальная справедливость; права граждан и общества в целом во взаимоотношениях с государством; режим законности; экономическое благополучие граждан; демократическое волеизъявление; открытость общества; национальная определенность гражданского общества [19]. В данном случае допускается неоправданное противопоставление государства и общества и такое же необоснованное противопоставление двух групп параметров, которые, по сути, дополняют друг друга, отражая общее состояние национальной безопасно-

сти, как безопасности личности, общества и государства. При этом можно согласиться с суждением авторов, которые отмечают, что государственная безопасность выступает средством, а безопасность общества - целью определения и защиты жизненно важных интересов граждан [19]. Именно в такой системе координат соотношения целей и средств их достижения национальная безопасность действительно является безопасностью личности, общества и государства.

Политологический подход к определению сущности национальной безопасности выражается в трактовке этой категории как политики национальной безопасности, имеющей, по меньшей мере, два значения. Первое из них связано с пониманием термина национальная безопасность в качестве политики государства, направленной на обеспечение его суверенитета и территориальной целостности, а также защиту от внешних и внутренних угроз, прежде всего - от внутренней и внешней агрессии [13, 16]. Но с этой точки зрения национальная безопасность отождествляется с только понятием «оборона государства» и сводится к военной политике. Поэтому более приемлемым представляется понимание национальной безопасности как категории государственной политики, характеризующей концепцию, систему, способы и средства, используемые обществом, правящей элитой и государством для защиты целостности, идентичности и суверенитета своей государственно-геополитической системы и существующего образа жизни, а также обеспечения условий для их нормального функционирования, совершенствования и долгосрочного развития путем ограждения соответствующих национальных интересов как внутри страны, так и в системе международных отношений [23]. С позиций данного подхода в качестве базовой основы при формировании стратегических целей внешнеполитического курса страны, при подготовке и осуществлении соответствующих прикладных внешнеполитических проектов, направленных на решение международных стратегических задач, должна выступать концепция национальной безопасности государства [18]. Данное положение должно быть дополнено и расширено за счет включения не только внешнеполитических, но и внутриполитических задач, решение которых также базируется на концепции национальной безопасности. Такое дополнение является принципиальным, поскольку именно концептуальные положения национальной безопасности должны определять стратегию в области внешней политики, государственного управления, демографической, информационно-культурной и идеологической политики; социально-экономической и военно-политической сферах, а не наоборот, как считает ряд авторов [15].

Все рассмотренные выше научные подходы к определению содержания национальной безопасности находятся в рамках политологических или социологических исследований, хотя их строгое разграничение не всегда возможно в связи с тем, что национальная безопасность - это во многом междисциплинарная категория. Осознавая многоаспектность понятия национальной безопасности, ряд специалистов стремится объединить отдельные теоретические положения в процессе исследования содержания, особенно-

стей, принципов, политики и стратегии формирования национальной безопасности, что делает обоснованным выделение в качестве самостоятельного - интеграционного подхода. В данном направлении следует выделить, прежде всего, работы Сенчагова В.К., который рассматривает национальную безопасность как безопасность общества, а основными отличительными признаками этой категории называет ее общесоциальный и общеисторический характер. Именно эти характеристики определяют, в первую очередь, содержание понятия «безопасность» в каждый конкретный исторический период применительно к конкретному государству.

Сенчагов предлагает три взаимосвязанных определения, раскрывающих содержание термина «безопасность общества» на разных уровнях теоретической конкретизации этого понятия [27]: 1) безопасность означает непротиворечивость системы объективных законов функционирования общества; 2) безопасность отражает стабильность и сбалансированность системы общественных отношений, обеспечивающих единство и взаимную обусловленность системы интересов в обществе; 3) безопасность предполагает устойчивость воспроизводства мотивов позитивного поведения и продуктивного взаимодействия различных социальных общностей в рассматриваемой системе.

На основании этой многоуровневой конструкции формулируется итоговое определение, в котором ключевым становится понятие сбалансированности (а не защищенности) объекта: «безопасность общества - это состояние (включая факторы, условия и механизм обеспечения этого состояния) сбалансированности всех (внутренних и внешних) сторон его бытия, формирующее возможности реализации интересов его текущего и будущего развития» [27]. Таким образом, безопасность представляет не только состояние сбалансированности всех сторон объекта (системы), но и механизм достижения этого состояния, определяющего будущее любых других связанных объектов [27]. Анализируя данное определение, можно принять позицию авторов, которые стремятся отойти от наиболее распространенной трактовки безопасности, как защищенности объекта, и, очевидно, именно поэтому меняют категорию «защищенность» на категорию «сбалансированность». В определении можно проследить особый акцент на системность понятия безопасности общества, и отсюда становится понятным и обоснованным введение категории «сбалансированность», поскольку именно сбалансированность любой системы составляет важнейшую характеристику ее жизнедеятельности. Вместе с тем, такая замена понятий вызывает возражения. Сбалансированность отдельных элементов национальной безопасности как системы не делает ее автоматически защищенной. Не всегда достижение состояния безопасности системы может быть обеспечено только поддержанием сбалансированного состояния ее элементов, бывают ситуации, когда необходимы дополнительные меры защиты, и это положение, как нельзя лучше, применимо к национальной безопасности, как защищенности интересов личности, общества и государства.

Подобный интеграционный подход к раскрытию содержания национальной безопасности представляет попытку механического соединения в одном всеобъемлющем определении объектов и субъектов национальной безопасности, национальных интересов, механизма их реализации во взаимосвязи текущего и перспективного развития, которая не может быть признана удачной.

Заключение. Проведенное аналитическое сопоставление различных научных подходов, сформулированных дефиниций национальной безопасности позволяет констатировать отсутствие в научной среде унифицированного понимания сущности рассматриваемой категории. С одной стороны, это обусловлено тем, что национальная безопасность как многогранное и многофункциональное явление рассматривается с различных научных позиций в рамках политологических, социологических, реже - экономических исследований, отличающихся разными подходами к проблеме. С другой стороны, вполне очевидно, что даже при монодисциплинарном исследовании одновременно отразить в определении все стороны этой категории достаточно затруднительно. Имеющиеся попытки сформулировать всеобъемлющие определения национальной безопасности вместо ожидаемой ясности вызывают дополнительные вопросы. Поэтому в результате одни из дефиниций рассматриваемого феномена отличаются излишней лапидарностью, другие - аморфностью и размытостью формулировок. И хотя каждая из существующих трактовок, как правило, не опровергает, а дополняет другие, в своей совокупности они все-таки не дают всестороннего понимания национальной безопасности.

К тому же, в большинстве случаев допускается не совсем корректное, с нашей точки зрения, отождествление двух понятий «безопасность государства (общества)» и «национальная безопасность», которое вносит еще больше противоречий в вопрос о содержании данной категории. Представляется, что эти термины не могут рассматриваться как синонимы, поскольку безопасность государства - это состояние защищенности от угроз, безопасное состояние государства, сохранение неизменным какого-то уже достигнутого состояния, в то время как, национальная безопасность - более широкое системное понятие, отражающее отношения, связи и действия авторов в сфере национальной безопасности в их динамике, в стремлении к достижению безопасных условий, необходимых для устойчивого эффективного развития.

Дополнительно необходимо отметить следующий важный аспект: в большинстве работ при исследовании проблем национальной безопасности речь идет о триединстве отношений личности, общества и государства, как о гармоничной триаде (отсюда, в том числе, и обоснование «сбалансированности» системы национальной безопасности), что верно с позиций социологии или политологии. Но при этом за рамками исследования остаются важные социально-экономические отношения между индивидом (личностью), обществом, государством и хозяйствующими субъектами по поводу рационального использования имеющихся ресурсов, производства и распределения товаров и услуг, включая общественные блага. Эти отношения также находятся в

плоскости проблем национальной безопасности и должны составить предмет изучения экономической науки. С нашей точки зрения, подход к определению содержания национальной безопасности с позиций экономической науки в данном случае не только оправдан, но и необходим, поскольку это позволит преодолеть односторонность сформировавшихся теоретических представлений.

Необходимость изучения национальной безопасности как категории экономической науки обусловлено также тем, что состояние национальной безопасности страны непосредственно зависит от ее экономического потенциала, который создает условия для эффективного функционирования всей системы обеспечения национальной безопасности. Хотя безопасность государства складывается из значительного числа отдельных ее направлений, но базисным, обеспечивающим и определяющим жизнестойкость, жизнеспособность и дееспособность всех остальных элементов системы национальной безопасности является экономическая сфера. Состояние экономики должно быть таким, чтобы обеспечить стабильный экономический рост, необходимый и достаточный для поддержания должной обороноспособности, общественной и государственной безопасности, инновационно-технологического развития отраслей и сфер социально-экономической жизни, охраны окружающей среды, рациональной занятости, реализации потребностей людей в образовании и развитии, повышения качества и уровня жизни населения страны.

Анализ основных макроэкономических показателей России за последние годы позволяют убедиться в том, что периоды экономического роста (с 2000 г. по 2007 г.) соответствуют этапам наибольшей стабильности и защищенности общества. Глобальный финансово-экономический кризис 20082009 гг. вызвал экономический спад и обусловил усиление внутренних и внешних угроз национальной безопасности России. Чем выше уровень экономического развития страны, тем выше толерантность системы национальной безопасности к рискам и угрозам, причем не только потенциальным, но и реальным. Поэтому фундамент системы отношений по обеспечению национальной безопасности, которые выстраиваются между государством, обществом и личностью, формируют социально-экономические отношения (рис. 2).

В данном случае именно потребности личности, общества, государства, а также хозяйствующих субъектов как экономических агентов, причем, потребности не только в безопасности, как первичной потребности, а в виде системы потребностей, формируют интересы всех субъектов относительно долгосрочного устойчивого развития, которые реализуются через систему социально-экономических отношений, прежде всего, в сфере экономики, а также в других сферах жизнедеятельности общества, развитие которых непосредственно определяется уровнем развития производительных сил страны, состоянием и ростом экономики.

Потребности и интересы личности, общества, хозяйствующих субъектов, государства

Социально-экономические отношения между государством, обществом, личностью и хозяйствующими субъектами

Социально-экономическое развитие в интересах личности, общества, государства, хозяйствующих субъектов

Рис. 2 Интерпретация национальной безопасности как экономической категории

Таким образом, национальная безопасность как экономическая категория отражает состояние социально-экономических отношений между личностью, обществом, государством и хозяйствующими субъектами по поводу рационального использования имеющихся ресурсов для производства и распределения товаров и услуг, включая общественные блага, при котором обеспечивается эффективное противодействие внешним и внутренним угрозам национальной безопасности и тем самым создаются необходимые условия для стабильного динамичного развития экономики и общества.

В этом смысле экономическая категория национальной безопасности представляет теоретическое выражение наиболее существенных явлений и процессов в сфере защиты национальных интересов от внешних и внутренних угроз, которую обеспечивает система национальной безопасности. Все

это позволяет сформулировать авторское понимание национальной безопасности как системы защиты интересов личности, общества, хозяйствующих субъектов и государства от внешних и внутренних угроз, обеспечивающей необходимые условия для динамичного долгосрочного развития экономики и общества, повышения уровня и качества жизни населения страны.

_Литература_

1. Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 года № 2446-1 «О безопасности» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992, № 15. ст. 769 (утратил силу с 28.12.2010 г.).

2. Федеральный закон от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности» // Российская газета. - 2010. - 29 декабря. - Федеральный выпуск № 5374.

3. Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. - 1994. - № 12. - С. 8.

4. Авдийский В.И., Дадалко В.А. Теневая экономика и экономическая безопасность государства: учеб. пособие. - 2-е изд., доп. - М.: Альфа-М ; ИНФРА-М, 2012. - 496 с.

5. Афонцев С.А. Национальная экономическая безопасность: на пути к теоретическому консенсусу // Мировая экономика и международные отношения. - 2002. - № 10.

6. Богомолов В.А. Введение в специальность «Экономическая безопасность». - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - С. 80-85.

7. Богомолов В.А. Экономическая безопасность. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006;

8. Глазьев С.Ю. Основы обеспечения экономической безопасности - альтернативный реформационный курс // Российский экономический журнал. -1997. - № 1-2;

9. Гончаренко Л. П. Экономическая и национальная безопасность. - М.: Экономика, 2008. - С. 32-33.

10. Гордиенко Д.В. Основы экономической безопасности государства: монография. - М., 2007;

11. Гордиенко Д.В. Основы экономической безопасности государства: учеб.-метод. пособие. - М.: Финансы и статистика ; ИНФРА-М, 2012. - С. 7;

12. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Иллюстрированное издание. - М.: Эксмо, 2010. - С. 87.

13. Дзлиев М.И., Урсул А.Д. Основы обеспечения безопасности России. - М.: Экономика, 2003.

14. Илларионов А.И. Критерии экономической безопасности // Вопросы экономики. - 1998. - № 10;

15. Корнилов М.Я. Экономическая безопасность России. - М.: Издательство: РАГС, 2007 г. - С. 112.

16. Косолапов Н. Н. Национальная безопасность в меняющемся мире // Мировая экономика и международные отношения. 1992. № 10;

17. Михайленко А. Механизм обеспечения экономической безопасности России // Мировая экономика и международные отношения. - 1996. - № 7;

18. Общая теория национальной безопасности / Под общ. ред. А.А. Прохоже-ва. - М.: Изд-во РАГС, 2002. - С. 39.

19. Общая теория права и государства / Под общ. ред. В.В. Лазарева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001. - 578 с.

20. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Ред. С.И. Скворцов. -26-е изд., испр. и доп. - М.: Оникс; Мир и Образование , 2009. - С. 144.

21. Олейников Е.А. Экономическая и национальная безопасность: Учебник. -М.: Экзамен, 2005. - С. 18;

22. Основные положения государственной стратегии в области обеспечения экономической безопасности // Экономика и общество. - 1995. - № 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Политология / Общ. ред. Г.С. Виноградова. - М.: Альфа-Пресс, 2007. - С. 263.

24. Савицкий А.Г. Национальная безопасность. Россия в мире: Учебник. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - С. 24;

25. Серебрянников В. В. Новая модель безопасности: диалектика средств ее обеспечения // Мировая экономика и мировые отношения. - 1991. - № 3;

26. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537) // Собрание законодательства РФ, 18.05.2009. - № 20. ст. 2444

27. Экономическая безопасность России. Общий курс / Под ред. Сенчагова В.К. - М.: Дело, 2005. - С. 25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.